Марки тракторов МТЗ

Основные отличия Советского трактора МТЗ 50 от МТЗ 80

Самым интересным видом техники в Советском Союзе являлся трактор. Городские жители конечно видели этот транспорт, но все же не все самые знаменитые модели и не во всей так сказать красе. А там есть на что посмотреть, колесные и гусеничные разновидности тракторов незаменимы в сельском хозяйстве, они поднимали целину и внесли не малый вклад в эту отрасль. Этой техникой пользуются и сейчас, но уже с более современными и высокотехнологичными функциями. Но не вымерли ещё и наши, старые трактора марки МТЗ, которые по совместительству были самыми массовыми колесными тракторами СССР. Данные трактора выпускал Минский тракторный завод. Стало интересно чем отличаются друг от друга трактор МТЗ-50 и его последователь МТЗ-80. МТЗ-50 выпускался тракторным заводом с 1962 по 1985 год, а МТЗ-80 является долгожителем конвейерной линии, его производят с 1974 года по настоящее время. Внешних отличий у тракторов немного, даже размеры машины сохранены до сантиметра, мы все же будем говорить об отличиях. На трактора установлен одинаковый четырехтактный четырехцилиндровый двигатель объемом 4.75 литра, но с разной мощностью, МТЗ-50 оборудован 55 сильным дизельным агрегатом, который называется Д-50, а на МТЗ-80 стоит двигатель мощностью 80 л.с. под названием Д-240.

Кабина трактора МТЗ-80 существенно вместительнее чем у предшественника. Трансмиссия установленная на трактор МТЗ-50 механическая, у нее две передачи с помощью которых трактор движется назад и девять для переднего хода. У МТЗ-80 передач в два раза больше т.е. четыре назад и восемнадцать вперед. Масса тракторов тоже отличается 80-ка весит немного больше, МТЗ-50 3.6 тонны, а МТЗ-80 3.77 тонн. Конечно более современная модель МТЗ-80 больше привлекала пользователей в Советском Союзе, но МТЗ-50 стоила намного дешевле, а ее функционал полностью соответствовал 80-ки, поэтому они выпускались парралельно достаточно долгое время.

Источник

Компоновка, конструкция и технические параметры

Одним из принципов разработки техники марки МТЗ является большой коэффициент унификации разрабатываемых моделей. Обычно у тракторов МТЗ этот показатель составляет от 70 до 80%, а некоторые машины имеют в своем составе до 90% унифицированных элементов.

Этим подходом объясняется схожесть конструкций мини-тракторов. Конструкция оснащенных бензиновым двигателем моделей – шарнирно-сочлененное основание, имеющее возможность разворота заднего моста, на котором закреплены силовая установка, операторское кресло, трансмиссия, ходовая часть и гидравлическая система. Две последние машины – МТЗ 425 и 440 оснащены жёсткой рамой.

Все трактора компакт-класса модельного ряда МТЗ имеют одинаковое компоновочное решение – установленный спереди двигатель с легким доступом для технического обслуживания и ремонта, передние и задние колеса и расположенное позади силовой установки операторское место, а в МТЗ-440 кабина.

https://youtube.com/watch?v=sCHtHgN3cVs

Похожи и трансмиссионные модули машин – на всех компакт-моделях установлены коробки передач механического типа, имеющие у бензиновых версий четыре передних и три задних передачи, а у дизельных – восемь режимов переключения при движении вперед и четыре при перемещении задом.

Общий диапазон скоростей оснащенных бензиновым двигателем моделей при движении вперед – 2,96-14,8 км в час и при движении назад – 3,23-10,25 км в час.

Бензиновые компакт-тракторы имеют близкие технические характеристики – примерно одинаковый, около полутоны эксплуатационный вес, возможность трехпозиционного изменения колеи колес, схожие габариты и дорожный просвет.

Дизельные модели более габаритны. Так, габариты МТЗ-440 – 3047х1485х1565 мм превышают габариты 132 Беларуса – 2500х1000х2000 мм.

Все модели мини-тракторов снабжены устройствами отбора мощности, позволяющими использовать машины в качестве приводов различных механизмов и устройств.

Для повышения показателей проходимости белорусский трактор переломка 132Н может быть модернизирован до гусеничного минитрактора, что дополнительно расширяет возможности по работе в зимнее время и на слабонесущем грунте.

Гидравлическая система раздельно-агрегатного типа обеспечивает агрегирование моделей с большим количеством прицепных и навесных устройств, применяемых для сельскохозяйственных работ, транспортировки грузов, перемещения грунта и уборки мусора.

Более подробная информация о характеристиках минских мини-машин содержится в таблице, размещенное в конце статьи.

Преимущества тракторов компакт-класса производства МТЗ:

  • многофункциональность;
  • долговечность;
  • более низкая в сравнении с зарубежными аналогами стоимость и небольшой срок окупаемости;
  • приспособленность к условиям климата стран постсоветского пространства;
  • неприхотливость к горючему и смазочным материалам;
  • простота эксплуатации, доступность сервиса и приобретения запасных частей;
  • высокие для этого класса машин технико-эксплуатационные характеристики и возможность использования в условиях бездорожья.

Недостатком всех тракторов МТЗ с мощностью двигателя до 30 лошадиных сил за исключением МТЗ-440 является отсутствие кабины оператора, делающее некомфортабельной работу на тракторе в зимний период и в ненастье.

Режимы работы трактора

Исходя из характера использования, трактор может выполнять работы в двух режимах: транспортном и технологическом.

Транспортное управление характеризуется движением трактора при выполнении переездов, как самой машины, так и транспортировки грузов в комплексе с прицепными транспортными средствами. А также транспортное движение в агрегате с технологическим прицепным или навесным оборудованием. При этом управление ограничивается выбором и переключением транспортных скоростей коробки передач и управлением направлением движения вращением рулевого колеса с применением всех навыков вождения.

МТЗ 82 на транспортных работах

Технологический режим управления связан с работой трактора в агрегате с навесными, прицепными устройствами, как в движении, так и стационарно. По характеру работы технологическое оборудование, используемое в агрегате с трактором, может быть, как не требующее привода, так и получающее привод от трактора. В данном режиме управление осуществляется в комплексе с агрегатом – трактором и используемой машиной. То есть трактористу кроме движения трактором необходимо контролировать работу используемой машины. При этом управление должно строго соответствовать технологическим требованиям обеспечивая безопасность, оптимальную производительность и качество выполняемой операции. Выполняя работу в агрегате, могут учитываться: скорость движения с конкретно рекомендуемой передачей КПП для выполнения операции, глубина обработки, высота среза, скорость вращения приводного вала, ширина захвата и другие параметры.

Технологический режим работы трактора

Для квалифицированного выполнения операций при агрегатировании трактора с тем или иным оборудованием существуют нормативные технологические карты с указанием всех параметров управления.

Выполнение технологической операции трактором МТЗ 82 с приводным агрегатом

Сам привод, используемого с трактором оборудования, может осуществляется:

  • Механически — передачей мощности вращением ВОМ.
  • Гидравлически — давлением рабочей жидкости гидронавесной системы.
  • В редких случаях давлением — воздуха пневмосистемы или инерцией создаваемой выхлопными газами работающего дизеля.

Сектора управления

  • Управление двигателем – запуск и остановка дизеля, регулирование рабочих оборотов и подачи топлива.
  • Управление трансмиссией трактора в режиме езды – выбор скорости и направления движения переключением передач, управление рулевым механизмом с использованием световых сигналов поворотов, применение основных тормозов и стояночного тормоза в процессе движения и остановки машины, использование полного привода и блокировки дифференциала заднего моста.
  • Управление трансмиссией в режиме привода рабочего оборудования – выбор скорости вращения вала отбора мощности, выбор режима работы ВОМ «независимый – синхронный», включение привода ВОМ.
  • В управление гидронавесной системой входит: управление навеской трактора иеё настройка, применение силового и позиционного регулирования при использовании почвообрабатывающих устройств, использование гидравлики для привода гидроузлов оборудования работающего в агрегате с трактором.
  • Управление приборами обогрева и вентиляции кабины трактора, наружным и внутренним освещением и сигнальными световыми приборами.

Модельный ряд МТЗ

Производителем предлагается больше сотни моделей тракторов МТЗ для различных условий эксплуатации. Все модели отличаются надежностью и долговечностью, экономичностью и универсальностью. Условно трактора производства МТЗ можно разделить на мини-трактора, малогабаритные агрегаты, универсальные колесные трактора, энергонасыщенные, спецтехника на базе тракторов.

Предлагаем Вам ознакомиться с фото, видео и техническими характеристиками наиболее популярных моделей тракторов МТЗ.

Трактор МТЗ-2

Один из первых тракторов, среди спроектированных и выпущенных МТЗ. Позиционировал себя как универсальный агрегат с экономичным дизельным двигателем. Относится к разряду универсально-пропашных тракторов. Стал основой для трактора МТЗ-5.

Оснащался двигателем Д-36 с водным охлаждением, декомпрессором и двухуровневой очисткой масла и горючего. Количество передач – 5 передних, 1 задняя. Блокируемый дифференциал и широкие колеса делали агрегат маневренным и увеличивали его проходимость.

Среди безоговорочных плюсов этой модели МТЗ – простота конструкции, возможность в случае ремонта взаимозаменять детали и связующие узлы (например, от трактора МТЗ-50 или трактора Т-16). Из недостатков – небольшая скорость и сложность запуска двигателя при температурах ниже 15°С.

Технические характеристики:

  • мощность – 37 л. с.;
  • расход горючего – 300 г*кВт/час;
  • транспортная скорость – 13 км/час;
  • вес – 3250 кг;
  • габариты – 3678*1884*2423.

Трактор МТЗ-5

Имеет несколько модификаций, отличающихся способом запуска, электрическим оборудованием и конструкцией.

Двигатель на агрегате 4-тактный, с 4 цилиндрами. Запуск производится электростартером. Устройство трактора МТЗ данной модификации первое время не предусматривало кабину. Со временем было налажено производство одноместной каркасной кабины. Отличало данную модель также усовершенствованное сцепление и вал отбора мощности с независимым приводом. Передняя ось была также усовершенствована и дополнена колесами большего диаметра.

Технические характеристики:

  • мощность – 40 л. с.;
  • расход горючего – 200 г*кВт/час;
  • вместительность бака для топлива – 90 л;
  • транспортная скорость – 22 км/час;
  • вес – 3190 кг;
  • габариты – 1884*4095*2390.

Трактор МТЗ-40

Агрегат предназначен для разного рода сельскохозяйственных работ и транспортировки грузов. Оснащен дизельным двигателем с обновленной системой очистки воздуха и топливными фильтрами. Передние колеса были направляющими, задние имели больший диаметр и агрессивный протектор, что обеспечивало хорошую проходимость этого трактора МТЗ.

Технические характеристики:

  • мощность – 40 л. с.;
  • расход горючего – 182 г*кВт/час;
  • транспортная скорость – 25 км/час;
  • вес – 2595 кг;
  • габариты – 2100*3660*1620.

Трактор МТЗ-50

Модель имеет ведущий задний мост и возможность регулировки ширины колеи для передней и задней оси. Двигатель – дизельный, 4-цилиндровый. Запускается вручную или от электрического стартера. Механическая коробка передач имеет 9 передних и 2 задние передачи. Расход топлива относительно небольшой, есть установленная система двойной очистки топлива. Сцепление замкнутого типа, сухое, однодисковое.

Технические характеристики:

  • мощность – 55 л. с.;
  • расход горючего – 8 л/час;
  • вместительность бака для топлива – 130 л;
  • вес – 3430 кг;
  • габариты – 3815*1970*2550.

Трактор МТЗ-100

Относится к типу универсальных тракторов МТЗ. Имеет изолированную кабину, удобное управление с гидроусилителем. Ведущий мост – задний.

Трактор оснащен дизельным 4-тактным двигателем. Он достаточно экономно расходует топливо, рассчитан более на тяговое усилие, чем на скорость. Механическая коробка передач с ходоуменьшителем в общей сложности имеет 24 передние и 8 задних передач.

Технические характеристики:

  • мощность – 105 л. с.;
  • расход горючего – 242 г*кВт/час;
  • вместительность бака для топлива – 156 л;
  • транспортная скорость – 35 км/час;
  • вес – 3750 кг;
  • габариты – 4120*1970*2790.

Трактор Беларус-321

Достаточно миниатюрный и производительный агрегат. Подходит как для выполнения сельхоз работ, так и для различных обслуживающих операций в черте города. Экономный и мощный дизельный двигатель имеет малый уровень вредных выхлопов, что позволяет работать с ним даже в ограниченных пространствах (например, парники и теплицы). Количество передач – 16 вперед, 8 назад. Из недостатков – конструкционная невозможность разместить кабину на данной модели МТЗ.

Технические характеристики:

  • мощность – 36 л. с.;
  • вместительность бака для топлива – 26 л;
  • транспортная скорость – 25 км/час;
  • вес – 1450 кг;
  • габариты – 3050*1300*2280.

Классы тракторов Челябинского Тракторного Завода ЧТЗ и Чебоксарского Завода

Исторически заводы специализируются на выпуске энергонасыщенных сверхмощных гусеничных тракторов промышленного назначения, предназначенных для выполнения бульдозерных работ в добыче полезных ископаемых и горно-рудной промышленности, при планировании грунта в строительстве и мелиорации, для выполнения трубоукладки и других работ со специализированным подъёмным оборудованием.

Бульдозер на базе Т-100

Класс Марка Мощность двигателя кВт/л.с.
10 Т-100, Т-100М 73/100
6 Т-130 118/160
75 Т-800 603/820
35 Т-500 353/480
10 Т-170 160/180
25 ДЭТ-320 257/350
25 ДЭТ-400 272/370
25 Т-330 243/330
10 Т-10М 132/180
25 ДЭТ-250 238/323

Сверхмощный ЧТЗ Т-800 с тяговым классом 75 тс

Часть вышеуказанного модельного ряда техники (Т-170, ДЭТ- 250, Т-330, Т-500) параллельно выпускались на мощностях Чебоксарского завода под маркой ЧЗПТ.

Назначение транспорта

Универсальный и малогабаритный МТЗ Беларус МТЗ-320 применяется на небольших фермерских усадьбах или среди работников полей. Благодаря небольшим размерам техникой легко управлять и проводить необходимую работу. Однако использовать ее лучше на рыхлой земле, которая поддается быстрой обработке. Для чего еще применяют МТЗ-320:

  • покос травы;
  • перевозка грузов;
  • удобрение почвы;
  • погрузочные и разгрузочные процессы;
  • сбор урожая;
  • уборка территории от сорняков;
  • культивация;
  • пахотные работы.

Как видно, транспортное средство применяется на полях, для транспортировки небольших предметов, для коммунальных услуг. Не уступает по функциям транспорт в работе в строительстве и лесной промышленности.

Трактора тягового класса 1,4 КН

Машины данного тягового класса являются самым популярными в народном хозяйстве стран бывшего союза, составляют самую обширную линейку модельного ряда и успешно конкурируют на рынках дальнего и ближнего зарубежья. Трактора агрегатируется с различным навесным оборудованием с механическим и гидравлическим приводом, обеспечивая использование данных моделей в самом широком спектре работ. Первая техника вышеуказанного тягового класса МТЗ 50(52) стала основой для выпуска целой серии моделей.

Трактора МТЗ 80-82 с начала своего выпуска, включая свои специальные модификации МТЗ 80Х МТЗ 82Н, по сегодняшний день претерпели ряд технических обновлений, включая установку модернизированных двигателей Д 242, Д 243, Д 244, Д 245 и разновидностей конструкций КПП с постоянным зацеплением шестернёй и гидроуправляемым включением передач. Результатом глубокой модернизации МТЗ 80(82) является трактор марки МТЗ 100 и, МТЗ 102 соответственно, выпускаемый с 1984 года. Дальнейшее расширение модельного ряда тракторов данного класса обеспечило способность конкурировать на внешних рынках и соответствовать мировым стандартам учитывая развитие технологий.

Модель трактора МТЗМощность л/сДвигатель Диапазон скорости км/ч,

КПП вперёд/назад

180.182 Д 2431,9-34,5

18/4

282.182 Д 2431,9-34,5

18/4

39090 Д 243.11.94-34,3

18/4

49290 Д 243.11.94-34,3

18/4

5 92П89 Д 245.52,15-15,5

9/8

6 92П газодизель78ГД  243-13218/8
7 100(102)100 Д 2451,9- 35

16/8

8 62,2Lombardini LDW 2204T1,23-36,8

16/8

9 51057 Д-2441,45-26,8

9/2

10 51257 Д-2441,45-26,8

9/2

11 52062 Д-2421,45-26,8

9/2

12 52262 Д-2421,45-26,8

9/2

13 57057 Д-2421,45-26,8

18/4

14 57257 Д-2421,45-26,8

18/4

15 592.264.6 Д-242С1,45-26,8

14/4

16 82 Д-243.С1,9-34,3

18/4

171220.1122,4 Д-245.2S22,19-40

16/8

18 1221.2130 Д-243.С2,1-33,8

16/8

19 1221.2 газодизель123МТ05.14-50(Sinomach)2,1-33,8

16/8

201221.3131,7 Д 260.2S21,54-35

16/8

21 1221.2 сжиженный газ140 ГД 260.2-8461,54-35

16/8

2290084,3 Д245.43S22,78-39,9

14/4

231222.4136Д-260.2S3А1,98-39,44

16/8

241222.5136 

Д-260.2S2

2,02-36,6

16/8

2592189 Д-245.51,8-35

18/4

26 92081 Д-2432,4-34,3

14/4

27920.384,3 Д245.43S22,78-39,9

14/4

28920.484,3 Д245.43S3А

Д245.43S3АМ

2,78-39,9

14/4

29 92395Д-245.5S21,8-38

14/4

30 95289 Д-245.5С2,1-30

14/4

31 89289 Д-245.52,6-33,8

18/4

32 82081 Д-2431,9-33,4

18/4

33 1021105 Д-2452,6-36,6

14/4

341021.3110 Д-245S22,6-36,6

14/4 синхронизированная

20/6 гидромеханическая

351021.4110 Д245S3А Д245S3АМ2,6-36,6

14/4 синхронизированная

20/6 гидромеханическая

361021.5110 Д245S3В2,6-36,6

14/4 синхронизированная

20/6 гидромеханическая

371021.6110 Д-245S42,6-36,6

14/4

38 1025 базовая105 Д-2452,3-37

14/4

391025.5110 Д-245S3В2,3-36,6

16/8

Назначение и область использования

Трактор является машиной общего назначения, которая нашла широкое применение в сельскохозяйственной отрасли. Она незаменима во время выполнения пахотных работ, а также при необходимости транспортировки несамоходных агрегатов. Благодаря огромному количеству навесного оборудования, которое можно установить на эту модель, ее можно привлекать для выполнения следующих задач:

  • различные виды работ по возделыванию почвы;
  • посев и уборка сельскохозяйственных культур;
  • опрыскивание полей;
  • заготовка корма для животных;
  • транспортировка древесины;
  • выполнение широкого спектра задач во время дорожного строительства и ремонта дороги;
  • земляные работы;
  • мероприятия по уборке территории большой площади;
  • доставка крупногабаритного тяжелого груза на прицепной платформе.

Основными потребителями, для восполнения нужд которых этот гигант и создавался, являются крупные организации, работающие в разных отраслях промышленности, дорожного хозяйства и сельскохозяйственной сферы. 

Трактор полностью соответствует строжайшим европейским стандартам, он способен агрегатироваться широкозахватными агрегатами (как навесными, так и прицепными), поэтому может эксплуатироваться и в виде тягача, и в качестве технического средства, использующегося с погрузочными, землеройными и прочими устройствами. 

Шасси

Ходовая часть выполнена по схеме 4х4. Колеса большого диаметра с широкопрофильной резиной обеспечивают полноценное сцепление со слабыми песчаными и переувлажненными грунтами. При разработке трансмиссии использованы преимущества планетарно-цилиндрических колесных редукторов и работающих в масляной ванне дисковых тормозов. Автоматическое блокирование дифференциала исключает пробуксовку колес, что позволяет эксплуатировать агрегат на слабых и переувлажненных грунтах, а также использовать трактор для транспортировки тяжелых грузов по размокшим полевым дорогам.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий