Кабина и рулевое управление
По части комфорта «Нивы» подтянулись до современных требований
За счет новых материалов обивки лучшей стала звукоизоляция, да и находиться внутри стало немного комфортнее — на прежних версиях комбайнер находился, по сути, в нагретой железной коробке с неважной вентиляцией. На новых же машинах предусмотрен кондиционер (правда, в качестве опции)
Важно! Покупая подержанный комбайн, уделите особое внимание состоянию металла (осмотрев все узлы снизу), топливной и гидравлической систем. «Больные места» старых экземпляров — это, в первую очередь, рама и молотилка, коррозия сразу «бьет» именно по ним
Сев на рабочее место, водитель видит перед собой:
Сев на рабочее место, водитель видит перед собой:
- рулевую колонку;
- справа от нее рычаг КПП, раздельные педали тормоза и разгрузки бункера;
- по левую сторону от руля стоят педали сцепления и рычаг «ручника»;
- под рулем имеется рычаг подачи топлива, на разных версиях он может располагаться по разную сторону от «баранки».
Подрессоренное сиденье регулируется в двух плоскостях (горизонталь и вертикаль). Справа, в углу кабины, размещен приборный щиток с множеством контрольных ламп и контроллеров.
Там же установлены приборы — указатели давления масла и температуры воды, тахометр барабана и амперметр. Последнего может и не оказаться — многие фермеры ставят упрощенные щитки.
Немало места занимает блок управления рабочими механизмами и системами: барабаном, жаткой, «сбросом» бункера и т. п.
Знаете ли вы? Первым самоходным комбайном, освоенным в СССР, был С-4 (1947–1958). Любопытно, что и в его «судьбу» вмешалась политика — до 1956 года он именовался «Сталинцем», а после ХХ съезда название сократили до начальной буквы.
Управление ведущим (задним) мостом осуществляется при помощи гидравлики — прямой механической связи между рулем и колесами нет, все перенимают на себя ГУР и система патрубков, по которым циркулирует рабочая жидкость, подаваемая насосом-дозатором. Данный подход значительно уменьшает люфты, но есть и свои сложности. Так, при неправильной регулировке руль становится чересчур «тугим».
Технические характеристики комбайна НИВА СК-5
Завод «Ростсельмаш» был основан в начале XX века. Это известное не только в родной стране, но и ближнем и дальнем зарубежье предприятие, когда-то выпускало комбайны Нива СК-5. Сейчас там производятся его модернизированные наследники.
Эта без преувеличений выдающаяся машина начала выпускаться с 1958 года в качестве модели СК-3. Производя ранее исключительно прицепные комбайны, завод сделал большой шаг вперёд, самостоятельно разработав первую самоходную уборочную машину. С того момента страна имела технику совсем иного уровня, современную и производительную.
1962 год был ознаменован следующим этапом развития машины. Началось производство усовершенствованной модели СК-4, которая отличалась на 25% увеличенной производительностью.
Последняя модель линейки — СК-5. Её начали изготовлять в 1973 году. Эта машина стала широко использоваться в качестве базы для различных узкоспециализированных и прочих модификаций. К примеру, она послужила основой для создания рисоуборочного комбайна, работающего на склонах до 30°.
Основные модификации модели:
- СК-5А — с повышенной мощностью (до 120 л. с.).
- СК-5АМ — мощность повышена до 140 л. с., трансмиссионная коробка смещена влево.
- СК-5М-1 — на этот вариант установлена гидростатическая трансмиссия.
- СКП-5М-1 — с опцией комплектования сменным полугусеничным ходом, чтобы работать на очень влажных почвах.
- СКК-5 — является крутосклонной модификацией для возможности работы на склонах до 30°.
Комбайн Нива СК-5 — технические характеристики
Название уборочной машины расшифровывается как С – самоходный, К — комбайн и 5 — производительность в 5 килограммов в секунду. Другие характеристики:
- Размеры комбайна Нива СК-5: 7607 мм в длину, 3930 мм в ширину, 4100 мм в высоту;
- Вес — 7400 килограммов;
- Мощность 114 киловатт/155 лошадиных сил;
- Объём бака для топлива — 300 литров;
- Камера наклонная — транспортер;
- Ножи — 64 штуки;
- Ширина жатки — 5 метров;
- Соломотряс — 4 клавиши;
- Длина элементов соломотряса — 3,6 метров;
- Скорость выгрузки бункера — 40 л/сек, высота выгрузки — 2,9 метров;
- Система очистки — двухрешетная;
- Объём бункера — 3 тысячи литров;
- Молотильный механизм представлен барабаном с вращением 2900 оборотов в минуту;
- Диаметр молотильного аппарата — 0,6 метра.
Эксплуатация комбайна Нива СК-5
Удивительно, но в наше время, в эпоху высоких технологий и продвинутой электроники, всё больше аграриев останавливают свой выбор на простых и надёжных машинах. Они отличаются редкими поломками, доступностью запчастей, а отремонтировать их может любой сельский слесарь, не имеющий особых навыков и без специального оборудования. И, конечно же, самое главное преимущество Нива СК-5 — это цена и соотношение цены и качества. Это идеальный вариант для зон рискованного земледелия с полями низкой урожайности, в то время как дорогой комбайн будет в таком случае не в состоянии себя окупить.
Преимущества уборочной машины:
- Компактные габариты и сравнительно небольшой вес, позволяющие работать на полях небольшого и среднего размера, где также может преобладать сложный рельеф.
- Высокая производительность, обусловленная наклонной камерой и транспортером. Транспортер направляет зерно, неся минимальные потери.
- Лёгкое управление и маневренность благодаря применению гидростатической приводной системы.
- Комфорт для водителя. Современные модели оборудованы кондиционером, системой отопления, звуковой и вибрационной изоляцией.
- Возможность установить различные элементы для операций с соломой, которая остаётся после уборки злаков.
Недостатки:
- Приводные ремни быстро изнашиваются.
- Жатка устанавливается довольно сложно, что делает процесс обслуживания достаточно трудоёмким.
Схема комбайна Нива СК-5
Уборочная машина состоит из: мотовила, режущего аппарата, шнека, пальчикового аппарата, наклонной камеры, приёмного битера, камнеуловителя, барабана, приставки деки, основной деки, отбойного битера, соломотряса, транспортной (стрясной) доски, пальчиковой (разравнивающей) решётки, верхнего решета, удлинителя верхнего решета, нижнего решета, скатной доски, зернового шнека, колосового шнека, зернового элеватора, колосового элеватора, верхнего (распределительного) колосового шнека, скатной доски удлинителя, половонабивателя, измельчающего барабана с ножами, противорежущего бруса, шнека измельчителя, вентилятора измельчителя, бункера, вентилятора очистки.
Зачем утилизировать с/х комбайны
Любая сельскохозяйственная техника по уборке риса и зерна или других культур со временем приходит в непригодность по различным причинам. Это может возникнуть из-за любой поломки, попадания в конструкцию инородного предмета или неожиданно случившейся аварии. Поломка сельскохозяйственной техники может значительно ударить по бюджету и приводит к расходам, а сломавшийся комбайн и вовсе стоит без дела, его необходимо где-то хранить и следить за его состоянием. Именно поэтому б/у (старый / отработанный) комбайн нужно утилизировать, чтобы предотвратить негативное влияние сломанной техники на общий бюджет предприятия.
В компании ВторБаза услуга по утилизации совершенна бесплатна в случае если стоимость металлолома покрывает расходы на резку и транспортировку. Это отличает фирму от других пунктов приема в регионе. Если вы хотите провести утилизацию с выгодой, а не просто избавиться от ненужной сломанной техники, то лучше условия чем на «ВторБазе» в г.Москва и Подмосковье не найти.
Комбайн Нива создан более 40 лет назад. Сейчас выпускаются усовершенствованные модели этого агрегата, которые имеют хорошие производственные показатели и применяются в небольших хозяйствах.
Жатка комбайна Нива СК-5
Любой зерноуборочный комбайн содержит пять основных частей: жатку, молотилку, копнитель, ходовую часть и двигатель. Кроме того комбайн оснащается гидравлической системой, механизмами привода, органами управления и сигнализации.СК 5 «Нива»– это пример нестареющей классической схемы зерноуборочного комбайна, имеющей несущую молотилку и навесные жатку и копнитель.
Фото жатки комбайна Нива СК-5
Жатка скашивает хлебную массу и транспортирует ее в молотилку комбайна. Включает в свой состав корпус, мотовило, режущий аппарат, шнек и механизмы привода и регулировок. Корпус жатки шарнирным способом установлен на наклонной камере на центральном шарнире и подвесках. Подвеска регулируемая по длине служит для избежания перекосов жатки относительно молотилки. Основой жатки является сварной корпус. Сзади на нем имеются съемные опоры которые могут принимать рабочее или транспортное положение. Рабочее положение опор используют во время монтажа, ремонта и хранения. Внизу на корпусе расположены копирующие башмаки, которые служат передней опорой жатки в случае прямого способа уборки с копир. рельефа поля. Башмаки могут принимать любое из 4-х полож. тем самым регулируя высоту среза стеблей.
Нива СК-5, одна из легенд отечественного, сельскохозяйственного, машиностроения. Этот небольшой комбайн увидел свет более 40 лет назад, и был когда то одной из самых массовых зерноуборочных машин в Советском Союзе. По сей день компания «Ростсельмаш» выпускает глубоко-модернизированную версию этого замечательного комбайна. Новые СК-5 обладают отличными производственными характеристиками и вполне способны конкурировать с зарубежными аналогами, в своем сегменте.
Применяются эти комбайны преимущественно малыми фермерскими хозяйствами, с небольшими площадями посевов. Там где применение серьезной высокопроизводительной техники не целесообразно. В таких условиях эти машины незаменимы, и спрос на них вследствие этого не падает с годами.
Особенности комбайна СК 4
Этот зерноуборочный самоходный комбайн производился с 1962-1974 гг., за время чего был удостоен наград и медалей, как на отечественном, так и международном уровне.
Среди особенностей, которые помогли ему продвинуться вперед своих предшественников, можно назвать:
- оснащенность большой молотилкой;
- возможности регулировать при движении агрегата рабочие узлы и механизмы;
- большую маневренность благодаря гидроусилителю поворотного движения;
- модернизацию клавиш соломотряса;
- использование крупнокалиберных шнеков;
- конструктивное усовершенствование копнителя и элеваторных скребков.
История появления знаменитой сельхозтехники
Самый известный сейчас по производству техники, завод «Ростсельмаш» появился в России в начале 20 века. Еще 60 лет назад с ворот этого завода вышли первые, еще не модернизированные комбайны. Первая «Нива СК-5» была создана в 1958 году, как экспериментальный образец, через пару месяцев было предоставлено уже 27 моделей полностью готовых к работе.
Такие аппараты быстро нашли применение на полях, и к 1961 году было выпущено сто тысяч машин. Это производство ознаменовало новое поколение подобных аппаратов, ведь до этого выпускались только прицепные зерноуборочные машины. После 100-тысячного аппарата было принято решение о разработке новой усовершенствованной модели, так как предыдущая уже не удовлетворяла потребности по мощности переработки и времени работы.
Поэтому, к февралю 1962 года была выпущена новая ступень зерноуборочных машин в виде «Нива СК-4» с большей на 25% производительностью. Если Вы ищите недорогой зерноуборочный комбайн, то нива ск 5 станет оптимальным решением. Так как модели активно распродаются за рубежом, компания «Ростсельмаш» предоставляет возможность устанавливать колеса иностранного производства.
Последней ступенью на данный момент является производство серии «СК-5», начавшееся в 1973 году. Он уникален и является базой для модернизации под узкие направления, например зерноуборочный комбайн для сборки на склонах до 30 градусов сделан именно на базе этой «Нивы». С аппаратом было проведено немало улучшений и экспериментов, но самой последней версией сейчас является зерноуборочный комбайн Нива Эффект.
Технические характеристики:
- Габариты по соотношению длины/высоты/ширины 7610/4050/3950 мм;
- Вес – более 7000 кг, в обычной комплектации 7400.
- Молотильный механизм с частотой вращения 2900 оборотов в минуту.
- Объем бункера 3000 л.
- Выгрузка бункера, скорость и высота 40 л. секунду к 2,9 м.
- Четырехклавишный соломотряс с жаткой размером 5 метров
- 64 активно работающих ножа.
- Камера может наклоняться, сделана по типу транспортера.
Особенности уборки колосовых растений комбайном СК-5 «Нива»
При прямом комбайнировании уборка совмещается с обмолотом. Такой способ применяется в южных областях (Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Ростовская и другие области юга России). Скашивание выполняется специальной косилкой, установленной на раме жатки.
Общий вид жатки с косилкой. Видно мотовило с приводом и косилка
Жатка не просто висит на раме комбайна. При скашивании зерновых она опирается на копирующие башмаки. Тогда высота среза по всей ширине остается постоянной. У башмаков разная высота от 50 до 180 мм. Используя специальные пружины, добиваются определенного усилия давления башмака на почву.
Особенности устройства жатки
Устройство жатки следующее:
- Мотовило приподнимает полегшие стебли. Оно вращается в эксцентриковом механизме привода. Такое сложное движение лучше приподнимает полегшие хлеба.
- Режущий аппарат – это пальцевый брус с одинарными пальцами. К ним приклепаны противорежущие пластины. Шарнирно-телескопическая передача приводит в движение нож.
- Шнековый транспортер смещает срезанную массу к центру.
- Пальцевый механизм, расположенный в центре направляет хлебную массу на наклонный транспортер.
- Наклонный транспортер осуществляет подачу зерновых на молотильно-сепарирующее устройство, размещенное внутри комбайна.
- Подборщик используется при раздельном комбайнировании, когда выполняется скашивание в валок, а через несколько дней подбор молотьба хлеба.
Типы жаток, используемых на комбайне СК-5 «Нива»
Комбайн СК-5 «Нива» оснащается разными типами жаток.
Тип жатки | Ширина захвата | Убираемые сельхозкультуры и вид уборки |
ЖВН-6А | 6 | Пшеница, рожь, ячмень, овес при прямом комбайнировании |
ЖШН-6 | 6 | Пшеница, рожь, ячмень, овес при раздельном комбайнировании, формирует валок, в котором колосья размещаются в верхней части |
ЖНС-6-12 | Пшеница, рожь, ячмень, овес при раздельном комбайнировании, формирует валок, в котором колосья размещаются в верхней части. Один валок формируется с двух проходов комбайна | |
ЖВР-10 | 10 | Скашивание изреженных хлебов |
ЖРБ-4,2 | 4,2 | Бобовые и крупяные культуры, семенники трав, полеглые стебли, зеленый горошек, гречиха. |
ЖНУ-4 | 4 | Бобовые культуры, рис, семенники трав, гречиха |
ППК-4 | 4 | Уборка кукурузы |
КМС-4 | 4 | Уборка кукурузы |
Общий вид жатки ППК-4, используемой для уборки кукурузы. Видны специальные колосники, направляющие стебли кукурузы на наклонный транспортер
Возможные ошибки при скашивании зерновых:
- Неправильный подбор скорости вращения мотовила. В результате верхняя часть отбрасывается сильно вперед, что нарушает условия резания стеблей. Регулирование выполняют на ходу, внимательно наблюдая за ходом процесса уборки.
- Использование жаток ЖВН-6А или ЖШН-6 на разреженных хлебах. Получаемый валок имеет слишком малую удельную массу. Производительность на обмолоте крайне низкая.
Подборщик для жаток бывает двух типов: барабанный и полотенно-транспортерный подборщик.
Барабанный подборщик имеет барабан длиной 3 м. Пальцы барабана подают массу на шнек, а затем она перемещается на наклонный транспортер.
Полотенно-транспортерный подборщик – это резинометаллическое устройство, осуществляющее сбор и подачу массы на транспортер наклонного типа. Наибольшее распространение получил полотенно-транспортерный подборщик.
При регулировке режима работы полотенно-транспортерного подборщика устанавливают скорость на 20-30 % выше линейной скорости движения комбайна.
Жатки зерноуборочных комбайнов отечественного производства взаимозаменяемые, поэтому поиск комплектующих можно производить не только для СК-5, а также и для других комбайнов, например, «Енисей – 1200».
Ошибка при регулировке скорости работы подборщика – это слишком высокая скорость по отношению к линейной скорости сельхозмашины (более 30 %). Это ведет к разрыву валков и выбиванию зерна раньше поступления на молотильно-сепарирующий аппарат.
Наклонный транспортер является неотъемлемым элементом жатки. Его планки перемещают хлебную массу по плоской поверхности корпуса, направляя ее в молотильно-сепарирующее устройство.
Устройство
Устройство комбайна Нива СК 5 содержит ходовую часть, гидравлику и жатку. Ход комбайна обеспечивается мостом ведущих колес, мостом управляемых колес и вариатором. Для перемещения ведущих колес имеются такие основные узлы:
- коробка передач;
- муфта сцепления;
- дифференциал;
- КПП с тормозом;
- пара бортовых редукторов.
Коробка передач имеет три вала и систему шестерен. Коробка обеспечивает три передние передачи и одну заднюю. Водимые колеса соединены жесткой балкой. А также имеются поворотные кулаки и трапеция с цилиндром, работающим от гидропривода. Вариатор играет роль передатчика крутящего момента со шкива мотора на КПП. Происходит это за счет клиноременного механизма. Управление вариатором осуществляется оператором. Система гидравлики участвует в процессах управления основными элементами машины, опустошении бункера, осуществлении поворотных движений, наборе или снижении скорости. Система гидравлики делится на такие составляющие:
- насос;
- распределитель;
- насос для дозирования;
- поршневой цилиндр.
Зерноуборочный комбайн Нива СК 5м имеет основной элемент для уборки растений – жатку. Она содержит такие элементы:
- раму с башмаками;
- мотовило;
- аппарат резки;
- шнек;
- транспортерная лента плавающей разновидности;
- подборщик (используется при раздельном способе зерноуборки).
Схема комбайна Нива СК 5 подразумевает определенный ход работы:
- наклоненные мотовилом растения срезаются и подаются в молотильно-сепарирующую систему после сужения;
- в приемном битере происходит разделение на камни и основную массу зерновых культур;
- в барабане зерна отделяются от колосьев;
- полученная солома поступает на соломотряс;
- после полного разделения зерно подается в бункер;
- обработанная солома движется в копнитель, где уплотняется;
- после набивки копнителя оператор выгружает копну;
- копнитель закрывается.
СК 05 отличается высокой маневренностью и простотой контроля в непредвиденных обстоятельствах.
Жатка
Любой зерноуборочный комбайн содержит пять основных частей: жатку, молотилку, копнитель, ходовую часть и двигатель. Кроме того комбайн оснащается гидравлической системой, механизмами привода, органами управления и сигнализации.СК 5 «Нива»– это пример нестареющей классической схемы зерноуборочного комбайна, имеющей несущую молотилку и навесные жатку и копнитель.
Жатка скашивает хлебную массу и транспортирует ее в молотилку комбайна. Включает в свой состав корпус, мотовило, режущий аппарат, шнек и механизмы привода и регулировок. Корпус жатки шарнирным способом установлен на наклонной камере на центральном шарнире и подвесках. Подвеска регулируемая по длине служит для избежания перекосов жатки относительно молотилки. Основой жатки является сварной корпус. Сзади на нем имеются съемные опоры которые могут принимать рабочее или транспортное положение. Рабочее положение опор используют во время монтажа, ремонта и хранения. Внизу на корпусе расположены копирующие башмаки, которые служат передней опорой жатки в случае прямого способа уборки с копир. рельефа поля. Башмаки могут принимать любое из 4-х полож. тем самым регулируя высоту среза стеблей.
Кабина и рулевое управление
В старых моделях советского периода, условия в кабине комбайна были весьма, спартанские. Принудительная вентиляция хоть и присутствовала, была не способна спасти от жары, а о кондиционере тогда можно было только мечтать. Хотя нельзя не отметить что органы управления машиной располагались вполне удобно.
Рулевая колонка непосредственно перед оператором. В полу справа от колонки рычаг переключения передач, раздельные педали тормоза, педаль выгрузки копны, слева сцепление и стояночный тормоз. Справа от сиденья располагались рычаги и переключатели управления различными механизмами и системами комбайна: жаткой, молотилкой, выгрузкой бункера и т.д.
Сиденье подрессорено с регулировками по весу, в вертикальной и горизонтальной плоскости.
Стоит отметить, что в современных моделях комбайна кабина куда комфортнее. Обивка и звукоизоляция из современных, качественных материалов. Возможна установка кондиционера.
Рулевое управление.
Управляемые колеса на комбайне задние. Система управления полностью гидравлическая, с гидроцилиндром в рулевой трапеции.
Регулировка и ремонт комбайнов СК-5 «НИВА», СК-6 «КОЛОС» И СКД-5 «СИБИРЯК»
На комбайне СК-5 «Нива» зазоры молотильного устройства в диапазоне, необходимом при работе на определенной культуре, регулируют из кабины комбайнера рычагом 6 (рис 27). Заводской регулировкой устанавливают зазоры: на входе — 18 мм, между передней планкой 3 основной деки 2 и бичами барабана — 14 мм, на выходе — 2 мм при положении рычага 6 на первом зубе сектора 7. Если указанные зазоры не соответствуют, то восстанавливают их следующим образом: устанавливают рычаг 6 на первом зубе сектора 7 и в зависимости от направления перемещения деки (на уменьшение или увеличение зазоров) отпускают нижние или верхние гайки регулировочных тяг 1, 4 и цапф 5. Подкручиванием неотпущенных гаек восстанавливают указанные выше зазоры.
Рис. 27. Регулировка зазоров молотильного устройства комбайна Нива, составные части, запчасти: 1 и 4 регулировочные тяги; 2 — основная дека; 3 — передняя планка основной деки; 5 — цапфа; 6 — рычаг; 7 — сектор; 8 — шкала; 9 — винт.
После регулировки тщательно затягивают все гайки, отпускают винт 9 и перемещением шкалы 8 совмещают цифры 18, 14 и 2 со стрелкой рычага 6.
Во избежание аварийной ситуации барабан прокручивают вручную, чтобы убедиться в отсутствии контакта бичей за планки деки. Диапазон регулирования деки рычагом 6 на входе до 48 мм, у передней планки основной деки до 46 мм, на выходе до 40 мм. Перемещению рычага 6 на один зуб сектора 7 соответствует изменение зазора на 1 мм.
На комбайне CK-6-II «Колос» подбарабанья в исходное (начальное) положение устанавливают следующим образом: рычаг регулировки 8 (рис. 28) фиксируют на первом вырезе сектора 7 (заднее крайнее положение рычага) и изменением длины тяг 5 к 6 устанавливают при помощи щупа зазоры на входе 14 мм, на выходе 2 мм.
Рис. 28. Регулировка зазоров молотильного устройства комбайна Колос, детали и запчасти: 1 — рычаг регулировки деки второго барабана; 2 и 7 — сектора; 3 — регулировочные болты; 4, 5 и 6 — тяги; 8 — рычаг регулировки деки первого барабана. При установке зазоров на втором подбарабанье рычаг 1 фиксируют на секторе 2 в крайнем переднем положении и изменением длины тяг 4 болтами 3 при помощи того же щупа устанавливают зазоры между бичами барабана и планками подбарабанья на входе надставки 18 мм, у первой планки основного подбарабанья — 14 мм, на выходе — 2 мм.
При регулировках нужно следить за тем, чтобы зазоры между бичами и планками деки были одинаковыми по обеим сторонам молотилки.
Во время работы комбайна зазоры регулируют перемещением рычагов 1 и 8 на соответствующие деления секторов 2 и 7.
В случае забивания барабанов рычаг 8 первого подбарабанья пускают в крайнее нижнее положение, а рычаг 1 второго подбарабанья подают на себя. Затем выводят из зацепления с сектором 2 и опускают до предела вниз. На комбайне СКД-5 «Сибиряк» подбарабанья в исходное положение устанавливают следующим образом: открывают смотровые люки на панелях молотилки и отсоединяют регулируемую тягу 4 (рис. 29 и 30) от рычага 3. Рычаги 6 эксцентриков, расположенные с правой стороны молотилки, установить для переднего подбарабанья вертикально вниз, для заднего — вертикально вверх. Рычаг 2 (рис. 29) переднего подбарабанья ставят на пятое отверстие сектора 1, считая сверху, а рычаг 2 (рис. 30) заднего подбарабанья — на пятое отверстие, считая снизу. Освобождают болты 7 (рис. 29) и, вращая гайки регулировочных винтов 5 (рис. 29 и 30), устанавливают подбарабанья со следующими зазорами: у переднего барабана 20± 1 мм на входе и 7— 1 ми на выходе; у заднего барабана 18±1 мм на входе и 1 на выходе. Проверяют, вертикально ли расположены рычаги эксцентриков с правой стороны молотилки. Присоединяют тягу 4 к рычагу 3, предварительно отрегулировав ее длину и, затягивают болты 7 (рис. 29). Зазор на входе у подбарабанья заднего барабана замеряют по четвертой планке: он должен быть на 1 мм меньше, чем при замере на первой планке.
Рис. 29. Регулировка зазоров переднего подбарабанья молотильного устройства комбайна Сибиряк, детали и запчасти: 1 — сектор; 2, 3 и 6 — рычаги; 4 — тяга; 5 — винт; 7 — болт.
При перемещении на одно отверстие по сектору 1 (рис. 29 и 30) рычага 2 зазоры между бичами барабана и планками подбарабанья изменяются следующим образом: на входе 1 мм, на выходе 0,5 мм.
По окончании регулировки необходимо убедиться в отсутствии перекосов подбарабаний. Чтобы проверить, не задевают ли бичи о планки подбарабаний, нужно по окончании регулировки провернуть молотилку вручную.
Рис. 30. Регулировка зазоров заднего подбарабанья молотильного устройства комбайна Сибиряк, составные части, запчасти: 1 — сектор; 2, 3 и 6 — рычаги; 4 — тяга; 5 — винт. Далее регулировка частоты вращения барабана и натяжение ремня вариатора привода барабана комбайна.
«Нива» СК-5
Функционально-техническая оснастка комбайна «Нива» СК-5 позволяет заготавливать злаковые культуры со скоростью до 5 кг зерен в секунду. Долгое время этот агрегат использовался для уборки льна. По сей день считается одним из наиболее удачных изобретений . Подходит для уборочной страды в зонах рискованного земледелия, которыми сегодня считается большая часть южных и восточных регионов Евразии. В отличие от предыдущей модели, этот комбайн демонстрирует достойные производительные данные в среднеурожайных посевах. В отличие от других комбайнов «Нива», производился как на колесном, так и гусеничном ходу.
Преимущества:
- малогабаритность и сравнительно малый вес, что позволяет работать с такой техникой на небольших земельных участках и полях со сложной геометрией;
- усовершенствованное устройство жатки, в которой появилась наклонная камера и транспортерная линия;
- соломотряс с технологией реверсирования, который возвращает обратно в барабан невымолоченную зерностеблевую часть растений;
- 155-сильный турбированный двигатель с большим запасом крутящего момента;
- укрупненная колесная рама с задним приводом;
- эксплуатация на почвах любой влагоемкости;
- рулевое управление с гидроусилителем, что удалось достичь сокращением соединительных деталей между рулем и колесами;
- широкозахватная жатка ЖКН-6, способная охватить в один проезд комбайна 6 м проективной площади;
- увеличенный в сравнении с предшественницей СК-4 диаметр бильного барабана;
- почти вдвое увеличенный объем бункера для зерна, сто сокращает частоту разгрузок;
- гидравлическая схема регулировки основных рабочих органов комбайна;
- эргономичная кабина для комбайнера, защищенная от постороннего шума, вибрации и внешней пыли;
- возможность дооснастки комбайна «Нива» СК-5 измельчителем соломы и другими адаптерами для обработки обмолоченной вегетативной массы.
Эксплуатационные показатели:
- Мощность – 56 кВт;
- Захват – до 5 м;
- Бензобак – 0,14 м3;
- Диаметр барабана – 0,6 м;
- Длина соломотрясных модулей – 3,6 м;
- Бункер для семян – 3 т;
- Вес – 7,4 т.
Основными недостатками этой сельхозмашины эксперты считают недолговечность ходовых ремней: их приходится часто менять на новые детали, что отражается не только на эксплуатации и обслуживании, но и на бюджете.
Покупка комбайна «Нива» СК-5: особенности выбора
Подавляющая часть этих комбайнов, уже довольно таки почтенного возраста, и это не может не отражаться на их состоянии. Поэтому в первую очередь смотрим на состояние рамы и прочих элементов конструкции, гнилая машина – это множество проблем в будущем.
Из механизмов осмотрите: состояние барабана, открыв боковые лючки он прекрасно просматривается на сквозь, можно оценить состояние бичей молотилки и подбарабанья; осмотреть снизу элеваторы, не должно быть значительной коррозии; оценить состояние двигателя и приводных ремней.
На вторичном рынке цена на комбайны «Нива» начинаются примерно со 100 тыс. все что ниже, так или иначе разукомплектовано. Цена свежего комбайна приблизительно 1,3-1,4 млн. руб.
Технические характеристики
Технические характеристики комбайна Нива СК 5 позволяют вступать модели в конкурентную борьбу с аналогичными иностранными устройствами. Общие технические показатели:
- Выработка – 5 кг/сек;
- Емкость бункера – 3000 л;
- Быстрота разгрузки бункера – 40 л/сек;
- Высота выгрузки – 2,9 м;
- Поперечный размер жатки – 5 м;
- Число ножевых приспособлений – 64 шт;
- Размер – 7,6х3,9х4,1 м;
- Масса – 7,4 т;
- Устройство очистки – двухрешетное;
- Длина деталей соломотряса – 3,6 м;
- Число деталей соломотряса – 4 шт;
- Вид молотильно-сепарирующего механизма – барабан;
- Быстрота кручения барабана – 2900 об/мин;
- Быстрота срезов ножевого механизма – 750-1235 срезов/мин.
Нива 5 считается компактным устройством, подходящим для больших и малых территорий уборки со сложными границами.
Характеристики двигателя
При помощи силового агрегата все приспособления зернового комбайна нива начинают свою работу.
Основные показатели мотора:
- Виды двигателя – СМД-17К, СДМ-18К с силой в 100 л.с. СМД-19К, СМД-20К, СДМ-21 с мощностью 120 л.с.
- Число цилиндров – 4 шт;
- Метод запуска – бензиновый запуск/стартер.
Обязательно почитайте: Комбайн прицепной зерноуборочный
Четырехтактные моторы, работающие на дизельном топливе, выпускаются в рядном исполнении. Более мощные агрегаты снабжены системой турбонаддува, обеспечивающей охлаждение воздуха перед заходом в турбину. Старые модификации имели бензиновый метод запуска. Новые устройства оборудованы стартером, обладающим большим запасом активного пользования. Двигатель комбайна Нива являлся довольно мощным для устройств прошлого века.
Нива СК 5
Кабина
Старые модели оснащались весьма неудобной кабиной. Так как машина эксплуатировалась в летний период, спасаться от жары при помощи встроенной принудительной вентиляции не получалось. Сиденье оператора имеет настройку по высоте и ширине. Управление осуществляется рулевой колонкой, находящейся прямо перед креслом. Для управления жаткой, молотильным механизмом и выгрузкой предусмотрены рычажки и тумблеры в легком доступе. Новейшие модификации снабжены кабиной с электронным механизмом управления, кондиционером. Предусмотрено губчатое ковровое покрытие для облегчения продолжительного пребывания за управлением. Представленные в сети фото Нива СК 5 помогают судить о расположении основных узлов контроля работы комбайна.
Расход топлива
Вместимость бака для топлива составляет 300 литров. Удельный расход топлива равен 162 г/л.с. ч.