Как регулировать сцепление на маз 5365 двигатель 238?
На МАЗы традиционно устанавливают двигатели ЯМЗ-238.
Двигатель ЯМЗ 238 подразумевает сухое двухдисковое сцепление фрикционного типа, цилиндрические пружины у механизма имеют периферическое расположение.
Мощность двигателя и собственно конструктивные особенности механизма очень часто приводят к тому, что неправильно настроенное сцепление может выйти из строя. Чтобы избежать поломки двигателя, необходимо хотя бы раз в полгода проводить диагностику и регулировку сцепления ЯМЗ 238.
Правила эксплуатации автомобиля МАЗ предусматривают регулировки:
размеров величины отхода ведущего среднего диска, которые обеспечивают необходимые зазоры рабочих поверхностей сцепления после его выключения,
зазорной величины торца крышки клапанного корпуса и регулировочной гайки,
хода педали сцепления.
Для регилировки сцепления потребуется набор ключей (рожковых и накидных) и линейка со штангенциркулем.
В первую очередь следует проверить и при необходимости отрегулировать свободный ход муфты, отвечающей за включение сцепления (зазор должен составлять 3,2–4 мм). Проверять значение следует с помощью линейки, спустив воздух из пневмосистемы. Зазор между торцом задней крышки корпуса клапана и стопорным кольцом должен быть в пределах нормы – 3,5+0,2 мм.
Затем надо отрегулировать зазор от второго ведомого диска до упорного кольца оттяжных рычагов (он должен быть в пределах 64 мм. Далее регулируется зазор между упорным кольцом и подшипником муфты включение (должен быть в пределах 3,6 мм). Полное отсутствие этого зазора может привести к поломке нажимного подшипника и неисправности в работе ведомого диска.
Если эти меры не помогают, то есть неисправность в работе сцепления сохраняется, то скорее всего потребуется замена механизма.
как установить задний мост от супера на маз 500?
Скажу сразу, многие запчасти на «МАЗ-500» стало проще купить, ориентируясь в поиске на запчасти для «Супера».
Заменить задний мост не так сложно, как кажется. Пригодится стандартный проверенный набор инструментов.
Для начала нужно снять старый мост. Перед установкой нового моста нужно демонтировать кронштейны энергоаккумуляторов, срезать («болгарка» в помощь!) нижние накладки на мост и верхние площадки рессор (советую сразу приварить их к мосту на то расстояние, которое было на прежнем мосте).
Далее необходимо закатить «суперовский» мост под «МАЗ» и поднять его под рессоры. Подошла очередь крепления стремянками рессор (заранее приобретите четыре стремянки для «Супера»). При помощи стремянок мост прикручивается волшебным образом легко. Потом остается только приварить нижние накладки на балку моста и подключить тормозные трубки к энергоаккумулятору.
Ну, и в заключение, нужно вернуть колеса на место. У нашего «МАЗА» шины на 300, все встало хорошо.
Удачной замены и Вам!
Как регулировать лепестковую корзину сцепления на грузовике?
Здравствтуйте. Отвечая на Ваш вопрос, можно сказать, что лепестковое сцепление грузовика состоит из следующих деталей: маховик; нажимной диск с пружинами; ведущий диск с накладками и гасителем колебательных волн; вилка; осевой вал; выжимной подшипник; пружина; капот; конструкционные накладки. Для регулировки корзины лепесткового сцепления необходимо:
поставить машину на смотровую яму и снять с помощью лебедк коробку;
осмотреть выжимной подшипник, пружины и цанги;
открутить крепление диска к маховику двигателя;
снять нажимной механизм, придеживая ведущий диск;
осмотреть поверхность и сделать регулировку лапок относительно площади диска;
проверить изменение положения лапок при помощи пластины, при этом их круглые поверхности должны соприкасаться с шаблоном, расположенным на ступице;
после регулировки корзины лепесткового сцепления закрутить метизы до упора.
Диагностика, регулировка и прокачивание сцепления КамАЗ
КамАЗ ПГУ привод сцепления
Регулировка сцепления КамАЗ может потребоваться в процессе эксплуатации автомобиля, так как данный узел подвержен серьёзным нагрузкам. Если сцепление «ведет» или «пробуксовывает», если при переключении передач появился посторонний шум и треск — необходимо произвести диагностику и необходимую настройку.
Диагностика и регулировка сцепления КамАЗ включают в себя следующие действия:
- Визуальный осмотр привода сцепления.
Регулировку свободного хода педали сцепления.
Регулировку свободного хода муфты выжимного подшипника.
Регулировку полного хода толкателя пневмогидроуселителя сцепления.
Прокачивание гидросистемы сцепления.
Осмотр и техническое обслуживание привода сцепления
Привод сцепления автомобилей Камаз-5320 включает в себя педаль сцепления с оттяжной пружиной, главный цилиндр, рабочий цилиндр в сборе с пневматическим усилителем, трубопроводы и шланги для подачи рабочей жидкости от главного цилиндра к пневмоусилителю, компенсационный бачок, соединенный шлангом с главным цилиндром привода сцепления. Перед любыми действиями по регулировке сцепления следует произвести осмотр привода:
- Проверить герметичность привода сцепления.
Для этого нажимают на педаль сцепления два-три раза. Сильная утечка воздуха обнаруживается на слух, а слабая — с помощью мыльного раствора. Утечку тормозной жидкости проверяют визуально. При обнаружении негерметичности привода ее устраняют подтяжкой или заменой негерметичных элементов.
Проверить уровень жидкости в компенсационном бачке привода сцепления.
Жидкость должна быть на 15…20 мм ниже кромки горловины бачка. При необходимости долить жидкость до нужного уровня.
Смешивать жидкости различных марок не допускается.
- Проверить действие оттяжных пружин педали сцепления и рычага вала вилки выключения сцепления
Затянуть болты крепления пневматического усилителя привода сцепления.
Момент затяжки 90… 100 H*м (9…10кгс*м)
- Слить конденсат из пневмогидроусилителя
Если механически привод сцепления исправен — проводятся необходимые регулировки согласно установленным значениям.
Регулировка свободного хода муфты выжимного подшипника
Свободный ход муфты выключения сцепления должен составлять 3,2…4,0 мм, что соответствует свободному ходу рычага вала вилки выключения сцепления 4…5 мм. Свободный ход муфты выключения сцепления проверяют перемещением вручную рычага при предварительно отсоединенной пружине. Регулируют свободный ход рычага вала вилки сферической гайкой толкателя пневмоусилителя, после чего подсоединяют пружину к рычагу.
Регулировка полного хода толкателя ПГУ
Полный ход толкателя пневмоусилителя должен быть не менее 25 мм. При меньшей величине хода не обеспечивается полное выключение сцепления. Полный ход толкателя пневмоусилителя проверяют при нажатии педали сцепления до упора. В случае недостаточного хода толкателя пневмоусилителя еще раз проверяют свободный ход педали сцепления и уровень жидкости в бачке главного цилиндра привода сцепления. При необходимости удаляют воздух из гидросистемы.
Прокачивание гидросистемы сцепления
Для прокачивание гидросистемы сцепления потребуется два человека. Перед началом работ, очищают от пыли и грязи резиновый защитный колпачок перепускного клапана, снимают его и надевают на головку клапана резиновый шланг. Свободный конец шланга опускают в стеклянный сосуд вместимостью около 0,5 литра, заполненный на 1/3… 1/4 высоты рабочей жидкостью.
Резко нажав 3…4 раза на педаль сцепления и удерживая педаль в нажатом положении, отвертывают на 1/2…1 оборот перепускной клапан. О наличии воздуха в гидросистеме свидетельствует выделение пузырьков воздуха из рабочей жидкости, поступающей по шлангу в стеклянный сосуд. После прекращения выхода жидкости при нажатой педали следует завернуть перепускной клапан.
При этом необходимо следить за уровнем рабочей жидкости в бачке главного цилиндра, который должен быть не ниже 40 мм от верхнего края бачка.
КамАЗ ПГУ привод сцепления
Как заменить тормозные колодки
Замена тормозных колодок проводится следующим образом:
- Ослабляют крепежные гайки колеса, которые расположены на ступице.
- Устанавливают под кратер моста подставку и снимают защитный кожух, кран запора воздушного потока и колесо.
- Выворачивают на 1-2 оборота болт фиксирующего элемента и, провернув ось червяка регулировочной рукоятки, сводят колодки до упора.
- Выворачивают крепежные винты барабана тормозного типа в сторону ступицы и снимают барабанный механизм.
- Отсоединяют и демонтируют наружные стяжные пружинные механизмы колодок. Во время их отсоединения снятый конец пружины рекомендуется отпускать плавно, без резких движений.
- Убирают чеку эксцентриковой оси тормозного устройства с обеих осей и снимают накладку.
- Разводят колодки и снимают ролики вместе с осями. Для выполнения этого действия понадобятся 2 человека. Во время движения колодок по оси нужно их придерживать.
- Отворачивают гайки с эксцентриковых осей и выбивают сами оси.
- Очищают и покрывают специальной смазкой посадочные поверхности осевого механизма.
- Устанавливают эксцентриковые оси в суппорт.
- Смазывают опорные поверхности колодок и устанавливают на них внутренние стяжные пружины.
- Устанавливают новые тормозные колодки.
- Устанавливают на осевые механизмы накладки и чеку.
- Возвращают на место все фиксирующие и крепежные элементы.
Корзина сцепления КАМАЗ — регулировка — цена
А еще, на многих новых автомобилях, в частности на 5320-ю модель, сюда же устанавливают специальное устройство, которое при выключении сцепления автоматически обеспечивает установку в среднее положение ведущего диска. Так что хотя бы в этом аспекте конструктивное решение, по которому выполнено сцепление КамАЗ 5320, регулировку корзины позволяет облегчить, впрочем, совсем отказаться от регулировочных работ не получится.
Так в процессе эксплуатации потребуется регулировать лапки-рычаги – делать так, чтобы нажимный диск смещался равномерно без перекосов. Иногда, особенно после ремонта корзины, нужно регулировать положение упорного кольца так, чтобы все четыре оттяжных рычага касались ее поверхности.
Еще муторнее происходит регулировка корзины сцепления КамАЗ, когда необходимо обеспечить предусмотренный зазор между выжимным подшипником и пятаком корзины. Так получается потому, что очень сложно выставить все регулировочные гайки, не имея возможности измерить величину зазора – штангенциркуль просто не пролезает. Некоторые бывалые водители советуют в подобных случаях использовать подручные средства – «если две спички проходят с трудом, значит зазор нормальный».
Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич |
Все комплектующие для механизма сцепления и его привода, как то диски, рычаги, вилки и ПГУ КамАЗ сделанные нашей компанией прошли обязательную сертификацию МАДИ. И в результате всех проверок было подтверждено, что 100 000 км гарантии на запчасти для сцепления (и тормозной системы), это не желание приукрасить ситуацию, а констатация реального повышенного ресурса перечисленных комплектующих. В общем, если хотите, чтобы регулировка корзины и прочих узлов имела смысл, покупайте запчасти в «СпецМаш».
Разборка цилиндра
Разобрать цилиндр можно с двух сторон.
- Стопорное кольцо снимается внутри цилиндра. Пружина выдавит манжету и поршень наружу. Этот способ разборки очень неудобен тяжело достать стопорное кольцо. Но если нет желания снимать цилиндр полностью для замены манжеты им можно воспользоваться. В случае если цилиндр перестал работать по причине её износа. Придется, конечно помучиться.
- Если цилиндр снят. Удобнее всего открутить нижнюю пробку. К которой прикручена трубка. Цилиндр зажимается в тисках откручивается пробка. выходит пружина и манжета с поршеньком.
Цилиндр разбирается для замены манжеты. Но не всегда это приводит к желаемому результату. Помимо того что манжета приходит в негодность. Изнашивается поршень и стенки цилиндра. Образуется не равномерная выработка. Овальность. Либо крупные канавки. Манжета перестаёт плотно прилегать к стенкам цилиндра. Поэтому после установки новой манжеты цилиндр остаётся неисправным. При разборке цилиндра необходимо обязательно проверять состояние поршенька и стенок цилиндра. Если выработка видна на глаз и на ощупь цилиндр лучше заменить на новый.
Регулировка двухдисковой корзины сцепления штангельциркулем
На лапках установлено кольцо. Регулировка двухдискового сцепления автомобиля Камаз требует правильно выставить расстояние от наружной плоскости нажимного кольца до диска сцепления. Регулировка двухдискового сцепления осуществляется штангенциркулем. Мерить необходимо от металлической плоскости диска до наружной плоскости нажимного кольца.
Многие пытаются это делать от ступицы диска . но это не правильно. Да и размеров таких не существует. Откручивается стопорная шайба на каждой лапке. Она закрыта крынкой которая крепится на двух болтах у каждой регулировочной гайки. Вращение этой гайки поднимает или опускает лапку сцепления. Зазор устанавливается таким образом. Чтобы кольцо было удалено от диска на одинаковое расстояние. То есть при вращении регулировочных гаек диск необходимо выровнять идеально ровно.
Заводское расстояние
Заводское расстояние от диска сцепления от верхней плоскости нажимного кольца составляет 65 мм. При этом сцепление работает идеально. Соблюдаются все рабочие углы при нажатии вилки сцепления на выжимной подшипник. Сцепление работает плавно. Поддаётся регулировка педаль сцепления. Зазор на штоке ПГУ так же легко устанавливается.
Желательное расстояние
Камаз используется в сельском хозяйстве. Вывозит урожай с полей. Выехать с поля и не поджечь сцепление практически невозможно. Диск изнашивается быстро. Поэтому другие модели автомобилей еще долго не появятся в полях.
При износе диска сцепления лапки выходят на встречу выжимному подшипнику. При этом увеличивается зазор от диска до верхней плоскости кольца Поэтому при регулировке необходимо это учесть . И сделать зазор немного меньше. Оптимальный вариант это 62 мм.
При размере 62 мм сцепление так же хорошо поддаётся регулировке. И разница от 65 мм практически незаметна. Но у нас остаётся запас 3 мм который продлит работу сцепления до того момента пока кольцо упрет выжимной подшипник в корпус КПП. При этом сцепление скоро перестанет работать.
Нежелательное расстояние
В интернете утверждают. Что оптимальный размер 57 мм это не правда. Я пробовал. По настоянию владельца. Не удалось ему сразу доказать обратное. Что получилось. Сцепление хорошо выжималось. Но тронуться на без рывка стало не возможно. Вилка выжимного подшипника заняла самое крайне положение. И при отпускании педали происходило резкое отпускание выжимного. Положение вилки при выжатом сцеплении должно выглядеть подобным образом.
А при 57 мм он стало таким.
Вилка становится торцом к выжимному. Плавное отпускание выжимного стало невозможно. Остались два варианта либо ждать пока сотрется диск. И лапки сами выйдут наружу. Но при этом скорее всего повредится КПП. Либо регулировать сцепление по месту. Это возможно хотя и очень неудобно.
Процесс регулировки сцепления
Регулировка сцепления КамАЗа производится в несколько этапов, с соблюдением строгой очередности и применением инструментов и измерительных приборов:
- Установка зазоров между выжимным диском и кулачками выжимных лапок.
- Регулировка свободного жима педали.
- Настройка привода муфты.
- Установка регулировочного перемещения толкателя усилителя.
Ремонт КамАЗа, и в частности регулировку сцепления, как правило, проводят в случаях замены отдельных поврежденных и изношенных элементов механизма. Или же после установки всего механизма на двигатель. Для обеспечения синхронного действия лапок выключения и их верного установочного положения относительно диска нажимного, необходимо произвести проверку положения упорного кольца лапок.
Как уже было сказано, регулировка сцепления КамАЗа происходит в несколько этапов: проверка расстояния между поршнем рабочего цилиндра и толкателем, установка холостого перемещения вилочки выключения сцепления.
Зазор меж поршнем цилиндра и толкателем устанавливают при помощи эксцентрикового винта, который соединяет педаль с толкателем, в момент, когда педаль находится в исходном положении. Проворачивая регулировочный винт, нужно следить, чтобы движение педали от упора до момента соприкосновения толкателя и поршня составляло 6-12 миллиметров.
При помощи сферической гайки, расположенной на конце штока, следует отрегулировать свободное движение рычага вилочки сцепления. Для этого контрольную гайку отпускают и, уже вращая сферическую гайку, доводят расстояние между упором штока и рычагом до размера 3,1-4,7 мм.
После проведения данных регулировочных операций общее свободное перемещение педали привода должно составлять 30-42 мм. А при верно выставленном зазоре в приводе сцепления перемещение штока усилителя не должно быть менее 24 мм.
Как работает усилитель
Суть действия ПГУ заключается в том, что этот механизм отключает систему сцепления, таким образом, нейтрализуя воздействие на нее значительного давления со стороны водителя. Когда человек нажимает на соответствующую педаль, топливная жидкость начинает давить на поршневую систему усилителя. Поршень опускается, вследствие чего открывается впускной клапан. В открывшееся отверстие под давлением устремляется воздушный поток, который достигает пневматического поршневого толкателя. Этот толкатель отводит вилку, вследствие чего происходит деактивация сцепления.
Прокачать ПГУ на КамАЗе ЕВРО актуально, если водитель отмечает недостаток давления в системе, из-за чего отключение сцепления происходит не сразу. Помимо таких негативных проявлений данной проблемы, как пробуксовка и увод педали, это так же может спровоцировать износ механизмов и деталей коробки передач.
Техническое обслуживание
Нюансы, которые должен выполнять пользователь для проведения технического обслуживания системы сцепления:
- Своевременная диагностика затяжки винтов, которые фиксируют усилительное устройство в цепи привода.
- Мониторинг герметичности гидравлических патрубков. На шлангах не допускаются следы моторной жидкости или другие маслянистые пятна.
- Диагностика исправности конструктивных элементов педального узла. Все составляющие детали должны быть целыми, большие зазоры в соединениях не допускаются.
- Проверка уровня смазочного материала в подшипниковом устройстве муфты, а также во втулке, которая соединяет ее с вилкой. Для подачи расходного материала в картере расположены специальные точки, оборудованные масленками. Жидкость нагнетается в них с использованием шприца.
- Своевременный слив конденсата из корпуса пневматического гидроусилителя.
- Диагностика наличия жидкости в расширительном бачке и ее добавление.
Когда требуется ремонт или замена сцепления?
Признаки, которые могут указать на неисправность в работе системы сцепления:
- резкая активация дисков СС, что приводит к сильному рывку во время движения;
- сложности при включении скоростей, переключение режимов может сопровождаться нехарактерным звуком или треском;
- слабая динамика и плохой разгон транспортного средства, обороты силового агрегата не соответствуют выбранному режиму движения;
- появление запаха гари во время езды.
Если в работе сцепления появился один из таких признаков, пользователь должен остановить движение и выполнить диагностику с последующим ремонтом. Использование транспортного средства с вышедшими из строя дисками сцепления может стать причиной поломки трансмиссионного агрегата.
Алгоритм работы однодискового сцепления
На «свежих» КамАЗах в последние годы ставят однодисковые сцепления. Например, этот механизм можно встретить на таких моделях, как:
Главный поставщик этих узлов фирма Sachs, а усилители от Wabco. Тем не менее, можно найти комплектующие от других брендов:
- Турецкий производитель STARCO.
- Итальянская марка SASSONE.
Однодисковое сцепление на автомобилях КАМАЗ стали устанавливать после того, как были введены в эксплуатацию двигатели Евро, Евро 2, Евро 3 (сегодня используется вплоть до Евро 5). По большому счету, однодисковое сцепление – это корзина с диском сцепления. Яркие примеры подобной техники:
- КАМАЗ повышенной проходимости 43118 с однодисковым сцеплением, что выпускался в период 2011-2016 гг. Он до сих пор активно эксплуатируется в разных отраслях.
- Самосвал КАМАЗ 65115 с однодисковым сцеплением. Он выпускался с 1998 года. Модель стала продолжением и модификацией 55111.
Сухое однодисковое сцепление (его особенность в том, что оно находится постоянно во включенном состоянии) остается и сегодня самым распространенным в сегменте производства автотранспорта, но для грузовых автотранспортных средств — это относительная новинка. Его принцип функционирования на КАМАЗах предполагает то, что плотно сжимаются:
- Маховик, точнее — его рабочие поверхности.
- Поверхность «корзины».
- Накладки диска сцепления.
Как узнать, что пришло время менять сцепление
Бывают такие случаи, когда регулировкой сцепления уже не удастся исправить неполадку. Возможно, вы упустили момент, когда можно было обойтись малыми силами, а может быть, устройство вышло из строя по каким-либо объективным причинам. Итак, сцепление маз пора менять, если вы заметили следующие признаки:
- Устройство включается резко, автомобиль дергается и резко рвет с места.
- Шум в механизме, возможно, громкий треск при включении передачи.
- Автомобиль трогается с места, с опозданием, даже если вы отжали сцепление вовремя.
- Характерный запах гари в салоне (это явный признак того, что сцепление сгорело).
Затягивать с заменой сцепления не стоит. В итоге все может закончиться повреждением коробки передач или тем, что в один прекрасный день автомобиль просто не сможет тронуться с места.
Однако если вы уверены в своих силах или корзина сцепления КамАЗ вам хорошо знакома, можно браться за дело.
Что понадобиться
Прежде чем приступать к работам, необходимо запастись определенным набором инструментов. Итак, вам понадобятся:
- Набор гаечных ключей или торцевых головок.
- Упор.
- Линейка, чтобы потом измерить свободный ход педали.
- Пассатижи и клещи.
Замена сцепления Камаз
Если все это есть, пора приступать к работе. Главное, строго соблюдать всю последовательность действий:
- Первым делом снимайте коробку передач. У КамАЗа она очень тяжелая, поэтому вам понадобится помощь нескольких человек.
- Далее, на очереди корзина сцепления, снимаем и ее.
- После снимайте диски сцепления ведомый, средний и ведущий.
- После на их место устанавливайте новые детали устройства. Начинайте с установки первого ведомого диска и дальше устанавливайте детали в обратном к разбору порядке.
- Еще раз убедитесь, что устройство собранно правильно и все – можно ставить на место коробку передач.
В случае если сцепление однодисковое процесс схож и выполняется еще проще. Может показаться, что все достаточно просто, однако это далеко не так. Замена и регулировка сцепления маз потребует массу физических сил и времени. Возможно, имеет смысл все-таки довериться специалистам, которые все сделают грамотно и без ошибок. Вы же, наблюдая, за процессом сможете запомнить всю последовательность на практике, а уже в следующие раз взяться за регулировку или замену устройства самостоятельно.
Как пользоваться сцеплением, чтобы оно работало как можно больше
Есть несколько простых правил продлить срок службы сцепления КамАЗа. К сожалению далеко не все водители ими пользуются и часто, устройство приходится менять гораздо раньше, чем предусмотрено производителем.
- Не держите механизм отжатым слишком долго. Использовать пробуксовку сцепления на светофорах и для снижения скорости очень вредно для устройства.
- И, главное, как можно чаще проверяйте свободный ход педали и смазывайте все доступные агрегаты механизма сцепления. Это является, наверное, важнейшим залогом того, что задумываться о замене механизма вам не придется течении как минимум нескольких лет.
Регулировка лапок корзины сцепления КАМАЗ
Дело ведут в несколько приёмов:
- Демонтируют КПП. Гаечными ключами откручивают болты крепления.
- Поднимают коробку: лучше это сделать с грузовой лебёдкой.
- Проверяют состояние муфты, оттяжного пружинного элемента, выжимного подшипника.
- Откручивают винты, соединяющие нажимной диск и маховик. Для демонтажа нажимного элемента надо поддерживать ведомый диск.
- Проводят дефектовку всех деталей системы (желательно).
- Проверяют состояние выжимного подшипника. Исправный механизм вращается легко, без лишних звуков.
- Проводят визуальный осмотр рабочей поверхности лапок нажимного диска. После установки новых деталей настраивают лапки КС. В деле потребуется ровная плита.
Расположение лапок ориентируют на рабочее положение поверхности нажимного диска
Важно: операция не требует снятия КС с дополнительного маховика. В работе понадобятся гаечные ключи под регулировочные винты. Лапки КС обязаны располагаться так, чтоб расстояние от работающей плоскости нажимного диска до верхних граней сферических выступов на внутренней поверхности лапок не было больше 41 миллиметра
Но лучше — 40 мм
Лапки КС обязаны располагаться так, чтоб расстояние от работающей плоскости нажимного диска до верхних граней сферических выступов на внутренней поверхности лапок не было больше 41 миллиметра. Но лучше — 40 мм.
Для проверки установки лапок потребуется специальная пластина. Сферические выступы обязаны касаться контрольной пластины (она установлена на ступице). После окончания регулировки все винты крепежа опорных пластин затягивают до упора. Сборка идёт в обратном порядке.