Узлы и агрегаты
Автомобиль изначально разрабатывался для эксплуатации в экстремальных условиях, и именно поэтому в его конструкции отсутствуют какие либо излишества – все сделано предельно просто, с учетом возможности осуществления самостоятельного ремонта подручными средствами.
Блок управления представлен простейшей зубчато-винтовой рулевой колонкой и рычагами, позволяющими передавать обороты двигателя на колеса и рулевые тяги. Надежная тормозная система представлена барабанными колодками и гидроприводом, а также механическим ручным тормозом. Подвеска комплектуется усиленными телескопическими амортизаторами, поуэллиптическими и вспомогательными рессорами.
Технические характеристики
Volvo FM13 можно условно сравнить с автомобильным конструктором, обеспечивающим бесконечные возможности по выбору необходимой конфигурации. Все силовые элементы машины крепятся к высокопрочной раме, изготовленной из хромомолибденовой стали. Рама за кабиной имеет одинаковую ширину 850 мм и ровную поверхность, что облегчает установку надстройки. Шасси легко адаптируется под самосвал, лесовоз, автоцистерну, или автовоз. В потоке машин автомобиль Volvo FM13 легко узнаваем по мощному аэродинамическому дизайну от Volvo.
Характерной особенностью кабины являются V-образные фары и смелая решетка радиатора. Автомобили комплектуются 9-ю типами мостов, различными видами подвесок и тормозов. В зависимости от типа подвески, размерности шин и видов рамы, седельные тягачи Volvo FM13 с колесными формулами 4х2 и 6х6 предлагают пять вариантов высоты расположения сцепного устройства от 810 до 1200 мм.
Грузовики с колесной формулой 8х4 имеет четыре варианта погрузочной высоты от 850 до 1200 мм. Для увеличения клиренса могут устанавливаться прямые передние мосты, а для увеличения выдерживаемой нагрузки сдвоенные. Серия FM может комплектоваться кабинами различных типов, включая модернизированные Globetrotter (L2H2) с местами для комфортабельного ночного отдыха для двух человек. Полноприводные версии с колесной формулой 4х4 и 4х6 отлично подходят для работ, связанных с доставкой строительных материалов из карьеров и других мест, где отсутствуют дороги с твердым покрытием. Как правило, эти модификации комплектуются механическими КПП с 12-ю синхронизированными передачами переднего хода, а также 2-мя несинхронизированными понижающими, и 4-мя несинхронизированными передачами заднего хода. Также устанавливаются 9-скоростные механические коробки передач с демультипликатором.
Для передачи крутящего момента от двигателя на КПП устанавливаются однодисковые или двухдисковые сцепления раздвижного типа. На грузовых строительных версиях Volvo FM13 также часто устанавливаются 5-ти или 6-ти скоростные планетарные коробки передач Powertronic. Кроме механики и автомата грузовики FM серии комплектуются 12-ти скоростной коробкой передач с делителем и демультипликатором с электронным управлением I-Shift. В комплекте с КПП может поставляться один из пакетов программного обеспечения:
- Базовый;
- Дистрибьюция и строительство;
- Дальние перевозки и экономия топлива;
- Автопоезда большой полной массы.
Для обеспечения привода оборудования, установленного на шасси Volvo FM13, автомобили комплектуются 10-ю типами независимых и зависимых от сцепления коробок отбора мощности.
С завода поставляются шасси имеющие сверхвысокую (1200 мм), высокую (1000 мм), низкую (850 мм) и сверхнизкую (810 мм) высоту. Значения нагрузок для передних мостов составляют:
- Для тягачей – 7,1, 8, и 9 т;
- Для шасси грузовиков – 7,1, 7,5, 8, и 9 т;
- Для шасси грузовиков со сдвоенными мостами 8х2 и 8х4 – 16 т.
В зависимости от модификации Volvo FM13 автомобили могут комплектоваться стальными или алюминиевыми топливными баками емкостью от 160 до 810 литров. Максимальный объем топлива для тягача 4х2 составляет 1380 литров.
Высокую безопасность при торможении для автомобилей серии обеспечивают дисковые тормоза с электронным управлением и системой курсовой устойчивости. В качестве альтернативы могут быть установлены барабанные механизмы с Z-образными разжимными кулачками. Колесные тормоза и вспомогательный моторный тормоз VEB работают совместно, что снижает тепловыделение и износ тормозных накладок. Моторный тормоз VEB обеспечивает высокую тормозную мощность во всем диапазоне работы двигателя.
Партнеры и конкуренты
Конструкционное оформление рамы и обустройство подвески плавающими свойствами дают возможность «Вольво-Лапландеру» преодолевать сложные препятствия без особых усилий. Стоит отметить, что разработка шведских внедорожников велась в едином проекте под названием «4140». Главным конструктором был назначен Нильс Хартелиус, который, кроме рассматриваемой версии, разработал джип повышенной комфортности и автомобиль Volvo Sugga по прозвищу «поросенок».
Надежность, устойчивость и боевой характер «Лапландера» оценили в Норвегии, Латвии, Саудовской Аравии, Голландии и Малайзии. В этих странах, как и во многих других, данный автомобиль приобретали не только для армии, но и для мирного использования. 1983 год стал еще одним показателем высокого уровня машины, когда этот внедорожник выиграл ралли «Париж-Даккар» среди авто грузоподъемностью до 10 тонн.
Завершение
В итоге обзора автомобиля Volvo Laplander можно отметить, что в начале 50-х годов прошлого века, по итогам войны 1939-1945 годов, была произведена реанимация военной доктрины и сделаны соответствующие выводы. Армии разных стран намечали технические задачи по проектированию и выпуску новых военных внедорожников. Инженеры концерна «Вольво» справились с поставленной задачей на «отлично».
До замены на Hammer все участники НАТО имели на вооружении свои внедорожники, многие из которых отличались высокими показателями по проходимости. Volvo удалось сделать одни из самых лучших представителей этого класса, таких как С303 и его модификаций. Это транспортное средство пользовалось популярностью во многих странах. Даже сейчас автомобиль используется в различных целях, где требуется участие мощного и надежного транспорта, которому не страшно бездорожье и прочие преграды.
Дальнейшая судьба модели
Volvo c303 еще неоднократно дорабатывалась с определенной периодичностью. Так несколько корректировались параметры с учетом массового использования для гражданских целей. Зато базовые компоненты сохранили свою исходную комплектацию.
Была определенная попытка создать несколько вариаций колесных баз, так планировалось добавить 8*8. Такая компоновка не прижилась и все еще используются 4*4 и 6*6 наиболее часто. Силовой агрегат несколько модернизировался, изменялась ширина мостов, немного корректировалась конструкция. Все это с целью сделать автомобиль еще более вместительным, мощным и добавить грузоподъемность.
Volvo Laplander 6*6
Каждое обновление стоило все дороже, так автомобиль несколько изменил целевую аудиторию. Изначальная модель больше отталкивалась от простоты, и стоимость также была невысокой. Выпуск старой и модернизированной версии стал слишком затратным для концерна, поэтому изначальную комплектации выкупила компания Hungarocamion.
Компания Volvo выиграла с продажи прав, так как в будущем все равно производство volvo c303 было закрыто. Венгерская компания свернула продажу в 1981 году, а спустя 3 года и Volvo перестали производить c303 модификацию. Спровоцировало отток покупателей то, что увеличилась конкуренция, так производство стало неэффективным и прибыль с каждым годом уменьшалась.
Обзор модельного ряда
Вольво С303 Лапландер с колесной формулой 4х4 производился в следующих модификациях:
- базовая версия с жесткой крышей Tgb 11 — самая распространенная модель в вооруженных силах и среди гражданских пользователей;
- модель с мягким верхом Tgb 1111, оснащенная 90 мм противотанковым орудием Armored Guard 1110 или Robot 56 Bill без отдачи;
- модель со стальной крышей Tgb 1112, оснащенная различным радиотелефонным оборудованием (из-за множества антенн часть крыши удалена, количество мест — 5).
Вездеход Вольво С304 с колесной формулой 6х6 производился в таких вариантах, как:
- базовая модель с жесткой крышей Tgb 13;
- автомобиль с жесткой крышей Tgb 1313, оснащенная еще большим количеством радиотелефонного оборудования, чем Tgb 1112;
- модель с жесткой складной крышей Tgb 1314, предназначенная для использования в качестве скорой помощи (оснащен просторным медицинским отсеком, различным медоборудованием и местами для 4 носилок);
- машина с жесткой крышей Tgb 1321, оснащенная радиоприемниками и радиопередатчиками для корректировщиков огня артиллерийских батарей.
Volvo C306 с колесной формулой 6х6 выпускалась в следующих вариантах:
- десантная Tgb 21, вместимостью до 19 солдат;
- десантная Tgb 22, вмещающая 11 человек и пусковую установку для зенитной ракеты RBS 70.
Volvo C303 Laplander
Лапландер Вольво С303 имеет следующие технические характеристики:
- макс. скорость — 125 км/ч;
- двигатель — бензиновый Volvo B30A;
- тип двигателя — рядный, 6-цилиндровый, с жидкостным охлаждением;
- макс. мощность — 125 л.с. при 4200 об/ми.;
- макс. крутящий момент — 224 Нм при 2500 об/мин;
- снаряженная масса — 2400 кг, полная — 3500 кг;
- нагрузка — 900 кг;
- мест — 7;
- размеры — 4350х1930х2170 мм;
- колея — 1580 мм;
- клиренс — 380 мм;
- объем грузового отделения — 2982 л;
- объем топливного бака — 85 л;
- запас хода — около 400 км.
Привод — на задние колеса с подключаемым полным приводом. Межколесные дифференциалы блокируемые, с вакуумным приводом блокировки.
Коробка передач — механическая 4-ступенчатая. Впоследствии часть автомобилей была переделана под механическую 6-ступенчатую коробку передач.
Подвеска всех колес — зависимая, на листовых рессорах спереди и сзади.
Тормозная система — двойная, полурезервированная, с двойным сервоприводом и вакуумным усилителем. Тормозные механизмы — барабанные на всех колесах.
Шины — 8,90х16 или 9,00х16 дюймов.
Volvo C 304 Laplander
В отличие от модели С303, имеет 3 оси и следующие технические характеристики:
- снаряженная масса — 2820 кг, допустимая полная — 4700 кг;
- нагрузка — 1500 кг;
- размеры — 5350х1930х2170 мм;
- макс. скорость — 110 км/ч.
Все остальные характеристики аналогичны базовой модели С303.
Вольво С 306 Лапландер
Автомобиль оснащен 3 осями и, в отличие от предыдущих версий, имеет более просторный транспортный отсек. Характеристики:
- снаряженная масса — 3390 кг, допустимая полная — 5700 кг;
- нагрузка — 2310 кг;
- размеры — 6050х2140х2800 мм;
- макс. скорость — около 100 км/ч.
Все остальные характеристики аналогичны базовой модели С303.
Модификации
С каждым поколением вездеходы Volvo становились тяжелее и мощнее. За период выпуска использовалось несколько колесных баз. Имелась даже вариация 8х8 (L4230). Транспортное средство вышло громоздким, без дополнения грузоподъемности и проходимых свойств. В серийный выпуск машина не пошла. Наиболее перспективными и востребованными были внедорожники с базой 4х4 и 6х6.
Параллельно с изготовлением рассматриваемой модели началось усовершенствование стандартных вездеходов. Модификации подгонялись в зависимости от потребностей и нужд определенных военных подразделений. Существовала типовая версия на гусеницах (206-я модель), малогабаритное авто с улучшенной проходимостью по воде, пассажирские варианты с хорошей вместимостью для транспортировки личного состава.
Конструктивные особенности
Отличительным знаком этого джипа стали портальные мосты, принесшие ему известность в качестве лучшего вездехода в своем роде. Уникальность «Лапландера» заключается в его реальных возможностях. Вагонная комплектация с прочной рамой лестничного типа устойчива к скручиванию, а испробованные первый раз портальные мосты с восемью шпильками позволили составить прямую конкуренцию немецкому авто Unimog.
Приводы «Вольво-Лапландера» снижают скоростные показатели, динамику, нуждаются в корректировке управления. Зато дистанция между осями главных пар и колёс существенна, что добавляет несколько сантиметров дорожного просвета. Благодаря смещению осей по отношению друг к другу и наличию бортовых редукторов, заметно повысились геометрические параметры проходимости. Сами портальные мосты изобретены немецким конструктором Фридрихом Альбертом, а редукторные аналоги инженером УАЗа Г. К. Мирзоевым. Тем не менее они ассоциируются именно с «Лапландером». Клиренс авто составляет 38 см (на четверть больше, чем у военного УАЗа). Свесы отсутствуют, имеется пневматическая межосевая блокировка.
История создания и развития
Volvo C303 Laplander разрабатывался в конце 1960-х гг. на базе его предшественника — военного внедорожника Volvo L-3314. В 1974 г. был запущен в серийное производство. Автомобили выпускались в версиях 4х4 и 6х6. Версия с колесной формулой 8х8 была запланирована, но так и не попала на конвейер. На прототипах стояли двигатели B20, серийных машинах — B30 от гражданских автомобилей Volvo.
Серия C303 была оснащена портальными мостами с увеличенным дорожным просветом (как на Mercedes Benz Unimog), а также блокируемыми межколесными и межосевыми дифференциалами. Все это обеспечивало машине высокие характеристики на бездорожье. Недостатком такой конструкции является высоко расположенный центр тяжести.
Модель С303 имеет 2 оси, Volvo С304 и С306 оснащаются 3 осями. С самого начала автомобиль проектировался узким, чтобы он мог свободно перемещаться в лесу между деревьями и по нешироким дорогам.
В шведской армии автомобили обозначаются как Terrangbil (Tgb) l 11, 13 или 20 в зависимости от типа транспортного средства.
Состоит на вооружении следующих стран:
- шведская армия;
- Народные вооруженные силы освобождения Анголы;
- вооруженные силы Эстонии;
- сухопутные войска Латвии;
- сухопутные войска Литвы;
- армия и Королевская полиция Малайзии.
Особенности и эксплуатация
Volvo FM13 третьего поколения является детищем эпохи массового применения электронных технологий. Все они призваны обеспечить высокую безопасность работы, комфортные условия для работы и отдыха водителя и пассажира, а также улучшить показатели экономической эффективности автомобиля. Вся необходимая информация о состоянии систем грузовика постоянно выводится на дисплей водителя. Функции всех бортовых электронных систем оптимизируются электронной архитектурой Volvo TEA. Для проверки и отладки системы имеется розетка диагностики. Общее число электронных систем, устанавливаемых на автомобили Volvo FM13 может достигать трех десятков. К их числу относятся:
- ABS – управление антиблокировочной системой барабанных тормозов;
- TPN – система контроля давления в шинах;
- EBS – регулирует дисковые тормоза, включая систему курсовой устойчивости ESP;
- BBM – система контроля работы кузова;
- Audio – аудиосистема регулирующая множество параметров, включая громкость проигрывания аудиоконтента в зависимости от шума в кабине и оборотов двигателя;
- ECS – система управления пневматической подвеской;
- ACC – адаптивный круиз-контроль. Системы последнего поколения обеспечивают более высокое тормозное действие, используя тормозные механизмы колес для поддержания безопасной дистанции;
- Hill Start Aid – помогает при трогании на подъеме.
С совершенствованием модельного ряда FM сохраняется дальнейшая тенденция к внедрению новых систем и механизмов. Постоянная работа ведется и с целью повышения рабочих характеристик силовых установок.
«Лапландер» в современности
Автомобиль «Вольво-Лапландер» можно встретить в Европе и сейчас. Он пригоден для для выполнения армейских задач, а также пользуется спросом у охотников, путешественников по заброшенным местам, выполняет разнообразные служебные функции в мирных целях. Отечественные ценители ретро-машин чаще имеют в своем автопарке родные «буханки», но мало кто из них не мечтает сменить ее на легендарный лапландский вездеход.
Приобрести это транспортное средство не так просто. Немалая стоимость, таможенные сборы и дефицит экземпляров играют в этой проблеме ключевую роль. Некоторые почитатели заказывают оригинальные запчасти этого военного джипа. В результате можно встретить довольно интересные компоновки, которые совмещают в себе мосты и другие элементы от УАЗа и «Лапландера».
«Правильная Буханка» от шведов: Volvo Laplander C303
Отечественный УАЗ буханка — автомобиль на любителя. У меня есть знакомый, который купил буханку и счастлив, но ему приходится мириться со многими минусами этого автомобиля. Я уже рассказывал об этом и ссылка будет в конце статьи.
Открою вам небольшой секрет — многие владельцы буханок «в теме» мечтают о другом, очень похожем автомобиле, в котором все сделано по уму.
И этот автомобиль — Volvo Laplander C303
Как говорят, Laplander был создан для NATO и создавался именно для нашего климата и условий. Звучит фантастично, но многие утверждают это не только у нас, но и на иностранных сайтах и в разнообразных изданиях, посвященных военной технике.
Нельзя сказать, что это прямо «шведская буханка» ибо Laplander — это более «прокачанный» автомобиль. Я бы назвал ее » перебуханка-недоГАЗ-66
«. Вот такое странное определение этого внедорожника у меня.
Это внедорожник, длиной 5.35 метра, шириной 1.9 метра и высотой 2.45 метра. Клиренс в стандарте: 38 сантиметров. Имеется довольно надежный и хороший 6 цилиндровый бензиновый двигатель, который оснащен двумя карбюраторами — по одному на три цилиндра.
Объем двигателя: 2980 куб.м., мощность 117 лошадиных сил. КПП четырехступенчатая. Масса: 2.8 тонны. Разумеется, автомобиль полноприводный 4×4. Все очень сбалансировано и это дает внедорожнику от Volvo возможность проезжать довольно сложные участки.
Вообще, я считаю, что Volvo — это очень недооцененная автомобильная марка. Это очень хорошие автомобили, в которых использованы качественные материалы и все продумано до мелочей. Это можно отнести и к военному Laplander.
Это очень удобный внедорожник именно для человека.
В Laplander очень хороший и удобный салон. Место для водителя вообще можно назвать шикарным: большая приборная панель, на которой есть абсолютно все, что нужно и все под рукой. Стартер выведен на отдельную кнопку: то есть, вы поворачиваете ключ и заводите автомобиль нажатием кнопки. И это в 1975 году!
Сидения удобные и это касается не только передних. Задние могут складываться, образуя ровный пол. Под задним сидением есть большой ящик для хранения вещей. Рассчитан автомобиль на 7 человек, включая водителя. При этом, остается еще много места сзади, куда можно установить еще сидение на 3 человека.
Доступ к двигателю максимально удобен. Можно снять крышку между передними сидениями, можно снять крышку за передними сидениями, а если вам нужен полный доступ, то снимается половинка пола. Просто мечта «буханковода» ибо доступ к двигателю на УАЗе не идет ни в какое сравнение.
Мосты оснащены пневмоблокировками. Мосты портальные, с бортовыми редукторами. Карбюраторы имеют особую систему, которая не дает бензину заливать их при больших кренах. Автомобиль оснащен двумя аккумуляторами и бортовая сеть в нем 24 Вольта.
Еще одна особенность: управление коробкой и раздаткой на одном рычаге. Коробка и раздатка синхронизированы, то есть, можно все переключать прямо на ходу.
История создания
Первые свои шаги авто начало еще в 50-х годах 20 столетия. Концепция рассматривалась с точки зрения острой, вопиющей необходимости в автомобилях, которые смогут пройти практически везде. На основании сложной ситуации, которая проявилась вследствие войны, государство, в частности военные подрядчики, дали заказ на авто повышенной проходимости. Как следствие изначально произведено 2000 единиц. На конвеер производство ТС поступило только в 1961 году, хотя первые рабочие образцы выпущены еще в 1959 году.
Модификация автомобиля имела отметку L230. ТС позаимствовало силовой агрегат у Amazon – это также автомобиль Volvo. Первоначальные характеристики:
- Двигатель – Бензин;
- Мощность – 65 л.с.;
- Объем – 1,8 л;
- КПП – 4M.
Volvo Amazon, у которого Лапландер позаимствовал силовой агрегат
Особенностью модели было размещение водителя прямо над ведущей осью. Первый мост имел подключаемый формат. В автомобиле присутствовала центральномоторная компоновка.
Кабина и рабочее место водителя Volvo FMX 6х4
Дизайн кабины автомобиля выдержан в ставшем привычным и знакомым корпоративном стиле всех современных грузовиков от Volvo Trucks. Кабина выполнена из высокопрочной стали и прошла все испытания евротеста на безопасность. Выдающаяся нижняя скула бампера, по заявлению производителя, выдерживает на малых скоростях столкновения с препятствиями без каких-либо видимых последствий. Однако, зная водителей и нелёгкие условия, в которых работает техника данного класса, бампер сделали не единым, а состоящим из трёх частей.
При этом поперечина бампера отлита из чугуна, а его боковые составные – из трёхмиллиметровой стали, из какой сделан и поддон картера. Этот поддон тянется от бампера до передней оси, гарантированно прикрывая все внутренние части. Конструкция умно выверенна, а головки всех крепёжных болтов выведены наружу. Как в старые добрые времена – когда железо крепили к железу! Оптика была видоизменена: головной свет свели в единую блок-фару, спрятали её за решёткой. Фары эти разместили как можно выше над дорогой, свели тем самым к минимуму вероятность их повреждения.
В стандартной комплектации Volvo FMX 6х4 оснащается «дневной» кабиной – короткой, с низким потолком, без спального места и эргономичным салоном, организованным по двухместной схеме. Внутренняя высота кабины от пола до потолка составляет 157 см, а над трансмиссионным тоннелем – 114 см. Интерьер соврешенно новый, очень современный, соответствующий высшим стандартам качества и актуальным представлениям о комфорте водительского рабочего места.
На «баранку» выведены кнопки управления разнообразными функциями, в том числе круиз-контролем, телефоном и системой навигации. Соврешенно новая приборная панель и информационный дисплей детально проработаны, удобны и отлично читаемы. Дабы увеличить место, выделенное для ног водителя, гнездо ключа зажигания было перенесено поближе к приборной панели. FMX и прежде был исключительно комфортным, но в новой версии система отопления претерпела изменения и стала ещё более эффективной и функциональной при обогреве. Внешние зеркала заднего вида снабжены электрообогревом и электроприводом управления; оснащены широкоугольной секцией с обеих сторон и зеркалом ближнего обзора – с пассажирской стороны.
Все материалы и цвета отделки салона выбраны с учётом работы в экстремальных условиях стройки и карьера. Панель приборов выполнена в чёрно-сером цвете Raven, специально разработанном для строительных работ, так как на нём меньше заметны загрязнения. И это не просто жёсткий пластик эконом-класса, а мягкие и приятные на ощупь материалы, которым несложно придать первозданно свежий вид при помощи влажной тряпки, не опасаясь что-то испортить. Все места салона, с которыми шофёр будет неизбежно контактировать грязной одеждой и обувью, не боятся влаги и легко очищаются. Для большего удобства водителя производители оснастили его рабочее место комфортным сиденьем – оно установлено на пневматической подвеске и оборудовано электроподогревом и интегрированным ремнём безопасности.
Кабина и рабочее место водителя Volvo FMX 6х4
Дизайн кабины автомобиля выдержан в ставшем привычным и знакомым корпоративном стиле всех современных грузовиков от Volvo Trucks. Кабина выполнена из высокопрочной стали и прошла все испытания евротеста на безопасность. Выдающаяся нижняя скула бампера, по заявлению производителя, выдерживает на малых скоростях столкновения с препятствиями без каких-либо видимых последствий. Однако, зная водителей и нелёгкие условия, в которых работает техника данного класса, бампер сделали не единым, а состоящим из трёх частей.
При этом поперечина бампера отлита из чугуна, а его боковые составные – из трёхмиллиметровой стали, из какой сделан и поддон картера. Этот поддон тянется от бампера до передней оси, гарантированно прикрывая все внутренние части. Конструкция умно выверенна, а головки всех крепёжных болтов выведены наружу. Как в старые добрые времена – когда железо крепили к железу! Оптика была видоизменена: головной свет свели в единую блок-фару, спрятали её за решёткой. Фары эти разместили как можно выше над дорогой, свели тем самым к минимуму вероятность их повреждения.
В стандартной комплектации Volvo FMX 6х4 оснащается «дневной» кабиной – короткой, с низким потолком, без спального места и эргономичным салоном, организованным по двухместной схеме. Внутренняя высота кабины от пола до потолка составляет 157 см, а над трансмиссионным тоннелем – 114 см. Интерьер соврешенно новый, очень современный, соответствующий высшим стандартам качества и актуальным представлениям о комфорте водительского рабочего места.
На «баранку» выведены кнопки управления разнообразными функциями, в том числе круиз-контролем, телефоном и системой навигации. Соврешенно новая приборная панель и информационный дисплей детально проработаны, удобны и отлично читаемы. Дабы увеличить место, выделенное для ног водителя, гнездо ключа зажигания было перенесено поближе к приборной панели. FMX и прежде был исключительно комфортным, но в новой версии система отопления претерпела изменения и стала ещё более эффективной и функциональной при обогреве. Внешние зеркала заднего вида снабжены электрообогревом и электроприводом управления; оснащены широкоугольной секцией с обеих сторон и зеркалом ближнего обзора – с пассажирской стороны.
Все материалы и цвета отделки салона выбраны с учётом работы в экстремальных условиях стройки и карьера. Панель приборов выполнена в чёрно-сером цвете Raven, специально разработанном для строительных работ, так как на нём меньше заметны загрязнения. И это не просто жёсткий пластик эконом-класса, а мягкие и приятные на ощупь материалы, которым несложно придать первозданно свежий вид при помощи влажной тряпки, не опасаясь что-то испортить. Все места салона, с которыми шофёр будет неизбежно контактировать грязной одеждой и обувью, не боятся влаги и легко очищаются. Для большего удобства водителя производители оснастили его рабочее место комфортным сиденьем – оно установлено на пневматической подвеске и оборудовано электроподогревом и интегрированным ремнём безопасности.
Технические данные
Далее представлены основные габаритные и технические показатели автомобиля Volvo Laplander.
Размеры и объемы:
- Тип кузова – трехдверный внедорожник.
- Длина/ширина/высота (м) – 5,35/1,9/2,45.
- Колесная база (м) – 2,3.
- Колея передняя/задняя (м) – 1,54/1,54.
- Клиренс (см) – 38.
«Вольво-Лапландер» технические характеристики моторного отсека имеет такие:
- Тип силовой установки – бензиновый мотор с карбюратором.
- Объем (куб. см) – 2980.
- Мощность (л. с.) – 117 при оборотах в четыре тысячи.
- Число цилиндров – 6.
- Ход поршня (см) – 8.
Коробка переключения передач у рассматриваемого автомобиля механического типа, имеет четыре ступени. Полноприводный вездеход весит в снаряженном состоянии 2,8 тонны, при максимально допустимой массе 4,4 т. Рулевое управление представляет собой элементарный зубчато-винтовой механизм и несколько рычагов, передающих движение на колеса. Привод на гидравлике и колодки барабанного типа составляют основу надежного тормозного узла. «Ручник» – механический вариант, подвеска оснащена телескопическими амортизационными элементами.
Применение сегодня
Несмотря на отсутствие выпуска машины, даже сегодня ее можно встретить по всей Европе и Азии, особенно на пересеченной местности. Автомобиль является излюбленной машиной рыболовов, охотников, активно принимает участие в различных событиях. Также часто участвует в любительских соревнованиях по преодолению препятствий.
В военной сфере volvo c303 уже не используется, так как разработано огромное множество более современных автомобилей. Хотя на некоторых полигонах еще встречается.
Приобрести автомобиль сегодня сложно, ведь цена на него довольно высока, также восстановление стоит весьма дорого. Таможенный налог на ТС непомерен. Данный автомобиль очень практичен, но сегодня его покупателями являются коллекционеры и просто ценители истории.
Это автомобиль, который прошел проверку десятилетиями, собрал множество поклонников и все еще выполняет свои обязанности. Его простота и эффективность высоко ценятся и сегодня, но c303 уже не является крайне доступным автомобилем, как было задумано изначально.