Примечания
- Трактор , статья из Большой советской энциклопедии. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
- Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998.
- Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.
- . Система агрегатирования в промышленности (2007).
- Трактор: Учебн. пособие для учащихся 9 и 10 кл. сельск. школы / Под. ред. Орлова М. А.. — М.: Просвещение, 1977. — 303 с.
- , с. 27.
- .
- , с. 21−22.
- Удод И. С. Токмак — родина отечественного тракторостроения // Мелитопольский краеведческий журнал, 2013, № 1, с. 87-92.
- . trackmuseum.ru. Дата обращения 8 сентября 2021.
Модели и характеристики
На современном российском рынке имеется множество отечественных и иностранных компаний, предлагающих к реализации гусеничные мини-трактора. Лидерами являются производители из России, Китая, Японии и США. Давайте проведём краткий обзор фирм и моделей.
Техника из Китая привлекает пользователя относительно невысокой ценой. Но и качество у этих машин иногда желает лучшего. Из наиболее покупаемых стоит отметить модель Hysoon HY-380, мощность которой равняется 23 лошадиным силам, а также YTO-C602, которая сильнее предыдущей почти в 3 раза (60 л. с.). Обе разновидности считаются универсальными и выполняют обширный перечень сельхозработ, а также к ним имеется хороший выбор навесного оборудования.
Япония всегда славилась непревзойдённой надёжностью и долговечностью выпускаемых машин. И маленькие гусеничные трактора не исключение. Среди представленных моделей можно отметить недорогой, но и не слишком мощный Iseki PTK (15 л. с.), подходящий для проведения работ на небольших участках. Выделяется также более дорогой и сильный трактор-универсал Yanmar Morooka MK-50 (50 л. с.).
Россия выпускает мини-трактора, адаптированные к климату и ландшафтным особенностям многих регионов страны. Лучшими считаются модели «Уралец» (Т-0,2.03, УМ-400) и «Земляк». «Уралец» стоит на шасси-гибриде: колёса+гусеницы. УМ-400 и «Земляк» оснащены ленточным гусеничным механизмом из резины и металла. Мощность этих машин от 6 до 15 лошадиных сил.
Что же такое «минитрактор» и каковы его отличия от классического?
Мощности минитрактора достаточно для дачи или огорода средних размеров., идеально подходит он и для хуторов и небольших частных ферм.
Разница не только в размерах, а в первую очередь, в тяговом классе. Минитракторы уступают традиционным моделям в весе и, соответственно, мощности. В связи с чем, их стоимость значительно ниже, а также они расходуют меньше топлива и обладают менее дорогостоящими деталями.
С помощью минитрактора можно:
- Убрать снег, строительный мусор, ветки, листья и т.д.
- Выкорчевать пни.
- Вспахать землю.
- Расчистить хозяйственные постройки.
- Выправить уровень дороги.
- Залатать асфальт.
- Застелить газон.
- Подстричь газон.
- Орошать землю.
- Распространить противогололедные средства или удобрения.
- И многое другое.
Максимальная скорость
Достаточно высокие для этой категории техники скоростные характеристики «Беларуси» обеспечивают верхние ступени коробки передач. Максимальная паспортная транспортная скорость трактора на 9 передаче с отключенным понижающим редуктором составляет 34,31 км/ч.
По опыту многих опытных механизаторов, фактическая скорость трактора может выходить за пределы паспортных данных. Даже при заводских настройках многим удавалось разогнаться до 40-45 км/ч, резерв достижения более высоких скоростей зависит от грамотной настройки топливной системы и подбора колес.
Скорость не должна превышать рекомендованные значения, в погоне за ней нельзя забывать о требованиях техники безопасности для водителя и окружающих. При движении по пересеченной местности, на скользких дорогах и крутых поворотах трактор склонен к опрокидыванию, при котором цельнометаллическая кабина с жестким каркасом не всегда сможет уберечь тракториста от травм и более тяжелых последствий. Лучшим способом предотвращения аварийных ситуаций служит соблюдение Правил дорожного движения и требований заводского руководства по эксплуатации.
Гусеница
Гусеница может оснащаться шарнирами открытой и закрытой конструкции. При открытой схеме звенья соединяются между собой пальцами, вставленными в отверстия. Звенья не проходят механическую обработку, обладают малым весом. Палец термически обрабатывается и имеет повышенную твердость поверхности. С одной стороны он оснащен головкой, которая не дает ему провалиться в отверстие, выполненное в звене. Другая сторона оснащена проточкой или отверстием под установку фиксатора (пружинной шайбы или шплинта).
Альтернативным решением является гусеница с шарниром закрытого типа. Звенья такого устройства изготовлены методом литья с последующей механической обработкой. Возможно использование составных звеньев, собираемых из нескольких элементов. Закрытый шарнир обладает износоустойчивостью, но для разборки узла требуется специальная оснастка.
Зацепление гусеницы и ведущей звездочки осуществляется при помощи цевки, которой служит проушина или специальная втулка. При движении в них упирается зуб звездочки.
Стальные гусеницы разрушают дорожное покрытие, что способствует появлению резинометаллических конструкций. Прочность такой гусеницы ниже, поэтому они применяются для оснащения колесных тракторов.
Выбор транспорта для перевозки бульдозеров
Это вопрос всегда появлятся после того, когды Вы уже купили бульдозер. Основное количество гусеничной техники имеют большие размеры и значительный вес. При транспортировке большинства бульдозеров, тракторов, снего- и болотоходов, экскаваторов, военной техники (танков, боевых машин на гусеничном ходу), необходимо соблюдать правила грузоперевозки негабаритных грузов.
При транспортировке можно воспользоваться низкорамным тралом — специальный грузовой полуприцеп, у которого очень низкая погрузочная высота. Его называют «низкорамным». Принято считать стандартными тралы, размеры которых 2,5 м в ширину, 0,9 м в высоту и 12,6 м длиной. Пневматическая подвеска у большинства современных тралов дает возможность регулировки погрузочной высоты.
Тралы, обладающие большей вместительностью, могут по ширине достигать 3 м и более. Выбирая модель трала, нужно руководствоваться не только размерами груза, но и его весом. Грузоподъемность низкорамников может быть различной. Существуют тралы, которые могут транспортировать груз весом до 120 тонн. Такие мощные специализированные низкорамники могут осуществлять перевозки груза любой сложности, в том числе и негабаритные грузы, которые нужно доставить на дальние расстояния.
Другой вид транспорта – это фура. Габаритные размеры должны быть минимум 2,5 м в ширину и 2,5 метра в высоту с грузоподъёмностью не меньше 25 тонн.
Правила погрузки гусеничной техники на примере бульдозера Б 10
Это интересно: Как сделать бюджетный минитрактор переломку своими руками: распишем по пунктам
Технические характеристики
Основные технические параметры трактора:
- масса (без загрузки балластом и дополнительным оборудованием) — 3270 кг;
- тяговая категория — 1,4 т;
- рабочий объем — 4,75 л;
- диаметр цилиндра — 110 мм;
- ход поршня — 125 мм;
- порядок вспышек в цилиндрах — 1-3-4-2;
- геометрическая степень сжатия — 16;
- номинальная мощность — 80-81 л.с. при 2200 об/мин;
- крутящий момент — до 298 Н*м при 1400-1600 об/мин;
- максимальная скорость — до 34,3 км/ч.
Двигатель МТЗ 82
На машинах Беларус используется рядный 4-цилиндровый дизель с принудительным жидкостным охлаждением. Ранние серии оснащались мотором модели Д-240, который имел мощность от 75 до 80 л.с. (зависит от года выпуска). Распределительный вал находится в теле блока цилиндров, привод клапанов выполняется штангами и коромыслами. На каждый цилиндр установлены по 1 впускному и выпускному клапану. Регулировка зазоров в механизме выполняется вручную.
Двигатель машины Беларус МТЗ 82.
Для запуска силового агрегата используется отдельный 1-цилиндровый пусковой двигатель мощностью 10 л.с. Часть тракторов оснащена электрическим стартером с управлением из кабины оператора. С начала 2000-х гг. стал использоваться усовершенствованный 81-сильный дизель Д-243, соответствующий нормам токсичности Stage I и II.
Потребление топлива
Расход дизельного горючего зависит от нагрузки и вида выполняемых работ:
- движение по грунтовым и шоссейным дорогам — 7 л/ч;
- распахивание грунта средней плотности — 33,6 кг на 1 Га;
- посевные работы на почвах средней категории — 14,9 кг на 1 Га;
- культивация — 9,5 кг на 1 Га;
- пропахивание противопожарных траншей — 210 кг на 100 км рва;
- обработка сельскохозяйственных культур — 5,6 кг на 1 Га.
Расход топлива зависит от состояния поршневой группы двигателя и от общего технического состояния трактора и сельскохозяйственной навески. По мере износа мотора снижается его мощность и возрастает угар масла. Производитель рекомендует делать замену смазывающего вещества в картере дизеля через каждые 250 часов работы (измеряется при помощи контрольного прибора, установленного в кабине).
Коробка передач
Трактор оснащен 9-ступенчатой КП с 2-скоростным понижающим редуктором, увеличивающим число передач переднего хода до 18. Трансмиссия содержит 2 скорости заднего хода, которые путем переключения редуктора трансформируются в 4. Описание последовательности действий рычагом при переключении нанесено на специальной табличке, расположенной в кабине. На части тракторов встречается реверсивная 9-скоростная коробка.
Коробка передач МТЗ 82.
Гидравлическое оснащение трактора
Для привода гидравлических цилиндров используется шестеренный насос, смонтированный на коробке передач. Помпа обеспечивает производительность в пределах 45 л/мин, давление ограничивается предохранительным клапаном. В конструкции техники использованы цилиндры 2-стороннего действия, допустимая грузоподъемность задней навески составляет 900 кг (при вылете 1900 мм относительно оси заднего моста). Для распределения потоков жидкости использован многопозиционный золотниковый распределитель с ручным управлением.
На двигателе установлена дополнительная помпа с пониженной производительностью. Узел используется для обеспечения работоспособности гидравлического усилителя рулевого управления. На технике, выпущенной после 2015 г., используется гидрообъемный привод. Усилитель входит в устройство рулевого механизма, для разворота колес применяется рулевая трапеция с рычагами и сферическими шарнирами.
Модификации
Модель МТЗ-82 входит в число универсальных тракторов. Помимо этого, она сыграла роль базовой для производства агрегатов более узкого назначения, которые создавались под конкретные задачи на производстве и других сферах. Среди таких моделей необходимо выделить:
МТЗ-82.1
Эта модель комплектовалась просторной кабиной, упрощенной схемой переключения передач. В конструкцию трактора входил модернизированный отвал. Схема электрическая трактора считается гораздо надежнее, чем у аналогичных агрегатов;
МТЗ-82Р
Агрегат предназначался для эксплуатации на рисовых полях. Он оборудовался доработанным устройством сцепления. Перед тем, как управлять трактором, требовалось настроить трансмиссию.
Такого рода подготовка помогала улучшить производительность машины;
МТЗ 82Н
Данная модель эксплуатировалась на площадях с уклоном, угол которого не превышал 8 градусов. Для этого трактор оснащался модернизированным ВОМ, и уменьшенными в диаметре колесами.
Трактор снабжался доработанной системой охлаждения.
МТЗ-82К
Он использовался, преимущественно, на горной местности, где мог эксплуатироваться в паре с куном и прицепом. Мощный аккумулятор и переделанный задний мост помогали агрегату показывать высокую устойчивость на разных грунтах, независимо от рельефа.
Существует еще несколько различных модификаций трактора, однако они, по тем, или иным причинам, так и не смогли закрепиться на рынке.
Лучший трактор года
Престижная премия «Трактор года» (TOTY) ежегодно вручается на крупнейшей в мире выставке сельскохозяйственной техники Agritechnica, которая проходит в Ганновере (Германия). В жюри конкурса собраны экспертные журналисты, которые обладают впечатляющим опытом работы в сфере сельхозтехники. За звание лучшей машины лучшие модели самых популярных производителей.
Трактор Fendt 942
Победителем в номинации «Трактор года 2019» стал Fendt 942 Vario. Машина признана лучшей по многим параметрам. Модель оснащена 6-цилиндровым двигателем MAN объемом 9 л и турбиной с изменяемой геометрией (VTG) и системой впрыска Common-Rail с рабочим давлением 2500 бар. Мощность мотора составляет 415 л.с. На тракторе установлена трансмиссия Fendt VarioDrive. Максимальная скорость хода 60 км/ч.
Branson 5220C
Преимущества
Внешний вид Большое количество скоростей Удобная кабина с отопительной системой Грузоподъемность
Недостатки
Цена
Branson 5220C можно отнести к категории наиболее дорогих. И это вполне объяснимо. Сельскохохяйственный полноприводный мотор позволяет обрабатывать большие площади. Мини-трактор сгодится для использования как на фермерском хозяйстве, так и в более масштабных проектах. Мотор работает полностью на дизельном топливе. Двигатель устройства имеет 4 цилиндра и его мощность достигает 55 л.с. Именно благодаря ей мини-трактор может разогнаться до 23,8 км/ч. Коробка передач мини-трактора имеет 24 скорости – 12 передних и 12 задних.
Внешний вид мини-трактора также приятно удивляет. Он несколько похож на трактор Grasshopper GH 220, но отличается от него качеством сборки. В надежности этого агрегата можно не сомневаться. Размеры составляют 331,6×132-182×236 см. Стоит отметить, что кабина здесь полностью закрытая, а ее высоту можно менять по своему усмотрению. То есть при заказе мини-трактора необходимо сразу указывать нужную высоту.
В кабине имеется полноценная отопительная система, а также кондиционер. Сидение максимально удобное для снижения нагрузки со спины водителя. За счет того, что кабина мини-трактора полностью герметична, на нем можно работать в любое время года.
Вес составляет 2015 кг, а максимальная грузоподъемность 1500 кг. Помимо всего прочего, на такой трактор можно крепить различные вспомогательные устройства вроде плуга.
Какие существуют разряды трактористов
Работнику недостаточно получить права на трактор определенной категории, предприятие обязует регулярно проходить аттестацию. Повышение квалификации расширяет список возможностей водителя и обычно напрямую влияет на его заработную плату. Для получения разряда необходимо сдать экзамен, в ходе которого инспектор проводит проверку навыков лица, его знания и умения. После этого присваивается одна из следующих категорий:
- 2 разряд. Он позволяет водителю управлять техникой под контролем тракториста с опытом, осуществлять при необходимости ее ремонт. Это касается не только внутренних агрегатов транспорта, но и всех его механизмов, в частности погрузочных и самозахватывающих.
- 3 разряд. Машинисту разрешено водить технику без сопровождения и контроля более опытных лиц, осуществлять захват груза при помощи специальных приспособлений и производить разгрузочные работы. При необходимости проводится ремонт оборудования или замена расходных материалов самостоятельно.
- 4 разряд. Водители, открывая его, получают доступ к эксплуатации машин, мощность двигательной системы которых составляет меньше 100 лошадиных сил. Они могут самостоятельно проводить разгрузочные работы, выполнять складирование или перенос груза на любые расстояния.
- 5 разряд. Самоходная техника, оснащенная моторной системой мощностью выше 100 л.с. Обычно это операторы экскаваторов и бульдозеров на гусеницах.
- 6 разряд. Без его получения, водитель любой категории машиниста тракториста не допускается к эксплуатации мощной крупногабаритной техникой, задействованной в ремонтных или строительных целях. Это касается бульдозеров, тракторов и экскаваторов с моторами больше 200 л.с.
Чтобы получить определенный разряд, надо тщательно подготовиться к прохождению экзамена, который включает теоретическую часть и практику. Сначала необходимо пройти тест, фиксирующий уровень подготовки в теории, после чего проверяются навыки вождения.
Назначение ходовой части колесного трактора
Технические показатели колесных сельхозмашин во многом зависят от параметров и устройства их ходовой части, назначение которой состоит в передаче на грунт усилия, создаваемого всей массой трактора, с сообщением поступательного движения. Эта часть машины включает в себя движитель, остов и подвеску.
Для колесной техники характерна установка полурамного остова. Его продольные балки впереди скреплены брусом и прикрепляются к корпусам силовой передачи. Силовой агрегат располагается в задней части корпуса, а передняя рама остова используется для навески и кузова.
Чтобы обеспечить трактору плавный ход и снизить жесткость толчков, подвеска колесной сельхозтехники состоит из направляющего, упругого и гасящего устройств. Этот элемент ходовой части расположен между колесной и несущей осью.
Подвеска может быть независимой и зависимой. У первой отсутствие жесткой связи колесных осей с передней балкой позволяет снизить передачу толчков на остов машины. У зависимой же подвески ось колес жестко скрепляется с остовом трактора, из-за чего все толчки при движении вызывают повышенную тряску, что ухудшает управляемость.
Чтобы снизить толчки, в ходовую часть добавлены листовые рессоры или пружины. Также для снижения колебаний во время движения используют амортизатор-гаситель. Он ставится между остовом и ведущим мостом.
Движителем в машинах этого типа считаются колеса с пневмошинами. Большинство тракторов выпускаются четырехколесными моделями и только специализированная техника для хлопковых полей производится в трехколесном варианте.
Компоновкой колес решают вопрос об увеличении КПД. У универсально-пропашных машин (МТЗ 80, Т-25А, МТЗ-100) с задним ведущим мостом задние колеса всегда увеличенного диаметра. Тракторы общего назначения выпускают с колесами одинакового размера.
Допустимо дополнение балластными грузами и заднего моста. Это позволяет повысить тяговое усилие и сцепную силу тяжести. Один из вариантов повышения рабочих показателей колесной техники – замена пневмошин колесами с балластной жидкостью.
Пневмошины колесной сельхозтехники значительно отличаются от шин для обычных автомобилей. У ведущих колес за счет увеличенных почвозацепов, которые создают характерный рисунок протектора тракторов, стало возможным повышение опорной площади до 35%. Рисунок протектора передних направляющих колес в виде продольных ребер стабилизирует движение на сложных грунтах.
От выбора колес зависит проходимость трактора, напрямую влияющая на производительность работ. Ключевыми показателями считаются буксование ведущей пары относительно грунта. У большинства колесных тракторов с двумя ведущими колесами буксование не должно превышать 15%. Если цифра больше, то возможно принять меры:
- увеличить число ведущих мостов;
- использовать шины с профилем для машин более высокого тягового класса;
- использовать сдвоенные шины;
- изменить давление в шинах;
- увеличить сцепной вес.
МТЗ-82: схема переключения передач, порядок переключения режимов
Схема переключения скоростей у тракторов МТЗ-80/82 «Беларусь» существенно отличается от таковой на автомобилях, поэтому стоит о ней рассказать подробней.
КПП МТЗ 82 рассчитана на 11 скоростей, вместе с нейтральной передачей их 12. Что любопытно, все эти скорости включаются одним рычагом.
О том, где какая передача, можно узнать на картинке ниже:
Схема включения передач на тракторах МТЗ-80/82 «Беларусь»
На схеме римскими цифрами обозначены режимы:
Первое что нужно сделать, это включить режим, которым вы планируете двигаться. Он включается в крайнем левом положении
При этом обращаю внимание, что положение ручки при включении режима отличается от её положения при включении скорости. При включении режима ход ручки КПП намного больше
Включение режима происходит следующим образом. Сцепление выжимается до отказа (у трактора оно находится там же где и у автомобиля, это крайняя левая педаль), после чего включается нужный вам режим.
После того как режим включен, возвращаете ручку в нейтральное положение и можно включать скорости. При включении понижающего режима, вам доступны скорости 1, 3, 5, 4, а также пониженная передача назад.
Если же вам нужно перейти в повышающий режим, то для этого сначала его нужно включить, переведя ручку влево вверх. После этого вы её возвращаете в нейтральное положение и вам доступны повышающие режимы. То есть 2, 6, 8, 7 скорости и повышенная назад.
Девятая передача прямая, она включается при всех режимах КПП, то есть при пониженном и при повышенном.
Тем, кому из текста непонятно как правильно пользоваться КПП на тракторах Беларусь предлагаю все, что описано выше посмотреть на видео:
Обращаю внимание читателей, что коробка передач МТЗ-80/82 несинхронизированная, а значит, все манипуляции с ней нужно делать через двойной выжим сцепления. Как это делается?. Если трактор движется, на какой-либо передаче, то при первом выжиме сцепления вы включаете нейтральный режим
Тогда вы полностью отпускаете сцепление после чего жмёте его ещё один раз для того, чтобы включить нужную вам скорость. Это и есть двойной выжим сцепления
Если трактор движется, на какой-либо передаче, то при первом выжиме сцепления вы включаете нейтральный режим. Тогда вы полностью отпускаете сцепление после чего жмёте его ещё один раз для того, чтобы включить нужную вам скорость. Это и есть двойной выжим сцепления.
Обращаю внимание, что КПП МТЗ-80/82 довольно сложный механизм, движок МТЗ-80 имеет достаточно большой момент, чтобы срезать зубцы на шестернях, а также раскрошить их. Поэтому нужно добиваться включения передач без рыков и иного шума
Это позволит сохранять коробку в работоспособном состоянии долгое время.
Назначение Т-40
По замыслу производителя, основным назначением трактора Т-40 были транспортные работы, работы в поле, на приусадебных участках. Устройство рекомендовалось для применения на легких почвах, например, для работы на садовых территориях, теплицах.
Дополнительно применялся Т-40 для таких функций, как пахота, сенокос, сбор и заготовка сена, доставка сена на хранение; уборка урожая, очистка полей от снега и культивация. При монтаже навесного оборудования трактор может использоваться как перевозчик грузов, тягач, как вспомогательная техника при ремонтных или строительных работах.
К недостаткам Т-40 можно отнести следующее:
- в сильную жару двигатель может греться;
- расход топлива зимой выше, чем летом;
- отсутствие конвейерного выпуска новых моделей (липецким заводом выпускаются только запчасти к Т-40).