Трактор ДТ-20

Видео рассказ о тракторе ДТ-20

Производство ДТ-20 завершилось в далеком 1969-ом году, но трактор и сейчас уверенно выполняет сельскохозяйственные функции, доступные ему. Модель используется в Запорожской области, Чувашской республики и Псковской области. Правда, работающих экземпляров ее осталось очень мало.

Трактор имел гусеничную модификацию ДТ-20В, отличающуюся от «базы» механизмом поворота и ходовой системой. Основная часть деталей и узлов навесной системы и трансмиссии модернизированного варианта были унифицированы с элементами стандартной модели. Главная передача ДТ-20В место дифференциала получила механизм поворота, в состав которого вошли 2 фрикционные многодисковые муфты, смонтированные на полуосях основных колес.

Возможности эксплуатации

Трактор ДТ 20 способен выполнять большой спектр сельскохозяйственных работ благодаря навесному оборудованию, так, к примеру:

  1. может использовать двух- и трех- контурные плуги для увеличения разового захвата поверхности;
  2. работает с сегментными и роторными вариантами косилок;
  3. с окучниками обрабатывает сельскохозяйственные культуры;
  4. с отвалом-лопатой применяется для уборки снега или выравнивания песчано-гравийных смесей;
  5. для посадки и сбора картофеля агрегатируется с картофелекопалкой и картофелесажалкой;
  6. благодаря прицепу способен транспортировать грузы весом до полутора тонны.

Двигатель

Трактор комплектовался мотором «Д-20» мощностью 18 л.с. При оборотах в 1800 об/мин показатель возрастал до 20 л.с. Степень сжатия агрегата равнялась 15.

«Д-20» был модернизированной версией мотора «Д-14В». В сравнении с предшественником в его конструкции изменились:– боковые стенки картера. Из-за модернизированного размера кривошипа коленчатого вала конфигурацию данного элемента пришлось пересмотреть; – головка и картер цилиндра. В последнем элементе увеличились габариты расточек под подшипники для уравновешивающего механизма. Необходимость изменений была вызвана увеличением количества оборотов двигателя; – конструкция сапуна. Его клапан заменили резиновым аналогом.

Благодаря данным изменениям в «Д-20»:– увеличился коэффициент наполнения мотора; – воздух, попадающий в цилиндр агрегата, начал более полно использоваться. В процессе доработки была увеличена камера поршня, что положительно сказалось на параметрах двигателя; – топливо в камере поршня стало распределяться более равномерно.

Нововведения позволили повысить эффективное давление и сократить расход топлива в моторе «Д-20».

Сам агрегат запускался посредством электростартера. Смесеобразование в моторе происходило путем переноса топлива в эллипсоидную камеру сгорания, находящуюся в поршне.

Неисправности

НЕИСПРАВНОСТЬПРИЧИНА
Двигатель отказывается заводиться.Причиной подобного является неправильная работа топливной системы. Следует определить подается ли топливо в цилиндры, после чего можно вскрывать двигатель и проводить глубокую диагностику повреждения мотора.
Появилась течь из-под прокладки клапанной крышки.В данном случае ремонт заключается во вскрытии мотора и замене поврежденной прокладки.
Мотор дымит и потребляет много масла.Причиной являются прогоревшие поршни колец, что и приводит к существенному увеличению расхода масла.
Мотор потерял часть своей мощности, плохо держит обороты.Причиной может стать выход из строя топливного насоса высокого давления, который не обеспечивает качественную подачу топлива. Это неремонтопригодный элемент и требуется его полная замена.

Трактор ДТ 20

Сегодня трактор ДТ 20 – это раритет, на котором в послевоенные годы развивалось сельское хозяйство. Машина 0,6 тягового класса выпускалась в 1958-1969 годах харьковским заводом.

Прототипом стала модель Дт-145, которая получила ряд усовершенствований: на двигатель установили новый картер и клапан сапуна стали изготавливать из резины.

Сам ДТ-20 в последствии изготавливался в 12 модификациях и за 11 лет было выпущено всего 248400 единиц.

Назначение

Основное назначение ДТ-20 — механизация земляных работ, повышение производительности и возможность освоения большого количества целинных земель.

На своем уровне трактор с этими задачами справился. Первые выпущенные трактора с металлическими колесами разбрелись по музеям многих городов.

Но, не будет лишним сказать, что даже в 2017 году остались работающие экземпляры.

Технические характеристики

Трактора ДТ 20 стали прототипом для современных машин. И на его базе были сконструированы новые модификации: ДТ-25, ДТ-75. Вес ДТ-20 1,56 тн, и сконструирован он в двух вариантах:

1. Завышенная конструкция для садовых работ:

  •  длина 1,63-1,775 м;
  •  высота по капоту 1,231 м;
  •  просвет 0,515 м.

2. Низкая конструкция, для огородных работ:

  •  длинна 1,423-1,837 М;
  •  высота 0,308 м;
  •  просвет 0,308 м.

Длина с навесной системой довольно компактная 2,8-3,0 метра.

Характеристики двигателя

Самая важная деталь – двигатель обладает характеристиками:

  •  одноцилиндровый d-125 мм, ход поршня 140 мм;
  •  мощность 13,2 кВт;
  •  4-тактный;
  •  электрический стартер;
  •  односекционный топливный насос с комбинированной системой смазки (под давлением и путем разбрызгивания);
  •  усилие тяги 0,125-0,72 тн.

Важная особенность, которую можно отнести к факторам, повышающим сохранность машины – это установленное на маломощный двигатель водяное охлаждение принудительного типа, которое не дает двигателю нагреться в самую жаркую погоду.

Силовой агрегат развивает скорость в 3 режимах:

  1.  Нормальном – 18 л.с. 1600 об/мин – 5-15,6 км/ч;
  2.  Максимальном 1800 20 л.с. – 17,65 км/ч;
  3.  Дополнительная передача используется для ВОМ 900 об/мин – 0,87 км/час.

Кабина

Кабина в конструкции не предусмотрена, что позволило инженерам сэкономить на металлоконструкции и остеклении, а также снизить нагрузку на грунт. Защитную функцию выполнял тент. Кресло жестко крепилось в раме, и в плане удобств не представляло никаких достоинств или преимуществ, даже минимальных.

Расход топлива

Одноцилиндровый двигатель самый экономичный в своем семействе, его расход составляет 200г/л.с*час. Расчетная продолжительность работы полного бака 45 литров – 12,5 часов.

Преимущества и недостатки

Даже в сравнении с современными машинами, можно найти преимущества в этой технике:

  •  Водное охлаждение двигателя – машина не греется даже при интенсивной работе в жару;
  •  Простота конструкции и высокая ремонтопригодность;
  •  Использование целостных элементов конструкции, что устраняет риск поломки узла;
  •  Использование сталей и чугуна с высоким запасом прочности.

Чем может комплектоваться

Трактор Т 20 изготавливался в различных модификациях, но тем не менее к нему могло поставляться и дополнительное оборудование:

  •  опрыскиватели;
  •  прицепные тележки;
  •  сенокосилки;
  •  плуги;
  •  бороны;
  •  окучиватели;
  •  транспортировщик лозы.

Редкая гусеничная версия трактора ДТ 20

Стоимость

Несмотря на то, что эта модель снята с производства в 1969 году, некоторые экземпляры, хорошо сохранившиеся до наших дней, работают на приусадебных хозяйствах, выполняя в основном тяговую функцию.

Но, к сожалению, в продаже можно найти только неработающие модели, в качестве раритета по стоимости 10-12 тыс. рублей.

Аналоги

Если не вдаваться в исторические подробности, достойную замену трактору ХТЗ ДТ 20 сегодня можно найти. По своей мощности таким требованиям отвечают тяжелые мотоблоки и мини трактора. Существуют отечественные бренды, которые при конструировании подобной техники руководствуются наработками советской конструкторской базы.

Подходит такое время, когда фото трактора ДТ 20 мы сможем увидеть только в музее. Но эта техника стала одной из первых, которая позволила использовать машинный труд на полях и садах, она дала почувствовать, что нет предела совершенству ни в сфере механизации труда, ни в человеческих возможностях.

Трактор ДТ-20 0,6 тягового класса– это раритет советской промышленности. Но до сих пор встречаются работающие модели, полноценно выполняющие свои обязанности.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Заботясь о комфорте и производительности

В 1972 году машина получила изменённый дизайн с комфортной, подрессоренной кабиной. Это улучшило условия труда оператора, но не позволяло разместить топливный бак значительного объёма на прежнем месте.

Разработчики перенесли на левую сторону, сдвинув кабину вправо от оси машины. Благодаря такому решению трактор ДТ-75К приобрёл своеобразный внешний вид и получил народное прозвище «Почтальон». Висевший слева бак напоминал перекинутую через плечо сумку с письмами. Но были и другие отличия:

  • Для упрощения технического обслуживания в конструкцию подвески внесли изменения в устройство внешних балансиров, расположенных с правой стороны.
  • Облегчить пуск на морозе позволял предлагаемый в качестве дополнительного оборудования предпусковой подогреватель ПЖБ-200.
  • Задний подъёмный механизм получил ограничивающий поворот рычагов вверх упор и изменённое крепление концов передних стоек к раме.
  • Управляемое с места водителя опорное устройство, предохраняло трактор ДТ-75К от переворачивания при работе на крутых склонах.

В 1975 году ещё раз подкорректировали дизайн, сохранив компоновку с боковым топливным баком. Модернизированный мотор СМГ-14 стал мощнее – 80 л. с. – и экономичнее – 185 г/л. с. ч.

Такой силовой агрегат получил маркировку СМГ-14НГ. Внесённые изменения увеличили вес машины до 6440 кг, а давление на грунт – до 0,049 МПа.

Из названия убраны дополнительные индексы. Модель снова стала называться ДТ-75. Не забыт и «Казахстанец».

Выпуск техники с двигателем А-41 продолжался и в новом дизайне. Трактор ДТ-75М получил улучшения, характерные для других машин модельного ряда.

Существовала экстремальная версия, оснащённая V-образным шестицилиндровым агрегатом СМД-66. Мощность двигателя составляла 170 л. с.

Предполагалось, что такая техника будет применяться для проведения пропашных работ на повышенных скоростях.

Имея тяговооружённость можно не задумываться, сколько вести навесное оборудование. Но ограниченная прочность шасси и узлов навески не позволила реализовать эту идею.

Ходовая часть не справлялась с возросшими нагрузками, и трактор ДТ-75С выпускался малой серией.

Технические характеристики

  • Вес и габаритыМасса трактора ДТ 20 составляет 1500 кг., а габаритные размеры 2818×1300×1231 мм. Это позволяет без трудностей проводить работы на средних и крупных сельскохозяйственных участках.
  • ДвигательМотор для трактора ДТ 20 производился непосредственно на ХТЗ, что позволило снизить цену на трактор. Дизельный одноцилиндровый двигатель Т-20 имеет мощность в 20 лошадиных сил и отличается высокими эксплуатационными характеристиками, простым обслуживанием и экономичностью.

    Средний расход топлива составляет 200 г/л.с. за один час эксплуатации.

    Стартер запускается при помощи аккумулятора. Также предусмотрена система подогрева воздуха, благодаря чему нет проблем с запуском мотора при минусовых температурах.

  • Коробка передач КПП имеет 11 положений: 6 вперед и 5 назад, благодаря чему можно выбирать необходимую скорость под конкретный вид работ в диапазоне от 5,0 до 17,7 км/ч.
  • Ходовая и трансмиссияТрансмиссия трактора ДТ 20 находится в масляной ванне. Передача крутящего момента происходит при помощи дифференциала заднего моста. Передний мост дополнительно сбалансированный, что позволяет снизить вибрацию от неровностей рельефа.
  • Кабина и управлениеНаличие кабины в тракторе ДТ 20 не предусмотрено. Все рычаги управления находятся возле сиденья владельца и позволяют корректировать ход машины прямо во время эксплуатации.

Трактор ДТ-20

Харьковский тракторный завод производил данную модель трактора в течение двенадцати лет, прекратив ее выпуск в 1969 году. За это время свет увидели без малого двести пятьдесят тысяч новеньких тракторов, причем часть из них отправились трудиться за рубеж: в Голландию, Францию и другие страны. Машина эта (класса 0,6 тонн) предназначалась в основном для огородных и садовых работ.

Ее конструкцию отличает отсутствие рамы, тормоза педального типа, дизельный двигатель с водяным охлаждением (благодаря чему машина почти не греется даже в жару). Добавляют функциональности большое разнообразие рабочего оборудования, регулируемая колея (как передних, так и задних колес), изменяемые просвет, сцепная масса и продольная база.

Фото трактора ДТ-20

Модификаций трактора было достаточно много. Они различались шинами задних колес, электрическим оборудованием, навесными механизмами:

  • ДТ-20-С1 с шинами 8-32 применяли для пропашки междурядий.
  • ДТ-20-С2 с шинами 10-28, обладающими великолепным сцеплением с землей, использовали для работ общего назначения и транспортных перевозок.
  • ДТ-20-С3, ДТ-20-С4 и ДТ-20-С5 с шинами 10-28 и расширенными крыльями – экспортные модели.
  • ДТ-20В – гусеничный вариант трактора для использования на виноградниках.
  • ДТ-20К с дорожным просветом 1,5 метра и широкой колеей (2,1 метра) – модель для работы с высокорослыми растениями.
  • ДТ-20У использовали там, где междурядья были узкими. Удобно было пользоваться этим трактором и на фермах.

Устройство

Конструкция СХТЗ-НАТИ при разработке новой машины была серьёзно переосмыслена и улучшена. Это позволило учесть недостатки предыдущей модели и максимально модернизировать конструкцию. По отзывам тех, кто работал на ДТ-54, он был самым тяговитым трактором среди своих современников.

Передовые решения

Главное отличие ДТ-54 — его силовая установка: на тот момент четырёхтактный дизельный двигатель был самым современным вариантом.

Габаритные размеры

Вот габаритные параметры ДТ-54:

Конструктивная масса5400 кг
Длина с прицепным агрегатом3660 мм
Ширина1865 мм
Высота2300 мм
Дорожный просвет в районе КПП (клиренс)260 мм
База (расстояние между осями крайних опорных катков)1622 мм
Колея (расстояние между серединами гусениц)1435 мм
Удельное давление на почву0,41 кгс/см²

Кабина

ДТ-54 обладает кабиной закрытого типа (правда, только с 1953 года). В ней есть места для двух рабочих, обитые мягким материалом, пульт управления и приборный щиток. Кабины были вентилируемыми, но люди, работавшие в полях в то время, в основном открывали двери. Тогда к сельскохозяйственному агрегату трудно было применить слово «комфорт»: не было ни герметичной обшивки, ни обогрева, а стенки кабины могли защитить от сильного ветра, но не от холода. Задняя стенка кабины вплотную прилегала к топливному баку (это порождало неудобства — иногда солярка заливалась прямо за спины трактористам).

Навесное оборудование

На ДТ-54 можно было установить:

  • фронтальную и центральную навеску (жатки, плужные отвалы, погрузочные механизмы, культиваторы);
  • боковую навеску (косилки, оборудование для прокладки каналов);
  • заднюю навеску (плуги, бороны, сеялки, культиваторы).

Инструкция по эксплуатации

Техническое обслуживание

Бесперебойное и долгое функционирование трактора обеспечивается своевременным и качественным выполнением техосмотров и процедурам по уходу. Машина очищается от грязи, заправляется горючим и смазывается. Состояние систем и агрегатов регулярно проверяется, устраняются обнаруженные дефекты.

В правилах техобслуживания предусмотрены:

  • периодические мероприятия по уходу, проводимые через определенные периоды работы (длительность рассчитывается по количеству потраченного горючего и по длительности работы двигателя),
  • ежесменный уход выполняется в начале и в перерывах бригады.

Уход за работающим с агрегатом оборудованием регулярно выполняется по правилам руководства по эксплуатации.

Таблица. Регулярность технического ухода за трактором ДТ-20

Консервация

Зимой ДТ-20 использовать нецелесообразно. Процедура консервации двигателя заключается в сливе масла, горючего и отработанного топлива. Очищается и промывается вся машина, просушиваются и смазываются механизмы и элементы.

Основные неполадки, методы устранения

Не включается мотор:

  • низкое качество или отсутствие топлива и масла,
  • засорился топливный или воздушный фильтр,
  • не работает топливный насос.

Не работает гидравлическая система:

  • недостаточно масла,
  • гидравлический насос отключен,
  • заклинивает предохранительный клапан.

Поломка стартера:

  • слабый контакт магнитного переключателя,
  • разряжен аккумулятор,
  • обрыв провода,
  • короткое замыкание.

При отказе тормозной системы необходимо заменить диски или уменьшить ход педалей.

Внешний вид и способности трактора

Трактор ДТ-20 является мелкогабаритной сельскохозяйственной техникой, которая активно использовалась для работы в садах и на полях, а также как тягач для разнообразных нужд в лесном хозяйстве, коммунальных и строительных работах. Несмотря на свою невысокую мощность, конструкторам удалось создать довольно маневренный и легкоуправляемый агрегат, а неприхотливый дизельный мотор придал особую живучесть машине.

Трактор имеет традиционный внешний вид для техники такого типа. Его задние колеса значительно превышают диаметр передних, что дает возможность использовать его на любых типах плодородных почв. Сверху колеса защищены крыльями от грязи, которые в зависимости от типа модификации крепятся к тормозным рукавам либо через переходные кронштейны.

Рамы у ДТ-20 практически нет, двигатель, коробка передач и задний мост являют собой единую цельную конструкцию, к которой крепятся все остальные механические узлы. Крыши у трактора тоже нет, однако в некоторых модификациях предусмотрены специальные крепления для установки тентового покрытия.

Ознакомьтесь с тракторами: МТ3-892, МТ3-1221, “Кировец” К-700, “Кировец” К-9000, Т-170, МТ3-80, МТ3 320, МТ3 82 и Т-30, которые также можно использовать для разных видов работ.

Вне зависимости от типа модификаций в тракторе ДТ-20 можно изменять положение конечной передачи и длины осей. Такие манипуляции дают возможность выставить оптимальную длину дорожного просвета и продольной базы. Коробка передач машины имеет реверс, это способствует движению агрегата с одинаковой скоростью как задом, так и передом.

Такие революционные решения относительно предшествующих моделей связаны с попытками конструкторов создать универсальный трактор для работы с всевозможными сельскохозяйственными устройствами при обработке низкорослых и высокорослых культур.

Знаете ли вы? Идея создавать трактора без рамы как единый монолит из двигателя, коробки передач и заднего моста принадлежит легендарному Генри Форду. Таким образом автомобилестроитель удешевил конструкцию машины и сделал её доступной для большинства фермеров.

Об устройстве и комплектации двигателя «Д-120»

Дизель «Д120» состоит из следующих составных частей: кривошипно-шатунного механизма, уравновешивающего механизма и механизма газораспределения, декомпрессора, системы питания, смазки и охлаждения, электрооборудования.

Основная часть мотора – картер. В расточках картера размещены два цилиндра, расположенные вертикально, в ряд, которые уплотнены прокладками в нижней части. На заднем торце картера находится картер маховика, которым силовой агрегат соединяется с коробкой переключения передач. На переднем торце двигателя – передний лист, с установленными на нём топливным насосом и крышкой распределительных шестерён. Нижняя часть картера дизеля закрыта масляным поддоном.

Кривошипно-шатунный механизм создаёт вращение коленчатого вала, при помощи системы газораспределения, при преобразовании движений поршней в энергию. Регулятор частоты вращения коленчатого вала двигателя – центробежный, всережимный с корректором подачи топлива. При работающем двигателе на поршни воздействует давление газов, преобразованных от сгорания дизтоплива. Через шатун усилие передаётся коленчатому валу, который вращается от этих усилий. Маховик уменьшает дисбаланс дизеля и передаёт через муфту сцепления крутящий момент к трансмиссии трактора.

В осевом направлении коленчатый вал зафиксирован полукольцами, которые установлены в расточках средней перегородки картера и в крышках коренных подшипников. На поршни установлено по три компрессионных кольца. Маслосъёмное кольцо на поршне одно, комбинированное. Камера сгорания расположена в днище поршня. Механизм уравновешивания выравнивает момент от инерционных сил при работе дизельного двигателя. Состоит этот механизм из дополнительного валика с грузами-противовесами и из специальных приливов на переднем шкиве и маховике дизеля.

Валик вращается с одинаковой скоростью с коленчатым валом, но в обратном направлении. Привод осуществляется от ведущей шестерни газораспределения через шестерни промежуточную и ведомую. Работа механизма газораспределения должна быть синхронной с подачей дизтоплива, и шестерни устанавливаются строго по меткам, на шестернях.

Декомпрессор нужен для лёгкого пуска дизеля. Кроме того, декомпрессор в экстренных ситуациях используются для остановки мотора. Состоит декомпрессор из рейки, из двух валиков и двух рычагов, которые шарнирно соединены с рейкой. Рычаги соединены с валиками жёстко, и входят концами в толкатели впускных клапанов. Перемещение рейки поворачивает рычаги с валиками, и поднимаются толкатели, приоткрывающие впускные клапаны с помощью штанг и коромысел. В выключенном состоянии валики толкатели не поднимают.

Способ смесеобразования – неразделённая камера сгорания (камера в поршне), с непосредственным впрыском дизельного топлива. Форсунки на «Д-12О» установлены закрытого типа, с многоструйным распылителем. Марка – «16.1112010», бесштифтовые. Фильтр грубой очистки дизтоплива – сетчатый, со сменным фильтр-патроном. Фильтр тонкой очистки – со сменным элементом из фильтрованной бумаги. Воздухо-очиститель – инерционно-масляный.

Система смазки дизеля «Д-12О» является комбинированной: под давлением от маслонасоса и разбрызгиванием, с дальнейшим охлаждением, в масляном радиаторе. Масляный насос установлен шестерённый, с приводом от коленчатого вала мотора. Для смазки используется масло моторное «М-10Г-2» и «М-10-В2» — в летний период, «М-8Г2» и «М8-В2» – в зимний.

Система охлаждения данного двигателя воздушная, принудительная, с направляющим аппаратом, который установлен входе потока охлаждающего воздуха; с осевым вентилятором, имеющим привод от ременной передачи. Регулирование теплового состояния дизеля – принудительное, сезонное, с помощью включения / отключения масляного радиатора, а также с помощью дроссельного диска вентилятора, который установлен перед направляющим аппаратом. Контроль теплового состояния осуществляется с помощью контрольной лампы, и присутствует указатель температуры масла в смазочной системе.

Топливный насос установлен одноплунжерный распределительного типа «5З.11.11.ОО4», либо двухплунжерный, типа «2УТНМ». Дизельный двигатель «Д-120» оборудован счётчиком моточасов «СЧ-102В».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий