Распространённые неисправности, возникающие при эксплуатации ВОМ
- Достаточно распространённая проблема при эксплуатации ВОМ «МТЗ-82» – это заедание рычага управления вала, либо трудное, с значительным усилием, управление поводком муфты. Это происходит вследствие неисправности механизма усиления (стакан пружины), или износа кулачковой муфты.
- Посторонние шумы, которые идут по нарастающей, вместе с увеличением передаваемого крутящего момента, а также следы смазки на задней крышке говорят о значительном износе шлицов вала, деталей планетарного редуктора, а возможно — потере эластичности или разрушении манжет.
- Если вал отбора мощности работает непривычно шумно и рывками, то, скорее всего, в негодность пришли шлицевые соединения. Либо сработались (сточились) зубья у центральной шестерни. В этом случае вал выпрессовывается и оценивается состояние шестерни. Потребуется отсоединить задний мост и кулачковую муфту. Если визуальный осмотр показывает значительные зазоры, либо шестерня перемещается совершенно свободно, то ВОМу требуется серьёзный ремонт. После замены вал монтируется на место, и обязательно производится его регулировка.
- Когда трактор «МТЗ-82» не выдаёт требуемой максимальной мощности при работе с навесным оборудованием, то причина этого кроется в ленточных тормозах. Им требуется соответствующая регулировка, либо полная замена. В случаях, когда регулировка не помогает избавиться от такой проблемы, есть необходимость в демонтаже ВОМа с трактора и контроле толщины лент тормозов. Когда толщина уменьшилась до 2,5 миллиметров и ниже, эти изношенные ленты заменяются на новые.
- Хвостовик ВОМа перемещается слишком свободно. Этот признак означает, что натяжение фиксирующей гайки ослабло. Вал отбора мощности требуется снять с трактора «МТЗ-82». Фиксирующую гайку нужно затянуть до упора. И, если есть такая возможность, восстановить резьбу, или «нарезать новую».
- Визуальный осмотр выявляет значительные масляные подтёки на крышке вала отбра мощности. Это обычный признак износа манжеты или прокладки. В подобных случаях ВОМ трактора «МТЗ-82» нужно демонтировать и произвести замену прокладки между крышкой ВОМа и между задним мостом. Если протечка происходит со стороны хвостовика, то надо снимать кольцо стопора, выпрессовывать вал и заменять манжеты.
Во всех случаях, когда для исправления неисправностей вал отбора мощности требуется отделить от трактора, для этого вначале необходимо отвернуть болты креплений задней крышки, а затем ВОМ выпрессовать в сборе с болтами технологическими. После этого нужно убрать тормозные ленты и проконтролировать их толщину. Купить насос от бом можно в компании “Агроснабторг”.
Как уже указывалось, тормозная лента требует замены на новую, если её фактическая толщина составляет менее двух с половиной миллиметров. Обычно о значительном износе тормозных лент свидетельствует продолжение вращения хвостовика вала при выключении ВОМа, а также и неравномерное его вращение.
В любых случаях, когда производились демонтаж или разборка редуктора ходоуменьшителя, требуется осуществить проверку либо регулировку ВОМа. Для этого под ведущие колёса трактора «МТЗ-82» устанавливается домкрат. После чего вал отбора мощности проворачивается, с поочерёдными включениями различных передач. При выполнении подобной операции вал отбора мощности трактора «МТЗ-82» необходимо перевести в синхронный режим. Во время прокручивания зубчатые колёса шестерней должны вращаться свободно.
Регулировка вала отбора мощности
Регулировка ВОМ МТЗ (вала отбора мощности):
- Установить транспортное средство на специальную смотровую платформу.
- Установить ось центрального диска основной системы в исходную позицию.
- Нанесенная риска должна быть расположена с правой стороны в вертикальном положении, т.е. о будет находиться справа.
- Зафиксировать риску при помощи стопорных пластинок и винтов.
- Отсоединить тягу.
- Открутить винты стакана, чтобы освободить пружинный механизм.
- Демонтировать крышку люка заднего ведущего мостового механизма, чтобы получить доступ к головке натяжного болта.
- Перевести рукоятку муфты в нейтральный режим и зафиксировать стопорным болтом М10*60. Он вкручивается в отверстие на рычаге, который должен находиться на задней части корпуса ведущего моста. После этого стопорную пластинку снимают, снять ее можно, демонтировав фиксирующую рукоятку.
- Завернуть упорный болт в наружный стакан до о (27-31 мм в глубину).
- Переставить рукоятку в положение «Включено».
- Установить на место тяговый механизм. Затем отрегулируйте люфт рукоятки, установив необходимую зону качания рукоятки в среднее отверстие прорези управляющего пульта.
- Проверить вращение скорости на оборотах переключения заднего ВОМ.
После проверки вал обратно устанавливается на трактор МТЗ-82.
Нюансы регулировки
Дополнительно может потребоваться регулировка ленточного тормозного механизма в тех случаях, когда:
- вал начинает буксировать;
- рукоятка упирается в прорезь во время переключения;
- для активации ВОМ необходимо усилие более 16 КГС;
- наблюдается нестабильная фиксация в крайних положениях;
- ВОМ включается неравномерно (он то не работающий, то работает).
Процедура регулировки ленточного тормозного механизма:
- Установить рукоятку в синхронный режим. Зафиксировать позицию рукоятки.
- Вывернуть гайку и снять пластину со шлица хвостовиков.
- При помощи ключа рожкового типа провернуть осевой механизм по часовой стрелке до момента выбора промежутка между коробкой передач и ВОМ.
- Установить пластинку в исходное положение и закрутить все гайки на место.
- Вытащить из рукоятки стопорящий болт.
- Выполнить регулировку.
- Провернуть ось против часовой стрелки.
- Провести сборку механизма в обратном порядке.
Если после выполнения работ по регулировке тормозного механизма ось сместилась к левой части корпуса транспортного средства, то это значит, что у силового агрегата израсходовался корректирующий запас.
В таком случае нужно провернуть эксцентрик против часовой стрелки, вернув его в начальную позицию. После этого заново проводят регулировку вала.
Внешняя регулировка
Данная операция достаточно проста и проводится в таком порядке:
- Рычаг переводится в нейтральную позицию и фиксируется посредством особого стержня;
- С ВОМа, снимается плита вместе с ограждением;
- Снимается пластина стопорного типа, установленная на эксцентриковой оси. Ось, с расположенной на ней тормозной лентой, слегка проворачивается по направлению движения часовой стрелки, вплоть до совпадения зазоров на ленте и барабане;
- Устанавливается пластина и фиксируется посредством болта;
- Из рычага извлекается стопорный болт или стержень.
При правильно проведенной операции, расстояние рукоятки в положения «Вкл» или «Выкл» до края кромки не будет превышать 30 мм, а сама рукоятка будет чётко миновать нейтральную позицию.
Насосы шестерённые НШ — обзор
Насос шестерённый ( НШ) — это механическое устройство, преобразующее, энергию привода в энергию сжатой жидкости, рабочими органами которого, являются шестерни.
Ш естеренные насосы предназначены для нагнетания рабочей жидкости в гидравлические системы силовых приводов навесных,полунавесных и прицепных орудий сельскохозяйственной, дорожно-строительной, автомобильной и другой техники. Широко применяются в рулевом управлении грузовых автомобилей (гидроусилители руля (ГУР)). Возможно также применение насосов в различных стационарных силовых установках с приводом от электродвигателя (преса,подъёмники…) и пр.
НШ просты по конструкции, компактны,надёжны и недороги.
Принцип работы насоса шестеренного (НШ):
— при вращении шестерён, на стороне всасывания, в момент выхода зубьев из зацепления, создается разряжение. Жидкость, под влиянием перепада давления (атмосферного и разрежения на всасывании насоса), заполняет полость всасывания насоса, затем, в следствии вращения шестерён, — перемещается в сторону нагнетания, попадая в пространство между зубьями и корпусом насоса, она вытесняется в полость нагнетания, где зубья шестерён, входя в зацеплние, выталкивают житкость из впадин в полость нагнетания. При этом между зубьями образуется плотный контакт, вследствие чего, обратный перенос жидкости из полости нагнетания в полость всасывания невозможен. Обычно используют шестерни эвольвентного зацепления с прямыми, косыми или шевронными зубьями.
НШ просты по конструкции, компактны и надёжны в эксплуатации.
Валы отбора мощности
Схема буксирного устройства съемного типа (ТСУ-3) представлена на рис. 14.28.
Тяговый крюк 8, зев которого запирается обычно автоматически после попадания в него сцепного кольца, имеет на своем стержне предварительно сжатую пружину (или резиновую втулку) 6, установленную между двумя свободно сидящими опорными шайбами 4, опирающимися периферийной частью о торцовые поверхности направляющего стакана 5 и соединенного с ним кронштейна 2. Одновременно шайбы 4 центральной частью опираются об опоры 7, закрепленные на стержне крюка 8.
Амортизация ударов в буксирном устройстве обеспечивается за счет сжатия пружины 6 как при резком трогании, так и при интенсивном торможении трактора.
С целью упрощения процесса сцепления буксирное устройство обычно оснащают направляющим ловителем сцепной петли.
Кронштейн 2 крепится к остову 1 трактора через отверстия с фиксирующими пальцами 3.
Валом отбора мощности (ВОМ) называют выходной шлицованный вал, который на тракторе предназначен для привода в движение рабочих органов мобильных или стационарных машин, агрегатируемых с трактором.
ВОМ получает вращательное движение (мощность) от главного сцепления или одного из валов трансмиссии и ряда передающих звеньев (шестерен, валов, соединительных муфт и др.
) механизма отбора мощности вращательного движения, или механизма привода ВОМ.
- В соответствии с возможностями агрегатирования трактора и необходимостью привода навешенных машин существуют ВОМ заднего, фронтального, переднего (обычно у самоходных шасси) и бокового расположений.
- Заднее расположение ВОМ строго регламентировано в вертикальной и горизонтальной плоскостях, а также по расстоянию от оси подвеса механизма навески.
- К механизмам отбора мощности и, в том числе, к ВОМ предъявляется ряд требований, которым они должны соответствовать:
- — число ВОМ, их расположение, режимы вращения и количество скоростей должны полностью обеспечивать требования всего комплекса агрегатируемых с трактором приводных (получающих мощность через ВОМ) машин;
Редуктор повышает обороты в 2,5 раза. ВОМ на 1000 об. Трактор работает на малых оборотах.
Водовозная бочка. Рама от ГАЗ-53. Насос высокого давления. С насоса вывел две трубы. Одна всасывающая, другая выкидная. На обе надеваются шланги: один в водоём другой в бочку сверху. Или один под бочкой до сливного крана, другой на слив.
Колёса ЗиЛовские. Мост с рессорами от роспуска для длинномеров. Шланги 65 мм. Закачивается с речки за 9 мин, выкачивается из бочки за 7 минут. Максимальное расстояние с полной бочкой воды около 75 км. Тащил на сенокос.
Вал — отбор — мощность
Вал отбора мощности ( ВОМ) ( рис. 82) служит для привода механизмов сельскохозяйственных машин, агрегатируемых с трактором. Он имеет зависимый привод — при выключении главной муфты сцепления вместе с трактором останавливается и ВОМ.
Валы отбора мощности ( ВОМ) используют для передачи вращения от двигателя трактора к активным рабочим органам сельскохозяйственных машин. В зависимости от расположения различают задний, передний и боковой ВОМ. В зависимости от способа соединения ( привода) с двигателем трактора различают валы отбора мощности с синхронным вращением и с постоянной частотой вращения.
Вал отбора мощности выполнен с независимым приводом, состоящим из двух пар цилиндрических шестерен.
Вал отбора мощности ( рис. 57) предназначен для привода питательного насоса УГП и для отбора мощности на вспомогательные нужды. Вал, приводимый от шестерни, расположенной на приводном валу гидропередачи, состоит из горизонтального вала и вертикального вала привода питательного насоса. Для удобства монтажа горизонтальный вал состоит из частей 4 и 5, соединенных фланцами. Вал вращается в трех опорах. В средней части также на конусной посадке напрессована коническая шестерня 8 для привода питательного насоса. На выступающем за корпус УГП заднем конце напрессован фланец для привода компрессора.
Вал отбора мощности ( рис. 50) предназначен для привода питательного насоса УГП и для отбора мощности на вспомогательные нужды. На тепловозе ТГМ4 от этого вала приводится через ремни двухмашинный агрегат. Вал приводится от зубчатого колеса, расположенного на приводном валу гидропередачи. Он состоит из горизонтального вала и вертикального вала привода питательного насоса. Для удобства монтажа горизонтальный вал состоит из двух частей, соединенных фланцами. Вал вращается в трех опорах. На переднем конце насажена на конусной посадке с натягом приводное зубчатое колесо. В средней части также на конусной посадке напрессовано коническое зубчатое колесо для привода питательного насоса. На выступающем за стенку УГП заднем конце насажен шкив для привода двухмашинного агрегата. Привод питательного насоса состоит из конического зубчатого колеса 7 и опорного хвостовика, на который насажены два шариковых подшипника. На конец хвостовика напрессована полумуфта 19 с внутренними шлицами.
Вал отбора мощности служит для частичного отбора мощности двигателя с целью приведения в действие рабочих органов машин, присоединяемых к трактору. Он может быть также использован для привода некоторых машин при стационарной работе трактора.
Вал отбора мощности с синхронным приводом подключается после коробки передач и вращается с частотой, пропорциональной частоте вращения ведущего колеса трактора.
Вал отбора мощности включен, когда тормоз солнечной шестерни затянут, а тормоз водила освобожден и, следовательно, вал отбора мощности вращается и сателлиты перекатываются по неподвижной солнечной шестерне.
Вал отбора мощности выключен, когда тормоз солнечной шестерни освобожден, а тормоз водила затянут. В этом случае вал отбора мощности неподвижен, а сателлиты передают вращение от коронной шестерни на солнечную.
Вал отбора мощности ( рис. 90) служит для привода рабочих органов машин в движение.
Вал отбора мощности рассчитывается на полную мощность двигателя. При расчете на долговечность время работы вала принимается равной 20 / о от общего рабочего времени трактора. Выходящий наружу конец вала должен иметь стандартную конструкцию и размеры. Для тракторов с двигателями до 60 л. с. по ГОСТ 3480 — 46 конец вала шлицованный с кольцевой выточкой для стяжного болта вилки кардана ( фиг. Для предохранения от несчастных случаев карданные шарниры и телескопический вал должны быть закрыты защитным кожухом ( см. фиг.
Вал отбора мощности ( ВОМ) предназначен для привода рабочих органов машин, агрегатируемых с трактором, а также для стационарных машин.
Неисправности ВОМ
1 Невозможность переключение режимов — причина износ кулачковой муфты. В этом случае отсоединяют коробку передач от механизма заднего моста и заменяют изношенные детали. 2 Если вал продолжает вращение после выключения или нарушается стабильность частоты вращения ВОМ во включённом положении, в таких случаях производят регулировку или замену тормозных лент.
3 Затруднительное включение или невозможность включения свидетельствует о поломке пружинного усилителя включения. Устраняют заменой пружины.
Обращаем внимание, что с целью исключения травматизма, демонтаж и установка пружинного усилителя делается в строгой последовательности:
- Переводят рычаг включения в положение, при котором совпадут отверстия на рычаге и корпусе заднего моста.
- В отверстия заворачивается болт для фиксации рычага.
- Откручивается контрольная гайка 4 на регулировочном болте 5 стакана 2 усилителя, и болт заворачивается на всю длину резьбы, максимально сжимая пружину 1.
- Закручивается фиксирующий пружину стопорный болт в корпусе стакана.
- Зафиксировав пружину, выворачивают регулировочный болт и снимают усилитель. Используя пресс, разбирают стакан и заменяют неисправные детали.
- Сборку и установку узла осуществляют в обратном порядке.
Планетарный редуктор заднего ВОМ МТЗ
4 Появление гула и шума при работе ВОМ свидетельствует об износе подшипников и деталей планетарного редуктора. Для устранения поломки демонтируют редуктор из корпуса заднего моста и производят полную разборку узла с последующей дефектацией и заменой деталей.
Практические советы по использованию.
Конструктивные особенности приводных валов используемых машин часто имеют характер открытых, активно-вращающихся частей. Для исключения травматизма и аварийных поломок при работе с приводными машинами следует быть внимательным и учитывать следующие аспекты и правила:
- Агрегатируемая машина с трактором должна быть в исправном техническом состоянии.
- Использовать машину нужно строго по назначению в соответствующих требованиям условиях. Во время подготовки к работе ВОМ нужно убедиться в соответствии шлицов хвостовика вала и соединительной муфты привода используемой машины (8 шлицов или 21). При несоответствии нужно заменить хвостовик вала.
- Проверить наличие и надёжность крепления защитных кожухов, вращающихся частей приводной машины, регулировку предохранительных муфт и исправность карданных сочленений привода.
- Монтаж привода производят непосредственно на месте использования агрегата.Фиксация соединения делается специальным стопорным болтом при совпадении выточки на шлицах вала и отверстия соединительной муфты карданного привода агрегатируемой машины.
- Маршрут и радиус поворота должен соответствовать конструктивным особенностям агрегата.
- Во избежание перегрузок конструкций агрегата, выбор скорости движения, глубины обработки, ширины захвата, режима работы агрегата должен соответствовать нормам и требованиям.
- Отсоединение делают после полной остановки вала в нейтральном положении рычага переключения режимов привода и выключенном ВОМ.
При оптимальном балансе оборотов двигателя и нагрузки достигается значительное снижение расхода топлива на единицу объёма проделанной работы агрегатом.Если агротехнические и технологические условия выполнения работ не ограничивают скорость движения агрегата, передачу подбирают, руководствуясь оптимальной нагрузкой без признаков перегрузки трактора и механизмов используемой приводной машины. Работая с энергоёмкими машинами при недостаточной мощности двигателя, в ситуации неполной загрузки производительности агрегата на скоростях выше 7 км/час — применяют понижающий редуктор КПП.
Шестеренчатый насос
Шестеренчатые насосы находят в настоящее время ограниченное применение в гидропрессовых установках. По своей конструкции, диапазону давлений они, как правило, не имеют особых отличий от аналогичных насосов, применяемых в других отраслях машиностроения.
Шестеренчатые насосы подают рабочую жидкость в напорный трубопровод отдельными порциями, в связи с чем в последнем создаются пульсации, характерные для работы всех объемных насосов. С уменьшением числа зубьев шестерен насоса пульсация подачи рабочей жидкости возрастает. Шестеренчатые гидромашины, как многие объемные гидромашины, обратимы, и при подаче к ним рабочей жидкости под давлением могут работать в качестве гидромоторов.
Шестеренчатый насос / через золотник 7 нагнетает масло то в правую, то в левую полость масляного цилиндра 6 мультипликатора. Давление масла передается на поршень 8, сообщая ему возвратно-поступательное движение. На одной геометрической оси с масляным цилиндром расположен красочный цилиндр 17 с поршневым и клапанным механизмом.
Шестеренчатые насосы используются в технологическом процессе для перекачки высоковязких жидкостей, а в системах смазки оборудования — для подачи масла. Поэтому конструктивно насосы могут иметь некоторые особенности. Общим для всех шестеренчатых насосов является наличие корпуса, крышки и двух шестерен. Шестерни посажены на валики, один из которых подсоединяется к электродвигателю и является приводным, а второй валик и, соответственно, вторая шестерня — ведомые. Валики опираются на втулки скольжения, установленные в отверстиях корпуса и крышки.
Шестеренчатый насос состоит из чугунного корпуса 1 ( фиг. Вращением шестерен ( в направлении стрелок на схеме) масло из левой части насоса перегоняется в правую часть насоса, а оттуда через маслопровод к распределительному устройству. Шестеренчатые насосы создают давление в гидросистеме до 10 — 12 ат.
Шестеренчатый насос и двухчервячный экстру — Дер работают непрерывно.
Шестеренчатые насосы ( см. рис. 10.32, в) широко применяют для перекачивания различных жидкостей. Использование течения, вызванного уменьшением объема нагнетательной камеры, позволяет точно дозировать расход шестеренчатых насосов при сохранении высокого давления на выходе — сочетание, необходимое при перекачивании низковязких масел. Гидравлические системы многих машин для литья под давлением включают в себя шестеренчатые насосы, хотя имеется тенденция замены их лопастными насосами.
Шестеренчатый насос, изображенный на рис. 72, состоит из корпуса /, двух шестерен 2 и 3, из которых одна имеет подвижный валик, а вторая может быть насажена как на подвижный валик, так и неподвижный. В некоторых конструкциях насос снабжен предохранительным клапаном, установленным в обводном канале, соединяющем нагнетательный и всасывающий патрубки.
Шестеренчатый насос, изображенный на рис. 72, состоит из корпуса /, двух шестерен 2 и 3, из которых одна имеет подвижный валик, а вторая может быть насажена как на под. В некоторых конструкциях насос снабжен предохранительным клапаном, установленным в обводном канале, соединяющем нагнетательный и всасывающий патрубки.
Шестеренчатые насосы имеют обводные линии для автоматического перетока жидкости из напорной линии во всасывающую.
Вывод заднего ВОМ на переднюю навеску трактора.
Для привода оборудования МТЗ 82, навешиваемого на переднюю навеску, используют дополнительный комплект деталей и узлов для вывода вращательного момента от заднего ВОМ.
В состав комплекта входит:
- Дополнительный редуктор, который крепится к корпусу заднего ВОМ и преобразует вращение от приводного хвостовика в сторону передней навески под картером заднего моста.
- Система кронштейнов и крепежей для переоборудования задней навески, обеспечивающих место для монтажа дополнительного редуктора.
- Система промежуточных опор и крепежей для установки карданного вала.
- Карданный вал, передающий вращение от фланцевой муфты доп. редуктора на переднюю навеску.
Детали комплекта крепятся в штатные отверстия на корпусе картера трансмиссии и рамы трактора МТЗ 82 (80).
Преобразующий редуктор для заднего ВОМ МТЗ
Карданная передача привода переднего ВОМ МТЗ 82 с опорами
Кронштейн передней опоры переднего ВОМ МТЗ
Передняя опора и приводной вал ВОМ передней навески