Особенности и характеристики трелевочника ТДТ-55 и его модификаций

Трактор ТДТ-55

Этот агрегат начал выпускаться Онежским тракторным заводом, находящимся в Петрозаводске, еще в 1966 году. Он заменил собой устаревший трелевочник ТДТ-40 и был снят с производства лишь через 37 лет, уступив место более современным моделям.

Особенностью 55-ой серии стали простота конструкции, отличная производительность и высокая проходимость. Разработчики постарались, убрав лишние механизмы, которые часто ломались. Во главу угла были поставлены усовершенствование коробки передач и применение более мощного мотора, сразу давшие увеличение проходимости процентов на сорок.

Предназначение

Главной задачей отечественного трактора ТДТ-55 является вывоз срубленных деревьев с площадки для заготовки леса. Трактор-трелевочник может перемещать стволы крупного и среднего размера, складывать их в штабеля и грузить, выравнивать комли, обрезать сучки, окучивать хлысты, зачищать площадки. В общем, ему достаются все самые трудные работы на лесосеке. Ни жара в плюс 40, ни мороз в минус 40 этому не помеха – машина их легко выдерживает.

Кроме лесозаготовок, трактор нашел применение и в других областях. Так, например, благодаря своей повышенной проходимости он стал востребованным геологами, дорожниками, работниками нефтегазовой отрасли. Он может стать тяговым средством для различных погрузочных, геологоразведочных, землеройных, дорожно-строительных машин.

Преимущества и недостатки

Плюсы:

  • Маневренность достаточно высока – трактор даже на «пятачке» разворачивается с легкостью.
  • Экономичный дизельный мотор (например, СМД-18Н-01 может две смены работать на 100 литрах горючего).
  • Увеличенный дорожный просвет дает возможность избегать препятствий, пропуская их между гусеницами.
  • Балансирная пружинная подвеска — гарантия чрезвычайно мягкого и плавного хода.
  • Центр тяжести находится достаточно низко – вкупе с большой базой это гарантирует устойчивость даже на крутых склонах.
  • Трансмиссия с двигателем имеют внизу защиту от камней, пней и торчащих веток.
  • Устройство натяжения и амортизации (на направляющем колесе) не дает гусенице сильно натягиваться при преодолении препятствий.
  • Отбойники на бортовых не дают пальцам гусениц на ходу вылететь из траков, заталкивая их обратно.

Минусы:

  • Сложность в ремонте – для замены многих деталей приходится разбирать чуть ли не половину трактора. В частности, тяжело снимается коробка передач.
  • Ходовая часть стоит достаточно дорого.
  • Иногда возникают проблемы со сцеплением.
  • Двигатели серии СМД имеют не очень большую межремонтную наработку.

Фото трактора ТДТ-55

Комплектация

Агрегат оборудуется реверсивной лебедкой, которая устанавливается на тракторной раме за кабиной, а также толкателем и передним подъемно-навесным механизмом. Для работы привода лебедки используется промежуточный редуктор, который стоит на поперечной связи рамы. Управление редуктором происходит от ВОМ в КПП с помощью двух карданных валов. Трелевочный щит управляется гидравликой.

Это интересно: Виды и особенности трелевочных тракторов: расписываем по пунктам

Модификации и комплектации модели

За 37 лет выпуска этой спецтехники конструкторы производили доработки на агрегатах и теперь, благодаря хорошим ходовым, маневренным и тяговым качествам, а также возможностям смены навесного оборудования применение этого трактора расширилось.

Его используют не только в лесозаготовительном деле, но и в других областях хозяйственной деятельности. Всего за этот период было выпущено две модификации ТДТ-55:

  • ТДТ-55А-05 – эта модель имеет более современный сильный дизель Д-245Л, развивающий мощность 100 лошадиных сил и имеющий максимальную скорость больше 15 км/ч, кроме того, меньшее давление гусениц на грунт – 0,4 Мпа;
  • ЛХТ-55 – на этой модели установили самосвальную стальную платформу, передний и задний ВОМ и навесное подъемное оборудование.

    Предназначается этот трактор для лесовосстановительных работ, а также для чистки лесосек, вырубок и других производственных площадок.

Базовый трактор ТДТ-55 и две его модификации используют как рабочие машины широкого применения в разных сферах деятельности:

  • при трелевочных работах во время валки леса;
  • как пакетирующие машины при лесозаготовительных работах;
  • как бесчокерные трелевочники;
  • при сучкорезных работах;
  • в качестве погрузочных, землеройных или дорожно-строительных машин при работе на сложных грунтах или в местностях, поросших густой растительностью;
  • из-за уникальных качеств этот трактор достаточно часто применяют при проведении геологоразведочных работ;
  • при любой лесохозяйственной деятельности.

Большую популярность ТДТ-55 получил по причине своей простоты в использовании, возможности сделать ремонт в самых сложных условиях, а больше всего – из-за высокой работоспособности узлов и агрегатов.

Кроме того, запчасти к этим тракторам достаточно доступны для приобретения и относительно недороги.

Производители смогли добиться такой долговечности от конструкции и агрегатов за счет того, что использовали самые высокопрочные и надежные материалы, а также постоянно работали над упрощением механизмов.

На сегодняшний день на тракторном рынке имеются аналоги ТДТ-55. Это «Онежец-300», ТЛТ-100А, Т-147, ТТ-4М-23К и «Беларус-1502».

Устройство

Двигатель

Мотор на тракторе стоит дизельный, четырехтактный, рядный, с четырьмя цилиндрами, турбонаддувом и жидкостным охлаждением. На более современных агрегатах использовался дизель Д-245, а ранние модели оснащались двигателем СМД-18Н-01 или СМД-14БН. Он расположен в передней части рамы.

Топливных систем у данной модели две: основная и резервная. В обычном режиме работает основная система, подавая горючее в камеру сгорания. Но при ее поломке или засоре, а также потребности в добавочной тяге сразу включается запасная система. С ее помощью сломавшийся трактор сможет доехать до мастерской.

Трансмиссия

Сцепление (с двумя дисками, сухого типа) находится в картере дизельного маховика, к которому крепится коробка передач. Имеется фронтальный тормоз. При включенной муфте сцепления срабатывает специальный механизм блокировки, который не дает переключать передачи. Всего у данной модели передних передач имеется пять, задняя – одна.

Ходовая часть

Подвеска у трактора рычажно-балансирного типа, она подрессоривается с помощью пружины. Она упруго связывает тракторную раму и опорные катки, вследствие чего смягчаются удары и толчки. На направляющем колесе имеются механизм кривошипного типа, который позволяет менять натяжение у тракторной гусеницы, а также амортизатор, защищающий ходовую часть от перегрузок (если в гусенице что-то застрянет).

Схема трактора ТДТ-55


1 — трактор ТДТ-55; 2 — рама; 3 — стрела; 4 — опорные катки; 5 — гидроцилиндр; 6 — нижняя поворотная челюсть; 7 — механизм поворота челюсти; 8 — верхняя подвижная челюсть; 9 — крышка кабины; 10 — защитный козырек; 11 — механизм поворота стрелы; 12 — основной гидроцилиндр; 13 — вспомогательный гидроцилиндр; 14 — кожух трансмиссии.

Рулевое управление

Для выключения муфты сцепления (когда требуется остановить машину или переключить передачу) служит специальная педаль, находящаяся на полу. Привод управления этой муфтой соединен с гидравлическим усилителем, облегчающим управление.

Для переключения передач используется рычаг, который можно закрепить в шести положениях. Для поворота влево или вправо служат два рычага, которые также возможно зафиксировать.

Для управления лебедочным приводом и валом отбора мощности служит отдельный рычаг, который может включать привод, выключать его или находиться в нулевом положении.

Гидравлика

Гидросистема представлена двумя раздельными контурами, объединенными одним резервуаром. Первый контур управляет движением машины, облегчая ее поворот и выключение сцепления. Он содержит гидравлический усилитель, содержащий три секции, а также насос типа НШ-10.

Второй контур, состоящий из насоса НШ-50, гидроцилиндров и клапанно-золотникового гидравлического распределителя с двумя секциями, предназначен для управления рабочими механизмами. Позиций у золотников гидрораспределителя четыре. Управляются они на расстоянии, из кабины.

Электрика

Имеется генератор переменного тока, оснащенный регулятором напряжения и выпрямителем на 12 вольт и аккумуляторная батарея стартерного типа емкостью 75 А·ч. Электрические двигатели вентиляторов имеют мощность 15 кВт. Есть две передние и одна задняя фары, задняя поворотная фара, плафон в кабине, две лампы (одна переносная, вторая — закрепленная над приборным щитком).

Кабина

Кабина не может похвастаться большим размером, она одноместная, зато имеет неплохой обзор и хорошо изолирована. Внутри есть вентилятор и обогреватель, а также стеклоочиститель. Лобовое и правое окно открываются, фиксируясь. Сиденье регулируется по высоте и закрепляется стопорной гайкой.

Технические характеристики

Технические характеристики трелевочного трактора ТДТ 55:

ХарактеристикиПоказателиЕд. измерения
Тип двигателяСМД-18Н-01, СМД-14БН, Д-245
Для двигателя СМД-18Н-01:
Мощность (эксплуатационная)70кВт
Расход горючего (удельный)227г/кВт*ч
Для двигателя СМД-14БН:
Мощность (эксплуатационная)58,8кВт
Расход горючего (удельный)218г/кВт*ч
С двигателем СМД-18Н-01 или СМД – 14БН:
Скорость движения вперед2,89-12,8км/ч
Скорость движения назад2,69км/ч
Давление на грунт (удельное)44кПа
Частота вращения1800об/мин
Вес (эксплуатационный)9,6т
С двигателем Д-245:
Скорость движения вперед3,53-15,65км/ч
Давление на грунт (удельное)40кПа
Мощность двигателя (эксплуатационная)73,6кВт
Частота вращения2200об/мин
Расход горючего (удельный)229г/кВт*ч
Скорость движения вперед3,53-15,65км/ч
Вес (эксплуатационный)9,3т
Общие параметры:
Объем резервуара для горючего140л
Усилие лебедки (максимум)76,5кН
Размер колеи1,69м
База2,31м
Ширина гусеницы0,44м
Просвет0,555м
Ширина2,357м
Высота по кабине2,56м
Длина5,85м

На видео трактор ТДТ-55 в работе:

Технические характеристики трактора ТДТ 55

Выбирая трактор ТДТ 55, технические характеристики учитывают. Параметры определяют возможность использования транспортного средства.

Двигатель

Основа транспортного средства – это мотор СМД-14Б. Силовой агрегат сконструирован харьковским заводом «Серп и молот», где в дальнейшем выпускался. Основные характеристики:

  • максимально возможная мощность – 62 лошадиные силы;
  • количество номинальных оборотов – 1500 в минуту;
  • четыре цилиндра.

Впоследствии была проведена модернизация. В дальнейшем был использован более мощный двигатель СМД-18Н. Его технические характеристики:

  • мощность увеличена с 62 до 100 лошадиных сил;
  • в минуту возможно до 1800 оборотов;
  • четыре установленных цилиндра.

Обратите внимание! Затем проводились модернизация силовых агрегатов для повышения мощности до 120 лошадиных сил и даже выше. Однако решения оказывались нецелесообразными, так как производительность транспортного средства уже оставалась прежней

Однако более мощные моторы требовали большого количества топлива.

Поздние модификации ТДТ 55 оснащали моторами Д-245.

Коробка передач

Коробка передач устанавливается на маховике дизельного мотора. Трансмиссия обладает несколькими передачами для правильного управления. Для движения вперед предусмотрено 5 ступеней, назад – 1.

Важно! Для работы коробки передач требуется качественная смазка. Для трактора обычно используют до 3,5 литров смазки

Это требуется для гарантированной защиты агрегата от внешних факторов и увеличения срока службы.

В конструкции предусмотрено специальное блокировочное устройство. Оно предотвращает переключение передачи, если муфта сцепления работает неправильно.

Ходовая часть

Сцепление транспортного средства отличается простотой. Оно состоит из пары дисков, переключения которых возможно при отсутствии смазки. Также используется пара трения.

В конструкции ходовой части есть специальный фронтальный тормоз, гидравлический усилитель. Это оборудование предотвращает усталость водителя.

Система сцепления отличается надежностью и проявляет устойчивость к внешним факторам, низким температурам окружающей среды.

Габаритно-массовые показатели

ТДТ 55 относят к третьему тягловому классу. Главное предназначение трактора – это транспортировка весомых грузов в густом лесе. По данной причине габариты и вес трактора ТДТ 55 будут соответствующими:

  • полная масса – 9,6 тонн (вес в соответствии с документацией);
  • высота – 2560 миллиметров;
  • ширина – 2 357 миллиметров;
  • длина – 5800 миллиметров.

Такие габариты соответствуют оптимальным значениям. К тому же трактором очень легко и быстро можно пользоваться.

Устройство трактора

Качественно сваренная, жёсткая коробчатая рама – основа машины. Трансмиссию и двигатель защищают листы стали, особенно снизу трактора — там, где могут быть щепа, сучки, мусор лесной и болотный. Эти защитные листы – откидные. Время от времени тракторист их чистит от мусора и грязи. То, что они откидные, позволяет добраться до механизмов и деталей, требующих ремонта.

Подаётся топливо и включается сцепление при помощи педалей. Дизель закрыт капотом. Механизмы приводятся в движение сухим сцеплением с дисками, которых два. Они имеют свои тормоза и масляные усилители. Лебёдка приводится в действие валом отбора мощности. Тормоза у трактора ленточного типа. Есть задний мост и карданные механизмы.

Гидравлика двухкамерная, каждый контур имеет свой насос. Один контур отвечает за движение трактора, другой – за рабочие органы, навесное оборудование. Рычажно-балансирная подвеска с пружинным подрессированием направляет колёса. На них – амортизирующие устройства для колёс и гусениц. КПП ТДТ-55 – пятиступенчатая, имеет фиксатор, который фиксирует положение, пока тракторист не нажмёт педаль сцепления. Это функционально улучшает качество и надёжность работы механизмов. Задний мост – ведущий. Центральный редуктор, две колёсные передачи, поворотные муфты, управление передачами и муфтами — обеспечивают движение.


Кабина ТДТ 55

Кабина

Во время работы водитель машины находится в кабине, оборудованной просто. Минимум управляющих систем при возможности не только ехать, а ещё быть оператором навесных механизмов: для трелевания, обрезки, подъёма, перемещения грузов. Минимализм управления является плюсом при том, что трактор зачастую находится далеко от населённых пунктов. Таким образом машина стала максимально надёжной. Кабина с хорошим обзором, через окна видно всё вокруг, работать удобно. Есть вентилятор и обогреватель. Управляется трактор двумя рычагами. Лебёдка тоже управляется рычагами.

Обязательно почитайте: Трактор Т 70

Схема устройства заднего моста ТДТ 55 Система передач от карданного вала задают движение шестерням, которые имеют коническую форму. Далее происходит передача через муфты и барабаны. Приходят в движение диски. Сложная система поступательной передачи движения приводит в движение колёса, на которые надеты гусеницы. Гидравлическая система помогает работе механической системы. Когда надо тормозить, приводятся в действие тормоза ленточного типа. Муфты поворота обеспечивают послушное выполнение управления, идущего из кабины трактора. Многотонная махина легко управляется, причём может виртуозно развернуться на небольшом пятачке, тащить брёвна, валить деревья.

Система тяг и рычагов позволяет трактористу легко маневрировать машиной, направлять её, разворачивать, давать задний ход.Основная топливная система во время работы трактора работает постоянно. А резервная – только в моменты перегрузок. В экстренных случаях (при поломке): на резервной системетрактор самостоятельно добирается до ремонтной базы. Комплектуется: лебёдкой, щитом для треловки, толкателем бульдозерным. Существуют две модификации трактора. Одна из них – ТДТ-55А. У этого трактора более сильный движитель. Поэтому у него мощность и скорость передвижения больше.


ТДТ 55 А

Описание техники

Способность работать с большими нагрузками и тяжестями, позволяют штабелировать, вывозить крупноразмерный и среднеразмерный лес. Трактор ТДТ-55 используется как база для комплектации машин, применяемых в различных отраслях:

  • геологоразведка;
  • землеройные работы;
  • дорожное строительство;
  • работы погрузочные.

Трактор ТДТ 55-А-05

Трактор ТДТ-55 насчитывает немногочисленные модификации. Модель ЛХТ-55 оборудована платформой из металла самосвального типа, подъёмным навесным оборудованием, а также имеет вал отбора мощности (задний).

Модель трактора ТДТ-55А-05 оснащается более совершенным дизельным двигателем.

Неприхотливость в самых сложных условиях эксплуатации является главным преимуществом трелёвочного трактора ТДТ-55.

Трелёвочный трактор оснащался дизелем СМД-18Н-01. Этот “движок” имел эксплуатационные проблемы и сложное обслуживание. Выходом из положения была замена (переоборудование) поршневой группы до версии двигателя СМД-14Н, перенастройка подачи топлива и удаление турбинного насоса. Но всё равно межремонтный период у двигателей СМД оставался небольшим. Первоначально машина изготавливалась в двух вариантах четырёхцилиндрового двигателя: без наддува и с наддувом.

Устойчивость (поперечная) на уклонах до 35 градусов обеспечивается за счёт низко расположенного центра тяжести и большой базы.

Температурный рабочий диапазон трелёвщика колеблется в пределах от 40 градусных морозов до 40 градусной жары.

Для защиты двигателя с трансмиссией от мелкого леса, камней, коряг и пеньков, некоторые версии трактора ТДТ-55 оснащались снизу рамными поддонами.

Система подачи топлива скомпонована из двух подсистем:

  • основная (главная);
  • резервная.

Основная работает на постоянной основе, снабжает топливную камеру горючим. Включение в работу резервной системы наступает с остановкой основной (засор, поломка, заклинивание) и необходимости обеспечения дополнительной тяговой мощности двигателя. Резервная система в экстренных случаях поможет трактору самостоятельно доехать до ремонтной базы.

Гидроусилитель помогает механизатору не затрачивать слишком много усилий. ТДТ 55 снабжён тормозом фронтальным и сухим сцеплением (двухдисковое). Коробка передач насчитывает 6 передач (передние -5, 1 задняя). С помощью кардана соединяются КПП и мост.

Гидросистема компонуется из двух контуров с единым баком. Насос НШ-10 обеспечивает функционирование системы движения, а насос НШ-50 способствует работе с функциональными органами управления.

Трактор ТДТ 55-А-05

Небольшая кабина на одно место с большим обзором и неплохой изоляцией оборудована такими устройствами:

  • очиститель стекла;
  • подогреватель;
  • вентилятор.

Четыре фары (две спереди и две сзади) дают возможность выполнять задачи в сумерках и темноте.

На сварной раме коробчатого типа устанавливаются узловые агрегаты и механизмы трактора ТДТ-55. Конструкторы расположили движитель спереди. Толкатель и лебёдка входят в оснащение машины.

Трелёвщик показывает повышенную проходимость и манёвренность. Повышенная величина дорожного просвета позволяет без труда преодолевать между гусеницами преграды. Плавный ход трактора достигается за счёт непосредственного контакта опорных катков с гусеницами на постоянной основе. Эту функцию выполняет подвеска рычажно-балансирного типа и пружины сжатия.

Трактор ТДТ 55-А-05

Трелевочный трактор ТДТ-55. История создания

Длительное время трактора более ранних версий, выпускаемые Онежским тракторостроительным заводом, использовались для реализации самых разных задач. Но при этом ТДТ-40 и его модификации уже в начале 60-х годов прошлого века перестали удовлетворять большинству требований. Именно это послужило основным толчком к созданию ТДТ-55.

Головной конструкторской организацией ОТЗ была спроектирована концептуально новая модель техники данного типа – ТДТ-55. В 1962 году модель прошла полностью успешно все государственные испытания. Уже к 1964 году производство ТДТ-55 было поставлено на конвейер. Основной задачей трактора являлась трелевка леса. Объем хлыста для нормальной транспортировки должен составлять 0.6 м2.

Базовая модель трактора ТДТ-55

Разработки данной модели трактора начались ещё в 1950-ом году. В качестве базы для разработки нового трактора выступила машина Т-49. Основной поставленной перед конструктором задачей было максимальное расширение функционала новой машины. Главной отличительной особенностью ТДТ-55 от своего предшественника – ТДТ-40 – являлась большая производительность, надежность. В целом конструктора добились реализации поставленной перед ними задачи.

Технические характеристики трелевочного трактора ТДТ-55

По своим рабочим характеристикам трактор ТДТ-55 существенно превосходит предшественников. Именно за счет своей универсальности, обширному перечню решаемых задач он продолжал выпускаться на протяжении 40 лет с момента сборки первого экземпляра.

Габаритно-массовые показатели

Машина относится к 3-му тягловому классу. Основное назначение данного трактора – транспортировка в условиях густого леса. Это подразумевает определенные требования к его габаритным размерам и весу:

  • полная масса, без загрузки – 9.6 т;
  • высота (от нижней части катка до крыши кабины) – 2 560 мм;
  • ширина (от внешних краев катков с разных сторон) – 2 357 мм;
  • длина (с учетом навесного оборудования, ковша) – 5 800 мм.

Двигатель

Сердцем трактора ТДТ-55 является двигатель внутреннего сгорания СМД-14Б. Сконструирован и впоследствии производился он на заводе «Серп и молот» — расположенном в Харькове. Основные рабочие параметры:

  • максимальная мощность – 62 л.с.;
  • номинальные обороты х.х. – 1500 об/мин;
  • количество цилиндров, шт. – 4;
  • расход топлива, удельный – 160 г/л с. ч.

Впоследствии, после проведения модернизации, на ТДТ-55 был установлен более мощный агрегат – СМД-18Н. Его рабочие параметры:

  • максимальная мощность – 100 л.с.;
  • номинальные обороты х.х. – 1800 об/мин;
  • количество цилиндров, шт. — 4;
  • расход топлива, удельный – 162 г/л с.ч.

В дальнейшем велись работы по повышению мощности установленных в трактор двигателей до 120 и даже 130 л.с. Данное решение являлось достаточно спорным. Так как фактически производительность ТДТ-55 в следствии особенностей условий эксплуатации за счет этого не повышалась. Но при этом существенно возросли расходы топлива. На самых поздних выпусках устанавливались моторы Д-245.

Коробка передач

Коробка переключения передач трактора установлена непосредственно на маховике дизельного двигателя. КПП имеет следующие передачи:

  • 5 ступеней – для движения вперед;
  • 1 ступень – для движения назад.

Для работы данного узла необходимо наличие в нем достаточного количества смазки. Заправочный объем в данном случае составляет 3.5 л. Отличительной особенностью является наличие в конструкции специального механизма блокировки. Он предотвращает переключения передачи в случае включения или же неполного выключения муфты сцепления.

Ходовая часть (трансмиссия)

Сцепление ТДТ-55 устроено максимально просто. Оно включает в себя пару дисков, переключения осуществляется при отсутствии смазки (сухое сцепление). Установлена пара трения тип «сталь по феродо». Трансмиссия оснащается специальным фронтальным тормозком. Комплектуется специальным гидравлическим усилителем. Что позволяет существенно снизит усталость водителя. Помимо дисков сцепление включает в себя также следующие компоненты:

  • ведущие пальцы;
  • пружины;
  • кожух;
  • теплоизоляционную прокладку.

Кабина ТДТ-55. Управление трактором (обзор рабочего места)

Отдельное внимание было при разработке уделено именно увеличению комфортабельности водительского отделения. Главным отличием ТДТ-55 от ТДТ-40 является отделение кабины водителя от двигателя

При этом перегородка между двигателем и кабиной могла открываться – если требовалось.

При необходимости кресло могло регулироваться по высоте. Простота выполнения всех задач обеспечивалась круговым остеклением. Передний стеклоочиститель оборудован электрическим приводом. При этом задний – сделан именно ручным. Также комфортабельность тракториста обеспечивалась:

  • продуманной системой вентиляцией летом;
  • специальной печкой – для обогрева кабины в зимний период;
  • местом для установки термоса, аптечкой, вещевым ящиком.

Управление лебедкой

Одной из самых важных деталей техники рассматриваемого типа являлась именно лебедка. Так как за счет неё выполнялся обширный перечень различных работ. Приводится в действие она специальным валом для отбора мощности. На различные модификации устанавливаются разные типы лебедок:

  • однобарабанные;
  • двубарабанные.

Располагается лебедка у задней стенки кабины. Сам привод осуществляется непосредственно через конический редуктор цилиндрического типа. Управление может осуществляться непосредственно из кабины водителя.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий