Расход топлива на спецтехнике
В связи с увеличением количества продаж дорожно-строительной техники Case в России, в адрес ООО «ТехПортАвтоСервис» стали всё чаще поступать запросы: «Какой расход топлива на моей машине?», «Каковы нормы по расходу топлива на спецтехнике CASE?». Мы понимаем желание наших клиентов узнать конкретные значения по расходу топлива на той или иной модели, но просим помнить: расход топлива на спецтехнике — единица условная и не может иметь конкретные величины и нормы. По какой причине это происходит и какими ориентировочными показателями можно пользоваться мы расскажем в данной статье.
Современный дизельный двигатель, постоянно работающий на полную мощность, потребляет около 0.220 литров топлива в час на киловатт номинальной мощности или 0.165 литров в час на одну лошадиную силу. Однако, строительная техника обычно не работает безостановочно на полную мощность, и, таким образом, мы должны произвести умножение на “топливный коэффициент”, взятый из приведенной ниже таблицы. Стоимость литра топлива должна быть взята исходя из местных расценок. Итак:
Стоимость топлива в Рабочий час = 0.220 × Мощность (кВт) × Топливный коэффициент × Стоимость литра топлива или = 0.165 × Мощность (л.с.) × Топливный коэффициент × Стоимость литра топлива
Следует подчеркнуть, что различия в управлении и организации работ на рабочем участке могут стать причиной намного более серьезного разброса потребления топлива, чем различия в конструкции машин. Эффективность двигателя, в частности, быстро приближается к пределам, продиктованным законами термодинамики, которым подчиняются в равной степени все изготовители любых марок. И только по этим причинам, значения топливных коэффициентов и расходов топлива, приведенные в статье, выпущенной корпорацией CNH Industrial, должны восприниматься, в основном, как ориентировочные.
В таблице ниже представлены значения для всего модельного ряда спецтехники CASE.
Рабочие условия | |||
Легкие | Средние | Тяжёлые | |
Гусеничный бульдозер | 40% | 55% | 70% |
Колесный погрузчик | 30% | 45% | 60% |
Гусеничный экскаватор | 35% | 55% | 70% |
Экскаватор — погрузчик | 30% | 50% | 65% |
Колесный мини-погрузчик | 30% | 45% | 60% |
Гусеничный мини-погрузчик | 30% | 45% | 60% |
Грейдер | 35% | 45% | 65% |
Телескопический погрузчик | 20% | 35% | 50% |
- Расход топлива на гусеничных бульдозерах
- Расход топлива на колесных погрузчиках
- Расход топлива на гусеничных экскаваторах
- Расход топлива на колесных мини-погрузчиках
- Расход топлива на гусеничных мини-погрузчиках
- Расход топлива на экскаваторах-погрузчиках
- Расход топлива на грейдерах
Помните! Все данные, предоставленные в статье, имеют только ориентировочные значения, однако, они могут быть взяты за основу покупателем при выборе спецтехники CASE для конкретных работ. Настоятельно просим Вас не использовать данные показатели для других марок техники. Собственному индивидуальному опыту владения и эксплуатации спецтехники замены, к сожалению, пока нет.
Влияние типа отвала на производительность
В зависимости от характеристик грунта, а также от поставленных задач перед бульдозером целесообразно использовать определенные типы отвалов. Это сократит срок производства работ, а также увеличит эффективность спецтехники.
Сменным отвалом оборудуются любые машины, в том числе и бульдозер «Комацу» японского производства. Среди основных видов рабочего оборудования стоит выделить:
- рекультивационный подвид, который используется для снятия верхнего плодородного слоя земли, чернозема;
- разновидность для перемещения угля и щепы – применяется при разработке полезных ископаемых, имеет полусферическую форму и гидроперископ;
- «торфяная» разновидность обладает уменьшенной высотой, но увеличенной длиной и используются для обогащения с/х полей;
- отвалы для подготовки площадки – кусторезы и корчеватели, которые оснащаются зубьями, выпускаются V-образной формы и предназначены для расчистки местности от деревьев и кустарников.
Наиболее прогрессивным (в плане возможности установки различного рабочего оборудования) является японский бульдозер «Комацу». Все модели спецтехники могут оснащаться любым из представленных отвалов, что наделяет их высокой функциональностью и делает универсальными машинами для строительного объекта.
Расчет производительности бульдозера необходимо проводить для снижения стоимости земляных работ. На основе полученных данных можно подобрать наиболее оптимальную для работы спецтехнику, сократить срок производства работ и сэкономить немало денежных средств.
Производительность бульдозеров российского производства и их зарубежных аналогов
Техническая производительность машин зависит от 4 факторов:
- Вместимости отвального устройства, формируещего объемы перемещаемого материала в призме волочения.
- Параметра мощности силового агрегата трактора, обеспечивающего темп перемещения и маневренность.
- Длины плеча рабочего участка, от которого зависит время цикла и потери породы из призмы волочения.
- Характеристик пород грунта рабочего участка.
Для конкретной машины любого производителя объемный параметр переработки грунта за единицу времени зависит от 2 и 3 фактора, в большей степени от энергонасыщенности машины, обеспечивает которую силовой агрегат. Конструкция и объем отвального устройства также во многом зависят от мощности мотора.
Энергонасыщенность зарубежных агрегатов выше, отвальные устройства более разнообразны по конструкции, объем призмы волочения, формируемый ими, значительно больше.
Бульдозер Б10М2
Бульдозеры российского производства
Производители | |||||
---|---|---|---|---|---|
Показатель | ЧТЗ-Уралтрак | Четра-Промышленные машины | Дормаш | Кировец | Волгоградский тракторный завод |
Флагман линейки | ЧТЗ Б10М2 | ЧЕТРА Т25 | Б-150 | К-703МА-ДМ15 | ВгТЗ ДТ-75 |
Мощность л. с. | 180 | 413 | 240 | 184 | 95 |
Тяговый класс | 10 | 25 | 15 | 10 | 3 |
Отвал, м3 | 4,28 | 13,1/11,9 | 5,5 | 4,0 | 3,3 |
Бульдозер Б-150
Бульдозеры зарубежных производителей
Производители | |||||
---|---|---|---|---|---|
Показатель | Case | Caterpillar | Liebherr | Komatsu | Dressta |
Флагман линейки | 1850K | D10T2 | PR 734 XL Litronic | D85ESS-2A | TD-20M |
Мощность л. с. | 194 | 630 | 204 | 200 | 190 |
Отвал, м3 | 3,7/5,6 | 18,5 | 3,8/5,56 | 4,4/6,8 | 3.88/8.45 |
Бульдозер CASE 1850R
Российские производители не ищут собственных путей развития тракторостроения, а используют в машинах детали и агрегаты зарубежных компаний.
Бульдозер ЧЕТРА Т25 снабжается американской силовой установкой QSX15-C440 фирмы «Cummins», гидравлика работает от насосных установок компании David Brown. В российских машинах используются трансмиссионные узлы от BOSCH-REXROTH SAUER-DANFOSS (Германия).
Бульдозер D10T2
РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ
Производительность и стоимость бульдозера в час
Бульдозеры это техника для сложной работы, зачастую ею пользуются определенные организации, которые не покупают технику, а пользуются услугами на условиях аренды. Бульдозером можно произвести различные работы с грунтом, например вырыть траншеи, разровнять поверхность, избавиться от снега. Также отлично применяется в строительстве. В зависимости от выполняемых работ меняется производительность бульдозера, ведь на это влияет множество факторов. На производительность техники могут повлиять следующие факторы:
- Физическое состояние используемого грунта;
- Расстояние пути при транспортировке грунта;
- Тип и характеристика отвала;
- Механические показатели грунта (просадка, прочность и т. д.).
Виды бульдозеров
Для лучшей производительности рекомендуется использовать бульдозеры на гусеничном ходу, они не только хорошо проходят по сложным поверхностям, но и создают отличное сцепление для разнообразной сложности работ. Стандартно производители комплектуют бульдозеры отвалами поворотного и неповоротного типа. Поворотные модификации представлены большей производительностью, потому что имеют возможность переместить грунт под углом 60 градусов.
Так как техника предназначена для выполнения сложных работ, ее принято классифицировать по тяговому классу. Бульдозер наиболее эффективен для возки в продольном и поперечном направлении, оптимальное расстояние 100-150 метров. С совковым отвалом производительность увеличивается до 200 метров. Тяговой класс может быть следующим:
- Легкий — тяговое усилие до 60 кН;
- Средний класс — усилие максимум 100-150 кН;
- Тяжелые — показатель тягового усилия до 250 кН.
Бульдозер: стоимость часа
Так как бульдозер техника не из дешевых, купить ее для выполнения нескольких работ бывает достаточно затратно. Поэтому компании просто берут технику в аренду вместе с оператором, который выполнит нужные работы. Цена рассчитывается почасово, и в зависимости от сложности работы и модели бульдозера цена может существенно варьироваться. Также стоимостью часа работы интересуются те, кто желает купить технику для будущего заработка путем выполнения земельных и строительных работ.
Цена работы зависит от таких факторов:
- Модель бульдозера и его производительность;
- Масштаб и сложность работы;
- Необходимость использовать насадки и навесное оборудование;
Средняя стоимость аренды бульдозера составляет 1500 рублей за час, зачастую в эту сумму уже входит топливо и работа оператора. Если применяется дорогая новая техника, цена может возрасти до 2 000 рублей. Если поискать информацию о цене часа работы на японском бульдозере Komatsu, можно найти стоимость от 3 000 рублей.
Расход топлива в час у бульдозера
Учитывая что бульдозер техника тяжелая и имеет огромный двигатель с мощностью выше 100 л.с. и огромной тягой, экономной такие машины назвать нельзя. Так как техника в основном работает на небольших участках и развивает скорость в среднем 10 км/час, расход топлива учитывается за 1 час работы. Приведем пример расхода на известном бульдозере Т-170.
Базовым двигателем для Т-170 выступает силовая установка с объемом 14,4 литра и мощностью 160 лошадок, работает от дизельного топлива и поэтому потребляет не столь много. В эксплуатации машина простая и способна выполнить самые сложные работы. В зависимости от нагрузки бульдозер потребляет от 14 до 17 литров солярки. При оптимальной нагрузке средний показатель находиться в пределах 15 литров. Конечно, многие современные фирменные модели давно модернизированы и потребляют меньше топлива.
Видео
Тяговый класс машин
С помощью бульдозеров выполняется до 40 % всех земляных работ на строительном участке. Они наиболее эффективны при средней дальности продольной и поперечной возки от 100 до 150 метров. При оборудовании машин специальными отвалами совкого типа эффективная дальность возки песчаных грунтов увеличивается до 200 метров.
Основным параметром, влияющим на производительность, является тяговый класс – усилие, с которым может толкать грунт вперед бульдозер. Технические характеристики машин влияют на объем перемещаемого земляного массива, скорость работ. Согласно этому параметру все бульдозеры делятся на три группы:
- Легкие, тяговое усилие которых не превышает 60 кН. Они применяются во время подготовительных, сельскохозяйственных и вспомогательных работ.
- Средние, с тяговым усилием 100-150 кН. Используются для разработки 1-3 группы грунта с предварительным рыхлением.
- Тяжелые, тяговое усилие которых превышает 250 кН. Они применяются при разработке плотных и твердых горных пород.
Бульдозеры применяются в комплексе с другими землеройными машинами. Они могут использоваться в качестве толкачей для самоходных и прицепных скреперов. Обычно в состав бульдозерного комплекта техники входит трамбующая машина и рыхлитель.
Основные сведения о бульдозерах
Бульдозер – землеройно-транспортная машина для послойной разработки и транспортировки грунта, разработанная на базе гусеничного или пневмоколесного трактора со сменным навесным рабочим оборудованием – отвалом (плоский щит с боковыми открылками), рамой и механизмом управления.
Применяется техника с неповоротным и поворотным отвалом. В первом случае рабочее оборудование располагается перпендикулярно продольной оси, что позволяет перемещать массивы грунта только впереди машины. Производительность бульдозеров с поворотным отвалом намного выше, так как такие экземпляры способны перемещать грунт в сторону под углом в 60 градусов, что позволяет проводить грубые планировочные работы.
Механизм управления отвалом может быть канатно-блочным и гидравлическим. Второй тип управления производительнее, так как позволяет принудительно заглублять отвал в грунт.
Кабина
Оператор каждый день проводит в кабине бульдозера от 8-ми до 12-ти часов. Поэтому не меньше усилий, чем на совершенство отвала и трансмиссии, разработчики тратят на то, чтобы поставить полнофункциональные кабины, которые бы делали работу человека максимально комфортной.
John Deere 850L оборудован вентиляцией, обогревом и удобным креслом с высокой спинкой и кожаной обивкой. Температура в кабине устанавливается трактористом один раз, в начале рабочего дня. После этого о ней можно не беспокоиться, автоматика будет до конца смены поддерживать необходимое значение. Гидростатическая трансмиссия является отличным примером упрощения управления машиной. Если нагрузка на отвал оказывается слишком большой, то блок управления подачей топлива регулирует трансмиссию так, чтобы число оборотов двигателя было оптимальным для данной ситуации. Оператору не нужно ничего переключать.
Case ставит на свои бульдозеры электрогидравлические джойстики. Они повышают степень «отзывчивости» техники на управляющие команды. Большой диапазон настроек также облегчает труд оператора, потому что дает возможность наилучшим образом адаптировать работу машины к условиям конкретного участка, в зависимости от твердости грунта и других параметров. Современные технологии управления бульдозерами вообще и отвалами в частности обрабатывают выполненные ранее задания и сохраняют настройки. Если трактор работает в аналогичной обстановке, то, с помощью комплекта «IMU + набор проводов + дисплей» можно быстро настроить, а потом автоматически поддерживать необходимое расположение отвала. Для движения бульдозера не нужны никакие мачты, лазеры или GPS.
Liebherr герметизирует кабину, «отделяя» ее от остального трактора. Плюс максимально понижает уровень шума и вибрации трансмиссии. Для управления задним рыхлителем предусмотрена удобная рукоятка со встроенным джойстиком. А для того, чтобы повысить безопасность оператора, рабочий орган опускается с задержкой. Все контрольные данные по рабочему процессу выводятся на новый 9-дюймовый монитор.
Современный бульдозер сильно отличается от Т-74 с отвалом семидесятых годов прошлого столетия. Сегодня это машина, управляемая электроникой. Каждый ее узел спроектирован так, чтобы не только повысить производительность, но и максимально облегчить работу оператора.
Копание
Наибольшее сопротивление бульдозер испытывает во время процесса копания почвы. При ее перемещении машина использует все резервы мощности. Процесс подразумевает удаление большого количества вырезаемой земли на отвале, используя полное расходование мощности двигателя. Разработано 3 схемы копания почвы:
- прямоугольная равная по толщине стружка;
- особый клиновой вариант, где у стружки толщина изменяется;
- гребенчатая выемка.
При срезании по первому способу отвал агрегата в соответствии с технической возможностью и типом грунта заглубляется сразу достаточно глубоко. Находясь в таком положении, машина движется вперед, проводя выемку ровной стружкой по ходу перемещения.
Схема резания и перемещения грунта
Данный способ срезания применяется для работ под уклоном либо выемке наклонными шарами. Мощность бульдозера задействована целиком, что позволяет получить равномерную вырезку слоя. При этом способе достигается сокращение пути и времени. Эта технология уместна, когда используется схема срезки растительного грунта.
Клиновая схема выемки грунта целесообразна при работах с легкими либо слегка увлажненными почвами. В самом начале отвал бульдозера вводят в грунт максимально глубоко. При движении машины вперед происходит постепенное поднятие отвала, в котором находится удаленная почва.
Для этих типов почвы подходит гребенчатая технология выемки. Отвал заглубляют достаточно глубоко в почву. При снижении оборотов дизеля поднимают отвал где-то на треть его заглубления. Такие манипуляции (заглубления с подъемами) делают с периодичностью 2–3 раза за проход. В процессе мероприятия происходит полная выемка почвы на отвал машины.
Схема траншейного способа разработки грунта
Задействовав эту схему, можно добиться практически полного использования мощности бульдозера. К достоинствам данного способа относят также снижение времени набора грунта, хотя водитель быстро утомляется, поскольку приходится часто действовать управляющими рычагами. Схема подходит для грунтов, имеющих оптимальную влажность.
Для роста эффективности срезания почвы бульдозером задействуют такие модели отвалов, которые имеют средний, сильно выступающий вперед нож. Это способствует повышению КПД выработки почти на 40%.
Здесь можно скачать руководство по производству земляных работ бульдозерами.
Производительность бульдозера при клиновой схеме работы
Применение клиновой схемы набора грунта возможно только с теми машинами, которые оборудованы гидравлическим механизмом управления отвалом. Таковым, например, является бульдозер “Шантуй СД32”. Отличительной особенностью этого принципа разработки грунта является тот факт, что усилие резания постепенно уменьшается по мере увеличения призмы волочения.
В начале работы все силы машины направлены на погружение отвала в грунт на максимальную глубину h
max
и резание земляного массива. По мере движения грунт накапливается перед бульдозером, из-за чего возрастает сопротивление движению. Для дальнейшей работы машинист должен увеличивать прикладываемое тяговое усилие либо уменьшить глубину резания.
Кто и как будет обслуживать бульдозер
Последний этап выбора бульдозера — его эксплуатационные свойства. Расход топлива, межсервисный интервал, доступность сервиса и запасных частей и другие общие моменты.Расход топлива
зависит от поколения техники и типа трансмиссии: гидромеханическая или гидростатическая. И по большому счету этот выбор уже сделали, когда определялись с общим назначением бульдозера, исходя из типов задач. Гидростатической силовой передачей оснащены D39EX/PX-22 и D37EX/PX-22 — инструменты для дорожного и городского строительства. Гидромеханика — на более тяжелых машинах, от которых нужно максимальное тяговое усилие и неприхотливость в работе и обслуживании.
Доступность запчастей и сервиса
определяет возможность маневра: взять на объект новую технику или бульдозер с наработкой.
Выбор бульдозера по возможностям его обслуживания и стоимости владения зависит от поколения техники и от того, как далеко предстоит работать от логистических центров, где дистрибьютор организовал склады. Так что, если предстоит долго трудиться на удаленных объектах, это вопрос доступа к запчастям. И это уже вопрос выбора не столько бульдозера, сколько формы сотрудничества с дистрибьютором техники. Например, требуют ли ваши задачи создания складов запчастей на участке работ и постоянной поддержки сервисного инженера.
Выбор коэффициента (a)
Перемещение бульдозером грунта в условиях | Коэффициент корректировки заполнения отвала (a) | |
в простых условиях | Грунт песчаного состава, не обводненный и не уплотненный. Материал, складированный в штабель, обычная почва. Отвал перемещается полным. | 1,1 ~ 0.9 |
средняя сложность | Почва, включающая песчаные, гравийные материалы. Рыхлые грунты. Отвал при перемещении полностью не заполняется. | 0,9 ~ 0.7 |
высокая сложность | Обводненный вязкий и твердый глинистый материал, песок со щебнем, прочные грунты. | 0,7 ~ 0,6 |
сложность очень высокая | Порода после взрыва, крупные фрагменты породы. | 0,6 ~ 0,4 |
Время цикла (движение, разворот и смена режима КПП), определяется по формуле:
D – плечо перемещения разрыхленной массы, м;
F — темп переднего хода, м/мин
R — темп заднего хода, м/мин
Z — время, затраченное на переключение КПП, мин.
Значения:
- F и R — определяются исходя из скорости перемещения вперед 3-5 км/ч, назад 5-7км/ч;
- Z – для механической трансмиссии 0,10 мин, для гидромеханики 0,05 мин.
Коэффициент e, учитывающий угол уклона определяется по специальному графику и составляет 0,75 при движении на 15% уклон, 1,2 при перемещении под 15% уклон.
Коэффициент E, учитывающий продуктивность бульдозера выбирается в зависимости от условий эксплуатации: хорошие – 0,83, средние – 0,75, ниже чем средние – 0,67, плохие – 0,58.
Трансмиссия и отвал
Немало сил прилагается и для того, чтобы усовершенствовать отдельные узлы. Особенно это касается отвала и трансмиссии, которые играют решающую роль в передаче мощности двигателя непосредственно на срезаемый пласт грунта
В этом плане стоит обратить внимание на John Deere 850L. Его гидростатическую трансмиссию специально увеличили для того, чтобы машина могла работать с большими объемами на малой скорости
В результате понизился расход топлива, а сам бульдозер получился более надежным и долговечным.
Фирма Komatsu, разрабатывая новые модели, тоже понимает, что надежность трансмиссии бульдозера и длительный срок ее работы являются для покупателей очень важными факторами. Поэтому допуски по деталям принимаются предельно жесткие. Для поддержания минимально допустимых рабочих температур силовой передачи, она оснащается предельно эффективной системой охлаждения, а, чтобы масло было чистым – такими же фильтрами.
Забота о полноценном использовании мощности двигателя проявляется еще и в конструкции отвала. Инженеры Komatsu предлагают модернизированные рабочие органы, в которых реализованы функции контроля уровня и нагрузки. Отвалы делаются более широкими, чтобы управляющие программы могли обеспечить не только производительную, но и точную работу. Для функционирования в сложных условиях, лезвие ножа проходит специальную термообработку, а штоки цилиндров закрываются кожухами.
На машинах Case серии M программа Advanced Instrument Cluster регулирует характер движения лезвия согласно условиям рабочей площадки и предпочтениям оператора. При помощи специальных кнопок, задается режим автоматического встряхивания отвала, чтобы сбросить налипший грунт. При необходимости более точной работы, функция Fine Grading быстро понижает скорость движения отвала на 40%.
Компания John Deere предлагает новинку. Это отвал на 172 дюйма, самый широкий в этом классе машин. С помощью подобного ножа работа выполняется заметно быстрее, потому что за каждый проход срезается и перемещается больше грунта. Для всей линейки бульдозеров данной фирмы, крепежные узлы стандартных отвалов совместимы с системами контроля качества ведущих производителей.
Liebherr ставит на свои бульдозеры шеститочечный усовершенствованный отвал с оптимизированной геометрией и увеличенной производительностью.
МТЗ 82 — что влияет расход топлива на 100 км
Увеличить “средний” показатель расхода топлива может:
- Навесное оборудование, в т.ч., не рассчитанное на силовую установку агрегата;
- Неисправности мотора;
- Неисправности и нарушения работы в топливной системе;
- Скорость хода транспортного средства;
- Виды выполняемых работ — вспашка, перевозка тяжелых грузов и так далее;
- Тип двигателя — на модели МТЗ 82 и МТЗ 82.1. могут быть установлены силовые агрегаты Д-240, Д-243 и их модификации;
- Подключение/отключение полного привода;
- Работа на повышенных или пониженных передачах, общий стиль управления трактором;
- “Трудные” грунты;
- Глубина обработки земли, влажность почвы;
- Низкое качество ГСМ;
- Погодные условия.
Сократить потери дизельного топлива при работе тракторов Беларус МТЗ 82 можно, правильно настроив форсунки топливной системы, избегая манеры “агрессивного” вождения, и поддерживая трактор и навесное/прицепное оборудование в исправном техническом состоянии.
Влияние множества факторов приводит к тому, что цифра “прыгает”, однако такие “скачки” существенно затрудняют планирование и контроль расхода топлива.
Для ориентира можно использовать средние значения расхода топлива тракторов МТЗ 82, 82.1, установленные в 2012 году для продукции Минского тракторного завода Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Эти нормы можно перенести и на российскую действительность.p>
Унификация и сервисное обслуживание
Важным фактором при выборе оборудования является унификация оборудования, создание единой линейки одного производителя для удешевления ремонта, поставок запчастей и уменьшения номенклатуры запчастей на складе. Наиболее полный типоразмерный ряд (бульдозеры, автосамосвалы, погрузчики, экскаваторы) предлагают так называемые (от англ. full-line – «полная линейка»). На горных предприятиях чаще всего используют технику 2–4 компаний.
Качество сервисного обслуживания в последние годы приобретает все большее значение из-за снижения качественного состава технических специалистов предприятий. Похвастаться наличием сервисных центров и грамотным персоналом могут очень немногие компании. Лучшими сервисными сетями в России обладают опять же Caterpillar и Komatsu, активно развивает сервисное обслуживание ЧЕТРА, увеличивают свое присутствие польская Dressta и немецкая Liebherr. В части организации сервисного обслуживания большинству производителей проигрывает Челябинский тракторный завод – у него практически нет сервисных центров в России, и это стало одной из серьезных причин ослабления позиций предприятия на рынке горнодобывающих предприятий. Сегодня эту нишу заняли бульдозеры ЧЕТРА и китайские машины, которые по качеству превосходят челябинскую продукцию. К тому же дизель-электрические тракторы (ДЭТ-250, ДЭТ-400) требуют особого подхода. В СССР хватало специалистов по ремонту и обслуживанию таких машин, сегодня они в огромном дефиците.
Однако в некоторых случаях лучше закупать не самое современное, насыщенное электроникой западное оборудование, а то, которое проще в обслуживании, например китайское. Бульдозеры ведущих мировых компаний становятся все сложнее, и обслуживать их могут только специалисты сервисных центров. Это удобно, когда предприятие находится неподалеку от сервисного центра, а когда путь до удаленного участка занимает несколько суток, сложное оборудование приносит немало проблем из-за длительных простоев.
Дилерская поддержка становится с годами все более актуальной. Сегодня все серьезные дилеры по продаже бульдозеров стремятся продвинуться в регионы использования техники, создают расходные склады – без этого многие покупатели не заключают контрактов на покупку оборудования. Конечно, небольшие компании по продаже запчастей не могут обеспечить наличие на своих складах достаточного количества деталей (это в большей степени касается продавцов китайских бульдозеров – на складах даже крупных дилеров сложно найти такие узлы, как бортовые редукторы, которые, кстати, довольно часто выходят из строя), поэтому при организации горных работ в труднодоступных районах предпочтительнее приобретать бульдозеры с гарантированно высоким уровнем снабжения запчастями.
Контракт на сервисное обслуживание – недешевое, но удобное и выгодное в определенных условиях решение. Если рассматривать работу в условиях большой удаленности от сервисных центров, то наилучшим вариантом обслуживания техники будет обучение группы собственных специалистов и получение разрешения от дилера на выполнение ремонтных работ.
Классификация бульдозеров
По тяговому классу трактора:
- малогабаритные (до 0,9);
- легкие (от 1,4 до 4);
- средние (от 6 до 15);
- тяжелые (от 25 до 35);
- сверхтяжелые (свыше 35).
По назначению:
- общего назначения — используются для землеройно-транспортных или вспомогательных работ;
- специальные — для целевых работ в специфических условиях (толкачи, подземные и подводные машины).
По типу шасси:
- гусеничные;
- колесные.
По типу управления отвалом:
- с гидравлическим приводом;
- с механическим приводом.
По устройству отвала:
- с фиксированным рабочим органом (лопата расположена перпендикулярно продольной оси трактора);
- с поворотным отвалом (лопата может стоять перпендикулярно, либо под углом 53о в обе стороны).
Бульдозер требуется для:
- корчевания кустарников, деревьев;
- очищения территорий от тяжелого мусора (глыб, камней, частей ж/б конструкций);
- погрузки и перемещения различных грузов (песка, гравия, грунта, щебня и т.п.);
- рытья траншей;
- устранения снеговых сугробов;
- складывания и перемещения тяжелых, габаритных стройматериалов;
- обустройства временных проездов (дорог);
- разработки водяных каналов (в процессе их строительства);
- засыпания канав;
- разравнивания почвы независимо от ее степени плотности, состава;
- планирования строительных площадок.
Тип управления отвалом
- Механический. Характерен для мини-бульдозеров устаревших моделей, которые сегодня практически не выпускаются.
- Электрогидравлический и электрический. Таким типом управления оснащаются сверхтяжелые модели.
- Гидравлический. Самый распространенный тип управления, позволяющий перемещать отвал в разных направлениях. Данная техника применима практически ко всем условиям.
- Тросовый блочный. Отвал можно только опускать или поднимать. Невозможно применить для широкого спектра работ. Сегодня практически не используется.
Тяговое усилие
Эффективность оборудования зависит от его степени мощности, габаритов и массы. Например, сверхтяжелый бульдозер, но со слабым движком будет непродуктивен так же, как легкий, но с высокой мощностью
Важно заказать аренду бульдозера, который идеально подойдет для выполнения конкретных работ, при этом следует учесть соотношение массы, мощности. По данному критерию технику делят на:
- сверхтяжелую (35 тонн >);
- тяжелую (от 25-ти до 35-ти тонн);
- среднюю (от 6-ти до 25-ти тонн);
- легкую (от 1 до 1,4 тонны);
- малогабаритную (< 1 тонны).
Трансмиссия
- Гидростатическая. Если вам важна маневренность, выбирайте бульдозер в аренду с гидростатической трансмиссией, обеспечивающей нулевой градус при развороте. Однако есть три недостатка. Первый – сложность блоков, которые призваны обеспечивать прямолинейное движение. Второй – к техническому обслуживанию и чистоте масла (трансмиссионного) предъявляются особо жесткие требования. Третий – тяжелый запуск в условиях низких температур.
- Гидромеханическая. Распространенный вариант оснащения. В процессе проведения работ по рыхлению и разравниванию почвы максимально используются возможности техники (изменяются передаточные трансмиссионного числа). Это позволяет значительно снизить эксплуатационные расходы, а также расход топлива. К сожалению, здесь без минуса также не обошлось – отсутствует жесткая механическая связь между трансмиссией и движком.
- Механическая. Такая трансмиссия присуща машинам среднего тягового класса. Эти модели отличаются умеренной надежностью, простотой в управлении, легкостью при техобслуживании. Но есть такой недостаток, как невозможность использования двигателя на всю мощность из-за фиксированных передаточных чисел трансмиссии. Движок всегда будет недогруженным либо перегруженным. По этой причине водитель будет быстро утомляться, работая на небольших участках.
Формула для вычисления при переработке одного объема грунта за единицу времени (м3/час)
Производительность бульдозера при разработке грунта
Расчет при разработке грунта
При работах по разработке грунта и его транспортировке на расстояние бульдозер выполняет повторяющийся цикл действий. В этом случае производительность машины выражается формулой:
П=(q*n*Kn*Ki*Kb)/Kp,
в которой составляющими являются:
- Р – производительность, м3/час;
- q– объем грунта, который перемещается лопатой и определяется числовыми размерами отвала и факторов, влияющих на перемещение;
- n – число повторяющихся кругов в единицу времени в соотношении с расстоянием транспортирования;
- Кn – коэффициент, учитывающий потери объемов в боковые валики, зависит от расстояния перемещения и типа грунта;
- Кi– коэффициент, характеризующий величину уклона пути движения машины;
- Кв – коэффициент, показывающийстепень изначального разрыхления почвы;
- Кр –коэффициент, определяющий рациональное использование трудового времени.
- Количество циклов работы трактора за единицу времени (час):
- n= 3600/tц
Продолжительность цикла:
- tц=tн+tг.х.+tхх+2*tп+m*tп.п.+tо=lн/kv*vн+lг.х./ kv*vг.х.+(lн+lг.х.)/(kv*vх.х.)+2*tп+m*tп.п.+t0
- где t – продолжительности:
- tн – сбора грунта, с;
- tг.х. – груженого прохода, с;
- tх.х. – холостого хода, с;
- tп. – одного поворотного действия (10-20 секунд);
- tп.п. – одного перевода передачи скорости (5-6 секунд);
- t0 – опускания лопаты в начальное положение (2 секунды).
- m – количество изменений скоростей бульдозера за время одного хода;
- lн – путь снимания грунта, м;
- lг.х. –длина расстояния движения к месту скопления, м;
- vн, vг.х, vx.x– скорости передвижения трактора при резании, движении грунта и возвратного хода, м/с;
- kv – коэффициент, учитывающий уровень уменьшения скорости трактора по сравнению с расчетной: 0,7-0,75 при перемещении груза, 0,85-0,90 при возвратном холостом ходе;
Объем грунта
Коэффициент утраченных объемов грунта в валунах зависит только от величины дальности перемещения грунта и выражается следующей зависимостью:
Kn=1-Ki*lг.х.
где:
- К1 –коэффициент, полученный лабораторным методом, величина которого изменяется в пределах 0,008…0,04, в зависимости от сухого или связного состояния грунта;
- Lг.х. – длина, на которую перемещается грунт, м.
При необходимости перемещения грунта на расстояние свыше 30 м, использование бульдозеров считается нерациональным из-за больших потерь грунта во время движения. Перевозить грузы в таком случае можно самосвалами, например на любом из модельного ряда Камаз.