Основные характеристики
Основные технические характеристики ДЭТ-250 приведены в таблице.
Двигатель | Марка | ЯМЗ – 7511 |
Мощность двигателя | л. с. | 350 |
Принадлежность к тяговому классу | 25 | |
Вес с навесным оборудованием | т | 46 |
Габариты, м | Длина | Более 9 |
Ширина | Более 4 | |
Высота | Более 3 | |
Силовая установка | Дизель-модель | B-31M2 |
Тип двигателя | Четырехтактный дизель | |
Номинальная частота оборотов коленвала | Об/мин | 1400 |
Объем двигателя | л | 38,88 |
Количество скоростей | Вперед | 2 |
Назад | 2 | |
Силовой генератор | Марка | ГИ-160-6 |
Частота вращения генератора, мах | Об/мин | 2550 |
Скорость движения | Максимальная, км/час | 15,2 |
Рабочая, км/час | 1,2 |
Характеристика бульдозера ДЭТ 250
Вторая модернизация
В 1989 году произошла вторая и последняя (по крайней мере, пока что) модернизация трактора. В названии обновленного бульдозера к индексу «М» прибавилась цифра 2. Благодаря внешнему обновлению бульдозера он перестал напоминать боевую машину. Новая версия оборудовалась 12-цилиндровым V-образным мотором мощностью в 323 лошадиные силы. Его объем составлял 38,9 литра. Обновленный мотор потреблял 45,3 литра топлива в час при работе на полной мощности. Трактору вернули 700-литровый топливный бак, который устанавливался на первую версию. Масса обновленной машины составила 32 тонны. В остальном она не отличалась от предшественников.
Двигатель
Силовой установкой бульдозера выбран проверенный дизель В-31М2. Его основные отличительные черты — умеренный расход топлива, невзирая на заявленную мощность. Паспортные показатели агрегата следующие:
Параметр | Значение |
Число тактов | 4 |
Вариант расположения моторных цилиндров | V-образный |
Заявленная эксплуатационная мощность | 323 л.с. (237 кВт) |
Оптимальное число оборотов коленвала за минуту | 1400 |
Камера сгорания | 38,88 |
По отзывам, основная особенность бульдозера — трансмиссия. Этот узел электромеханический. Ему присущи следующие данные:
Показатель | Значение |
Количество скоростей | передних — 2, столько же задних передач |
Усилие тяги | 377 кН |
Заявленная скорость передвижения в любом направлении | до 15,2 км/час |
Устройство
Общее устройство ДЭТ-250 — типичное для агрегатов подобного назначения (двигатель впереди, трансмиссия сзади). Корпус машины закреплен на усиленной сварной раме. Все конструктивные элементы к ней крепятся различными способами. У ходовой части нет никаких особенностей, кроме ее веса и размеров.
Размеры бульдозера ДЭТ-250
Сварные тележки выполнены с прямоугольным сечением, они жестко закреплены на основной раме. В виде опоры ходовой гусеничной ленты присутствуют 12 катков, равномерно распределенных по обеим сторонам установки. Дополнительно имеются 8 поддерживающих узлов. Гусеничная лента содержит 56 звеньев. Для выполнения натяжения предусмотрен гидравлический механизм.
Описание машины начнем с ее электрооборудования. Эта модель оснащена электромеханической трансмиссией, она прямая — без ступеней. При работе узел потребляет постоянный ток. Благодаря переоборудованной системе, регулировка скорости выполняется без необходимости переключения передач. На нее влияет только степень внешней нагрузки.
Конструктивно в трансмиссии присутствует фрикционная муфта, которая оснащена несколькими дисками. Она постоянно замкнута. Узел трансмиссии сконструирован по сложной схеме, поэтому является самым проблемным элементом бульдозера.
В силовом блоке присутствует тяговый электродвигатель, генератор, несколько планетарных механизмов, главная/конечная передачи. В схему привода генератора включен косозубый цилиндрический редуктор-мультипликатор. Трансмиссия включает пару передних, аналогичное число задних передач, что гарантирует отменную маневренность машины.
Повороты происходят благодаря слаженной работе планетарных редукторов. Их тип — механический. В работе участвует ленточная тормозная система. Повышают давление гидравлики насосы аксиально-поршневого типа. Есть и вспомогательная гидравлическая система. Ее обслуживает один насос. Задача этого контура — поддержка требуемого стартового давления в оборудовании.
Устройство бульдозера ДЭТ-250
Главные рабочие органы агрегата — полусферический отвал повышенной прочности и однозубое оборудование для рыхления почвы. Если сравнивать машину ДЭТ-250 с аналогичными советскими агрегатами, то эта модель выделяется повышенной комфортностью работы оператора.
Все элементы агрегата обладают повышенной прочностью, из-за чего потребность в запчастях и ремонте возникает чрезвычайно редко. Если регулярно ее обслуживать, техника способна функционировать годами с максимальной отдачей. Основной недостаток бульдозера — ненадежная трансмиссия, все остальные поломки водитель способен отремонтировать самостоятельно даже работая в поле.
Модификации и особенности
История ДЭТ 250 насчитывает практически 60 лет. Производство трактора завершилось сравнительно недавно – в 2013 году. При этом серию продолжают активно использовать в различных регионах России. За время выпуска ДЭТ 250 стал базой для создания многих специализированных модификаций. Последнее обновление трактора, произошедшее в 1989 году, получило название ДЭТ 250М2 и имело ряд усовершенствований. Был усилен задний мост, установлен новый двигатель, трубы гидросистемы перенесли в заднюю часть, обновилась ходовая система, появились раздельные тормоза. Модификация послужила основой для бульдозеров-толкачей ДЗ 126В-2, ДЗ 34С и ДЗ 118.
Популярность серии обуславливалась уникальными особенностями:
- электромеханическая трансмиссия сделала трактор более производительным;
- процесс управления машиной стал легче;
- мощный двигатель обеспечивал необходимую тягу и скорость движения;
- трактор обладал высокой надежностью;
- неприхотливость к условиям работы и качеству топлива позволяла использовать модель в регионах с экстремально низкими температурами.
Применение электрической трансмиссии решило проблему эксплуатации техники на холоде, но создавало ряд отрицательных моментов. Серия ДЭТ 250 в сравнении с конкурентами имела повышенную массу, а сложная охлаждающая система требовала большего расхода топлива.
Цена б/у ДЭТ-250
Наиболее важным достоинством трактора ДЭТ-250 является возможность приобрести его в рабочем состоянии по относительно невысокой стоимости. На цену в первую очередь влияет состояние и год выпуска, а также региона расположения. Обычно наибольшую стоимость подобные модели техники имеют именно в регионах, где ведется промышленное строительство, ведется добыча полезных ископаемых.
Состояние | Региона расположения | Год выпуска | Стоимость |
на ходу | Челябинск | 2007 | 6.6 млн. руб. |
на ходу, в комплекте сферический отвал, рыхлитель | Казань | 2009 | 9.2 млн. руб. |
на ходу | Красноярск | 2008 | 3.1 млн. руб. |
Основные модификации
На основе базовой модели бульдозера ДЭТ-400 производятся модификации:
- 400-Б1, комплектуется отвалом с полусферической рабочей частью;
- 400-01Б1, оснащен дополнительной защитой кабины оператора;
- 400-Б1Р2, в комплект поставки входит рыхлитель;
- 400-01Б1Р2, укомплектован отвалом, рыхлителем и защитным устройством кабины.
На основе базового шасси производится модификация ДЭТ-400М, представленная в 2012 году. На тракторе используется импортный дизельный двигатель Cummins QSM11, развивающий мощность 375 л. с. Изменены элементы ходовой части и гусеница.
Элементы внешней отделки изменены внешне и изготовлены из пластика. Применение мощного дизеля позволило установить модернизированную гидравлическую систему с увеличенной производительностью. Управление движением трактора ведется при помощи джойстика.
Особенности устройства и эксплуатации
- Трактор ДЭТ-250 получил достаточно внушительные габаритные характеристики, и в связи с этим не может «похвастаться» рекордной маневренностью хотя бы для своего класса. Масса машины превышает 41 тонну с учетом рыхлителя, вес трактора без рыхлителя составляет 27,5 тонн. Безусловно, аппарат такого уровня можно оснастить большим количеством навесных опций. В стандартную комплектацию входит отвал с гидравлическим приводом, и возможностью настройки угла резания и перекоса. Масса отвала составляет 5,2 тонны. Ширина отвала – 4250 мм, а высота – 1850 мм.
- Машина оборудована безальтернативным дизельным мотором В-31М2 с четырехтактной компоновкой и V-образным расположением цилиндров. Двигатель развивает свыше 320 лошадиных сил, а номинальная частота вращения коленвала достигает 1400 об/мин. Камера сгорания имеет рабочий объем 38 литров. Силовая установка агрегатирована с электромеханической трансмиссией со следующими рабочими параметрами:
- Число передних скоростей – 1
- Число задних скоростей – 1 Максимальная скорость при движении вперед – 15 км/час
Бульдозер ДЭТ-250 базируется на колесном шасси с оптимальным давлением на грунт. Из основных характеристик ходовой части выделим следующие параметры:
- Общее количество опорных катков с каждой стороны – 6 шт.
- Поддерживающие катки, шт. – 2.
- Ширина башмака – 690 мм
- Гидравлический механизм натяжения
- Площадь колеи – 2450 мм
- Колесная база – 3218 мм.
- Машина получила цельнометаллическую кабину с утеплением и звукоизоляцией. Также отметим широкую площадь остекления, которая гарантирует высококлассный обзор по всем направлениям. Водитель может комфортно разместиться на сиденье, подогнав под себя нужные регулировки. Например, кресло можно настроить по высоте. Само водительское сиденье установлено в правой части кабины. Органы управления представлены в виде рычагов и переключателей, которые заменили привычную рулевую колонку. Примечательно, что уже в базовом исполнении в кабине есть отопитель, но от системы вентиляции пришлось отказаться ради удешевления конструкции. Надо признать, что в целом, кабина не отличалась высоким уровнем комфорта даже по меркам тех лет. И все же, для водителя среднего роста в такой кабине достаточно удобно. Она просторная, и в ней есть пассажирское сиденье, которое, в отличие от водительского кресла, нельзя регулировать.
- После 2013 года вместо ДЭТ-250 Челябинский завод выпускал обновленную модель ДЭТ-320, но оригинальная машина при этом оставалась все еще актуальной. Пик производства ДЭТ-250 пришелся на 2002-2007 годы. Отметим отличительные особенности машины этих модельных лет:
- Система жидкостного охлаждения с фронтальным радиатором
- Ходовая часть, усиленная с помощью лонжеронов и торсионов
- Усовершенствованная кабина с обновленным стеклопакетом
- Улучшенные теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства салона
- Наличие кондиционера
- На переднем правом крыле расположен аккумулятор (раньше он находился в кабине).
Гусеничный бульдозер ДЭТ-250 неприхотлив в длительном использовании и обслуживании. Выделим несколько особенностей эксплуатации данной модели:
- Адаптация к экстремально жарким и морозным условиям – от плюс 40 до минус 40 градусов.
- Простое обслуживание элементов подкапотного пространства. Для этого можно использовать подручные (базовые) инструменты, и ремонт можно осуществлять в полевых условиях, отдаленных от сервисного центра. Упрощенное обслуживание обусловлено тем, что многие компоненты находятся в легкодоступных местах. К тому же, техника нетребовательна к качеству горючего. Единственным условиям для нормальной эксплуатации была следующая рекомендация – в зимнее время года заливать специальное дизельное топливо, рекомендованное заводом. В противном случае, как показала практика, топливо может застыть (замерзнуть) в топливопроводе.
- Как указано выше, оператор имеет возможность быстро получить доступ ко всем агрегатам, во многом благодаря кузову капотного типа.
Модификация трактора ДЭТ-250
Трактор ДЭТ-250 по причине своей функциональности и уникальности продолжал выпускаться до 2013 года. Но в силу давности разработки самой по себе на сегодняшний день модель является устаревшей. Продолжением данной линии стал трактор ДЭТ-320.
Отличительными особенностями данной модели, выпускаемой с 2002 по 2007 год стали следующие:
- используется жидкостная система охлаждения, при этом радиатор расположен фронтально (применяется управляемый из кабины вентилятор для дополнительного охлаждения);
- ходовая часть усилена при помощи: лонжеронов, установленных на раму тележки;
- использованы торсионы, имеющие равную жесткость;
использована модифицированная кабина:
- установлен обновленный стеклопакет;
улучшена звуковая и тепловая изоляция;
смонтирован кондиционер;
аккумулятор из кабины вынесен на переднее левое крыло.
Рекомендуем прочитать: Мини-погрузчик МКСМ-800: технические характеристики
Основные характеристики ДЭТ-320:
- двигатель ЯМЗ – 7511;
- мощность, л.с. – 350;
- тягловый класс – 25;
- максимальная эксплуатационная масса, т – 46.
Трактор ДЭТ-320
В 2007 году трактор ДЭТ-320 полностью был снят с производства. При этом в серию была запущена новая модель – ДЭТ-400. Основными особенностями конструкции данной модели стали следующие:
- надежность всех электрических машин, ресурс их работы увеличен в два раза по сравнению с предыдущими моделями аналогичных тракторов ЧМЗ;
- при наличии такой необходимости силовой генератор трансмиссии может быть использован как генераторная дизельная электростанция;
- система управления является бесконтактной – нет необходимости прикладывать существенные усилия для переключения передач, управления движением;
- имеется бортовой компьютер, снабженный жидкокристаллическим дисплеем.
На рассматриваемого типа модификацию можно устанавливать следующее дополнительно докупаемое оборудование:
- предпусковой подогреватель типа ПЖД 30Е;
- возможен монтаж грунтозацепов типа «шпоры»;
- специальный сферический отвал для каменного угля.
Трактор ДЭТ-400
В 2012 году модель ДЭТ-400 была модифицирована. Обновленная версия стала обозначаться как ДЭТ-400М. Наиболее существенными обновлениями данной техники стали следующие:
- все ведущие колеса, а также направляющие, катки и гусеницы используются от Caterpillar;
- вместо отечественного ЯМЗ стал монтироваться Cummins – собирается он в Великобритании;
- при сборке устанавливается принципиально новая, отличная от старой модели, гидравлическая система – управление осуществляется при помощи джойстика.
ДЭТ-400М
Рассматриваемого типа модели являются универсальными, все они имеют одно предназначение. Могут использоваться не только как обычные бульдозеры, но и как рыхлители. Возможно установка дополнительного навесного оборудования следующего типа:
- ямобур;
- крановая установка (применяется для монтажа опор линий электропередач);
- траншейный экскаватор.
Каждая модификация имеет свои особенности, достоинства и недостатки. Перед приобретением стоит внимательно ознакомиться со всеми ними, спецификой работы.
ДЭТ- 250. Первый сверхтяжелый трактор с электромеханической трансмиссией
Впервые этот бульдозер был представлен публике 1 мая 1957 года и сразу же привлек к себе заслуженный интерес. Это был первый в мире трактор такого рода, с электромеханической трансмиссией. Сверхтяжелые бульдозеры, конечно были в других странах, но в их трансмиссии применялась гидромеханическая передача, советские же конструкторы решили пойти своим путём при проектировании мега-трактора- создали бесступенчатую электромеханическую трансмиссию.
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
Такое решение обуславливалось не в последнюю очередь суровым холодным климатом в местах, где основной массе ДЭТ — 250 (расшифровывается как Дизель-электрический Трактор) предстояло работать. В основном это освоение северных районов страны, работа в горнорудных карьерах, землеройные и рыхлительные работы при прокладке автотрасс, железных дорог, нефте и газопроводов, работы по укладке кабелей, земляные работы при строительстве крупных промышленных и энергетических объектов.
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
Простой обыватель редко мог увидеть подобную машину, городские стройки – не те масштабы для ДЭТ-250, разве что в составе ремонтно-восстановительных поездов они встречались на железной дороге, лично я впервые и увидел подобные бульдозеры из окна поезда.
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
В движение махина весом более 41 тонны (полный вес с отвалом и рыхлителем) приводилась 12-цилиндровым дизельным двигателем В-31М2 объемом почти 39 литров, мощностью 335 л.с. Дизель имел эжекционную систему охлаждения, из-за чего в жарком климате был склонен к перегреву, зато в холодном северном климате он чувствовал себя отлично.
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
Мотор через мультипликатор, повышавший обороты, вращал силовой генератор постоянного тока ГПА-222. Вырабатываемая им электроэнергия питала электромотор ЭДН-196, который через систему планетарных редукторов и главную передачу со сложными зубьями спиралевидной формы передавал тяговое усилие (до 377 кН) на ведущие звёздочки гусениц.
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
Особенность бесступенчатой электромеханической трансмиссии исключала коробку передач как таковую, трактор мог двигаться со скоростью от 1.2 км/час до 15.2 км/час. С такой же скоростью мог работать и в реверсном режиме. Кстати, гидромеханические бульдозеры-тяжеловесы зарубежного производства не могли похвастаться столь высокой скоростью. Впрочем, для этой техники максимальная скорость – фактор скорее второстепенный.
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
Кабина водителя цельнометаллическая, трёхместная, утеплённая и оборудованная отопителем, находится посередине трактора.
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
С момента начала производства бульдозер выпускался практически без изменений вплоть до 2003года, когда в его конструкцию были внесены изменения в раму, систему охлаждения трансмиссии, и улучшен комфорт водителя – появился кондиционер. Выпуск этого легендарного трактора завершился лишь в 2013 году
Источник
Основные характеристики
Основные технические характеристики ДЭТ-250 приведены в таблице.
Двигатель | Марка | ЯМЗ – 7511 |
Мощность двигателя | л. с. | 350 |
Принадлежность к тяговому классу | 25 | |
Вес с навесным оборудованием | т | 46 |
Габариты, м | Длина | Более 9 |
Ширина | Более 4 | |
Высота | Более 3 | |
Силовая установка | Дизель-модель | B-31M2 |
Тип двигателя | Четырехтактный дизель | |
Номинальная частота оборотов коленвала | Об/мин | 1400 |
Объем двигателя | л | 38,88 |
Количество скоростей | Вперед | 2 |
Назад | 2 | |
Силовой генератор | Марка | ГИ-160-6 |
Частота вращения генератора, мах | Об/мин | 2550 |
Скорость движения | Максимальная, км/час | 15,2 |
Рабочая, км/час | 1,2 |
Характеристика бульдозера ДЭТ 250
Устройство и особенности эксплуатации
Компоновка ДЭТ 250 является стандартной для машин подобного типа (сзади – трансмиссия, спереди – двигатель). Основу корпуса составляет мощная герметичная сварная рама. Элементы закреплены на ней с использованием различных механизмов. Ходовая часть не имеет особенностей, помимо габаритов и массы. Сварные тележки сделаны в форме прямоугольного сечения, они жестко связаны с основной рамой. Для опоры гусеничной ленты используется 12 катков (по 6 с каждой стороны). Количество поддерживающих катков – 4 с каждой стороны. В ее состав входят 56 звеньев с шагом 218 мм. Натяжение гусеницы регулируется с использованием гидравлического механизма.
В бульдозере применяется электромеханическая трансмиссия бесступенчатого типа, функционирующая от постоянного тока. Регулировка скорости происходит без переключения передач с учетом уровня внешней нагрузки. В конструкцию трансмиссии входит постоянно замкнутая многодисковая муфта фрикционного типа. Сама трансмиссия имеет сложную конструкцию и является наиболее проблемным элементом. В состав силовой передачи входят тяговый электродвигатель ЭДН 196, сложные планетарные механизмы, генератор модели ГПА 222, основная передача и конечная передача. В приводе генератора располагается косозубый цилиндрический мультипликатор. Трансмиссия имеет 2 передних и 2 задних передачи и обеспечивает необходимую маневренность.
Для поворота применяются планетарные 2-ступенчатые механические редукторы. В конструкцию машины входит надежная ленточная система тормозов плавающего типа.
Гидравлическая система состоит из 2 аксиально-поршневых силовых насосов с давлением 10 МПа. Также присутствует вспомогательная гидросистема, комплектуемая одним насосом, способным поддерживать аналогичное давление в контурах. Основными рабочими органами бульдозера являются отвал полусферической формы, выполненный из прочного металла, и рыхлительное однозубое оборудование.
В сравнении с другими советскими машинами ДЭТ 250 выделяется высоким уровнем комфорта для оператора. На все модификации устанавливается цельнометаллическая кабина, рассчитанная на 2 человек. Кабина монтируется на специальных рессорах, сокращающих колебания, проявляющиеся при работе техники. В салоне присутствует автономный отопитель, отлично прогревающий салон даже при экстремально минусовой температуре. Для работы в жаркое время предусмотрен специальный вентилятор, входящий в базовую комплектацию. Сиденье отличается удобной конструкцией и имеет несколько регулировок.
Приборная панель построена так, чтобы оператор без напряжения отслеживал основные параметры машины. Индикаторы и органы управления сгруппированы и разбиты по секторам для упрощения работы
Кабина максимально защищена от пыли и шума, что с учетом специфики эксплуатации ДЭТ 250 особенно важно. Опционально заказчику предлагается дополнительное утепление салона
Обслуживание бульдозера упрощено. Кузов капотного типа предоставляет доступ к ключевым системам. Элементы машины отличаются повышенным запасом прочности, потому необходимость в ремонте возникает довольно редко. При регулярном обслуживании техника функционирует несколько лет с максимальной отдачей. Главной проблемой ДЭТ 250 является ненадежная и сложная трансмиссия, остальное оборудование оператор может отремонтировать в полевых условиях.
Кабина
Управление трактором осуществлялось из металлической кабины. Она оснащалась утеплением, а также обширным остеклением. Именно это делало её удобной для расположения водителя, а также управления при движении вперед и назад. Отличительной особенностью являлось расположение кресла водителя – с правой стороны кабины. Непосредственно само управление выполнялось при помощи рычагов, руль отсутствовал. В кабине имеется печка. Но при этом вентиляция отсутствует.
Особой комфортабельностью по нынешним меркам кабина не отличалась. Но на момент создания самого трактора она была достаточно удобной. Имеется кресло для пассажира, а также присутствует возможность регулировки водительского места по высоте. Летом можно было открывать окошки для вентиляции.