Двигатель
На Т 180 устанавливается 4-тактный агрегат Д-180, настроенный на работу с дизельным топливом. Для двигателя характерны следующие особенности:
- жидкостная система охлаждения закрытого типа (радиатор с циркуляцией антифриза или воды);
- предкамерное смесеобразование;
- запуск от пускового мотора П-23;
- вертикальное расположение цилиндров;
- отсутствие компрессора;
- нераздельная камера сгорания.
Агрегат Д-180 долгое время оставался флагманским мотором и был спроектирован на основе челябинского двигателя Д-108. Для облегчения пуска при минусовых температурах предполагалось использование 2-ступенчатого декомпрессора (декомпрессия осуществляется с использованием цилиндров). Органы управления пуском устанавливались в кабине.
Характеристики мотора Д-180:
- рабочий объем – 20,28 л;
- номинальная частота вращения – 1100 об/мин;
- номинальная мощность – 132 (175) кВт (л.с.);
- количество цилиндров – 6;
- диаметр цилиндра – 140 мм.
Удельный расход горючего для модели Т 180 составляет 238 (175) г/кВт в час (г/л.с. в час). Емкость топливного бака – 325 л.
Новый бульдозер Т 180 в настоящее время купить не удастся – производство модели завершилось давно. Подержанных вариантов предлагается достаточно много. Бульдозер на ходу можно приобрести за 50-280 тысяч рублей. При этом большая часть машин предлагается с дефектами.
Преимущества и недостатки техники
Образцовый отечественный бульдозер Т 130 и его модифицированная версия Т 170 стали легендарным благодаря высокой производительности и универсальности применения в различных промышленных областях. Владельцы по достоинству оценили ремонтопригодность и технические решения модели:
- умеренные расходы топлива, который составлял 219 г/кВт ч на всех режимах;
- качество заводской сборки;
- уверенная проходимость на различных типа грунтов, включая болотистые;
- простые конструкторские решения, позволяющие самостоятельно устранять мелкие поломки и неисправности;
- стабильная работа силового агрегата вне зависимости от качества топлива;
- долговеченость и износостойкость;
- доступные запчасти и расходные материалы.
К недостаткам стоит отнести быстрый выход из строя фрикционных муфт, а также отсутствие комфорта для работы оператора. Советские конструкторы разрабатывали технику для эффективного выполнения поставленных перед ней задач. Удобство и комфорт оператора при этом отступали на второй план.
Конструктивные особенности
Мотор: четырехцилиндровый четырехтактный дизель с турбонаддувом. Кроме основного (ДТ), мог работать на других типах горючего материала (бензины, керосины и их смеси), соответствуя при этом требованиям ТУ. Для запуска применялся одноцилиндровый бензиновый двигатель ПМ-23, работающий на смеси А-72/А-76 и моторного масла в пропорции 20:1.
В более поздней версии с Д-160 использовался электростартер. Этот мотор отличается повышенной степенью нагнетания. Расход ДТ стал немного больше (180 г/л.с.в час). Есть механизм уравновешивания. Головки идут с втулками из бронзы. За счет этого, ставятся форсунки закрытые без штифтов. Цилиндр диаметром 145 мм, ход поршня – 205 мм. В поршневом днище выполнена нераздельная камера сгорания. Охлаждение жидкостное, с принудительной циркуляцией.
Трансмиссия многоступенчатая механическая. Четырехвальная КПП с 8-ю рабочими передачами, после модернизации, обеспечивала 8 передач вперед и 4 – назад. Из-за не очень удачного выбора передаточных чисел, при трогании с места или переключении на ходу нередко были рывки, поэтому фланец на валу привода КПП стал чаще выходить из строя. Сцепление замкнутое, в его конструкции два ведомых и два ведущих диска.
Тормозная система – плавающая, тормоза ленточные, с накладками. Бортовые фрикционы дополнительно управляются гидравлическими сервомеханизмами.
Рама из двух лонжеронов приварена к заднему мосту. Она очень надежная. Гусеницы оборачиваются на 5-ти катках, с двумя роликами. Механизм натяжного колеса гидравлический. Штампованные звенья гусениц соединены пальцами и втулками.
Гидросистема раздельно-агрегатная. Навесные механизмы имеются спереди и сзади (у с/х модификаций – только сзади). Прицеп крепится на жесткий либо маятниковый механизм. ВОМ – опционально.
Двухместная кабина имеет классическое заднее расположение. Она сделана из цельного листа металла. Звуко- и термоизоляция удовлетворительная. По заказу, вместо кабины можно было поставить тент. В более поздних модификациях сиденье регулировалось, работали системы охлаждения и вентиляции.
После модернизации, вес трактора увеличился до 14,32 тн. Кабина стала просторной, обзор улучшился.
Опционально ЧТЗ устанавливал системы предпускового подогрева воды, масла и воздуха. Предлагались разрывные муфты, гусеницы с «асфальтовыми» башмаками, шпоры против обледенения дороги.
Высокая ремонтопригодность объясняется тем, что запасные части на Т-130 идентичны деталям поздних марок Т-170, Т-10 и Т-11, поэтому они всегда есть в продаже.
Аналоги Т-130 – Caterpillar D6R (США), Shantui SD16 и Komatsu D65 (оба – Китай). Как утверждают разработчики, у них выше производительность. Зато и цена намного больше, так же, как и затраты на ремонт и обслуживание.
Устройство и особенности эксплуатации
Бульдозер Т 180 получил простую конструкции. На сварную раму, выполненную из деталей коробчатого сечения, устанавливаются основные элементы. Она также имеет прицепной механизм жесткого типа и 4 кронштейна, предназначенных для монтажа навесного оборудования. Компоновка модели предусматривает переднее расположение мотора и заднее расположение кабины и трансмиссии. Сварной корпус включает поперечные и передние брусья и балку.
Ходовая часть представляет собой гусеничный движитель и условно подразделяется на несущий элемент и движущий блок. Эластичная торсионная подвеска техники дополнена балансирными каретками. Она обеспечивает плавный ход на высоких скоростях. Стержневая подвеска может блокировать передние каретки.
Движущий блок основан на гусеничном движителе и сформирован внутри цепи с шириной 580 мм. В состав каждой цепи входит 41 звено. 6 опорных катков попарно соединяются 2-плечными балансирами. Катки верхней части установлены на опоры, приваренные к продольным балкам бульдозера. Натяжение гусеничной цепи является кривошипным винтовым.
Модель Т 180 комплектуется механической 4-ходовой коробкой передач с высоким уровнем надежности. Трансмиссия имеет 5 ступеней переключения вперед и 2 ступени переключения назад, что делает бульдозер очень маневренным, несмотря на большие габариты. Разворот выполняется путем отсоединения гусеницы, в направлении которой планируется выполнить поворот, от силовой передачи. Данное действие осуществляется за счет одноступенчатого планетарного механизма ступенчатых колес, монтированного за главной конусной передачей. Он обеспечивает плавную корректировку скорости гусеницы в сравнении с другой гусеницей, посредством чего и происходит смена направления движения. Главная передача со спиральными зубьями имеет конический тип, конечные передачи – одноступенчатые с прямозубыми шестернями. Сухая муфта сцепления дополнена пневматическим сервомеханизмом. Расположение педали сцепления – правое (как у большинства бульдозеров того времени).
Модель оснащается ленточными тормозами двустороннего действия, функционирующими в масляной ванне. Педаль тормоза находится слева, при ее нажатии рычаги управления устройствами поворота переходят в заднюю позицию. Стояночный тормоз представлен механическим фиксатором, сохраняющим педаль в нажатом положении (позволяет не держать постоянно ногу на педали).
Электрическая система бульдозера однопроводная и имеет напряжение 12 В. В ее состав входят генератор тока Г-304, аккумуляторная батарея 6МТ-90МС, пускатель и электромагнитный регулятор. Машина Т 180 эффективно работает в условиях слабой освещенности благодаря мощным фарам ФГ 12Б.
Бульдозер укомплектован большой стальной кабиной с 2 дверцами. Салон техники вмещает 3 человек, при этом не является очень просторным. Условия внутри можно назвать «спартанскими», поскольку трудиться оператору придется при минимальном комфорте. В салоне имеется звуковая и тепловая изоляция, которая вшита в металлический корпус. Она отчасти блокирует влияние негативных факторов. Внутри также устанавливается фильтрующий вентилятор, подающий в салон воздух, очищенный от мелких частиц пыли. Отопитель позволяет не замерзнут в холодное время года. Для освещения в салоне подвешен светильник. Сиденья оборудованы подлокотника и являются довольно комфортными. Эластичные спинки можно отрегулировать по углу наклона.
В плане обслуживания Т 180 не доставит больших проблем. Техника не является эталоном надежности, но отличается простейшей конструкцией. Выполнить ее ремонт можно самостоятельно, а запчасти продаются по очень низким ценам. Отдельные решения, примененные в бульдозере, существенно облегчают обслуживание. Так, горловина топливного бака выведена на наружную сторону, что упрощает заправку. Сам бак находится в кабине. Аналогичным образом устроен масляный бак, однако он располагается снаружи.
Достоинства и недостатки
Как было сказано выше, популярность, долговечность и широкая распространенность Т-130 объясняется многочисленными достоинствами:
- Широкая функциональность, во многом – за счет навески и ВОМ.
- Простое устройство и, как следствие этого, надежная работа.
- Большая устойчивость на сложных участках.
- Высокая производительность.
- При значительной (по тем временам) мощности – относительно низкий расход топлива.
- Простой в управлении и безопасный.
- «Неприхотливый», может работать практически в любых условиях.
- Высокая ремонтопригодность.
К сожалению, у Т-130 были и недостатки. Простая и надежная конструкция трактора – это не только плюс, но и минус, потому что проект разрабатывался в 30-е годы и к середине 70-х уже считался устаревшим. Механическая трансмиссия и полужесткая подвеска не давали возможности реализовать в полной мере потенциал двигателя и затрудняли управление. Трактористы старшего возраста хорошо помнят, как сильно на Т-130 вибрировали рычаги и педали из-за того, что были напрямую присоединены к трансмиссии. Фрикционы оказались недолговечными, на морозе машина заводилась не сразу.
Но достоинства, все-таки, перевешивали. Простая эксплуатация, высокая производительность, надежность, несложный ремонт – это серьезно. Т-130 с ковшом был в Союзе очень распространенным.
БУЛЬДОЗЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Большая ёмкость сферического отвала обеспечивает повышенную производительность, причём использование диагональной тяги при передаче боковых усилий с отвала на левый лонжерон рамы трактора обеспечивает максимальное приближение отвала к капоту трактора и максимальное напорное усилие на нож отвала.
Отвал | Длина отвала х Высота отвала В х Н, мм х мм | Емкость отвала, м3 | Высота подъема над землей, мм | Заглубление отвала, мм | Макс. регулировка наклона (перекос), град | Масса, кг |
U-отвал | 4243 x 1952 | 11.6 | 1250* | 580* | ±13° | 4430 |
SU-отвал | 3900 x 1987 | 10 | 1250* | 590* | ±15° | 3940 |
* — с погруженными грунтозацепами.
Модификации и особенности
Бульдозер Т 180 пользовался большим спросом и имел множество модификаций. Наиболее успешные версии (помимо базовой):
- Т 180Г – модель с гидравлическим механизмом для позиционных и силовых регулировок. Дизайн модификации отличался стандартной вариации наклоном передней части облицовки мотора. Сбоку находились крышки для монтажа гидроцилиндров. По массе модель оказалась тяжелее на 830 кг;
- Т 180С – версия для северной полосы с дополнительным утеплением. Оснащалась специальным кожухом капотной зоны, обогревателем, работающим от охлаждающей двигатель системы, улучшенной теплоизоляцией и двойным остеклением.
- Т 180КС – карьерная модификация с усиленной рамой повышенной толщины. Клиренс модели увеличился на 50 мм, она также отличалась дополнительным утеплением.
- Д 804ПГ – фронтальный погрузчик на базе Т 180;
- Д 804М – трубоукладчик на базе Т 180.
Т 180 считался одним из наиболее удачных бульдозеров советского времени. Модель выделялась простотой конструкции и доступностью элементов. Ремонт техники можно было без труда выполнить в полевых условиях. По уровню комфорта она была далека от идеала, но позволяла оператору с удобством выполнять свои функции.
Т 180 не был лишен недостатков. Главным минусом считался коленвал двигателя, который регулярно выходил из строя. Пневматическая система нуждалась в тщательном уходе, при замерзании конденсата бульдозер переставал работать (особенно часто подобная проблема возникала при сильных морозах).
ОПИСАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ
Т 180 – гусеничный бульдозер 15 тягового класса. Производством данной серии занимался Брянский автомобильный завод. Прототипом для модели выбрали популярный трактор Т 140. После глубокой модернизации появилась полностью новая машина, превосходящая предшественника практически по всем параметрам. В 1965 году разработчики представили Т 180, а спустя год появился бульдозер с гидравлической системой для управления устройствами и отвалом. Примечательно, что данная модель оказалась первым советским трактором, относящимся к 15 тяговому классу. Благодаря этому техника быстро распространилась по СССР.
Изначально бульдозер Т 180 предназначался для промышленной работы и применялся в горнодобывающей и газовой сфере, лесном хозяйстве и на строительных объектах. Позднее его стали использовать в дорожном строительстве и даже в сельском хозяйстве (глубокая пахота залежных земель и целины, мелиоративные операции). Несмотря на значительный вес, модель обладала отличной проходимостью. Техника была прекрасно адаптирована к отечественным условиям работы (суровый климат, топливо низкого качества).
Помимо базовой версии, Брянский завод выпускал модификации для использования в районах Севера (Т 180С) и карьерные вариации с усиленной рамой и увеличенным дорожным просветом (Т 180КС). Производство серии завершилось в 1987 году, но по заключенным договорам отдельные модели продолжали собирать до 1992 года.
Т 180 серьезно уступает современным аналогам, но полностью своей актуальности модель не потеряла. Бульдозер продолжают применять в различных направлениях.
Устройство
Т-180 укомплектован сухой, постоянно замкнутой муфтой сцепления с двумя ведомыми и двумя ведущими дисками, дополненной пневматическим сервомеханизмом. В кабине оператора педаль сцепления находится справа, как у многих гусеничных тракторов.
Трактор оборудован механической 4-ходовой коробкой передач с шестернями постоянного зацепления. Т-180 имеет 2 задних и 5 передних передач. Механизм поворота одноступенчатый и планетарный. Управление поворотом осуществляется посредством пневматических сервомеханизмов, делающих процесс предельно простым.
Благодаря данной системе изменение скорости гусениц происходит максимально плавно, что позволяет трактору менять направление движения по кривым многообразного радиуса.
В Т-180 установлены ленточные тормоза двустороннего действия, работающие в масляной ванне. Они снабжены пневматическими сервомеханизмами. После нажатия на педаль тормоза, расположенную слева, рычаги управления поворотом занимают крайне заднее положение. «Ручник» в тракторе реализован в форме механического фиксатора, позволяющего держать в нажатом положении педаль тормоза.
Данная спецтехника имеет торсионную подвеску с балансирными каретками, которая обеспечивает плавный ход на высоких скоростях.
Горловина топливного бака в Т-180 выведена наружу, а сам он находится в кабине оператора у задней стенки. Рядом располагается и масляный бак. Правда, он вынесен наружу.
Трактор оснащается металлической, 3-местной, герметизированной, металлической кабиной оператора со звуковой и тепловой изоляцией. Она дополнена вентилятором с фильтром, подающим воздух, очищенный от пыли. Сиденья в Т-180 мягкие. Они имеют регулируемые спинки и подлокотники.
Стоимость
Сейчас Т-180 предлагается, в основном на запчасти, поскольку производство данного трактора завершилось довольно давно. Стоимость подержанного варианта на ходу составит от 30 до 150 тысяч рублей в зависимости от состояния.
Модификации трактора Т180
На базе трактора Т180, технические характеристики которого, соответствовали тяговому классу 150кН, были разработаны и успешно эксплуатировались следующие модели и варианты спецтехники:
- трактор Т180Г был снабжен гидравлическим устройством для выполнения силовых и позиционных регулирований. Внешне модель отличалась от базовой тем, что передняя часть облицовки двигателя была выполнена с наклоном. По бокам располагались крышки для установки гидроцилиндров, одновременно служившие радиатору защитой. Данная модель на 830 кг тяжелее основной;
- Т180С – с целью эксплуатации в северной климатической зоне;
- Т180КС – применялся в выработке карьеров. Трактор комплектовался на укрепленной раме из стали марки 09Г2 с утолщением, на 2 мм большим против 8 мм у базовой модели. Клиренс составлял 55 см против 50 см основной модели;
- трубоукладчик Д804М;
- фронтальный погрузчик Д804ПГ.
Модели С и КС оснащались утепляющим кожухом для капота, усиленной тепловой изоляцией и двойным остеклением кабины, а также обогревателем, который функционировал от постоянно нагревающейся системы охлаждения ДВС. Чтобы двигатель запускался при северных морозах без проблем, на тракторы устанавливался жидкостный стартовый подогреватель. Спереди на данные модели прицеплялись отвалы типа Д-575С, сзади крепили рыхлители. Эти приспособления превращали гусеничную машину в бульдозер. Трактор Т180 прошел замечательный трудовой путь, и является гордостью Брянского автозавода. На его проходной установлен памятник этому универсальному во всех отношениях трактору. Технический прогресс ушел вперед, и производство тракторов завершилось на стыке 80-90-х годов. Хотя со дня выпуска последнего трактора прошло четверть века, еще встречаются работающие Т180.
Старенький Т 180 можно купить за 150-200 тыс. руб.
Трактор Т180 – ветеран отечественного тракторостроения
Трансмиссия Т-180
Трансмиссии трактора Т-180 – механическая либо гидромеханическая. Муфта сцепления –сухого, постоянно замкнутого типа, с двумя ведущими и двумя ведомыми дисками, с пневматическим сервомеханизмом. Механическая коробка перемены передач является четырёхходовой, с шестернями постоянного зацепления. Она оснащена 5-ю передачами вперёд и двумя – назад.
Механизм поворота – планетарного типа, одноступенчатый. Для управления механизмами поворота задействуются пневматические сервомеханизмы, и они существенным образом облегчают процесс управления трактором. Планетарный механизм производит плавным образом изменение скорости для каждой из гусениц (по отношению к противоположной гусенице). Это помогает делать повороты трактора по кривым самого разнообразного радиуса. Главная передача – коническая, со спиральными зубьями. Конечные передачи выполнены одноступенчатыми, с прямозубыми шестернями.
Разворот трактора в движении производится путём отсоединения гусеницы, в направлении которой планируется выполнить поворот, от силовой передачи. Данное действие производится за счёт одноступенчатого планетарного механизма ступенчатых колёс, который смонтирован за главной конусной передачей. Он обеспечивает плавную корректировку скорости гусеницы, в сравнении с другой гусеницей, с помощью чего и происходит смена направления движения.