Основные неисправности и их устранение
Некоторые пользователи столкнулись с отказами сложной бензиновой техники, связанными с работой двигателя либо трансмиссии. Наиболее частые проблемы, возникающие в работе мотора:
- Снижение мощности ДВС. Как правило, это происходит из-за засорения топливной системы, отложения копоти на стенках камеры сгорания, деградации двигателя и свечей зажигания. В первом случае проводят чистку фильтров, регулируют карбюратор. Чрезмерный износ поршневой группы устраняют заменой деталей либо установкой нового двигателя. Нагар на свечах и стенках камеры сгорания удаляют механической или химической очисткой.
- Трудности с запуском мотора. Это может быть следствием неисправности систем питания или зажигания. Проверяют поступление топлива в карбюратор, наличие и качество искры в свече зажигания. Выявленные дефекты устраняют самостоятельно либо с привлечением сотрудников сервисных центров.
- Нестабильная работа двигателя. Как правило, «плавающие» обороты или провалы мощности происходят из-за слабого контакта в высоковольтной цепи зажигания. В этом случае следует проверить все места коммутации и усилить проблемные места.
К прочим основным неисправностям относят нарушение в работе трансмиссии. К этому приводит износ дисков сцепления и ослабление пружин. Чтобы восстановить работоспособность, выполняют их полную замену. Кроме того, к этому могут привести обрыв тросика, деформированные фрикционные диски, грязное масло. Увеличение шумовых характеристик редуктора указывает на низкий уровень масла или слабое закрепление деталей. Стук и скрежет возникает из-за изношенности шестерен, при этом рекомендуется немедленная замена повреждённой детали (совместно с соседней) во избежание полного выхода из строя всего блока.
К сведению! Перед ремонтом нужно внимательно изучить схему и принцип работы узла, вышедшего из строя. Поспешные действия могут привести к окончательной поломке агрегата.
Двигатель мотоблока «МТЗ-05»
Мотоблок «МТЗ-05» оснащался одноцилиндровым четырёхтактным бензиновым двигателем «УД-15» рабочим объёмом в 245 кубических сантиметров и мощностью в 5 лошадиных сил (3,7 кВт). «УД» расшифровывается как «Ульяновский двигатель». «УД-15» – карбюраторный мотор воздушного охлаждения, с верхним расположением клапанов. Частота вращения – 3000 оборотов в минуту.
Двигатель «УД-15».
Он в советские времена выпускался ульяновским моторным заводом, начиная с 1967 года. Данный силовой агрегат имеет простую конструкцию; его отличительные черты – неприхотливость и хорошая ремонтопригодность. «УД-15» полностью адаптирован для долговременной непрерывной работы без потери мощности в тяжёлых условиях (экстремально низкие или высокие температуры, длительная работа под нагрузкой и т.п.)
По показателям мощности «УД-15» практически аналогичен современным импортным моторам в 9 л.с. (дело в том, что за рубежом в ТТХ двигателя указывают его максимальную мощность, которую он способен показывать непродолжительное время, а в СССР – его стабильную среднюю мощность работы).
Обзор модельного ряда МТЗ
Рассмотрим популярные модели Беларусов.
Мотоблок Беларус МТЗ 05
Эта модель начала выпускаться самой первой в 1978 году и до 1992 года держала лидирующие позиции на рынке. Основное предназначение – это подготовка почвы для проведения сельскохозяйственных работ. Благодаря возможность использовать широкий ассортимент навесного оборудования, мотоблок может использоваться для покоса травы, сбора урожая корнеплодов, междурядной обработки и прочего.
Стандартная комплектация МТЗ 05 имеет мощность 5 л.с., которую со временем увеличили до 8 л.с. Это позволяет агрегату работать на небольших площадях эффективно справляясь с поставленными задачами. Небольшие габариты, составляющие 180х85х1070 см при весе 135 кг, позволяют компактно хранить мотоблок и работать без особых трудностей. Обработка междурядий производится без повреждений высаженных культур. Достоинством агрегата является величина дорожного просвета, которая равна 30 см, что дает возможность успешно преодолевать все неровности почвы.
Механическая КПП МТЗ 05 имеет 4 скорости для движения вперед и 2 для заднего хода. Мотоблок может разгоняться вперед до 9,6 км/ч и до 2,1 км/ч при движении назад. Угол поворота рулевого управления составляет 15 градусов. Это дает возможность легко маневрировать при огибании препятствий. Достоинством модели является возможность регулирования штанги руля по высоте, позволяя человеку любого роста настроить руль под себя.
Мотоблок Беларус МТЗ 06
Является улучшенной и модернизированной моделью по сравнению со своим предшественником МТЗ 05. При том же весе в 135 кг, агрегат обладает улучшенными техническими характеристиками. Например, погружение навесного оборудования осуществляется на глубину до 30 см при ширине рабочей области до 1 м. Этого достаточно, чтобы качественно перемешать верхний слой с нижним или с рассыпанными удобрениями.
Мотор устанавливается на эти модели Weima 177F с мощностью 9 л.с. Отзывы владельцев подтверждают, что двигатель оказался удачным и работоспособным.
Мотоблок Беларус МТЗ 09
Самый удачный из всего модельного рада агрегат, который в 1992 году сменил выпуск МТЗ 05. Многочисленные владельцы подтверждают, что благодаря отличному сочетанию технических характеристик и эксплуатационных свойств, модель является наиболее подходящей для осуществления широкого ряда сельхоз работ.
Значительно увеличен вес до 179 кг. Лишние 30 кг по сравнению с предшественниками придали мотоблоку устойчивости и возможность эффективно выполнять работы на участке. Причем эта модель может справиться с гораздо большим по площади участком, чем МТЗ-05. Рекомендуемая площадь участка от 1 до 4 га.
Стандартная комплектация разделяется на две модификации, которые отличаются двигателями: одноклапанный УД-15 и двуклапанный УД-25. Но с течением времени, на мотоблок стали устанавливать японские моторы Хонда, которые в совокупности с простой сборкой мотоблока удивили всех своей надежностью и позволяли без поломок работать продолжительное время. Для удешевления конструкции, на модели устанавливают китайские двигателя Лифан. Мощность таких агрегатов отличается от наличия установленного мотора, но колеблется в пределах от 9 до 13 л.с.
С подобной мощностью мотоблоку несложно перевозить грузы до 650 кг. Он отлично справится с транспортировкой не только стога сена, но и заготовок срубленных деревьев. Мотоблок может развивать скорость до 12 км/ч.
Мотоблок Беларус МТЗ 12
Модель также относится к классу тяжеловесов, так как имеет вес 148 кг. При таком весе мотоблок с легкостью справляется с навесным оборудованием до 30 кг и может перевозить грузы до 650 кг. Как понятно из названия, мощность четырехтактного двигателя составляет 12 л.с. позволяя развивать скорость до 9,6 км/ч.
Габариты практически совпадают с МТЗ 09, составляя 188х85х101 см. Достоинством модели является возможность изменять длину колеи от 450 до 700 мм.
Описание
Производством надёжной и выносливой сельскохозяйственной техники Минский завод занимается уже более 80 лет. Однако первый образец мобильного одноосного почвообрабатывающего инструмента увидел свет только в 1978 году, когда в обиходе ещё не употребляли слово «мотоблок». Предпосылкой к развитию ручной бензиновой техники стала потребность мелких аграрных хозяйств, а также коммунальных предприятий в мобильных тяговых агрегатах. Первый мотоблок Беларус (Беларусь МТЗ) призван был заменить ручной труд и тягловую лошадиную силу для работы на личных деревенских подворьях.
Преимущества
Компактными мобильными средствами на колесном ходу часто пользуются фермеры, ведущие малые хозяйства. Ценят их за простоту эксплуатации, надёжность и большое количество выполняемых задач. Преимущества мотоблока МТЗ:
- Унификация. МБ можно совместить с почвообрабатывающим инструментом, который изготавливают внутренние производители, и его зарубежными аналогами.
- Простота техники. Применение элементарных узлов и агрегатов позволило снизить трудоёмкость обслуживания/ремонта.
- Устойчивость к низким температурам. Изначально конструкция была рассчитана на работу в средней полосе Евразии. При этом МБ может обрабатывать любые типы грунтов.
- Экономичность. Двигатели внутреннего сгорания последнего поколения умеренно расходуют горюче-смазочные материалы и не слишком требовательны к их качеству.
- Эргономичность. Конструкции, разработанные более чем 40 лет назад, сейчас не сильно отличаются от новых моделей.
Недостатки
Мотоблоки из Белоруссии не лишены минусов. Преимущественно они проявляются в эксплуатации и связанны с конструкторскими недоработками:
- Отсутствие синхронизаторов в трансмиссии. Из-за невозможности уровнять угловые скорости входного и выходного валов передачи переключаются рывками с характерным скрежетом.
- Проблемы с блокировкой дифференциала. Дефекты конструкции затрудняют развороты и повышают нагрузки на ходовую часть.
- Нестандартный доступ к сцепке. Близость расположения других узлов затрудняет агрегацию с промежуточными адаптерами.
К сведению! Особенность тяжелого мотоблока – сочленение с основными почвообрабатывающими инструментами, а также со сложными устройствами путём сцепки и передачи крутящего момента через вал отбора мощности (ВОМ).
Плюсы и минусы
Выделяются следующие преимущества аппарата.
- Тяговитый, но экономичный двигатель.
- Усиленная конструкция переднего и заднего мостов.
- Полный привод с возможностью блокировки дифференциала.
- Улучшенная вибро- и шумоизоляция кабины.
- Ремонтопригодность. Многие операции механизатор может выполнить даже в полевых условиях.
Наряду с плюсами, операторы указывают и на минусы трактора.
- Недостаточная базовая комплектация аппарата приводит к сокращению возможностей машины и вынуждает приобретать необходимое для установки оборудование отдельно.
- Низкий моторесурс минского дизеля.
Приобретение сельхозпомощника Беларус 09Н
Подбирать и приобретать любую сельскохозяйственную технику лучше всего в специализированных салонах официальных дилеров компаний-производителей. Это обусловлено следующими положительными моментами:
- Покупка с минимальной торговой наценкой.
- Возможность приобретения в кредит или рассрочку.
- Получение гарантийного и постгарантийного обслуживания.
- Возможность выбора и одновременного приобретения необходимого прицепного и навесного оборудования
- Приобретение рекомендованных производителем технологических масел и эксплуатационных расходных материалов.
В настоящее время стоимость нового мотоблока в минимальной комплектации начинается от 80 тыс. рублей. На рынке подержанной сельскохозяйственной техники цена может стартовать от 45 тыс. рублей за рабочую версию.
Плюсы и минусы аппаратов
Массовость производства (ежемесячно с конвейера сходит около 350 единиц) свидетельствует о востребованности аппаратов. Пользователи указывают такие преимущества моделей:
- Компактность. Самоходную технику удобно хранить в сарае либо в гараже рядом с автомобилем — в сложенном состоянии мотоблок не занимает много места.
- Ремонтопригодность. Благодаря простоте аппарата, доступности запчастей и расходников с мелким ремонтом справится и оператор с минимальным опытом по обслуживанию бензиновой техники.
- Многофункциональность. Дополнительное оборудование необходимо для расширения круга выполняемых задач.
Белорусские мотоблоки не лишены недостатков. Пользователи выделяют несколько изъянов:
- Отсутствие синхронизации зубчатых колёс в коробке передач. Разные угловые скорости валов приводят к тому, что скорости иногда бывает сложно переключить.
- Несовершенство блокировки дифференциала. Дефекты конструкции усложняют развороты аппарата на ограниченном пространстве, что увеличивает нагрузку на оператора.
- Ограниченный доступ к сцепному узлу. Нехватка свободного места усложняет агрегацию с навесным оборудованием.
Среднетяжелый мотоблок МТЗ-06
МТЗ-06 один из наиболее ярких представителей семейства одноосных агрегатов, основной областью применения которого является использование для сельскохозяйственных работ на приусадебных участках и в небольших фермерских хозяйствах.
Оснащенная лицензионным двигателем WEIMA 177F последняя версия агрегата МТЗ-06МКР, обрабатывающая почву на глубину до 0,3 м с шириной захвата поверхности почвы 1,1 м и сегодня пользуется высоким спросом на рынках постсоветских стран.
Силовая установка
Агрегат комплектуется четырехтактной, рассчитанной на потребление бензина, девяти сильной силовой установкой WEIMA 177F с объемом 0,277 литра с системой контроля уровня масла, автоматически выключающей мотор при понижении объема смазочной жидкости ниже допустимого.
Охлаждающийся воздухом двигатель оснащен системами масляной очистки воздуха и газораспределения, а также устройством облегченного запуска.
Запуск двигателя осуществляется в ручном режиме.
Конструкция
Возможность установки на агрегат фрез и колес расширяет функциональность модели и позволяет использовать ее для культивирования, предпосевной подготовки почвы и обработки посевов различных сельскохозяйственных культур.
Конструкция модели позволяет устанавливать на машину балластные грузы и изменять ширину колеи колес.
В целях повышения комфорта обслуживающего агрегат во время его работы оператора блок оснащен установленной в рулевой штанге понижающей вибрацию опорой и виброизолирующими рукоятками.
На адаптированной к условиям климата постсоветских стран машине установлен обеспечивающий плавный ход многодисковый трансмиссионный модуль с работающими в масле шестернями.
Машина двигается на двух передачах вперед и на одной задом, достигая в транспортном режиме скорости 15 км в час.
Автономно двигающиеся колеса позволяют разворачивать агрегат без особых усилий на угол до 240 градусов.
Уменьшающие радиус поворота дифференциалы одновременно служат для увеличения колесной базы, обеспечивая модели большую маневренность и устойчивость.
Сравнение МТЗ и Мотор Сич
Если посмотреть на цены и отзывы, то мотоблоки Мотор Сич стоят примерно на одном уровне с Беларусом.
Мотоблок Мотор Сич 24
Мотоблок МТЗ-09Н
Сравнительная характеристика
- У МТЗ есть возможность выставить три размера колеи (425,600 и 700) у Мотор Сич их 4 (500, 600, 700, 800).
- Дорожный просвет у МТЗ 30 см, а у Мотор Сич 24.
- Сморгонский завод использует импортные двигатели, а запорожский производит их самостоятельно. При этом максимальная скорость на мотоблоках Мотор Сич составляет 16 км/ч, а у МТЗ около 12.
- Максимальный вес навески на украинские мотоблоки составляет 45 кг, а на белорусские 30.
- Для получения более высоких характеристик существенно увеличился вес конструкции.
- Самый тяжелый сморгонский мотоблок МТЗ-12 весит 170 кг, а вот вес Мотор Сич стартует от 220 кг.
Это существенная разница, и перед покупкой почитайте отзывы владельцев и задумайтесь, нужна ли Вам такая мощность?
Какой мотоблок лучше выбрать отечественный или китайский
В последние годы китайские товары можно встретить почти во всех сферах продаж. Мотоблоки не исключения. Китайцы стараются внедрить новые технологии, и преподнести знакомые нам товары, только улучшить их.
- Сейчас на рынке появились первые китайские дизельные модели. Это безусловный плюс, поскольку сейчас все наши производители сотрудничают исключительно с высокооктановыми бензиновыми двигателями. Дизель дешевле, а значит и более экономный.
- Плюс китайские дизельные двигатели для выполнения одних и тех же задач потребляют меньше топлива, чем бензиновые. А значит, дополнительно экономят деньги владельца.
Сейчас идет активная разработка дизельного двигателя для мотоблоков МТЗ, и в ближайшее время планируется начать выпуск таких моделей.
Ну и Китай есть Китай. На одном и том же заводе могут быть произведены две одинаковые машины. При том, что одна из них прослужит долгие годы, а вторая сломается через неделю. Если вы хотите сэкономить и выбрать более дешевый вариант, то покупайте китайский, если Вы хотите получить надежный мотоблок, то берите отечественный. Стоимость его выше, но и качество сборки намного лучше.
Аналоги
При выборе аналога МТЗ-09Н необходимо исходить из стоимости и характеристик.
Самым близким вариантом является китайский Grasshopper. Он более дешевый, но отзывы от владельцев о нем хуже, чем о Беларусе.
Мотоблок Grasshopper Мотоблок Зубр Мотоблок Кентавр Мотобок Нева
Чуть слабее, на 8 лошадиных сил, можно подобрать мотоблоки:
- Зубр;
- Кентавр;
- Нева.
Поскольку их характеристики ниже, то и стоимость их также несколько меньше. Однако отзывы касательно их эксплуатационных свойств лучше.
Выпускаемые модели
Линейка мотоблоков берёт начало с модели МТЗ-05. В дальнейшем машины несколько раз переделывали и устанавливали на них более мощные двигатели.
В обозначении аппаратов присутствуют литеры «МТЗ», указывающие на завод-изготовитель, и числа (05, 06, 09, 12), обозначающие мощность мотора в лошадиных силах.
МТЗ-05
Базовая модель мотоблока, выпускаемая с 1978 по 1992 года. Аппарат создавали для обработки частных земельных площадей, огородов и садов. Параметры МТЗ-05:
- мотор — УД-15 или УД-25;
- температура воздуха при работе — -12-35 °C;
- расстояние между центрами колёс — 45, 60, 70 см;
- трансмиссия — механическая коробка скоростей;
- скорость передвижения — 9,6 км/ч;
- мощность — 5 л. с.;
- покрышки — 5,9 х 13 дюйма;
- масса — 135 кг;
- объём топливного бака — 5 л;
- расход топлива — 340 г*кВт/ч;
- вал отбора мощности — зависимый;
- дорожный просвет — 30 см.
МТЗ-06
Модель, пришедшая на смену снятому с производства аппарату 05 серии. Конструкция претерпела несколько изменений: вместо отечественного двигателя установили 6-сильный китайский фирмы Weima и облегчили саму машину. Усовершенствованный мотоблок смог наподобие культиватора обрабатывать землю почвофрезами, установленными на приводной вал аппарата.
МТЗ-09
Аппарат причисляют к тяжёлой серии одноосной сельхозтехники. Он рассчитан на профессиональное применение в фермерских хозяйствах площадью до 1 га. Основное усовершенствование коснулось двигателя и трансмиссии. МТЗ-09 оснастили 9-сильным мотором.
Возможна комплектация аппарата одним из четырёх силовых агрегатов: «Хонда» GX270, «Лифан» LF177, «Кипор» KG280, «Жуков» GH1509. Кроме мотора новый МТЗ-09 получил другую коробку передач с большим передаточным числом.
МТЗ-12
Тяжёлый представитель бренда, разработанный для выполнения основных агротехнических работ. Совместно с адаптерами и полевыми орудиями он подходит для обработки земельных наделов площадью более 5 га. Благодаря большому весу и рельефным протектором МТЗ-12 беспроблемно пашет целину, тяжелые и влагоемкие субстраты. Особенности модели:
- Возможность переоборудования в минитрактор.
- Оснащение рулевой штанги виброгасящей опорой.
- Обработка плотного и увлажнённого грунта.
- Унификация деталей с предыдущими моделями.
Применяемые силовые агрегаты
Мототехнику оснащают различными двигателями. Модели силовых агрегатов:
- УД-15 (25). Четырёхтактные бензиновые агрегаты, выпускаемые «УМЗ». Верхнеклапанная компоновка была скопирована с двигателя от малолитражного автомобиля ЗАЗ-965.
- СК-6 (12). Одно- или двухцилиндровые моторы, выпускаемые в Казахстане. Из-за частых отказов их заменили аналог — «Вейма» 177F, производимый в Китае.
- «Хонда» GX270. Надёжные и тяговитые двигатели массово устанавливают на мотоблок 09 серии. 9-сильный мотор оснастили сложной системой воздухозаборника и многокамерной выхлопной системой для снижения токсичности дымовых газов.
- МТЗ комплектует мотоблоки моторами других производителей. При схожих характеристиках они стоят меньше. В штатном исполнении применяют: «Лифан» LF177 и «Кипор» KG280 (китайского производства), ДК-7 (Белоруссия), «Жуков» GH 1509 (чешского производителя).
Инструкция по эксплуатации
Мотоблок МТЗ-09Н неприхотлив в обращении, однако, чтобы продлить срок его службы, необходимо правильно следить за его состоянием.
- Перед каждым выездом визуально осматривать его на наличие каких-либо неисправностей. Рекомендуется проверить надежность всех болтовых соединений.
- Зачастую встречаются отзывы касательно быстрого появления ржавчины. После каждых работ следует удалить остатки грунта или снега для того, чтобы не допустить появление коррозии на Беларусе.
- Конструкция бензобака МТЗ-09Н предусматривает забор топлива на высоте 2 см. Это решение инженеров было сделано с целью недопущения попадания грязи и пыли со дна бензобака в топливную систему. Многие владельцы МТЗ-09Н этого не знают и пишут отзывы в непонимании, почему топливо есть, а мотоблок не заводится.
- Исходя из отзывов, люди часто не обращают внимания на уровень масла. При недостаточной смазки элементов мотоблока будет идти резкий звук, и быстрое изнашивание деталей. Этого нельзя допускать.
- В картер двигателя рекомендуется заливать масло серии 10W-30. Это универсальный всесезонный смазочный материал, который сможет обеспечить надежную работу Беларуса в любое время года. Объем картера мотоблока МТЗ-09Н составляет 0,6 дм3. Для того чтобы поменять масло в картере следует слить полностью то, которое там находится, залить промывку и дать поработать на холостом ходу. Это делается для того, чтобы с двигателя убрались остатки отработки. А затем заливается новое чистое масло.
- В жаркие периоды года в трансмиссию рекомендуется заливать М-10В2 или М-10Г2. Если под рукой есть М-6з/10В, то и его можно использовать как альтернативное.
- Зимой рекомендуется заливать менее вязкое М-8Г2. В качестве альтернативы можно использовать М-4з/10В.
- Для замены масла необходимо прогреть трансмиссию, затем подставить таз и слить полностью масло. После залить по уровню новое и прогнать его по системе на холостом ходу.
- Несмотря на время года необходимо заливать 3,6 л масла.
Скачать заводскую инструкцию по эксплуатации мотоблока МТЗ-09Н можно по этой ссылке Инструкция по эксплуатации мотоблока Беларус МТЗ-09Н
Популярные мотоблоки
Среди техники нередко можно встретить на руках, да и в продаже белорусскую продукцию. Эти машины имеют хороший потенциал, работают, как уже было сказано, при любых условиях. Кто-то использует встроенные возможности, кто-то постоянно дорабатывает устройство.
Одно из таких популярных в народе устройств – это мотоблок МТЗ 05. Для чего он? Эта сельскохозяйственная техника отлично подойдет для вспашки, боронования почвы, окучивания основных овощных культур, покоса травы, транспортировки грузов.
Его выпускали с 78-го года на мощностях Минского тракторного завода. Он предназначен для основных типов земляных и сельскохозяйственных работ и очень популярен среди дачников, огородников и фермеров. Вообще, мотоблоки МТЗ покупаются и продаются даже лучше, чем китайские модели.
Конструкция, технические характеристики
Силовым агрегатом для данных машин служит двигатель “Хонда”. Это одноцилиндровый четырехтактный бензиновый мотор. Объем его составляет 270 см/куб. Мощность, на которую способно устройство, – 6,6 квт или 9 л. с.
Система трансмиссии только механическая. Муфта выполнена в масляной ванне, сцепление многодисковое, которое постоянно замкнуто. КПП ступенчатая, механическая. Здесь также 4 передние передачи и 2 задние.
К этому оборудованию предлагается множество дополнительного навесного оборудования, которое позволяет сделать работу в поле или на участке значительно легче и эффективней.
Мотоблок МТЗ «Беларус» 09Н сумел заслужить особую популярность. Считается, что это самая лучшая техника.