История создания бульдозера Четра Т-11
Решение о строительстве нового, крупного тракторного завода было принято в 1971 году, а в январе 72-го его строительство началось. Одновременно со стройкой, шел набор кадров в команду тракторостроителей нового предприятия, Чебоксарского Завода Промышленных Тракторов или ЧЗТП.
На ведущие должности были приглашены опытные специалисты с таких предприятий как: ЧТЗ, ПТЗ, ВгТЗ и др. В том же 1972 году начался набор и на рядовые должности, к новому предприятию потянулась молодежь с разных уголков страны.
В декабре 1974 года начал работу первый цех завода, на его площадях изготавливали комплектующие для первого трактора. В 1975 году 25 октября, отдел технического контроля принял первый бульдозер марки «ЧЗПТ», тяжелый Т-330 мощность которого составляла 330 л.с. Именно этот день принято считаеть днем рождения предприятия. В сентябре 1982 г был изготовлен юбилейный, 1000-ый по счету трактор Т-330.
Бульдозер Т-330. В 1985 году была готова разработка линейки новых промышленных машин 50, 35 и 25 тонн. Были построены три первых бульдозера Т-25.01 с КПП планетарного типа. На его базе были созданы мелиоративная машина и модификация для трубоукладки.
В конце 1993-го «ЧЗПТ» был приватизирован и преобразован в ОАО «Промтрактор».
В 1995 году в серию пошли трактора Т-35 и Т-25, оснащались эти машины дизелями ЯМЗ. Начало работы над бульдозерами мощностью 240 и 280 л.с., получивших название Т-15 и Т-20 пришлось на 1996 год.
Рекомендуем прочитать: Трактор К-710: технические характеристики
Первым был собран т-20 зимой 97-го, а в октябре 99-го первый серийный Т-15. В том же 1999 г началось проектирование Т-11, весил он 19 тонн а мощность достигала 180 л.с. Первый бульдозер Т-11, был изготовлен в 2001 г, в качестве инвестора в этом проекте принимал участие Сбербанк, в этом же году запущено его массовое производство.
В 2002 году, на «Трактор шоу», где демонстрировались новые модели тракторов, ОАО «Промтрактор» впервые представил общественности свою продукцию под маркой «ЧЕТРА». В июне 2005 года предприятие стало частью концерна ООО «Тракторные заводы».
Немного о самом бульдозере «Четра» Т15: в помощь снабженцу
Зачастую, если крупный заказчик с большим парком спецтехники собирается приобрести много запчастей, в том числе и к бульдозерам «Четра», он даёт своим снабженцам задание исследовать рынок и провести тендер. Таким специалистам обычно нелегко разобраться в требующейся номенклатуре запчастей без помощи того, кто хорошо знает спецтехнику. В помощь таким заказчикам мы публикуем здесь информацию о самом бульдозере «Четра» Т15, чтобы создать представление о машине и её основных узлах.
Бульдозер «Четра» Т15, выпускаемый в Чебоксарах, имеет массу 28-30 тонн, в зависимости от оснащения. Как известно, масса трактора (бульдозера) и сила сцепления – это основное, что определяет тягу машины: возможность тащить за собой многотонный груз, рыхлить скальный или мёрзлый грунт однозубым или трёхзубым кирковщиком. Бульдозер Т15 комплектуется дизелем ЯМЗ-238-НД7-1 мощностью 235 л.с. или немного большей мощности американским дизелем Cummins. К слову сказать, Cummins за последние 20 лет отлично зарекомендовал себя в России как двигатель для отечественной спецтехники, в первую очередь – грузовиков «КамАЗ», и на запчасти Cummins регулярно проводится много тендеров.
Модификации бульдозера «Четра» Т15
Существует ряд модификаций модели Т15 «Четра», немного различающихся рабочим объёмом и моделью дизеля «ЯМЗ» или Cummins и устройством гусеничной тележки (например, Т-15.02Я, Т-15.02К, Т-15.02ЯМ). Рабочий объём двигателя варьируется от 8,3 до 14,86 л, причём у дизелей «ЯМЗ» он значительно больше. Трансмиссия у всех модификаций гидромеханическая, подвеска – полужёсткая 3-точечная с вынесенной осью качения.
Трансмиссия, КПП, навесной инструмент и управление им от гидравлики на Т15
Согласно техническим характеристикам бульдозера «Четра» Т15, машина имеет ширину башмака гусеницы 560 мм, три передачи переднего хода (3,9 — 11,1 км/ч) и три — заднего хода (5,1 — 14,2 км/ч). По скоростям движения машины нет существенных отличий модели Т15 среднего тягового класса от меньших моделей Т9 и Т11 «Четра».
Коробка передач, связанная с гидромеханической трансмиссией и главной конической передачей, — планетарная, бортовые редукторы 2-ступенчатые. Конструкция бортовых редукторов считается одним из плюсов бульдозера «Четра», наряду с самоподжимными уплотнениями опорных катков и прочих колёс (так называемая система «двойной конус»).
Что касается навесного оборудования, бульдозер «Четра» Т15 работает однозубым или трёхзубым кирковщиком (так называемым многозубым нерегулируемым) и несколькими видами отвалов: сферическим, полусферическим, прямым. Для управления отвалами и рыхлителями работают следующие гидроцилиндры:
- для подъёма отвала – 2 цилиндра с диаметром поршня 110 мм, ходом поршня 1200 мм;
- для изменения угла поворота отвала – 1 гидроцилиндр с поршнем 160 мм, небольшим ходом поршня 310 мм (как известно, бульдозеры любого отечественного производителя поворачивают отвал на не очень большой угол и не могут в этом свойстве сравниться с тем же автогрейдером);
- для подъёма кирковщика – 2 гидроцилиндра с диаметром поршня 160 мм, ходом 530 мм.
Гидравлическая система бульдозера включает золотники, положение заслонки которых определяет положение отвала или кирковщика: «кирковщик поднят», «опущен», «в нейтрали» и т.п.
Особенности конструкции
Большинство узлов и агрегатов T9, начиная с моторных установок и кабины и заканчивая узлами трансмиссии (кроме бортовых передач), являются унифицированными с бульдозером Четра Т11. Но вес T9 меньше, и это расширяет его возможности, делая спецмашину более мобильной в использовании, в частности, вдали от автодорог, железнодорожного полотна и аэропортов.
Возможность доставки к месту работ вертолётом помогает геологоразведчикам и работникам добывающих отраслей, действующим в труднодоступных местностях. Небольшая масса позволяет использовать бульдозер также на заболоченных участках, и на прочих участках со слабым грунтом. С другой стороны, компактные габариты Четра T9 позволяют без проблем перевозить его в городских условиях на трейлерах и производить работы в стеснённых условиях современного города.
Четра T9 оснащён прямым отвалом с гидрофицированным поворотом и толкающими брусьями, расположенными между рамой трактора и гусеницами. Такая конструкция обеспечивает высокую производительность. Трёхточечная полужёсткая подвеска с вынесенной осью качания тележек гарантирует высокие тягово-сцепные свойства, снижение ударных нагрузок на ходовую систему, улучшение условий труда.
В конструкции T9 реализованы электрогидравлическое управление коробкой передач и гидравлические джойстики управления навесным оборудованием. Дизель отличается гораздо лучшей экономичностью в работе, чем силовые агрегаты чебоксарских бульдозеров предыдущего поколения. Четра T9 скомпонован по принципу модульной конструкции всех узлов и систем промышленного трактора – трансмиссии, ходовой системы, рабочего оборудования, системы охлаждения, кабины и управления трактором. Это обеспечивает упрощённое и максимально удобное техобслуживание при проверке и дозаправке всех систем, возможность снятия и установки узлов силовой передачи отдельными модулями, для последующего их ремонта в специально оборудованных местах.
Силовые агрегаты
Двигатель
Двигатель ЯМЗ-236 НБ2 производится моторным заводом г. Ярославль, обеспечивает 1800 оборотов в мин. и мощность 155 л.с. Мотор QSK6,7-C15 (США, «Cummins») обеспечивает 2000 оборотов в мин. и 150 л.с. Система топливного охлаждения и турбонаддува типа «воздух-воздух» повышает КПД мотора и уменьшает наружный выброс вредных веществ. Для упрощения запуска двигателя и увеличения его срока эксплуатации устанавливаются жидкостные отопители современного поколения, что облегчает предпусковой обогрев .
Трансмиссия
Бульдозер укомплектован трансмиссией гидромеханического типа (ОАО «Промтрактор»). В коробке передач, в которой реализована функция, позволяющая переключать под нагрузкой скорость, есть по три скоростных режима для хода вперед и назад, используются планетарные механизмы и муфты диаметром 34,5 см, функционирующие в масле с высоким передаточным числом крутящего момента.
Выбор направления движения бульдозера ЧЕТРА Т9 осуществляется рычагом переключения передач. Редуктор насосного привода использован для установки гидротрансформатора, который соединен с упругой муфтой, расположенной на двигателе, с помощью шлицевой муфты, а с КПП с помощью карданной передачи. Силовой агрегат, включающий в себя согласующий редуктор, КПП и главную передачу, находится в корпусе заднего моста.
Подвеска
Агрегат оснащен 3-точечной подвеской (полужёсткой) с выносом оси качания тележек. Направляющие колеса и катки опоры с уплотнениями класса «двойной конус» (самоподжимными) обработаны одноразовой смазкой и предназначены на весь период службы.
Промышленный трактор с подобными характеристиками не имеет аналогов среди выпускаемых в России.
Об устройстве подвески и ходовой части бульдозера Четра Т15
Ходовая система бульдозера Четра Т15 базируется на трёхточечной полужёсткой подвеске с вынесенной осью качания тележек, которая обеспечивает высокие сцепные и превосходные тяговые показатели. Направляющие колёса, опорные и поддерживающие катки с одноразовой смазкой на весь период эксплуатации оснащены самоподжимными уплотнениями «двойной конус». В ходовой системе работает семь опорных катков и два поддерживающих катка. В составе гусеничной части – гусеницы с одним грунтозацепом и специальным уплотнением, которое удерживает смазку в шарнире. Натяжение гусениц настраивают при помощи шприца с консистентной смазкой.
Параметры гусеничной части – следующие: количество башмаков – 44 шт.; шаг звена – 215,9 мм; высота грунтозацепов – 7О мм; ширина стандартного башмака – 56О или 81О мм, в зависимости от модификации; площадь опорной поверхности – З,26 (5,44) кв.м; удельное давление на грунт – О,86 (О,56) кг/кв.см.
Каткам, бортовым фрикционам и прочим узлам не требуется регулировки в течение всего срока их эксплуатации.
Бульдозер данной модели полностью соответствует всем требованиям безопасности, которые предусмотрены Директивами ЕС и прошёл сертификацию в группе независимых компаний TUV Rheinland InterCert.
Модификации и комплектация
Бульдозеры ЧЕТРА Т-15, Т-15.01, Т-15.02 поставляются в следующих модификациях и комплектациях:
Модификация | Комплектация | Мощность двигателя, кВт/л.с. | Масса, кг |
Т-15.01ЯБ-1 | ЯМЗ-238НД4-1, полусферический отвал, ТСУ | 175/238 | 26930 |
Т-15.01ЯБР-1 | ЯМЗ-238НД4-1, полусферический отвал, рыхлитель 1 зуб | 175/238 | 29200 |
Т-15.01ЯБР-1-01 | ЯМЗ-238НД4-1, полусферический отвал, рыхлитель 3 зуба | 175/238 | 29200 |
Т-15.01ЯБ-2 | ЯМЗ-238НД4-1, сферический отвал, ТСУ | 175/238 | 26930 |
Т-15.01ЯБР-2 | ЯМЗ-238НД4-1, сферический отвал, рыхлитель 1 зуб | 175/238 | 29200 |
Т-15.01ЯБР-2-01 | ЯМЗ-238НД4-1, сферический отвал, рыхлитель 3 зуба | 175/238 | 29200 |
Т-15.01ЯБ-3 | ЯМЗ-238НД4-1, прямой отвал, ТСУ | 175/238 | 26930 |
Т-15.01ЯБР-3 | ЯМЗ-238НД4-1, прямой отвал, рыхлитель 1 зуб | 175/238 | 29200 |
Т-15.01ЯБР-3-01 | ЯМЗ-238НД4-1, прямой отвал, рыхлитель 3 зуб | 175/238 | 29200 |
Т-15.01ЯМБ-1 | ЯМЗ-238НД4-1, полусферический отвал, пон.давл. на грунт | 175/238 | 28209 |
Т-15.01ЯМБР-1 | ЯМЗ-238НД4-1, полусферический отвал, пон.давл. на грунт, рыхлитель 1 зуб | 175/238 | 30500 |
Т-15.01ЯМБР-1-01 | ЯМЗ-238НД4-1, полусферический отвал, пон.давл. на грунт, рыхлитель 3 зуба | 175/238 | 30500 |
Т-15.02ЯБ-1 | ЯМЗ-238НД7-1, полусферический отвал, ТСУ | 174/235 | 26930 |
Т-15.02ЯБР-1 | ЯМЗ-238НД7-1, полусферический отвал, рыхлитель 1 зуб | 174/235 | 29200 |
Т-15.02ЯБР-1-01 | ЯМЗ-238НД7-1, полусферический отвал, рыхлитель 3 зуба | 174/235 | 29200 |
Т-15.02ЯБ-2 | ЯМЗ-238НД7-1, сферический отвал, ТСУ | 174/235 | 26930 |
Т-15.02ЯБР-2 | ЯМЗ-238НД7-1, сферический отвал, рыхлитель 1 зуб | 174/235 | 29200 |
Т-15.02ЯБР-2-01 | ЯМЗ-238НД7-1, сферический отвал, рыхлитель 3 зуба | 174/235 | 29200 |
Т-15.02ЯБ-3 | ЯМЗ-238НД7-1, прямой отвал, ТСУ | 174/235 | 26930 |
Т-15.02ЯБР-3 | ЯМЗ-238НД7-1, прямой отвал, рыхлитель 1 зуб | 174/235 | 29200 |
Т-15.02ЯБР-3-01 | ЯМЗ-238НД7-1, прямой отвал, рыхлитель 3 зуба | 174/235 | 29200 |
Т-15.01КБ-1 | Cummins QSB8,3-C245, полусферический отвал, ТСУ | 180/245 | 25750 |
Т-15.01КБР-1 | Cummins QSC8,3-C245, полусферический отвал, рыхлитель 1 зуб | 180/245 | 28020 |
Т-15.01КБР-1-01 | Cummins QSC8,3-C245, полусферический отвал, рыхлитель 3 зуба | 180/245 | 28020 |
Т-15.01КБ-2 | Cummins QSC8,3-C245, сферический отвал, ТСУ | 180/245 | 25750 |
Т-15.01КБР-2 | Cummins QSC8,3-C245, сферический отвал, рыхлитель 1 зуб | 180/245 | 28020 |
Т-15.01КБР-2-01 | Cummins QSC8,3-C245, сферический отвал, рыхлитель 3 зуба | 180/245 | 28020 |
Т-15.01КБ-3 | Cummins QSC8,3-C245, прямой отвал, ТСУ | 180/245 | 25750 |
Т-15.01КБР-3 | Cummins QSC8,3-C245, прямой отвал, рыхлитель 1 зуб | 180/245 | 28020 |
Т-15.01КБР-3-01 | Cummins QSC8,3-C245, прямой отвал, рыхлитель 3 зуба | 180/245 | 28020 |
В стандартное оборудование бульдозера ЧЕТРА Т-15.01, Т-15.02 входит:
- Регулируемое кресло оператора на мягкой подушке
- Воздухоочиститель
- Вентилятор системы обогрева кабины
- Деселератор
- Звуковой сигнал
- Передний буксирный крюк
- Защита двигателя
- Гидравлическое устройство для натяжного механизма гусеницы
- Система освещения
- Многослойная защита
- Глушитель
- Стояночный тормоз
- Защита силовой передачи
- Сменные сегменты зубчатого венца
- Защитная конструкция ROPS/FOPS
- Ремень безопасности
- Розетка внешнего питания 24 V
- Розетка питания 24 V
- Генератор переменного тока 75 А
- Аккумуляторные батареи (2), 12 В, 190 А*ч (напряжение бортовой сети 24 V)
- Прикуриватель
- Стартер
- Электросчетчик моточасов
На приборном щитке:
- тахометр
- указатель температуры охлаждающей жидкости
- указатель давления масла двигателя
- указатель температуры масла двигателя
- указатель напряжения бортсети
- указатель уровня топлива
- указатель температуры масла трансмиссии
На приборном щитке индикаторы:
- аварийное давление масла в двигателе
- перегрев охлаждающей жидкости двигателя
- отсутствие заряда аккумуляторных батарей
- засоренность воздушного фильтра
- засоренность фильтра в гидробаке
- перегрев масла в гидробаке
- засоренность фильтра в трансмиссии
- минимальная температура масла в трансмиссии
- перегрев масла в трансмиссии
- засоренность масляного фильтра двигателя
- аварийное давление масла трансмиссии
Бульдозер т 15 технические характеристики — Спецтехника
- 1 Т-15.01
- 2 Бульдозер ЧЕТРА Т 15
- 3 Бульдозер Четра: Т-11, 9, 35, 15, 20, 40, технические характеристики, модельный ряд, ремонт, работа, цены, запчасти
- 4 Обзор технических характеристик бульдозера Четра Т-15.01
- 5 Бульдозер Четра Т-15.01
Техническая характеристика бульдозера Т-1501
Бульдозер Четра Т-15, бульдозер Т-15.01, Т-15.02, трактор Т-1501 — бульдозерно-рыхлительный агрегат ЧЕТРА Т-15.01, Т-15.02 имеет большую производительность, благодаря использованию передовых конструкторских и технологических решений и может применяться в промышленном, нефтегазовом, гидротехническом строительстве и горнодобывающей промышленности.
Бульдозер ЧЕТРА Т-15, бульдозер Т-1501, трактор Т-15.01
Двигатель ЯМЗ-238 НД7-1
Восьмицилиндровый V-образный (угол развала 90°) четырехтактный дизель жидкостного охлаждения с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха по типу «воздух-воздух» ЯМЗ-238 НД7-1 Ярославского моторного завода.
Рабочий объем двигателя | 14,86 л |
Диаметр цилиндра и ход поршня | 130 мм х 140 мм |
Максимальный крутящийся момент | 1108 Нм при 1100…1400 об/мин |
Эксплуатационная мощность | 174 кВт (235 л.с.) при 1900 об/мин |
Двигатель QSC8.3-C245 «Cummins»
Шестицилиндровый четырехтактный дизель жидкостного охлаждения с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха по типу «воздух-воздух» QSC8.3-245 .
Рабочий объем двигателя | 8.3 л |
Диаметр цилиндра и ход поршня | 114 мм х 135 мм |
Максимальный крутящийся момент | 1085 Нм при 1300…1600 об/мин |
Эксплуатационная мощность | 180 кВт (245 л.с.) при 2000 об/мин |
Двигатель комплектуется системой «Bosch» + «Quantum», содержащей электронные системы впрыска топлива, диагностики, защиты двигателя и управления двигателем. Система очистки масла с полнопоточным фильтром. Жидкостно-масляный теплообменник для охлаждения масла двигателя.
Трансмиссия
Планетарная коробка передач бульдозера Т-1501, ЧЕТРА Т-15, трактора Т-15.01, Т-15.02, переключаемая под нагрузкой, с муфтами диаметра 415 мм, работающими в масле и обладающими высокой способностью передачи крутящего момента, обеспечивает три передачи переднего и три передачи заднего хода.
Модулирующая система КПП позволяет плавно переключать скорости под нагрузкой. Переключение передач и направления движения осуществляется одним рычагом. КПП объединена с согласующим редуктором и главной передачей в единый силовой блок, который устанавливается в расточку заднего моста.
Трехэлементный, одноступенчатый гидротрансформатор с активным диаметром 410 мм, максимальным коэффициентом трансформации Ко = 2,9 с редуктором привода насосов, соединяется с коробкой передач шлицевой муфтой, устанавливается на передней стенке заднего моста.
С упругой муфтой, установленной на двигателе, гидротрансформатор соединяется карданной передачей.
Передача | Передний ход | Задний ход |
1 | 3.9 | 5.1 |
2 | 6.9 | 9.0 |
3 | 11.1 | 14.2 |
Передача бортовая
Бортовая передача — двухступенчатая, I-я ступень – шестерни внешнего зацепления, II-я ступень — планетарная по схеме «к +1» (с остановленной коронной шестерней). Для облегчения замены в полевых условиях ведущая звездочка выполнена пятью секторами, которые крепятся болтами.
Эксплуатация бульдозеров Четра Т-11
Подавляющее количество машин этого класса в нашей стране, работают в тяжелых условиях севера, сибирской и дальневосточной тайге. Осваивают нефтяные и газовые месторождения, а так же участвуют в разведке новых. Прокладывают нефте и газопроводы, через дикие необжитые места, где нет ни дорог ни инфраструктуры. Работают на золотодобыче, на приисках восточной Сибири и на р. Колыме.
В таких тяжелых условиях техника часто работает на пределах возможного, и преимущества, как и недостатки, быстро себя проявляют:
Преимущества.
- Адаптация машин к условиям севера: предпусковой подогрев двигателя; дополнительный, независимый отопитель в салоне, импортные топливные фильтры с функцией подогрева топлива и сепарации воды;
- Модульное исполнение узлов и систем, что повышает ремонтопригодность и простоту обслуживания;
- Надежные дизеля ЯМЗ и Commins;
- Комфортные условия труда для оператора.
Четра Т-11 выполняет трюк.
Недостатки.
- Наиболее часто возникают проблемы с гидравликой, после наработки 2-3 тыс. часов;
- Проблемы в работе трансмиссии (опять же по части гидравлики);
- В целом уступают по надежности и наработке известным зарубежным аналогам.
- Не больший срок службы гусениц.
Заключение
В целом машина неплохая, хоть и уступает по надежности некоторым зарубежным аналогам
В марке «ЧЕТРА», что не маловажно для отечественного машиностроения производитель уделил значительное внимание комфорту оператора. Так же в конструкции в целом применены современные конструктивные решения и технологии. Конечно есть масса недоработок которые заводу еще предстоит исправить, но в целом «ЧЕТРА» движется в верном направлении
Конечно есть масса недоработок которые заводу еще предстоит исправить, но в целом «ЧЕТРА» движется в верном направлении.
На вторичном рынке цена бульдозера Т-11 может колебаться от 800-900 тыс. за машину в рабочем состоянии выпущенную в начале 2000-х, до 4,5 миллионов за откапиталеный экземпляр 4-5 летнего возраста. Новеньки Т-11 приобрести можно за 5,5-6,7 млн. рублей.