На боевом посту
Не смотря на то, что «Лаптежник» приобрел самое широкое распространение в различных отраслях народного хозяйства, не секрет, что он создавался, в первую очередь, для нужд вооруженных сил страны.
Примечательно, что на шасси КрАЗа не устанавливалось боевых комплексов и систем вооружения, однако, он стал базовым автомобилем для армейских инженерных служб.
Каждая из модификаций инженерных спецмашин, построенных на базе КрАЗ-255Б, уникальна, и заслуживает детального описания. Большинство из них с успехом эксплуатируются и в наши дни. Чего стоит только понтонно-мостовой парк ПМП и его модифицированный вариант ПМП-М! В 80-е годы прошлого века эта инженерная система признавалась лучшей в своем классе во всем мире.
Краз-255 ПМП за работой
Система понтонной переправы советского производства стояла на вооружении не только стран-участниц Варшавского договора, но и некоторых капиталистических стран. К примеру, ПМП на шасси КрАЗа до сих пор находится на вооружении армии Финляндии.
Совершенными в техническом плане оказались и тяжелый механизированный мост ТММ и общевойсковой мобильный экскаватор ЭОВ-4421, который эксплуатируют не только инженерные подразделения армий стран СНГ, но и миротворческий контингент ООН.
Немало спецтехники на базе КрАЗ-255 создано и для подразделений аэродромного обеспечения. Это различные модификации топливозаправщиков, уникальные аэродромные установки контроля гидросистем тяжелых транспортных самолетов, пожарные краны, буксировщики.
В войсках противовоздушной обороны хорошо известны радиолокационные дальномеры, установленные на шасси «Лаптежника», использовались КрАЗы и в качестве транспортно-заряжающих машин ракетных комплексов. В РВСН седельные тягачи КрАЗ-225В применялись для буксирования полуприцепов с ракетными комплексами.
В вооруженных силах государств-союзников СССР на базе 255-го создавались боевые комплексы. Так, в Анголе на шасси КрАЗ-225Б были построены суррогатные бронетранспортеры, на Кубе грузовик был адаптирован под самоходную артиллерийскую установку с бронированной кабиной. В вооруженных силах Северной Кореи, после удлинения рамы грузовика, на его шасси устанавливался пусковой комплекс ЗРК С-125 «Печора».
Устройство и технические характеристики
Вездеход КрАЗ-255Б1 построен на раме, оснащенной лонжеронами из стандартного швеллера, которые соединены 5 штампованными поперечинами. Передний мост смонтирован на рессорах, концы которых установлены в резиновые демпфирующие опоры. Для снижения жесткости используются телескопические амортизаторы. Задняя тележка оборудована балансирной подвеской, включающей в себя рессоры и реактивные штанги.
Бездисковые колеса оснащены съемными бортовыми кольцами. На грузовике используются шины модели ВИ 3, имеющие размер 1300*530. В стандартное оснащение входит система централизованной регулировки давления, кран управления выведен в кабину водителя.
Технические характеристики базового автомобиля:
- грузоподъемность — 7500 кг;
- масса прицепа — 30000 кг (по дорогам с твердым покрытием);
- максимальная скорость — 71 км/ч;
- контрольный расход горючего — 40 л на 100 км пути;
- запас хода по топливу — 750 км;
- глубина преодолеваемого брода — до 1,0 м;
- преодолеваемый подъем на сухом твердом покрытии — 18-20° (в зависимости от веса);
- тормозной путь (при движении со скоростью 40 км/ч) — не более 21 м.
Построенный на базе КрАЗ-255 седельный тягач использует раму, укороченную на 960 мм. Седло 2-шарнирной схемы рассчитано на использование полуприцепов со шкворнем диаметром 50,8 мм. Запирание производится полуавтоматически, допускается отклонение прицепа на 100° в каждую сторону.
Самосвал, созданный на базе вездехода, оснащался металлической платформой без заднего борта. Для опрокидывания узла использовалась гидравлическая система. Насос устанавливался на агрегатах трансмиссии.
На основе шасси грузовика монтировался армейский экскаватор ЭОВ-4421, предназначенный для создания фортификационных сооружений. Установка оснащалась отдельным дизелем СМД 14, который приводил в действие насосную станцию.
Версия лесовоза 255Л1 использует упрощенные агрегаты от гражданских грузовиков модели 256. Машины поставлялись в комплекте с прицепом-роспуском, который позволял перевозить хлысты длиной до 30 м и весом до 23000 кг.
Двигатель
На грузовиках 255Б применялся 4-тактный двигатель ЯМЗ-238 с воспламенением топливной смеси от сжатия. Мотор имеет 8 цилиндров, установленных V-образно с углом развала рядов 90°. В системе охлаждения используется трубчатый радиатор, закрытый спереди жалюзи с ручным управлением. Перед шторкой устанавливается дополнительный теплообменник системы смазки.
На двигателе установлено фрикционное сцепление с 2 дисками и демпферным устройством. Управление узлом механическое, усилитель конструкцией не предусмотрен.
В системе выпуска отработавших газов использованы гофрированные рукава. В стандартное оснащение грузовиков входил автономный пусковой подогреватель модели ПЖД-44Б.
КПП
На автомашине установлена 5-скоростная коробка переключения передач, оснащенная синхронизаторами для всех скоростей, кроме первой и реверса. Для повышения ТТХ грузовика применен раздаточный редуктор с понижающим рядом. В схему раздатки включен межосевой блокируемый дифференциал, отвечающий за работу мостов задней тележки. Привод на переднюю ось подключается рычагом из кабины водителя. Раздаточная коробка связана с главными парами мостов трубчатыми карданными валами с крестовинами на игольчатых подшипниках.
Тормозная система
Грузовик оснащен барабанными механизмами торможения с пневматическим приводом. На машинах применяется 2-секционный кран поршневого типа, способный управлять тормозами грузовика и прицепа. Дополнительное замедление обеспечивается моторным тормозом, представляющим собой заслонку, установленную в канале выпуска отработавших газов. Для удержания вездехода на стоянке используется барабанный тормоз, установленный в цепи привода заднего моста.
Габаритные размеры и сколько весит грузовик
Грузовой автомобиль, оснащенный бортовой платформой, имеет следующие габариты:
- длина — 8645 мм;
- база — 5300 мм;
- межосевое расстояние задней тележки — 1400 мм;
- колея — 2160 мм;
- ширина (без зеркал заднего вида) — 2750 мм;
- высота (без нагрузки до крыши кабины) — 2940 мм;
- высота при установке тента — 3170 мм.
Вес КрАЗ-255, заправленного технологическими жидкостями, составляет 11700 кг, установка дополнительного оборудования добавляет еще 250 кг. Седельный тягач имеет массу 9670 кг.
Рулевое и тормозное управление КрАЗ-6322
Рулевое управление данного автомобиля – механическое, с шариковой гайкой и встроенным распределителем; с гидроусилителем. Насос гидроусилителя — пластинчатого типа. В рулевой колонке смонтированы электрический замок включения стартера и отключения подачи дизтоплива с фиксатором рулевого вала.
Рабочая тормозная система – с колёсными тормозными механизмами барабанного типа, с внутренними колодками. Привод тормозов пневматический, раздельный. Она обеспечена возможностью подсоединения тормозных систем прицепов с однопроводным и двухпроводным приводами. Также тормозная система может быть дополнена АБС – антиблокировочной системой тормозов.
В конструкции стояночной тормозной системы используются тормозные механизмы колёс промежуточного и заднего мостов рабочей тормозной системы. Функции запасной тормозной системы исполняют контуры рабочей тормозной системы. Тормозная система вспомогательная – дроссельного типа, установленная в системе выпуска отработавших газов, имеет пневматический привод.
Конструктивные особенности
Передняя подвеска лесовозов КрАЗ выполнена на продольных рессорах полуэллиптической формы. Последние оснащены телескопическими амортизаторами двустороннего действия. Задняя подвеска имеет балансировочное исполнение.
Лесовозы КрАЗ имеют различную колесную формулу — 6х4 или 6х6. Каждый из мостов унифицирован. Данные элементы имеют разгруженные полуоси и двухступенчатый редуктор. Передняя ось оснащена шарнирами равных угловых скоростей. Необходимость использования данных элементов обусловлена возможностью передачи крутящего момента на ведущие колеса во время совершения поворота. Главной конструктивной особенностью средней колесной оси является наличие специальной площадки, используемой с целью установки промежуточной опоры карданного вала для заднего моста.
Используемая силовая установка может иметь различные эксплуатационные характеристики. В большинстве случаев двигатель имеет восьмицилиндровое исполнение. На каждый цилиндр устанавливается по два клапана.
Двухдисковое сцепление фрикционного типа оснащено цилиндрическими нажимными пружинами. Мотор агрегатируется механическими коробками передач с неподвижными осями валов. Дополнительно здесь установлены шестерни постоянного зацепления.
Рулевая система транспортного средства оснащена гидравлическим усилителем поршневого типа. Наличие данного элемента облегчает процесс управления транспортным средством.
Тормозная система лесовозов имеет барабанное исполнение. Дополнительно устанавливается пневматический привод, который способствует повышению надежности работы тормозов. Также частью тормозной системы является моторный тормоз-замедлитель компрессионного типа и стояночный тормоз.
Большинство моделей оснащены системой полного привода, которая в сочетании с короткими свесами и мощной силовой установкой обеспечивает максимальную проходимость транспортного средства. Лесовозы могут эксплуатироваться при различных температурных режимах. Это становится возможным благодаря наличию предпускового подогревателя двигателя.
КрАЗ-6510 Википедия
Самосвал КрАЗ-6510-030 (010)
Общие данные
Производитель: | ЯМЗ |
Марка: | ЯМЗ-238 М2 |
Тип: | дизельный |
Максимальная мощность: | 176 (240) кВт |
Максимальный крутящий момент: | 883 (90) Н·м |
Конфигурация: | V-образный |
Цилиндров: | 8 |
Макс. скорость: | 80 км/ч |
Расход топлива при смешанном цикле: | 33 л на 100 км с постоянной скоростью 60 км/ч л/100 км |
механическая, пятиступенчатая
Характеристики
На рынке
Другое
Грузоподъёмность | 13500 кг |
КрАЗ-6510 — грузовой автомобиль, разработанный и выпускавшийся в нескольких вариантах Кременчугским автомобильным заводом.
История
Разработка карьерного самосвала КрАЗ-6510 началась в советское время.
Выпуск модели КрАЗ-6510 был начат с 1992 года.
В мае 2006 года в связи с переходом Украины на международные экологические нормы Euro-2 автозавод принял решение прекратить производство самосвалов КрАЗ-6510 для заказчиков на территории Украины и 1 января 2007 года продажи КрАЗ-6510 на территории Украины были прекращены (тем не менее, завод сообщил о возможности продолжения их производства на экспорт при наличии заказов от иностранных клиентов).
В 2008 году 16 самосвалов КрАЗ-6510-052 (с платформой объёмом 8,5 м³) были поставлены министерству обороны Украины, ещё одна партия самосвалов КрАЗ-6510 (с платформой объёмом 10 м³) была изготовлена для министерства строительства Кубы.
Описание
КрАЗ-6510 представляет собой трёхосный самосвал грузоподъемностью 13,5 тонн с задней разгрузкой. Был оснащён дизельным двигателем ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с. и 5-ступенчатой коробкой передач, снаряженная масса машины составляла 11,3 тонн, полная масса 24,88 тонн, максимальная скорость — 80 км/ч.
На автомобилях КрАЗ-651001, КрАЗ-6444 и КрАЗ-65101 устанавливали два топливных бака.
Модификации
автомобиль аварийной службы на шасси КрАЗ-6510
КрАЗ-6444 — седельный тягач на базе КрАЗ-6510. Предназначен для буксировки полуприцепов массой до 32 тонн по всем видам дорог, а также по бездорожью. Полная масса автомобиля 23,5 тонны. Начал выпускаться с начала 1990 г.
Самосвалы КрАЗ
В 1958 году в Кременчуге на базе завода, делавшего комбайны, было создано предприятие, начавшее выпускать большегрузные автомобили. Туда было передано производство с Ярославского автозавода. Первой моделью, выпущенной в 1959 году новым предприятием, стал самосвал КрАЗ-222.
Самосвалы – одно из приоритетных направлений завода. Предлагаются разнообразные модели как на полноприводном шасси, так и с неведущей передней осью. На выбор предлагаются машины, оснащенные обычными «дорожными» шинами или широкопрофильными, рассчитанными на использование в условиях отсутствия дорог. Также есть модель, построенная на 4-хосном шасси.
Преимущества и недостатки
Автомобили КрАЗ всегда отличались простотой, надежностью, живучестью. Они хорошо поддаются ремонту, найти запчасти на них легко, установить не сложно, да и цена невысока.
К недостаткам самосвалов, многие из которых стали уже традиционными, относятся: слабая шумоизоляция, древняя и малоэффективная система вентиляции, недостаточная регулировка сиденья.
Об истории одного из мощнейших «проходимцев» советской эпохи
На конвейере Кременчугского автозавода КрАЗ-255 «получил прописку» в июле 1967-го года, а днём начала его массового серийного производства стало 8 августа того же года. В 1975 году грузовику КрАЗ-255Б был торжественно присвоен Государственный Знак качества СССР – один из самых почётных и узнаваемых до сих пор знаков особого отличия советских времён. С 1967 до 1979 гг. производился КрАЗ-255Б, который отличался от последующих машин данной модели отсутствием раздельного привода рабочих тормозов.
Пик производства грузовых автомобилей данной модели пришёлся на конец 70-х / начало 80-х годов. Тогдашние объёмы производства находились на уровне 7,5-8 тысяч автомашин КрАЗ-255 в год. Заявленный предприятием рабочий ресурс КрАЗов-255 планомерно повышался: в первую пятилетку производства модели он составлял 80 тыс. км, у выпущенных в 1970-х годах – 125 тысяч километров, а вначале 1980-х годов был доведён до 140 тысяч км пробега.
Автомобили первых лет выпуска (до 1970-х годов) отличались также формой фар: на них размещались фары с отдельными корпусами обтекаемой формы, а поворотники – каплевидной формы – ставились отдельно от фар. Впоследствии светотехника была объединена: и фары, и указатели поворотов стали ставить в короба прямоугольной формы, металлические.
КрАЗ-255Б с раздельной светотехникой старого образца.
С учётом всех модификаций, за все годы выпуска – до окончательного снятия с производства в 1993-м году Кременчугским автозаводом было сделано 160 732 автомобиля семейства КрАЗ-255. Причём доля военных и гражданских машин была примерно равной: около 82 тысяч грузовиков и шасси завод поставил в Советскую армию и армии дружественных стран; остальные ыли предназначены для использования в различных отраслях хозяйства. На экспорт за годы выпуска ушло около 30-ти тысяч автомобилей. Их поставили в более чем 50 стран на всех континентах Земли (за исключением Австралии).
Неприхотливый, надёжный и невероятно живучий грузовик отлично проявил себя в любых экстремальных природно-климатических и дорожных условиях, от Крайнего Севера до африканских и азиатских пустынь. Он участвовал в боевых действиях и миротворческих миссиях, ликвидации последствий различных природных и техногенных катаклизмов, освоении и разработке месторождений в труднодоступных районах Севера, Сибири, Дальнего Востока.
Модификации грузовика
Помимо основной модели КрАз-255, существуют ещё несколько видов «Лаптежника», которые практически ничем не отличаются друг от друга, но всё равно имеют ряд дополнительных характеристик.
Давайте рассмотрим их немного подробнее:
- Первый грузовик, выпущенный на Кременчугском заводе, получил название КРАЗ-255б. Это стандартный вездеход с платформой и шасси. Чаще всего машину использовали в качестве буксирной установки и транспортировки средних грузов.
- Обновлённая модель грузовика КрАЗ 255б1 была представлена в 1979 году и имела раздельный тормозной привод.
- Следующая версия вездехода предназначалась для перемещения полуприцепов массой до двадцати шести тонн. Стоит отметить, что такой высокий показатель допускался только на дорогах с твёрдым покрытием, и что касается бездорожья, то на нём в среднем можно было отбуксировать груз до восемнадцати тонн.
- КрАЗ 225Л оснащался специальным прицепом и использовался как лесовоз.
КрАЗ-255 может беспрепятственно передвигаться по болотной местности
Больше всего на территории советского завода произвели автомобилей серии КРАЗ 255 Б1 за тот период, когда объёмы производства равнялись 7-8 тыс. машин в год
Важно отметить, что помимо модификации вездехода для гражданского сектора, было выпущено несколько видов «Лаптежника» для военных целей. Фактически основные характеристики машины никак не менялись, и при помощи специально разработанных надстроек, устанавливались дополнительные расширения
Например, топливозаправщик или даже тяжёлые механизированные мосты.
Эксплуатационные параметры и особенности двигателя КрАЗа-255
Практически на протяжение всего периода серийного производства внешний вид КРАЗ 255 не менялся. Угловатая, трехместная деревометаллическая кабина с максимально упрощенным щитком приборов устраивала и производителей, и потребителей на протяжение десятков лет. Улучшения по большей части касались деталей подвески и ходовой части.
В 1979 году на КРАЗ 225Б1 появился раздельный привод тормозов. В 1985 году техническому усовершенствования подверглись оси балансирных подвесок и рессоры. Было внесено еще несколько технических усовершенствований, однако в целом автомобиль существенно не модернизировался. На некоторых модификациях устанавливалась лебедка барабанного типа с червячным редуктором, развивающая тяговое усилие от 8 до 12 т.с.
В качестве силовой установки в автомобиле используется двигатель с отличными рабочими величинами под названием ЯМЗ-238. Год разработки – 1950-й, его сконструировали на Ярославском моторном заводе.
В качестве топлива применяется самый обычный дизель
Причем качество его не важно: в рабочей камере одинаково хорошо сгорит как топливо класса ЭКТО, так и старая советская солярка
Предлагаем рассмотреть достоинства
культиваторов Викинг 685
и других предшествующих моделей.
Из следующей статьи вы узнаете технические характеристики КамАЗа-53215.
ЯМЗ-238 имеет следующие особенности конструкции:
- современная версия оснащается турбонаддувом (ранее данная опция не устанавливалась);
- двигатель может оснащаться 6-ю или 8-ю цилиндрами;
- количество рабочих тактов – 4;
- в качестве системы питания используется механический ТНВД;
- блок цилиндров изготавливается из чугуна;
- охлаждается работающий двигатель при помощи жидкости;
- все цилиндры располагаются друг по отношению к другу под углом 90 градусов V-образным способом;
- тип нижневального механизма – OHV с верхним расположением клапанов;
- расстояние от нижней до верхней мертвой точки – 140 мм.
Так как в качестве системы питания камер сгорания используется самый обычный, механического типа ТНВД, то каждый цилиндр оснащается своей собственной насосной станцией. Все они осуществляют непосредственный впрыск.
Именно за счет этого достигается столь большой крутящий момент – 1 765 Н×м. Мощность двигателя ЯМЗ-238 (базовой его версии) составляет 177 кВт или 240 л. с.
Непосредственно в развале блока цилиндров расположились впускные магистрали. OHV находится рядом с коленчатым валом. В движение он приводится при помощи пары шестерен, которые крепятся в передней части корпуса самого двигателя.
Количество клапанов – пара на каждый рабочий цилиндр.
Сами гильзы цилиндров изготавливаются из высокопрочного чугуна, благодаря этому ресурс двигателя увеличивается во много раз, что позволяет осуществлять капитальный ремонт всего один раз на 800 тыс. км пробега.
Коленчатый вал выполнен из высокопрочной стали методом горячей штамповки. Четные и нечетные по счету кривошипные механизмы располагаются друг по отношению к другу под углом в 180 градусов (находясь при этом в одной плоскости).
Совсем недавно были выпущены КрАЗы с новыми, модифицированными двигателями на основе ЯМЗ-238. Конструкция их позволяет выполнять экологические нормы ЕВРО-3.
Максимальная скорость, развиваемая грузовиком, равна 71 км/ч. До 60 км/ч время разгона составляет 40 с.
Достойный наследник традиций
Необходимость модернизации вполне удачной для своего времени, но устаревающей по ряду технических параметров модели КрАЗ-214Б напрашивалась в середине 60-х годов, и к 1967 году кременчугские автомобилестроители освоили серийный выпуск новой модели полноприводного трехосного тяжеловоза. При этом конструкция грузовика подверглась значительным изменениям.
КрАЗ-214Б из музея завода
Внешне новый КрАЗ мало чем отличался от своего предшественника. Пожалуй, лишь новые широкопрофильные шины указывали на принадлежность грузовика к новой модификации. Именно благодаря шинам грузовик и получил свое прозвище «лаптежник», прижившееся у всех тех, кто эксплуатировал этот автомобиль.
ЯМЗ-238
Сравним некоторые технические характеристики старой и новой модификаций. Максимальная скорость возросла с 55 км/час до 70 км/час, при этом расход топлива сократился со 120 до 70 литров на 100 километров. Больше на полтонны, в сравнении с предыдущей моделью, при примерно одинаковой снаряженной массе.
Однако шины ВИ-3 отличались не только своим рисунком протектора и шириной. На автомобиле, впервые в истории грузовиков марки КрАЗ, была внедрена централизованная система регулирования давления шин, управление которой осуществлялось с рабочего места водителя. Например, при движении по глубокому снегу или зыбучим пескам водитель мог снизить давление в шинах в течение всего нескольких минут с 3,8 до 1,0 атмосфер.
При этом давление шин на опорную поверхность увеличивалась на 70 %. В результате этого давление колес на грунт уменьшалось, способствуя увеличению проходимости грузовика. В этом и заключается принцип работы системы централизованного регулирования давления шин.В 1979 году, на двенадцатый год серийного производства, на 255-ом стала устанавливаться и более эффективная двухконтурная тормозная система.
Модификации[ | ]
автомобиль аварийной службы на шасси КрАЗ-6510
- КрАЗ-6510 — базовая модель, самосвал грузоподъемностью 13,5 тонн с платформой объёмом 8 м³. Ресурс самосвалов КрАЗ-6510 до первого капитального ремонта составлял 255 тыс. км, проведение капитального ремонта обеспечивало межремонтный ресурс на дополнительные 204 тыс. км, после 459 тыс. км пробега автомашину рекомендовалось списывать.
- КрАЗ-651001 — модификация с подогревателем топлива, установленным в сливной магистрали
- КрАЗ-6510-052 — самосвал грузоподъемностью 15 тонн с платформой объёмом 8,5 м³
- КрАЗ-6510-030 «Горняк» — самосвал грузоподъемностью 15 тонн с платформой объёмом 10,5 м³, демонстрационный образец был представлен 23-28 мая 2006 года на проходившей в Киеве автомобильной выставке SIA’2006
- КрАЗ-65101 — шасси. Разработано в 1991-1992 гг., использовались в качестве базы для бетоносмесителей, автокранов и иных специализированных машин:
- в мае 2003 года на проходившей в Киеве автомобильной выставке SIA’2003 была представлена комбинированная дорожная машина КДМ-1522 на шасси КрАЗ-65101
- в 2005 году на шасси КрАЗ-65101 была выпущена первая партия 29-местных вахтовых фургонов
- в 2007 году на шасси КрАЗ-65101 была выпущена партия автоцистерн для перевозки технической воды
КрАЗ-6444 — седельный тягач на базе КрАЗ-6510. Предназначен для буксировки полуприцепов массой до 32 тонн по всем видам дорог, а также по бездорожью. Полная масса автомобиля — 23,5 тонны. Начал выпускаться с начала 1990 г.
Варианты и модификации[править | править код]
За годы производства КрАЗ-256 несколько раз незначительно менял свой внешний облик. В частности самосвалы выпуска 1966—1969 годов отличались расположением фар, на кронштейнах установленных на крыльях, ближе к капоту и раздельных с ними указателей поворота, а также наличием защитной решётки перед фарами. С 1969 года фары и указатели поворота переместили в специальные короба, устанавливавшиеся на крыльях. С конца 80-х начался выпуск автомобилей с упрощённым расположением фар, которые теперь вновь были отделены от указателей поворота и располагались над бампером, а сами указатели поворота устанавливались под ними в бампере. Кроме того некоторые автомобили сходили с конвейера не с дисковыми, а с бездисковыми передними колёсами типа МАЗ-500.
Основные технические характеристики
Несмотря на то, что грузовик перестали производить больше двадцати лет назад, его некоторые функции ничем не уступают многим современным моделям. КРАЗ 255 является тяжёлым автотранспортом и имеет внушительные габариты. Общая длина фургона равняется 8645 мм, а высота чуть меньше 3000. Стоит отметить, что сверху на грузовик можно устанавливать тенты, и тогда примерная высота будет составлять 3200 мм.
Вездеход имеет трёхместную деревянную кабину со специальной обшивкой из качественного металла. Благодаря дополнительным покрытиям масса грузовика составляет 12000 кг, а грузоподъёмность 7500 кг. Но высокий показатель грузоподъёмности не мешает «Лаптежнику» с лёгкостью перемещаться со скоростью 71 км/час и иметь радиус поворота в 14 тыс. мм.
Приборная панель очень проста в использовании и состоит из нескольких примитивных механизмов. Грузовик имеет мощную систему освещения, позволяющую перемещаться в ночное время, и новые стеклоомыватели. Также КрАЗ-225, выпущенный в начале семидесятых, оснащён водительским креслом на пружинистой подвеске с дополнительной функцией самостоятельной регуляции в зависимости от роста и массы. По желанию в кабине есть возможность монтажа специального спального места, а система обогрева позволяет комфортно ночевать в автомобиле при низких температурах. Что касается панорамного стекла, то оно оснащено собственной тепловой подачей, защищающей от замерзания.
Увидев популярность грузовика, польские инженеры разработали свой аналог данной модели
Что касается кузова, то он сделан в стиле помоста из металла с решётчатым бортом, и при необходимости легко открывается. Создатели машины сделали особый акцент на технических и силовых характеристиках грузовика, разработав специальные механизмы для усиления руля, а впоследствии гидравлику. Благодаря уникальной колёсной системе и некоторым защитным функциям, болотник комфортно передвигается по водяной местности до 1000 м глубиной и имеет подъём в 58%. По этой причине автомобиль был признан настоящим внедорожником, которому не страшны никакие погодные условия и самые труднопроходимые дороги.
Мотор, расход топлива и трансмиссия
Все модели грузовика оснащены мощным двигателем ЯМЗ-238 от Ярославского завода, состоящим из восьми цилиндров. Особое строение агрегата позволяет с лёгкостью заводить грузовик даже при минусовой температуре. Рабочий объем двигателя составляет около 15 литров, а номинальная мощность 240 л.с.
Мотор работает на дизеле и потребляет довольно приличное количество бензина. Например, на каждые 100 км водителю потребуется 40 литров горючего. Стоит подчеркнуть, что КРАЗ 255 имеет два объёмных бака по 165 литров каждый, что позволяет увеличивать его продуктивность.
Машина оборудована трансмиссией ЯМЗ-236Н со специальным двухдисковым сцеплением, что на то время считалось настоящим прорывом в автопроизводстве. Основная передача тяжеловеса состоит из пяти карданов и промежуточной стойки, а тормозная система из двухконтурной передачи и барабанной установки. Раздаточная коробка имеет механическую двухступенчатую основу, и включает специальную коробку для отбора мощности.
Как вы поняли, тяжеловес обладает хорошими техническими характеристиками для своего времени, некоторые из которых являются знаком качества и на сегодняшний день. Специальное покрытие шин, мощный двигатель и ряд защитных систем делают их «Лаптежника» настоящий бронетранспортёр, предназначенный для выполнения множества функцией.
За всю историю производства было выпущено пять моделей КрАЗ 255
«Лаптежник» в пустынях и тропиках
Заслуживает отдельного разговора зарубежная карьера нашего «Лаптежника». Именно благодаря интересу, проявленному к грузовику иностранными заказчиками, «Лаптежник», в отличие от большинства советских грузовиков того времени, получил довольно широкую цветовую гамму.
Поначалу все серийные кременчугские грузовики окрашивались в защитный цвет. Однако после того, как Всесоюзное объединение «Автоэкспорт» сумело продвинуть новинку советского автопрома на рынки Африки и Азии, «Лаптежник» в экспортном исполнении, по требованию заказчиков, стал окрашиваться в песочный цвет.
За годы производства КрАЗы были экспортированы в 50 стран мира. Они пояились на дорогах всех континентов, исключаю Австралию и Антарктиду. Помимо прочих достоинств, грузовик выделяются и своей долговечностью. Даже по прошествии многих лет после прекращения производства, их сегодня можно встретить не только в нашей стране, но и там, куда они были экспортированы много лет назад.
В Европе их более всего в Польше и Германии. После перехода на стандарты НАТО, вооруженные силы бывших социалистических стран начали выводить советскую технику из эксплуатации. Большинство автомобилей попало в руки частных эксплуатантов. В Польше на базе бывших военных КрАЗов были построены эвакуаторы для автотехники, а в Германии появилось немало фан-траков, которые перевозят туристов в горной местности, участвуют в различных автошоу, а некоторые экземпляры даже становятся флагманскими автомобилями в свадебных кортежах.
Устройство и характеристики
Машина разработана конструкторским бюро Кременчугского автомобильного завода как преемник грузовика КрАЗ-219, оснащавшегося 2-тактным дизельным двигателем. Основой автомобиля является стальная рама лестничной конструкции. Лонжероны изготовлены из швеллера с постоянным сечением. Сзади имеется буксировочный прибор с 2-сторонней амортизацией, на седельных тягачах установлена жестко зафиксированная вилка.
Передний мост представляет собой кованую 2-тавровую балку, установленную на листовых рессорах. В конструкции применены гидравлические амортизаторы, рулевые тяги вынесены за заднюю часть моста. Рулевое управление оснащено гидравлическим усилителем. Задняя подвеска состоит из 2 продольных рессор, установленных на балансире. Концы листов свободно перемещаются по сферическим опорам на картерах мостов.
В качестве силового агрегата используется атмосферный 8-цилиндровый дизель ЯМЗ-238, оснащенный механическим топливным насосом высокого давления. Мощность составляет 240 л.с. при 2100 об/мин. На двигателе установлено сухое сцепление с 2 дисками, оснащенное автоматическим регулятором зазора. Грузовики комплектовались частично синхронизированной 5-ступенчатой коробкой передач.
Для разделения потока мощности между задними мостами используется 2-скоростной раздаточный редуктор. В конструкции узла имеется межосевой дифференциал с возможностью принудительной блокировки. Управление узлом осуществляется при помощи рычага, выведенного в кабину водителя. От раздаточной коробки к мостам идут карданные валы с крестовинами на игольчатых подшипниках.
Ведущие мосты оснащены редуктором с 2-ступенчатой передачей крутящего момента. В конструкции узла используется коническая пара и цилиндрические прямозубые шестерни. Дополнительно установлен конический дифференциал. На грузовике используются барабанные тормозные механизмы, оснащенные пневматическим приводом. На выходе раздаточного редуктора установлен барабанный стояночный тормоз. Дополнительно имеется компрессионный тормоз, размещенный внутри выпускного коллектора двигателя.
Габариты и технические характеристики бортового грузовика КрАЗ-257Б:
- грузоподъемность (на шоссе) — 12000 кг;
- вес перевозимого груза в карьерах — до 20000 кг;
- масса заправленного автомобиля (без водителя) — 10285 кг;
- скорость хода по шоссе — до 68 км/ч;
- длина — 9640 мм;
- ширина (по бортам платформы) — 2650 мм;
- высота — 2670 мм;
- расстояние от пола платформы до земли — 1495 мм;
- дорожный просвет — 290 мм;
- запас топлива — 330 л (2 цилиндрических бака).
На машинах используется закрытая кабина, имеющая деревянный каркас. Внутри смонтировано подрессоренное сидение водителя и диван для 2 пассажиров. Лобовые стекла установлены в откидных рамах. Кабина оснащена отопителем, стеклоочистителем с пневматическим приводом, на крыше имеется вентиляционный люк. Грузовая платформа имеет металлическое основание, борта изготовлены из дерева.
После проведения в 1977 году модернизации автомобиль стал поставляться заказчиками как КрАЗ-257-Б1. Машины могут оснащаться автономным подогревателем в системе охлаждения двигателя. В приводе тормозов введены индивидуальные контуры, что повысило безопасность эксплуатации. Доработкам подверглось внешнее осветительное оборудование, повышена надежность узлов и агрегатов.