Ремонт и обслуживание бульдозеров

Как проводят ремонт

Независимо от вида ремонтных работ (аварийный, плановый или капитальный) необходимо придерживаться определенной последовательности.

  1. Диагностика машины с целью выявления повреждений.
  2. При износе частей ходовой – частичный разбор узлов с заменой башмака гусеницы, цепей, полотна, направляющего колеса, натяжителя.
  3. Проверка системы управления и устранение недостатков ее функционирования. Профилактика или замена поддерживающих и опорных катков, ремонт поворотных и бортовых редукторов.
  4. Обслуживание гидравлических систем. Восстановление цилиндров, пусконаладочные работы, ремонт насосов и гидромоторов.
  5. Проверка топливной системы.

Caterpillar (CAT)

Гидравлика считается слабым местом и у бульдозеров Caterpillar (CAT). Алгоритм устранения неисправностей аналогичен работам с ЧЕТРА и ЧТЗ. Еще одна проблема, с которой сталкиваются машинисты CAT – поломка гусениц.

Хотя в Caterpillar и применяют метод быстрого охлаждения беговой дорожки для закалки металла с повышенной стойкостью к абразивному износу, ходовая часть считается одним из слабых мест этой техники. Именно поэтому при необходимости замены частей гусеницы следует использовать только оригинальные детали. На них средний срок эксплуатации техники составляет 4-5 тыс. моточасов на твердых породах и до 18 тыс. часов на мягких. Комплектующие для ремонта ходовой Caterpillar производит та же ЧЕТРА, но срок эксплуатации запчастей гораздо меньше оригинала.

Наиболее частые поломки

Независимо от того, какая техника используется при работе, гусеничная или колесная, на первом месте среди неисправностей – выход из строя ходовой.

  1. Внешние элементы (катки, звенья гусеницы) ломаются при выемке грунта с частым изменением размера абразивных частиц.
  2. Внутренние детали (втулки, пальцы звеньев, оси катков) выходят из строя при работе на гребне холма.
  3. Работа поперек склона увеличивает нагрузку на внутренние и внешние элементы ходовой.
  4. Катки и их оси, находящиеся в передней части бульдозера, испытывают нагрузку на спуске.
  5. Катки и их оси, находящиеся в задней части машины, выходят из строя при работе на подъеме или при рыхлении грунта.

На втором месте стоит поломка гидравлической системы, отвечающей за функциональность отвала.

Требования охраны труда в аварийной ситуации

4.1. При обнаружении на участке выполнения земляных работ не указанных
при получении задания подземных коммуникаций и сооружений или взрывоопасных
предметов машинисты обязаны немедленно приостановить работу и сообщить об этом
руководителю работ.

4.2. При обнаружении в процессе работы неисправностей бульдозера, при
которых согласно инструкции завода-изготовителя не допускается его
эксплуатация, работу следует остановить и сообщить лицу, ответственному за
технически исправное состояние машины.

4.3. При возникновении пожара машинисты должны принять меры для его
тушения подручными средствами и сообщить через членов бригады в пожарную
охрану.

Причины неисправностей

Отказы и изменения технического состояния основных узлов делятся на три вида:

  • конструктивные;
  • эксплуатационные;
  • технологические.

Поломки могут быть внезапными, постоянными и релаксационными. Они возникают самостоятельно или являются следствием неисправностей соседнего узла.

Чаще всего причиной преждевременного износа и поломки частей ходовой становятся сложные условия, в которых приходится эксплуатировать машину.

  1. Бульдозеры используют для резки и толкания грунта. Частая смена режимов влияет на работу ходовой части.
  2. Неравномерные характеристики грунта приводят к абразивному износу узлов машины. Деталям приходится взаимодействовать с горными породами, функционировать в условиях заболоченной местности. Абразивная среда – причина пластической деформации и сколов металла.
  3. Перепад температур и влажности негативно влияют на состояние смазочных материалов.
  4. Эксплуатация в запыленных условиях – причина повышенного износа соединительных элементов.

Требования охраны труда во время работы

3.1. Перед началом движения машинисты должны убедиться в отсутствии
людей в зоне движения и подать звуковой сигнал.

3.2. При движении машины своим ходом с одного места работы на другое
машинисты обязаны:

а) поднять отвал
бульдозера на ограниченную высоту, обеспечивающую необходимую видимость
машинисту по ходу движения;

б) следить за тем,
чтобы нож отвала не врезался и не задевал встречающиеся на пути предметы;

в) соблюдать правила
дорожного движения;

г) пересекать
железнодорожный путь только на действующем переезде, руководствуясь
действующими сигналами;

д) устанавливать
сигнальные красные фонари в случае вынужденной остановки бульдозера на дороге в
ночное время.

3.3. При работе на пересеченной местности машинисты обязаны:

— выключить первую
скорость при движении машины под уклон;

— при остановке на
уклоне затормозить машину.

3.4. Перед засыпкой выемок машинисты обязаны убедиться в отсутствии в
них людей, оборудования и строительных материалов. В процессе засыпки не
допускается выход отвала бульдозера за край откоса.

Запрещается
передвижение бульдозера в пределах призмы обрушения стенок котлована.

3.5. Работа бульдозера в зоне работающего экскаватора не допускается.

Производство работ
бульдозером в зоне действия экскаватора следует осуществлять только после
опускания ковша на землю и остановки экскаватора.

3.6. Одновременная работа двух бульдозеров с прицепными скреперами
допускается при расстоянии между ними не менее 20 м. Интервал между
работающими бульдозерами без скреперов должен быть не менее 10 м.

3.7. При возведении
насыпи или разработке карьера на связных грунтах расстояние от их верхних
бровок (уступов) до гусениц бульдозера должно быть не менее 1 м. При работе на
несвязных грунтах опасная зона должна быть увеличена в 1,5 раза.

3.8.При работе бульдозера в местах проведения взрывных работ
перед каждым взрывом грунта бульдозер следует удалить на безопасное расстояние,
указанное руководителем работ.

Возвращение
бульдозера к месту производства работ после взрыва разрешается только после
соответствующего сигнала.

3.9. При необходимости очистки отвала бульдозера машинист обязан
опустить отвал на землю и выключить двигатель.

3.10. При работе на косогорах машинистам не следует:

а) делать резких
поворотов;

б) поворачивать
машину с заглубленным отвалом;

в) передвигать
бульдозер поперек склонов, угол которых превышает указанный в паспорте машины.

3.11. Буксировать или вытаскивать бульдозером застрявшую машину следует с
применением жесткого буксира, без резких рывков. Применение для этих целей
стального каната допускается только при защищенности стекол кабины машиниста
решеткой или проволочной сеткой.

3.12. При выполнении сцепки машинисты обязаны:

а) осуществлять
маневрирование на первой передаче и внимательно следить за работником,
выполняющим сцепку;

б) в процессе
маневрирования избегать резких рывков;

в) быть готовыми по
первому сигналу затормозить бульдозер;

г) для осуществления
сцепки остановить машину.

3.13. Перед заездом бульдозера на трейлер машинисты обязаны убедиться в
том, что трейлер устойчив и заторможен. После заезда бульдозера следует
опустить отвал и закрепить бульдозер. Во время перевозки бульдозера машинисту
не разрешается находиться в кабине.

3.14. Машинистам в процессе работы не разрешается:

а) передавать
управление машиной лицам, не имеющим удостоверения машиниста;

б) оставлять машину
с работающим двигателем;

в) перевозить в
кабине посторонних лиц;

г) выходить из
кабины и входить в нее на ходу.

3.15. При техническом обслуживании бульдозера машинист обязан остановить
двигатель и снять давление в гидросистеме.

3.16. Во время заправки бульдозера горючим машинисту и лицам, находящимся
вблизи, не разрешается курить и пользоваться огнем. После заправки машину
необходимо вытереть от подтеков топлива и масла, а замасленную ветошь положить
в металлический закрытый ящик.

Разведение огня на
расстоянии менее 50 м от места заправки не допускается.

3.17. При необходимости ремонта или профилактического осмотра бульдозера
отвал следует заблокировать в поднятом состоянии страховочными цепями или
опустить на прочную и устойчивую опору. При промывке деталей пользоваться
этилированным бензином не допускается.

Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом работы машинисты обязаны:

— надеть спецодежду,
спецобувь установленного образца;

— предъявить
руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ и
получить задание с учетом обеспечения безопасности труда, исходя из специфики
выполняемой работы.

2.2. После получения задания на выполнение работы машинисты обязаны:

— осмотреть с
руководителем место расположения подземных сооружений и коммуникаций, которые
должны быть обозначены флажками или вешками, и уточнить последовательность
выполнения работы
и меры безопасности;

— произвести
ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации
бульдозера
;

— предупредить о
запуске двигателя работников, находящихся вблизи машины, и убедиться, что рычаг
переключения скоростей находится в нейтральном положении;

— произвести запуск
двигателя;

— после запуска
двигателя проверить на холостом ходу работу всех механизмов и на малом ходу
работу тормозов.

2.3. Машинисты обязаны не приступать к работе в случае наличия следующих
нарушений требований безопасности:

— при неисправностях
или дефектах, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не
допускается их эксплуатация;

— наличия людей,
машин или оборудования в зоне работ;

— при уклоне
местности, превышающем указанный в паспорте заводов-изготовителей;

— наличии на месте
работ подземных коммуникаций, не указанных руководителем работ.

Обнаруженные
нарушения требований безопасности труда должны быть устранены собственными
силами, а при невозможности сделать это машинисты обязаны незамедлительно
сообщить о них бригадиру или руководителю работ.

Виды ремонтных работ и их особенности

В зависимости от типа поломки бульдозерной техники, различают три основных вида ремонтных работ:

  1. Аварийный ремонт бульдозера – проводится в случае внезапного выхода техники из строя. После тщательной диагностики, мастер выявляет причину и приступает к ее устранению.
  2. Плановый ремонт – главное условие для поддержания бульдозера в рабочем состоянии. Он позволяет предупредить большинство поломок и значительно продлить срок службы машины.
  3. Капитальный ремонт – восстанавливает полный эксплуатационный ресурс за счет замены не только главных, но и мелких деталей. Его производят при полной разборке машины, а подтверждением надлежащего результата является контроль состояния на испытательном стенде.

Наиболее частые поломки

Независимо от того, какая техника используется при работе, гусеничная или колесная, на первом месте среди неисправностей – выход из строя ходовой.

  1. Внешние элементы (катки, звенья гусеницы) ломаются при выемке грунта с частым изменением размера абразивных частиц.
  2. Внутренние детали (втулки, пальцы звеньев, оси катков) выходят из строя при работе на гребне холма.
  3. Работа поперек склона увеличивает нагрузку на внутренние и внешние элементы ходовой.
  4. Катки и их оси, находящиеся в передней части бульдозера, испытывают нагрузку на спуске.
  5. Катки и их оси, находящиеся в задней части машины, выходят из строя при работе на подъеме или при рыхлении грунта.

На втором месте стоит поломка гидравлической системы, отвечающей за функциональность отвала.

Техника ЧЕТРА

Техника ОАО «Промтрактор» входит в число самых востребованных машин, задействованных в отечественном производстве. Популярными моделями считаются бульдозер на гусеничном ходу ЧЕТРА Т11 и Б11. Эти рабочие лошадки тоже не вечны. Наиболее частые проблемы у ЧЕТРА связаны с гидравликой, которая тянет за собой сбой в функционировании трансмиссии. Серьезные поломки возникают через 2-3 тыс. моточасов. Полный перечень работ по устранению неисправностей указан в руководстве по эксплуатации.

Чаще всего гидравлические узлы выходят из строя из-за редкой замены фильтров и масла. Профилактически это делают через 250 и 500 моточасов соответственно. Если отвал перестал подниматься, необходимо проверить уровень масла в гидробаке. Одной из причин отказа отвала от работы может быть зависание перепускного клапана. В этом случае его необходимо разобрать и промыть.

Медленное поднятие отвала или его зависание может быть связано с попаданием воздуха в гидроцилиндр или утечкой масла. В первом случае необходимо проверить силу натяжения креплений и шланги. Во втором – отремонтировать или поменять гидронасос. Состояние гидравлической системы также напрямую зависит от соблюдения допустимых нагрузок на систему.

Причины неисправностей

Отказы и изменения технического состояния основных узлов делятся на три вида:

  • конструктивные;
  • эксплуатационные;
  • технологические.

Поломки могут быть внезапными, постоянными и релаксационными. Они возникают самостоятельно или являются следствием неисправностей соседнего узла.

Чаще всего причиной преждевременного износа и поломки частей ходовой становятся сложные условия, в которых приходится эксплуатировать машину.

  1. Бульдозеры используют для резки и толкания грунта. Частая смена режимов влияет на работу ходовой части.
  2. Неравномерные характеристики грунта приводят к абразивному износу узлов машины. Деталям приходится взаимодействовать с горными породами, функционировать в условиях заболоченной местности. Абразивная среда – причина пластической деформации и сколов металла.
  3. Перепад температур и влажности негативно влияют на состояние смазочных материалов.
  4. Эксплуатация в запыленных условиях – причина повышенного износа соединительных элементов.

Бульдозер Т170 ЧТЗ

Техника от Челябинского тракторного завода считается самой востребованной среди отечественных специальных машин. Модель Т170 выпускали с 1988 по 2002 год. За 14 лет механизаторы успели изучить все плюсы и минусы машины.

Принципы обслуживания этой модели прописаны в руководстве по ремонту бульдозера

Оно затрагивает диагностику и работу со всеми системами машины, но особое внимание механизаторы уделяют ремонту ходовой части. Слабое место у Т170 – фрикционные муфты сухого трения и гидравлика с ее неустойчивыми к перепаду температур шлангами

Благодаря тому, что эта модель разработана на базе проверенного временем трактора Т130, проблем с ремонтом не возникает. Всегда можно найти запчасти, а в инструкции пошагово прописаны этапы устранения неисправностей.

Как проводят ремонт

Независимо от вида ремонтных работ (аварийный, плановый или капитальный) необходимо придерживаться определенной последовательности.

  1. Диагностика машины с целью выявления повреждений.
  2. При износе частей ходовой – частичный разбор узлов с заменой башмака гусеницы, цепей, полотна, направляющего колеса, натяжителя.
  3. Проверка системы управления и устранение недостатков ее функционирования. Профилактика или замена поддерживающих и опорных катков, ремонт поворотных и бортовых редукторов.
  4. Обслуживание гидравлических систем. Восстановление цилиндров, пусконаладочные работы, ремонт насосов и гидромоторов.
  5. Проверка топливной системы.

Основные виды неисправностей и способы их устранения

Причины, ведущие к поломкам бульдозера, а также к изменению технического состояния главных узлов, принято разделять на три вида: конструктивные, технологические и эксплуатационные. При этом дефект может стать внезапным, постоянным и релаксационным – дающим о себе знать время от времени. Каким по продолжительности и цене будет ремонт спецтехники, зависит от типов бульдозеров, различающихся по следующим параметрам:

Специфика предназначения – разделяет бульдозеры на машины для общих и специальных видов работ. Первая подразумевает землеройно-планировочные и строительные работы, а ко второй относятся подземные и подводные разработки.

Тип ходовой части– колесные бульдозеры для легких дорожных работ, и ремонт гусеничных бульдозеров – техники, эксплуатируемой в условиях бездорожья.

Конструкция рабочего оборудования – с поворотным и неповоротным валом, с универсальным отвалом шарнирно-сочлененного типа, погрузочный вариант.

Виды подъемных механизмов: гидравлический, механический и электромеханический.

Образец должностной инструкции машиниста бульдозера

1. Общие положения

  1. Сотрудник, принятый на должность машиниста бульдозера, относится к разряду рабочих в организации, нанимается и освобождается с должности приказом ________________, по представлению _______________.
  2. На данную должность принимают лицо, имеющее:
    • среднее общее или среднее профобразование;
    • стаж труда на указанной позиции ____________.
  3. Машинист бульдозера находится в подчинении у ________________.
  4. Работник для выполнения своих трудовых задач должен знать:
    • теххарактеристики обслуживаемого транспорта, двигателей, приспособлений, системы управления;
    • порядок использования бульдозера, разновидности горных работ, которые осуществляются на этом транспорте;
    • марки и нормы расхода ГСМ на рабочих машинах;
    • информацию об осуществлении открытых горных и дорожных работ;
    • свойства и особенности встречающихся горных пород;
    • условия и возможности разработки горных пород и допустимые углы спуска и подъема своей машины;
    • причины появления поломок и правила их ликвидации;
    • нормы разработки и перемещения грунтов различных категорий при разной глубине разработки;
    • правила разработки выемок, отсыпки насыпей и планировки площадей по заданным профилям и отметкам;
    • порядок формирования ведомости на ремонт обслуживаемого транспорта;
    • системы смазки, питания и охлаждения ДВС;
    • нормы охраны труда, противопожарной безопасности на предприятии;
    • санитарные нормы;
    • правила применения СИЗ;
    • критерии качества своей работы;
    • разновидности брака и способы его ликвидации;
    • методы предупреждения появления брака;
    • устройство работы производственной сигнализации.
  5. Режим работы сотрудника прописан в правилах внутреннего трудового распорядка в организации.
  6. В период отсутствия машиниста бульдозера на работе ввиду болезни, отгула и т.д. его функции, права и ответственность переходят на работника, назначенного на эту должность временно руководителем компании.

2. Должностные обязанности

Машинист бульдозера на своем рабочем месте выполняет такие работы:

  1. Работы бульдозерами с двигателями мощностью до _______________.
  2. Перемещение различных материалов: горной массы, сырья, грунта, топлива.
  3. Работы планировочного характера в карьере, на отвалах, складах.
  4. Зачистку пласта, бровки, также разравнивание породы, грунта.
  5. Профилирование и подчистку откаточных путей.
  6. Производство вскрышных работ.
  7. Передвижку ж/д путей.
  8. Подтягивание горной массы в забое к экскаваторам.
  9. Выравнивание подошвы забоя, крутых откосов, уступов.
  10. Погрузку, разгрузку и передвижение грузов.
  11. Распашку отвалов, расчищение территории от тяжелого мусора и снега.
  12. Рыхление земли.
  13. Штабелировочные работы.
  14. Осмотр и заправку машин ГСМ.
  15. Смазку трущихся компонентов оборудования, деталей.
  16. Профремонт и участие в иных типах ремонта.
  17. Формирование ведомости на ремонт своего транспорта.
  18. По приемке и сдаче смены, уборке рабочего места, приспособлений, инвентаря.
  19. Содержание их в рабочем состоянии.
  20. Ведение необходимой при работе технической документации.

3. Права

Работник, принятый на должность машиниста бульдозера, имеет следующие права:

  1. Сообщать начальству или его заместителям обо всех выявленных неполадках и поломках на своем рабочем месте.
  2. Контактировать с другими подразделениями компании по производственным и другим вопросам, относящимся к его трудовым функциям.
  3. Принимать решения в пределах своей компетенции.
  4. Знакомиться с проектами решений нанимателя, касающимися своей трудовой области.
  5. Предлагать варианты по улучшению работы, связанной с указанными в данной инструкции обязанностями.
  6. Требовать от работодателя помощи в выполнении своих трудовых функций и прав.
  7. Требовать нужные для работы инвентарь и документацию, касающуюся предмета своей деятельности.
  8. Повышать свою профессиональную квалификацию.
  9. Получать гарантии, прописанные в трудовом законодательстве.
  10. Получать СИЗ.

4. Ответственность

На работника накладывается ответственность:

  1. За некачественное выполнение или невыполнение своих рабочих задач, предусмотренных данным документом, — в рамках актуального трудового законодательства.
  2. За нанесение материального вреда — в пределах положений ГК РФ и ТК РФ.
  3. За проступки, совершенные во время осуществления своей работы, — в рамках положений КоАП РФ, УК РФ, ГК РФ.

Виды ремонтных работ

В зависимости от степени поломки и износа деталей различают три вида ремонта:

  1. Аварийный, который проводят при внезапной поломке техники.
  2. Плановый ремонт для обеспечения рабочего состояния бульдозера и продления его срока эксплуатации. Он предполагает гарантийную замену деталей для поддержания рабочего состояния машины. При плановом ремонте частично разбирают основные узлы, проводят диагностику их состояния, проверяют смазку. Эти мероприятия включают также профилактику электрооборудования и топливной системы.
  3. Капитальный ремонт и обслуживание бульдозеров – восстановление полного ресурса техники, замена мелких и основных ее деталей. Проводится при полной разборке машины с последующим испытанием замененных единиц на стендах. После сборки бульдозер проверяют сначала на холостом ходу, а затем под нагрузкой. И только после этого исправленную технику допускают к использованию.

Типы бульдозеров

Этот вид спецтехники классифицируют по нескольким параметрам.

  1. По назначению: общая и специальная. Первую используют для землеройно-планировочных и строительных работ. Вторую – для подземных и подводных разработок.
  2. По типу ходовой: гусеничная, используемая в условиях бездорожья, и колесная для более легких дорожных условий.
  3. По конструкции рабочего оборудования: с неповоротным отвалом, установленным перпендикулярно оси машины с возможностью небольшого покачивания в поперечной плоскости. С поворотным отвалом, угол которого меняется в обе стороны от нулевого положения. Универсальная с шарнирно-сочлененным отвалом. Погрузчики.
  4. По механизму подъемного привода: гидравлическая, электромеханическая и механическая.

Основные неисправности и запчасти ходовой бульдозеров

На российском рынке гусеничных бульдозеров нет четкого лидера. Спецтехника отечественного производства также популярна у частных лиц и коммерческих структур, как импортные бульдозеры известных компаний с мировым именем: Komatsu, CASE, Caterpillar и др.

Справедливости ради стоит отметить, что узлы, агрегаты и заменяемые детали для большинства бульдозеров импортного производства купить также просто, так комплектующие для российских машин. Исключение лишь составляет давно снятая с производства тяжелая гусеничная техника и машины последних моделей, для которых относительно легко можно приобрести только оригинальные запчасти. Этот факт, в том числе является причиной того, что потребители спецтехники предпочитают старые, давно проверенные модели, комплектующие для которых представлены оригинальными и неоригинальными запчастями достаточно широко.

Независимо от модели, при эксплуатации импортного или отечественного гусеничного бульдозера, для владельца тяжелой машины главное не только своевременно проводить обслуживание спецтехники, а также иметь определенный запас запчастей для ходовой части, которая из всех узлов и агрегатов бульдозеров наиболее подвержена износу. Во-первых: во время работы часто происходит смена режима нагрузки на ходовую часть, когда машина то срезает и толкает грунт, то движется без нагрузки задним ходом. Во-вторых: условия работы бульдозеров в большинстве случаев далеки от идеальных — каменистая почва, пересеченный рельеф местности и т. п. В-третьих: резкая смена погоды и экстремальные температуры воздуха отрицательно сказываются на смазочных материалах. В-четвертых: высокая запыленность в местах проведения работ и присутствие в атмосферном воздуха агрессивных веществ. В таких условиях избежать выхода из строя ходовой части гусеничного бульдозера не удается даже при своевременном квалифицированном обслуживании спецтехники, которое, говоря откровенно, или не выполняется длительное время, или проводится специалистами низкой квалификации, или в полевых условиях, в которых качественно выполнить обслуживание ходовой части тяжелой техники, порой, нереально.

Определение неисправностей и выбор запчастей ходовой части

Наиболее быстроизнашиваемые детали ходовой части бульдозера — это натяжители и гусеничные цепи, подвесные и опорные катки, направляющие колеса и звездочки, а также их подшипники. Многие производители устанавливают на данные элементы ходовой определенный ресурс работы, по завершении которого заменять деталь на новую вовсе необязательно. Решение об установке новой запчасти на ходовую бульдозера принимается после осмотра деталей, при котором визуально или с помощью различного измерительного инструмента определяется степень их износа.

  1. Необходимость замены подшипников определить визуально невозможно, без предварительного снятия защитных крышек. Поэтому целесообразно периодически осматривать их в условиях закрытой мастерской или в местах с наименьшим количеством твердых взвесей в воздухе.
  2. Износ тела опорных и подвесных катков определяется визуально. При этом необходимо учитывать, что катки в разных частях ходовой части бульдозера изнашиваются по-разному. Заклинивание катка означает, что произошло разрушение подшипника, вместо замены которого лучше установить новый каток в сборе.
  3. Направляющие колеса и звездочки подвергаются износу в меньшей степени. Поэтому их замена выполняется в соответствии со сроком, установленным заводом-изготовителем техники, или при разрушении детали. Исключение составляют натяжные колеса, проблемная часть которых — резиновые уплотнители. При их износе втулка натяжного колеса меняет геометрию до такого состояния, что это можно заметить визуально.
  4. Гусеничные цепи и натяжители служат достаточно долго без особых проблем. Замена первых выполняется при разрушении данного элемента ходовой, а вторых — при сильной коррозии. Если вовремя менять грязесъемники, уплотнительные кольца и манжеты натяжителей, то их срок службы значительно увеличится.

При постоянной эксплуатации отечественного и импортного производства бульдозера, необходимо иметь не только запас таких запчастей для ходовой части, как подшипники, грязесъемники и уплотнительные кольца, а также создать резерв звеньев и соединительных пальцев гусеничных цепей, сегментов звездочек, сегментных болтов с гайками и траков гусениц. Это позволит быстро выполнять ремонт без сложной и дорогостоящей замены основных узлов ходовой части гусеничного бульдозера.

Бульдозер Т170 ЧТЗ

Техника от Челябинского тракторного завода считается самой востребованной среди отечественных специальных машин. Модель Т170 выпускали с 1988 по 2002 год. За 14 лет механизаторы успели изучить все плюсы и минусы машины.

Принципы обслуживания этой модели прописаны в руководстве по ремонту бульдозера

Оно затрагивает диагностику и работу со всеми системами машины, но особое внимание механизаторы уделяют ремонту ходовой части. Слабое место у Т170 – фрикционные муфты сухого трения и гидравлика с ее неустойчивыми к перепаду температур шлангами

Благодаря тому, что эта модель разработана на базе проверенного временем трактора Т130, проблем с ремонтом не возникает. Всегда можно найти запчасти, а в инструкции пошагово прописаны этапы устранения неисправностей.

Caterpillar (CAT)

Гидравлика считается слабым местом и у бульдозеров Caterpillar (CAT). Алгоритм устранения неисправностей аналогичен работам с ЧЕТРА и ЧТЗ. Еще одна проблема, с которой сталкиваются машинисты CAT – поломка гусениц.

Хотя в Caterpillar и применяют метод быстрого охлаждения беговой дорожки для закалки металла с повышенной стойкостью к абразивному износу, ходовая часть считается одним из слабых мест этой техники. Именно поэтому при необходимости замены частей гусеницы следует использовать только оригинальные детали. На них средний срок эксплуатации техники составляет 4-5 тыс. моточасов на твердых породах и до 18 тыс. часов на мягких. Комплектующие для ремонта ходовой Caterpillar производит та же ЧЕТРА, но срок эксплуатации запчастей гораздо меньше оригинала.

Техника ЧЕТРА

Техника ОАО «Промтрактор» входит в число самых востребованных машин, задействованных в отечественном производстве. Популярными моделями считаются бульдозер на гусеничном ходу ЧЕТРА Т11 и Б11. Эти рабочие лошадки тоже не вечны. Наиболее частые проблемы у ЧЕТРА связаны с гидравликой, которая тянет за собой сбой в функционировании трансмиссии. Серьезные поломки возникают через 2-3 тыс. моточасов. Полный перечень работ по устранению неисправностей указан в руководстве по эксплуатации.

Чаще всего гидравлические узлы выходят из строя из-за редкой замены фильтров и масла. Профилактически это делают через 250 и 500 моточасов соответственно. Если отвал перестал подниматься, необходимо проверить уровень масла в гидробаке. Одной из причин отказа отвала от работы может быть зависание перепускного клапана. В этом случае его необходимо разобрать и промыть.

Медленное поднятие отвала или его зависание может быть связано с попаданием воздуха в гидроцилиндр или утечкой масла. В первом случае необходимо проверить силу натяжения креплений и шланги. Во втором – отремонтировать или поменять гидронасос. Состояние гидравлической системы также напрямую зависит от соблюдения допустимых нагрузок на систему.

Типы бульдозеров

Этот вид спецтехники классифицируют по нескольким параметрам.

  1. По назначению: общая и специальная. Первую используют для землеройно-планировочных и строительных работ. Вторую – для подземных и подводных разработок.
  2. По типу ходовой: гусеничная, используемая в условиях бездорожья, и колесная для более легких дорожных условий.
  3. По конструкции рабочего оборудования: с неповоротным отвалом, установленным перпендикулярно оси машины с возможностью небольшого покачивания в поперечной плоскости. С поворотным отвалом, угол которого меняется в обе стороны от нулевого положения. Универсальная с шарнирно-сочлененным отвалом. Погрузчики.
  4. По механизму подъемного привода: гидравлическая, электромеханическая и механическая.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий