Опыт эксплуатации трактора Т-150К. Достоинства и недостатки
Харьковский тракторный завод выпускает данную модель уже почти 45 лет. За этот период накоплен значительный опыт эксплуатации трактора Т-150К в разных климатических условиях. Полученная информация обобщалась для совершенствования конструкции и выработки рекомендаций по эффективному применению техники. В частности, было подготовлено руководстве по эксплуатации и ремонту.
Специалисты выделяют следующие периоды в применении трактора Т-150К и его модификаций:
Обкатка машины и введение ее в эксплуатацию. Вновь приобретенный трактор надлежит правильно подготовить к первому запуску двигателя. Для этого необходимо произвести тщательный осмотр механизмов и агрегатов, проверить наличие и уровень масла в картере двигателя, коробки передач и в гидросистеме. Произвести заправку машины горючим: дизельным топливом по сезону и бензином. На этапе обкатки трактора не допускается полная нагрузка на силовой агрегат и механизмов. По завершении процесса осуществляется замена масла в двигателе и механизмах трансмиссии.
В ходе эксплуатации трактора Т-150К необходимо строго придерживаться рекомендаций производителя и обеспечить своевременное проведение регламентного обслуживания техники
При этом специалисты обращают особое внимание на состояние и работу дизеля марки СМД-62. К числу характерных неисправностей его можно отнести поломки агрегатов турбонаддува, закоксовывание маслосъемных колец по причине неправильного теплового режима и некоторые другие.
Точная диагностика и своевременный ремонт систем и механизмов
Для уменьшения времени простоя техники, восстановление ее работоспособности следует доверять только квалифицированным и опытным мастерам. При необходимости замены деталей, следует приобретать только оригинальные запасные части и комплектующих.
При длительном хранении трактора Т-150К выполняются мероприятия по консервации в соответствии с рекомендациями производителя. Это позволит сохранить машину в исправном состоянии в течение длительного времени. Особое внимании уделяется при этом системам двигателя, трансмиссии и электрооборудованию.
В процессе длительной эксплуатации тракторов Т-150К были выявлены его сильные и слабые стороны. К числу достоинств можно отнести следующие достоинства:
- Машина может применяться как на дорогах общего пользования благодаря колесному ходу и соответствия габаритно-массовых характеристик требованиям правил дорожного движения.
- Многофункциональность. Трактор может быть использован для выполнения широкого спектра сельскохозяйственных и других видов работ. Наличие значительного парка навесного и полунавесного оборудования,
- Большой ресурс двигателя ЯМЗ, трансмиссии, ходовой части и других систем и механизмов.
- Комфортные условия для работы механизатора и как следствие повышение производительности труда.
- Высокая скорость и значительная грузоподъемность при выполнении транспортных операций.
Вместе с тем колесный трактор имеет и ряд особенностей, которые не могут быть устранены без полной переделки конструкции. Данные недостатки необходимо учитывать в процессе эксплуатации:
- Повышение удельного давление на почву в сравнении с гусеничным вариантом и склонность к буксованию при выборе неправильного режима движения на бездорожье.
- Падение тягового усилия на 25 – 35 % из-за особенностей колесного движителя.
- Увеличение потребления горючего и некоторое снижение производительности.
- Более высокая стоимость трактора из-за применения кабины со встроенным каркасом безопасности.
Описанные выше недостатки приведены в сравнении с гусеничным трактором Т-150, составляющим с колесной моделью единую серию. Данные особенности при правильной эксплуатации машин нивелируются и становятся практически незаметными.
Модификации и особенности
Производство ВТ-150 продолжалось сравнительно недолго, потому серия получила малое распространение. Предполагалось, что в нее, помимо базовой, войдут торфяная, пропашная и свекловодческая модификации. Однако в массовое производство они не поступили.
Особенности модели:
- прирост мощности в соответствии с предшественником составляет 25% (показатели потребления горючего не изменились);
- возможность установки гусениц различного типа, позволяющих передвигаться по сильному бездорожью, асфальтированному покрытию или наносить минимальный урон грунту;
- подкапотное пространство большого объема предполагает установку двигателей от различных производителей;
- простое управление (для выключения фрикциона используется рычаг);
- большой выбор дополнительных устройств, расширяющих функционал техники;
- существенное увеличение коэффициента полезного действия мотора;
- простая конструкция;
- доступная стоимость и отличная ремонтопригодность.
В настоящее время выпуск ВТ-150 завершен, потому поиск отдельных запчастей для трактора может вызвать затруднение. Детали, не подходящие от ДТ-75, найти проблематично и дорого. Еще одной проблемой являются слабые гусеницы, ремонт которых придется выполнять регулярно (особенно при работе с тяжелыми орудиями).
Инструкция по эксплуатации
Руководство должно быть тщательно изучено на этапе знакомства с техникой. В нем содержится следующая информация о тракторной машине гусеничного типа:
- Устройство трактора ВТ-150
- Технические характеристики приобретенной модели
- Руководство по обкатке агрегата
- Техобслуживание гусеничной машины
- Перечень неисправностей
Коснемся коротко некоторых пунктов.
Обкатка
Обкатка производится с целью увеличения эксплуатационного срока силовой установки. Длится приработка около 8-ми часов и начинается без нагрузок. Постепенно нагрузки усиливаются и доводятся до максимального значения. По окончании обкатки необходимо сменить масло в системе.
Техническое обслуживание
Полный перечень производимых работ по обслуживанию гусеничного трактор ВТ-150 описан в инструкции. Мы же сделаем акцент на нескольких позициях, а именно:
- Смена моторного масла через 100 проработанных моточасов. Для этих целей годятся минеральные масла или полусинтетика.
- Смена трансмиссионного масла по истечении 1000 проработанных часов. Рекомендовано использовать масла: ТАД-17и и Тап-15в.
Трансмиссионное масло ТАд-17и Трансмиссионное масло ТАП-15В
Не забывать сливать масла и солярку, отправляя гусеничную машину ВТ-150 на длительное хранение.
Основные неисправности и способы их устранения
Таблица неисправностей подробно описана в руководстве. Коснемся тех причин, которые влияют на запуск дизельного двигателя:
- Масло и дизельное топливо не соответствует качеству;
- Топливный бак пуст;
- Заканчивается масло в системе;
- Топливный насос (ТНВД не качает солярку);
- Засорилась система фильтрации (проверяем воздушные и топливные фильтры);
- Электростартер не запускается по причине разрядки аккумулятора или короткого замыкания.
Для дизелей с пускательными двигателями добавляются следующие причины, выдающие проблемы с системой зажигания:
- свеча сгорела;
- магнето вышел из строя;
- отсоединен высоковольтный провод;
- бензин плохого качества;
- пустой бензобак;
- карбюратор засорен или сломан;
- топливные шланги и фильтры засорены.
Из-за того, что трактор ВТ-150 уже не выпускается, у его владельцев возникают проблемы с запчастями. Но если поискать хорошенько в интернете, то можно обнаружить частные объявления, продающие трактор ВТ-150 на запчасти.
Ходовая система
Рулевое управление классического типа, после нажатия рычага активируется фрикцион и тормоз. Выжимать педали необходимости нет. Легкость достигается за счет использования пневматических усилителей. Метод поворотов управления – планетарный механизм с пневматикой.
Техника укомплектована стояночным тормозом дискового типа, они отличаются от стандартных ленточных аналогов, которые эксплуатируются на других гусеничных тракторах. Ходовая система агрегата имеет индивидуальную подвеску комбинированного типа. Она может функционировать в режиме упругого балансира либо как персональная рессора. Такое решение обеспечивает плавность хода, минимальное воздействие траков на грунт, а также увеличивает навесные возможности техники.
Описание
ВТ-150 оснащался 4-тактным турбодизелем Д-442, с масляно-жидкостным охлаждением. Запуск выполнялся, в зависимости от модификации, пускачом или стартером либо только стартером. Мотор рассчитан на 3000 мото-часов работы.
Подвеска индивидуально-комбинированная. Она может работать в режиме упругой балансирной системы или с подрессориванием каждого катка. В результате ход машины получается более плавным и устойчивым, верхний слой почвы меньше повреждается. В стандартном исполнении ширина гусеницы составляет 470 мм. Для асфальта есть щадящий вариант с резиновыми накладками. Для легких и заболоченных грунтов применяются траки шириной 570 мм. Благодаря этому, нагрузка на основание уменьшается почти в полтора раза. По отзывам владельцев, гусеницы являются слабым местом трактора. Их надо постоянно ремонтировать – особенно в том случае, если техника регулярно используется с тяжелыми рабочими механизмами.
Тормоза ленточные, у более поздних моделей – дисковые, удобные в работе и увеличивающие ресурс узла. КПП на 5 передач, с постоянно зацепленными шестернями. В качестве опции предлагалась бустерная 3-ступенчатая коробка. Она увеличивала количество передач и могла работать под нагрузкой. Также можно было поставить ходоуменьшитель и реверсный редуктор. В итоге число передач получалось (вперед/назад):
- Стандартное – 5 / 1
- С бустерной коробкой – 15 / 3
- С ходоуменьшителем – 25 / 5
- С реверс-редуктором – 10 / 5
Сцепление дисковое, поворотный механизм одноступенчатый. В опытных руках, трактор мог развернуться на месте. Смазка трансмиссии принудительная. Управление рычажное, с гидроусилителями, без педалей. Кресло подрессоренное, с регулировками. Кабина просторная, с хорошей вибро- и шумоизоляцией. Есть калорифер и охладитель воздуха. Опционально – кондиционер. Спереди и сзади стоят стеклопакеты – летом оператору не жарко, а зимой не холодно. Нижняя фара галогеновая, с мощным световым потоком.
Описание трактора ВТ-150
Спецтехника выпускалась с 2003 года на Волгоградском тракторном заводе. В настоящее время техника снята с производства. Данная модель широко представлена на рынке. Благодаря серийному выпуску на одном из крупнейших заводов России, запчасти на трактор гусеничный ВТ-150 найти не составит проблем.
Машина предназначена для работы в сельском хозяйстве, имеет большой выбор навесного оборудования. Хорошие ходовые характеристики позволяют использовать на технике широкозахватное оборудование новейшего класса. Трактор имеет четвертый тяговой класс, способен работать с довольно большими тягами в 5.5 тонн.
Конструктивные нюансы
На трактор установлена современная двухместная каркасная кабина закрытого типа. Она имеет вибро– и шумоизоляцию. Сиденье подрессорено, что обеспечивает комфорт оператора при перемещении по неровным поверхностям. По желанию заказчика, может быть укомплектована кондиционером, но в стандартной комплектации предусмотрен только отопитель калориферного типа и воздухоохладитель, имеющий регулируемое распределение воздуха. Элементы управления (педали, рычаги поворота, приборные панели) находятся сразу перед оператором. Лобовые и задние стекла выполнены из двухслойных гермостеклопакетов. На всех открывающихся элементах предусмотрены резиновые накладки, позволяющие избежать стуков и скрипов, а также попадания влаги и пыли.
Гусеничная ходовая система имеет индивидуально комбинированную подвеску, которая способна работать в нескольких режимах, таких как упругий балансирный и индивидуального подрессоривания каждого или крайних опорных катков, обеспечивающих хорошую плавность хода. При использовании основных гусениц с шириной 470 мм машина на грунт оказывает давление равное 41 кПа. Для перемещения по асфальту, используют специальные траки, оснащенные резиновыми насадками. Для болотистой местности используются свои специальные гусеницы.
Технические особенности
Спецтехника оснащается довольно мощным четырехцилиндровым дизельным двигателем Д-442ВИ, который подтверждает, что трактор ВТ-150 технические характеристики имеет превосходные. Мотор имеет мощность в 150 л.с., потребляет 19 литров топлива за час работы. Частота вращения коленвала достигает 1900 оборотов/минуту. Двигатель имеет жидкостно–масляную систему охлаждения. Эффективный уровень теплообмена и наличие термостатов значительно сокращают время подогрева силового агрегата при низких температурах, а также защищают двигатель от перегрева при высоких. Инженеры завода предусмотрели много свободного места в подкапотном пространстве, что обеспечивает возможность модернизации спецтехники путем установки на нее более мощного мотора как отечественного, так и разного зарубежного производства.
Трансмиссия, установленная на технику, имеет принудительную смазку. Коробка передач имеет пять передних и одну заднюю скорость. Шестерни постоянного зацепления обеспечивают ее работу. На выбор заказчика могут дополнительно устанавливаться: реверсивный редуктор, четырехдиапазонный уменьшитель хода, а также дополнительная бустерная трехступенчатая коробка передач, увеличивающая количество скоростей до пятнадцати.
Трактор имеет определенные габаритные размеры, так его длина составляет 5400 мм, ширина – 1850 мм, а высота равна 3090 мм. Эксплуатационная масса спецтехники равна 7,82 тонны, а максимальная масса навесного оборудования достигает 0,78 тонны. Максимальная скорость передвижения всего 15,5 км/час.
Трактор Агромаш 90ТГ (ВТ-90)
Как отличить контрафакт от нового трактора ДТ 75?!
Отправляем в Казахстан трактора ВТГ 90!
Гусеничный сельскохозяйственный трактор Агромаш 90ТГ (ВТ-90), относящийся к категории с третьим тяговым классом, максимально приспособлен для всех видов агропромышленных работ.
На тракторе Агромаш 90ТГ имеется возможность разместить дополнительное оборудование: бульдозерное, коммунальное и почвообрабатывающее. Ходовая часть, тормозная система и КПП взаимозаменяемы с аналогичными системами трактора ВТ-150.
Балансировка в тракторе обеспечивается балансными грузами в носовой части.
Агромаш 90ТГ по сути это модернизированный трактор ДТ-75.
В новом тракторе заменена операторская кабина (способ крепления кабины также изменен), капот выполнен с применением современных полимерных материалов, подверглась изменению пневматическая система.
В зависимости от установленного двигателя различают две модели трактора Агромаш 90ТГ: с двигателем барнаульского производства А-41СИ-01 (Агромаш 90ТГ-А) и финским двигателем SISU-44DTA (Агромаш 90ТГ-С).
Технические характеристики:
Марка Модель двигателя Эксплуатационная мощность, кВт (л.с.) Частота вращения коленвала при эксплуатационной мощности, об/мин Рабочий объем, л Число цилиндров, шт. Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, г/кВт.ч (г/л.с.ч) Коэффициент запаса крутящего момента, не менее, % Трансмиссия Коробка передач Механизм поворота Конечные передачи Муфта сцепления Число передач:— переднего хода (с ХУМ, РР)— заднего хода (с ХУМ, РР) Диапазон скоростей, км/ч— основной— с ходоуменьшителем— с реверс-редуктором Задний ВОМ: односкоростной частично независимый, об/мин Механизм поворота Номинальное тяговое усилие (на стерне), кН Гидронавесная система Грузоподъемность навесной системы по ГОСТ 30746, не менее, кГ Максимальное давление в гидросистеме, МПа (кГс/см²) Производительность насоса, л/мин Размеры и массаПродольная база, мм Колея, мм Дорожный просвет, не менее, мм Ширина гусениц, мм Длина (с навесным устройством в транспортном положении), мм Ширина, мм Высота, мм Масса эксплуатационная (со съемными балластными грузами), кг Масса съемных балластных грузов, кг Среднее давление на почву, не более, кПа
Агромаш 90ТГ-А | Агромаш 90ТГ-С |
А-41СИ-01 | SISU 44DTA |
69…75 (94…102) | 67…73 (91…99) |
1750 | 1800 |
7,43 | 4,4 |
4 | |
245 (180) | 228 (167) |
20 | 15 |
Механическая | |
Семиступенчатая с подвижными шестернями | |
Два одноступенчатых планетарных редуктора с ленточными тормозами | |
С «плавающими» венцами ведомых шестерен | |
Сухая двухдисковая | |
7 (23,14)1 (5,7) | |
5,3…11,20,33…11,23,17…11,2 | 5,45…11,50,34…11,53,26…11,5 |
540 или 1000 | |
Одноступенчатый планетарный | |
34 | |
Гидросистема раздельно-агрегатная. Заднее навесное устройство рычажно-шарнирное НУ-3 с возможностью 2-х точечной и 3-х точечной наладки | |
1800 | |
18…20 (180…200) | |
68 | 90 |
1612 | |
1330 | |
370 | |
390 | |
4700 | 4800 |
1850 | |
2990 | |
7100 | 6850 |
250 | 430 |
51 | 49 |
Прайс-лист на модификации Агромаш 90тг
Модель трактора | Дополнительное оборудование | Марка двигателя | Цена заводская | ||||
ВОМ | ЗадняяГ Н С | РР | ХУ | ТМ | НО(БН-90) | ПО(БП-90) | УО(БУ-90) |
1040 | + | + | (А-41И) | ||||
+ | + | 44DTA (Sisu) | |||||
2000 | + | + | А-41И | ||||
+ | + | 44DTA (Sisu) | |||||
2007 | + | + | + | А-41И | 2 690 000 | ||
+ | + | + | 44DTA (Sisu) | ||||
2008 | + | + | + | А-41И | 2 765 000 | ||
+ | + | + | 44DTA (Sisu) | ||||
2009 | + | + | + | А-41И | 2 790 000 | ||
+ | + | + | 44DTA (Sisu) | ||||
2040 | + | + | + | А-41И | |||
+ | + | + | 44DTA (Sisu) | ||||
2047 | + | + | + | + | А-41И | 2 770 000 | |
+ | + | + | + | 44DTA (Sisu) | |||
2048 | + | + | + | + | А-41И | 2 845 000 | |
+ | + | + | + | 44DTA (Sisu) | |||
2049 | + | + | + | + | А-41И | 2 870 000 | |
+ | + | + | + | 44DTA (Sisu) | |||
3040 | + | + | + | А-41И | |||
+ | + | + | 44DTA (Sisu) | ||||
3047 | + | + | + | + | А-41И | 2 770 000 | |
+ | + | + | + | 44DTA (Sisu) | |||
3048 | + | + | + | + | А-41И | 2 845 000 | |
+ | + | + | + | 44DTA (Sisu) | |||
3049 | + | + | + | + | А-41И | 2 870 000 | |
+ | + | + | + | 44DTA (Sisu) | |||
2600 | + | + | + | А-41И | 2 780 000 | ||
+ | + | + | 44DTA (Sisu) | ||||
2607 | + | + | + | + | А-41И | 2 930 000 | |
+ | + | + | + | 44DTA (Sisu) | |||
3600 | + | + | + | А-41И | 2 780 000 | ||
+ | + | + | 44DTA (Sisu) | ||||
3607 | + | + | + | + | А-41И | 2 930 000 | |
+ | + | + | + | 44DTA (Sisu) | |||
3640 | + | + | + | + | А-41И | ||
+ | + | + | + | 44DTA (Sisu) | |||
3647 | + | + | + | + | + | А-41И | 3 009 000 |
+ | + | + | + | + | 44DTA (Sisu) | ||
2640 | + | + | + | + | А-41И | 2 860 000 | |
+ | + | + | + | 44DTA (Sisu) | |||
2647 | + | + | + | + | + | А-41И | 3 009 000 |
+ | + | + | + | + | 44DTA (Sisu) |
трактор Агромаш 150тг
Особенности конструкции
Шасси трактора Т-150 базируется на несущей раме жёсткого типа, в составе которой – два мощных продольных швеллерных (коробчатых) лонжерона, поперечно соединённых передним и трёх промежуточными стальными брусьями – балок-поперечин, соединённых заклёпками. К раме через рессорный блок подвески прикрепляются 2 тележки движителя с гусеничной лентой из сорока шести звеньев каждая, ведущими звёздочками, направляющими катками с устройствами натяжения и амортизаторами, опорными и поддерживающими колесами.
Управление поворотами гусеничного варианта машины рулевое. Также имеется возможность включения различных передач на каждую гусеницу. Поэтому разворачивать тяжёлую машину можно практически на одном месте.
В колёсном варианте, Т-150К, рама состоит из двух частей, шарнирно соединённых, с возможностью поворотов в горизонтальной плоскости. На передней полураме – мотор, коробка переключения передач, кабина и бак для дизтоплива. На задней полураме – навесная система, которая предназначена для закрепления орудий. Оба моста трактора, задний и передний, являются ведущими. При этом задний можно отключать.
На тракторе Т-150 двигатель располагается спереди. К задней части мотора жёстко прикреплены муфта сцепления и двухпоточная коробка передач, два выходных вала которой связаны карданными передачами с правой и левой коническими главными передачами, смонтированными в заднем мосту. Главные передачи соединяются с планетарными конечными передачами, на которых смонтированы звёздочки гусеничных цепей.
Поворот трактора можно осуществить двумя способами. Кинематический способ предполагает включение, с помощью гидроподжимных муфт, разных передач левого и правого бортов. При кинематическом способе поворота обе гусеницы остаются ведущими (активными) и весь вес трактора используется для создания силы тяги. Силовой способ заключается в уменьшении давления масла в гидроподжимной муфте отстающего борта. Управление трактором при силовом способе поворота осуществляется рулевым колесом. Наименьший радиус поворота обеспечивается включением тормоза нужного борта, после полного отключения гидроподжимной муфты.
На коробку передач установлены кабина и бак для дизельного топлива, ёмкостью 315 литров. Коробкой передач включаются транспортный, тяговый (медленный), рабочий режим и задний ход. Переключение передач (всего их четыре, для каждого из перечисленных режимов) производится гидравлическими муфтами – без остановки, под нагрузкой и в движении. Тормоза – ленточные, с двумя затягиваемыми ветвями. Гидравлическое оборудование: отдельная раздельно-агрегатная система для управления навесными и прицепными машинами; отдельная система для управления поворотом и переключением передач. Рулевое управление гидромеханическое.
Пневмооборудование: управление муфтой сцепления и тормозами прицепа.
Электрооборудование: бортовая сеть с внутренним напряжением в 12 V. Напряжение стартера – 24V. Аккумуляторные батареи – 6СТ-190А3 (2 шт.)
Навесное устройство трактора гидравлическое, одноцилиндровое, с 2-х и 3-х точечной наладкой.
Ремонт электрооборудования
На машине установлено электрооборудование постоянного тока. Оно предназначается для вращения стартера пускового мотора, заряжать аккумуляторную батарею, обеспечивать работы сигнализации, вентиляционной системы и освещения.
В электропроводке повреждаются провода, изоляция, контакты и зажимы. Места обрыва проводки выявляют с помощью контрольной лампы, а окисленные контакты – посредством вольтметра.
Технология экстренного ремонта электрооборудования трактора т150 заключается в замене неисправного диода новым. Стеклоизолятор не должен иметь сколов и трещин. Проводники диода паяют после установки панели на влажный песок или глину.
Если во время работы генератор громко шумит, проверяют натяжение приводного ремня. Если регулировка не устраняет шум, потребуется заменить подшипниковый вал в мастерской.
Техобслуживание осветительных приборов подразумевает замену ламп, очищение зеркала отражателя, настройку света фар.
Технические характеристики в цифрах
- Тяговый класс – 3 тс.
- Эксплуатационная масса – 8,25 тонн.
- Габаритные размеры: длина – 4,325 м; ширина – 1,85 м; высота – 2,895 м.
- База – 1,86 м; колея – 1,435 м.
- Дорожный (агротехнический) просвет – 300 мм.
- Наибольшая вперёд – 15,65 км/ч; назад – 7,80 км/ч.
- Наименьшая скорость движения: вперёд – 4,30 км/ч; назад – 5,80 км/ч.
- Вал отбора мощности – двухскоростной, с частотой вращения 1000 или 540 об/мин.
- Ширина колеи – 1,45 м.
- Ширина гусеницы – 420 мм.
- Давление на почву удельное – 0,46 кг/см2 (у колёсного варианта – 3,42 кг/см2).
- Грузоподъёмность навесного устройства – 3,5 тонны.
- Ёмкость топливного бака – 315 литров горючего. Были также трактора с 430-литровыми топливными баками.
- Заправочные параметры: масло двигателя – 19,8 л, рулевого управления – 33 л, коробки передач – 38 л, гидравлической системы – 50 л, ведущего моста – 34 л, редуктора ВОМ – 3,6 л, охлаждающей жидкости – 41 л.
- Максимальная грузоподъёмность – 4200 кг.
- Производительность насоса – 86 л./мин.
- Количество свободных пар гидровыводов распределителя – 2.
- Радиус поворота – 2,35 м.
История появления и современное состояние дел
Производство тракторов линейки Т-150 было налажено свыше сорока лет назад, причем сначала была выпущена колесная модификация Т-150К — первые образцы машины сошли с конвейера еще в 1971 году. В качестве прототипа при разработке использовалась оригинальная версия модели Т-125, снятая с производства в 1967 году. Модель 150 стала результатом глубокой модернизации Т-125 В 1979 году новая версия успешно прошла испытания на территории США, а в 1983 году увидел свет гусеничный трактор Т-150.
трактор Т-150 на гусеницах
Данная модель тракторной техники получилась очень успешной, и производство доработанной версии трактора продолжается до сих пор. Машина, поставки которой осуществляются в самые разные страны по всему миру, успешно справляется с поставленными задачами в любых климатических и погодных условиях и применяется как лесовоз, тягач, скрепер и т. д. Практика показывает, что данная модель техники способна в течение длительного времени функционировать даже в отсутствие соответствующего технического обслуживания, поскольку узлы и механизмы трактора обладают существенным запасом прочности и долговечности.
За время своего существования модель ХТЗ Т-150 неоднократно модернизировалась. В частности, была произведена замена двигательной установки, регулярно дорабатываются и улучшаются органы управления трактора Т-150
Внимание к улучшению условий работы оператора позволяет машине на протяжении многих лет пользоваться в своем сегменте рынка повышенным спросом
Устройство
Инструкция содержит подробные описания и схемы, показывающие каждый узел и механизм этой тяжелой техники.
Кабина, управление
Просторная кабина рассчитана на два места, отлично шумо- и водоизолирована. Дверца с резиновыми накладками, поглощающую звук удара. Резиновые накладки имеются и на элементах управления (педалях, приборах, рычагах, переключателях). Приборная доска размещена непосредственно перед механизатором.
В тракторе установлены двойные герметичные стеклопакеты со стеклоочистителями. Кресла водителя и его помощника подрессоренные, отлично глушат вибрацию и выдерживают тряску, регулируются по высоте. Комфорта добавляет калориферный обогреватель и вентилятор. Управление педально-рычажное с помощью пневмоусилителя.
Двигатель
На трактора марки ВТ-150 устанавливаются четырехцилиндровые дизельные силовые установки Алтайского тракторного завода (Барнаул) производительностью 110-158 л.с.
Трактор ВТ-150ДЕ комплектуется двумя видами дизельных силовых установок:
- Д-442-24ВИ — с карбюраторным бензиновым пусковым двигателем, запускающимся от электростартера (158 л. с.).
- Д-442-25ВИ — запускающимся от электростартера напрямую (110 л. с.).
Мотор закрыт откидным капотом, который отлично открывает доступ ко всем узлам.
В силовой установке используется жидко-масляное охлаждение. Наличие встроенных термостатов позволяет оперативно прогреться и запуститься дизелю.
Кроме того, производитель продумал варианты модернизации трактора с заменой имеющегося дизеля на более мощный (отечественного либо импортного производства). С этой целью под капотом имеется достаточно места для установки более производительного силового агрегата.
Ходовая, трансмиссия, КПП
Ходовая состоит из:
Подвеска индивидуально-комбинированного типа, отлично гасит тряску и придает необходимую плавность хода в различных условиях эксплуатации с большим грузом. Гусеницы могут иметь прорезиненные накладки, предназначенные для передвижения по асфальтовому покрытию.
КПП механическая пятиступенчатая, дополнительно имеет:
- конечные передачи;
- бустерная 3-х ступенчатая КПП (для работ с нагрузками);
- уменьшитель хода на 4 диапазона;
- реверс-редуктор.
В общей сложности получается 15 скоростей движения. Сцепление однодискового типа, сухое.
Тормозная система на разных моделях разная:
- ленточная — на первых моделях:
- дисковая — последние трактора.
Потери мощности сведены к минимуму, трансмиссия оснащена более производительным масляным насосом. Тяговое усилие составляет от 44 до 55 кН.
Гидросистема
Навесные агрегаты и рулевое управление обслуживается гидравликой, которая включает:
- гидронасос НУ-3;
- гидрораспределителя;
- бачок для гидравлической жидкости;
- гидроцилиндров.
Силовой агрегат
Трактор ВТ-150 оснащается дизельным мотором с турбиной, который выпускается Алтайским моторным комбинатом в Барнауле. В разработке предусмотрены два типа силового агрегата: Д-442-24 ВИ и Д-442-25 ВИ. Первая модификация оснащается пуском с электрическим стартером, второй вариант – прямой электростартер. Мотор имеет масляно-жидкостный узел охлаждения. Эффективность уровня теплового обмена позволяет существенно уменьшить время, требуемое для прогрева установки перед пуском зимой, а в теплое время года не допускает перегрева мотора.
Параметры данного силового агрегата приведены ниже:
- Мощность – 150 конских сил (110 кВт).
- Запас крутящего момента – 20 процентов.
- Максимальный полезный показатель мощности – 1900 вращений в минуту.
- Количество цилиндров – 4.
- Рабочий объем по расходу – 7,43 л/час.
Рождённый в муках
Из современных, по тем временам, цехов предприятия, продукция мирного назначения выходила недолго. Начавшаяся в 1941 году война заставила завод сконцентрироваться на выпуске техники военного назначения. С окончанием боевых действий потребность в тракторах увеличилась.
Они были необходимы для разрушенных городов и промышленности. Поначалу делалась ставка на производство довоенных моделей, но они быстро устаревали.
Конкуренцию Челябинским моделям составляли трактора ВТ, выпускаемые в Волгограде. С середины пятидесятых годов конструкторское бюро ЧТЗ начало напряжённо трудиться над проектом гусеничного трактора, способного заменить модели со слабыми двигателями.
Ошибок, задержавших запуск новой техники в производство, избежать не удалось. В результате объединённых усилий людей в 1963 году появился гусеничный трактор Т-100.