Российский «Мерседес»
Среди европейских автозаводов, открывших выпуск коммерческих автомобилей в нашей стране, челнинский завод «Даймлер КАМАЗ Рус» – крупнейший производитель тяжелых грузовиков. Автомобили Mercedes-Benz, изготовленные там, дополняют модельный ряд грузовиков КАМАЗ. Сборочное производство «ДК Рус» организовано в технопарке «Мастер», отдельно от основной территории автозавода. Сборка тягачей Мercedes-Benz Actros четвертого поколения началась в 2018 году. Тогда это были автомобили отвечающие нормам Евро-5. В июле 2020 года в Набережных Челнах начата серийная сборка седельных тягачей Mercedes-Benz Actros 1845 LS 4х2 в исполнении Евро-6. Этот тягач соответствует всем текущим требованиям по локализации сборки грузовиков-иномарок в России.
Когда-то локализация СП «Даймлер КАМАЗ Рус» начиналась с крупноузловой сборки, затем со сборки рам на основе деталей, поставляемых из Европы. Сейчас непосредственно в Челнах и на других российских предприятиях выпускают для Mercedes-Benz Actros системы отопления и кондиционирования кабины, лобовое стекло, зеркала заднего вида, каркас панели приборов, элементы интерьера кабины. Однако самое главное, что позволяет без преувеличения назвать Mercedes-Benz Actros IV тягачом российского производства – освоение в Челнах выпуска кабин для грузовиков этого семейства.
В конце мая 2019 года в Набережных Челнах открыт новый завод каркасов кабин для Mercedes-Benz Actros и Arocs, а также для производства каркасов кабин КАМАЗ-54901, то есть поколения К5. Новый завод рассчитан на выпуск 57 тысяч каркасов в год и построен в дополнение к существующему производству «классических» камазовских кабин семейства. Здесь кабины сваривают и окрашивают. Сборку каркасов осуществляют на линии, где задействованы 96 роботов-сварщиков производства итальянской компании Comau. На новом производстве установлено 9 окрасочных роботов германского концерна Dürr Systems. Кроме того, эта компания поставила и смонтировала всю линию окраски и катафорезного грунтования.
Герман Гильфанов, директор по продажам ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС», пообещал главному редактору «За рулем» Максиму Кадакову дать на тест-драйв новый Actros
Двигатель КамАЗ-5490
Все модификации КамАЗ-5490 оснащаются силовыми агрегатами Mercedes-Benz OM 457LA. Это шестицилиндровый рядный дизель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Их собирают на моторном заводе концерна «Даймлер» в Мангейме. Немецкий турбированный дизель отличается хорошей экономичностью, его заявленный ресурс – 1 000 000 километров, а межсервисный интервал – 80 тысяч километров.
Конструкция OM 457 LA традиционна: турбонаддув, промежуточное охлаждение, распредвал в блоке, мокрые гильзы, головки цилиндров раздельные, четырехклапанные. Топливная аппаратура — PLD. Это индивидуальные для каждого цилиндра, электронно-управляемые мини-ТНВД. Стандарты Евро-5 соблюдаются посредством технологии «БлюТек» (с применением «АдБлю» – раствора мочевины).
- Рабочий объём – 11,97 литра.
- Максимальная полезная мощность – 295 кВт (401 л.с.), при частоте вращения коленчатого вала 1900 об/мин.
- Максимальный полезный крутящий момент – 2000 Н.м (214 кгс.м), при частоте вращения коленчатого вала 1100 об/мин.
Какими двигателями комплектуются МАЗы
Устройство двигателя включает в себя следующие элементы:
- распредвал;
- крышка клапанов;
- клапан выпускного типа;
- выхлопное отверстие;
- головка цилиндрического элемента;
- система охлаждения двигателя МАЗ и полость для охлаждающей жидкости;
- блок силового агрегата;
- маслосборник;
- свеча зажигания;
- клапан впускного типа;
- впускное отверстие;
- поршневая часть;
- подшипник шатуна;
- коленчатый вал;
- поршневые кольца;
- крепежные гайки и болты.
В зависимости от модификации транспортного средства устанавливают следующие двигатели:
Каждый мотор отличается по техническим характеристикам.
Двигатель ЯМЗ-238 выпускается Ярославским автозаводом.
Технические показатели данной модели:
Тип используемого топлива | Дизель |
Рабочий объем | 15 л |
Количество цилиндров | 8 |
Расположение цилиндрических элементов | V-образное |
Число клапанов | 16 |
Экологический стандарт | Евро-4 |
Диаметр цилиндров | 13 см |
Система охлаждения | Жидкостная |
Механизм клапанов | OHV |
Мощность силового агрегата | 230 л.с. |
Материал | Чугун |
Ресурс | До 1 000 000 км |
Система электронного впрыска топливной жидкости | Есть |
Ход поршневой части | 14 см |
Максимальный крутящий момент | 2200 Нм |
Расположение распределительного вала | Верхнее |
Габариты | 100*96*90 см |
Вес движка ЯМЗ | 11 300 кг |
Порядок работы цилиндрических элементов | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Технические параметры двигателя Рено:
Используемое топливо | Дизель |
Рабочий объем мотора | 12 л |
Количество клапанных элементов | 24 |
Механизм газораспределения | DOHC |
Система питания двигателя | Прямой впрыск топливной жидкости |
Мощность | 385 л.с. |
Наибольший крутящий момент | 2400 Нм |
Частота вращения коленчатого вала | 1200 об./мин |
Количество цилиндров | 8 |
Диаметр цилиндрических элементов | 12 см |
Ход поршня | 13 см |
Расположение цилиндров | V-образное |
Средний расход топлива | 25 л |
Расположение клапанов | Верхнее |
Параметры | 100*97*85 см |
Температурный режим | -27…+32°С |
Степень сжатия | 6 |
Международный экологический стандарт | Евро-4 |
Расход масляной жидкости | 7 л на 100 км |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Мерседес
Технические показатели МАЗа с мерседесовским двигателем:
Рабочий объем мотора | 12,96 л |
Номинальная мощность | 231 л.с. |
Наибольший крутящий момент | 2300 Нм |
Степень сжатия | 7,3 |
Количество цилиндров | 6 |
Количество клапанов | 24 |
Диаметр цилиндрического элемента | 13 см |
Ход поршневой части | 14 см |
Расположение цилиндров | Рядное |
Система питания | Прямой впрыск топливной жидкости |
Расход масляной жидкости на 100 км | 8 л |
Топливо | Дизельное |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3 |
Температурный режим | -35…+40°С |
Наибольшая частота вращения коленчатого вала | 2200 об./мин |
Тип системы охлаждения | Жидкостный |
Турбонаддув | Есть |
Промежуточная система охлаждения | Есть |
Масса | 12 000 кг |
Ресурс | До 1 500 000 км пробега |
Параметры и показатели транспорта с МАНовским двигателем:
Используемое топливо | Дизель |
Рабочий объем мотора | 6,8 л |
Количество клапанных элементов | 24 |
Механизм газораспределения | Есть |
Система питания двигателя | Непосредственный впрыск топливной жидкости |
Мощность | 260 л.с. |
Наибольший крутящий момент | 981 Нм |
Частота вращения коленчатого вала | 1 700 об./мин |
Количество цилиндров | 6 |
Диаметр цилиндрических элементов | 10,8 см |
Ход поршня | 12,5 см |
Расположение цилиндров | V-образное |
Средний расход топлива | 27 л |
Расположение клапанов | Верхнее |
Параметры | 110*98*89 см |
Температурный режим | -35…+35°С |
Степень сжатия | 16,5 |
Международный экологический стандарт | Евро-4 |
Расход масляной жидкости | 10 л |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-5-2-6 |
Технические характеристики ZF 16
Модель КПП
ZF 16S2220 TD
Тип КПП
механическая, 16-ти ступенчатая
Управление
механическое, дистанционное
Передаточные числа на передачах
1
2
3
4
5
6
7
8
3Х
16,41
11,28
7,76
5,43
3,59
2,47
1,7
1,19
15,36
13,8
9,49
6,53
4,57
3,02
2,08
1,43
1
12,92
КАМАЗ 5490 Ы5 получил совершенно новую кабину, в разработке которой участвовали инженеры Мерседес-Бенц и ПАО «Камаз». В итоге, кабина КАМАЗ 5490 S5 получалась схожей с кабиной тягача Mercedes-Benz Axor.
Просторный интерьер кабины КАМАЗ 5490-S5 позволил разместить 2 спальных места и множество различных ниш и ящиков как для личных вещей, так и для инструментов.
Кабина КАМАЗ 5490 S5 отвечает самым высоким европейским стандартам безопасности. По уровню комфорта и эргономичности не уступает таким ведущим производителям как Mercedes, Volvo, MAN и других.
Кабина Mercedes-Benz 814
В кабине Mercedes-Benz 814 могут без стеснения разместиться три человека, но в некоторых модификациях есть всего два сиденья: водительское и 1 пассажирское. Также в некоторых вариантах кабины имеется и спальное место за сиденьями. Внутри кабины достаточно просторно, уютно, а выверенное и тщательно продуманное расположение всех элементов управления грузовиком позволяет водителю чувствовать себя кофортно. Потолок – обычный низкий, или высокий. Пол в кабине ровный.
В управлении данной машины электронные системы практически не применяются, поэтому управление ею чрезвычайно простое. Рулевой механизм с двухспицевой, достаточно большой «баранкой», гидравлическим усилителем. Эргономичная, строгая и лаконичная старомодная приборная панель; подрессоренное сиденье – простое, но достаточно удобное.
Уровень вибро- и шумоизоляции кабины достаточно хороший. А вот без дополнительного отопления зимой во многих регионах России просто не обойтись. Поскольку очень значительная площадь остекления кабины.
Конструкция рамы и подвески
Рама у данного седельника оригинальная. Она собрана из импортного проката по современной технологии: все кронштейны и траверсы крепят на особенных высокопрочных болтах. Под первой поперечиной монтируется противоподкатный брус, а на левом лонжероне спереди устанавливается массивный интегральный кронштейн, объединяющий передние кронштейны рессор и крепление кабины. На него же ставится и гидроусилитель руля.
Подобные интегральные кронштейны даже в Европе стали применять сравнительно недавно. Данные кронштейны уменьшают перемещение и скручивание лонжеронов в этом месте. Как следствие, улучшается управляемость автомобиля. Рама также технологичная и многофункциональная: на её основе можно соорудить длиннобазный тягач под автопоезд с прицепом, имеющим центральное расположение осей.
В Евросоюзе длина подобных сцепок составляет 18,75 метров, а в Российской Федерации разрешено двадцать метров: с такими габаритами объём грузового отсека вырастает с привычных 86 (93) до 110-ти кубометров. А это значит, что грузовик гораздо быстрее окупится.
Передняя подвеска тягача малолистовая рессорная, а задняя – пневматическая с системой управления ECAS. Ведущий мост установлен на пневмоподвеске, но если на рестайлинговом тягаче КамАЗ-5460 применялась четырехбаллонная схема, то здесь она двухбаллонная, как на «Мерседесе».
Устройство и фото
В основе модели КамАЗ 5490 лежит двухосная рамная платформа с задним приводом и колесной формулой 4 на 2. В передней части автомобиля используется рессорная подвеска, в задней – двухбалонная пневматическая подвеска с системой ECAS. Благодаря этому оператор может регулировать положение рамы относительно земли, выполняя погрузочно-разгрузочные работы с максимальным комфортом. Подобная компоновка также обеспечивает устойчивость на крутых поворотах и плавный ход. Задняя ось оснащается мостом Daimler HL6, оборудованным гипоидной главной передачей, созданной специально для перевозок на большие дистанции.
КамАЗ 5490 комплектуется 16-ступенчатой механической трансмиссией ZF Astronic 16S2221 (производитель – Германия), дополненной однодисковым сцеплением MFZ 430 с интардером. Коробка передач имеет дистанционное управление. Изначально на автомобиль планировалось устанавливать КП отечественного производства, но к иностранному двигателю она не подошла.
Грузовик оборудуется дисковыми тормозами с электронным управлением. Их дополняют антипробуксовочная система ASR, система курсовой устойчивости ESP и электропневматический привод управления EBS. Модель оснащается дисковыми бескамерными колесами с шинами 315/60 R225.
Кабина КамАЗ 5490 получила множество усовершенствований. Ее дизайн был полностью пересмотрен, изменения затронули крылья, бампер, радиаторную решетку и зеркала. В качестве материала для них был выбран высококачественный пластик, стойкий к повреждениям и коррозии.
Салон автомобиля также был пересмотрен. Внутри появились кресла от Grammer на пневмоподвеске, минимизирующие толчки и вибрацию во время движения. Сиденья имели возможность регулировки подлокотников и положения. Руль получил настройки по величине вылета и углу наклона. В обязательном порядке кабина комплектовалась системой круиз-контроля, включающей электростеклоподъемники, люк на крыше с дистанционным управлением и кондиционер. Для хранения необходимых вещей водитель мог воспользоваться нишами под спальным местом или отсеками и полочками, находящимися справа от него. Большинство кнопок на панели управления находились на дистанции вытянутой руки. В салоне устанавливались магнитола и тахограф.
Кабина получила систему опрокидывания с электрическим и ручным управлением и размещалась на четырехточечной пневматической подвеске. В базовой комплектации она оснащалась аудиоподготовкой, панелью приборов с антибликовым покрытием, гидроусилителем руля, автономным отопителем, светодиодными противотуманками и трехступенчатой подножкой с противоскользящим покрытием. Опционально были доступны навигация, холодильник и мультимедиасистема.
Локализация производства КамАЗ 5490 должна была составлять 60%. В настоящее время в России изготавливаются шины, рама, отдельные элементы шасси и пластиковый обвес кабины. Многие элементы салона поставляются иностранные компаниями, как и рулевое управление. Двигатель автомобиля – немецкий. Подобная компоновка позволяет получить одновременно надежный и производительный продукт по доступной цене.
Преимущества и недостатки грузового «Мерседеса 609»
В сравнении с более ранними моделями, а также с грузовиками отечественного производства, автомобиль «Мерседес 609» имеет целый ряд отличий и преимуществ. Во-первых, конструкция кузова моделей, выпускавшихся с 1986 года, имеет антикоррозийное покрытие, а также эластичное покрытие днища и арок колес, что улучшает стойкость против коррозии и создает дополнительную шумоизоляцию. Во-вторых, у грузовиков данной линейки высокая грузоподъемность и выносливость. В-третьих, легкость проведения ремонтных работ и подбора запчастей.
Четвертая особенность — мощный и экономичный двигатель. В среднем «Мерседес 609» расходует приблизительно 13-15 л на 100 км пути
Но главное, на что было акцентировано внимание, — повышенная безопасность
Конечно, наряду с преимуществами, автомобиль имеет и недостатки. К ним можно отнести труднодоступное положение топливных фильтров, слабость крестовин карданного вала и заднего моста.
ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ РЕМОНТА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОВОЙ СПЕЦТЕХНИКИ.
Главное достоинство российских производителей большегрузных автомобилей — КАМАЗ 5490, был создан по самым прогрессивным технологиям отечественных производителей и остается на современном рынке большегрузных автомобилей на лидирующей позиции.
Сборка с применением технологий Германии и Кореи.
КАМАЗ 5490 — является международным «детищем» от российского завода-производителя. Над созданием данной модели работали мастера DMEC из Южной Кореи и Daimler Trucks.
Таким образом, можно утверждать, что данный автомобиль является продуктом сотрудничества нескольких передовых стран в автомобилестроении, что говорит об уровне качества. Главной задачей при создании КАМАЗ 5490 было усовершенствовать предыдущую модель 5460. Впервые образец нового тягача был представлен в 2011 году, тест-драйв пройден в 2012, а в 2013 выпущен первый экземпляр.
Технические данные.
Данный тягач — это транспортное средство с задним приводом, длинной 6100 мм, высотой — 3745 мм, шириной 2950 мм, массой — 7900 кг, Грузоподъемность тягача — 44 тонны. Цепляемый полуприцеп вытянет нагрузку примерно в 36 тонн.
Кабина.
Тягач КАМАЗ 5490 снабжен двумя вариантами кабин. Одна корейского производства, другая немецкого. Кабина, созданная корейскими производителями, поставляется весьма ограниченными сериями, поэтому данная модель КАМАЗа чаще встречается с немецким вариантом кабины. Именно данный факт делает кабину тягача отличной от предыдущих серий. Она очень удобная и просторная, благодаря своей высоте практически в 2 метра
Внешнее и внутреннее оформление создает ощущение комфорта во время езды, что очень важно для водителя особенно в длительных поездках
Двигатель.
У модели КАМАЗ 5490 встречается два вида двигателей. В основном тягач оснащается шестицилиндровым турбированным дизельным мерседесовским мотором OM 457LA, мощность которого 428 л. с. Этот немецкий мотор очень надежен, что радует владельцев сего агрегата, а также весьма экономичный, так как с объемом почти в 12 литров расход на 100 км составляет 29 литров. Отечественный мотор расходует 34 литра на 100 км.
Комплектация.
В состав основной комплектации КАМАЗ 5490 включены: • руль с гидроусилителем; • электропакет; • климат-контроль; • датчик тормозных колодок; • подогрев предзапуска ; • противотуманные фары.
По желанию, кабину также можно оснастить спутниковой системой навигации, мультимедийной системой и даже небольшим холодильником, что значительно добавляет комфорт в работу с данным транспортным средством.
Описание
В начале ХХІ века доля КамАЗа на постсоветском рынке седельных тягачей не превышала 5%, значительно уступая всем мировым брендам. Чтобы исправить эту ситуацию конструкторы завода приступили к проектированию современного тягача, который бы смог составить конкуренцию продукции зарубежных производителей. КамАЗ-5490 дебютировал в 2011 году на транспортной выставке КомТранс 20, а серийный выпуск грузовика начался в конце 2013 года. Автомобиль предназначен для транспортировки грузов на дальние расстояния. (Фотография). Аналогами КамАЗ-5490 принято считать Mercedes-Benz Actros и КамАЗ-5460.
Кабина
Свой магистральный тягач вполне могли бы сделать в Челнах и своими силами. Под тем же индексом 5490 шла работа над совершенно другой машиной: с кабиной, разработанной по заданию ОАО «КАМАЗ» южнокорейской инжиниринговой компанией DMEC, входящей в состав Kia Motors, которая, в свою очередь, с конца 90-х принадлежит Hyundai Corporation. А Hyundai Motor серьезно сотрудничает с Daimler. Были уже готовы опытные образцы всего семейства этих кабин: широкие и узкие, со спальником и дневные, короткие. Очень неплохие получались кабины, только с интерьером было непонятно. Сейчас на КАМАЗ-5490 ставят кабину Mercedes-Benz Axor.
Подробнее о КАМАЗе-5490 четвертого поколения читайте по этой ссылке.
Фото: Николай Мордовцев, Виталий Зудин
КАМАЗ нового поколения: почти все импортное
Плюсы и минусы
Плюсы машины
- Современный внешний облик автомобиля;
- Сравнительно небольшая стоимость марки;
- Хорошая базовая комплектация;
- Мощный силовой агрегат, отвечающий современным экологическим требованиям;
- Хорошая аэродинамическая составляющая;
- КамАЗ 5490 расход топлива (33 литра на 100 км);
- Выбор силовых агрегатов (один русский, второй немецкий);
- Неплохие коробки передач;
- Наличие пневматической подвески кабины и задней оси;
- Дистанционное управление задней оси;
- Хорошие динамические показатели;
- Электронные помощники;
- Удобный и комфортабельный интерьер;
- Приятные сидения, дополненные пневматической системой и обилием регулировок;
- Удобное рулевое колесо;
- Рулевая колонка регулируется;
- Информативная приборная панель;
- Наличие двух спальных мест;
- Есть автономный отопитель;
- Хорошая обзорность;
- Есть электронный метод подъема кабины;
- Низкое расположение седла;
- Не боится больших грузов.
Минусы машины
- Два бака по 400 литров не являются оптимальным решением для подобных автомобилей;
- Ширина спальных мест могла быть больше, что позволило бы более комфортабельно себя чувствовать во время отдыха;
- Между водительским сидением и креслом пассажира в немецком варианте кабины есть непонятное пространство, которое не позволяет свободно перемещаться по кабине;
- Отечественный мотор потребляет больше топлива;
- Седельные тягачи еще не проверены, так что о надежности говорить пока нет смысла;
- Все-таки низковатая высота дорожного просвета.