ЯМЗ-536: Технические характеристики

Добавить газу

Так получилось, что современная Россия осталась без двигателей мощностью в диапазоне от 125 до 180 л. с. и выше, которые можно было бы конвертировать для работы на сжатом метане. Двигателей семейства ЗМЗ-53 (4,25 литра, 125 л. с., 300 Н.м) и ЗИЛ-130/ЗИЛ-375 (6,0/7,0 литра, 150/180 л. с. и 402/465 Н.м), тех самых V-образных «восьмерок», можно сказать, уже нет. Между тем эти моторы не обладают нужным ресурсом и откровенно слабы для современных грузовиков и автобусов. Есть серийно выпускаемый газовый двигатель – это КАМАЗ-820.60-260, созданный на основе длинноходного семейства камских моторов: «восьмерка» объемом 11,76 литра мощностью 260 л. с. при
2200 об/мин и моментом 930-1080 Н.м, массой почти 900 кг. Понятно, что эти моторы, из-за габаритов и массы, компоновочно хороши именно для грузовиков КАМАЗ.
Единственным моторным заводом, готовым обеспечить отечественный грузовой и автобусный автопром газовыми моторами, оказался ЯМЗ. В основе двигателей, конвертированных для работы на сжатом природном газе, самые современные дизельные ярославские моторы семейства ЯМЗ-530. Что примечательно, с запуском в производство газовых двигателей объемом литр на цилиндр ярославцы обогнали даже своего конкурента – моторный завод «Камминс-КАМА» из Набережных Челнов. Казалось бы, всего-то и дел, обеспечить поставки в Челны оригинальных узлов и агрегатов газовых версий моторов Cummins ISBe, «четверок» 4ISBe объемом 4,5 литра и «шестерок» 6ISBe объемом 6,7 литра, которые выпускают в Европе, США, в Бразилии и Китае. Однако пока российский Cummins этого не сделал.
На конвейер в Ярославле поставили два двигателя ЯМЗ-534 CNG и ЯМЗ-536 CNG, и каждый будет существовать в нескольких модификациях как по настройкам мощности, так и по вариантам адаптации к различным транспортным средствам. Буквы CNG в маркировке двигателей обозначают топливо – сompressed natural gas (компримированный (сжатый) природный газ). Оба мотора обеспечивают хороший диапазон мощности – от 150 до 312 л. с. и найдут применение на различных грузовиках и автобусах. У «четверки» три настройки: ЯМЗ-53414 имеет 170 л. с. и 590 Н.м. при 1200-1600 об/мин, у ЯМЗ-53424 и ЯМЗ-53444 мощность составляет 150 л. с. момент 493 Н.м при тех же оборотах. У «шестерок» тоже три версии: ЯМЗ-53604, ЯМЗ-53624 и ЯМЗ-53644. Самый мощный – первый мотор, 312 л. с. и 1220 Н.м. Вторая настройка – 285 л. с. и 1130 Н.м, у третьего – 258 л. с. и 1080 Н.м.

Если сравнивать с дизельными версиями семейства ЯМЗ-530, то видно, что для газовых моторов использовали не все настройки. У «четверки» CNG нет самого «слабого» 120-сильного мотора и самых мощных. Сегодня это 190 л. с. при 2300 об/мин., момент 750 Н.м и 210 л. с. при 2300 об/мин/780 Н.м при 1300-1600 об/мин. 210-сильный мотор теперь ставят на новый 9,5-метровый городской низкопольный автобус ЛИАЗ-428260. Им планируют оснащать и седельный тягач «ГАЗон-Next» ГАЗ-С47R13 4х2 – очень перспективный для России автомобиль, который рассчитан на работу с 10 тонным полуприцепом. У шестицилиндрового ЯМЗ-536 кроме трех настроек 240 л. с./900 Н.м, 285 л. с./1130 Н.м и 312 л. с./1226 Н.м есть четвертый вариант: 330 л. с. и 1275 Н.м. Между тем планируется выпуск «шестерки» увеличенного до 7 литров объема. У него остается тот же диаметр поршня – 105 мм, но ход будет увеличен со 128 до 136 мм. Получается на 4 мм больше радиус кривошипа. Высота блока и длина шатуна останутся прежними, но уменьшится расстояние от днища поршня до оси поршневого пальца. Мощность такого мотора выставят на уровне 330-370 л.с. На основе дизеля увеличенного объема будут создавать и более мощную газовую версию двигателя – под метан. Но это перспектива.
А пока, для начала, предельные настройки именно такие: 170 л. с. для «четверки» и 312 л. с. для шестицилиндрового мотора. И как это уже не раз бывало в истории Ярославского моторного завода, ограничения на рост мощности и момента накладывают заказчики – под более мощные моторы у них нет соответствующей трансмиссии и вообще – еще не готовы сами автомобили. Так что мы еще увидим и более мощные газовые моторы ЯМЗ-530 CNG.

Особенности конструкции блока цилиндров ДВС ЯМЗ 536

БЦ ЯМЗ 536 изготовлен из серого особо прочного чугуна. Он является основой для соединения всех узлов и механизмов в единую силовую установку. В верхней части блока имеются гнёзда для мокрых гильз. Каждое гнездо в цилиндре имеет кольцевую проточку в верхней части под край гильзы и соответствующее отверстие на нижней полке блока.

Проточка и отверстие сделано соосно. Материалом изготовления гильз является фосфористый чугун. Гильзы в блоке центрируются по наружному краю бурта. Края водяной рубашки составляют замкнутый контур вокруг гнезда в цилиндре. Тем самым связывают нижнюю и верхнюю плиту цилиндровый части БЦ, укрепляя общую конструкцию блока.

Двигатели ЯМЗ-536

Двигатель ЯМЗ-536, это L-образный шестицилиндровый дизель семейства ЯМЗ-530, производства Ярославского моторного завода. Новое семейство многоцелевых дизельных двигателей ЯМЗ-530 выпуcкается в шестицилиндровом и четырехцилиндровом исполнении. Серия ЯМЗ-536 получена за счет увеличения количества цилиндров базового ЯМЗ-534. ЯМЗ-536 относится к средним рядным дизелям, первый серийный шестицилиндровый мотор такого рода на территории России. В модельном ряду Автодизеля уже присутствовал шестицилиндровый дизель ЯМЗ-206 (снят с производства более 20 лет назад), но в отличии от двигателя ЯМЗ-536, он относился к тяжелым дизелям и не имел турбонаддува.

Базовой моделью является мотор ЯМЗ-536, он представляет собой шестицилиндровый рядный четырехтактный дизель с турбонаддувом. Более поздние модификации двигателя ЯМЗ-536, силовые агрегаты ЯМЗ-536-10, ЯМЗ-536-30, ЯМЗ-5361, ЯМЗ-5362, ЯМЗ-5363 и ЯМЗ-5364, конструктивно выполнены аналогично базовой модели. Данные двигатели покрывают мощностной диапазон от 240 до 312 л.с., различаются только регулировками топливной аппаратуры за счет изменения параметров настройки ЭБУ (электронного блока управления).

ЯМЗ-536 CNG это перспективный двигатель Ярославского моторного завода, спроектирован для работы на газе. Газовый двигатель ЯМЗ-536 CNG создан при участии канадской компании Westport – признанного мирового лидера по разработке газовых систем для транспорта.

Двигатели ЯМЗ-536, их модификации и комплектации предназначены для установки на автомобили МАЗ, Урал, КрАЗ, а также автобусы ЛиАЗ.

Устройство ЯМЗ-536

Двигатель ЯМЗ-536 имеет шесть цилиндров, расположенных рядно-вертикально, с рабочим объемом камеры сгорания 1018 см³ каждый. Принцип работы четырехтактный, характерный для двигателей Отто, порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4, впрыск непосредственный, степень сжатия 17,5.

Блок цилиндров отлит из серого чугуна. Цилиндры расположены в один ряд, на него приходится одна общая головка блока цилиндров (ГБЦ). Цилиндро-поршневая группа (ЦПГ) с поршнем из силумина (сплав алюминия с кремнием) и чугунной гильзой так называемого «мокрого типа». ЦПГ крепится к шатуну двухтаврового сечения, отлитому из чугуна со специальной бронзовой вставкой, при помощи пальца «плавающего типа» с двумя стопорными кольцами. Другая сторона шатуна крепится с помощью двух болтовых соединений на шатунную шейку коленвала через вкладыши (бронзовые подшипники скольжения). Коленчатый вал изготовлен методом ковки с шейками, укрепленными методом азотации, имеет семь опорных точек и противовесы. Распредвал имеет шестеренчатый привод. Картер маховика отлит отдельно от блока. Маховик стальной с отдельным зубчатым венцом (используется для стартерного пуска двигателя). Двигатель ЯМЗ-536 имеет водяную систему охлаждения и масляную систему смазки смешанного типа (под давлением и методом разбрызгивания), водяные и масляный радиатор установлены отдельно от двигателя.

Подробно с техническими характеристиками и сферой применения двигателей ЯМЗ-536 ознакомьтесь на странице нужной модели.

Модификации

МАЗ-5340А5

Автомобиль модификации МАЗ-5340А5 предназначен для индивидуальной работы и эксплуатации в составе автопоездов. На машине применяется V-образный 8-цилиндровый двигатель Ярославского моторного завода ЯМЗ 6582-10, удовлетворяющий требованиям Евро-3. Силовой агрегат оснащен турбокомпрессором и микропроцессорным блоком управления. Номинальная мощность составляет 330 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент достигает 1274 Нм в диапазоне 1100-1300 об/мин.

Габаритные размеры и технические характеристики грузовика:

  • длина бортового варианта — 8253 мм;
  • длина шасси — 7950 мм;
  • база — 4700 мм;
  • ширина (без учета корпусов зеркал) — 2550 мм;
  • высота (с установленным тентом) — не более 4000 мм;
  • длина грузовой платформы — 6150 мм;
  • снаряженный вес тентованного/бортового варианта — 9690/9430 кг;
  • грузоподъемность версии с тентом и бортового — 9000 и 9300 кг, соответственно;
  • скорость движения по шоссе (при полной загрузке) — 100 км/ч.

МАЗ-5340В5

Грузовик МАЗ-5340В5 оснащен рядным 6-цилиндровым дизелем ЯМЗ 536-10, развивающим мощность 312 л. с. Мотор оборудован турбокомпрессором и дополнительным радиатором для охлаждения сжатого воздуха. Для подачи топлива используется система Common Rail, обеспечивающая давление впрыска до 1800 атм. В выхлопном тракте установлен клапан рециркуляции отработавших газов. Все эти устройства позволили снизить токсичность выхлопа до уровня Евро-4.

На автомобиле применяется 9-скоростная трансмиссия Zahnrad Fabrik с двойным промежуточным валом. Конструкция трансмиссии обеспечивает повышенную плавность при движении в плотной городской застройке и по трассам. Максимальная скорость машины составляет 90 км/час.

МАЗ-5340В2

На шасси МАЗ-5340В2 применяется 238-сильный дизель ЯМЗ-5363. Расход топлива при равномерном движении со скоростью 60 км/ч составляет 28,7 л на 100 км пробега. При увеличении темпа до 80 км/ч расход возрастает до 33,9 л на 100 км пути. Трансмиссия 9-скоростная, механическая.

В стандартной комплектации на шасси устанавливается кабина без спального места. По желанию покупателя может применяться кабина увеличенного размера. По отдельному заказу грузовик оснащается автономным отопителем кабины, климатической установкой с кондиционером воздуха. Существует специальное тропическое исполнение автомобиля, в конструкции используются резиновые изделия, устойчивые к воздействию высокой температуры. На таких машинах отсутствует возможность установки дополнительных подогревателей и отопителей.

МАЗ-5340С2

Автомобиль МАЗ-5340С2-525-013 представляет собой шасси, предназначенное для установки различного оборудования сторонними организациями. Конструкция коробки передач допускает применение редуктора отбора мощности. По отдельному требованию коробка отбора мощности поставляется уже смонтированной в заводских условиях.

В качестве силовой установки применяется 238-сильный дизель ЯМЗ 53653.10, отвечающий нормативом Евро-5. Трансмиссия 9-ступенчатая, производства Zahnrad Fabrik. Конструкция шасси допускает установку оборудования весом до 13580 кг, при этом общая масса снаряженного автомобиля составляет 20500 кг.

Схема расположения узлов двигателя

Схема двигателя ЯМЗ-536. Вид справа1 . смотровой лючок механизма проворота коленчатого вала;2 . датчик частоты вращения коленчатого вала;3 . датчик давления и температуры масла;4 . управление заслонкой рециркуляции отработавших газов EGR;5 . датчик температуры охлаждающей жидкости;6 . система вентиляции картера;7 . турбокомпрессор;8 . датчик давления и температуры наддувочного воздуха;9 . пневмоклапан управления заслонкой EGR;10 . фильтр масляный;11 . пневмоклапан управления заслонкой моторного тормоза;12 . стартер.

Схема двигателя ЯМЗ-536. Вид спереди1 . крышка маслозаливная;2 . датчик давления и температуры наддувочного воздуха;3 . вязкостная муфта включения вентилятора;4 . фильтр тонкой очистки топлива.

Схема двигателя ЯМЗ-536. Вид слева1 . датчик давления и температуры топлива;2 . место установки заводской таблички;3 . гаситель крутильных колебаний;4 . генератор;5 . компрессор кондиционера;6 . реле предпускового подогревателя;7 . топливные трубки высокого давления;8 . рампа;9 . электронный блок управления;10 . насос топливный высокого давления;11 . датчик частоты вращения распределительного вала;12 . компрессор пневмотормозов;13 . насос гидроусилителя руля (НГУР);14 . картер масляный;15 . фильтр тонкой очистки топлива.

Особенности конструкции

Для достижения экологического уровня Евро-4 применена система EGR (рециркуляции отработавших газов) и каталитический нейтрализатор со сменным фильтром.

Система топливоподачи

Топливная система аккумуляторного типа (ECRS) производства фирмы R. Bosch. Система обеспечивает давление впрыска 1800 бар, включает в себя: • насос высокого давления с модулем дозирования, • топливопровод-накопитель (рампа), • форсунки.

Система управления

Электронный блок управления (ЭБУ) EDC 7. Датчики системы управления и устройство коммутации: • датчик частоты вращения, • датчик фазы, • датчик давления топлива, • датчик температуры топлива, • датчик температуры наддувочного воздуха, • датчик давления наддувочного воздуха, • датчик температуры охлаждающей жидкости, • датчик давления масла. Блок цилиндров, головка цилиндров, коленчатый вал, шатун, подшипники рассчитаны на давление сгорания 210 бар. Системы охлаждения и смазки спроектированы из условия обеспечения 40 кВт/л и имеют высокий потенциал дальнейшей форсировки. Шестеренчатый привод агрегатов расположен со стороны маховика и обеспечивает низкий уровень крутильных колебаний и шума не более 93 дБ (А). Закрытая система вентиляции картерных газов интегрирована в крышке головки цилиндров. Не требует обслуживания.

Опции

Предусмотрена возможность установки: • компрессора пневмотормозов производительностью до 350 л/мин и до 500 л/мин; • насоса гидроусилителя рулевого управления; • компрессора кондиционера; • подсоединение предпускового подогревателя и отопителя кабины; • подсоединение системы охлаждения ретардера. Двигатель имеет возможность комплектования сцеплениями и коробками передач — по стандартам SAE 2, 3.

Двигатель ЯМЗ-53642-10

Двигатель ЯМЗ-53642-10

Входит в состав семейства шестицилиндровых L-образных дизелей производства Ярославского моторного завода. Дизель рядный, четырехтактный с воспламенением от сжатия, с непосредственным впрыском, с жидкостным охлаждением, с наддувом и охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух».

Дизельные моторы ЯМЗ-53642-10 выпускаются без коробки переключения передач и сцепления. Имеются одиннадцать дополнительных модификаций:

  • ЯМЗ-53642-11 — бескапотные грузовые автомобили Урал повышенной проходимости и автопоезда на их базе;
  • ЯМЗ-53642-12 — капотный Урал комплектация с компрессором кондиционера;
  • ЯМЗ-53642-13 — бескапотный Урал комплектация с компрессором кондиционера;
  • ЯМЗ-53642-100 — силовой агрегат со сцеплением модели MZF 430 и КП модели 9 S 1310 TO с прямым рычагом без КОМ фирмы ZF, комплектация капотных Урал;
  • ЯМЗ-53642-101 — силовой агрегат со сцеплением модели MZF 430 и КП модели 9 S 1310 TO с прямым рычагом с КОМ фирмы ZF, комплектация капотных Урал;
  • ЯМЗ-53642-110 — силовой агрегат со сцеплением модели MZF 430 и КП модели 9 S 1310 TO с изогнутым рычагом без КОМ фирмы ZF, комплектация бескапотных Урал;
  • ЯМЗ-53642-111 — силовой агрегат со сцеплением модели MZF 430 и КП модели 9 S 1310 TO с изогнутым рычагом с КОМ фирмы ZF, комплектация бескапотных Урал;
  • ЯМЗ-53642-120 — силовой агрегат со сцеплением модели MZF 430 и КП модели 9 S 1310 TO с прямым рычагом без КОМ фирмы ZF, капотный Урал комплектация с компрессором кондиционера;
  • ЯМЗ-53642-121 — силовой агрегат со сцеплением модели MZF 430 и КП модели 9 S 1310 TO с прямым рычагом с КОМ фирмы ZF, капотный Урал комплектация с компрессором кондиционера;
  • ЯМЗ-53622-130 — силовой агрегат со сцеплением модели MZF 430 и КП модели 9 S 1310 TO с изогнутым рычагом без КОМ фирмы ZF, бескапотный Урал комплектация с компрессором кондиционера;
  • ЯМЗ-53622-131 — силовой агрегат со сцеплением модели MZF 430 и КП модели 9 S 1310 TO с изогнутым рычагом с КОМ фирмы ZF, бескапотный Урал комплектация с компрессором кондиционера.

Двигатель ЯМЗ-53642-10 используется в качестве силового агрегата техники «УРАЛ» — капотные грузовые автомобили повышенной проходимости с колесной формулой 6х6 полной массой до 30 т, автопоезда на их базе до 36 т.

www.yamz-dizel.ru

Особенности модели дизеля 536

Современная конструкция рядного дизельного двигателя ЯМЗ-536 позволила создать более 35 модификаций шестицилиндрового рядного силового агрегата для самого разнообразного применения. Высокие показатели по экологическому уровню мотора достигнуты с помощью использования современного механизма по рециркуляции выхлопных газов (комплекс EGR) совместно с установкой специального каталитического нейтрализатора, обладающего особым сменным элементом фильтрации.

Хороших показателей по топливной эффективности позволяет достигать использование на ЯМЗ-536 специальной аккумуляторной системы топливоподачи. Такая система осуществляет поддержку постоянного давления при впрыске топлива вне зависимости от оборотов двигателя, что гарантирует качественный процесс горения топлива на малых оборотах и на холостом ходу. Кроме того, рабочий цикл двигателя поддерживается электронным блоком управления с программным модулем EDC 7 производства компании Bosch.

Высокие свойства по экологии и экономичности обеспечили использование двигателя ЯМЗ-536 и его модификаций на городских автобусах.

Создание 530-й серии дизельных моторов

В начале двухтысячных годов компания приступила к разработке новых перспективных дизельных двигателей серии ЯМЗ-530, в рамках совместного проекта с австрийской группой AVL List. После успешных испытаний опытных образцов в 2012 году началось серийное производство двигателей ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536.

За короткий период завод освоил свыше двухсот различных модификаций, а также комплектаций указанных моторов, что обеспечило их обширное использование. Новые силовые агрегаты обладали, в том числе и ЯМЗ-536, техническими характеристиками аналогичными, а иногда и превосходящими лучшие мировые моторы по следующим параметрам:

  • наработка (ресурс);
  • экологические стандарты (Евро-4; Евро-5);
  • экономичность.

Особенностью устройства моторов является их адаптированность для эксплуатации в различных климатических условиях, в том числе многообразных отечественных. Кроме того, традиционно увеличенная унификация, несмотря на большое количество вариантов выпускаемых рядных двигателей ЯМЗ-536 (6 цилиндров) и 534 (4 цилиндра), удешевляет производство, а также повышает ремонтопригодность.

Характеристики мотора ЯМЗ-536

Моторы ЯМЗ-536 — это модификации базовой модели с турбонаддувом. Их конструкция аналогична. Отличия заключаются в: регулировках топливной системы, наличии компрессора кондиционера, возможности подключения ретандера и конструкции системы нагнетания. Процессом регулировки управляет электронный блок. 

Тип мотора — дизельный. Конфигурация блока — рядная. Количество цилиндров — 6. Объем — 6650 см3. Компрессия — 17,5. Количество клапанов одной цилиндро-поршневой группы — 2 выпускных и 2 впускных. Механизм привода клапанов — траверсный (1 коромысло — на 2 клапана). Номинальная мощность силовой установки — 240-312 л. с. Величина максимального момента силы — 900-1226 Н?м (92-125 кгс?см2). Число оборотов коленвала — 1300…1600 об/мин. Расход топлива в час, при номинальной мощности, не более — 39-50,5 кг/ч. Впрыск — непосредственный. Топливный насос представлен трехплунжерным агрегатом высокого давления с шестеренчатым насосом подкачки. Форсунки оснащены многоструйным распылителем и быстродействующим электромагнитным клапаном. Система управления впрыском — электронная.

Развитие производства дизелей

В первое время после создания моторный завод продолжил выпуск двухтактных двигателей моделей 204 и 206. Одновременно с этим шла разработка новых перспективных дизельных агрегатов. Результатом такой работы стала серия двигателей ЯМЗ-236, 238, 240.

Новые моторы на начало выпуска считались современными и обладали высокими техническими характеристиками, которые обеспечили широкое применение указанным агрегатам. Они устанавливались на грузовики МАЗ, КРАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, на бульдозеры, трактора, военную и строительную технику.

Главной особенностью указанных моторов считалось возрастание мощности за счет увеличения количества цилиндров. При этом существовала значительная унификация двигателей, обеспечивающая высокую ремонтопригодность указанных силовых агрегатов. В настоящее время после большого количества модернизаций предприятие продолжает выпуск данных двигателей практически в трехстах вариантах комплектации.

В начале семидесятых годов на предприятии было разработано и выпускалось семейство сверхмощных двигателей серии ЯМЗ-840 для автомобилей БЕЛАЗ, МоАЗ и спецтехники. В дальнейшем производство этих моторов было передано на Тутаевский завод.

Серийное производство

В 2012 году началось серийное производство автобусов ПАЗ и ЛИАЗ с двигателями нового семейства ЯМЗ-530. Шестицилиндровые двигатели ЯМЗ-536 устанавливаются на модели ЛиАЗ-5256, включая городскую, пригородную и междугородную версии, а также на ЛиАЗ-5293, ЛиАЗ-5292 и ЛиАЗ-6213 (начиная с версии Евро-5). Четырёхцилиндровый дизель ЯМЗ-534 применяется на автобусе среднего класса ЛиАЗ-429260. Павловский автобусный завод устанавливает четырёхцилиндровые двигатели ЯМЗ-534 с диапазоном мощности 150—170 л. с. на автобусы семейств ПАЗ-3205 и ПАЗ-3204, а также на автобусы новейшего семейства Vector Next.

В 2013—2014 годах на Минском автомобильном заводе произвели и реализовали более 7 тысяч единиц техники с двигателями ЯМЗ-536.

В 2014 году на выставке «Газ на транспорте» GasSuf был представлен автомобиль «ГАЗон NEXT CNG» с новым газовым двигателем ЯМЗ-534 CNG, разработанным совместно с канадской компанией Westport. В 2020 году были начаты дорожные испытания грузовых автомобилей Урал Next с модификацией двигателя ЯМЗ-536, работающего на сжатом (компримированном) природном газе.

12 ноября 2020 года было начато серийное производство газовых ЯМЗ-534/536 CNG уровня Евро-5. Такими двигателями комплектуют автобусы ЛиАЗ-529267, а также грузовые автомобили ГАЗ.

Охлаждение мотора ЯМЗ-536

Циркуляционная жидкостная система охлаждения состоит из помпы, теплообменника, водяного радиатора, вентилятора, рециркулятора отработанных газов, воздушного охладителя наддувочного воздуха. Центробежный насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости.

Усиление подачи сжатого воздуха в камеры сгорания двигателя обеспечивает турбокомпрессор. Наддув рабочих полостей обеспечивается за счёт энергии газов выхлопа. Обогащение горючей смеси обилием воздуха стабилизирует параметры энергоотдачи.

Наддув обеспечивает полноту сгорания рабочей смеси в цилиндрах. Эффективность работы турбокомпрессора сказывается на повышении мощности силового агрегата за счёт впрыска большей порции топлива.


Двигатели ЯМЗ 530

Дизельные двигатели ЯМЗ 530-серии оборудованы турбокомпрессорами, оснащёнными радиальной центростремительной турбиной вкупе с центробежным компрессором и перепускным клапаном.

Воздушная смесь наддува турбокомпрессором мотора ЯМЗ-536 требует охлаждения со 1600С до максимума в 50–600С. Увеличивается плотность подачи, оптимизируется тепловая напряжённость. Полнота сгорания топлива взаимосвязана с качеством потока выхлопных газов.

Рециркуляция отработанных газов основывается на теплоёмкости выхлопных газов. Пятая часть выхлопа возвращается в цилиндр и отнимает температуру вспышки топлива. Процесс подачи и объём газа контролируется микропроцессорным блоком управления посредством пневмоэлектрического привода.

Двигатель ЯМЗ-536

Ярославский дизельный силовой агрегат под обозначением 536 входит в линейку новых моторов, разработанных и освоенных производством в 2012 году. Двигатель ЯМЗ-536 предназначен для установки на автобусы российского производства.

После успешного применения дизеля на автобусах ЛиАЗ двигатель стал устанавливаться на полноприводных автомобилях марки «Урал». При этом высокие тяговые и технические характеристики двигателя ЯМЗ-536 позволили использовать двигатель на уральских автомобилях разнообразных модификаций как с колесной формулой 4 x 4, так и на более мощных с приводом 6 x 6. Следующей компанией, которая стала устанавливать дизель ЯМЗ-536 на свои автомобили, стало белорусское предприятие МАЗ. С учетом увеличения спроса на двигатель 536 компания подготовила различные модификации, что позволило расширить диапазон мощности мотора от 240,0 до 312,0 л. с. Дальнейшим этапом модернизации мотора стала разработка газового варианта под индексом CNG.

Создание 530-й серии дизельных моторов

В начале двухтысячных годов компания приступила к разработке новых перспективных дизельных двигателей серии ЯМЗ-530, в рамках совместного проекта с австрийской группой AVL List. После успешных испытаний опытных образцов в 2012 году началось серийное производство двигателей ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536.

За короткий период завод освоил свыше двухсот различных модификаций, а также комплектаций указанных моторов, что обеспечило их обширное использование. Новые силовые агрегаты обладали, в том числе и ЯМЗ-536, техническими характеристиками аналогичными, а иногда и превосходящими лучшие мировые моторы по следующим параметрам:

  • наработка (ресурс);
  • экологические стандарты (Евро-4; Евро-5);
  • экономичность.

Особенностью устройства моторов является их адаптированность для эксплуатации в различных климатических условиях, в том числе многообразных отечественных. Кроме того, традиционно увеличенная унификация, несмотря на большое количество вариантов выпускаемых рядных двигателей ЯМЗ-536 (6 цилиндров) и 534 (4 цилиндра), удешевляет производство, а также повышает ремонтопригодность.

1 Описание двигателей семейства ЯМЗ 530

Базовые модели агрегатов этой серии относятся к новому поколению дизельных двигателей малой размерности. Рабочий объем, выпускаемых рядных моторов от 3 до 6 литров с 3, 4 или 6 цилиндрами. Все модели полностью стандартизированы между собой и покрывают мощностной диапазон от 80 до 240 л с.

Подъем и установка двигателя ЯМЗ 534

Мотор ЯМЗ 530 имеет ряд преимуществ перед многими зарубежными и отечественными аналогами по крутящему моменту и мощностным характеристикам. При этом двигатели 530 семейства потребляют меньше топлива. Моторесурс агрегатов составляет до 1млн. км.

Модели силовых агрегатов с шестью цилиндрами ЯМЗ 536 удовлетворяют требованиям Евро 5. Высокие экологические нормативы выполняются за счет использования системы селективного каталитического восстановления (SCR) и селективного каталитического нейтрализатора, которыми оборудуют транспортные средства. Они обладают улучшенными технико-экономическими показателями:

  • по расходу топлива;
  • по расходу масла;
  • расширенный диапазон мощности 220-330 л с;
  • расширенный диапазон крутящего момента 900-1370 Нм.

Силовыми агрегатами 530 серии комплектуется техника различного назначения, выпускаемая многими заводами.

  1. Автобусные заводы – ПАЗ, ЛиАЗ, Волжанин, КАВЗ устанавливают их на автобусы малой и средней вместимости.
  2. Предприятия, производящие автомобили МАЗ, Урал, ГАЗ, ЗИЛ комплектуют свою продукцию также 530 агрегатами.
  3. Востребованы эти агрегаты на тракторных заводах – Владимирском, Липецком, Волгоградском, Алтайском, Онежском и Челябинском.
  4. Заводы Ростова, Таганрога, Красноярска выпускают сельскохозяйственную технику и комбайны с этими двигателями.
  5. Моторы устанавливаются на легкой колесной и гусеничной технике, выпускаемой для МО и МЧС России.
  6. Двигателями этого семейства комплектуются стационарные установки и прочие изделия различного назначения.

1.1 Дизельный двигатель ЯМЗ 534

Ярославский завод применил в этом 4 цилиндровом двигателе, как и в других моделях семейства 530-х принципиально новую систему подачи топлива. Непосредственный впрыск топлива происходит в индивидуальных секциях под высоким давлением.

Секции расположены в блоке цилиндров. Привод производится распредвалом двигателя. Секции ТНВД имеют механический регулятор. Регулировка подачи топлива дублируется электромагнитом с микропроцессорным блоком управления. Турбинный компрессор снабжен перепускным газовым клапаном. Мотор работает с воздухонаддувочными охладителями.

Габариты ЯМЗ 534

Двигатель имеет вмонтированный масляный радиатор и комплектуется 1 или 2 кВт генератором. В задней и передней части двигателя устанавливаются гидравлические шестеренчатоприводные насосы (отключаемые или неотключаемые). В мотор встроен и компрессор пневматических тормозов производительностью до 200 л/мин.

Впускной коллектор оснащен воздушной заслонкой аварийной остановки двигателя с ручным и электрическим приводом. Конструкция картера и маховика выполняется в нескольких вариациях адаптированных под установку коробок передач российского и зарубежного производства.

Двигатель дизель ЯМЗ 534 имеет следующие технические характеристики:

  • тип двигателя — дизельный, четырехтактный, турбонаддувный, с жидкостным и воздухонаддувным охлаждением;
  • количество цилиндров – 4;
  • рабочий объем, л – 4;
  • масса двигателя, кг – 420;
  • габаритные размеры, мм – длина-972, ширина-712, высота-836, высота оси коленвала – 300;
  • диаметр и ход поршня, мм – 102/122;
  • мощность при частоте оборотов 2400 в минуту, кВт/л с – 117/160;
  • mах крутящий момент при частоте вращения 1100—1300 об/мин, Нм/кгс м – 588/60;
  • расход масла, % к расходу топлива – 0,3;
  • min удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л с ч) – 201 (148);
  • рабочий ресурс, тысяч км – 700;
  • периодичность ТО – 1 раз на 20 000 км;
  • уровень внутреннего шума в кабине, дБ – 75.

Для всех моделей двигателя применяется топливный фильтр тонкой очистки Евро 4 WDK 962/1собственного производства с максимальным ресурсом, унифицирован с фильтрами других производителей.

Схема расположения узлов двигателя

  1. смотровой лючок механизма проворота коленчатого вала;
  2. датчик частоты вращения коленчатого вала;
  3. датчик давления и температуры масла;
  4. управление заслонкой рециркуляции отработавших газов EGR;
  5. датчик температуры охлаждающей жидкости;
  6. система вентиляции картера;
  7. турбокомпрессор;
  8. датчик давления и температуры наддувочного воздуха;
  9. пневмоклапан управления заслонкой EGR;
  10. фильтр масляный;
  11. пневмоклапан управления заслонкой моторного тормоза;
  12. стартер.
  1. крышка маслозаливная;
  2. датчик давления и температуры наддувочного воздуха;
  3. вязкостная муфта включения вентилятора;
  4. фильтр тонкой очистки топлива.
  1. датчик давления и температуры топлива;
  2. место установки заводской таблички;
  3. гаситель крутильных колебаний;
  4. генератор;
  5. компрессор кондиционера;
  6. реле предпускового подогревателя;
  7. топливные трубки высокого давления;
  8. рампа;
  9. электронный блок управления;
  10. насос топливный высокого давления;
  11. датчик частоты вращения распределительного вала;
  12. компрессор пневмотормозов;
  13. насос гидроусилителя руля (НГУР);
  14. картер масляный;
  15. фильтр тонкой очистки топлива.

Эксплуатация и обслуживание двигателя

Для поддержания технических характеристик при эксплуатации двигателя, надежной и длительной работы необходимо соблюдать установленные производителем правила и нормы обслуживания силового агрегата. Документом, регламентирующим данные работы, является руководство ЯМЗ-536 по эксплуатации. Его можно разделить на следующие крупные разделы, которые описывают:

  1. Технические характеристики мотора.
  2. Принципы работы и основное устройство двигателя.
  3. Применяемые технологические материалы и жидкости.
  4. Правила выполнения рабочих процессов при эксплуатации ЯМЗ-536 (пуск, работа, остановка).
  5. Требования по ТО и периодичность его проведения.
  6. Порядок выполнения диагностики неисправностей и способы их устранения.
  7. Различную справочную информацию.

Знание и выполнение требований завода-изготовителя гарантирует надежную эксплуатацию двигателя.

Применяемость мотора

Двигатель ЯМЗ 536 получил широкую применяемость в отечественном автопроме. Кроме, автомобилей МАЗ, оснащенные двигателем Ярославского завода, этот силовой агрегат можно встретить на многих современных автобусах. Например, 536-й устанавливают на ЛиАЗ-5256, ЛиАЗ-5293, ЛиАЗ-5292, ЛиАЗ-6213, ПАЗ-3205 и ПАЗ-3204.

Кроме автобусов и машин МАЗ, двигатель ЯМЗ 536 в большинстве случаев устанавливают на грузовые автомобили Горькоского автомобильного завода. Так, новая серия ГАЗонов Некст получила надежный силовой агрегат Ярославского концерна.

Кроме перечисленной техники, двигатель ЯМЗ 536 получил широкое распространение на военную технику, особенно на спецавтомобилях СПМ-2 «Тигр». Внедрение движка в военную индустрию продолжается. Также, стоит отметить, что мотором оснащаются автомобили УРАЛ Некст.

Преимущества ЯМЗ-536

Основными преимуществами двигателя ЯМЗ-536 являются высокая чистота выхлопных газов и высокая удельная мощность. Достичь класса экологичности Евро-4 удалось благодаря использованию системы рециркуляции отработанной смеси, каталитического нейтрализатора и электронного управления клапанами форсунок. Регулировка мощности мотора и частоты вращения коленвала обеспечивается системой электронного впрыска. Блок управления, в реальном времени, отслеживает показатели различных датчиков двигателя и выполняет корректировку подачи. Автоматизированная система настройки позволяет оптимизировать показатели.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий