Расчет и определение радиуса опасной зоны работы крана

Граница опасной зоны от падения предметов со зданий и сооружений

Вблизи строящегося здания граница опасной зоны обозначается в виде стационарного ограждения (при выполнении строительно-монтажных и демонтажных работ на территории городской застройки) или временного ограждения (на действующем предприятии когда проводятся краткосрочные работы, при возведении объекта на пустой площадке).В обязательном порядке при строительстве вблизи строящихся зданий и сооружений необходимо в ППР отразить границу опасной зоны от падения предметов, материалов, конструкций с них. В соответствии с требованиями СНиП 12-03-2001 определяется расстоянием отлета предмета (груза, конструкции и др.) от стены здания или сооружения — X (показано на рисунке ниже) плюс максимальный габаритный размер предмета — Lгруза.

Граница опасной зоны при работе крана, трубоукладчика и др.

При производстве работ с применением подъемных сооружений (кранов, трубоукладчиков, кран-манипуляторов и др.) возникает опасность от падения грузов во время их перемещения. От оси перемещаемого груза (крюка) при производстве работ устанавливается граница опасной зоны определяемая по следующей формуле:

Rо.з. = Lгруза + Bгруза/2 + X, где:

  • Lгруза и Bгруза — горизонтальная проекция минимального габарита груза при перемещении его ПС;
  • Lгруза и Bгруза — максимальный габарит груза при перемещении его ПС;
  • X — минимальное расстояние отлета перемещаемого груза, определяемое в соответствии с таблицей:
Высота возможного падения груза, м (H)Минимальное расстояние отлета перемещаемого (падающего) груза в случае его падения при перемещении ПС, м (Х)
До 104
До 207
До 7010
До 12015
До 20020
До 30025
До 45030

Примечание. При промежуточных значениях расстояние X определять интерполяцией по формуле:

X = X1+(X2-X1)*(H-H1)/(H2-H1), где: — Х1 — предыдущее значение отлета груза; — Х2 — следующее значение отлета груза; — Н — требуемая высота для расчета; — Н1 — предыдущее значение высоты перемещаемого груза; — Н2 — следующее значение высоты перемещаемого груза. К примеру, при перемещении груза на высоте H = 14 м, расстояние отлета будет равняться: X = 4+(7-4)*(14-10)/(20-10) = 5,2 м.

3.3. Расчет опасной зоны

Границы опасныхзон устанавливаются согласно ДБН А.3.2.2-2009..

Опасные зоны должныиметь сигнальные ограждения, удовлетворяющиетребованиям ГОСТ 12.4.059.-89. Знаки, которыезапрещают вход в опасную зону,устанавливаются по периметру ограждениячерез 30м. Расстояние между стоякамисигнальных ограждений — не больше 6м.

Опасные зонымонтажа конструкций строительнымикранами показываются окружностями,которые описываются радиусами опаснойзоны Rоппри подъеме конструкций, устанавливаемыхв горизонтальном положении:

Rоп=Rстр+0,5l+∆

R,где

Rстр-радиус поворота стрелы при максимальномвылете, м. Определить графическимспособом на основании п.3.2,

l

длинаконструкции, м, см. таблицу 3.1.

∆R- расстояние отлета, см. таблицу 3.2.

Таблица 3.2. -Минимальное расстояние отлета грузаперемещаемого краном в случае егопадения

Высота возможного падения груза (предмета), мМинимальное расстояние отлета, м
До 10” 20” 70” 120” 200” 300” 450471015202530

3.4. Ограждение строительной площадки

Компактностьстройгенплана (%) определяется отношениемплощади объекта в плане к площадистройплощадки.

Имея исходныеданные определить площадь стройгенпланаиз выше указанного соотношения. Наосновании площади рассчитать ширину идлину стройплощадки.

Ограждениеразместить на расстоянии от опаснойзоны не менее 1 м.

При возведенииздания в стесненных условиях установитьограничение поворота стрелы монтажногокрана.

3.5. Пример решения задачи

Определитьразмеры и разместить ограждениестройплощадки, если коэффициенткомпактности стройгенплана равен 0,18;размеры здания в плане 16 м х 21 м,высота 30 м. При необходимости установитьограничения зоны действия башенногокрана, если опасная зона составляет24 м..

3.5.1. Размещениебашенного крана и опасной зоны.

Так как здание«точечное», размеры в плане не превышают21 м, что меньше минимальной длиныподкрановых путей свободностоящихбашенных кранов (25 м), то целесообразновозводить здание с помощью приставногобашенногокрана

Стоянка крананазначается из условия наименьшегорабочего вылета из всех возможныхвариантов его размещения (рис. 3).

3.5.2. Определениеразмеров стройплощадки.

,

где Sсгп– площадьстройплощадки, м2

SЗД– площадь объекта в плане, м2;

К – компактностьстройгенплана.

Принимаем размерыстройплощадки на основании площади:длина 50 м, ширина 37 м.

Вводим ограничениев рабочую зону крана (рис.3.2).

Практическое занятие №4. Расчёт и устройство складского хозяйства

Аудиторныезанятия

–2 часа.

Цель занятия

.Ознакомление с методикой расчетаскладов.

4.1. Исходныеданные

Таблица 4.1. — Заданиедля выполнения практического занятия№4

№ вариантаКоличество материалов на расчетный периодПродолжительность расчетного периода, дн
Расстояние, кмКирпич, тыс.шт.Колонны металли-ческие, тБлоки оконные, дверные, м2Рубероид, рулонКраски, шпатлевка, т
1302225215601652024013225
24052301302518010220070545
35524045901045016120030418
4355230215604601724514220
5402404590101809220070550
6482225130251552524012418
7252324210481302175016545
85210002603055151175111045
930300502646401550013435
6010202503055201176014540

Разметка на складах

Как уже упоминалось ранее, опасная зона – это пространство, где существует реальная угроза здоровью и жизни работников. Такие участки есть на любом производственном предприятии, вне зависимости от его сферы деятельности. Поэтому они должны ограждаться не только на стройке.

Склады также являются местом, где зачастую работники могут быть травмированы. Чаще всего это связано с неустойчивостью ящиков, контейнеров, упаковок, складированных в специально отведенных местах. Конечно, при правильной погрузке и хранении риск получить травму на складе невысок. Однако из-за беспечности или невнимательности сотрудников и людей, ответственных за соблюдение правил безопасности, работникам может быть причинён невосполнимый вред здоровью. Поэтому опасная производственная зона на складах выделяется соответствующей разметкой.

Ростехнадзор разъясняет: Определение границ опасной зоны работы башенного крана

Вопрос: Около дома, где я проживаю, установили башенный кран, для строительства торгового центра. Прошу Вас разъяснить, как определяются опасные зоны и какие меры должны быть приняты строительной организацией для обеспечения безопасности жителей нашего дома при перемещении грузов башенным краном?

Ответ: Согласно пункту 6.1.5 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве», при строительстве объектов с применением грузоподъемных кранов, когда в опасные зоны, расположенные вблизи строящихся зданий, а также мест перемещения грузов кранами, границы которых определяются по приложению Г настоящих норм и правил, попадают транспортные или пешеходные пути, санитарно-бытовые или производственные здания и сооружения, другие места постоянного или временного нахождения людей на территории строительной площадки или вблизи нее, работы следует выполнять в соответствии с проектом организации строительства (ПОС) и проектом производства работ (ППР), содержащими решение следующих вопросов, рекомендованных в приложении Ж, для обеспечения безопасности людей:

  • применение средств для искусственного ограничения зоны работы башенных кранов;
  • применение защитных сооружений — укрытий и защитных экранов.

В соответствии с пунктом К.5 приложения Ж СНиП 12-03-2001 в случае, если в процессе строительства (реконструкции) зданий и сооружений в опасные зоны вблизи мест перемещения грузов кранами и от строящихся зданий могут попасть эксплуатируемые гражданские или производственные здания и сооружения, транспортные или пешеходные дороги и другие места возможного нахождения людей, необходимо предусматривать решения, предупреждающие условия возникновения там опасных зон, в том числе:

а) вблизи мест перемещения груза краном:

рекомендуется оснащать башенные краны дополнительными средствами ограничения зоны их работы, посредством которых зона работы крана должна быть принудительно ограничена таким образом, чтобы не допускать возникновения опасных зон в местах нахождения людей;

скорость поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны должна быть ограничена до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее 7 м;

перемещение грузов на участках, расположенных на расстоянии менее 7 м от границы опасных зон, следует осуществлять с применением предохранительных или страховочных устройств, предотвращающих падение груза;

б) на участках вблизи строящегося (реконструируемого) здания:

по периметру здания необходимо установить защитный экран, имеющий равную или большую высоту по сравнению с высотой возможного нахождения груза, перемещаемого грузоподъемным краном;

зона работы крана должна быть ограничена таким образом, чтобы перемещаемый груз не выходил за контуры здания в местах расположения защитного экрана.

В соответствии с приложением Г СНиП 12-03-2001 границы опасной зоны определяются от перемещаемого груза и не предусматривается возникновение опасных зон от падения крана и его отдельных узлов, поэтому консольная часть крана и часть балочной стрелы, на которую не может заходить грузовая тележка, при соблюдении требований действующих Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. № 533, зарегистрированы в Минюсте России 31 декабря 2013 г. № 30992 (далее – ФНП по ПС), могут перемещаться за пределами строительной площадки.

В соответствии с пунктом 101 ФНП по ПС, выполнение строительно-монтажных работ, погрузочно-разгрузочных работ над действующими коммуникациями, проезжей частью улиц или в стесненных условиях на опасных производственных объектах с применением ПС (в т.ч. грузоподъемных кранов) должно осуществляться в соответствии с ППР, разработанным эксплуатирующей или специализированной организацией, в соответствии с требованиями пунктов 159 — 167 настоящих ФНП.

Ответственность за качество и соответствие требованиям промышленной безопасности ППР несет его разработчик.

Эксплуатация ПС с отступлениями от требований ППР не допускается. Внесение изменений в ППР осуществляется разработчиком ППР.

Выделение опасной зоны

Чтобы работники обращали внимание, избегали потенциально опасного пространства, оно должно быть выделено, в соответствии с действующими ГОСТами. Как уже упоминалось, характер разметки зависит от факторов, которые создают опасные условия на производстве

Зоны с постоянным влиянием факторов риска выделяются предохранительными защитными ограждениями. Они должны устанавливаться по всему периметру ограждаемого пространства.

Что же касается участков с потенциально действующими факторами, то выделить опасную зону можно двумя путями: сигнальными ограждениями или знаками. Предупреждающий знак — это прямоугольная или квадратная белая табличка с красной надписью «Опасная зона». Но и знаки, и ограждения должны соответствовать установленному ГОСТу. Ограждения опасных зон устанавливаются только после точного вычисления границ небезопасного участка.

Порядок определения границ опасной зоны при производстве работ с применением ПС

Границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными машинами, а также вблизи строящегося здания, принимаются от крайней точки горизонтальной проекции наружного наименьшего габарита перемещаемого груза или стены здания с прибавлением наибольшего габаритного размера перемещаемого (падающего) груза и минимального расстояния отлета груза при его падении (СНиП 12-03-2001 приложение 4) согласно таблице 3 и графику определения минимального расстояния отлета груза при его падении, представленного на рисунке 15.

Высота возможного падения груза (предмета), м Минимальное расстояние отлета груза (предмета), м (Х)
перемещаемого краномпадающего со здания
До 1043,5
» 2075
» 7107
» 1201510
» 2002015
» 3002520
» 4503025
Примечание — При промежуточных значениях высоты возможного падения грузов (предметов) минимальное расстояние их отлета допускается определять методом интерполяции.

Таблица 3 — Минимальное расстояние отлета груза при его падении (Х)

рисунок 15. Минимальное расстояние отлета груза (м).

Урок №18

Выбор грузозахватного приспособления

При подборе съемного грузозахватного приспособления необходимо учитывать:

1. Массу поднимаемого груза.

2. Способ строповки (в соответствии с ППРк или ТК) (строп необходимо подбирать так, чтобы поднимаемая конструкция приняла проектное положение или близкое к нему);

3. Расстояние между точками крепления (строповки) груза. Длина ветви стропа определяется как ¾ расстояния между точками крепления, из размерного ряда стропов (ближайшего большего размера)

4. Габариты и характер груза. Например, груз находится в ящичной упаковке, а точки крепления находятся внизу, в данном случае необходимо к размеру между точками прибавить высоту ящичной упаковки.

5. Состояние точек крепления (строповки) и самого груза. Например, железобетонные плиты бывшие в употреблении часто имеют загнутые петли, выпрямлять которые запрещается, поэтому в таких случаях меняют способ строповки и стропят «в обхват». При демонтаже оборудования необходимо учитывать состояние самого груза – соединение его частей.

6. Если работа выполняется при отсутствии схемы строповки, то подъем груза может быть осуществлен только под непосредственным руководством лица, ответственного за БПР.

Основные способы строповки

Строповкой называется совокупность приемов обвязки и зацепки грузов для их подъема и перемещения грузоподъемным краном. Ее выполняют с помощью грузозахватных устройств, навешиваемых на крюк крана. Способы строповки различны и зависят от рода и массы материалов, изделий и конструкций, методов их укладки.

На предприятии (стройке) должны быть разработаны способы правильной строповки грузов со специальными устройствами (петлями, цапфами, рымами) или без них. В необходимых случаях графическое изображение строповки выдают стропальщикам или вывешивают в местах производства работ.

К основным способам строповки относят:

1. строповку грузов за петли, рымы, цапфы

2. в обхват.

При строповке в «обхват» учитывают покрытие изделия, качество поверхности (например при перемещении валов большого диаметра точка крепления может находиться на месте установки подшипника), наличие изоляции. Если какой-либо из перечисленных признаков присутствует, то применяют текстильные стропы, которые не повреждают поверхность, в случае отсутствия последних применяют прокладки, щадящие поверхность.

Процесс нанесения разметки. Преимущества маркировки

Если владелец склада – частное лицо, важно, чтобы предприниматель следовал полному технологическому процессу по проектированию и нанесению разметки. Если на производстве предусмотрена отдельная служба по охране труда, то данный процесс относится к ее прямым обязанностям. Он включает в себя несколько шагов:

Он включает в себя несколько шагов:

  1. Определение места и вида потенциальной угрозы.
  2. Согласование проекта в уполномоченных организациях.
  3. Монтаж разметки в соответствии с действующими нормами и ГОСТами.

Для точного определения места и вида потенциальной опасности фирма может обратиться к услугам профессионалов, которые проведут тщательный аудит помещения, грамотно оценив все возможные риски. Без этого нельзя начинать работы в опасной зоне, иначе в случае травмирования работника склада, его владелец не только понесет огромные убытки, но и рискует остаться без лицензии.

Преимущества маркировки:

  • обозначение всех потенциально опасных участков;
  • возможность нанесения разметки для выделения проходов;
  • безопасная организация перемещения грузов в пределах склада;
  • защита от столкновения с механическими транспортными средствами.

Нанести разметку можно не только для обозначения опасных зон, но и для графического выделения рабочих мест, дорожек для движения пешеходов и дорожек для транспорта, ячеек напольного хранения грузов и прочего. Грамотно составленный план помещения в разы уменьшает риск возникновения какой-либо травмоопасной ситуации на производстве.

Требования к местам производства работ

Владелец крана или эксплуатирующая организация должны:

  • разработать и выдать на места ведения работ проекты производства строительно-монтажных работ кранами, технологические карты складирования грузов, погрузки и разгрузки транспортных средств и подвижного состава и другие технологические регламенты;
  • ознакомить (под расписку) с проектами и другими технологическими регламентами лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, крановщиков и стропальщиков;
  • обеспечить стропальщиков отличительными знаками, испытанными и маркированными грузозахватными приспособлениями и тарой, соответствующим массе и характеру перемещаемых грузов;
  • вывесить на месте производства работ список основных перемещаемых краном грузов с указанием их массы. Крановщикам и стропальщикам, обслуживающим стреловые краны при ведении строительно-монтажных работ, такой список должен быть выдан на руки;
  • определить площадки и места складирования грузов, оборудовать их необходимыми технологической оснасткой и приспособлениями (кассетами, пирамидами, стеллажами, лестницами, подставками, подкладками, прокладками и т.п.) и проинструктировать крановщиков и стропальщиков относительно порядка и габаритов складирования.

Организации, эксплуатирующие краны, должны установить порядок обмена сигналами между стропальщиком и крановщиком. Рекомендуемая знаковая сигнализация приведена в приложении 3. При возведении зданий и сооружений высотой более 36 м должна применяться двусторонняя радиопереговорная связь. Знаковая сигнализация и система обмена сигналами при радиопереговорной связи должны быть внесены в производственные инструкции для крановщиков и стропальщиков.

Место производства работ по перемещению грузов кранами должно быть освещено в соответствии с проектом производства работ.

Для безопасного выполнения работ по перемещению грузов кранами их владелец и производитель работ обязаны обеспечить соблюдение следующих требований:

  • на месте производства работ по перемещению грузов, а также на кране не должно допускаться нахождение лиц, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе;
  • перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графическое изображение (схема) строповки грузов;
  • места и габариты складирования грузов, подъездные пути и т.д.;
  • мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен кран (ограждение строительной площадки, монтажной зоны и т.п.);
  • не разрешается опускать груз на автомашину, а также поднимать груз при нахождении людей в кузове или кабине автомашины. В местах постоянной погрузки и разгрузки автомашин и полувагонов должны быть установлены стационарные эстакады или навесные площадки для стропальщиков. Погрузка и разгрузка полувагонов крюковыми кранами должны производиться по технологии, утвержденной производителем работ, в которой должны быть определены места нахождения стропальщиков при перемещении грузов, а также возможность выхода их на эстакады и навесные площадки. Нахождение людей в полувагонах при подъеме и опускании грузов краном не допускается.

Места временного или постоянного нахождения работников должны располагаться за пределами опасных зон.

На границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть установлены защитные ограждения, а зон потенциально опасных производственных факторов – сигнальные ограждения и знаки безопасности.

Освещённость помещений и площадок, где производятся погрузочно-разгрузочные работы, должна соответствовать требованиям соответствующих строительных правил.

Граница опасной зоны от работы подъемников и вышек

Тот же принцип действует и для подъемников, вышек, в которых перемещаются грузы, инструменты на высоту. В таком случае расстояние до границы опасной зоны берется от края люльки, площадки подъемника, но принимается минимально равным 5 м, так как от работающих механизмов расстояние принимается равным не менее 5 м.

Вначале в ППР на работу подъемников определяется необходимый для производства работ рабочий радиус поворота люльки, а затем от него откладывается рассчитанное расстояние Rо.з. Для вышек и строительных подъемников, находящихся стационарно такое расстояние принимается от их края и описывается вокруг. Все рассчитанные границы ОЗ переносятся на участок проведения работ после установки ПС. Для исключения ошибок ограждение опасной зоны необходимо установить на небольшом отдалении от Rо.з.

Высота возможного падения предмета (груза) принимается от площадки установки подъемника, вышки до верха перил люльки или площадки, а при установке какого-либо оборудования — до его низа.

Требования по ограничению опасных зон

На границе опасной зоны, в местах возможного прохода людей, устанавливается знак, предупреждающий о работе крана.

Рис. 3.4.1 Знак, предупреждающий о работе крана

При строительстве объектов с применением грузоподъемных кранов, когда в опасные зоны, расположенные вблизи строящихся зданий, а также мест перемещения грузов кранами попадают транспортные или пешеходные пути, работы следует выполнять в соответствии с ПОС и ППР, содержащими решение следующих вопросов, для обеспечения безопасности людей:

– Места нахождения контрольных грузов башенных кранов для минимального и максимального вылета располагают за ограждением кранового пути;

– Места приема раствора и бетонной смеси на строительной площадке должны иметь твердое покрытие;

– Применение средств для искусственного ограничения зоны работы башенных кранов;

– Пешеходный переход вдоль защитного ограждения должен иметь козырек, сплошную обшивку со стороны строящегося здания и расположен от него не ближе двух метров;

– Скорость поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны должна быть ограничена до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее семи метров;

– Опасная зона участка производства работ предусматривается обозначать лентой красно-белого цвета;

– Максимальная высота перемещения груза должна быть ниже защитного ограждения не менее чем на 0,5 м, а высота защитного ограждения должна быть не менее 3м от уровня монтажного горизонта;

– На границе опасной зоны и местах возможного прохода людей (дороги и пешеходные дорожки) устанавливаются знаки, предупреждающие о работе крана;

– Главным условием строительства примыкающих зданий без отселения людей и остановки производства в существующих зданиях является исключение возможности образования опасных зон в местах нахождения людей (в том числе при максимальной высоте подъема или вылете) за счет разработки соответствующих технических мероприятий (принудительное ограничение поворота стрелы, вылета или высоты подъема, устройство защитных ограждений, а также других мероприятий);

Крановщик обязан не менее чем за 1 м до предупреждающего знака снизить скорость перемещения груза до минимальной и далее перемещать груз на этой скорости короткими повторными включениями.

От чего зависит безопасность работы крана

Многое тут решает правильная строповка грузов и заделка каната. Его крепят к металлическим частям крана при помощи разного вида петель, муфт, узлов, клиновых зажимов. Петли на его концах делают путем заплетки, предупреждая расплющивание и перетирание.


Смотреть галерею

Сращивать канаты башенного крана категорически запрещается. Груз крепится с его помощью к подъемному механизму благодаря специальным приспособлениям в виде блоков, барабанов, полиспастов.

С помощью блоков груз поднимают и опускают, полиспаст представляет собой систему из соединенных меж собой подвижных и неподвижных блоков. Барабаны в грузоподъемных механизмах выглядят как полые цилиндры с винтовыми канавками на поверхности для удобства укладки каната и снижения степени его износа.

Перемещение и подъем опасных грузов

Особое внимание к соблюдению техники безопасности вблизи ЛЭП, да и не только, необходимо проявлять при перемещении опасных грузов. К таковым относятся вещества, изделия и материалы, которые обладают свойствами, способными в процессе перемещения привести в определенных условиях к гибели, отравлению, получению травмы, заболеванию, облучению, пожару взрыву, повреждения техники и зданий

Важно Обзор трактора ДТ-75 и его модификаций

Важно Обзор трактора ДТ-75 и его модификаций


Доставка опасного груза

К таким работам допускаются только люди, прошедшие предварительное медицинское обследование. Категория их здоровья должна соответствовать характеру деятельности.

После его прохождения происходит аттестация. Данный класс работников должен быть обучен оказывать первую доврачебную помощь.

От чего зависит безопасность работы крана

Многое тут решает правильная строповка грузов и заделка каната. Его крепят к металлическим частям крана при помощи разного вида петель, муфт, узлов, клиновых зажимов. Петли на его концах делают путем заплетки, предупреждая расплющивание и перетирание.

Сращивать канаты башенного крана категорически запрещается. Груз крепится с его помощью к подъемному механизму благодаря специальным приспособлениям в виде блоков, барабанов, полиспастов.

С помощью блоков груз поднимают и опускают, полиспаст представляет собой систему из соединенных меж собой подвижных и неподвижных блоков. Барабаны в грузоподъемных механизмах выглядят как полые цилиндры с винтовыми канавками на поверхности для удобства укладки каната и снижения степени его износа.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий