Профилактический осмотр генератора
Основным условием правильной и надёжной работы этого устройства всегда остаётся внимательный осмотр и генератор МТЗ здесь не исключение. Необходимо постоянно следить за качественным креплением проводов и самого генератора, натяжением ремня и даже банальной чистотой деталей.
https://youtube.com/watch?v=6ltARCp11bw
Иными словами, требуется чистить от грязи и пыли корпус, если таковые обнаружены на нём. Смотреть за приборным щитком, где присутствует световой индикатор (лампочка). Перед пуском двигателя лампочка, естественно, должна загораться. При появлении неисправностей замыкание массы ничего не даст, ибо лампочка индикатора либо совсем не будет гореть, либо загорится в пол силы (индикация и яркость зависит от конкретной модели трактора).
На исправность генератор МТЗ проверяется исключительно при заглушённом и остывшем моторе трактора, предварительно отключив от него все провода и клеммы. Проверка осуществляется лампой на 12 вольт и аккумуляторной батареей.
Модели тракторных генераторов МТЗ
Эволюция моделей тракторов МТЗ и увеличение оснащённости машин электрооборудованием привела к использованию генераторов аналогичной конструкции с более высокой мощностью и соответствующими техническими характеристиками. Современные машины МТЗ с напряжением в сети 12 вольт комплектуются узлами следующих серий: Г46.3701 с мощностью 700 Вт; Г96.3701 с выдаваемой мощностью 1000-1150 Вт и Г 97.3701 с мощностью 1400 Вт. Для машин МТЗ с напряжением в сети 24 вольта устанавливаются узлы серии Г99.3701 мощностью 1000-1150 Вт и 98.3701 мощностью 1500 Вт. Модификации узлов отличаются конструкцией и размером привода.
Частые неполадки и их диагностика
Если после пуска мотора не гаснет контрольный индикатор, то необходимо проверить состояние и натяжение ремня. Затем следует осмотреть точки соединения проводки с клеммами на наличие окисления элементов. Если работоспособность не восстановилась, нужно проверить обмотки при помощи контрольной лампы. Дополнительное тестирование производится при помощи вольтметра на номинальном режиме работы дизеля. Напряжение на выходах не должно падать ниже 12,5 В при коммутации внешней нагрузки (например, фар головного света и габаритов).
Равномерный посторонний шум при работе оборудования возникает из-за ослабевания затяжки гайки шкива или износа шариковых подшипников. Для проверки необходимо снять ремень, рукой проверить плотность посадки шкива и прокрутить ротор. Металлические стуки или рывки указывают на износ опор и контакт между пластинами ротора и статора. При дальнейшей эксплуатации произойдет необратимое повреждение деталей.
Гайка затягивается ключом. Если в шкиве разбито посадочное отверстие, то необходимо установить новую деталь. Подшипники стягиваются с помощью винтового съемника, одновременно производится диагностика деталей генератора.
В статье описаны основные дефекты генераторов на МТЗ-82, просим читателей оставлять свои отзывы с описанием поломок и способов устранения неисправностей.
Конструкция и принцип работы
Агрегат крепится на боковой части картера двигателя на поворотном основании, верхняя точка фиксации позволяет регулировать натяжение приводного ремня. Крутящий момент передается от шкива, закрепленного на носке коленчатого вала при помощи сегментной шпонки. Ремень также вращает помпу жидкостной системы охлаждения, при обрыве привода или заклинивании ротора генератора дальнейшая эксплуатация трактора невозможна. В торцевых крышках корпуса выполнены фасонные каналы для подачи воздуха и стока воды, попадающей во внутренние полости изделия.
Электрическая машина состоит из статора, внутри которого установлен неподвижный пакет листов, отштампованных из электротехнической стали, на котором имеются медные обмотки. Катушки образуют фазы, внутри которых элементы замкнуты последовательно, сами фазы объединены по схеме треугольника. Внутри статора на шарикоподшипниках смонтирован вал ротора, на ось напрессован пакет пластин из стали. Опоры закреплены в съемных крышках. На носке вала предусмотрена штампованная крыльчатка, обеспечивающая охлаждение оборудования.
Шариковые подшипники оборудованы резиновыми защитными крышками, не позволяющими воде вымывать смазку. В конструкции оборудования предусмотрены катушки возбуждения, расположенные по торцам статора. В момент начала работы на обмотки подается напряжение от батареи, позволяющее вывести генератор в рабочий режим.
Если на тракторе отсутствует аккумулятор (дизель запускается при помощи бензинового стартера ПД-10), то необходимо перевести генератор из режима независимого возбуждения в состояние параллельного возбуждения. Для этого необходимо кратковременно (на 1 секунду) подключить к обмоткам возбуждения источник постоянного тока напряжением 12 В. Положительный кабель прикладывается к клемме Ш, а отрицательный — к выводу М. Процедура обеспечивает намагничивание деталей конструкции, что позволяет вывести генератор в рабочий режим без внешнего воздействия.
После запуска двигателя ротор начинает вращаться, наводя магнитное поле в выступах статора, которое изменяется от минимума до максимума в зависимости от положения подвижного ротора. Создаваемые пульсации позволяют наводить в обмотках статора переменный 3-фазный ток, который затем выпрямляется полупроводниковым блоком. Уровень напряжения корректируется отдельным реле, в котором предусмотрен переключатель сезонов работы (в зимнее время генерируемое напряжение выше, что обеспечивает подзарядку батареи с охлажденным электролитом).
Схема трактора МТЗ 80 — схемы авто
Схема принципиальная и параметры электрооборудования тракторов МТЗ-80 — 82. Система проводки — однопроводная, отрицательный полюс источника тока соединён с массой. Номинальное напряжение сети, В 12. Генератор 46.3701 переменного тока со встроенным выпрямителем и интегральным регулятором напряжения номинальное напряжение, В 14, номинальная выпрямляемая мощность генератора, Вт — 700, частота вращения номинальная, об/мин 3600. Аккумуляторная батарея для тракторов с системой запуска дизеля: электростартером 3СТ-216А (2 шт.), пусковым двигателем 6СТ-50ЭМ (1 шт.). Напряжение батарей: 3СТ-215А, В 6, 6СТ-50ЭМ 12. Ёмкость: 3СТ-215А, А.ч 215, 6СТ-50ЭМ 50. Другие схемы смотрите тут.
Схема электрическая трактора МТЗ 80
Обозначение элементов на схеме:
1 — передняя фара 2 — передний указатель поворота 3 — датчик указателя температуры воды 4 — соединительные панели 5 — штепсельные разъемы щитка приборов 6 — звуковой сигнал 7 — реле-регулятор 8 — генератор МТЗ 80 9 — выключатель блока отопления-охлаждения воздуха 10 — электродвигатель блока отопления-охлаждения воздуха 11 — выключатель плафона 12 — плафон 13 — выключатель стеклоочистителя 14 — электродвигатель со стеклоочистителем 15 — тахоспидометр трактора МТЗ 80 16 — контрольные лампы включения «массы», дальнего света и указателей поворота 17 — добавочное сопротивление 18 — контрольный элемент электрофакельного подогревателя 19 — переключатель света передних фар 20 — лампы освещения приборов 21 — выключатель электрофакельного подогревателя и стартера 22 — стеклоомыватель 23 — центральный переключатель света 24 — включатель «стоп» 25 — задняя фара МТЗ 80 26 — задний фонарь 27 — соединительные панели 28 — выключатель задних фар 29 — штепсельные разъемы щитка приборов 30 — штепсельная розетка 31 — фонарь освещения номерного знака 32 — выключатель стеклоомывателя 33 — реле указателей поворота 34 — переключатель указателей поворота 35 — контрольные лампы включения «массы», дальнего света и указателей поворота 36 — кнопка звукового сигнала 37 — выключатель «массы» 38 — аккумуляторные батареи 39 — розетка переносной лампы 40 — указатель температуры воды 41 — амперметр МТЗ 80 42 — блоки плавких предохранителей 43 — выключатель блокировки запуска двигателя 44 — стартер МТЗ 80 45 — реле стартера 46 — реле блокировки 47 — электрофакельный подогреватель 48 — электродвигатель пускового подогревателя 49 — электромагнитный клапан пускового подогревателя 50 — свеча накаливания пускового подогревателя 51 — выключатель пускового подогревателя 52 — контрольная спираль накаливания пускового подогревателя 53 — переключатель пускового подогревателя 54 — указатель уровня топлива 55 — приемник указателя уровня топлива
Неисправности и ремонт генератора трактора МТЗ
Как быть, если вы обнаружили, что при номинальной частоте вращения коленвала двигателя амперметр отображает разрядный ток? Проверяем натяжение ремня генератора. Если натяжение нормально, ищем обрыв проводов в цепи питания обмотки возбуждения. Если они в порядке, наверное закислились контакты подсоединительных проводов. Кстати, при межвитковом замыкании или обрыве витков в обмотке возбуждения, замыкания обмотки статора на корпус, при пробое диодов обратной или прямой полярности выпрямителя возникает такая же ситуация.
Почему может появится большой зарядный ток? Вполне вероятно короткое замыкание пластин аккумуляторной батареи, а это ведет к уменьшению внутреннего сопротивления аккумулятора и увеличению тока.
Шум и стуки в генераторе могут возникнуть из-за ослабления крепления шкива привода генератора, разрушения подшипников или выработку их посадочных мест. Вот и получается шум из-за задевания ротора за статор.
Как проверить работу генератора 464.3701 на тракторе? Подключаем потребителей электроэнергии, частоту вращения коленвала двигателя доводим до номинальной, вольтамперметром КИ-1093 замеряем между «+» и незакрашенным местом корпуса генератора (рис. 2.2.1) и, плавно прибавляя ток нагрузки до 30 А, измеряем напряжение. Оно должно быть не менее 12,5 В.
Рис. 2.2.1. Схема проверки напряжения отдачи генератора под нагрузкой на тракторе МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — генератор; 2 — вольтамперметр КИ-1003
Что делать, если напряжение генератора сильно отличается от номинального или вообще его нет при отключении аккумуляторной батареи? Генератор нужно снять для проверки и, возможно, последующей замены. Как проверить генератор МТЗ-80, МТЗ-82? Вначале нужно проверить исправность основных элементов генератора с помощью контрольной лампы на 12 В.
Последовательность действий следующая: снимаем заднюю пластмассовую крышку и интегральное устройство (ИУ); далее высвобождаем выводы катушки возбуждения и дополнительного выпрямителя с болтов панели выводов. Проверяем отсутствие короткого замыкания в диодах или между обмотками и корпусом генератора (см. рис. 2.2.2).
Рис. 2.2.2. Схемы проверки генератора на отсутствие короткого замыкания МТЗ-80, МТЗ-82 а — как проверить диоды выпрямительного блока; б — как проверить обмотки статора и диоды обратной полярности; в — как проверить диоды прямой полярности; г — как проверить диоды дополнительного выпрямителя; д — как проверить обмотки возбуждения на корпус генератора; 1 — корпус генератора; 2 — клемма « + »; 3 — клемма « Ш »; 4 — выводы фаз выпрямительного блока; 5 — аккумуляторная батарея; 6 — клемма « Д »; 7 — клемма вывода конца обмотки возбуждения; 8 — клемма вывода начала обмотки возбуждения; 9 — контрольная лампа
При коротком замыкании диодов, обмотки или пробоя на корпус контрольная лампа загорается. Так должно быть. При нарушении изоляции обмоток и неисправностях диодов генератор нужно менять. Выверку генератора осуществляют на контрольно-испытательных стендах КИ-968 или 532М.
В первую очередь проверяют напряжение генератора без нагрузки. Оно должно быть не менее 12,5 В при частоте вращения ротора не более 1400 об/мин. Далее сверяют напряжение генератора под нагрузкой, при токе нагрузки 36 А и частоте вращения ротора 3000 об/мин. Оно также должно быть не менее 12,5 В.
Для проверки интегрального устройства ток нагрузки снижают до 5 А, а частоту вращения ротора стараются держать в пределах 3000 об/мин. При «летнем режиме» (переключатель посезонной регулировки в положении «Л») напряжение на генераторе должно быть 13,2—14,1 В. В «зимнем режиме» (переключатель посезонной регулировки в положении «З») напряжение чуть больше, в пределах 14,3—15,2 В. При несоответствии этим параметрам, интегральное устройство нужно сменить.
Источник
Схема и процесс подключения своими руками
Чтобы установить печку на МТЗ-82 своими руками, необходимо:
- Демонтировать металлический кожух панели приборов, а затем прикрепить корпус вентилятора к моторному щиту кабины через резиновую прокладку.
- Отвернуть краны и слить охлаждающую жидкость.
- Снять заглушку, расположенную на передней стенке кабины.
- Подсоединить шланги к магистралям циркуляции антифриза таким образом, чтобы жидкость проходила через теплообменник отопителя.
- Подключить электродвигатель к бортовой сети; следует учитывать, что на тракторах МТЗ используется схема проводки с коммутацией отрицательных выводов на корпус и раму. В цепи предусматривается плавкий предохранитель номиналом 25 А.
- Установить на место панель приборов, смонтировать переключатель мотора вентилятора.
- Заполнить систему охлаждения жидкостью, прогреть силовой агрегат и проверить работоспособность отопителя. Течь антифриза через стыки патрубков не допускается.
Возможно использовать самодельный агрегат, построенный на основе теплообменника от легковых автомобилей (например, от «Москвич»-412). Узел крепится к стенке кабины. Для подключения к контуру охлаждения применяются шланги с внутренним диаметром 18 мм. Конструкция врезается в магистрали, расположенные между помпой и пусковым двигателем ПД-10, с помощью тройников.
Преимуществом радиатора от машины являются мелкие соты и увеличенная площадь поверхности, обдуваемой потоком воздуха, что улучшает характеристики нагревательного прибора.
Схема подключения генератора
Итак, схема подключения автомобильного генератора необходима каждому трактористу, чтобы ввести его в эксплуатацию прямо «в поле».
Описание процесса
Подключение генератора МТЗ 80 – процедура несложная. Делается она в несколько этапов:
- Генератор болтами крепится к боковинке двигателя.
- Затем происходит натяжение ремня и окончательная фиксация болтом.
- После необходимо подключить электрику. Крепится она стандартным способом «клемма-болт». Вот электросхема генератора.
А как проверить генератор на МТЗ? Нужно повернуть ключ зажигания. Если загорелась красная лампа – значит была допущена ошибка. Она говорит о недостаточном заряде. Нужно еще раз проверить схему подключения.
Проверка обмотки
Генератор на МТЗ 82 все еще не запускается, возможно, проблема не в подключении, а в самой обмотке. Тогда понадобится диагностика системы.
Для этого нужно отключить генератор от мотора и полностью зарядить аккумулятор. Итак, минус нужно бросить на контакт М, а плюс на Ш.
Также могут понадобиться дополнительные тесты:
- Минус на М, а плюс — на В. Необходимо в цепь включить и индикаторную лампочку. Если все хорошо, гореть она не будет. В случае пробоя диода или плюсового вывода на корпус индикация будет заметной.
- Минус на любой контакт переменного напряжения, а плюс на В-колодку. Результат, как и ранее, определяется по лампочке.
- Положительный на М, а отрицательный на переменные контакты. Если горит лампа, значит в диоде пробой.
Также не будет лишним убедится в работоспособности самой лампочки. Иногда она не горит, потому что сломана.
Устройство генераторов для МТЗ, схема подключения и ремонт
Генератор трактора преобразовывает механическую вращательную в электрическую энергию и обеспечивает питанием электрооборудование машины, включая подзарядку пусковых аккумуляторных батарей с напряжением 12 или 24 вольт. Трактора МТЗ 80(82) ранних модификаций укомплектовывались самовозбуждаемыми трёхфазными генераторами переменного тока Г304, Г305 и Г306 советского производства с выдаваемым напряжением 14 вольта мощностью 400 Вт. Дополнительные буквы в аббревиатуре модификаций, вышеуказанных генераторов, означают различие обмоточных данных статора и имеют аналогичную унифицированную конструкцию с одинаковыми техническими характеристиками. Г 304 и Г305 в своём составе имели две неподвижные обмотки возбуждения для генерации энергии при левом и правом вращении, Г 306 с одной обмоткой возбуждения только для правого вращения. Более современная версия тракторных генераторов имеет аналогичную конструкцию с маркировкой 46.3701.
Проверка интегрального регулятора напряжения
Для поддержания напряжения, вырабатываемого генератором 46.3701, в заданных пределах устанавливается интегральный регулятор напряжения (ИРН) Я112-Б. Интегральные регуляторы напряжения не разбирают и не ремонтируют. Однако в процессе эксплуатации и при ремонте генераторов с ИРН приходится проверять их техническое состояние. Рекомендуется также проверять и новый ИРН перед установкой его на генератор.
Оборудование и приборы, необходимые для проверки работоспособности ИРН: источник постоянного тока, позволяющий получать напряжение 12…12,5 и 16 В (например, две аккумуляторные батареи, выпрямитель или генератор, установленный на стенде); контрольная лампа мощностью 3…5 Вт напряжением 12 В; вольтметр не ниже первого класса со шкалой 3…5 В; амперметр №309.
Для проверки тракторных регуляторов Я112-Б соберите схему по рисунку 4, а, а для автомобильных регуляторов Я112-А – по рисунку 4, б. Минус аккумуляторной батареи (или другого источника тока) соедините с клеммой М (теплоотводом) ИРН, а “+” через переключатель напряжения – с клеммой Б или В (для регулятора Я112-А). Клемму Ш обоих типов регуляторов соединяют через контрольную лампу с “+” двенадцативольтового источника тока.
Рис. 4. Схемы проверки ИРН:
а – работоспособности и падения напряжения Я112-Б; б – работоспособности Я112-А.
Установите выключатель S3 во включенное положение, а S2 – в выключенное. Если регулятор исправен, то при установке переключателя напряжения S1 в положение “12В” лампа должна гореть (выходной транзистор открыт), а в положении переключателя “16В” лампа должна гаснуть. Если лампа не горит в обоих случаях, то в выходной цепи регулятора обрыв, а если в обоих случаях горит – пробит выходной транзистор.
Для того чтобы убедиться, как обеспечивает ИРН обмотку возбуждения генератора, проверьте падение напряжения между клеммами Ш и М по схеме, показаанной на рисунке 4, а. К клемме Б (В) подключите “+”, а к клемме М ИРН “–” аккумуляторной батареи на 12В (для ИРН 120-АТ – 24В). Клемму Ш ИРН соедините через реостат (начальное сопротивлние не менее 4 Ом) и амперметр с “+” батареи. Между клеммами Ш и М регулятора установите вольтметр. Переключатель S1 должен быть в положении “12В”, S2 – во включенном, а S3 – в выключенном положении. Реостатом установите ток 3 А, соответствующий наибольшему току возбуждения, и вольтметром замерьте падение напряжения. Оно не должно превышать 1,7 В.
Падение напряжения в ИРН можно замерять и на собранной генераторной установке. Реостат здесь не нужен, так как его заменяет обмотка возбуждения.
Генератор для МТЗ-80 и 82
Главная задача данного механизма – преобразование механической энергии в электрическую. В тракторе электроэнергия образуется за счет вращение коленчатого вала от двигателя, также генератор заряжает аккумуляторную батарею, но обо все по порядку.
Принцип работы и схема генератора МТЗ-80, 82
На модели Беларус 80 и 82 устанавливают трехфазный генератор переменного тока Г306-Д с односторонним электромагнитным возбуждением. Ниже приведем его схему и краток опишем строение и принцип работы.
Устройство размещают в кронштейне с права от двигателя и посредством ремня он приводится во вращение от коленвала. Так он преобразовывает механическую энергия в переменную электрическую.
Однако! Для правильной работу необходим постоянный ток, поэтому ток генератора проходит через трехфазный выпрямитель, состоящий по мостовой схеме. Это преобразовывает его их переменного в постоянный.
Главные составляющие генератора для моделей МТЗ-80 и МТЗ-82: статор (статический) и ротор (вращающийся). Статор (см. 8) собран ил множества стальных электротехнических листов. Катушка трехфазной обмотки крепится на выступу статора с внутренней стороны. С помощью трех катушке образуется каждая фаза, катушки соединены друг с другом последовательно, а фазы по «треугольной» схеме. Их концы выведены к болтам панели (13) и соединят с выпрямителем.
Ротор (см. 9), также выполнен из стальных электротехнических листов по форме шестилучевой звезды и напрессованы на вал, которые оборачивается на 2-х подшипниках шарикового типа (6, 11) крышек – передняя (5) и задняя (12). На конец вала крепится чугунный шкив (1) с помощью гайки вместе со стопорной шайбой.
В лобовой крышке (5) приварены две лапы (одна необходимо для регулировки натяжения ремня, вторая для крепления). На цилиндрическую часть крышки предусмотрено отверстие для стока конденсата, который может попасть внутрь генератора.
В торец передней крышки крепят катушку возбуждения (7). Изначально обмотка соединена с корпусом, а её конец выводят гибким монтажным проводом на клемму III.
Теперь рассмотрим конструкцию выпрямителя, его конструкция состоит из теплоотводящего блока (3) и корпуса (4) и 6-ти диодов из кремния. Причем первый 3-ри из них прессуют в корпус, и они имеют обратную полярность, а остальные в теплоотводящий блок. Их выводы попарно соединяют в фазы и выводят на клеммы вместе с статорными фазами.
Техническое обслуживание генератора МТЗ-80 и МТЗ-82
Главное правило – нужно следить за правильностью и надежностью крепления проводки и самого генератора, ремня привода и общим состоянием (чистота, исправность). Если на нем присутствует пыль или грязь её необходимо удалить с помощью щетки или слегка увлажненной тряпки.
На щитке прибора присутствует специальная контрольная лампа, которая перед началом работы проверяю исправность устройства. Если с генератором все хорошо, то при замыкании «массы» загорится «контролька» перед пуском двигателя.
Важно! На моделях МТЗ-80 и 82 она гаснет полностью, на МТЗ-82Л и 80Л светит в половину своего накала). Исправность генератора проверяют при неработающем двигателе трактора, отсоединив все клеммы и провода от него. Проверку проводят с помощью 12-ти вольтовой лампы и аккумулятора
Проверку проводят с помощью 12-ти вольтовой лампы и аккумулятора
Исправность генератора проверяют при неработающем двигателе трактора, отсоединив все клеммы и провода от него. Проверку проводят с помощью 12-ти вольтовой лампы и аккумулятора.
Проверка обмотки возбуждения
Отрицательный вывод аккумулятора крепят к клемме генератора «М», а положительный через «контрольку» клеммы III.
• Если обмотка исправна, то лампа будет гореть вполовину накала, и сила тока будет от 3 до 3,5 Ампера;
• Если сила тока будет более 3,5 А, то это значит, что между обмоткой и корпусом есть короткое замыкание;
• Если лампа не будет гореть – разрыв обмотки.
Обмотки статора и выпрямитель проверяют по такой схеме:
1. Отрицательный конец аккумуляторной батареи крепят к клемме «М»., а положительный к контрольной лампе. Контрольная лампочка не должна гореть. Если же наоборот, то это признак:
• поломки выпрямителя (короткое замыкание в диодах или диоде);
• нарушение изоляции между теплоотводящим блоком и корпусом;
• короткое замыкание положительного конца на корпус генератора.
2. Отрицательный конец аккумулятора крепят к любой клемме генератора, а плюс через «контрольку». Лампочка не должна гореть, если иначе, то это признак пробития одного или более диодов.