«Охотец»
В огромной стране есть, где найти непроходимые места, но только не для современного человека. Его не испугаешь тайгой, снегами или болотами, потому что существует такая техника как гусеничный вездеход охотец, самый популярный вариант спецтехники для любителей испытать острые ощущения. Выбирают это транспортное средство, прежде всего за отличную проходимость, наличие полноприводной системы, экономичность и простоту. Существует около 4 вариантов моделей, но лучший гусеничный вездеход из России имеет одинаковую конструкцию, меняются лишь двигателя и расцветка.
Выбирая агрегат для рыбалки или охоты, можно считать, что идеальный вариант, потому что гусеничный вездеход охотец спокойно преодолевает небольшие реки и болота, ему не нужна дорога, чтобы проехать дальше. Одновременно гребут все колеса и приводят в действие гусеницы, это придает уверенности на бездорожье. В качестве двигателя вездеходы хорошего качества получили китайский силовой агрегат от компании Лифан. Производитель известен в России и поэтому имеет спрос. Стоимость за «Охотец» в базовой комплектации может начинаться от 220 000 рублей.
- Мощность: 13-24 л.с.
- Скорость: 30 км/ч
- Грузоподъемность: 500 кг.
- Ширина гусеницы: 40 см
- Колея: 1600 мм
- Клиренс: до 31 см
- Бак: 6,5 л.
- Масса: 380 кг.
Бурлак для экстремальных условий
Вездеход Бурлак предназначен для использования в любых широтах, включая Крайний Север и южные регионы с высокой температурой воздуха. В 2020 г. компания планирует презентовать специальную модификацию для жарких условий. Перед этим будет доработана охлаждающая система, сохраняющая работоспособность машины при высоких температурах.
Прототип Бурлака появился еще в 2016 г., став родоначальником отдельного сегмента универсальных вездеходов. В 2017 г. в окрестностях Екатеринбурга проводилось тестирование грузопассажирской версии для транспортировки людей и крупногабаритного багажа по бездорожью.
Машина оснащается 6 колесами, обладает дорожным просветом в 600 мм и грузоподъемностью 2 т.
Другие
К другим популярным вездеходам СССР и России относят:
- «Синяя птица»;
- ДТ-10-30 «Витязь»;
- ШСГ-401.
«Синяя птица»
Под обозначением «Синяя птица» подразумевается колесный вездеход ЗиЛ-49061, который был разработан в 1971-75 гг.
В конструкции машины сохранен традиционный бензиновый V-образный двигатель ЗИЛ-508.10 мощностью до 185 л.с., работающий совместно с 10-скоростной механической коробкой передач. Герметичный кузов позволяет передвигаться по поверхности воды со скоростью до 10 км/час, на суше вездеход разгоняется до 75 км/час.
Машина оснащалась специальным оборудованием для поиска и вывоза космических кораблей, пассажирская кабина герметизирована, предусмотрена установка кондиционера воздуха. Ходовая часть состоит из 3 ведущих мостов, оснащенных шинами с развитым протектором; имеется система регулировки давления в камерах. В снаряженном состоянии грузовик весит 8400 кг, допустимая полная масса достигает 11400 кг. Для повышения проходимости использована торсионная подвеска; дорожный просвет составляет 590 мм.
ДТ-10-30 «Витязь»
Вездеходы «Витязь» на гусеничном шасси способны перевозить груз весом до 30 т и 5 пассажиров. В конструкции используется модификация танкового дизеля В-46-5 мощностью 781 л.с. и гидромеханическая трансмиссия. Предусмотрена возможность передвижения по воде со скоростью до 4 км/час за счет вращения гусениц. Армейская версия используется для перевозки ракет зенитного комплекса «Тор». Существует гражданский вариант с дизельным двигателем ЯМЗ 8401-10-09 и грузовой платформой открытого типа.
ШСГ-401
Гусеничные вездеходы ШСГ-401, созданные в России на основе сохранившихся со времен СССР наработок, состоят из 2 секций. Машины предназначены для перевозки крупногабаритных грузов, имеющих вес до 40 т; эксплуатационная масса ТС составляет 54000 кг.
Для привода гусениц использован 500-сильный дизель ЯМЗ-240НМ2, способный разогнать снегоболотоход до 15,8 км/час. Секции соединены шарниром, повышающим маневренность машины. В конструкции предусмотрена лебедка с силовым приводом, развивающая тяговое усилие до 20000 кг.
Почему отечественные вездеходы лучше
Большинство специалистов в данной области и тех, кто непосредственно использует вездеходы, сходятся во мнении, что лучше остановиться на отечественных моделях подобной техники.
Косвенно такое мнение подтверждают следующие обстоятельства:
- В России всегда лучше, чем где-то еще в мире делали технику, способную справляться с бездорожьем.
- В Европе, да и в остальном мире, намного меньше мест, где действительно требуется использование вездеходов. Соответственно, там нет необходимости строить максимально безотказные машины. Условно говоря, всегда можно вызвать техничку, которая придет на помощь и спасет, если машина вышла из строя.
В условиях российской действительности такой вариант развития событий практически нереален, так как в десятках, а то и в сотнях, километров вокруг может быть ни души. Сибирская тайга или тундра могут простираться на очень большие расстояния. Такие, которые не вообразить, сидя за компьютером. Отечественные модели выдерживают серьезные перепады температур, просты в обслуживании. Да и запчасти стоят на порядок дешевле. Можно без особых проблем собрать ящик ЗиП и осуществить ремонт в походных условиях.
Особенности колесных вездеходов
- Колесные вездеходы являются техникой более универсальной по ряду причин:
они могут передвигаться, как по грунту, не нанося серьезного вреда растительности, характерной для той или иной местности, так и по асфальтированному покрытию; - колесные вездеходы могут с легкостью преодолевать водные преграды;
- их масса меньше, чем у гусеничных;
- считается, что колесные вездеходы легче ремонтировать, чем гусеничные. Это обусловлено устройством ходовой части. Действительно, ходовая часть гусеничных вездеходов состоит из большого числа металлических элементов, на которые постоянно воздействует ряд сил. Мало того, что эти элементы быстрее изнашиваются, чем элементы ходовой части колесных вездеходов, так еще и заменить их, особенно в полевых условиях, намного сложнее;
- колесные вездеходы весят меньше, но способны перевозить столько же груза, сколько и гусеничные;
- колесные вездеходы расходуют меньше топлива.
Бурлак
«Бурлак» — шестиколесный грузовик, разработанный на основе концепции БТР-60. Идея разработки данного вездехода принадлежит екатеринбургскому конструктору Алексею Макарову. Его цель была — создать машину для преодоления трудностей во время экспедиций на Северный полюс.
Весит около 4 т. Длина транспортного средства составляет — 6,6 м, ширина — 2,9 м, высота — 3,2 м, наружный диаметр колеса — 1,75 м. Имеет кабину, жилой блок и помещение для груза. Доступ ко всем элементам и сборочным узлам осуществляется изнутри салона, так что суровые полярные условия не помешают ремонту грузовика.
При проектировании транспортного средства использовались как стандартные компоненты, так и исключительные детали. Например, некоторые агрегаты получены от бронетранспортера и внедорожника Toyota Land Cruiser. Шины низкого давления были изготовлены на заказ в Китае.
Условия для участников поездки в кабине комфортные: 4 спальных места, кухня с газовыми горелками для приготовления пищи, умывальник, душ. Есть возможность регулировать поток тепла от двигателя, что позволяет внутри поддерживать комфортную температуру.
Гоночный вездеход — Volkswagen Atlas Cross Sport R
В рамках международного автосалона в Лос-Анджелесе компания Volkswagen презентовала концепт собственного вездехода повышенной проходимости. Модель получила название Atlas Cross Sport R. Над ее разработкой трудились инженерный штаб автоконцерна, пилот Таннер Фауст и ветеран гонки Baja Рис Миллен.
Atlas Cross Sport R оснащен 2-литровым 4-цилиндровым турбодвигателем, который генерирует мощность в 600 л. с. Но водитель получает 480 л. с. для сбалансированного соотношения производительности и безопасности. Модель имеет 4 колеса диаметром 24 дюйма.
Ожидается, что вездеход будет задействован на гонке Baja 2020, при этом он станет первым автомобилем с полным приводом класса 7, который допущен к ралли. Подробный обзор спецификаций супер-болида отсутствует, поскольку он находится на стадии разработки.
К-8 русак с уменьшенным расходом топлива
Ключевой особенностью модели является интеграция электромеханической коробки передач. В качестве силовой установки используется ДВС и 2 электросиловых мотора суммарной мощностью 150 кВт.
Гибридный комплект способствует более быстрому запуску при отрицательных температурах и обеспечивает дополнительный ресурс при эксплуатации в условиях нехватки топлива. Основные составляющие вездехода производятся сотрудниками Нижегородского государственного технического университета и инженерами предприятия «КОМ».
Топливный бак Русака вмещает 300 л топлива, число посадочных мест составляет 20 человек, а грузоподъемность — 2,5 т.
На что способен каракат – покоритель бездорожья
Это транспортное средство уже продемонстрировало свою состоятельность. На нем было преодолено более шестисот километров. При этом выяснилось, что расход топлива минимален – он составляет всего около полутора литров в час.
Надо заметить, что автор конструкции предусмотрел легкость транспортировки болотохода. Его можно перевести на прицепе, причем колеса перед этим легко снимаются. Так как транспортное средство сравнительно легкое, то с его перевозкой справится даже легковой автомобиль.
Потом же на месте можно быстро собрать каракат – на это уйдет не больше двадцати минут. Колеса можно подкачать штатным компрессором, который подключается к двигателю. Остается только загрузить вездеход всем необходимым для рыбалки и отправиться в путь (а это вам, хочется заметить, бег в москве).
С первого взгляда на фото, можно представить, что переезд на каракате не самый комфортный. Однако практика опровергает такое предубеждение. Во время поездки водитель и его пассажир остаются практически чистыми. Пострадать от грязи могут только сапоги.
По задумке автора, болотоход движется медленно. Ведь основной задачей было побеспокоиться о его тяговитости, а не о скоростном режиме движения. Именно поэтому и не происходит сильного разбрызгивания грязи и воды.
На практике доказано, что вездеход способен перевозить около пятисот килограммов (сюда входят пассажир и водитель). При этом он выдает не меньше 8 километров в час. Если помнить об основном предназначении транспортного средства – обеспечение передвижения по заболоченной местности и бездорожью, то это отличный показатель.
Автор конструкции предусмотрел возможность выйти из затруднительной ситуации. Для этого он предлагает включить пониженную передачу. Благодаря такому техническому моменту можно справиться с любой грязью и переехать глубокий овраг.
Как управлять болотоходом
Управление всеми видами вездеходов Добрыня осуществляется с помощью 2 рулевых рычагов и двухпоршневой дисковой тормозной системы с гидроприводом. Эти болотоходы не требуют специальных навыков вождения, поэтому достаточно иметь водительские права любой категории, чтобы можно было уверенно передвигаться по болотистым местностям, надежно удерживая равновесие машины.
Все типы ДВС оснащены принудительной системой воздушного охлаждения и возможностью запуска мотора в ручном режиме на случай, если аккумулятор выйдет из строя. Небольшие размеры, качественная сборка и высокая степень надежности делают вездеходы Добрыня лучшими в своем сегменте как по скоростным показателям, так и по ходовым характеристикам.
Основные критерии выбора внедорожника
Длительные поездки на природу подразумевают использование мощного полноприводного автомобиля, способного выдержать сложные условия эксплуатации. Поэтому внедорожник обязательно должен отвечать таким критериям:
- Вместительность. Габариты транспортного средства должны соответствовать потребностям путешественника. В машине должно быть место для добычи, снастей, оборудования, палатки, спутников владельца. Идеальный вариант – авто с вместительным багажным отделением, креплением на крыше, 4-6 местами для пассажиров.
- Простота конструкции. Известно, что сложные механизмы чаще ломаются и требуют длительного дорогостоящего ремонта. Поэтому транспортное средство, предназначенное для езды по пересеченной местности, должно быть просто устроено. Такую машину владелец сможет починить самостоятельно, используя подручные инструменты и стандартный ремкомплект.
- Сниженный расход топлива. Многие модели внедорожников оснащены двигателями объемом 3,0 и больше литров. Эти авто требуют постоянной дозаправки, осуществить которую в малозаселенной местности сложно. В связи с этим, хороший джип для охоты и рыбалки не должен потреблять много топлива.
- Возможность специального тюнинга. Некоторые модели машин приобретают необходимые свойства для поездок по пересеченной местности только после определенного апгрейда. Поэтому при выборе авто следует предусмотреть возможность оснащения транспортного средства дополнительным оборудованием.
- Удобство. Поездки на природу занимают длительный промежуток времени. В связи с этим, от машины требуется определенный уровень комфорта. Без системы климат-контроля, хорошей шумоизоляции, удобных сидений путешествие станет не таким приятным.
Технические характеристики
Обзор технических характеристик
Модель | Мини | Транспортер | Сафари | Булат | Макси |
Мощность двигателя (л. с.) | 15 | 15 | 15 | 24 | 15 |
Объем бензобака (л) | 6,5 | 6,5 | 6,5 | 20 | 6,5 |
Объем ДВС (см3) | 420 | 420 | 420 | 688 | 420 |
Максимальная мощность двигателя (кВт) | 10,5 | 10,5 | 10,5 | 43,5 | 10,5 |
Крутящий момент (об/мин) | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 |
Число цилиндров | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
Расход горючего (л/ч) | 3,5 | 4,5 | 3,5 | 4,5 | 4,5 |
Все вездеходы в базовом исполнении оснащены четырехтактными бензиновыми ДВС или дизельными силовыми агрегатами с 4МКП и сливными пробками в количестве 2 шт.
Снегоболотоход заправляется бензином АИ-92. При объеме бензобака 6.5 л и силовом агрегате в 15 л. с., горючего хватит на 2-3 часа беспрерывной езды вездехода Добрыня.
Особенности
Главная специфическая черта, как раз и выделяющая такой вид транспорта в особую категорию, это универсальность системы подвески. Чтобы машина могла уверенно проходить серьёзные преграды, ей нужен ещё и гораздо более мощный, чем на сопоставимом по грузоподъёмности городском автомобиле, двигатель. Но надо понимать, что повышение проходимости по всему спектру возможных барьеров по определению заставляет идти на компромисс.
Приходится жертвовать или скоростью, или возимой массой (пассажировместимостью). Ещё один важный момент: нельзя сравнивать напрямую амфибийные и чисто сухопутные модели – они конструируются совершенно разным образом.
По типу движителя
Существует достаточно много колёсных моделей вездеходов, и практика показывает, что по бездорожью они едут достаточно хорошо. Такие конструкции позволяют преодолевать даже снежную целину или болото — самые сложные для любого обычного транспорта участки. Все вездеходы подобного типа ездят только на колёсах пониженного давления. В некоторых случаях применяют даже особо низкое давление, что позволяет ещё больше повысить плотность прилегания к поверхности и нарастить сцепление. Шины подбирают с учётом необходимого диаметра, ширины и посадочного сечения.
Двухколёсные мотовездеходы распространены довольно широко. Колёсная формула может быть 2х1 либо 2х2. От простых мотоциклов такие системы отличаются более низкой посадкой и повышенной устойчивостью. Однако явным минусом является невозможность развивать нормальную скорость. Но мотовездеходы могут быть и трёхколёсного исполнения. Для них характерно использование мотоциклетной базы с полным приводом и бензиновым двигателем. Хороший пример — широко известные каракаты. Камеры могут быть автомобильного или тракторного типа.
Колёсная формула 3х3 позволяет уверенно преодолеть практически любой сложный участок. Скорость может достигать уже 60 км/ч.
Очень большую мощность могут развивать шестиколёсные вездеходы. Они смогут быстро двигаться по любой местности вне зависимости от времени года. Иногда модели с шестью колёсами делаются серийно. Но основная их часть изготавливается в кустарных условиях и демонстрирует не худший результат. Даже базовые версии часто дорабатывают под собственные потребности. Стоит также упомянуть про восьмиколёсный тип вездеходов. В некоторых случаях конструкция позволяет убирать два колеса — и на проходимости это не особо отражается. Модели с восемью движителями создаются уже не первое десятилетие.
Именно такие машины отличаются самой высокой мощностью и отлично работают в любых условиях. В последнее время восьмиколёсные устройства становятся всё популярнее, и такие версии активно разрабатывают. Что касается шнековых или иначе, шнеко-роторных вездеходов, то это достаточно давняя, но при этом и самая редкая категория. Они оснащаются минимум двумя роторами, соосными по направлению движения. Когда шнеко-ротор вращается, он отталкивается от поверхности, и транспорт движется вперёд. Конструкция очень проста, и лучше всего она едет по жидкой или кашеобразной местности.
Роторные модели создаются проще всего, недаром уже много десятилетий над ними работают в кружках технического творчества.
Шнекоходы способны пройти даже там, где увязают болотоходы. Подобные устройства незаменимы, к примеру, когда проводится поисково-спасательная операция посреди тундрового болота. Благодаря полым шнекам транспортное средство приобретает и амфибийные качества. Однако его серьёзной слабостью является невозможность движения по твёрдым участкам — все попытки как-то компенсировать этот недостаток только создают новые проблемы. Ещё стоит отметить, что несмотря на высокие энергетические затраты, двигаться шнекороторный вездеход будет медленно.
Отдельно стоит сказать про транспорт на воздушной подушке. Гусеничные амфибийные вездеходы широко применяют и рыбаки, и охотники, и туристы. Аналогичные машины — только более совершенные и мощные, конечно — используют спасательные формирования разных стран. Конструкция предусматривает оснащение нагнетающим мотором, наполняющим подушку, а также тяговым приводом, собственно, и отвечающим за перемещение. Воздушная подушка последнего поколения позволяет уверенно перемещаться почти по любым поверхностям.