Корпус
В основе транспортера ГАЗ-71 находится стальной корпус, сваренный из листов различной толщины. Корпус герметичен, что позволяет машине преодолевать водные преграды без специальной подготовки.
Корпус разделен на три отделения:
- кабина;
- моторный отсек;
- грузовая платформа.
Моторный отсек отделен от кабины и грузовой части транспортера стальными переборками. В переборках имеются съемные люки, предназначенные для обслуживания силового агрегата. В моторном отсеке установлена помпа, предназначенная для откачивания попадающей при преодолении водных преград жидкости.
Доступ в кабину осуществляется через распашные боковые двери или через два люка, выполненных в крыше. Грузовая платформа выполнена непосредственно в корпусе транспортера. Для облегчения разгрузки и погрузки верхняя часть заднего борта выполнена откидной.
По бокам платформы имеются откидные полумягкие сидения. Сверху платформа закрывается брезентовым тентом, установленным на дугах. Для обогрева внутреннего объема грузового отсека применяется отдельный обогреватель жидкостного типа.
Трансмиссия
Некоторые технические данные транспортера:
- коробка скоростей четырехступенчатая, механическая, синхронизаторы стоят на третьей и четвертой передаче, задний ход с пониженным передаточным числом;
- коробка раздаточная двухвального типа, с двумя передачами;
- главная передача – конические шестерни в алюминиевом картере;
- карданная передача – вал на игольчатых подшипниках;
- фрикционы сухие, многодисковые, ведущих 10, ведомых 9 штук;
- тормозные механизмы ленточные, медно-асбестовые, диаметр барабана – 294 мм, ширина прижимной ленты – 120 мм;
- передачи бортовые одноступенчатые, с цилиндрической шестерней.
Технические характеристики и устройство вездехода ГАЗ-34039
Технические характеристики:
- Снаряжённая масса — 4,8 тонн;
- Грузоподъёмность — 1,2 тонны;
- Вместимость — 10 человек (имеется 4 спальных места);
- Объём двигателя — 4,75;
- Мощность — 109 лошадиных сил при 2,4 тысячах оборотах;
- Максимальный крутящий момент — 350 Нм при 1,7 тысяче оборотов;
- Число цилиндров — 4;
- Длина — 5,7 метров;
- Ширина — 2,5 метра;
- Высота — 2 метра;
- Колёсная база — 3,6 метров;
- Клиренс — 40 сантиметров;
- Вес прицепа — не более 2 тонн;
- Топливный бак — 370 литров;
- Максимальная скорость по дороге — 60 км/ч;
- Максимальная скорость по воде — 6 км/ч.
В серийное производство техника поступила в 1985 году. Главной особенностью стала возможность передвигаться по водной поверхности. Гусеничное устройство позволяло передвигаться в условиях вечной мерзлоты по заснеженным территориям. В основе транспорта может лежать один из трёх видов гусениц:
- С металлическими шарнирами. Такое устройство также называют открытыми шарнирами. Вариант считается самым простым, траки и элементы крепления производятся из высокопрочной стали;
- С резиново-металлическими шарнирами. Между металлическими запчастями устанавливается резиновая втулка, которая снижает трение деталей и повышает запас рабочего ресурса;
- Асфальтоходные гусеницы. Сложная конструкция, позволяющая вездеходу передвигаться по дорогам общего пользования. На экземпляры 34039 устанавливаются с 2011 года.
Главная задача водителя — контролировать износ пальцев шарниров и натяжение ленты. В процессе эксплуатации лента растягивается, что может привести к её обрыву. В результате этого существует вероятность повреждения шин опорных катков. В ситуациях, когда необходимо преодолеть талый снег или липкую грязь, ленту растягивают собственноручно для улучшения проходимости. Благодаря большому углу атаки спереди и сзади на ленте, ГАЗ-34039 способен преодолевать большие препятствия.
Дизельный силовой агрегат располагается под кабиной. Отсутствие выступающих частей перед обзором водителя обеспечивает хорошую видимость передней полусферы. В центре кабины расположен капот. При его открытии техник получает полный доступ к силовой установке и её основным техническим узлам. Кабина рассчитана на водителя и одного пассажира. Окна оснащены двойными стеклопакетами, которые сохраняют тепло внутри салона даже в самых суровых климатических условиях. Для поддержания комнатной температуры предусмотрено отопительное оборудование.
Гусеничная машина отличалась высокой проходимостью
Автозавод три года потратил на разработку этой машины, и не напрасно. Совместными усилиями ведущих конструкторов страны добились того, что ГАЗ 47 имел наибольшую проходимость из всей известной техники. Застрявший в крепкой грязи танк – дело бывалое. Как только он заглубляется по самое днище, гусеницы проскальзывают и теряют сцепление. Этот факт учли конструкторы нового ГАЗа и снизили удельное давление снегоболотохода на почву за счет расширенных в размерах гусениц (до 30 см). Так, у стандартного танка давление на почву достигает 0,95-1,1 кГ/смІ, а у горьковского вездехода массой 3,65 т и грузоподъёмностью 1 т оно не превышало 0,2 кГ/смІ, что давало возможность передвигаться по глубоким сугробам.
Кроме этого, ГТ-С мог перемещаться по спокойной воде в брод до 1,2 м продолжительностью около 1,5 км, двигаться вплавь без дополнительной подготовки, скорость движения по воде при этом регулировалась работой гусениц. При создании модифицированных вариантов пробовали вместо гусениц установить цилиндровые металлические шнеки-поплавки, которые приводились в движение от силового агрегата. Такая модернизация позволяла развивать скорость перемещения по воде до 20 км/ч, но транспортировка по твердой площади была невозможной, что ограничивало функциональные свойства техники.
Для попадания на берег требовался пологий спуск, не превышающий 20є. На бурных реках в связи с широкой поверхностью подводного борта машина теряла устойчивость. В случае приближения бортовой стороной к завышенному берегу появлялся риск возникновения крена и бортового затопления. Вездеход ГАЗ 47 мог преодолеть стену высотой по вертикали до 60 см; ров шириной 1,3 м; склон 60%.
Разработчики учли нюансы тяжелой эксплуатации ГАЗ 47 в сложных арктических дорожных и погодно-климатических условиях и наделили его высокой работоспособностью и надежностью. Это выразилось в безотказной работе вездехода в Антарктиде в 1959–1960 гг. Тягач ГТ-С изначально был предусмотрен для работы и безгаражного использования в Северных, Сибирских, Дальневосточных районах и в Центральной Азии при температурных параметрах в пределах +40…50 єС. Допускалась транспортировка вездеходов авиацией с использованием Ан-12 и Ил-76.
Технические характеристики в цифрах
- Габаритные размеры: длина – 5,72 м (6,28 м у «Ирбиса»), ширина – 2,55 м, высота – от 2 м до 2,89 м ( в зависимости от модификации).
- Масса – 4,8 тонны.
- База (расстояние между центрами крайних катков) – З6ОО мм.
- Ширина колеи (расстояние между серединами гусениц) – 2,18 м.
- Дорожный просвет наименьший, с полной нагрузкой – 4ОО мм.
- Высота до оси ведущего колеса – 64О мм.
- Высота до буксирного приспособления – 64О мм.
- Погрузочная высота кузова (без нагрузки) – от 0,92 м до 1,2 м (в зависимости от модификации).
- Радиус поворота – 2,2 м.
- Преодолеваемый угол подъёма – З5 градусов.
- Угол крена бокового – 25 градусов.
- Грузоподъёмность – 1,2 тонны.
- Предельно допустимая масса прицепа на буксировке – 2 тонны.
- Наибольшая скорость – 6О км/ч; при движении на воде – 6 км/ч.
- Ёмкость топливных баков – З7О литров дизтоплива.
- Эксплуатационный расход дизтоплива – от 45-ти до 100 литров на 100 км пути (в зависимости от условий эксплуатации).
- Удельное давление на грунт – О,214 кг/кв.см.
Техника на базе вездехода
На базе бронетранспортера созданы различные машины, например:
- МТП-ЛБ — передвижное устройство для проведения технологической помощи. Место башни занимает грузовая платформа.
- Объект № 26 — САУ «Гвоздика» монтируется на удлиненном шасси.
- Комплект «Дева» (2С24).
- Разведывательная машина РХМ «Кашалот», работающая в условиях химической атаки.
- Самоходный «Тунджа» оснащен минометом (калибр 120 мм).
В разные годы на базе тягача создавались:
- заградители для мин;
- средство для проведения радиоразведки;
- передвижные медпункты;
- машины для штаба;
- бронетранспортеры с мощной защитой и вооружение;
- зенитные и противотанковые комплексы;
- а также многое другое.
Вездеход Бобр
Гусеничный вездеход «Бобр» на базе ГАЗ-3409 являет собой универсальный транспорт со всеми функциями для обслуживания нефтегазовой, энергетической, геологической сфер. Машины «Бобр» предназначены для работы в сложной рельефной среде и суровых климатических условиях России. Машина способна работать в горных районах на высоте 4600 метров, при температуре — 50° и +40°. Он преодолевает водные преграды благодаря наличию отдельного гусеничного движителя.
Вездеход Бобр
Эта самоходная техника имеет металлический кузов, автономный отопитель и гусеницы для движения по асфальту.
Силовой агрегат комплектуется дизельным двигателем с турбонаддувом, мощностью 125 л.с. и 5-ти ступенчатой коробкой передач. Скорость на шоссе 65, а на плаву до 6км/час. При общей вместимости 6 человек, габариты гусеничной машины составляют 4500х2020х2500 мм, с запасом хода по асфальту 700км.
Широкая колея и, увеличенный дорожный просвет в 430 мм, позволяют вездеходу преодолевать самые непредсказуемые преграды. «Бобр» это своеобразный, но серьезный гибрид микроавтобуса и тягача на гусеничном ходу.
ГАЗ-47 гусеничный транспортер-снегоболотоход 1954 — 1967 гг.
Вездеход ГАЗ-47 — первый послевоенный гусеничный
транспортёр. Заводское обозначение: ГАЗ-47 (ГТ-С — Гусеничный
Транспортёр — Снегоболотоход). Плавающий снегоболотоход предназначен
для работы в особо тяжёлых дорожных и климатических условиях как в
гражданском, так и в военном применении. Стал основой при разработке
ГАЗ-71 (ГТ-СМ).
фото ГАЗ-47
Вездеход ГАЗ-47 представляет собой гусеничную машину высокой
проходимости, предназначенную для перевозки грузов и людей в
условиях бездорожья в северных районов страны, для буксировки
прицепов, а также для использования при проведении геологоразведочных
изысканий, при строительстве и обслуживании нефтегазопроводов,
линий электропередач и связи, проведении поисковых и аварийно-спасательных
работ и других потребностей армии и народного хозяйства.
К особенностям компоновки вездехода ГАЗ-47 относятся переднее
расположение моторного отделения вместе с агрегатами трансмиссии,
а также переднее расположение ведущих колёс. ГАЗ-47 имел сварной
цельнометаллический корпус, состоящий из моторного отделения,
закрытой двухдверной кабины и открытой грузовой платформы со
съёмным тентом. Машина оснащалась бензиновым двигателем мощностью
74 лошадиные силы. Ходовая часть ГАЗ-47 состояла из пяти
обрезиненных опорных катков, гусеницы и ведущего колеса с
каждой стороны машины. Задние (пятые) опорные катки одновременно
являются направляющими колёсами.
Конструкторы нового ГАЗа и снизили удельное давление
снегоболотохода на почву за счет расширенных в размерах гусениц
(до 30 см). Так, у стандартного танка давление на почву достигает
0,95-1,1 кГ/смІ, а у горьковского вездехода массой 3,65 т и
грузоподъёмностью 1 т оно не превышало 0,2 кГ/смІ, что давало
возможность передвигаться по глубоким сугробам.
ГТ-С мог перемещаться по спокойной воде в брод до 1,2 м
продолжительностью около 1,5 км, двигаться вплавь без
дополнительной подготовки, скорость движения по воде при
этом регулировалась работой гусениц. При создании модифицированных
вариантов пробовали вместо гусениц установить цилиндровые
металлические шнеки-поплавки, которые приводились в движение
от силового агрегата. Такая модернизация позволяла развивать
скорость перемещения по воде до 20 км/ч, но транспортировка
по твердой площади была невозможной, что ограничивало
функциональные свойства техники.
Корпус
В основе транспортера ГАЗ-71 находится стальной корпус, сваренный из листов различной толщины. Корпус герметичен, что позволяет машине преодолевать водные преграды без специальной подготовки.
Корпус разделен на три отделения:
- кабина;
- моторный отсек;
- грузовая платформа.
Моторный отсек отделен от кабины и грузовой части транспортера стальными переборками. В переборках имеются съемные люки, предназначенные для обслуживания силового агрегата. В моторном отсеке установлена помпа, предназначенная для откачивания попадающей при преодолении водных преград жидкости.
Доступ в кабину осуществляется через распашные боковые двери или через два люка, выполненных в крыше. Грузовая платформа выполнена непосредственно в корпусе транспортера. Для облегчения разгрузки и погрузки верхняя часть заднего борта выполнена откидной.
По бокам платформы имеются откидные полумягкие сидения. Сверху платформа закрывается брезентовым тентом, установленным на дугах. Для обогрева внутреннего объема грузового отсека применяется отдельный обогреватель жидкостного типа.
Технические и эксплуатационные характеристики вездехода
Отличные технические характеристики ГАЗ 47 обусловили его высокую востребованность не только в военной отрасли, но и в строительстве, геологическом разведывании, работе на нефтегазопроводах, ЛЭП, при проведении поисковых и спасательных операций, буксировании прицепов массой до 2 т, а также в полярных научно-исследовательских работах. В связи с этим производство 47-й модели наладили на многих машиностроительных предприятиях.
Среди характерных конструктивных параметров ГАЗа следует выделить переднее размещение ведущих колёс и силового отсека с узлами трансмиссии. Тягач ГАЗ 47 оснащался цельным стальным кузовом, включающим помимо моторного отсека, 2-дверную кабину (на двух членов экипажа и 10 человек десанта для размещения в кузове) и открытую площадку для грузов с откидным тентом, который поддерживался каркасом из 4-х дугообразных конструкций. Обогрев кабины в зимний период осуществлялся работой тепловентилятора от ГАЗ-66, его лопасти имели загнутую в противоположную сторону форму, благодаря чему при вращении они не выталкивали через систему радиаторов из кабины нагретый воздух, а засасывали туда наружный холодный, который нагревался от радиаторных печей.
Расположение площадки для грузов максимально низко на уровне пола дало возможность уменьшить вес 47-го, увеличить его устойчивость и минимизировать габариты, которые в итоге составили: 4,9 м в длину, 2,4 м в ширину и 2 м в высоту. Клиренс подняли до 40 см над дорогой.
Вездеход ГАЗ 47 имел бензиновый, 6-цилиндровый, 4-тактный карбюраторный силовой агрегат марки ГАЗ-61 мощностью 85 л.с., а также топливно-смазочную и охладительную аппаратуру, обеспечивающую его работу. Мотор соединялся с ручной КПП, состоящей из 4-х передних и 1-й задней передач. Экипаж располагался непосредственно за ним; за бригадой вплоть до кормы размещался грузовой отсек с тентом из брезента и окошками с трех сторон. Запуск мотора производился электрическим стартером от аккумуляторов 24 В, а также пневматикой из баллонов.
Для качественной передачи энергии на всех звеньях размещались по паре ребордных и одному коническому преобразователю крутящего момента с блокировочным дифференциалом. Контакт трансмиссионных узлов между собой обеспечивался карданами с промежуточными подпорами и компенсирующими муфтами.
Ходовая часть торсионного типа, представляла собой 5 опорных катков из усиленного каучукового материала с добавлением минеральных веществ, способствующих умножению эксплуатационных параметров, а также гусеничной передачи и ведущего колеса с двух боков тягача.
Наибольшая скорость, которую развивал тягач ГАЗ 47, составляла: 35 км/ч по дороге с твердым полотном, 4 км/ч вплавь и 10 км/ч по снеговым заносам. Продолжительность движения с запасом горючего – 400 км.
В ходе работ по усовершенствованию эксплуатационных характеристик снегоболотохода ему на смену пришла ГТ-СМ с удлиненным шасси и 6-тью опорными катками, усиленным V-образным восьмицилиндровым бензиновым мотором марки ГАЗ-71 мощностью 115 л.с. Эти технические показатели позволили технике быстрее передвигаться по суше и воде. Увеличенный размер гусениц уменьшил давление на дорогу, что улучшило проходимость по снежной и болотистой местности.
В дальнейшем на базе вездехода было разработано и выпущено большое количество модификаций для военно-разведывательных и гражданских целей, а объем экспериментально-испытательных экземпляров невозможно перечислить.
Эксплуатация гусеничного вездехода
Транспортер ГАЗ 71 на гусеничном ходу появился в 1968 году и получил название ГТ-СМ. Аббревиатура расшифровывалась, как “гусеничный транспортер снегоболотоход модернизированный”. За почти 20-летнию историю своего производства (1968 – 1985 гг.) он превратился в настоящую легенду, а технические характеристики этой спецмашины позволяют использовать её в крайне сложных северных условиях и по сей день. Не зря говорят, что советская техника “неубиваема”. Простое устройство ГАЗ 71, отличные вездеходные качества и выносливость – вот основные достоинства этого чудо-транспорта.
Основное назначение гусеничного тягача – транспортировка людей и различных грузов народнохозяйственного значения по всем видам дорог и бездорожью, в целинных и северных районах. Техника использовали для перевозки личного состава военных подразделений, обслуживания экспедиций в труднопроходимых районах, для эвакуации раненых, для буксировки прицепов, масса которых не превышает 2 тонн и пр.
Самые экстремальные условия этому детищу нижегородских автостроителей нипочем, ведь он оборудован средствами самовытаскивания при застревании. Вездеход ГАЗ 71 уверенно преодолевает снежные завалы, непролазные болота, пустынные территории, броды глубиной до 1,2 м… И даже плавает. Пожалуй, об этой уникальной возможности машины стоит рассказать поподробнее. Конечно, водных прогулок на нем не совершить, но реку шириной до полутора километров он пересечь сумеет. Плывет машина за счет вращения гусениц, которые приводятся в движение бортовым редуктором, при этом, скорость в воде достигает 5-6 км/час.
Естественно, перед спуском на воду технику готовят: устанавливают штатные быстросъемные гидродинамические кожухи – они улучшают маневренность и увеличивают скорость движения. Подняться из воды на берег ГАЗ 71 может по пологому спуску с углом наклона не более 20°. Если приблизиться бортом к крутому берегу, то велика вероятность того, что вездеход накрениться и произойдет затопление через борт. Беспокоиться о том, что машина пересечет спокойную реку практически не стоит, однако, с переправой через водные преграды с быстрым течением стоит быть осторожным. Существует риск того, что снегоболотоход закрутит и даже затопит. Основной причиной возникновения подобной ситуации является значительная площадь его подводного борта.
Вообще, несмотря на солидные размеры – 5 390 х 2 585 х 1 740 мм и кажущуюся неуклюжесть, вездеход на гусеничном ходу хорошо маневрирует на поворотах и развивает приличную скорость. По хорошим дорогам скорость ГАЗ 71 составляет 50 км/час, что гораздо выше, чем у его предшественника ГАЗ-47. Скорость при движении по болотистой местности невысокая – 12-18 км/час. Снежную целину метровой глубины машина может пересекать, развивая скорость до 17 км/час.
Казалось бы, все хорошо… Но вот, расход топлива оставлять желать лучшего. При движении с максимальной скоростью или по тяжелому бездорожью этот показатель достигает 150 литров на 100 км. Средний расход топлива чуть ниже – 90 -100 л /100 км, но тоже немало. Для того, чтобы обеспечить “прожорливому” гусеничному транспортеру оптимальный запас хода, конструкторы снабдили его четырьмя топливными баками. Вместимость трех основных – 232,5 литра, дополнительного – 77,5 литра. Этого запаса горючего хватает на 400 км пути. Топливные баки расположены по бокам, на крыльях платформы.
Модификации
В течение всего периода производства ГАЗ-47 предпринимались неоднократные попытки модернизации вездехода и улучшения его основных характеристик. В частности, была изменена силовая установка, устанавливалось более совершенное оборудование, однако, эти модификации не получили собственного обозначения.
ГАЗ-47Ш – вариант с шахматным расположением опорных катков
Гораздо большей известностью пользовались три явно нестандартных варианта машины:
- ГАЗ-47Ш. Вездеход с «шахматным» расположением опорных катков. Ранее такая схема использовалась немецкими конструкторами при создании танка «Тигр». Преимущество – высокая проходимость за счет более равномерного распределения нагрузки. Недостатки, которые привели к отказу от серийного производства ГАЗ-47Ш – частое попадание воды, грязи и мокрого снега в щели между катками с последующим замерзанием, а также значительные трудности при выполнении ремонта;
- ГАЗ-48. Вездеход-автобус с цельнометаллическим закрытым пассажирским салоном на 12 мест и новой трёхместной кабиной. Предназначался для перевозки по бездорожью представителей военного командования. Предполагалась установка мотора мощностью в 135 лошадиных сил. В серию эта машина так и не пошла;
- ГАЗ-47АМА. Вездеход с особыми гусеницами, включающими в себя вращающиеся катки. Предполагалось, что при движении по дороге эти элементы будут обеспечивать высокую проходимость, а при поездке по обычным дорогам они же позволят набрать высокую скорость. Испытания показали, что эта идея себя не оправдала.
Главной модификацией ГАЗ-47 стал новый гусеничный транспортер – ГТ-СМ, он же ГАЗ-71. По существу, это была уже другая модель вездехода, отличавшаяся как характеристиками ходовой части, так и корпусом. Мощность двигателя составляла 115 лошадиных сил, а наряду с прежним брезентовым тентом, на платформу мог быть установлен жесткий металлический кузов. Кроме того, внутри вездехода оборудованы четыре спальных места.
Впоследствии на базе ГАЗ-71 создано много новых модификаций, некоторые из которых применяются и сегодня.
ГАЗ-71 (ГТ-СМ) – результат глубокой модернизации вездехода ГАЗ-47
Двигатель
На транспортере ГАЗ-71 установлен бензиновый силовой агрегат с карбюраторной системой подачи топлива. Двигатель имеет восемь цилиндров с рабочим объемом 4250 см³ (4,25л). Конструктивно мотор является модификацией силового агрегата от грузовых автомобилей ГАЗ-66. Мотор развивает мощность 115 л.с.
Завод допускал работу мотора на бензине А-72 при установке октан-корректора на более позднее зажигание.
Особенностью конструкции мотора является установка штатного подогревателя П-16, работающего на бензине. Подогреватель обеспечивает прогрев охлаждающей жидкости и масла в картере для запуска при низких температурах окружающей среды.
Ручной барс
Ирбис назвали в честь снежного барса — зоркой и проворной дикой кошки.
Сегодня его погода! Мороз, снéга по колено. Открываю укороченную снизу дверь и забираюсь в кабину. Посадка за рулем никакая. Руля-то нет — от него осталась одна ступица да подрулевые. По бокам кресла водителя — два огромных «ручника». Это рычаги управления. Чистый сюрреализм!
Газелевские стекла большие, обзорность хороша. Но как же с таким остеклением в лес? Потому на Ирбис ставят веткоотсекатели и защитные сетки.
Передняя панель — от ГАЗели Бизнес. Кресла от нее же, есть продольная регулировка. Спинку можно откинуть назад. Рычаг дополнительной передачи: она выполняет роль раздаточной коробки. Коробка передач 5-ступенчатая. Такую же ставят на полноприводный ГАЗ Садко.
Передняя панель — от ГАЗели Бизнес. Кресла от нее же, есть продольная регулировка. Спинку можно откинуть назад. Рычаг дополнительной передачи: она выполняет роль раздаточной коробки. Коробка передач 5-ступенчатая. Такую же ставят на полноприводный ГАЗ Садко.
У кресел водителя и пассажира трехточечные ремни безопасности, а не поясные, как на многих колесных вездеходах. И это здорово, ведь непонятно, что может скрывать глубокий снег. С поясным ремнем наскочишь на пенек — и лоб разобьешь о переднюю панель.
С непривычки первую передачу включаю по-легковому, не дожав педаль сцепления. В ответ — характерный хруст. Техника суровая, на педаль надо давить по-мужски и до конца.
Панель приборов — от ГАЗели. В этом году сюда стали устанавливать счетчик моточасов.
Панель приборов — от ГАЗели. В этом году сюда стали устанавливать счетчик моточасов.
Левый рычаг управления складывается, и это облегчает посадку на место водителя.
Левый рычаг управления складывается, и это облегчает посадку на место водителя.
По колейной дороге, где ходят только гусеничные транспортеры, Ирбис едет спокойно, без пляски на неровностях, присущей короткобазным снегоболотоходам. Ни гусеничного лязга, ни тракторного зубодробительного хода.
Левый рычаг — на себя. Ленточный тормоз с шестью плавающими колодками замедляет движение левой гусеницы, и нос машины уже смотрит в белое безмолвие снежного поля. Шустрый! Радиус разворота всего 2,2 метра. Перевожу от себя рычаг дополнительной передачи — это как включить пониженную в автомобильной раздатке. Теперь газ — и прямиком в поля!
Вездеход может перевезти двенадцать человек, десять разместятся сзади. Спинки «диванов» поднимаются, образуя четыре спальных места.
Вездеход может перевезти двенадцать человек, десять разместятся сзади. Спинки «диванов» поднимаются, образуя четыре спальных места.
Через снежные просторы Ирбис ползет вальяжно. По глубокой целине скользит на брюхе и упорно пробивает путь гусеницами, поднимающими фонтаны снега. Возможностей минского дизеля с его 423 ньютон-метрами момента хватает, чтобы грести в снегу и забираться на подъемы.
Тяну правый рычаг — не хочет! Будто я мешаю вездеходу повернуть. Так и есть. Нужно дозированно работать рычагами, увеличивать радиус разворота. Иначе гусеница нагребает в себя снег, словно лопата, и вездеход вязнет. Но всё равно гусеничная машина может гораздо больше, чем колесная. Там, где колесник требует травить давление, включать блокировки, Ирбис проходит не напрягаясь.
ЗЗГТЗаволжский завод гусеничных тягачей выпускает вездеходы более полувека. В июле 1968 года здесь собрали первый гусеничный транспортер ГАЗ‑71 ГТ-СМ. Вездеход брал на борт тонну груза, был востребован в армии и на гражданке. Машину выпускали до 1985 года, затем провели несколько модернизаций. Самую современную модификацию, ГАЗ‑34039, выпускают по сей день во множестве исполнений. На фото — пожарный снегоболотоход. Выполняли заводчане и совсем уж эксклюзивные заказы. В 2015 году отправили на Ближний Восток четыре вездехода ГАЗ Бобр и Ирбис. Оцените отделку салона Ирбиса. Натуральная кожа, а на передней панели — имитация дерева. Шумовиброизоляция улучшена, есть камера заднего вида, центральный замок, электростеклоподъемники, мультимедийка с сенсорным экраном, навигацией и CD/MP3‑проигрывателем. | ||
Гусеничный транспортер ГАЗ‑71 ГТ-СМ. Гусеничный транспортер ГАЗ‑71 ГТ-СМ. | Пожарный снегоболотоход Пожарный снегоболотоход | Отделка салона экспортного Ирбиса: натуральная кожа, на передней панели — имитация дерева. Отделка салона экспортного Ирбиса: натуральная кожа, на передней панели — имитация дерева. |