Преимущества резиновых гусениц
Танки и по сей день оснащаются преимущественно стальными траками, так как защита в данном случае имеет первостепенной значение. При этом масса траков из металла может достигать 25-30% от всего веса танка. Это оправданный компромисс, на который пригодится идти в угоду безопасности и проходимости.
В мирном же поле, засеянном пшеницей, защита не требуется. Единственная угроза, которая может настигнуть комбайн или трактор – это крупный камень. На этот счёт ленты делают армированными, чтобы исключить любую вероятность разрыва. Вес от этого увеличивается на смехотворные значения, зато повреждения практически исключаются.
В итоге на мощный трактор, оснащённый резиновыми траками можно водрузить многотонное прицепное оборудование. При этом не переживая о возможном повреждении структуры почвы, и уж тем более уплотнениях на большой глубине.
Даже если колёсный трактор оснащён множеством колёс на одной оси, его опора распределяется недостаточно равномерно, а сама тяговая мощь существенно падает. В результате многоколёсные тракторы-монстры оснащаются экспериментальными двигателями по 800 и более лошадиных сил. При этом гусеничный трактор, который на 25% слабее этих монстров в сырой мощи, выполняет ту же работу гораздо увереннее и с большей непринуждённостью. Для примера можно взять “малыша” Challenger MT800.
Использование в полевых условиях
Для обработки полей зачастую используют навесное оборудование либо прицепные устройства, и при таком варианте основной вес приходиться на заднюю ось трактора. Аналогичная ситуация как на гусеничных, так и на колесных моделях, поэтому особой разницы вы не почувствуете. Колесной вариант при использовании навесного более предпочтителен, ведь передняя часть будет создавать меньшее давление, а на задние колеса давление будет минимизировано благодаря свойству шин. Они способны более равномерно распределять повышенный вес, чего не скажешь про гусеничные траки. Основная нагрузка в гусеницах будет перенесена назад.
Многие производители уменьшают давление на почву своих колесных моделей использованием сдвоенных колес, это лучше распределяет вес трактора и оборудования.
Сдвоенные колеса на трактор
Давно доказано, что сдвоенные колеса положительно отразятся на характеристиках и производительности техники. В первую очередь характеристики будут увеличены из-за повышенного тягового стержня, нагрузка на поверхность будет распределена более равномерно. Тесты показывают, что сдвоенные колеса на тракторе набирают большую скорость, нежели стандартный вариант. Наличие сдвоенных колес спереди помогает равномернее распределить нагрузку на переднюю часть.
В обычных вариантах замечена потеря мощности при поворотах, чего не скажешь про рассматриваемый вариант. Практика показывает, что вышеуказанные преимущества позволяют нагружать на трактор больше навесного оборудования и развивать большую скорость при работе на полях. Это в свою очередь не только снижает давление на почву, но и увеличивает эффективность обработки поля.
Преимущества гусеничного хода
Но не стоит сразу считать колесные разновидности трактора наиболее удачными, у гусеничного хода есть ряд своих неоспоримых преимуществ. Такой вариант будет наиболее эффективным при работе в плохую погоду или на слишком влажном грунте. В процессе движения увеличивается сила трения, поэтому трактор более плавно и уверенно управляется. Гусеницы также практически не подвержены неровностям поля, поэтому проходимость такого вариант на уровень выше.
От колесного трактора после прохождения остается 4 следа от колес, а у гусеничного всего 2 следа. Колеса гораздо чаще требуют ремонта и замены, срок гусениц в разы больше.
Несколько способов уменьшить давление на грунт трактора
Помимо использование гусеничного хода или сдвоенных колес есть несколько простых вариантов немного, но снизить давление. Это поможет эффективнее работать на небольших полях или огородах.
- Снизить давление в шинах колес. Проверяем показатели давления до и после работы на почве. Если вы двигаетесь с меньшей скоростью, то шины нужно спускать, если скорость движения увеличена, шины нужно накачивать больше. Также необходимость в давлении обусловлена состоянием грунта — если почва твердая, шины должны быть накачены, если поверхность мягкая или рыхлая, шины спускаем.
- На колесном тракторе можно установить более широкую резину.
Замена колесного хода на гусеничный должно быть крайней мерой, ведь это не только дорогостоящая процедура, но и повышенный расход топлива, снижение максимальной скорости. Но гусеницы идеально подходят для более сложных дорогах и неровностях.
Принцип измерения удельного давления на грунт
Самый простой способ понять, как распределяется опорное давление – представить передвижение по снежным сугробам. Пешком человеку необычайно трудно преодолевать сугробы метровой глубины. Но что произойдёт, если он встанет на лыжи? Опорное давление перестанет быть точечным, и распределиться на несколько метров в длину. Кажется, что удельное давление таким образом может сниться в 1,5-2 раза, но в действительность оно снизится ровно в 15 раз. С 0,60 до 0,04.
Для вычисления удельного давления на грунт достаточно разделить фактический вес объекта на площадь опоры. Если речь идёт об автомобиле, то площадь всех его колёс может достигать, например, 1 метра квадратного. То есть, 1000 кв. см. Для упрощения представим, что масса машины – ровно 1,5 тонны. Разделив 1500 кг на 1000 кв. см., получаем 1,5 кг на квадратный сантиметр удельного давления.
Соответственно, чем ниже вес агрегата, и чем больше площадь контакта, тем ниже давление. И если механику-водителю танка глубоко плевать на то, что будет с почвой, по которой он проедет, то оператор трактора сильно обеспокоен этим вопросом. Точнее обеспокоен его работодатель, который не сможет выращивать сельхозкультуры на загубленном поле, и потеряет деньги.
Способы уменьшения давления на грунт
Для сельскохозяйственной техники низкое удельное давление на почву – ключевой фактор. Всё земледелие базируется на здоровой структуре почвы и качественном усвоении микроэлементов растениями. При этом для обработки этой самой почвы, внесения удобрений и семян нередко используется крупногабаритная техника.
Чтобы экономить драгоценное время, крупные хозяйства используют мощные европейские тракторы именитых марок и соответствующее прицепное оборудование. Оно может охватывать в ширину сразу 10 и более метров площади за один проход. Естественно вместе с мощью растёт и вес агрегатов, что становится серьёзной проблемой на слабонесущих, нежных грунтах. Уплотнения на большой глубине чреваты гибелью посевов и потерями огромных прибылей. При этом исправить их вспашкой невозможно, ибо речь идёт о глубине в 1,5-2 метра.
На сегодняшний день человеку доступны 4 способа снизить удельное давление:
- Увеличить диаметр колёс;
- Использовать шины максимально низкого давления;
- Увеличить количество колёс;
- Использовать резиновые гусеничные траки.
Каждый из вариантов имеет ряд преимуществ и помогает многократно снизить удельное давление. Однако выгода у перечисленных вариантов не равнозначна. Очевидно, что к крупным гусеничным тракам на резиновой основе по эффективности не может приблизиться ни один другой способ. Какими бы огромными и широкими ни были колёса, они всё равно заметно повышают вес техники. Тем самым снижая собственную эффективность.
С гусеницами, как у John Deere 8RT вес ещё и грамотно балансируется между двигателем спереди, и намеренно увеличенной рамой для передачи веса на кормовую часть трактора.
Вывод
Чтобы быстро уменьшить удельное давление на грунт на обычном автомобиле, достаточно стравить давление в шинах до определенного значения. Так часто поступают владельцы внедорожников при движении по болотам и глубокой грязи.
Стоит заметить, что в некоторых ситуациях высокое давление будет предпочтительнее. Например по неглубокой грязи или снегу автомобиль на узкой резине может двигаться увереннее, чем на широкой. Этот подход используется в эндуро, где узкое переднее колесо как бы режет грязь, улучшая проходимость и управляемость.
Теория проходимостиФилософия бездорожьяШины сверхнизкого давленияГусеничные модули на автоОсобенности движения на мотоцикле по бездорожью