Неисправности бензопил и как отремонтировать шину своими руками

Когда ослаблена цепь и чем это опасно

Каждая бензопила нуждается в том, чтобы регулярно осуществлять натяжение цепи. Если это правило не соблюдаются, то последствия могут быть очень травматическими. Большинство пильщиков знает, о чем идет речь, и как надо правильно натягивать или подтягивать цепь. Правильное натяжение режущей гарнитуры — когда при попытке ее оттягивания от шины полностью видны три хвостовика, как показано на фото ниже.

Если цепь ослаблена или чрезмерно натянута, то это приводит к износу шины. Причем не только направляющей, но еще и звездочки, подшипника и двигателя. Именно поэтому возьмите себе за правило осуществлять контроль натяжения цепи перед началом эксплуатации инструмента.

https://youtube.com/watch?v=B_lt16AYkAE%3F

Устройство и принцип работы

Для самостоятельного устранения неисправностей владельцу потребуется хорошее знание устройства мотопилы. Это приспособление, работающее за счет двигателя внутреннего сгорания с одним цилиндром. Топливная жидкость — бензин. Пильный механизм приходит в движение за счет одноступенчатой цепной передачи, для безопасности его закрывает кожух.

Основные элементы конструкции — система очистки воздуха, цепной механизм, двигатель, устройство натяжения, элементы зажигания, маховик и муфта. Множество мелких деталей соединяют основные узлы и способствуют надежной работе устройства.

Свойства автоматического центробежного сцепления зависят от количества оборотов силового агрегата. Небольшая скорость вращения не передает вращение на барабан. Только при достижении большого числа оборотов центробежная сила превышает силу пружин, вызывая вращение барабана. Цепочка и звездочка, расположенная впереди, приходят в движение.

Проверка свечей зажигания

Первым делом необходимо проверить свечи зажигания. Нужно отсоединить провод, подходящий к последней и выкрутить её специальным ключом. По состоянию свечи можно определить возможные неполадки:

  • сухая свеча говорит об отсутствии доступа зажигательной смеси в цилиндр, система зажигания ни при чём. Причиной поломки может быть засор проводящей трубки или неполадки с карбюратором. Надо прочистить топливопровод, и проверить работоспособность топливного насоса и карбюратора. Если один из механизмов не работает, необходимо заменить его новым, так как ремонт последних при отсутствии профессиональных навыков невозможен;
  • влажная свеча говорит об излишке топливной смеси в цилиндре или попадании в него воды. Необходимо просушить свечу, удалить остатки жидкости и продуть камеру цилиндра — при выключенной подаче топлива запустить стартер. Потом следует поставить свечу и повторно провести запуск. При проверке нужно замерить зазор между электродами, приемлемым считается показатель от 0,5 до 0,65 мм. В случае порчи или следов стирания прокладку нужно заменить. Если после проделанных операций искра хорошая — возможна проблема в качестве бензина. Отсутствие или неравномерность — проблема в зажигании. Есть вероятность повреждения подводящего провода или свечи. Если новая свеча не отзывается, необходимо детальнее осмотреть систему пуска;
  • свеча с чёрным налётом сажи — свидетельство возможного использования некачественной смазки, нарушения баланса «бензин-масло» в пользу последнего, засорённости одного из фильтров. Засорённость приводит к потере мощности бензопилы и последующей её остановки. Пыль не полностью сгорает и оседает на стенках цилиндра слоем чёрного нагара. Нужно сменить топливо, прочистить топливный фильтр, промыть и высушить воздушный фильтр. Со свечи удаляют сажу с помощью шила или иглы, зачищают контакты некрупной наждачной бумагой.

Двигатель

В большинстве случаев в работе двигателя встречаются следующие проблемы:

  • двигатель перестал заводиться;
  • двигатель заводится, но спустя некоторое время глохнет;
  • двигатель не способен развить необходимую мощность;
  • двигатель работает крайне неустойчиво.

Как проверить сальники коленвала

Наличие течи сальников можно проверить, лишь добравшись до самого коленвала, и тщательно рассмотрев его на предмет подтеков. О том, как правильно это сделать, вы можете ознакомиться на видео:

Как проверить компрессию на бензопиле

При уровне компрессии ниже 8 атмосфер двигателю будет недостаточно имеющей мощности, а значит и бензопила не сможет полноценно функционировать.

Для замера компрессии необходимо:

  1. Снять защитную крышку и выкрутить свечу.
  2. Вставить наконечник компрессометра в отверстие, где должна находится свеча.
  3. При помощи стартового шнура предать поршню вращение и запомнить максимальные показания измеряющего прибора.

Как правильно поставить поршень на бензопилу

Работа по замене поршня для большинства моделей современных бензопил осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Убирается верхняя и боковая крышки.
  2. Выкручивается свеча.
  3. Снимаются с амортизаторов стопора и отсоединяется от корпуса ручка.
  4. Снимается ведущая звездочка и стартер.
  5. В свечном отверстии устанавливается поршневой стопор и раскручивается гайка, фиксирующая маховик и сцепление.
  6. Снимается маховик, муфта сцепления, червячный привод маслонасоса, расположенный сразу за механизмом сцепления.
  7. Раскручиваются винты, крепящие карбюратор и воздушный фильтр, после чего эти узлы снимаются вместе с рычагом управления мотором.
  8. Снимается катушка зажигания, а также глушитель.
  9. Пила переворачивается днищем вверх и, выкрутив винты крепления к корпусу, отсоединяется двигатель.
  10. Раскручивается поддон и вынимается поршень.
  11. Так как поршень снимается лишь вместе с коленчатым валом, то для его отсоединения необходимо извлечь стопорные кольца.
  12. Старый поршень меняется на новый, но максимально аккуратно. Вызвано это высокой хрупкостью компрессионных колец.
  13. Картер ставится на место, а вместо прокладки применяют герметик.

Все последующие действия осуществляются согласно алгоритму, обратному разборки.

Проблемы с системой смазки цепи

Если на цепь не подается смазочный материал, то это грозит развитием следующих событий:

  • Быстрый износ цепи (притупление зубьев, растяжение, истирание шины)
  • Износ двигателя, так как на инструмент возлагаются большие нагрузки
  • Износ ведущей звездочки, которая также нуждается в смазке


Неисправности системы смазки цепи и их устранение своими руками

Если не поступает масло на цепь, то причина может заключаться в недостаточном количестве смазочного материала в бачке, неисправность маслонасоса, а также повреждение каналов. Устранить поломку можно только после определения точной причины неисправности бензопилы.

https://youtube.com/watch?v=ENK8zzdueQw%3F

Устранение проблем с глушителем

Если на малых оборотах мотор бензопилы работает нормально, однако на высоких начинает глохнуть и дымить, проблема может скрываться в глушителе.

Для проверки качества его работы следует выполнить:

  • демонтаж (с обязательным закрытием выпускного отверстия);
  • разборку (если глушитель – разборный);
  • очистку от нагара с помощью специальных моющих средств либо сухим методом;
  • просушку (с помощью фена);
  • обратную сборку и монтаж.

Чтобы предотвратить засор глушителя в процессе эксплуатации бензопилы, следует внимательно следить за составом топливной смеси и качеством её компонентов.

Поломки цилиндро-поршневой группы

Причиной невозможности запустить бензопилу или вывода её на достаточную для работы мощность может быть пониженное давление смеси в цилиндре (рабочее давление — не ниже 8 атмосфер). Виной всему износ элементов ЦПГ — подшипников, колец, поршня или цилиндра.

Предварительный осмотр проводится через выпускное отверстие, чтобы получить к нему доступ, придётся демонтировать глушитель. Для более полной картины необходимо использовать компрессометр. Он вставляется в отверстие для свечи зажигания, после чего надо провернуть коленчатый вал при помощи стартера или дрели. Полностью разобраться с проблемами ЦПГ поможет лишь разбор двигателя. Сняв картер с цилиндра, осмотрите поршень. Если он покрыт сколами и глубокими царапинами его следует поменять. При выработке поверхности цилиндра проводится его расточка. Изношенность поршневого кольца определяется нагаром, неплотным контактом с цилиндром.

Как не допустить ошибок

Неправильные действия могут привести к плачевным последствиям вплоть до приведения цепи в полную негодность, поэтому рекомендуется учесть ряд важных моментов:

  • Заниматься борьбой с затупленными зубьями необходимо в перчатках и защитных очках.
  • Набор для заточки не является универсальным и подбирается с учетом размера шага конкретной пилы.
  • Напильник для заточки цепей бензопил подбирается из числа закругленных.
  • Число движений и прикладываемая сила одинаковы.
  • Заточка делается только движениями, направленными от себя.
  • Для сильно затупленных лезвий лучше использовать механический станок или электрический (механизм запускается от электрической сети).
  • Сначала приводятся в порядок зубья, а после заточки всех острых выступов приступают к стачиванию ограничителя.
  • Угол заточки меняется в зависимости от направленности будущих работ.
  • Самым скоростным считается способ заточки с помощью системы “PowerSharp”.

Вооружившись приведенными инструкциями, советами и рекомендациями, Вы произведете заточку быстро, легко и безопасно.

Как укоротить цепь бензопилы своими руками?

Некоторые начинающий садовники не знают что делать, если растянулась цепь на бензопиле. В таком случае ее потребуется укоротить. Для этого необходимо подготовить нужные инструменты:

  • Молоток и тиски;
  • Бородок;
  • Надфиль;
  • Плоскогубцы;
  • Электросварочный аппарат.

Чтобы укоротить цепь на бензопиле, необходимо действовать в таком порядке:

  1. Для начала нужно рассоединить ее звенья. Использовать для этого болгарку не стоит, так как из-за этого твердосплавные звенья могут деформироваться. Лучше всего применять для этого напильник или надфиль. Стачивать каждое звено нужно с обеих его сторон, после чего вывернуть заклепки из цепи при помощи бородка;
  2. После того, как вам удалось расклепать цепь, не нужно сразу же выбрасывать отсоединенные заклепки. Они могут потребоваться, когда вы будете производить дальнейший ремонт пильного элемента;
  3. На следующем этапе вам потребуется переклепать цепь, то есть, соединить укороченный пильный элемент. Для этого нужно посчитать зубья и соединить звенья на заклепку, прижав их боковые части;
  4. После этого нужно начать сваривать звенья. При этом следует действовать крайне аккуратно, иначе плохо приваренные части цепи будут царапать шину бензопилы;
  5. Далее у многих начинающих возникает вопрос: «Как заклепать цепь бензопилы?» Для этого нужно применить обычную дрель. Возьмите гвоздь с диаметром равным диаметру внутренней части заклепки и вырежьте 7-сантиметровую заготовку;
  6. Далее зафиксируйте заготовку в головке дрели. Затем закрепите на брусе 2 надфиля так, чтобы дистанция между ними была равна ширине внутренней части заклепки. При этом от вас требуется добиться максимальной точности. Далее вам останется лишь позаботиться о равномерной подаче бруска на заготовку.

Крепление шины бензопилы

Работать пилой с неисправной шиной небезопасно. Поэтому при первых признаках поломки узла нужно выключить мотор и выяснить в чём дело. Успешно устранить причину неисправности поможет знание конструктивных особенностей шины и её крепления на вашей бензопиле.

Шина определяет ось и длину распила, направляя цепь. Но основой механизма всё же является крепление. Оно устанавливается в паз между внутренней пластиной на корпусе мотора и внешней пластиной, расположенной на кожухе цепной гарнитуры. Шина и кожух фиксируются при помощи болтового соединения. Эта часть крепления называется «узлом двигателя», а её форма и конструктивное исполнение зависят от модели бензопилы. Крепление шины и ведущая звёздочка закрываются отдельной крышкой.

Шпильки крепления шины бензопилы

Ведущие звенья пильной цепи устанавливаются в направляющий паз на кромке шины и приводятся в зацепление с ведущей звёздочкой, соединённой с валом отбора мощности. При ослаблении фиксирующих болтов шина может двигаться. Натяжение цепи может регулироваться вручную или, как на профессиональных бензопилах, автоматически. Наконец, в передней части крепления шины расположен упор. Он служит для надёжной фиксации оси распила при контакте движущейся цепи с деревом.

Исполнение ведущей звёздочки бензопилы: со сменным и стационарным венцом

Исправная шина должна обеспечивать нормальное натяжение цепи. Для его проверки нужно отпустить цепной тормоз и рукой оттянуть цепь в направлении её движения. Если цепь не двигается, значит крепление затянуто слишком туго. Его нужно слегка отпустить, после чего снова проверить свободный ход цепи.

Регулировка натяжения цепи с помощью ключа

Устройство бензопил

Несложная конструкция инструмента позволяет провести ремонт бензопилы своими руками. Основными элементами агрегата являются следующие:

  • Силовая установка.
  • Сцепление.
  • Масляный насос.
  • Цепная передача.
  • Уловители цепи и тормозная система.

В зависимости от бренда в конструкцию того или иного инструмента могут быть внесены некоторые изменения. Например, двигатель может располагаться горизонтально либо вертикально. В профессиональных пилах чаще всего используется второй вариант

Благодаря горизонтальному расположению силовой установки, существенно уменьшаются габариты инструмента, что важно для домашнего использования. Зная устройство агрегата, можно быстро понять, как разобрать бензопилу

Замена быстроизнашивающихся деталей

Если не проводить вовремя замену быстроизнашивающихся деталей, их чрезмерный износ будет отрицательно сказываться на остальных узлах бензопилы. В частности, если не менять вовремя шину и ведущую звездочку, повышенная вибрация отрицательно скажется на подшипниках коленвала. Предельная глубина выработки зубьев звездочки должна составлять 0.5 мм. На практике звездочки нередко эксплуатируют до глубины износа 1 мм и более, — не подозревая о том, что это приводит к повышенной нагрузке на подшипники коленвала и ускоренному выходу их из строя. При износе 3-4-х цепей необходимо менять и саму шину, к этому времени ее износ достигает предельных значений.

Шина бензопилы изнашивается особенно сильно в зоне, резание которой выполняется наиболее часто, обычно, — это нижняя сторона направляющей шины. Для равномерности износа, при каждой замене цепи, шину нужно перевернуть на 180° относительно горизонтальной оси.

При монтаже новой цепи следует ставить новую ведущую звездочку. Так как при нормальной нагрузке срок службы ведущей звездочки в два раза больше срока службы цепи, то целесообразно, использовать одну звездочку для попеременной работы двух цепей. Благодаря этому звездочка и цепи изнашиваются почти одновременно. Если новая цепь ставится на изношенную звездочку, то ведущие звенья цепи изнашиваются намного быстрее. Для рентабельной эксплуатации бензопилы, расходуйте всегда совместно: одну направляющую шину, две цепные звездочки, четыре пильных цепи.

Как избежать неправильной заточки

Для того чтобы предупредить кривой распил из-за неравномерной заточки, можно время от времени или при сильных повреждениях использовать для правки цепи специальный заточной станок. Купить станок и точить самому или отдавать на заточку в мастерскую.

Дело в том, что станок во время заточки настраивается по самому изношенному зубу, имеющему меньший размер среди всех. После того как заточка проведена, все зубья будут иметь одинаковый размер, который будет равен зубу, по которому производилась настройка.

Минус этого метода в том, что значительно уменьшается ресурс цепи, т. к. приходится сильно стачивать даже не поврежденные зубцы. Старайтесь аккуратнее использовать бензопилу, следить за гвоздями и какими-либо другими металлическими изделиями, которые могут попадаться при распиле старых досок и прочего хлама.

Бензопила теряет мощность под нагрузкой

Если в процессе работы мощность пилы куда-то пропала, то проблему следует искать в следующих местах:

  • В глушителе. Он, как вы уже поняли, имеет свойство забиваться.
  • В забитом топливном фильтре.
  • В плохо работающем топливном насосе.

Наиболее частые неисправности инструмента

Как бы грамотно ни эксплуатировался агрегат, периодически в работе его систем возникают неполадки. Чтобы их исправить, необходимо определиться с причиной. Зная устройство бензопилы, можно утверждать, что чаще всего проблемы возникают с работой двигателя. Однако не стоит забывать и про другие узлы, также подверженные износу.

Неполадки с силовой установкой

Для выявления причины появления неисправности в работе двигателя может потребоваться довольно много времени. Среди основных признаков поломки следует отметить несколько главных:

  • Двигатель не запускается.
  • Силовая установка начинает работать, но быстро глохнет.
  • На холостых оборотах не достигается максимальная мощность.
  • Наблюдаются перебои в работе.

При диагностике неисправности необходимо использовать метод исключений. Лучше начинать проверку с тех причин, для устранения которых потребуется минимум времени. Чаще всего неисправность силовой установки связана с системой зажигания. Именно состояние свечи может многое сказать о работе всего двигателя. Сначала с помощью специального ключа необходимо извлечь этот элемент и после этого проверить его внешнее состояние. Работоспособность системы зажигания можно легко определить по искрообразованию. Когда появляется сильная и стабильная искра, следует переходить к осмотру системы подачи топлива.

В ее работе возможны следующие проблемы:

  • Засорение сапуна крышки препятствует подаче топлива.
  • Загрязнен топливный фильтр.
  • Из карбюратора в цилиндр поступает недостаточное количество топлива.

Смазочная система и тормоз цепи

При использовании инструмента особое внимание следует уделять контролю работы системы смазки цепи. Чаще всего проблемы возникают вследствие засорения каналов, через которые подается смазочный материал

При незначительной течи масла можно продолжить работу с бензопилой. В противном случае необходимо предпринять срочные меры по устранению неисправности.

https://youtube.com/watch?v=cRBtiR_7vwo

Соединение

Определение износа цепи: а. износ зубов, б. установка дополнительной крепежной пластины по косильной лески фиксации.

Не рекомендуется начинать сварку немедленно, так как это очень деликатная работа. Потренируйтесь делать это в других деталях. Таким образом, вы хотя бы примерно поймете, на каком токе нужно готовить и какое время сварки выбрать. И электрод будет короче, что сделает сварку более точной. В конце концов, очень короткий промежуток времени достаточно, чтобы «схватить» заклепки. После тренировки мы привариваем заклепки к сторонам звена. Осталось только закрепить излишки металла с обеих сторон напильником, и цепь можно считать готовой к использованию.

Когда точить

Есть ряд факторов, которые подскажут, когда пришло время точить цепь бензопилы:

  1. Снизилась производительность. Увеличилось время распила.
  2. Чувствуется излишняя нагрузка на пилу.
  3. Повышенные вибрации.
  4. Мелкая стружка.

Для новичков тяжело заметить первые 3 момента, поэтому рекомендуется следить за тем, какая стружка вылетает из разреза.

Как определить, что цепь затупилась?

К сожалению, во многих случаях заточка осуществляется несвоевременно – пользователь просто не замечает признаков, указывающих на то, что цепь затупилась. Это, в свою очередь, приводит к падению производительности, разрушению шины и ведущей звездочки, уменьшению срока службы бензопилы

Чтобы таких проблем не возникало, во время работы обратите внимание, во-первых, на вид стружки: если она становится более темной и мелкой, это явный признак того, что цепь требует заточки

Во-вторых, стоит приглядеться к зубьям цепи – во многих случаях затупление можно увидеть невооруженным взглядом.

В-третьих, необходимость заточки можно определить по заметно сниженному уровню производительности – пилить становится заметно труднее, работа занимает больше времени.

Заточка цепи бензопилы своими руками — особенности и способы

Если у бензопилы затупилась цепь, это снижает продуктивность работы. Вы будете прилагать много усилий, но нормального распила не получите. А вот риск травмы при использовании бензопилы с плохим состоянием цепи сильно возрастает. Из ситуации есть несколько выходов. Можно приобрести новую цепь, можно заточить ее в специальном сервисе или сделать это своими руками. В последнем случае, заточка цепи для бензопилы обойдется вам бесплатно.

Если вы привыкли подолгу использовать бензопилы, интенсивно работать инструментом, значит, сталкивались с проблемой стачивания зубцов цепи. Стоит один раз задеть грунт или песок, чтобы зубцы цепи стали не такими острыми, а качество пиления ухудшилось. Если каждый раз отдавать пилу на заточку мастеру, придется делать в работе перерывы. Намного быстрее научиться самому правильно затачивать цепь пилы.

Сложная форма зубцов делает процесс заточки не самым простым процессом, поэтому перед началом работы нужно познакомиться со способами и особенностями заточки пильной цепи.

Конструкция цепи

Пильная цепь состоит из следующих элементов:

  1. Левый режущий зуб.
  2. Правый режущий зуб.
  3. Ограничитель глубины пиления.
  4. Ведущее звено.
  5. Заклепка.

Чтобы цепь хорошо пилила, необходимо заточить каждый зуб по левой и правой сторонам

Однако, чтобы не испортить заточку, важно знать, какой формы у нас зубья на цепи. Существует две распространенные формы пильных зубьев:

  1. Чиппер. Это более распространенная форма зуба, и встречается практически во всех цепях. Здесь профиль несколько скруглен, поэтому затачивать его круглым напильником гораздо проще. Однако, на практике чиппер затупляется немного быстрее, чем чизель.
  2. Чизель. Профиль резца в данном случае похож на семерку. У такого резца довольно малая площадь контакта при соприкосновении с древесиной, поэтому он встречает меньшее сопротивление. По этой причине за один запил он делает большую глубину реза, а, значит, скорость распила бревна будет больше (в сравнении с чиппером). Но заточить его без повреждения кромки гораздо сложнее.

Цепь не вращается

Почему цепь бензопилы не вращается, когда двигатель работает даже на полной скорости?

  • Ведущая звездочка. Или она заклинила, или коронка изношена настолько, что не затрагивается и цепь не крутится на бензопиле. В любом случае нужно собрать звездочку, чтобы выяснить точную причину, почему цепь не крутится. Если корона изношена необходимо заменить звездочку (или же коронку, если звездочка имеет сборную структуру).
  • Тормозной цепь заклинил В результате звездочка блокируется тормозным механизмом, при этом мотор работает. Остановите двигатель и отпустите тормоз. Если это произошло под нагрузкой тормозной механизм придется менять, как и звездочку, так как из-за высокой температуры многие элементы могут плавиться и перегреваться.

Ремонт системы подачи топлива

Топливо может не попадать в цилиндр по следующим причинам:

  • Загрязнение топливного фильтра. Следует снять топливный шланг и проверить, как течет топливо. Если струя слабая, возможно, нужно прочистить фильтр. Его достают через заливное отверстие топливного бака и чистят, в случае сильного загрязнения заменяют новым. В качестве профилактики рекомендуют производить замену топливного фильтра раз в три месяца.
  • Засорение сапуна (отверстия в крышке топливного бака). Проверяют также отсоединением шланга, в случае засора чистят с помощью иглы.
  • Отсутствие или недостаточное количество топлива. Причин неисправности может быть несколько. Первая причина – засорение воздушного фильтра. Воздух перестает поступать в карбюратор в нужном количестве, в связи с этим из-за слишком обогащенной топливной смеси нарушается работа двигателя. Загрязненный фильтр аккуратно снимают, чистят и промывают в воде, затем сушат и устанавливают на место.

Еще одна причина – неправильная отрегулированность карбюратора. Регулировку производят тремя винтами.

Своевременная замена топливного фильтра гарантирует полноценную подачу топлива

Топливный шланг и привод воздушной заслонки должны плотно прилегать к штуцерам

Тросик рычага привода дроссельной заслонки должен находиться на своем месте

Во время работы необходимо пользоваться инструкцией, иначе можно сделать только хуже.

И последняя причина – нарушение целостности мембраны или засорение каналов карбюратора.

Чтобы ремонтировать карбюратор самостоятельно, необходимо познакомиться со всеми его деталями

Все части должны быть чистыми, сухими и исправными.

Варианты выполнения работы

Важно знать, как наточить цепь бензопилы в домашних условиях, чтобы не затягивать процесс работы с пиломатериалом и не сломать инструмент. Заточка цепи электропилы своими руками ничем не отличается от правки режущего элемента пилы с бензиновым двигателем

Можно выбрать один из доступных способов:

  1. Правка зубьев с использованием напильника — это самый распространённый и легкий способ, который позволяет произвести заточку непосредственно на месте проведения работ.
  2. Заострить зубья можно с помощью системы PowerSharp.
  3. С использованием специального заточного станка — такой метод используют сервисные центры, но им вполне можно воспользоваться и в домашних условиях.
  4. С помощью УШМ (болгарки). Таким способом вряд ли смогут воспользоваться неопытные пользователи, так как он редко применяется и требует определённых навыков.

Угол заточки бензопилы Штиль

Важно выдержать угол заточки заднего угла верхнего лезвия, сделать это можно только используя шаблон. Иными способами этого добиться крайне сложно, т

к. его значение колеблется в пределах от 50 до 60°. Угол передней кромки можно менять, в зависимости от того, какой тип распиловки вы будете производить. Чем тверже порода древесины, тем меньше угол, в противном случае кромка будет загибаться. Оптимальные значения угла 10…12° при продольной распиловке, и 25…30° при поперечном способе распила. От того, какой угол кромки используется в конкретном случае, зависит её производительность.

Правка цепи напильником

Заточка цепей бензопил производится двумя видами напильников: круглым и плоским. Круглый напильник должен соответствовать диаметру закругления распиловочных зубьев конкретно взятой цепи. К примеру, для заточки бензопилы Штиль 180 своими руками понадобится напильник диаметром 4 мм. Для остальных цепей такого типа могут применяться напильники диаметром от 3,8 до 4,8 мм. Для цепей, которые используют на профессиональных пилах, применяют надфили диаметром от 5,2 до 5,5 мм. О станках для заточки цепей читайте здесь.

Для правильной правки цепи использования только круглого напильника недостаточно, потому что, кроме заточки зубьев, необходима корректировка ограничителя глубины пропила. Если упустить этот важный момент, то цепочка не сможет вгрызаться на нужную глубину в тело распиловочного материала, а это существенно снизит скорость проводимых работ и будет влиять на ресурс двигателя. Для этого типа заточки необходимо использовать плоский напильник.

В вовремя заточки, защищайте руки плотными перчатками, а глаза — очками.

Полезные советы

В работе пригодятся следующие рекомендации:

  1. Для начала установите инструмент на ровную и устойчивую поверхность — хорошо подойдёт стол или лавка. Если вы находитесь в условиях леса, то просто найдите широкую чурку или пенёк. Проверьте зубья по всей окружности на наличие сколов и прочих дефектов: может оказаться так, что некоторые зубья сломились.
  2. Приведите тормоз пилы в рабочее состояние — это действие заблокирует движение цепки по шине. Следите, чтобы режущий элемент вовремя заточки был натянутым. Рекомендуется поместить под шину подставку в виде полена или обычного куска ветки — так при надавливании она не будет проваливаться. Можно приобрести специальные струбцины для удержания шины в стационарном положении.
  3. В процессе заточки движения напильника осуществляются изнутри зуба к внешнему краю кромки, прокручивая напильник вокруг своей оси. При этом инструмент нужно двигать параллельно специальной метке, расположенной на цепи. Эта метка служит указателем правильного угла заточки режущей кромки. Для удобства самого процесса зуб, который вы обрабатываете, должен располагаться по центру шины.
  4. Все заточные работы необходимо проводить в защитной одежде и перчатках, т. к. режущая кромка зубьев очень острая, поэтому есть большая вероятность травмирования. Для равномерной заточки производители рекомендуют проводить одинаковое количество движений напильника для каждого зуба, на практике такую рекомендацию можно применить исключительно к зубьям, которые не имеют повреждений.
  5. Для более лёгкой заточки напильник можно применять в паре со специальной державкой, на которой нанесена разметка допустимых углов. С помощью таких меток зубья можно заточить не только для поперечного, но и для продольного распила древесины. Использование державки также будет полезно людям, которые в отличие от профессионалов не имеют должного опыта в этом деле.

Ремонт цилиндро-поршневой группы (ЦПГ)

Если двигатель бензопилы не заводится либо не может развить нормальную мощность, вполне вероятно, что в цилиндре двигателя не возникает достаточное для сгорания топливной смеси давление. Причиной этому может служить износ элементов цилиндро-поршневой группы – поршня, колец, подшипников и пр. Для того чтобы оценить состояние этого узла, следует провести его визуальный осмотр, предварительно сняв глушитель.

Для более полной диагностики в свечное отверстии двухтактного двигателя бензопилы помещается компрессометр. С его помощью выполняется замер компрессии в двигателе. По результатам проверки можно судить о состоянии ЦПГ, однако точные факты можно получить только при полной разборке узла.

Проверка карбюратора и признаки необходимости его регулировки

Корректно работающий карбюратор гарантирует максимальную эффективность работы бензопилы, то есть возможно развития полной мощности при наиболее экономном расходе топливной смеси. Регулировка этого узла как правило осуществляется заводом-изготовителем, однако его конструкция предусматривает возможность настройки уже в процессе эксплуатации.

О том, что такую настройку придется выполнить владельцу бензопилы свидетельствуют:

  1. Сильные вибрации или наличие повреждений защитного колпака.
  2. Износ ЦПГ.
  3. Засор карбюратора.
  4. Невозможность завести двигатель либо его самопроизвольные остановки после запуска.
  5. Увеличение расхода топлива и объема выхлопов при одновременном падении мощности двигателя.

Регулировка карбюратора бензопилы проводится в строгом соответствии с инструкцией завода-изготовителя с помощью трех специальных винтов, которые отвечают за максимальные («M») и минимальные («L») обороты, а также холостой ход двигателя («Т»). Дабы исключить нежелательное вмешательство неопытного пользователя в работу карбюратора, некоторые производители устанавливают только один винт холостого хода.

Цепь растянута

При неправильной или длительной эксплуатации цепи она может сильно растянутся. Это связано с тем, что металл со временем может деформироваться. Слишком сильный износ становится причиной, по которой приходится приобретать новый вариант исполнения, но есть возможность использовать старый в течение недлительного периода. Избежать быстрого растяжения можно исключительно при соблюдении рекомендации по эксплуатации. Для проведения работы требуется:

  1. Молоток.
  2. Тиски.
  3. Сварочный аппарат.
  4. Бородки.
  5. Плоскогубцы.

Надеть растянутый вариант исполнения несложно, а вот с восстановлением возникает довольно много проблем, так как металл характеризуется повышенной прочностью. При этом основные элементы крепятся заклепками. Работа проводится следующим образом:

  1. Изделие крепится в тесках.
  2. Если работу проводить при применении болгарки, то есть вероятность, что поверхность будет повреждена, так как этот инструмент тяжело контролировать.
  3. После измельчения проводится выбивание заклепок. Не нужно ее выбрасывать по причине возможности повторного применения.
  4. Производители цепей не выпускают запасные элементы, которые требуются при обслуживании.
  5. Заклепку сделать своими руками можно, но работа достаточно сложна.
  6. Изделие делится на две части. Стоит учитывать, что количество направляющих и расстояние между ними должно оставаться неизменным.

При решении проблемы с большой длиной не стоит забывать о том, что слишком короткую цепь уже не натянуть. Кроме этого, не рекомендуется наносить масла на цепь электропилы.

Правка пильной шины

Чтобы поправить шину потребуется болгарка с новым шлифовальным кругом, тиски и строительный уголок.

Угол между верхней и боковой плоскостями шины должен быть 90 градусов. Для его проверки, я устанавливаю шину торцом на ровную поверхность и подношу строительный уголок.

В некоторых случаях износ такой неравномерный, что шина просто падает и установить её на торец не возможно.

Теперь про процесс правки. Болгарку с установленным шлифовальным кругом зажимаю за рукоятку в тиски.

Далее, устанавливаю брусок по которому будет двигаться шина. Угол между болгаркой и бруском, при помощи строительного угольника, делаю ровно 90 градусов.

После того как все установлено, включаю болгарку и протачиваю оба торца шины по одному разу.

После этого проверяю угол между плоскостями шины и если одного раза проточки не хватило что бы исправить износ, то повторяю операцию.

В результате угол становиться ровно 90 градусов и если цепь в порядке, то проблема увода при пилении устранена.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий