Техническое обслуживание
Трактора ХТЗ получили большую популярность благодаря простоте в обслуживании и проведении ремонтных работ.
Пути решения большинства неполадок приведены в инструкции по эксплуатации. Этот документ должен быть обязательно под рукой каждого владельца трактора.
В руководстве пользователя приведена основная информация, касающаяся: технических характеристик, мер безопасности, правил эксплуатации, порядка работы с различным навесным оборудованием, технического обслуживания, правил хранения трактора и пути исправления основных неисправностей.
- Все трактора данного бренда являются профессиональными и требуют соответствующего обслуживания двигателя.
- В зимний период времени необходимо заливать масла М-8Г2 или М-8Г2к.
- В летнее время можно использовать менее вязкие марки: М-10Г2 или М-10Г2к.
- Меняться смазочный материал должен спустя 1000 часов эксплуатации трактора.
- Перед заменой масла необходимо прогреть двигатель, чтобы облегчить выход смазочного материала из системы. Отработку необходимо сливать в заранее подготовленную емкость и утилизировать в соответствующих местах.
- В трансмиссию рекомендуется заливать масло ТЭп-15. Замена смазочного материала в этом узле должна происходить через каждые 2000 отработанных часов.
- Дизельное топливо необходимо использовать свежее и чистое, оно должно соответствовать установленным нормам. Не допускается использование старого дизеля. В нем не должно содержаться сторонних механических примесей и осадка.
Харьковский тракторный завод – ХТЗ – история в тракторах
Сегодня ХТЗ(харьковский тракторный завод) находится в Украине, однако создан данный завод всем Советским Союзом. Распад СССР привёл к образованию нескольких заводов, выпускающим одинаковые трактора в часности серию т 150к. Сегодня существует три завода выпускаемых трактора на базе т 150 это ХТЗ(Украина), ХТА(Украина) и ОрТЗ(Россия). Детали для тракторов производятся в России, Белоруссии и Украине. У тракторов на базе т 150 ХТЗ, ХТА и ОрТЗ одинаковые технические характеристики, поэтому дальше в статье мы будем говорить о ХТЗ подразумевая все остальных производителей.
Открытием Харьковского тракторного завода имени Серго Орджоникидзе считается 1931 г. Именно этот период был началом прорыва, подъёма всего Советского Союза. Харьковский Тракторный Завод выпускал трактора СХТЗ, ХТЗ-7, ДТ-14, ДТ-14Б (колесные), СХТЗ-НАТИ, ДТ-54, ДТ-55 и т.д.
Колесные тракторы мощностью 30 л.с. с керосиновым двигателем СХТЗ 15-30 стали первой продукцией завода.
В 1937 г. завод перешел на выпуск 52-сильных гусеничных тракторов СХТЗ-НАТИ-1ТА. Следующим стал гусеничный трактор ХТЗ-Т2Г завод выпускал с 1938 по 1941 гг. Трактор работал на древесных чурках, обладал мощностью 45 л.с, весил 5,85 т., имел четырёх ступенчатую коробку передач.
Во время войны ХТЗ прекратил работу по выпуску тракторов. В 1949 г. ХТЗ освоил выпуск тракторов ДТ-54 с дизельным двигателем собственного производства. Которые выпускались до 1961 г.
htz-7 ХТЗ-7 начал выпускаться в 1950 году. Это первый малогабаритный трактор массового производства у которого была гидравлическая подвеска и шины низкого давления.
В 1956 ему на смену пришли трактора ДТ-14 и ДТ-14А с одноцилиндровым дизельным экономичным двигателем(по сравнению с предшественникам ХТЗ-7)
С мая по октябрь 1957 г. взамен трактора ДТ-14 выпускался трактор ДТ-14А, на котором устанавливался двигатель ДТ-14А, отличающийся от двигателя Д-14 наличием электростартерного запуска.
С сентября 1957 г. до середины 1958 г. завод выпускал трактор ДТ-14Б, на котором устанавливался двигатель Д-14В. Этот двигатель, как и ДТ-14А имеет электростартер, но запуск осуществляется непосредственно на дизельном топливе без применения бензина (двигатель оборудован декомпрессорным механизмом, действующим на впускной клапан).
Колесный трактор Т-19 создавался заводом как малогабаритная машина для работ на животноводческих фермах для подвоза кормов в помещениях и др. На его базе создана модель Т-19В со всеми четырьмя ведущими колесами. Так же на базе Т-19 создан гусеничный трактор Т-18 полу рамной конструкции с регулируемой колеей гусениц в пределах 730 – 980 мм при помощи винтового механизма.
В 1969 г. начался серийный выпуск универсального колесного трактора Т-25 с дизельным двигателем мощностью 20 л.с. (1969-1972 гг.).
Трактор Т-75 (выпускался с 1960-1962 гг.) относится к типу тракторов большой мощности и предназначен для выполнения сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожно-строительных работ. Первая партия этих тракторов была выпущена под маркой ДТ-54М.
Колесный трактор Т-125 – прототип Т-150К. Выпущено около 200 шт. за период 1962 – 67гг.
С 1972 г. завод освоил серийное производство гусеничных и колесных тракторов типа Т-150 с высоким процентом унификации. На базе этих тракторов выпускались: лесозаготовительные Т-157, промышленные тракторы и тягачи специального назначения Т-158 и Т-155. 16 июня 1982 г. с главного сборочного конвейера сошел 2 000 000 трактор.
Тракторы типа Т-150 хорошо себя зарекомендовали во многих странах мира. Свыше 22 тыс. таких машин было поставлено в Европу, Америку, Австралию, Азию и Африку. За развитие внешнеэкономических связей и рост экспортных поставок завод в 1980 г. был награжден премией Золотой Меркурий.
За 75 лет работы в цехах предприятия было изготовлено около 3 млн. тракторов. Среди всех тракторных заводов бывшего СССР ХТЗ – единственный завод, выпускавший модели тракторов всех существующих классов – от маленьких садово-огородных мощностью от 8 л.с. до мощных 190-сильных – гусеничных и колесных.
Сегодня слова ХТЗ, ХТА, ОрТЗ – стали синонимами. Какой путь они выберут сегодня нам ещё предстоит увидеть.
Технические характеристики трактора Т 012
- Мотор СК-12 «ПЗМД», производство Республика Казахстан.
- Вес без топлива 717 кг.
- Габаритные размеры 191 х 96 х 135 см.
- Продольная база ходовой части с учетом ведущих задних колес размером 105 см.
- Клиренс агрегата 300 мм.
- Показатель радиуса поворота составляет 150 см.
- Колею между передним и задним мостами может регулировать от 70 до 90 см.
- Мотор карбюраторного типа, охлаждается воздухом.
- Рабочая мощность 11 л.с.
- Запуск мотора электростартером или рычажный способом.
- Четыре передачи для движения вперед, две передачи для заднего хода.
- Скорости движения: назад не более 4 км/ч, вперед не более 15 км в час.
Характеристики двигателя
Трактор Т 012 оснащается двухцилиндровым мотором, охлаждение потоком воздуха. Изготовителем гарантируется работа двигателя на протяжении 6 000 часов, после чего требуется капитальный ремонт. На двигатель СК-12 устанавливается автоматический регулятор, в функции которого входит контроль и обеспечение уровня оборотов коленчатым валом на выставленном уровне при изменении нагрузки до начального уровня. Для исключения радиопомех на элементах системы зажигания устанавливается экранировка. Сопло карбюратора разгоняет воздух до требуемой скорости и охлаждает мотор. Воздушный поток не позволяет смазке внутри цилиндра загораться. Разряжение создается в узком сечении, оно способствует попаданию топлива в жиклер и распылительную устройство. Таким образом топливо распыляется и испаряется.
Место водителя
Как таковой кабины на ХТЗ 12 нет. Водительское место ничем не защищено, навес над и вокруг водителя отсутствует. Кресло мягкое с жесткой спинкой. Перед водителем установлен руль, педали управления ходом трактора. Все кнопки технического управления установлены возле руля на приборной доске. При желании разрешается установка самодельной кабины, которую теоретически можно приварить к корпусу трактора.
Топливо
Указанный в документации завода расход топливной жидкости равен 257 грамм на 1 л.с. за час рабочего времени. Фактически расход трактора составляет от 1,5 до 3 литров топлива в час. Размер бака для топлива 21 литр.
Технические характеристики
Прежде, чем приобрести рассматриваемую модель трактора, необходимо внимательно ознакомиться с его рабочими характеристиками.
Габаритно-массовые показатели
На данный момент как масса, так и габаритные размеры ХТЗ-17221 зависят от конкретной модификации. Выглядят они следующим образом:
Модификация | ХТЗ-17221 | ХТЗ-17221-21 | ХТЗ-17221-19 |
Параметр | |||
База, мм | 2 860 | 3 360 | 2 860 |
Колея, мм | 1 860 | 1 860 | 1 860 |
Длина, мм | 6 000 | 6 000 | 6 500 |
Ширина, мм | 2 460 | 2 460 | 2 460 |
Высота, мм | 3 360 | 3 330 | 3 360 |
Клиренс, мм | 450 | 450 | 450 |
Эксплуатационная масса, кг | 8 980 | 8 870 | 8 480 |
Габаритные размеры существенно отличаются по причине использования двигателей различных модификаций, а также разницы в базовой комплектации. Конструкция отличается в зависимости от назначения конкретного типа трактора.
Двигатель
Сегодня, в зависимости от модификации, в ХТЗ-17221 могут использоваться различные двигателя. На данный момент возможна установка следующих агрегатов:
- ЯМЗ-236Д-3;
- ЯМЗ-238КМ2-3;
- Д-260.
Основные параметры данных агрегатов выглядят следующим образом:
Параметр | ЯМЗ-236Д-3 | ЯМЗ-238КМ2-3 | Д-260 |
Номинальная мощность, л.с. | 180 | 240 | 210 |
Скорость вращения коленчатого вала, об/мин | 2 100 | 2 100 | 2 100 |
Число цилиндров, шт. | 6 | 8 | 6 |
Тип двигателя | V-образный | V-образный | Рядный |
Диаметр цилиндра/величина хода поршня | 130/140 | 130/140 | 110/125 |
Рабочий объем двигателя, л. | 11.5 | 14.86 | 7.14 |
Запуск | электростартер | ||
Величина расхода топлива, г/кВт/ч | 224 | 251 | 240 |
Коробка передач
В ХТЗ-17221 устанавливается только механическая коробка переключения передач. Имеется специальный гидравлический привод, который сводит необходимое усилие до самого минимума.
КПП имеет следующие параметры:
- используется гидромеханический привод;
- присутствует 12 скоростей для выбора оптимального режима движения;
- возможно переключение на ходу – прерывание движения не требуется;
- суммарное количество диапазонов/скоростей переднего хода – 3/12;
- общее количество диапазонов/скоростей заднего хода – 0.25;
- главная передача является конической, в её состав входит спиральный зуб и межколесный дифференциал;
- Юколенчатая передача – в виде одноступенчатого планетарного редуктора.
Также имеются некоторые особенности в зависимости от используемого типа мотора:
Вид агрегата | ЯМЗ-236Д-3 | ЯМЗ-238КМ2-3 | Д-260 |
Скорость передвижения, км/ч, вперед | 3.7-5.8 7.81-12.2 17-29 | 3.7-5.8 7.81-12.29 17.96-29.60 | |
Скорость движения, км/ч, задних ход | 5.6-8.8 | 5.10-9.14 | 5.1-9.1 |
Ходовая часть (трансмиссия)
На используемых сегодня ХТЗ-17221 трансмиссия состоит из:
- муфты сцепления сухой, однодисковой;
- гидромеханической коробки переключения передач.
Так же составной частью трансмиссии является вал отбора мощности. Он располагается сзади, имеет целых 2 скорости. Диапазон скоростей у некоторых модификаций ХТЗ-17221 достаточно велик даже по сравнению с зарубежными аналогами:
- 8 скоростей для движения назад;
- 16 скоростей для движения вперед.
Кабина ХТЗ-17223. Управление трактором
Одним из главных достоинств данного трактора является кабина. Она оснащается следующим:
- двойными стеклопакетами – возможно эксплуатировать технику даже при низких отрицательных температурах;
- системами кондиционирования и отопления – что повышает производительность труда, так как усталость водителя снижается в процессе работы.
Все органы управления расположены на доступном для водителя расстоянии. У кабин ХТЗ-17223 последних годов выпуска перед ликвидацией завода имеются некоторые недоработки:
- плохая звукоизоляция – сразу после приобретения стоит проложить ещё один слой специального материала;
- в кабине имеются отверстия, соединяющие моторный отсек с кабиной – необходимо заделать их;
- форточки следует переделать – чтобы открывались в другую сторону, по ходу движения трактора (в противном случае вся пыль во время работы будет оказываться внутри кабины).
Гусеничные тракторы
Для обработки наиболее сложных участков применяются гусеничные тракторы ХТЗ, представленные в нескольких модификациях. Рассмотрим те, что сегодня доступны на официальном сайте производителя.
ХТЗ 181.20
Модернизированный Т-150, в котором разработчики модернизировали трансмиссию, системы управления, дизайн, двигатель и другие элементы. Также был повышен уровень комфорта оператора, что расширило возможности техники и позволяет использовать ее в течение более продолжительного времени. Трактор отличается повышенным тяговым усилием, что выделяет его среди других похожих моделей.
ХТЗ-181.22
Модернизированный вариант Т-150 с оптимизированной трансмиссией, резино-тросовой гусеницей на 168 см, удобной системой управления и продуманным дизайном. Благодаря хорошей комплектации, транспорт можно использовать в современных с/х условиях и использовать его в ситуациях, когда необходимо повышенное тяговое усилие. Применяется для посева и обработки почвы, а также выполнения транспортных операций.
Технические характеристики гусеничных тракторов:
Характеристики | ХТЗ-181.20 | ХТЗ-181.22 |
Двигатель | ЯМЗ-238 | ЯМЗ-238 |
Объем, л | 14,86 | 14,86 |
Количество цилиндров | 8 | 8 |
Мощность, л. с. | 190 | 190 |
Расход горючего, г/л.с.ч | 167 | 167 |
Скорость, км | 15,31 | 16,4 |
КПП | механическая | механическая |
Радиус разворота, м | 2,35 | 2,75 |
Грузоподъемность, тонн | 4,2 | 4,2 |
Размеры (ДхШхВ), м | 5,7х1,96х3,17 | 5,7х2,325х3,185 |
Вес, т | 9,99 | 12,12 |
Емкость бака, л | 430 | 430 |
Из гусеничной техники также можно выделить Т-150, бульдозер ТС-5 и ТС-10.
Ремонт
Каждый владелец тракторов должен знать устройство этой машины и пути исправления наиболее часто встречающихся поломок. Если муфту сцепления «ведет», то вот что могло этому послужить:
- Привод выключения не полностью прилегает к муфте (выставить привод в правильное положение);
- Увеличился зазор между деталями (следует отрегулировать его);
- Заедает ступица ведомого диска (необходимо очистить шлицы);
- Ведомый диск вышел из строя вследствие деформации (в этом случае поможет только полная замена запчасти);
- Выход из строя накладного диска (опять-таки только замена);
- Проблемы с тормозком (неправильный зазор или его износ).
- Если переключение передач затруднено, то необходимо отрегулировать длину тяги блокировочного механизма переключения, тормозок муфты сцепления или привод выключения.
Если в гидравлической системе показывает недостаточное давление масла:
- Слишком низкий уровень смазочного материала (долейте);
- Фильтр гидропривода засорился (следует его прочистить);
- Неисправность масляного насоса (заменить весь насос или неисправные детали).
Обзор модельного ряда
Завод выпускает множество колесных и гусеничных моделей, рассмотрим существующие варианты:
- ХТЗ-7
- ХТЗ Т-012
- ХТЗ-ДТ20
- ХТЗ-Т25
- ХТЗ-Т74
- ХТ-121
- ХТЗ Т-150
- ХТЗ-Т150К
- ХТЗ-181
- ХТЗ-240К
- ХТЗ-242К
- ХТЗ-243
- ХТЗ-243К
- ХТЗ-1721
- ХТЗ-2511
- ХТЗ-3512
- ХТЗ-5020
- ХТЗ-3522
- ХТЗ-16131
- ХТЗ-17221
- СХТЗ- НАТИ
Предлагаем ознакомиться с характеристиками представленных модификаций тракторных машин Харьковского завода.
ХТЗ-7
Первый компактный безрамный трактор СССР, на котором впервые были установлены пневматические колеса и навесная гидросистема.
Трактор ХТЗ-7
Его масса составила всего 1400 кг, производительность силовой установки — 12 л.с. Машина комплектовался двухсателлитным дифференциалом.
Характеристики
Мощность | 12 л.с. |
Объем мотора | 1,32л |
Расход горючего | 280 г/кВт*ч |
Грузоподъемность | 0,45т |
Масса | 1,4т |
ХТЗ Т-012
Надежный безопасный трактор, отличающийся простотой управления и безопасностью. Его производительность составляет 11 л.с., при этом, емкость бака для топлива 21 л.
Трактор ХТЗ-012
ХТЗ ДТ-20
Мощность трактора составляла 18 л.с. Он отличался высокими эксплуатационными характеристиками. Его серийный выпуск был приостановлен в 1969 году.
Трактор ДТ-20
ХТЗ Т-25
Серийный выпуск данной модели длился около 5 лет. Машина приобрела большую популярность, благодаря отличной проходимости, простоте в использовании, надежности всех узлов. Особенностью данной модели были пневматические колеса — установленные сзади колеса имели больший диаметр, спереди — меньший.
Трактор Т-25
Производительность двигателя составляла 25 л.с. Передний мост — балансирный. Быстрое торможение обеспечивали тормоза ленточного типа. Установлена жесткая подвеска.
ХТЗ Т-74
Очень удачная модификация, отличалась повышенной надежностью и универсальностью, редко выходила из строя, выпускалась в 5 вариациях. Снята с производства в 1984 году.
Трактор Т-74
Трактор активно применялся как для различных сельскохозяйственных работ, так и для большого спектра дорожных, строительных и транспортных работ.
ХТЗ-121
Очень удачная конструкция, отличающаяся повышенной проходимостью, надежностью всех узлов и механизмов высокой маневренностью. Машина была способна преодолеть любые препятствия, имела высокую износостойкость, ремонтопригодность и высокие эксплуатационные показатели.
Трактор ХТЗ-121
Кроме того, имеет очень простое управление. На агрегат устанавливался мотор СНД-23 с электростартером производительностью 145 л. с. Машина могла развить скорость более 30 км/ч.
ХТЗ Т-150К
Данная модель принадлежит к 3-ему тяговому классу. Ее вес 8200 кг. Установлена дизельная силовая установка производительностью 128,7 л.с.
Трактор Т-150К
Кабина отлично герметизирована, встроены отопительная и вентиляционная системы, повышающие комфорт механизатора в любое время года.
ХТЗ-150
Гусеничный трактор Т-150 относится к классу машин с тяговым усилием 3,0 т. Машина имеет колесный вариант под обозначением ХТЗ Т-150 К, отличающийся рядом узлов. На колесных машинах применяется иная ходовая часть, система управления, рама, агрегаты трансмиссии. При этом часть узлов трансмиссии унифицирована. Гусеничные машины производятся в двух модификациях — бульдозер и сельскохозяйственный трактор.
В основе машины лежит клепаная рама, состоящая из 2 продольных швеллеров и поперечных усилителей. Ходовая часть состоит из 4 опорных катков на борт. Катки расположены попарно на каретках балансирной конструкции с пружинной подвеской. Ведущее колесо установлено сзади, имеет 13 зубьев для цевочного зацепления с гусеницей. Натяжение гусеничного движителя выполняется направляющим колесом, установленным на коленчатой оси.
Тракторы 150 и 150К оснащались различными двигателями. Изначально на Т-150 использовался оригинальный V-образный 6-цилиндровый дизельный мотор СМД-60. За счет применения турбокомпрессора двигатель развивает мощность 150 л. с. Для запуска используется бензиновый стартер П-350 с объемом цилиндра 0,35 л. В связи с прекращением выпуска мотора СМД-60 на тракторах Т-150 и 150К стал применяться аналогичный по схеме двигатель ЯМЗ-236Д3. Мотор не имеет наддува, развивает мощность 175 л. с. и комплектуется системой запуска от электрического стартера.
Коробка имеет 3 диапазона для переднего хода и 1 — для заднего. Каждый диапазон состоит из 3 скоростей, которые переключаются без разрыва потока мощности. Для этого используются бортовые гидравлические муфты с золотниковым распределителем. Гидравлика коробки передач работает от отдельного насоса, установленного внутри картера.
Машины ХТЗ-150 по заказу оснащаются автономным подогревателем двигателя, кондиционером воздуха в кабине оператора. Кабина 2-местная, имеет каркас безопасности, полностью металлическую конструкцию.
Описание и назначение ХТЗ 181
ХТЗ 181 – многоцелевой трактор, созданный на основе гусеничной техники еще советских времен. Машина вобрала в себя лучшие технологии и компоненты от предшественников, а также получила современное оснащение и оборудование. Основная сфера применения ХТЗ 181 – пахота с глубиной до 400 мм, культивация, окучивание, боронование, посев и уборка технического и зернового урожая, работа с удобрениями, а также прицепными грузами. Например, при необходимости трактор можно оснастить плугом ПЛН-6.35, а также тяжелым культиватором КТС-6. Машина эффективно себя проявила в предпосевной обработке почвы, а также других популярных процедурах – лущении, дисковании, снегозадержании и транспортировке различных грузов. Модель ХТЗ 181 заслужила высокий уровень доверия среди представителей государственного и частного сектора экономики – коммунальных служб, а также предпринимателей и бизнесменов, которые успешно зарабатывают на аренде тракторов.
Трактор хтз-тс-5
Данная модель является гусеничным бульдозером. Она предназначена для дорожных работ всех категорий, начиная от очистки снега и заканчивая ремонтными работами. Трактор появился на рынке промышленных машин совсем недавно-в 2014 году.
Технические характеристики:
Параметр | Числовые данные |
Двигатель | 6 цилиндров |
Мощность | 180 лошадиных сил |
Скорость | 11 км/ч |
Клиренс | 400 мм |
Объем | 5890х2520х1880 мм |
Расход солярки | 220г/кВт |
Фото трактора имеется ниже.
В заключении добавим, что все представленные модели хорошо конкурируют с зарубежными моделями. На сегодняшний день Харьковский завод еще действует и выпускает примерно две тысячи машин в год. И техника эта довольно популярна из-за своей надежности, качества, экономичности, экологической чистоты и эффективности. Кроме того, запчасти на нее легко найти и заменить, а цены на них и на сами модели, конечно, ниже, чем у европейских производителей.