Технические характеристики и особенности трактора Т-16

История появления

Трактор Т-16 — это модель, производимая Харьковским тракторным заводом. Первая модель Т-16 сошла с конвейера в 1961 году. Выпуск трактора продолжался до 1967 года.

По сути, Т-16 представляет собой модернизированное, доработанное самоходное шасси ДСШ14. Именно эта модель предшествовала выпуску Т-16 и его выходу в массовое производство.

Отличительные особенности:

  • более усовершенствованный двигатель;
  • шины низкого давления;
  • выносные цилиндры;
  • гидросистема навесного типа.

Общее количество произведенных экземпляров Т-16, по официальным данным, составило 600 тысяч. В настоящее время эта модель трактора также довольно популярна, в особенности в селах, на заготовительных производствах (заготовка и сбор сена), а также для работ на приусадебных территориях.

Весомое преимущество трактора Т-16 перед аналогами, выпущенными в то же время — это универсальность, высокая маневренность и хорошая проходимость на любых почвах, в том числе на почве с повышенным уровнем влажности.

Назначение :

  • сельскохозяйственные манипуляции (такие как опрыскивание культур антипаразитарными средствами);
  • работа в сочетании с культиваторами;
  • работа вместе с уборочными машинами;
  • грузовые операции (после выпуска в последующие годы трактор стал популярен именно благодаря его грузовым функциям);
  • модель, также называемая в кругах фермеров «шассик», использовалась в колхозах, совхозах, а затем — в частных и государственных фермерских хозяйствах;
  • благодаря навесному оборудованию, к агрегату возможно подключение циркулярной пилы, лебедки, генератора;
  • перевозка строительных материалов;
  • вывоз строительного мусора.

Преимущества и недостатки эксплуатации

Почему же трактор Т-16 обрёл такую популярность среди населения? Думаю дело в его главном преимуществе, а именно, низкой стоимости при хорошей надёжности и широком диапазоне выполняемых работ.

Так же из плюсов можно выделить:

  1. Простота в эксплуатации, управлять «шассиком» вполне способен человек без каких — либо специальных навыков.
  2. Техническое обслуживание и ремонт, так же не составят труда, если человек, как механик, знаком хотя бы с основами.
  3. Небольшие размеры позволяют маневрировать там, где большему трактору не развернуться.
  4. Хорошая проходимость позволит забрать или доставить груз туда, где обычному грузовику не пройти.
  5. За счёт малого веса не сильно прикатывается грунт во время сельскохозяйственных работ.
  6. Большой выбор навесного оборудования делает машину универсальной.

Основным и чуть ли не единственным недостатком принято считать воздушную систему охлаждения двигателя. В зимний период запустить двигатель без предварительного подогрева не получится, а система холодного пуска на двигателе не предусмотрена.

«Попрошайка» является очень простым трактором в плане ежедневного и периодического обслуживания. Перед каждым выездом следует проверять и при необходимости доливать топливо, охлаждающую жидкость и масло, проверять работоспособность тормозной и рулевой системы, заряд аккумулятора.

Правила безопасной эксплуатации трактора Т-16:

  • во время движения держите двери кабины закрытой;
  • высоту сиденья регулируйте соответственно росту оператора;
  • ремонт двигателя и разбор КПП производите только после того, как мотор остыл;
  • следите за уровнем давления охлаждающей жидкости;
  • контролируйте показатели дизельного топлива, уровня масла;
  • не курите вблизи работающего двигателя машины.

Правила обслуживания трактора Т-16:

  • как и любая техника подобного класса, Т-16 нуждается в периодической проверке состояния деталей устройства, скрепленных частей, навесок, КПП, данная проверка выполняется каждые 50, 100, 200 и более часов;
  • на время бездействия «законсервируйте» трактор, выполнив слив топлива и установив машину на хранение в сухом помещении;
  • при сложных условиях эксплуатации (высокий уровень влажности, высокая запыленность и т.д) может потребоваться внеплановый ТО, выполните его согласно инструкции по эксплуатации трактора;
  • все отработанные жидкости сдавайте в утилизацию;
  • избегайте течи масла и топлива, в особенности в жаркие летние дни — и масло, и дизельное топливо весьма горючи и легко воспламеняются.

Устройство Т 16

Кабина для защиты водителя ставится на каркас при помощи шести резиновых амортизаторов. Каркас варился из труб прямоугольной формы, которые скреплялись болтами. Вентиляция осуществлялась при фиксации крыши в приподнятое положение. Внешняя часть кабины оснащается осветительными фарами, стеклоочистителями, зеркалами. Кресло водителя сделано с дополнительной рессорой, с возможностью регулировки относительно роста и веса оператора. Чтобы провести настройку требовалось переставлять чашу. Сиденье имеет твердую спинку и боковые подлокотники. В левое крыло вмонтирован ящик для хранения инструментов. Навесное оборудования для трактора Т 16 заказывается в дилерском центре за отдельную плату с учетом индивидуальных потребностей. К агрегату присоединяются такие элементы:

  • Плуг, сеялка, культиватор, которыми обрабатываются сельскохозяйственные культуры;
  • Приспособления, помогающие садить и убирать картофель;
  • Транспортная платформа, полуприцеп;
  • Механизмы, заготавливающие корм;
  • Бензопилы для лесозаготовок;
  • Щетки уборки улиц.

Самоходное шасси Т 16 сделано с задним расположением трансмиссии и двигателя. Навесные механизмы располагаются спереди кабины. Центр тяжести шасси смещен ближе к задним колесам, что дает отличное сцепление с грунтом.

История создания трактора Т-16

В середине 50-х годов на Харьковском заводе тракторных самоходных шасси начинается производство и сборка ДСШ-14. Этот трактор станет началом целой линейки самоходных шасси, которые обретут большую популярность у населения на всей территории бывшего Советского Союза.

— (это оформление блока в CSS)

ДСШ-14 имел оригинальную для того времени конструкцию. Двигатель было решено перенести назад, за кабину, а спереди на трубчатой раме, устанавливать нужное оборудование.

Шасси ДСШ-14 с сеялкой

Первая машина была выпущена в 1956. Дизельный мотор мощностью в 14 л.с. позволяла двигаться со скоростью до 13,7 км/ч, коробка передач имела шесть скоростей, а масса достигала 1,67 т. В такой комплектации трактор выпускался 2 года, после чего завод перешёл на сборку модернизированного ДВСШ-16. Модернизированная машина имела уменьшенный на 200 кг. вес и возросшую до 17 км.ч. скорость.

Дальнейшие работы по усовершенствованию самоходных шасси привели к рождению новой модели Т-16 в 1961 году. Здесь был применён уже более мощный 16 л.с. двухцилиндровый дизель. При массе трактора Т-16 в 1,43 тонны грузоподъёмность составила 750 кг, а скорость выросла до 19,5 км/ч.

На платформе этого трактора в разное время выпускались машины самого разного назначения: экскаваторы, вышки, краны, виброуплотнители. Устанавливалось оборудование для дорожной разметки, уборки улиц и конечно же, масса сельскохозяйственных агрегатов.

Непосредственно Т-16 выпускали в течение шести лет, всего их было собранно 600 тысяч. Модификации этого выдающегося трактора выпускались вплоть до 1995 года.

Устройство

На «шассик» устанавливали жесткий каркас, облицованный различными элементами. В более поздних версиях он получил крышу, двери и панели со стеклами. Каркас защищал водителя от травм в случае опрокидывания шасси, укрывал от плохой погоды и выхлопных газов. Летом быстросъемные элементы с него можно было демонтировать. Сам он крепился на шасси в 6 местах посредством резиновых амортизаторов.

Каркас был сварен из прямоугольных труб, соединенных болтами. Крыша каркаса для вентиляции могла фиксироваться в приподнятом положении. Внутри него также были установлены стеклоочистители, солнцезащитный щиток, зеркала и крючок для одежды.

Навесное оборудование для Т-16 заслуживает дополнительного внимания. Благодаря нему трактор оказался настоящим универсалом, готовым к выполнению множества работ. Специализированная машина представляла собой лишь малофункциональный транспорт, но агрегирование с дополнительным оборудованием делало из нее эффективную технику. Спереди «шассика» на раме находились места креплений, позволяющие устанавливать особые устройства, мотопилы, дорожные щетки, сенокосилки, погрузчики различных вариаций грузовую платформу и дополнительные агрегаты. Управление Т-16 осуществлялось посредством педалей, соединенных через наконечники, пальцы и тяги с рычагами управления. У модели была механическая ступенчатая трансмиссия.

Главным отличием «шассика» от классических тракторов было заднее расположение трансмиссии и мотора и переднее расположение навесных орудий. Подобная конструкция обеспечивала отличный обзор междурядий и органов орудий с места водителя. Надежное покрытие с грунтом в Т-16 поддерживалось благодаря смещенному к задним колесам центру тяжести.

Габаритные размеры

Габариты «Шассика» следующие: ДВШ — 3280/2600/2000 мм. Клиренс 56 мм., общий вес трактора 1685 кг. без навесных устройств.

Кабина

На первых моделях кабина на Т-16 отсутствовала. Позже на «шассик» начали устанавливать прочный каркас, для защиты тракториста от опрокидывания. Ещё позже к каркасу добавили различные съёмные элементы кабины: крышу, панели со стёклами, двери. Такая кабина уже служила защитой не только защитой от механических воздействий, но и от непогоды и выхлопных газов.

Т-16 получил подрессоренное одноместное сиденье с регулировкой по росту и весу водителя. Настройка осуществлялась перестановкой чаши. Сиденья были дополнены подлокотниками и твердой спинкой. На левом крыле каркаса находился инструментальный ящик. Его техническое обслуживание особой трудности не представляло. Необходимо было регулярно очищать сиденья, иногда подкрашивать проблемные места и подтягивать болтовые соединения.

Продукция

Бренд выпускает большое количество с/х техники, самые востребованные – тракторы, системы точного земледелия и комбайны.

Сегодня выпускаются тракторы следующих серий:

  • 6G.
  • 9 серия TTV.
  • 6 серия.
  • 7 серия.
  • Agrotron X720.
  • Agrotron L720.
  • Agrotron M620.
  • Agrotron 180.
  • Agrotrac 130/150/170.
  • Agrofarm G115.
  • Agrofarm G410/430.
  • Agrolux 4.80.
  • 6W Profi.
  • Agroclimber F.
  • Agroclimber.
  • Agroplus F-V-S.

Системы точного земледелия используются на многих современных с/х предприятиях. Автоматизированное управление и синхронизация операций существенно увеличивает эффективность работ. Deutz-Fahr предлагает надежную и высокоточную автоматику. Система точного земледелия от Deutz-Fahr это:

  • Прием сигналов с использованием всех спутниковых систем, в том числе корректирующих.
  • Единый интерфейс для всех процессов и областей применения. Его диагональ может быть 8 или 12 дюймов.
  • Системы рулевого управления представлены визуальным, рулевым механизмом с усилителем.
  • Высокоточное секционное управление, которое исключает наложения и пропуски.
  • Возможность полной автоматизации управления данными.
  • Внедрена система безопасности для крупных тракторов, камеры имеет большой угол обзора.

Комбайны:

  • Серия С9000.
  • HTS 6060//6095.
  • C6000.

Модификации Т-16

Более поздние модификации самоходного шасси — Т-16М и Т-16МГ.

Мощность двигателей обоих машин составила уже 25 л.с., что улучшило технические характеристики самоходных шасси.

Т-16М, выпускавшийся с 1967 по 1995 годы, умел развивать максимальную скорость до 23 км/ч, а минимальная снизилась до 1,5 км/ч за счет ходоуменьшителя. Это позволило сделать трактор самым востребованным в аграрном секторе, так как увеличился спектр проводимых им работ. Кабина данной модели хоть и оставалась каркасной, но была лучше оборудована.

Модификация самоходного шасси Т-16М

Т-16МГ, который выпускался с 1986 по 1995 годы, получил улучшенный двигатель. Он позволил увеличить скорость движения до 40 км/ч и более эффективно использовать мощности СШ.

Три вала отбора мощности сделали машину абсолютным лидером в работе с подвесным оборудованием: в конструкции было предусмотрено два синхронных и один независимый.

Усовершенствование коснулось и кабины — она стала цельнометаллической и позволила водителям работать с большим комфортом

Устройство трактора Т-16

Модель Т-16 начала выпускаться в середине 60-х годов XX века. В то время агрегат выходил с конвейера под названием «самоходное тракторное шасси» и пользовался большой популярностью как среди частных предпринимателей-аграриев, так и в числе владельцев крупных сельскохозяйственных предприятий. В связи с высоким спросом на модель заводу-изготовителю удалось выпустить порядка 600 тыс. тракторов, многие из них активно используются и по сей день.

С начала выпуска трактор Т-16 комплектовался производительным и экономичным ДВС марки Д-16. Вскоре мощности заводского мотора оказалось мало, поэтому производителем было принято решение заменить мотор более мощным ДВС. Эта модернизация позволила создать более производительный агрегат Т-16М, который выпускался вплоть до 1995 года. Обе модификации двигателей обладают свободным доступом, что облегчает их ремонт и обслуживание своими руками. Кроме того, бесключевое крепление штатного воздушного фильтра ДВС позволяет быстро выполнить его очистку, а за счет съемного корпуса фильтрующего элемента упрощается регулировка клапанов мотора.

Мотор в первой модификации Т-16 изначально оборудовался менее эффективным воздушным охлаждением, а сам двигатель относился к 4-тактным 2-цилиндровым агрегатам. Мотор дополнительно оснащался схемой газового распределения и встроенным усиленным шатунным механизмом. Для запуска ДВС в устройстве трактора заводом предусмотрен электрический стартер.

В основу трансмиссии модели Т-16 вложена механическая многодиапазонная коробка передач с 7-ступенчатой конструкцией. Она дополнена ленточной сухой усиленной тормозной системой.

Для передачи усилия от мотора на ходовую часть и установленное навесное оборудование в конструкции модели предусмотрено 1-дисковое сухое фрикционное сцепление. Все запчасти механизма выполнены из износостойкой кованой стали, защищенной от коррозии и нагрева.

Для возможности эксплуатации вместе с агрегатом широкого спектра навесного оборудования в его комплектацию входит мощная гидравлика. Она состоит из 2 металлических выносных силовых цилиндров. За их управление отвечает гидравлический распределитель, который защищает систему от длительной работы под высокими нагрузками.

Рулевое управление сельхозмашины состоит из карданного металлического вала, опорой которого служит радиальный подшипник. К рулевому колесу вал крепится посредством шарнирного соединения. Более детально о конструктивных особенностях популярного трактора расскажет видео.

Трактор «Шассик» комплектуется усиленной ходовой частью, которая состоит из переднего и заднего мостов. В передней части модели установлены колеса меньшего диаметра. Заменив их колесами с шириной, соответствующей заднему мосту, можно превратить сельхозмашину в маневренный вездеход.

Устройство отечественного трактора

Основной конструктивной особенностью модели является расположение ее мотора – двигатель трактора расположен позади кабины. При этом в передней части конструкции находятся приспособления для установки очистителя снега или другого инвентаря. В стандартной комплектации передняя часть рамы снабжена самосвальной платформой.

Конструкция мотора

Агрегат комплектуется 4-тактным, двухцилиндровым дизельным двигателем Д-16, мощностью 16 л. с.

Двигатель работает по стандартной схеме в паре с системой воздушного охлаждения.

Среди других особенностей мотора выделяется:

  • Наличие предкамеры в головке цилиндров. Ее объем составляет примерно 35 % от общего объема камеры сгорания. Эта деталь предназначена для образования топливной смеси;
  • Наличие всего необходимого для повышения рабочей эффективности: кривошипно-шатунного устройства, механизма распределения газа, систем питания и смазки;
  • Применения алюминиевой крышки в качестве каркаса картера;
  • Наличие основного и синхронного валов отбора мощности.

Запуск мотора выполняется посредством стартера или при помощи буксировки – «пускач» у этого трактора отсутствует.

Двигатель

Частота вращения коленвала

Тип охлаждения 2-цилиндрового двигателя с непосредственным впрыском, которым оборудовались тракторы Т-16, — воздушное. Конструкция силового агрегата не позволяла установить предпусковой подогреватель. В связи с этим возникали проблемы с запуском двигателя при низкой температуре воздуха.

Расход топлива в 274 г/кВт*ч считается довольно низким: этого удалось достичь благодаря тому, что в силовом агрегате трактора Т-16 было использовано предкамерное смесеобразование.

Из особенностей конструкции дизельного двигателя Д-16 можно отметить, во-первых, его расположение (сзади), во-вторых, в качестве остова использован картер корпуса.

Как выбрать бу трактор т-16

Данный трактор очень надежный, к него качественная сборка, но при покупке его в бу состоянии, необходимо обратить внимание на некоторые особенности. Перед тем как купить трактора стоит проверить какая степень коррозии металла на его корпусе и есть ли какие-то подтеки в гидравлической системе

По этим показателям можно определить насколько бережно предыдущий хозяин ухаживал за агрегатом. Обязательно нужно проверить трактор при движении, насколько хорошо переключаются скорости. Коробка передач не должна издавать каких-либо посторонних звуков

Перед тем как купить трактора стоит проверить какая степень коррозии металла на его корпусе и есть ли какие-то подтеки в гидравлической системе. По этим показателям можно определить насколько бережно предыдущий хозяин ухаживал за агрегатом. Обязательно нужно проверить трактор при движении, насколько хорошо переключаются скорости. Коробка передач не должна издавать каких-либо посторонних звуков.

Очень важное значение имеет выработка протектора, если резина уже пришла в плохое состояние. то имейте в виду, ее замена — это не самый дешевый ремонт

Технические характеристики

Технические характеристики трактора Т-16 сделали его любимцем многих поколений фермеров. Из конструктивных особенностей устройства особенно можно выделить заднее расположение мотора. Тяговый класс 0,6. Размеры шин ведущих колес — 9.50-32, направляющих — 6.50-16. Грузоподъемность самосвальной платформы, расположенной в передней части кабины — 1000 кг.

Двигатель

Базовые тракторы Т-16 были оборудованы четырехтактным мотором с мощностью 16 л.с., более поздние модели были оборудованы двигателем Д-21А1 с 22 лошадиными силами. Этого мотора хватает для приведения в действие не только трактора Т-16, но и навесного оборудования, которое может весить до 150 кг. Оба мотора имеют воздушное охлаждение. На головках и боковых сторонах цилиндров расположены ребра, которые обеспечивают их охлаждение. Можно регулировать скорость воздушного потока при помощи поворотного диска в соответствующем канале.

1- счетчик моточасов; 2 — центрифуга; 3 — топливные фильтры; 4 — выпускной трубопровод; 5 — средний дефлектор; в — топливный насос; 7 — маховик; 8 — подогревательная свеча накаливания.

Расход топлива

Удельный расход топлива у «шассика» составлял 272 г/кВт в час.

На агрегате «шассика» использовался предкамерный метод смесеобразования. При этом предкамера формировалась специальной вставкой, впрессованной в головку цилиндров, и полостью, расположенной в головке. Предкамера занимала до 35% объема камеры сгорания.

Коробка передач

На минитракторе Т-16 установлена механическая коробка передач. На первых моделях было четыре положения для езды вперед, на последующих модификациях их количество было увеличено до 7. Ходовая и трансмиссия Валы коробки передач находятся под прямым углом по отношению к продольной оси. Благодаря этому удалось уменьшить размеры трансмиссии и машины в целом. Схема сцепления трактора Т-16 Сцепление включает в себя два однодисковых узла, которые предназначаются для передачи момента вращения на коробку передач и регулировку работы ВОМ. Ведущий мост – задний.

Гидравлическая система

Гидравлика тракторов состоит из шестеренного насоса, установленного на моторе, распределителя, исполнительных цилиндров и соединительных магистралей. На Т-16МГ установлено гидрообъемное рулевое управление, подключенное к основной магистрали.

Оборудование, которое используется на Т-16, устанавливается на раме перед кабиной. В сельском хозяйстве машина прекрасно сочетается с опрыскивателями, оборудованием для подкормки и внесения удобрений, косилками и стогомётами. Бороны и катки удобно цеплять на скобу, за передний поперечный брус, так чтоб борона располагалась между передними и задними колёсами.

Так же с трактором прекрасно агрегатируется различное коммунальное оборудование. Разные виды погрузчиков, включая самопогрузчик с кузовом самосвалом. Сварочное оборудование, помпы для воды, пилорамы.

Рулевое управление

Штампованная колонка прикреплена к фланцевой части заднего силового бруса рамы. В колонке установлены на подшипниках 2 вала, имеющих карданный узел соединения. На Т-16МГ колонка оборудована системой регулировки по длине и углу наклона. Настройка выполняется вручную, после этого шарнирное соединение зажимается фиксатором.

Ходовая система

В состав ходовой входят рама, передний и задний мост, колеса. Рама Т-16 служит для установки различного оборудования. Это жёсткая сварная конструкция, состоящая из двух продольных труб, левой и правой, а так же поперечных переднего и заднего брусьев, соединяющих трубы.

В отверстие в переднем брусе запрессованы две втулки, которые служат опорой для оси качения моста. Сам передний мост состоит из балансира и двух поворотных кулаков вставленных в него. Задний мост ведущий.

Колеса ведущего заднего моста состоят из профилированного обода, диска и шины низкого давления. По внутреннему диаметру обода равномерно распределены и приварены стойки, к которым при помощи шести болтов крепится диск. К ступице колесо крепится на специальные болты, которые подходят как для передних, так и задних колёс.

Кабина и рулевая колонка модели

Вначале модели Т-16 не оборудовались кабиной, а имели только одно открытое операторское сиденье. Новые модели, выпускаемые после 70-ого года, снабжались удобными кабинами. Благодаря им, работать на тракторе можно было в дождливую погоду. К тому же, они защищали оператора от травм при работе с навеской.

Рулевая колонка агрегата состоит из таких элементов:

  • Радиального подшипника, удерживающего карданный вал;
  • Кольца для стопора;
  • Шарнира для соединения с рулем.

Отсутствие лишних деталей делает ремонт и обслуживание конструкции своими руками более удобным и безопасным, как для владельца, так и для трактора.

Устройство

Главная особенность конструкции шасси Т-16 – расположение двигателя позади кабины, а в передней части рамы – креплений для навешивания рабочего оборудования, которым в стандартной комплектации является транспортная платформа самосвального типа.

Двигатель

Трактор оснащен 16-сильным двигателем марки Д-16 – дизельным, двухцилиндровым, четырехтактным, воздушного охлаждения со следующими техническими особенностями:

  1. Наличием в головке цилиндров предкамеры для смесеобразования, объем которой составляет от общей камеры сгорания около 35 %.
  2. Полным набором необходимых для повышенной эффективности работы составляющих:
    • кривошипно-шатунным механизмом;
    • устройством газораспределения;
    • системами смазки и питания.
  3. Использованием в качестве остова картера с креплением к нему алюминиевой крышки распределительных шестерен с сапуном и маслозаливной горловиной.
  4. Несколькими валами для отбора мощностей, стандартно основным и синхронным.

Пуск двигателя осуществляется с помощью действия стартерной пусковой системы либо посредством буксировки – так называемого «пускача» у этой модели нет.

Схема топливного насоса трактора Т-16

Трансмиссия

Т-16 имеет две пары разновеликих колес – маленькие передние и большого размера задние, устройство крепления которых позволяет изменять для обеих пар ширину колеи с функцией смещения центра тяжести на задней оси.

Силовая передача к ходовым деталям осуществляется механической трансмиссионной системой, расположенной аналогично двигателю сзади и включающей следующие элементы:

  • Постоянно замкнутое сцепление, однодисковое фрикционного типа.
  • 7-ступенчатую механическую коробку передач, состоящую из прямозубых шестерен.
  • Ленточные сухие тормоза, приводимые в действие механическим приводом.

Гидравлика

Гидравлическая система тракторного шасси оборудована двумя силовыми цилиндрами выносного типа. Они управляются специальным гидрораспределителем, позволяющим:

  • Эффективно переключать потоки рабочей жидкости.
  • Предохранять всю систему от возможных перегрузок.

Для него характерны 4 положения составляющих золотников – «нейтральное», «плавающее», «опуск» и «подъем», отличающиеся положением поршня и способом поступления в гидравлику масла.

Электрооборудование

Стандартный набор электрооборудования включает устройства, работающие под напряжением 12 В:

  • Пусковой стартер;
  • Временное реле;
  • Аккумуляторный блок;
  • Собственный генератор.

Именно благодаря наличию собственного генератора тока для этой модели трактора возможно подключение таких отдельных агрегатов, как циркулярные пилы, сварочные аппараты и т.п.

Рулевое управление

Удобство действия рулевой заключается в управлении посредством гидравлики, что значительно облегчает работу оператора, не требуя больших усилий для поворота руля.

Рулевая колонка Т-16 составлена из следующих элементов:

  • Карданного вала, опирающегося на радиальный подшипник.
  • Стопорного кольца.
  • Шарнирного соединения с рулевым колесом.

Гидрообъемное управление рулем не предполагает наличия механической связи между управляемыми колесами и рулевым колесом, включая шестеренный насос, насос-дозатор и гидроцилиндр, имеющий двустороннее действие.

Схема КПП трактора Т-16

Кабина

Самые первые модели типа Т-16 выпускались без кабины, имея только открытое кресло оператора. Более современные модификации оборудованы комфортабельными кабинами, которые не только увеличивают удобство работы в различную погоду, но также делают ее намного более безопасной.

Для нее характерны отличный обзор и удобное размещение всех управляющих приборов и систем.

Трактор Т-16

За период производства завод изготовил около 600000 экземпляров «Т-16». Трактор и сейчас пользуется спросом в сельской местности, где его используют как универсальную машину для заготовительных и приусадебных работ

Главным достоинством техники является отличная проходимость, что очень важно при проведении рабочих операций на почвах повышенной влажности

Изначально Т-16 предназначался для работы с пропашными культиваторами, уборочными машинами и опрыскивателями в сфере овощеводства. Однако впоследствии трактор куда большее распространение получил в качестве развозного грузовика, обладающего повышенной проходимостью. Удобен «шассик» был для сельских бригад малого состава. Здесь его использовали для привода механизмов строительства (циркулярных пил, генераторов, лебедок) и перевозки стройматериалов.

Устройство трактора Т-16: конструктивные особенности агрегата

Существуют тракторы, на популярность в народе которых практически не влияет выпуск новых и более современных сельскохозяйственных агрегатов. В число этих тракторов входит легендарный Т-16, более известный отечественным фермерам, как «шассик»

Он прост в применении и ремонте своими руками, универсален, и, что немаловажно, крайне вынослив – именно эти черты больше всего ценятся нашими аграриями в известном тракторе

Основой, «сердцем» трактора «Шассик» Т-16 является его двигатель марки Д-16. Изначально трактора Т-16 оснащались моторами, мощностью в 16 л. с., однако позже в комплектацию агрегатов поступили более мощные двигатели, обладающие отдачей в 25 л. с. Трактора с такими моторами получили название Т-16М, а их выпуск был продлен вплоть до 1995 года.

Двигатели первых агрегатов Т-16 оборудовались простыми, но очень эффективными системами воздушного охлаждения. Сами моторы работали в 4 такта и имели 2 цилиндра. Дополнительно на мотор трактора устанавливалась система газового распределения и шатунный механизм. Отличительной особенностью первых моделей Т-16 было расположение моторов в их конструкции – двигатели в них располагались в задней, а не в передней части. Для запуска мотора в конструкции каждого трактора был предусмотрен электрический стартер.

В конструкцию трансмиссии трактора входила 7-ступенчатая механическая коробка передач и сухая тормозная система ленточного типа. Наличие такой КПП позволило трактору передвигаться в диапазоне скоростей от 1,5 до 17,5 км/ч. Трансмиссия располагалась в передней части конструкции трактора Т-16. Все ее запчасти изготовлены из прочных металлических сплавов, обладающих повышенной стойкостью к износу и коррозии.

Трактор Т-16 оснащен фрикционной однодисковой муфтой сцепления. Она достаточно надежна и безотказна даже при эксплуатации трактора в самых тяжелых погодных условиях.

На легендарном агрегате установлен жесткий каркас, поверхность которого облицована множеством укрепляющих элементов. Более поздние модели Т-16 дополнительно оборудовались крышей, панелями и дверьми, защищающими водителя от осадков. При необходимости кабину трактора можно разобрать.

Каждый трактор «Шассик» оснащен удобным водительским сиденьем, которое можно отрегулировать по весу и росту водителя. Для дополнительного комфорта в кабине водителя предусматривался подлокотник. Более подробно интерьер салона трактора Т-16 можно изучить на фото.

Отдельного внимания заслуживает наличие в конструкции агрегата мощного сцепного механизма, который позволяет устанавливать на сельскохозяйственную машину практически любое навесное оборудование.

Простая конструкция легендарной сельскохозяйственной машины существенно упрощает ее самостоятельный ремонт и обслуживание. Благодаря наличию свободного доступа к основным механизмам агрегата его владельцу не требовалось демонтировать детали для заливания масла или замены расходных материалов.

Плюсы и минусы агрегата

К основным достоинствам модели нужно отнести его невысокую стоимость и хорошую грузоподъемность в сочетании с продолжительным сроком эксплуатации. Многие вышедшие в 80-х трактора и по сей день активно трудятcя на полях своих владельцев благодаря наличию надежных запчастей. К остальным преимуществам модели относиться:

  • Надежная трансмиссия, с которой можно работать без специальной подготовки. Трактор легко ремонтируется без помощи мастера;
  • Отличная маневренность – небольшие габариты и хороший обзор позволяют разворачивать агрегат на небольшой площади;
  • Возможность усовершенствования отдельных узлов машины;
  • Высокая проходимость дает возможность эксплуатировать модель практически на любом дорожном покрытии и при любой погоде;
  • Аккуратная обработка грунта легким колесником, который не утаптывает верхний слой земли;
  • Агрегат можно успешно использовать зимой за счет мотора с воздушным охлаждением. Эксплуатация машины не требует использования каких-либо замерзающих жидкостей;
  • Широкие возможности переделки. О том, что можно сделать из трактора Т-16 различные машины для хозяйства, слышали даже начинающие фермеры.

Недостатков у модели гораздо меньше. Среди них, главным образом, выделяется отсутствие возможности обрабатывать большие участки по несколько десятков гектар. Кроме того, наличие системы воздушного охлаждения вынуждает владельца трактора регулярно чистить воздушный фильтр, центрифугу и масляный насос. Тем не менее, при условии использования на небольших угодьях, агрегат сможет показать себя максимально эффективно.

Модификации

Т-16 выпускался только с 1961 по 1967 год, все более поздние модели – это его модификации.

Рассмотрим их более подробно:

  • Т-16М – первая модернизация «шассика». Отличался в первую очередь установкой более мощного двигателя 25 л.с. Максимальная скорость машины возросла до 23 км/ч. А минимальная скорость выполнения работ с помощью ходоуменьшителя была снижена до 1,6 км/ч, это значительно расширило диапазон выполняемых сельскохозяйственных работ. Масса модернизированной машины возросла до 1810 градусов. Появилась каркасная кабина с тентом и дверьми.
  • Т-16МГ – пошёл в серию с 1986 года. Мощность двигателя осталась прежней 25 л.с. но в целом двигатель подвергся большому количеству доработок, благодаря чему стал более эффективно использовать своих лошадок. Максимальная скорость трактора возросла до 40 км/ч. Наконец трактор получил закрытую, цельнометаллическую кабину и в целом стал более комфортным для тракториста. На тракторе предусматривалось аж три ВОМ, два синхронных и третий независимый. Выпуск этой модификации остановили в 1995 году.

Инструкция по эксплуатации

Трактор Т-16 и сейчас часто встречается в сельской местности. Наличие такого устройства значительно облегчает ручную работу. Но с каждым годом износ трактора увеличивается, а запчасти становится найти все труднее. Поэтому нужно постоянно проводить осмотр техники, так как производитель больше не выпускает запчасти этой серии. Трактор Т-16 достаточно прост в обслуживании. Хотя бы раз в месяц необходимо проверять и менять топливо, проверять работоспособность деталей, при необходимости подзарядить аккумулятор.

Рекомендации по замене масла:

  • каждые 250 часов необходимо обязательно менять масло;
  • транспирационное масло нужно менять через каждые 500 часов.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий