Теория и принципы работы топливной системы, конструкция карбюратора
Принцип работы карбюратора
В различных моделях бензопил конструкционное устройство карбюратора может отличаться, однако принцип работы данной детали всегда одинаков: нагнетаемый поток воздуха продвигается в направлении воздушного (импульсного) канала, воздух регулируется воздушной заслонкой. Поступая в импульсный канал, воздух изменяет скорость. На изменение скорости влияет специальный клапан, который перекрывает отверстие впуска воздуха. В воздушный канал происходит подача топлива, которое смешивается с потоком воздуха. В результате образуется горючая топливно-воздушная смесь, которая затем поступает в двигатель и там сгорает.
Рисунок 1. Схема принципа работы карбюратора бензопилы
Рисунок 2. Карбюратор бензопилы Хускварна 137
Рисунок 3. Принцип работы топливной системы на примере карбюратора бензопилы с двухтактным двигателем
Составляющие части любого карбюратора это:
- алюминиевый корпус (цельный, литой);
- жиклеры или клапаны, которые регулируют количество топлива, поступающее в карбюратор;
- поплавковая камера;
- диффузор;
- распылитель.
На рисунке 1 можно ознакомиться с расположением ключевых узлов карбюратора, а на рисунке 2 увидеть внешний вид карбюратора бензопилы. Для правильной регулировки карбюратора владельцу бензопилы следует знать, по какому принципу работает эта деталь:
- когда запускается двигатель, открывается воздушная заслонка;
- из-за хода поршня внутри поплавковой камеры и в воздушном канале образуется разреженный воздух;
- далее масса воздуха всасывается через диффузор, где смешивается с топливом, также прошедшим через штуцер в поплавковую камеру, так возникает топливно-воздушная смесь, поступающая во впускные каналы;
- последний этап — попадание смеси в камеру сгорания двигателя.
Регулируя положение заслонки, владелец бензопилы может либо добавить воздуха в топливо, либо обеднить его — это означает, что топливная смесь будет поступать в камеру сгорания быстрее или медленнее. Регулировочные винты карбюратора используются для настройки оборотов двигателя. Над карбюратором устанавливается воздушный фильтр, который очищает воздух до попадания в воздушный канал.
Видео, в котором представлена таблица регулировка карбюратора бензопилы Хускварна:
Рисунок 4. Таблица пропорций масляно-топливной смеси для бензопил Хускварна
Карбюраторный узел дорогих и средних по стоимости бензопил сконструирован практически одинаково. Дешевые китайские бензопилы нередко отличаются от дорогих оригинальных моделей бензопил тем, что у них отсутствует ряд деталей в карбюраторном узле. Об особенностях регулировки карбюратора китайских бензопил можно будет прочитать далее в статье.
Пошаговая последовательность процесса регулировки
Прежде чем приступить к регулировке, запомните:
- регулировка проводится только «на горячую», то есть, двигатель нужно завести и прогреть в течение 10 минут;
- затем регулировочный винт проворачивают против часовой стрелки и останавливают цепь бензопилы;
- перед регулировкой бензопилу нужно положить на ровную поверхность, а пильную часть направить в сторону от владельца;
- для регулировки используют три винта с буквенными обозначениями, Н — настраивает верхние обороты, контролирует главный жиклер, L — регулирует работу жиклера холостого хода, настраивает низкие обороты, Т — настраивает холостой ход.
Регулировка карбюратора пошагово:
- винт L прокрутите слева направо, или справа налево, найдите предельное число оборотов двигателя, затем вернитесь на 1/4 оборота назад;
- такие же действия проделайте с винтом Н;
- бензопила должна поработать несколько секунд, с помощью тахометра определяют максимальные обороты двигателя — их показатель не должен превышать максимум, указанный в инструкции к бензопиле;
- если в режиме холостого хода цепь движется, проверните винт Т в направлении движения цепи до момента, пока цепь полностью не остановится (холостой ход всегда регулируется только винтом Т, который вращают справа налево — против часовой стрелки — до полной остановки цепи).
Почему регулировка может быть неэффективной?
- ослаб резьбовой крепеж, через образовавшийся зазор проникает воздух;
- жиклеры засорились смолистыми отложениями, требуется промывка в ацетоне;
- не отрегулировано зажигание.
Описание процесса
- Если карбюратор бензопилы не отрегулирован, и запустить бензопилу не возможно, то настройку начинают с установки винтов (L) и (H) в положение стандартной настройки. Это 1/5 оборота винтов до полного закручивания.
- После чего, необходимо запустить двигатель, дать немного поработать и нагреться.
- Следующий этап — настройка режима низких оборотов. Оптимальной работы двигателя на «низах» можно добиться регулировкой винта (L) и холостого хода (T). Для этого, сначала винт (L) закручивается до получения максимальных оборотов двигателя, после отпускается на 1/4, а винтом (T) приводятся в норму холостой ход.
- После настройки работы на «низах» проводится регулировка тяги и максимальных оборотов двигателя. Для этого медленно закручивают винт (H) и по показаниям электронного тахометра проверяют обороты. Недопустимо допускать превышения максимальных оборотов двигателя, заявленных производителем! Идеальным вариантом для этого, будет использование электронного тахометра, который по низкой цене можно купить на Алиэкспресс.
Купить тахометр на Aliexpress
Расположение регулировочных винтов карбюратора на бензопиле Хускварна. Важным этапом является проверка пилы на всех режимах работы после регулировки, для этого нужно дать бензопиле остыть, после чего запускать по алгоритму запуска холодного инструмента. Если пила нормально запустилась и работает на холостом ходу ровно, нужно проверить, как пилит. Если в процессе проверки обнаружены недостатки в мощности бензопилы, то необходимо повторить регулировку винта (H) выкручивая его и проверяя тягу в работе.
Рекомендуем посмотреть видео, о том, как почистить и отрегулировать карбюратор бензопилы, автор которого, также рассказывает о пагубном влиянии топлива на составляющие карбюратора. На примере показано, как восстановить свой карбюратор используя недорогой ремкомплект.
Регулировка карбюратора китайской бензопилы своими руками
Регулировка предусмотрена далеко не на всех карбюраторах китайских бензопил. Сегодня есть множество моделей бензопил бытового класса, в том числе и европейских брендов, на карбюраторах которых регулировочных винтов просто нет. Или есть только один винт регулировки холостого хода.
Такие карбюраторы требуют регулировки, только когда бензопила на холостых оборотах делает слишком редкие выхлопы (обороты) и иногда глохнет. Ниже по тексту будет рассмотрен алгоритм регулировки холостого хода карбюратора на китайской бензопиле.
Необходимые инструменты
Для регулировки требуется отвертка, подходящая к шлицам регулировочных винтов. На разных карбюраторах они бывают плоскими, крестообразными, с внутренним или внешним шестигранником, звездочкой и т.п.
Алгоритм регулировки карбюратора
Перед регулировкой следует убедиться в её необходимости. Все китайские карбюраторы, на каждой бензопиле проходят заводскую настройку, которая сбивается крайне редко. Регулировки может требовать новый карбюратор, или в редких случаях старый.
Причиной ухудшения работы двигателя с признаками, похожими на плохую подачу топливной смеси, в большинстве случаев являются:
- забитый воздушный фильтр,
- забитые нагаром выхлопные окна и глушитель,
- плохое топливо.
Если проблема не в этом, то пробуют регулировать карбюратор.
Двигатель должен быть прогрет. Холодный и прогретый до рабочих температур двигатель работает по-разному. Поэтому регулировка на холодном будет некорректной.
- Открывают доступ к регулировочным винтам. На некоторых бензопилах достаточно снять крышку и воздухоочиститель. На других приходится снимать часть корпуса. На третьих в корпусе предусмотрены отверстия под отвертку.
- На карбюраторе или около отверстий есть маркировка винтов – T (или LA) L и H. Винт T (или LA) предназначен для регулировки холостого хода. Всегда расположен в стороне от винтов L и H, которые находятся рядом друг с другом.
- Если бензопила при подаче газа глохнет – двигателю не хватает топлива, чтобы развить обороты. Количество топлива регулируют винтом H (главный винт). Его выкручивают на 1/4 оборота и дают газ. Если двигатель стал работать лучше, выкручивают ещё на 1/4 оборота. (Если хуже, то закручивают на 1/4 оборота в обратную сторону).
- Если двигатель начал работать как на холостых, значит много топлива, винт H закручивают назад.
- Пик оборотов контролируют на слух или по тахометру. Максимальные обороты для каждой бензопилы указаны в инструкции. (10 000 – 12 500 об/мин). На практике 10 000 – 11 000 об/мин в положении «газ на всю» – нормальные показатели.
- Увеличив подачу количества топлива винтом H, корректируют качество топливной смеси винтом L. Он увеличивает и уменьшает количество воздуха в смеси. Если воздуха мало, топливо не будет выгорать, в итоге двигатель дымит, не развивает мощности и расходует лишнее топливо. Также винт L влияет на работу двигателя на малых и средних оборотах.
- После регулировки винта H, винт L выкручивают на 1/4 оборота. Если в выхлопе дым, и двигатель переходит от малых оборотов к средним и высоким с провалами, винт L выкручивают ещё.
- Регулировку винта L прекращают, когда двигатель работает ровно, плавно переходит от малых оборотов к высоким и не дымит.
Расположение регулировочных винтов выделено красным квадратом. Для доступа к ним, достаточно отвертки. Ничего разбирать не нужно.
Регулировка холостого хода
Последовательность регулировки холостого хода:
- Двигатель заводят и прогревают в течении 5-7 мин.
- Винт выкручивают, увеличивая обороты до тех пор, пока цепь не начнет прокручиваться.
- Затем винт вкручивают назад на 1/4 оборота.
Если есть электронный тахометр, при регулировке нужно использовать его показания. Большинство бензопил должны развивать на холостом ходу 2500 об/мин.
Нюансы, которые возникают в процессе
Винт L нельзя выкручивать слишком сильно относительно винта H. Это приведет к образованию обедненной топливовоздушной смеси (мало бензина – много воздуха). При такой смеси поршневая во время работы сухая, сильно греется и может выйти из строя.
Новые карбюраторы на китайских бензопилах, продающиеся отдельно, регулируются на заводах по стандартному количеству оборотов или произвольно. Поэтому они могут требовать регулировки после установки на бензопилу.
Видео регулировки
Автор видео показывает процесс регулировки классической китайской бензопилы мощностью 2,8 кВт и рабочим объемом 45 куб. см. Автор подробно рассказывает про все этапы настройки, какие винты имеются, за что они отвечают и как правильно ими регулировать. Весь процесс проходит без снятия самого карбюратора с бензопилы.
Электропилы Штурм — краткий обзор фирменного ассортимента
Рабочие характеристики представленных моделей ориентированы на широкий спектр производительных распиловочных работ хозяйственного и строительного назначения.
Sturm CC9916
Легкая, компактная и удобная в работе пила серии CC9916 предназначена для работы с деловой и строительной древесиной диаметром до 30 см.
Инструмент стоимостью 2600 рублей оснащен:
- надежным пусковым устройством;
- работающей в автоматическом режиме экономичной системой смазки пильного механизма;
- эффективным тормозом для экстренной остановки цепи при обратном ударе.
В перечне эксплуатационных преимуществ модели весом всего 2,9 кг:
- удобный доступ к натяжителю цепи и настроечным точкам;
- блокировка клавиши запуска двигателя мощностью 1,6 кВт;
- производительная гарнитура длиной 350 мм.
Поперечная компоновка электропривода позволяет задействовать его тяговые возможности с минимальными потерями.
Sturm CC9920
Эксплуатационные возможности усовершенствованной в техническом отношении электропилы серии CC9920 расширены увеличением мощности двигателя с продольной компоновкой до 1,8 кВт и длины брендовой шины Орегон до 40,5 см.
- более мощная цепная пила Штурм стоимостью от 7400 рублей получила значительный резерв производительности, который успешно реализован повышением рабочей скорости цепи с 9 до 12 м/сек;
- смазка пильного оборудования производится в автоматическом режиме;
- безопасность сложных распиловочных работ гарантируется минимальным временем срабатывания тормозного устройства аварийной остановки.
Оптимизированная система смазки гарнитуры обеспечивает её полноценное охлаждение и смазку с экономным, до 50% расходом цепного масла.
Sturm CC9922
Модель стоимостью от 5300 рублей характеризуется обновленной эргономикой корпуса, увеличенной до 2,2 кВт мощностью штатного электрического привода, наличием в комплекте универсальной гарнитуры бренда Орегон.
- Продольная компоновка двигателя положительно сказалась на компактности инструмента.
- Возможность быстрой безинструментальной регулировки натяжения цепи предоставляет удобный доступ к винту натяжного механизма.
- Тяговые свойства мощного привода определяют возможность продуктивной работы с древесиной сечением до 40 см.
Эффективная система охлаждения с обновленной конфигурацией крыльчатки вентилятора исключает перегрев двигателя при продолжительной работе в летний сезон.
Sturm CC99222
Коммерческий успех предыдущих моделей позволил сосредоточить усилия на разработке более совершенного варианта электропилы с улучшенной производительностью и рабочим удобством оператора.
Повышением скорости пильной цепи до 13,5 м\сек, повышена производительность. Конструкция дополнена тормозом экстренной остановки с инерционной активацией.
- Модель доработана в плане уменьшения уровня вибрации и негативного шумового воздействия.
- Улучшена балансировка.
- Для надежного захвата пилы при работе с нестандартных положений, на рукоятках установлены противоскользящие накладки.
Универсальная длина 16-ти дюймового пильного механизма определяет пригодность данной модели для хозяйственных и строительно-монтажных работ общего и специального назначения.
Как помыть карбюратор бензопилой?
Лучше всего использовать инструмент, который продается в напорных цилиндрах, чтобы очистить участок от сильной грязи. В комплекте с очистителем идут дозатор и длинная тонкая трубка, благодаря которой можно распылять продукт в любых труднодоступных местах.
Имейте в виду, что очистка карбюратора на бензопиле производится с помощью горючих химикатов. Работать с ними нужно в специальной защитной маске и только в хорошо проветриваемых помещениях.
Чтобы почистить карбюратор на бензопиле, узел необходимо будет частично разобрать. Дроссельный клапан, регулировочные винты, корпус и другие детали карбюратора необходимо будет промыть продуктом из бутылки и отложить в сторону до полного высыхания. Когда все элементы высохнут, узел можно собрать и установить обратно на бензопилу.
Эксплуатационные преимущества модельного ряда
Фирменный каталог включает в себя широкий выбор бытовых и профессиональных моделей, отличающихся особенностями применения, мощностью силовых агрегатов, уровнем технической оснастки.
- В любом варианте компактная мини-пила и мощный инструмент профессионального класса вырабатывают назначенный межремонтный ресурс с большим запасом.
- Владельцами особенно высоко ценится ремонтопригодность бензопил Штурм. Доступные по стоимости фирменные запчасти позволяют самостоятельно восстановить работоспособность вышедшего из строя инструмента с небольшими затратами материальных средств.
- Проживающие на большом удалении от сервисных центров владельцы в большинстве своем выполняют обслуживание своих инструментов и несложный ремонт своими руками.
Лидирующие в рейтингах продаж популярные модели бензопил Штурм заслуживают отдельного обзора.
Ремонт системы подачи топлива
Топливо может не попадать в цилиндр по следующим причинам:
- Загрязнение топливного фильтра. Следует снять топливный шланг и проверить, как течет топливо. Если струя слабая, возможно, нужно прочистить фильтр. Его достают через заливное отверстие топливного бака и чистят, в случае сильного загрязнения заменяют новым. В качестве профилактики рекомендуют производить замену топливного фильтра раз в три месяца.
- Засорение сапуна (отверстия в крышке топливного бака). Проверяют также отсоединением шланга, в случае засора чистят с помощью иглы.
- Отсутствие или недостаточное количество топлива. Причин неисправности может быть несколько. Первая причина – засорение воздушного фильтра. Воздух перестает поступать в карбюратор в нужном количестве, в связи с этим из-за слишком обогащенной топливной смеси нарушается работа двигателя. Загрязненный фильтр аккуратно снимают, чистят и промывают в воде, затем сушат и устанавливают на место.
Еще одна причина – неправильная отрегулированность карбюратора. Регулировку производят тремя винтами.
Своевременная замена топливного фильтра гарантирует полноценную подачу топлива
Топливный шланг и привод воздушной заслонки должны плотно прилегать к штуцерам
Тросик рычага привода дроссельной заслонки должен находиться на своем месте
Во время работы необходимо пользоваться инструкцией, иначе можно сделать только хуже.
И последняя причина – нарушение целостности мембраны или засорение каналов карбюратора.
Чтобы ремонтировать карбюратор самостоятельно, необходимо познакомиться со всеми его деталями
Все части должны быть чистыми, сухими и исправными.
Модельный ряд Патриот, обзор самых популярных бензопил
Модельный ряд Патриот состоит из бытовых бензопил. Они не предназначены для ежедневной, многочасовой эксплуатации. Патриот позиционирует некоторые инструменты в линейке как профессиональные и полупрофессиональные, так вот, запомните, в модельном ряду нет ни тех, ни других. Ни одна из них не выдержит большой нагрузки, т.к. попросту они не рассчитаны на это
Если нужен профессиональный инструмент лучше обратить свое внимание на такие пилы как Штиль 880 или Хускварна 365
Рассмотрим каждую из них более подробно.
Бензопила Patriot PT 4518
Пила бытового сегмента. В продаже встречается под двумя названиями: Patriot PT 4518, Patriot PT 4518 Imperial. Это абсолютно одинаковые бензопилы, в них нет никаких различий. Появление нескольких названий связано с маркетинговыми ходами компании.
Из достоинств стоит отметить мощный двигатель 2,1 кВт. Рабочий объем которого составляет 45 куб. см. Для запуска объемного двигателя, инженеры предусмотрели систему легкого запуска – EasyStart. Она существенно снижает усилие во время пуска, благодаря дополнительной пружине в стартере.
Из недостатков – вес. Без заправки и пильной гарнитуры вес инструмента составляет 6,5 кг. Это много для бытового класса.
По многочисленным отзывам реальных владельцев, бензопила спокойно справляется с распилом древесины больших диаметров.
Более подробно прочитать про инструмент можно в развернутом обзоре на бензопилу Патриот 4518, опубликованном на нашем сайте.
Для наглядной работы бензопилы рекомендуем посмотреть интересное видео:
Полупрофессиональная бензопила Patriot PT 5220
Слово полупрофессиональная – не означает, что ей можно пользоваться по 8 часов в день и 7 дней в неделю. Это означает только то, что бензопила мощная и раз от раза ей можно спокойно пилить деревья больших диаметров. Более 40-45 см.
На бензопиле установлен двигатель мощностью 2,5 кВт (3,4 л.с.), объемом 52 куб. см. Также, как и 4518 имеет в комплекте систему EasyStart для облегченного запуска. Производитель заявляет, что данная система снижает нагрузку во время запуска на 60%. Время показало, при всей своей мощи, двигатель имеет пониженный ресурс и высокий расход топлива.
В стандартной комплектации бензопила оснащена 20 дюймовой гарнитурой. Цепь качественная, длительное время держит заточку.
Слабая сторона – вес. 9 кг без топлива, масла и гарнитуры! Длительное время с таким весом уже не поработаешь, руки будут быстро уставать.
Ранее на нашем сайте уже публиковался развернутый обзор на бензопилу Patriot PT 5220.
Бензопила Patriot PT 3816
Патриот 3816 считается бензопилой бытового класса, которая отлично подходит для выполнения несложных задач:
- заготовка дров в непрофессиональных объемах
- распиловка досок
- обрезка сучьев и мелких деревьев
Для валки деревьев больших объемов инструмент не подходит, но если захотеть, то вполне возможно повалить дерево диаметром до 1 метра.
Бензопила Патриот 3816 завоевала популярность благодаря хорошему соотношению цены к качеству. Она не прихотливая, расход топлива низкий, расходные материалы не дорогие и доступны в любом магазине запчастей.
Их важных характеристик стоит отметить двигатель объемом 38 куб. см., мощностью 2 л.с. (1500 Вт.) и шину длиной 40 см. В комплекте с бензопилой сразу поставляется шина и цепь фирмы OREGON.
Ранее на нашем сайте уже публиковался развернутый обзор на бензопилу Patriot PT 3816.
Помимо этих трех китов продаж, есть еще менее популярные бензопилы Патриот, которые требуют внимания.
Patriot PT 554 PRO
Шина длиной 50 см и мощность мотора в 2,5 кВт, позволяют эффективно использовать ее для домашних нужд. Подойдет для заготовки дров, спилки сучьев, не больших деревьев и других мелких работ. Один из серьезных минусов – тяжелая, весит 5,1 кг. Аппетит, умеренный для такой мощности двигателя.
Patriot PT 555
Из плюсов — мощность двигателя 3 лошадиных силы. Вес – 7 кг. Бензопила реально мощная, ей можно пилить большие деревья, позиционируется производителем как профессиональная, хотя таковой не является. Детали двигателя не рассчитаны на постоянную эксплуатацию, бензопила подойдет тем, кому нужно раз от раза распилить что-то массивное.
Patriot PT 2512
Бензопила для туристов. Корпус выполнен таким образом, чтобы ее можно было держать даже одной рукой. Длина шины всего 30 см. Мощность двигателя – 1,3 л.с. А вес – 2,9 кг. Для регулировки натяжения цепи не требуется дополнительных инструментов.
Бензопилы конкурентов
Будем рассматривать конкурентов, опираясь на ценовую категорию, так как строго «профессиональных» брендов на рынке довольно мало.
- Сюда можно отнести белорусский бренд Рысь. Имеет схожие модели с подобными характеристиками, тем не менее, ни у одной пилы нет такой длинной шины и мощного двигателя. Рысь обеспечивает более высокие обороты и служит дольше Sturm. Тем не менее, цена у них практически одинаковая. Нельзя сказать, что какая-то лучше или хуже — они просто используются для разных целей.
- Немецкая контора, которая сделала упор не на мощные супер-производительные бензопилы, а на сбалансированные модели с общими характеристиками. Бензопилы из той же ценовой категории показывают большую производительность на высоких оборотах и длительный срок службы. Дорогие модели Stihl для профессионалов не превосходят Sturm по мощности и КПД, хоть и запускаются проще и также работают на морозе.
Можно сделать краткий вывод: Strum по праву занимает место в десятке лидеров СНГ и России. Вполне обычный представитель, которому далеко до первого места, тем не менее, есть все шансы и потенциал. Компании Sturm Stein нужно поработать над долговечностью и облегчить итоговый вес инструмента для комфортной работы оператора.
Бензопила Sturm Stein SS 109 – оснащение инструмента
В перечень плюсов этой полупрофессиональной бензопилы Sturm входит хорошая балансировка, высокое качество фирменной сборки, повышенный рабочий ресурс механизмов и низкий расход используемого топлива. Благодаря этим преимуществам инструмент можно уверенно использовать для выполнения разных задач с древесиной, а также комплектовать его насадками, помогающими обрабатывать металл и камень.
Основа фирменного устройства этой модели Sturm состоит из бензинового двигателя, оснащенного долговечным воздушным фильтром, полностью хромированным цилиндром и эффективной системой принудительного охлаждения воздуха для стабилизации температуры ДВС. Мотор работает на смеси из бензина марки АИ-92 и полусинтетического моторного масла.
Запуск двигателя цепной пилы осуществляется при помощи ручного стартера, состоящего из катушки и спиральной пружины, обладающей пониженным сопротивлением рукам оператора. Для включения холодного двигателя в морозы модель комплектуется кнопкой для предварительной подкачки горючего.
Пильные органы этой бензопилы Sturm включают металлическую шину и ударостойкую кованую цепь, для остановки которой производитель предусмотрел эффективный инерционный тормоз. Смазка работающей цепи осуществляется в полностью автоматическом режиме – для этого в устройство инструмента входит регулируемая автоматическая масляная помпа. За натяжение заводской цепи в комплектации пилы отвечает боковой винт.
Технические характеристики этой полупрофессиональной модели Sturm включают:
- мощность при объеме заводского цилиндра 52 см3 – 5 л. с.;
- длина штатной шины – 50 см;
- шаг цепи – 0,325 «;
- вес модели – 7,5 кг.
Производитель изначально оборудовал модель высококачественным ударостойким корпусом, выдерживающим интенсивный нагрев и падения на твердые поверхности.