Бульдозер Т 500 технические характеристики

Бульдозер Т 500

Бульдозер Т-500 (по обновленной классификации производителя Т- 35.01), выпускаемый Чебоксарским тракторным заводом (ОАО «Промтрактор»), как и бульдозер Т-800, относится к классу сверхтяжелой специальной техники, предназначенной для проведения больших объемов землеройных работ в различных отраслях промышленности и дорожного строительства, разработке месторождений полезных ископаемых и т.д.

Устройство и особенности конструкции Т 500

Бульдозер представляет собой промышленный гусеничный трактор с навесным бульдозерно-рыхлительным оборудованием в виде переднего неповоротного отвала полусферической формы с возможностью поперечного гидроперекоса и изменения угла срезания грунта, а также однозубого рыхлителя с изменяемым углом его наклона, установленного на задней гидроподвеске.

На т 500 установлена дизельная силовая установка с турбонаддувом и устройством для охлаждения наддувочного воздуха. Для запуска силового агрегата при низких температурах воздуха предусмотрена установка автономного предпускового обогревателя.

Гидромеханическая трансмиссия конструктивно включает в свой состав бесступенчатый гидротрансформатор для автоматического регулирования мощности крутящего момента двигателя, двухступенчатую бортовую передачу с раздельной регулировкой мощности по бортам и трехступенчатую реверсивную коробку переключения передач, обеспечивающую по три скорости для движения вперед или назад. Такая конструкция трансмиссии способствует высокой маневренности машины, позволяя ей разворачиваться практически на месте в любом направлении.

Полужесткая ходовая часть с гидромеханизмом автоматического натяжения гусениц и опорными катками с самомоподвижными уплотнениями типа «DUO-CONE» обеспечивает плавность хода гусеничного шасси и устойчивость при выполнении бульдозерно-рыхлительных работ.

Бульдозер т 500 имеет цельнометаллическую одноместную водительскую кабину, установленную на резиновых амортизаторах, что позволяет смягчать толчки и вибрацию во время работы спецтехники.

Кабина оборудована автономным вентиляционным оборудованием и обогревателем, позволяющим водителю комфортно работать при любых погодных условиях. Для работы в тропическом климате может быть дополнительно установлен кондиционер.

Двойное остекление кабины позволяет обеспечивать хорошую видимость и может быть защищено специальными решетками от падения посторонних предметов и дополнительными усиленными стойками для защиты кабины при случайном переворачивании машины.

Управление работой навесного бульдозерно-рыхлительного оборудования осуществляется из кабины при помощи гидросистемы, включающей гидроцилиндры поднятия и опускания отвала, изменения его поперечного перекоса, а также подъема и опускания рыхлителя и изменения угла его наклона.

Технические характеристики бульдозера Т 500

К основным техническим параметрам базового трактора относится:

  • полная масса с навесным бульдозерно-рыхлительным оборудованием – 60,5т;
  • мощность силового агрегата – 480л.с. (353кВт);
  • максимальная скорость передвижения: вперед – 13км/м, назад – 11,4км/ч;
  • заправочная емкость топливных баков – 990л;
  • ширина колеи – 245см;
  • ширина гусениц – 650см;

Технические характеристики навесного бульдозерно-рыхлительного оборудования:

  • тип переднего отвала – полусферический отвал с поперечным гидроперекосом и изменяемым углом срезания грунта;
  • ширина отвала – 453см;
  • высота отвала – 212см;
  • объем перемещаемого грунта – 18,5куб.м;
  • максимальная высота подъема отвала – 161см;
  • максимальная глубина погружения ножа отвала в землю – 73см;
  • наибольший угол перекоса отвала в обе стороны – 10 градусов;
  • тип рыхлителя – однозубый с регулируемым углом наклона;
  • максимальное погружение рыхлителя в грунт – 132см;
  • максимальная высота подъема рыхлителя – 66см.

Бульдозер Т 500 обладает высокой производительностью, позволяя выполнять весь комплекс землеройных работ большого объема в кратчайшие сроки, выгодно отличаясь от своих зарубежных аналогов доступной ценой.

Получите выгодное предложение от прямых поставщиков:

Устройство и особенности эксплуатации

Для Т 500 использована модульная конструкция элементов и агрегатов. Устройство силовой передачи, дизельного мотора, ходовой системы, трансмиссии допускает демонтаж, замену и установку элементов отдельными модулями, облегчая обслуживание. Аварийный модуль восстанавливается и предварительно тестируется в специализированных центрах.

Бульдозер имеет стандартную компоновку, предусматривающую жесткую сварную раму, выполненную из стального профиля. К ней посредством 3-точечной полужесткой подвески закрепляются гусеничные тележки. В рабочей области рамы монтируются:

  • двигатель;
  • элементы и магистрали гидросистемы;
  • части гидромеханической трансмиссии;
  • кабина.

Бульдозерные и рыхлительные устройства устанавливаются на корме и в передней зоне техники.

Ходовая часть Т 500 включает 3-точечную подвеску с 2 тележками и гусеничной частью, которые монтируются на бортовой передаточной оси. На опорных катках присутствуют подвижные уплотнения DUO-CONE. Натяжение гусеничной части регулируется посредством гидравлического устройства автоматического натяжения. Для всех шарниров предусмотрена одноразовая смазка, рассчитанная на полный срок работы. Подобные конструктивные решения делают ход более мягким и плавным и повышают устойчивость машины.

Каждая тележка включает 7 опорных катков: спереди находятся 2 двубортных катка, затем идет чередование однобортных и двубортных катков. В передней области рамы устанавливается натяжное колесо, способное передвигаться по направляющим пластинам, закрепленным на лонжеронах. В верхней части находятся 2 поддерживающих катка.

Сама гусеничная часть представляет собой сборную шарнирную цепь рельсового типа, выполненную из высоколегированной стали. Срок службы элемента превышает 6000 моточасов. В состав гусеницы входят 42 пары звеньев, соединение которых обеспечивается втулками и пальцами. Для нее характерно высокое сопротивление внешним нагрузкам. Площадь опорной поверхности гусеницы составляет 4,67 кв.м. Ширина башмака равняется 650 мм, высота грунтозацепов – 90 мм.

В модели Т 500 применяется трансмиссия гидромеханического типа, обеспечивающая передачу крутящего момента к бортовым передачам, разворот, реверсирование и поворот машины. Поток мощности при этом разделяется на 2 борта. Момент кручения передается с использованием гидротрансформатора, который выполняет бесступенчатую регулировку и оптимизацию процесса с учетом нагрузок. Основные элементы трансмиссии объединены в единый блок, состоящий из:

  • согласующих редукторных устройств;
  • 3-скоростной коробки передач реверсируемого исполнения;
  • реверсивных и остановочных тормозов ленточного типа для каждого борта.

Управление навесным оборудованием осуществляется через гидравлическую систему, включающую гидравлические цилиндры опускания и поднимания отвала, регулировки наклона и поворота. В системе используются шестеренчатые насосы НШ-250, НШ-100 и НШ-10 с производительностью 500 л/мин. Давление предохранительного клапана составляет 170 кг/кв.см.

Электроприборы получают питание от 4 аккумуляторов (12 В каждый). Бортовая сеть имеет напряжение 24 В, также имеется розетка. В состав электросистемы также входит генератор переменного тока на 75 А.

Цельнометаллическая кабина Т 500 рассчитана на одного человека. Она устанавливается на специальных резиновых амортизаторах, снижающих уровень вибрации. Шумопоглощающая обивка и современные материалы делают условия работы оператора оптимальными. Большие двойные стеклопакеты с защитой от обледенения гарантируют отличную видимость в любых условиях. Работать на бульдозере можно и в темное время суток благодаря мощным фарам (3 – в передней части, 3 – в задней области, 3 – на крыше). В салоне устанавливается подрессоренное сиденье, подстраиваемое под рост и массу водителя. Для поддержания необходимого температурного режима используется вентиляционная система с калориферным обогревателем. В салоне также присутствуют прикуриватель, счетчик моточасов, плафон, стартер и другое электрооборудование. Дополнительно кабина может оснащаться защитой от падающих предметов и переворота техники и кондиционером для работы в тропической зоне.

В системе управления не предусмотрены механические приводы, здесь применяются электро-гидравлические механизмы.

Плюсы и минусы

Плюсы:

  • Хороший обзор из кабины вперёд (назад нет, но там и нечего особенно высматривать – работает рыхлитель, и ладно).
  • Кабина, безусловно удобная и тёплая, отопитель мощный, плюс автономка на бензине, что очень удобно.
  • Отличный подогреватель, от 4х АКБ греет всё, включая КПП и топливный бак.
  • Превосходная маневренность – разворот обе гуски в разные стороны, практически на месте.
  • Простота и сверх-ремонтопригодность! Масса всяких лючков, везде можно добраться. Двигатель перебрать, или вовсе заменить – не проблема, хватит 10-ти/12-ти часов, и вперёд!
  • Двигатель работает на пределе, но мощности хватает, можно работать на полных оборотах. На земле «бульдог» легко превосходит в производительности даже более мощный «Komatsu-355». То же самое – и на скале, если она разбирается отвалом, если порода типа вулканических туфов. На рыхлении «Т-330» слабоват (корма лёгкая, колонку (стойку) рыхлителя не видно, угол атаки нерегулируемый).

Минусы:

  • Маленький ресурс мотора, всего в 3-4 тыс. м/ч.
  • Электрогидравлическое управление распределителями имеет только два положения: вкл. и выкл., промежуточных нет. Неоднократно рвало распределители, летели пилоты управления.
  • Очень слабые дюралевые лючки, сразу раздавливает, умельцы меняли их на самодельные стальные. Плохой доступ к заливной горловине картера ГТР (на поздних картер общий с КПП)
  • Гусеницы больше чем полгода не выхаживали – просто рвались , срывая крылья, ящики, аккумуляторы… В общем и целом, качество заводской сборки часто оставляет желать лучшего.

Бульдозер Т 500

Т 500 является базовой моделью для многих отечественных тяжелых бульдозеров. Техника выпускалась Чебоксарским тракторным заводом. Первые разработки машины стартовали в 1970-х годах. В тот период потребность в бульдозерах тяжелого класса была огромной. При реализации крупных проектов Советскому Союзу приходилось использовать иностранные модели от Caterpiller, Komatsu и других брендов. Их приобретение требовало значительных средств, а промышленность нуждалась в отечественном аналоге. В рамках программы импортозамещения в 1985 году в Чебоксарах состоялась премьера новой модели – трактора Т 500. На базе данной техники позднее появилась бульдозерная модификация. Цена машины оказалась в 2-3 меньше, чем у зарубежных конкурентов.

Изначально Т 500 должен был стать частью большого семейства бульдозеров с передним расположением кабины (Т 220 и Т 330). Первый образец модели собрали еще в 1967 году, но тогда приоритетом была разработка Т 330, потому до конвейера техника дошла значительно позднее. Опытное производство бульдозера началось в 1985 году, через год машину рекомендовали к серийному производству. При этом от переднего расположения кабины разработчики отказались, потому в масштабное производство модель поступила в классической компоновке.

Выпуск Т 330 продолжался до 2000 года, после чего он получил новое название – Т 35.01.

Бульдозер имел большие габариты и предназначался для выполнения значительных объемов работ. Техника комплектовалась различным оборудованием, что позволяло ей выполнять следующие операции:

  • предварительное рыхление мерзлой и твердой почвы с последующими бульдозерными работами;
  • последовательное срезание слоев грунта;
  • перемещение грунтовых масс и формирование насыпей;
  • планировка поверхности по проектным отметкам;
  • расчистка территорий от камней, мусора, деревьев и кустарника;
  • подготовка площадки под строительство;
  • буксировка крупных грузов.

Бульдозер ДЭТ-250

Максимальная масса бульдозеро-рыхлительного агрегата ДЭТ равна 41,1 т. Двенадцатицилиндровый двигатель В31М2 обладает мощностью 323 л.с. Частота его вращения 1400 об/мин. Мощные гусеницы и габаритные размеры в сочетании с широкой кабиной первых моделей ДЭТ 250 заставляли вспоминать советский танк. Кроме внешнего сходства, бульдозер ДЭТ 250 перенял от танка эжекционное охлаждение благодаря энергии, получаемой от отработанных газов. В настоящее время внешний дизайн бульдозера видоизменен и стал более современным и привычным.

Бульдозер ДЭТ 250, технические характеристики

Двигатель
Двигатель бульдозера ДЭТ-250 В-31М2
Тип четырехтактный, V- образный, дизельный
Эксплуатационная мощность, кВт (л.с.) 237(323)
Частота вращения коленвала, номин., об/мин 1400
Рабочий объем, л 38,88
Эксплуатационная масса
Бульдозера с рыхлителем, кг 41 340
Бульдозера без рыхлителя, кг 37 500
Максимальное давление на грунт при эксплатационной массе, МПа(кг/см2) 0,093(0,93)
Трансмиссия
Тип Электромеханическая, двухскоростная вперед и назад
Максимальное тяговое усилие кН(тс) не менее 377(38,5)
Рабочая скорость агрегата вперед-назад м/с(км/ч) минимальная/максимальная 0,339(1,2)/4,22(15,2)
Гидросистема
Тип Двухступенчатая, основная и дополнительная
Ходовая система
Количество опорных катков с каждой стороны 6
Число поддержив. катков, шт 2
Ширина башмака гусеницы, мм 560 или 690
Механизм натяжения гидравлический
Колея/База, мм 2450/3218
Бульдозерное оборудование
Полусферический неповоротный отвал с полностью гидрофицированным управлением изменения угла резания и перекоса
Ширина/высота отвала, мм 4250/1850
Объем призмы волочения, м. куб. 10,5
Максимальный подьем отвала, мм 1400
Масса, кг 5200
Наибольшие заглубление отвала, мм 370
Основной угол резания, град. 55
Угол поперечного перекоса отвала, град. 10

Бульдозер ДЭТ 250М – это модернизированная модель ДЭТ250. Модернизация касалась следующих частей: мощность двигателя была увеличена, усилен задний мост, и трубы гидросистемы выведены назад. На ДЭТ 250М можно одновременно навешивать бульдозерное оборудование и рыхлительное. Для работы в условиях Крайнего Севера и Сибири усилена ходовая часть, установлены раздельные тормоза на движетель и аккумуляторы, обеспечивающие обогрев кабины и работу пуска дизеля. Для этих же целей предусмотрены утепляющие чехлы капота и вентилятора кабины.

Устройство и особенности конструкции Т 500

Бульдозер представляет собой промышленный гусеничный трактор с навесным бульдозерно-рыхлительным оборудованием в виде переднего неповоротного отвала полусферической формы с возможностью поперечного гидроперекоса и изменения угла срезания грунта, а также однозубого рыхлителя с изменяемым углом его наклона, установленного на задней гидроподвеске.

На т 500 установлена дизельная силовая установка с турбонаддувом и устройством для охлаждения наддувочного воздуха. Для запуска силового агрегата при низких температурах воздуха предусмотрена установка автономного предпускового обогревателя.

Гидромеханическая трансмиссия конструктивно включает в свой состав бесступенчатый гидротрансформатор для автоматического регулирования мощности крутящего момента двигателя, двухступенчатую бортовую передачу с раздельной регулировкой мощности по бортам и трехступенчатую реверсивную коробку переключения передач, обеспечивающую по три скорости для движения вперед или назад. Такая конструкция трансмиссии способствует высокой маневренности машины, позволяя ей разворачиваться практически на месте в любом направлении.

Полужесткая ходовая часть с гидромеханизмом автоматического натяжения гусениц и опорными катками с самомоподвижными уплотнениями типа «DUO-CONE» обеспечивает плавность хода гусеничного шасси и устойчивость при выполнении бульдозерно-рыхлительных работ.

Бульдозер т 500 имеет цельнометаллическую одноместную водительскую кабину, установленную на резиновых амортизаторах, что позволяет смягчать толчки и вибрацию во время работы спецтехники. Кабина оборудована автономным вентиляционным оборудованием и обогревателем, позволяющим водителю комфортно работать при любых погодных условиях. Для работы в тропическом климате может быть дополнительно установлен кондиционер. Двойное остекление кабины позволяет обеспечивать хорошую видимость и может быть защищено специальными решетками от падения посторонних предметов и дополнительными усиленными стойками для защиты кабины при случайном переворачивании машины.

Управление работой навесного бульдозерно-рыхлительного оборудования осуществляется из кабины при помощи гидросистемы, включающей гидроцилиндры поднятия и опускания отвала, изменения его поперечного перекоса, а также подъема и опускания рыхлителя и изменения угла его наклона.

История модели и особенности конструкции

В начале 70-х годов ХХ века в Советском Союзе активно реализовывался целый ряд масштабных проектов – по прокладке нефте- и газопроводов; железнодорожных магистралей, крупных промышленных объектов, мелиорации полей. Потребность в мощной, энергонасыщенной технике до 25-го тягового класса значительно возросла.

Разработанный в 1972-1975 годах «Т-330» стал достойной заменой приобретаемой ранее за твёрдую валюту аналогичной импортной технике концернов «Катерпиллар», «Коматсу», «Лиебхерр». Задача была – перестать субсидировать зарубежную экономику, покупая за валюту нужную технику, и запустить её собственное производство.

Так как создавался «Т-330» в качестве альтернативы зарубежной энергонасыщенной технике, то и разрабатывали его, естественно, с оглядкой на эти образцы. Но точного копирования узлов и деталей не было. В итоге, бульдозер получился несколько уступающий своим именитым аналогам по производительности. Однако цена его производства и дальнейшего технического обслуживания была в разы меньшей.

По замыслу конструкторов, «Т-330» предстояло стать не только тяжёлым промышленным бульдозером, но и головным образцом, основой для нового семейства промышленных тракторных платформ, включающего в себя машины различного тягового класса с единой компоновкой; унифицированные по узлам и механизмам. Кроме основного применения на резании и перемещении грунта, «Т-330» призван был стать базой для создания ряда агрегатов-носителей навесного оборудования: кранового, экскаваторного, трубоукладочного.

Надо сказать, что этот мощный трактор привлёк к себе повышенное внимание со стороны средств массовой информации, общественных организаций и иностранных специалистов  ещё задолго до своего массового распространения в стране. Причиной тому была новая,  необычная конструкция модели, нетипичная для стандартных тракторов-бульдозеров

Среди специалистов (не только зарубежных, но и советских) она вызвала неоднозначную реакцию и настоящие споры.

При первом же взгляде на «Т-330» в глаза сразу бросалась необычная и даже его компоновка. Кабину механизатора, по воле конструкторов, вынесли далеко вперёд и установили практически вплотную к тыльной стороне отвала. Она, в буквальном смысле, нависала прямо над отвалом. Особенно это проявляется на бульдозерах ранних серий выпуска.

В процессе контрольной эксплуатации в городе Чербакуль Челябинской области выявили, что горная порода при разработке бульдозером, могла скапливаться на отвале, а затем и переваливаться через козырёк, попадая на фронтальную часть кабины. И если работа велась со скальными грунтами, то это могло привести к повреждению переднего стекла и самой кабины. Полностью обезопасить кабину, установив решётку из сваренных прутков, не вышло.

В итоге, впоследствии на серийных вариантах кабину сдвинули на метр назад, и установили перед нею бронированный капот с логотипом Чебоксарского завода промышленных тракторов. Но и после описанной доработки «Т-330» всё равно существенно отличался своим смелым внешним видом от стандартных моделей бульдозеров того времени.

Идея воплотить этот необычный вариант компоновки была обусловлена следующим фактом. Главным «орудием труда» тракторе-бульдозере является бульдозерный отвал, подвешенный фронтально. При стандартной компоновке за массивным капотом мощного и объёмного мотора видеть рабочий процесс во всех его подробностях у механизатора просто нет возможности.

Это отрицательно сказывается на его утомляемости и уменьшает эффективность работы в целом. А на некоторых мощных бульдозерах механизатору вообще приходилось в те времена работать стоя. Поэтому решение советских конструкторов вынести кабину вперёд оказалось по-настоящему смелым и оправданным. Оно позволило улучшить обзорность, а, следовательно, и показатели точности работы, её безопасности.

В современную эпоху «Т-330», уже под названием «ЧЕТРА-Т25», продолжают выпускать на Чебоксарском тракторном заводе, который входит в состав холдинга «Промтрактор». Однако на этом современном аналоге «Т-330» – бульдозере «ЧЕТРА Т25» используется дизельный двигатель «QSX15-C440», от компании «Cummins» (в ряде партий – ярославский «ЯМЗ-8501.10»), и насосные узлы фирмы «David Brown».

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Т 500

Габаритные размеры (стандартное исполнение без навесных устройств):

  • длина — 6180 мм;
  • ширина — 3150 мм;
  • Высота — 4150 мм;
  • Гусеница базы — 3480 мм;
  • Минимальный радиус рулевого управления — 3300 мм;
  • Оформление — 560 мм.

Вес структуры бульдозера составляет 41800 кг, рабочий вес 59455 кг. Транспортное средство может преодолеть высоту 30 градусов.

Начальная версия машины оснащена полусферическим бульдозером (SU) со следующими параметрами:

  • Ширина — 4530 мм;
  • Высота — 2120 мм;
  • Самая большая подъем лезвия бульдозер над землей — 1610 мм;
  • Самая большая полость лезвия на землю — 730 мм;
  • Емкость опрыскивателя — 18,5 м3;
  • Угол отклонения — 10 градусов;
  • Масса лезвия — 8250 кг.

Характеристики базового рыхлительного устройства:

  • Тип — параллелограмма с регулируемым углом откругивания;
  • Количество зубов — 1;
  • Самая большая высота подъема — 660 мм;
  • Самая большая глубина отрыва — 1320 мм;
  • Ограничение силы сборки — 49400 кг;
  • Вес рулен — 6327 кг.

Трансмиссия, запчасти трактора Т-500 чебоксарский тракторный завод

Трансмиссия гидромеханическая, состоит из шестивальной, трехскоростной, полностью реверсивной, двухбортовой коробки переключения передач КПП с косозубыми шестернями постоянного сцепления, гидроподжимными дисковыми муфтами передач и реверсивного механизма, системой гидроуправляемых ленточных остановочных тормозов реверса для каждого борта, конструктивно объединенных в одном автономном блоке КПП. КПП обеспечивает раздвоение потока мощности к ведущим колесам, что позволяет производить поворот трактора на месте за счет различного направления движения гусениц.

ТТХ трактора

Технические характеристики трактора 10-го тягового класса на момент создания были выдающимися. Именно по этой причине он продолжал выпускаться с минимальными изменениями более чем 10 лет подряд. Стоит упомянуть о ряде особенностей данной техники. Имеются как плюсы, так и минусы. Связаны они именно с техническими характеристиками гусеничного трактора.

Габаритные и массовые показатели

Габаритные показатели трактора были велики, но позволяли без труда использовать технику для решения самых сложных задач даже в условиях недостатка свободного пространства. Габаритные размеры стандартной модели трактора Т-100 без каких-либо модификаций выглядят следующим образом:

  • длина — 4.2 м;
  • ширина — 2.4 м;
  • высота — 3 м;
  • колея — 1.8 м.

Длина опорной поверхности гусениц составляет 2.3 м. Именно за счет этого достигается высокая проходимость у данного типа техники. Трактор Т-100 без труда преодолевает сложные участки дороги, болотистую местность. Убедиться в этом можно как самостоятельно, так и просмотрев видео эксплуатации данной техники в сложных дорожных условиях.

Величина дорожного просвета составляет 331 мм. Большой клиренс позволяет без труда преодолевать различного рода колеи, иные сложные участки дорог — где решающим фактором является расстояние от нижней части шасси до дороги. Удельное давление на почву составляет 0.47 кгс/см2. Потому трактор не проваливается на сложной, проблемной почве. Металлоемкость, кг/л.с. — 102.

Отличительной особенностью для своего времени является высокий показатель тяглового усилия — 6000 кг. Причем сам трактор в конструктивном положении имел вес всего 11 т. Что для техники данного типа с такими техническими параметрами было относительно немного — если учитывать год разработки и выпуска. Максимальная величина тягового усилия на первой передаче составляет 9.5 т.

При этом при увеличении скорости тягловое усилие существенно уменьшается. На самой последней пятой передаче оно составляет всего 5 т. Потому при движении с грузом, прицепом необходимо будет использовать в обязательном порядке пониженную передачу. Это существенно упрощает движение, особенно в сложных условиях дороги.

Двигатель

Изначально на базовую модификацию устанавливается двигатель типа Д-108. Данный мотор разрабатывался специально для гусеничного трактора Т-100. Именно поэтому использование его максимально эффективно. Данный двигатель представляет собой четырехцилиндровый мотор, отличительной особенностью его является нераздельная КВЗ.

Рабочий объем двигателя равен 150 см3. Диаметр поршня — 0.145 м. Вес мотора составляла ровно 2.1 т — почти ½ полной снаряженной массы самого трактора. В случае необходимости работы сложных условиях существенно помогает некоторый запас по мощности. Для пуска при отрицательной температуре используется «пускач» П-23 со специальным стартером. Объем топливного бака составляет двести тридцать пять литров.

Отличительными особенностями данной модели агрегата являются:

  • в форсунках установлен не 1 распылитель, а целых 9 шт.;
  • в фильтр для очистки масла устанавливается центрифуга реактивного типа.

Именно за счет пониженной величины сжатия стало возможно упростить пуск силового агрегата. Максимальный момент установлен на уровне 82 кГм.

Трансмиссия

Так как она фактически представляет собой самостоятельный узел. КПП использовалась механическая:

  • пять скоростей — для движения вперед;
  • четыре скорости — для движения назад.

Тип коробки — реверсивный, трехходовый. В качестве центральной передачи применяется конического вида. Для поворота применялась специальная многодисковая сухая муфта. Диски ведомые снабжались с фрикционными накладками. Управление ими производилось при помощи специализированных серворычагов.Сам ходовой механизм — полужесткого типа, состоит он из гусеничных тележек. Установлено балансирующее устройство.

Кабина трактора Т-100: обзор рабочего места

Кабина трактора Т-100 во всех модификациях обязательно монтировалась на жесткую раму. Причем от предыдущей модели под обозначением С-100 отличной была лишь форма. В остальном же какие-либо существенные изменения Т-100 не претерпел. Сегодня работа в такой кабине достаточно неудобна — в сравнении с аналогичными современными моделями тракторов. Но для своего времени салон трактора был достаточно комфортабельным.

Присутствовало освещение, а также мягкое сиденье для самого водителя. Имелся отопитель, система принудительной вентиляции. Но именно это являлось причиной возникновения повышенного шума непосредственно внутри кабины.

История модели и особенности конструкции

В начале 70-х годов ХХ века в Советском Союзе активно реализовывался целый ряд масштабных проектов – по прокладке нефте- и газопроводов; железнодорожных магистралей, крупных промышленных объектов, мелиорации полей. Потребность в мощной, энергонасыщенной технике до 25-го тягового класса значительно возросла.

Разработанный в 1972-1975 годах «Т-330» стал достойной заменой приобретаемой ранее за твёрдую валюту аналогичной импортной технике концернов «Катерпиллар», «Коматсу», «Лиебхерр». Задача была – перестать субсидировать зарубежную экономику, покупая за валюту нужную технику, и запустить её собственное производство.

Так как создавался «Т-330» в качестве альтернативы зарубежной энергонасыщенной технике, то и разрабатывали его, естественно, с оглядкой на эти образцы. Но точного копирования узлов и деталей не было. В итоге, бульдозер получился несколько уступающий своим именитым аналогам по производительности. Однако цена его производства и дальнейшего технического обслуживания была в разы меньшей.

По замыслу конструкторов, «Т-330» предстояло стать не только тяжёлым промышленным бульдозером, но и головным образцом, основой для нового семейства промышленных тракторных платформ, включающего в себя машины различного тягового класса с единой компоновкой; унифицированные по узлам и механизмам. Кроме основного применения на резании и перемещении грунта, «Т-330» призван был стать базой для создания ряда агрегатов-носителей навесного оборудования: кранового, экскаваторного, трубоукладочного.

Надо сказать, что этот мощный трактор привлёк к себе повышенное внимание со стороны средств массовой информации, общественных организаций и иностранных специалистов  ещё задолго до своего массового распространения в стране. Причиной тому была новая,  необычная конструкция модели, нетипичная для стандартных тракторов-бульдозеров

Среди специалистов (не только зарубежных, но и советских) она вызвала неоднозначную реакцию и настоящие споры.

При первом же взгляде на «Т-330» в глаза сразу бросалась необычная и даже его компоновка. Кабину механизатора, по воле конструкторов, вынесли далеко вперёд и установили практически вплотную к тыльной стороне отвала. Она, в буквальном смысле, нависала прямо над отвалом. Особенно это проявляется на бульдозерах ранних серий выпуска.

В процессе контрольной эксплуатации в городе Чербакуль Челябинской области выявили, что горная порода при разработке бульдозером, могла скапливаться на отвале, а затем и переваливаться через козырёк, попадая на фронтальную часть кабины. И если работа велась со скальными грунтами, то это могло привести к повреждению переднего стекла и самой кабины. Полностью обезопасить кабину, установив решётку из сваренных прутков, не вышло.

В итоге, впоследствии на серийных вариантах кабину сдвинули на метр назад, и установили перед нею бронированный капот с логотипом Чебоксарского завода промышленных тракторов. Но и после описанной доработки «Т-330» всё равно существенно отличался своим смелым внешним видом от стандартных моделей бульдозеров того времени.

Идея воплотить этот необычный вариант компоновки была обусловлена следующим фактом. Главным «орудием труда» тракторе-бульдозере является бульдозерный отвал, подвешенный фронтально. При стандартной компоновке за массивным капотом мощного и объёмного мотора видеть рабочий процесс во всех его подробностях у механизатора просто нет возможности.

Это отрицательно сказывается на его утомляемости и уменьшает эффективность работы в целом. А на некоторых мощных бульдозерах механизатору вообще приходилось в те времена работать стоя. Поэтому решение советских конструкторов вынести кабину вперёд оказалось по-настоящему смелым и оправданным. Оно позволило улучшить обзорность, а, следовательно, и показатели точности работы, её безопасности.

В современную эпоху «Т-330», уже под названием «ЧЕТРА-Т25», продолжают выпускать на Чебоксарском тракторном заводе, который входит в состав холдинга «Промтрактор». Однако на этом современном аналоге «Т-330» – бульдозере «ЧЕТРА Т25» используется дизельный двигатель «QSX15-C440», от компании «Cummins» (в ряде партий – ярославский «ЯМЗ-8501.10»), и насосные узлы фирмы «David Brown».

Это интересно: Обзор устройства и технических характеристик многофункционального бульдозера Т-170 — раскладываем по полочкам

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий