Трансмиссия
Силовая передача состоит из механизмов сцепления, коробки передач, заднего ведущего моста и интегрированного в него привода вала отбора мощности с редуктором включения планетарного типа. Все механизмы трансмиссии объединены своими корпусами в единую масляную ванную и смазываются разбрызгиванием , за исключением сухого отсека муфты сцепления, изолированного сальниками. В полноприводной версии трактор дополнительно оснащён раздаточной коробкой, передним ведущим мостом и передающим вращение карданным приводом.
Кинематическая схема трактора МТЗ 50
Муфта сцепления
Сцепление МТЗ 50 однодисковое, фрикционное сухое постоянно замкнутого типа с диаметром ведомого диска 325 мм. Механизм размещён в сухом отсеке промежуточной части трансмиссии и присоединён своим корпусом к задней плите дизеля.
КПП
Двухступенчатый редуктор механического типа с прямозубыми скользящими шестернями. Компоновка коробки обеспечивает девять передач переднего хода (с обеспечением прямой передачи) и две заднего хода. За счёт дополнительной ступени в конструкции КПП, находящегося в задней части картера узла, происходит удваивание числа передач. Предварительно перед началом движения водитель выбирает ступень – «пониженную или повышенную», а затем нужную передачу переключением одного рычага.
Передачи | Выдаваемая скорость трактором км./ч |
I | 1,56 |
II | 2,65 |
III | 5,60 |
IV | 6,85 |
V | 8,15 |
VI | 9,55 |
VII | 11,70 |
VIII | 13,85 |
IX | 25,80 |
Задняя пониженная | 3,31 |
Задняя повышенная | 5,62 |
Схема переключения передач МТЗ 50
Задний мост
Механизм размещён в отдельном чугунном корпусе соединённый воедино с корпусами КПП и сцепления. Вращение от КПП передаётся через коническую пару шестерён главной передачи со спиральными зубьями. Далее через конический дифференциал с четырьмя шестернями закрытого типа вращение передаётся на ведущие полуоси конечной передачи, выполненные за одно целое с цилиндрическими прямозубыми ведущими шестернями. Ведомые, цилиндрические, прямозубые шестерни конечной передачи расположены непосредственно на полуосях ходовой трактора — передают вращение на задние колёса.
Трансмиссия МТЗ-50 в сборе
- Количество зубьев шестерён конической пары главной передачи 13 и 41, передаточное число 3,42
- Количество зубьев шестерён цилиндрической пары конечной передачи 13 и 69, передаточное число 5,038.
Тормоза
Фрикционные дисковые тормоза установлены на ведущих шестернях конечной передачи заднего моста с правой и левой стороны трактора.
ВОМ
Основной планетарный редуктор ВОМ размещён в задней части корпуса ведущего заднего моста. Конструкция обеспечивает работу отбора мощности в двух режимах:
- синхронный — со скоростью вращения вала 3,5 об/ на метр пути
- независимый — со скоростью 562 об/мин при номинальных оборотах дизеля
Смена режимов осуществляется переключением положения кулачковой муфты в соединении привода. Дополнительно может устанавливаться редуктор бокового ВОМ на корпус КПП трактора.
Передний мост МТЗ 52
Привод моста осуществляется от раздаточной коробки, установленной в правом люке КПП трактора через пару карданных валов с промежуточной опорой. Раздатка представляет собой редуктор с цилиндрическими прямозубыми шестернями и муфтой свободного хода в отдельном корпусе. Привод узел получает через промежуточную шестерню от вторичного вала КПП. ПВМ в своей конструкции принимает вращение на главную коническую пару со спиральными зубьями и передаёт вращение через самоблокирующийся с фрикционными муфтами дифференциал на полуоси с ведущими коническими шестернями конечной передачи. Далее, вращение передаётся на бортовые редукторы с нижними коническими парами шестерён, которые осуществляют непосредственный привод передних колёс.
Модификации
За почти четверть века, что МТЗ-50 прожил на конвейерной жизни, он получил большое количество различных модификаций. В середине 60-х годов появилась экспортная модификация МТЗ-60 с более мощным двигателем, выдающим 65 сил. «Беларус» с приставкой «Х» применялся при выращивании хлопка и имел спереди одно колесо, а также немного увеличенный дорожный просвет. Версия Т-50В имела гусеничный движитель и применялась на виноградниках. Модификация 50Р была полугусеничной и использовалась применительно на рисовых плантациях. МТЗ-52Н имел задние колёса уменьшенного диаметра и передний балочный мост, а также уменьшенный клиренс, что полезно в горной местности.
Обзор модификаций
Трактор МТЗ-52 несколько раз модифицировался. При этом технические характеристики машины практически не менялись. Самым заметным улучшением стал трактор МТЗ-62. На эту машину стал устанавливаться более мощный дизельный двигатель СМД-12. Этот силовой агрегат мог выдавать 65 лошадиных сил. Техника предназначалась на экспорт.
Выпускались и узкопрофильные машины, например, трактор МТЗ-50 Х был спроектирован для работы на хлопковых полях.
Другие модификации, выпускавшиеся под индексами В, К, Р и Н, были предназначены для работы на рисовых полях, виноградниках, крутых склонах. У этих машин изменялся вес, тип кабины или дорожный просвет.
Установка оборудования на трактор
Перед монтажом стогомёта устанавливают колею передних колёс 1500 мм, колею задних колёс 2050 мм для трактора МТЗ 80(82) и 1950 для ЮМЗ 6. Демонтируют балластные грузы с переднего бруса полурамы трактора. Проверить и затяжку всех резьбовых соединений полурамы и корпусов трансмиссии трактора. Демонтируют хомуты крепления кабины к корпусам полуосей задних колёс. Снимают передние и средние части крыльев задних колёс. Демонтируют штатную подножку для входа в кабину.
Установка передней рамы
Крепление передней рамы производится в штатные отверстия лонжеронов полурамы на расстоянии 1645 мм от оси заднего моста для МТЗ 80 и для ЮМЗ 6 на расстоянии 1672 мм.
установка передней рамы
При установке передней рамы с расстоянием между продольными балками 500 мм втулки крепления устанавливаются ближе к лонжеронам, а распорную поперечную балку крепят в нижнем положении к угольникам кронштейнов.
Схема крепления передней рамы
При установке передней рамы на полураму с расстоянием балок 630 мм кронштейны также крепятся к балкам, а втулки отодвигают во второе крайнее положение от балок (лонжеронов). Распорную балку крепят к боковине кронштейна.
Установка опорной рамы и опорных балок
К хвостовикам опорной рамы присоединяют кронштейны с конусными отверстиями. Затем устанавливают раму с кронштейнами на корпусах полуосей заднего моста, подложив под кронштейн скобу с прокладкой. Скоба устанавливается спереди по ходу трактора между кронштейном и прокладкой. Через отверстия в рукавах полуосей и кронштейны устанавливают болты М16х350, после чего затягивают крепёж гайками.
Крепление стойки опорной рамы для МТЗ 80
Опорные балки устанавливаются на оси кронштейнов передней рамы. Оси фиксируются болтами М8Х60. На скобах опорной рамы балки крепятся болтами М16Х40 по четыре болта на каждой балке. В заданном положении опорная рама фиксируется распорными трубами, верхние шаровые края которых входят в отверстия втулок на стойках рамы, а нижние края крепятся на опорных балках болтами М20Х200.
Установка гидроцилиндров и рамы подъёма
Монтаж осуществляют с помощью подъёмных механизмов с соблюдением техники безопасности. Подъёмная часть устанавливается в кронштейнах опорной рамы через оси фиксирующимися шплинтами. Штоки гидроцилиндров соединяются в шарнире шплинтующимися осями с подъёмной рамой, нижние края устанавливаются в кронштейнах опорных балок. При монтаже растяжек выдерживают размеры в соответствии с маркой трактора МТЗ или ЮМЗ по схеме.
Схема установки растяжек
Преимущества и недостатки МТЗ 50
По многочисленным отзывам владельцев трактора Беларусь 50:
- надежный экономичный двигатель;
- многофункциональность и универсальность, позволяющая эксплуатировать трактор круглый год;
- простая и надежная конструкция;
- ремонтопригодность;
- высокая проходимость;
- хорошие технические и эксплуатационные характеристики;
- оптимальные обороты ВОМ;
- совместная работа с дополнительным оборудованием.
К недостаткам возможно причислить:
- жесткая подвеска;
- возможный прогар поршневой группы двигателя при использовании некачественного топлива;
- недостаток мощности при работах на тяжелых почвах;
- трудность запуска пускового двигателя в зимнее время;
- низкий уровень комфорта для механизатора в кабине;
- необходимость проведение частой настройки рычагов в корзине сцепления и регулировки клапанов мотора;
- небольшая производительность трактора на больших площадях (от 70 га).
Несмотря на присущие трактору недостатки, пользовался большой и заслуженной популярностью в агрохозяйствах страны за универсальность, надежность, простоту обслуживания и ремонта в сельских условиях. Преемником МТЗ 50 считают широкоуниверсальный колесный трактор МТЗ 2022.
Технические характеристики МТЗ-50, масса
Универсальные колесные тракторы МТЗ-50 общего назначения принадлежат к 1,4 тяговому классу. Тракторы изготовлены по стандартной для сельхозтракторов схеме с полурамной конструкцией. Полурама сделана из двух швеллеров, соединенных между собой передним литым брусом.
Точек крепления орудий, используемых для проведения сельхозработ, на тракторе три.
Масса МТЗ-50 | |
В состоянии отгрузки с завода | 3 040 кг |
Конструктивная | 2 790 кг |
Полная | 3 660 кг |
Эксплуатационная | 3 430 кг |
Ходовая часть | |
Ширина колеи по передним колесам | 1 200-1 800 мм |
Ширина колеи по задним колесам | 1 400-2 100 мм |
Клиренс под задним мостом | 465 мм |
Клиренс под передней осью | 645 мм |
Клиренс под рукавами полуосей заднего моста | 645 мм |
Продольная база | 2 370 мм |
По заказу трактор оснащался дополнительным оборудованием, которое не было предусмотрено базовой комплектацией. Предлагались следующие опции:
- предпусковой подогреватель в комплекте с подсоединительной арматурой;
- приводной шкив;
- жесткий гидрофицированный крюк;
- механический привод управления тормозами прицепа (раздельно управляемый);
- боковой вал отбора мощности;
- буксирное нерегулируемое устройство с амортизатором;
- выносные цилиндры с замедлительным клапаном и штуцером в сборе (для управления сельхозмашинами и их рабочими органами);
- разрывные муфты с кронштейном (в сборе);
- шланги сцепки (для соединения гидросистем трактора и сельскохозяйственной техники);
- полугусеничный ход (резино-металлические гусеницы, устанавливаемые на дополнительные натяжные и задние колеса трактора);
- пневматические колеса с шинами 240-1067 (9,5/9 – 42”) и 420-762 (14-30”).
Источник фото: carakoom.comПолугусеничное исполнение трактора МТЗ-50
Модификации трактора МТЗ-50
Минский тракторы завод постоянно совершенствовал свою продукцию и выпускал МТЗ-50 в нескольких вариантах исполнения. Модернизация машины осуществлялась в двух направлениях: улучшение эксплуатационных характеристик и повышение проходимости. Всего помимо базовой версии было выпущено три модификации трактора:
- МТЗ-50Л с дизелем Д-50Л с электростартером.
- МТЗ-52. Оснащался силовым агрегатом Д-50 с приводом на все колеса, для чего на место передней балки устанавливался мост и раздаточная коробка. Передача усилия производится через карданный привод с промежуточной опорой. Включение переднего моста возможно в автоматическом режиме или принудительно.
- МТЗ-52Л является полноприводной версией и отличается от предыдущей модели наличием электрического стартера в системе запуска двигателя.
Трактор МТЗ-50Х1. Хлопководческая модификация
Все модификации максимально унифицированы по основной номенклатуре деталей, узлов и агрегатов. Подобный подход позволяет снизить отпускную цену на конечную продукцию завода и упростить снабжение сельхозпредприятий запасными частями и комплектующими. Полноприводная версия машины имеет лучшие тяговые характеристики и используется в труднопроходимых местностях.
Технические характеристики МТЗ-50 Беларус
- Масса конструкционная, кг 3130;
- Масса в состоянии отгрузки с завода, кг 3620;
- Масса эксплуатационная, кг 3430;
- Масса максимально допустимая (полная), кг 3660;
- База, мм. 2370;
- Габаритные размеры, мм 3815x1970x2550;
- Колея по передним колесам, мм 1200-1800;
- Колея по задним колесам, мм 1400-2100;
- Дорожный просвет, мм 465;
- Емкость топливного бака, л 130;
- Максимальная скорость движения, км/ч 33;
- Двигатель 4-х тактный, дизельный;
- Число цилиндров 4;
- Рабочий объем, л 4,75;
- Мощность, кВт (л.с.) 41 (55);
- Запас крутящего момента, % 15;
- Коэффициент запаса крутящего момента, % 15;
- Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, л/ч 8;
- Муфта сцепления сухая, однодисковая, постоянно замкнутая;
- Коробка передач девятиступенчатая двухдиапазонная;
- Число передач вперед 9;
- Число передач назад 2;
- Тормоза Дисковые;
- Тип задней ГНС Раздельно-агрегатная;
- Максимальное давление, МПа 20;
- Производительность насоса гидросистемы, МПа 45;
- Колесная формула 4К2;
Модификации трактора МТЗ-50
Минский тракторы завод постоянно совершенствовал свою продукцию и выпускал МТЗ-50 в нескольких вариантах исполнения. Модернизация машины осуществлялась в двух направлениях: улучшение эксплуатационных характеристик и повышение проходимости. Всего помимо базовой версии было выпущено три модификации трактора:
- МТЗ-50Л с дизелем Д-50Л с электростартером.
- МТЗ-52. Оснащался силовым агрегатом Д-50 с приводом на все колеса, для чего на место передней балки устанавливался мост и раздаточная коробка. Передача усилия производится через карданный привод с промежуточной опорой. Включение переднего моста возможно в автоматическом режиме или принудительно.
- МТЗ-52Л является полноприводной версией и отличается от предыдущей модели наличием электрического стартера в системе запуска двигателя.
Трактор МТЗ-50Х1. Хлопководческая модификация
Все модификации максимально унифицированы по основной номенклатуре деталей, узлов и агрегатов. Подобный подход позволяет снизить отпускную цену на конечную продукцию завода и упростить снабжение сельхозпредприятий запасными частями и комплектующими. Полноприводная версия машины имеет лучшие тяговые характеристики и используется в труднопроходимых местностях.
Особенности
– ДИЗЕЛЬ Stage II;- ДИСКОВЫЙ В.О.М. – ОБНОВЛЕННЫЙ ДИЗАЙН И НАПОЛНЕНИЕ КАБИНЫ:- ПОЛНАЯ ТОНИРОВКА СТЕКОЛ;- ПАНЕЛЬ ПРИБОРОВ С ЦВЕТНЫМ ЖК-ДИСПЛЕЕМ; – БОКОВОЙ ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ УЗЛАМИ И СИСТЕМАМИ ТРАКТОРА;- МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОСВЕЩЕНИЯ;- ГЛУШИТЕЛЬ РАСПОЛОЖЕН ПО СТОЙКЕ КАБИНЫ (ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ОБЗОРНОСТИ);- ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРИВОД ПЕРЕДНЕГО ВЕДУЩЕГО МОСТА; – В КАБИНЕ УСТАНОВЛЕНО USB ЗУ, ПРИКУРИВАТЕЛЬ И МАГНИТОЛА;- УМЕНЬШЕННАЯ ВИБРАЦИЯ;- «МОКРЫЕ» ТОРМОЗА;- СНИЖЕНО УСИЛИЕ НА ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ;- ДВУХРЫЧАЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КПП (ДИАПАЗОНЫ + ПЕРЕДАЧИ);- УПРАВЛЕНИЕ ПРИВОДОМ ПВМ, В.О.М. И БЛОКИРОВКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛА – КНОПКИ;- ОСНАЩЕН РЕВЕРС – РЕДУКТОРОМ;
Двигатель:
Тип | Дизель без турбонадува, с непосредственным впрыском топлива |
---|---|
Модель | Д-243S2 |
Мощность, кВт(л.с.) | 61,8 (84) |
Номинальная частота вращения, об/мин | 2 200 |
Количество цилиндров | 4 |
Диаметр цилиндров/ход поршня, мм | 110х125 |
Рабочий объем, л | 4,75 |
Максимальный крутящий момент, Н*м | 298 |
Коэффициент запаса крутящего момента | 15 |
Удельный расход топлива, гр/кВт*Час | 244 |
Емкость топливного бака, л | 130 |
Трансмиссия:
Муфта сцепления | Сухая, однодисковая. |
---|---|
Коробка передач | Механическая, синхронизированная |
Число передач, вперед/назад | 14/12 |
Скорость движения,вперед/назад, км/ч: | 36,6/2,3 |
Задний ВОМ: | |
независимый I, об/мин | 540 |
независимый II, об/мин | 1 000 |
синхронный I, об/мин | 3,4 |
Размеры и масса:
Общая длина, мм | 4 120 |
---|---|
Ширина, мм | 1 970 |
Высота, мм | 2 800 |
База трактора, мм | 2 450 |
Колея, мм: | |
по передним колесам | 1430-1990 |
по задним колесам | 1400-2100 |
Агротехнический просвет, мм | 645 |
Наименьший радиус поворота, м | 4,5 |
Масса эксплуатационная, кг | 4 000 |
Масса в состоянии отгрузки, кг | 3 850 |
Масса максимально допустимая, кг | 6 500 |
Максимальная глубина преодолеваемого брода, мм | 0,85 |
Размеры шин: | |
передних колес | 11,2-20 |
задних колес | 15,5R38 |
Гидронавесная система:
Универсальная, раздельно-агрегатная, обеспечивающая высотное регулирование.
Грузоподъемность на оси,кг | 3 200 |
---|---|
Максимальное давление, МПа | 20 |
Производительность насоса, л/мин | 45 |
Емкость гидросистемы, л | 25 |
Передний ведущий мост:
Портального типа, с коническими редукторами, с самоблокирующимся дифференциалом, с тремя режимами работы: включен, включен принудительно, включается автоматически при буксовании задних колес.
Комплектация:
Реверс – редуктор. Рабочие фары. Три пары выводов гидросистемы. Механическая фиксация задней навески. Поперечина прицепного устройства (ТСУ-1). ЗиП
По заказу:
Кондиционер. Грузы балластные передние и задние. ПВМ с планетарно – цилиндрическими редуторами, электропривод и обогрев зеркал, сидение Grammer, расширенные опции ЗНУ. Сцепка СА-1 (Угольник)
Вал Карданный | |
Генератор | Генератор Г9721.3701 (14V 100А 1400Вт) Д-245,260, ММЗ-3LD-20 МТЗ-1221, МТЗ-311 одноручьевый |
Двигатель | Двигатель Д-243S2-1723 74.3708 (PP4M10P1f-3478G2) НШ-14М-3Л-10 Г9714.3701 |
Дифференциал | |
Кабина | 6700-01-ТК920-060 Кабина УК в сборе МТЗ-80/82/800/900/1025 |
Колонка рулевая | |
Комбинация приборов | |
Коробка передач | 1700010-Б1- 72 Коробка передач механич/мех.пониж.редуктор/без огр.скорости/с бок вкл МТЗ-82 |
Коробка раздаточная | |
Корпус гидросистемы | |
Корпус сцепления | 1600010- 70 Корпус сцепления в сб. мтз-82.1 nдв=2200об/мин под механический редуктор |
Крышка привода переднего моста | |
Мост задний | 2401010- Б-70 Задний мост мтз-82 |
Передний мост | 2300020- 02-822 Мост передний МТЗ-82/1025,г/ц Ц-63 чулки длинные |
Насос дозатор | |
Насос НШ гидросистемы | |
Насос НШ рулевое | НШ-14 М-3Л Насос левый плоский (рулев.управл.82П,92П,1025,1221/1822.3) Гидросила |
Насос топливный | Топливный насос (РР)4M(10P1f) 3478 GL T MOTORPAL европривод для Д-243-654 (РААЗ или Чехия) |
Пневмокомпрессор | А29.05.000 Пневмокомпрессор МТЗ-80/82,1221, 1523, 2022 производительност ь – 144 л/мин |
Промежуточная опора карданного вала | |
Распределитель | Распределитель РП70-890.1 (МТЗ-82) |
Регулятор давления пневмосистемы | |
Сиденье оператора | |
Стартер | Стартер 12 вольт 74.3708 БАТЭ Д-243, Д245, Д246 3,6/2,55кВт |
Стеклоочиститель передний | |
Тахоспидометр | |
Тормозной кран | |
Трансмиссия | |
Турбокомпрессор | |
Цилиндр гидросистемы | |
Шестерни главной передачи в паре | |
Шина задняя левая | Шина 18.4R34 мод.Ф-11 (диск W16х34-3107012А) камера зад мтз-922.3/1025 |
Шина задняя правая | Шина 18.4R34 мод.Ф-11 (диск W16х34-3107012А) камера зад мтз-922.3/1025 |
Шина передняя левая | Шина 360/70R24 Бел-89 (диск W12х24-3101020-01) |
Шина передняя правая | Шина 360/70R24 Бел-89 (диск W12х24-3101020-01) |
Щиток приборов |
Устройство техники
Двигатель
В базовой комплектации, трактор МТЗ-50 «Белорус» выпускался с четырёхцилиндровым дизельным двигателем Д-50. Этот агрегат выделялся рядным расположением цилиндров и системой жидкостного охлаждения.
Трактор МТЗ 50
Мощность силовой установки составляет 55 лошадиных сил, рабочий объём – 4,75 литра. Скорость вращения коленвала – 1 700 об/мин. Из достоинств можно отметить неприхотливость двигателя к качеству потребляемой соляры. Расход топлива при пиковых нагрузках – 8 литров в час.
Основной дизель приводится в действие при помощи двигателя предварительного запуска. Это маломощный бензиновый мотор с высоким крутящим моментом. Предусмотрена возможность запуска мотора вручную.
Ходовая часть
Белорус МТЗ-50 – трактор с передними ведущими колёсами. Передняя колёсная пара устанавливается на полужёсткую подвеску. Для лучшей проходимости, передняя подвеска дополнена балансирным мостом.
Задняя подвеска выполнена в жёстком варианте. Передняя и задняя колея могут изменяться по ширине. Задние колёса крепятся к осям при помощи специальных клемм. Это обеспечивает быстрое снятие и замену колёс в случае необходимости.
Трактор МТЗ 50
Трансмиссия
Эта модель тракторов «Белорус» оснащается механической схемой трансмиссии. В трансмиссию входит девятиступенчатая коробка передач, однодисковая сухая муфта сцепления замкнутого типа, блокировка дифференциала заднего моста и тормозная система дискового типа.
Коробка передач обеспечивала трактору 9 передних и две задние скорости. Чтобы переключение между различными рабочими режимами происходило без потерь мощности, устанавливался уменьшитель хода комбинированный с увеличителем мощности. Такая схема положительно сказывалась на манёвренности и проходимости трактора.
Кабина
У МТЗ-50 «Белорус» заднее расположение кабины. Рабочее место располагается непосредственно за двигателем. Водительское кресло было подрессорено, это позволяло не испытывать дискомфорта при работе на неровной местности. Кабина была каркасной и цельнометаллической.
Металл был покрыт грунтовкой и специальным порошкообразным красителем. Это повышало сопротивляемость коррозии и позволяло машине работать даже в агрессивной среде.
Внутренняя отделка была выполнена из вибропласта, что обеспечивало защиту от шума и вибраций. Герметичность кабины обеспечивалась за счёт резиновых уплотнителей, которые устанавливались на стёкла.
Технические характеристики:
Масса | 3 600 кг |
Параметры: длина/ширина/высота | 3 815/1 970/2 550 мм |
Диапазон регулируемой колеи | 1 200-2 100 мм |
Клиренс | 465 мм |
Топливный бак, объём | 130 л |
Система гидравлики, объём | 21 л |
Максимальная скорость | 33 км/час |