Комбайн Енисей 1200

Жатка комбайна «Енисей-1200»

Основным рабочим узлом, предназначенным для скашивания и укладки в валок зерновых культур, как и в любом комбайне, в «Енисее» является жатка. При разработке данного основного узла для этого комбайна конструкторы постарались решить задачу лёгкого копирования жаткой всех неровностей ландшафта поля, с целями снижения потерь и ликвидации риска обрывов жатки.

На «Енисеях» применяется широкозахватная валковая жатка ЖН-10. Мотовило жатки — эксцентриковое, 5ти-лопастное, 2х-секционное. Привод, расположенный в зоне правой поддержки, осуществляется от редуктора, через цепные контуры и клиноременной вариатор. Подъём/опускание жатки осуществляется четырьмя синхронно работающими гидроцилиндрами.

Во время своей непосредственной работы в поле жатка опирается на почву двумя опорными колёсами, которые, в сочетании с пружинно-рычажным уравновешивающим механизмом и обеспечивают качественное копирование рельефа поля.

Комбайн Енисей 1200

Наличие двух барабанов, вентиляторов и соломотрясов позволяет повысить производительность комбайна, но при этом он малоэффективный на небольших земельных участках. Енисей 1200 активно применяется на больших прогонах.

Устройство с задним расположением мотора и решет. Управление выполняется задними колёсами. Комбайн агрегируется с дополнительными устройствами.

Специфика устройства комбайна Енисей 1200:

  • Четырёхцилиндровый мотор на дизеле располагается за бункером. С основной рамой он соединён амортизирующей системой;
  • Гидравлический и водяной насосы, ходовая часть и генератор получают нужный уровень мощности промежуточным валом. Водяной радиатор отвечает за охлаждение мотора;
  • Гидроцилиндром и насосом-дозатором обеспечивается плавное движение комбайна;
  • Постоянный ток с мощностью 12В обеспечивает освещение, работу приборной панели и прочей электроники;
  • Гидравлический усилитель руля. Именно гидравликой выполняется управление всеми узлами агрегата;
  • Механическая коробка передач слева на ведущем мосту;
  • Трансмиссия бывает гидравлического и механического типа. От этого зависит и особенности ведущего моста;
  • На первичном балу система блокировки и муфта сцепления. Используемые редукторы планетарного типа;
  • При гидравлическом управлении тормозная система дисковая, а редукторы зубчатого типа;
  • Жатка представляет собой наклонную камеру с хедером. Соединение безопасное благодаря системе шарниров и пружин амортизации.

Технические параметры модели:

  • Мотор одной из двух модификаций Д422-50 или СМД-22 с мощностью 145 л. с.;
  • ВОМ – 2000 оборотов/минуту;
  • Производительность – 9000 килограмм/час;
  • Зерновой бункер – 4,5 м3;
  • Захват жатки – 6,5 метра;
  • Расход топлива – 140 литров;
  • Скорость передвижения/при работе – 18/8 километров/час;
  • Масса – 9730 килограмм.

Отзывы владельцев комбайнов марки Енисей в большинстве положительные, поскольку техника производительная, надёжная, работоспособная. В случае поломки можно приобрести необходимые запчасти и выполнить все ремонтные работы. Ознакомиться со спецификой работы популярной техники можно по видео.

Модификации комбайнов «Енисей»

«Классической» стала модель «Енисей-1200» — многофункциональная и высокопроизводительная, предназначенная для больших площадей и любой погоды, с молотильным устройством, оснащённым двумя барабанами бильного типа.

Но сельское хозяйство очень изменилось. На смену колхозам-гигантам пришли небольшие фермерские хозяйства; парк сельхозтехники в разы сократился, нагрузка на неё увеличилась. Со времени выпуска первой серии комбайнов «Енисей», в начале 80-х годов, по результатам их эксплуатации в различных условиях был разработан и налажен выпуск следующих модификаций данных сельхозмашин:

«Енисей-1200/1», а также «1М» (модернизированный), «1НМ» (для Нечерноземья) — компактная модель с 5ти-метровой жаткой, однобарабанной молотилкой и автономным устройством домолачивания.

Комбайн Енисей-1200-1НМ

«Енисей-Р», а также «РМ» — модификации на гусеничном ходу, для уборки урожая риса, сои и других бобовых, подсолнечника, зерновых культур в условиях переувлажнённой почвы или заболоченных местах. Молотильные барабаны — штифтовые, а не бильные; соломотряс — повышенной активности.

Комбайн Енисей-1200-РМ

«Енисей-Н» — сделанная специально для Нечерноземья модификация, с колёсами от трактора Т-150К на ведущем мосту, а на управляемом мосту — с колёсами, снабжёнными расширенными шинами.

Комбайн Енисей-1200-Н

«Енисей-950/960» — последняя вышедшая в серийное производство модификация комбайнов «Енисей», наиболее отвечающая современным реалиям: компактная и экономичная.

Комбайны Енисей-950/960

Как показывают результаты исследований, проведённых в течение 2000-2003 годов учёными Новосибирского государственного аграрного университета в хозяйствах области, наибольший экономический эффект при уборке урожая со средними показателями от 20 до 30 центнеров с гектара (что соответствует 80 процентам полей с зерновыми культурами в России) достигался именно комбайнами «Енисей-1200» и «Енисей-950 «Руслан».

Технические характеристики комбайна «Енисей-1200»

Цифры «1200» в названии модели означают ширину молотильной камеры в мм. Соответственно, модель 2003 года «Енисей-950 «Руслан» стала более компактной модификацией всесоюзного «бестселлера» отрасли, предназначенной для использования в малых фермерских хозяйствах, на небольших полях со сложным рельефом местности.

Основные технические характеристики комбайна «Енисей-1200» таковы:

Габаритно-массовые показатели

  • Габаритные размеры: (длина-ширина-высота), в мм: 10500-3800-7500;
  • Снаряжённая масса: 9700 кг;
  • Объём зернового бункера: 4500 л;
  • Производительность: 9000 кг в час;
  • Диаметр каждого барабана — 550 см, скорость его вращения — 1250 оборотов в минуту;
  • Захват жатки — от 5 до 7 м, высота срезки колосьев — от 5 до 18 см;
  • Производительность шнека для выгрузки — 17 кг в секунду;
  • Соломотряс: четырёхклавишный, с клавишами длиной 2820 мм.

Двигатель комбайна «Енисей-1200»

На комбайнах данной марки установлены дизельные двигатели трёх типов: «Д-442/50»; «Д-442/57-И» и «ЯМЗ-236/ДК-2». Это рядные четырёхтактные и четырёхцилиндровые дизеля с обширным рабочим ресурсом. Показатель их мощности составляет, соответственно: 145; 170; 185 л/с.

Ёмкость топливного бака — 300 литров. Более современный мотор «ЯМЗ» не только более мощный, но и более экономичный, по сравнению со своими предшественниками, а также имеющий больший запас крутящего момента.

Двигатель на «Енисеях» располагается непосредственно за зернобункером, на крыше молотилки. Монтируется мотор на основную раму через посредство специальной амортизирующей системы. Водяной радиатор оснащён дополнительной системой охлаждения. С одной стороны коленвала мощность движения передаётся на молотилку, а с другой — на гидронасос, ходовую часть, вентилятор, водяной насос и дизельный генератор.

Особенности трансмиссии, коробки передач, управления

«Енисей-1200» оснащён гидравлическим усилителем руля. Кроме того, посредством гидравлики осуществляется эффективное управление всеми основными узлами данной сельхозмашины.

Гидростатический привод трансмиссии обеспечивает лёгкость и точность управления, ровный, плавный ход и лучшую среди «одноклассников» маневренность.

Шины низкого давления, которыми оснащён «Енисей», увеличивают зону контакта колеса с грунтом, усиливая тягу комбайна при уменьшении расхода топлива. Гидроцилиндры и насосы-дозаторы обеспечивают плавность хода.

Конструктивные особенности ходовой комбайна таковы, что руль легко крутится даже при работающем на холостых оборотах двигателе и неработающем силовом насосе (эту особенность отметит каждый, кто имел опыт работы на «Енисее»).

Что касается трансмиссии, то на «Енисеях» встречаются как гидравлические, так и механические вариаторы. В зависимости от этого изменяется и ведущий мост комбайна.

Двигатель

Силовая установка у комбайна находится на крыше молотильного агрегата сразу за бункером. Крепление двигателя выполняется на основной раме при помощи амортизаторов. Енисей 1200 1НМ комплектуется 2 типами рядных моторов:

Д-442

1. 4-тактным дизельным наддувным агрегатом серии Д-442 (Алтайский моторный завод). Характеристики:

  • рабочий объем – 6,3 л;
  • номинальная мощность – 140 или 170 л.с.;
  • количество цилиндров – 4;
  • средний расход топлива – 50 л/час;
  • объем топливного бака – 450 л.

ЯМЗ 236ДК2

2. 4-тактным дизельным безнаддувным агрегатом ЯМЗ 236ДК2 (Ярославский моторный завод). Двигатель является более современным и превосходит продукт Алтайского завода в мощности и экономичности. Мотор оснащается жидкостной системой охлаждения с принудительной циркуляцией, приводимой в действие посредством насоса. В качестве привода используется ремень, передающий вращение на шкив помпы от шкива коленчатого вала.

Характеристики:

  • рабочий объем – 11 л;
  • номинальная мощность – 185 л.с.;
  • количество цилиндров – 4;
  • средний расход топлива – 30 л/час;
  • объем топливного бака – 300 л.

Работа двигателей происходит по схожей схеме. Усилие передается на коленвал, а затем на молотилку с одной стороны и ходовую часть, водяной насос, гидронасос, вентилятор и дизельный генератор с другой стороны.

Модификации комбайна

Разобраться в особенностях модификаций машин линейки «Енисей-1200» помогают буквенные и цифровые обозначения:

  1. Литером З обозначают барабан зубового типа.
  2. Ш– обозначает штифтовый барабан.
  3. Р обозначает комбайн на гусеничном ходу, применяемый на полях риса.
  4. Н указывает на машину для работы в областях с нечерноземными почвами.
  5. Единица – на число барабанов, которыми оснащена молотилка.
  6. М – показатель модернизированных машин.

«Енисей-1200-1М»

Молотилка комбайна оснащена одним барабаном. Он применяется на участках маленького размера. К недостатку относят непродуктивную работу техники во влажных местах. Комбайн имеет характеристики:

  • производительностью 8 т в час;
  • с массой механизма, равной 9 т;
  • двигателем– 145 л.с.;
  • шириной жатки в 650 или 410 см.

«Енисей-1200 РМ»

Молотилка оснащена барабанами разных видов (штифтовый и бильный). Модель рекомендуется применять на заболоченных почвах, благодаря гусеничному ходу техники, на которых культивируют выращивание подсолнечника, соевой культуры, риса. Машина производится специально для трудных полевых работ. Агрегат наделен следующими характеристиками:

  • масса – 4,5 т;
  • ширина жатки составляет 500-410 мм;
  • показатель мощности мотора равен 150 л.с.

За час комбайн способен собрать до 10 т продукции.

Модификации «Енисей-1200-Н», «Енисей-1-НМ»

Это модель базовая. «Енисей комбайн 1200-1НМ» имеет проходимость больше средней, имеет беспальцевую жатку. Модификация отличается характеристиками:

  • двигателем ЯМЗ-236 или Д-422;
  • колесной ходовой частью;
  • площадью захвата жатки– 5-7 м;
  • мощностью двигателя в 175 л.с.;
  • весом 10,81 т;
  • количеством собранного урожая– 10 т за час.


Комбайн Енисей 1200 1-НМ

«Енисей-1200-НМШ»

Ходовая часть у модификации колесная. Специализируется он на уборке риса и сои. Конструкция похожа на модификацию «Енисей-РМ». У комбайна две комплектации:

  1. Молотильный агрегат, имеющий штифтовый барабан.
  2. Агрегат оснащенный бильными и штитовыми барабанами.

«Енисей 1200НМЗ»

Комплектация данного типа сельскохозяйственной техники содержит зубчатые барабаны. Техника производится специально для уборки недозревшего зерна, которая осуществляется только при использовании зубчатых барабанов.

«Енисей-1200-1М-17»

Отличительной чертой считается работа шнека, проводящего повторно обмол зерна. Нестандартной (повышенной) по отношению к остальным моделям является степень изоляции кабины.

История создания комбайна «Енисей-1200»

«Енисей-1200» и его завод сегодня

Это и не удивительно: на «Енисеях-1200» стоят чрезвычайно неприхотливые и удивительно надёжные дизельные двигатели, спокойно работающие и на топливе невысокого качества; а вся конструкция комбайна отличается простотой, долговечностью и высокой степенью ремонтопригодности. Запасные части при этом стоят дёшево, а ремонт можно произвести прямо в поле, не прибегая к услугам специалистов сервиса. Поэтому данным зерноуборочным комбайнам, и тем, что были выпущены в двухтысячных годах, и даже сделанным в 80-х, предстоит ещё долгая и «полная свершений» трудовая жизнь.

Модификации «Енисея-1200», а также его более компактного «собрата» — с литерой «950» и торговой маркой «Руслан», продолжают в ограниченных количествах выпускаться и в наши годы. Но уже не в Красноярске, а на мощностях чебоксарского «Промтрактора».

Красноярский завод комбайнов постигла судьба многих славных предприятий советской эпохи, волею судьбы оказавшихся на участках, привлекательных для строительства и продажи крупных жилых комплексов. В 2013 году завод был закрыт, а его площадь — 20 га была продана для реализации на ней крупного девелоперского проекта недвижимости.

Потомок «Коммунара», «Сталинца» и «Сибиряка»

Нельзя не вспомнить, что именно Красноярский завод комбайнов, будучи передовым предприятием отрасли, первым в Советском Союзе начал выпускать самоходный комбайн с отдельной кабиной для водителя: это был производимый с 1969го по 1981й годы знаменитый СКД-5 «Сибиряк».

Вообще, история этого славного предприятия стартовала в октябре сурового 1941 года, когда в Красноярск были эвакуированы из города Запорожье производственные мощности и техническое оборудование завода сельхозтехники «Коммунар». Это и стало основой будущего КЗК, вкупе со станками вывезенного сюда же из города Люберцы завода сельхозмашиностроения имени Алексея Ухтомского.

В годы Великой Отечественной войны Красноярский завод комбайнов производил миномёты, боеприпасы к ним, а также артиллерийские снаряды различных калибров. Однако уже 13 апреля 1944 года из заводских ворот выехал первый комбайн, получивший название «Красноярский коммунар», и ко Дню Победы 9 мая 1945 года таких прицепных сельхозмашин было выпущено уже 350 штук.

Начало собственной династии «сибирских богатырей» было положено заводом в 1947 году, с выпуском первого в Союзе самоходного комбайна С-4 «Сталинец». Это был существенный шаг вперёд: данная сельхозмашина не нуждалась в тракторе и обслуживалась одним человеком, а не пятью.

Модификации «Сталинца» — СК-3 (1959 год) и СК-4 (1965) стали переходными моделями на пути к первому «бестселлеру» отрасли — комбайну «Сибиряк», вобравшему в себя все достижения производства того времени и смелые конструкторские решения. В том числе, и это снова было впервые в Советском Союзе, — двухбарабанная система обмолота, давшая возможность на 48 процентов увеличить пропускную способность комбайна.

Комбайн СКД-5 Сибиряк

Была изобретена и успешно внедрена гусеничная двухбарабанная модификация «Сибиряка», для работы в условиях повышенного увлажнения, на рисовых плантациях. Эти новаторские решения получили своё развитие и в «Енисее».

Над созданием «Енисея-1200», совместно с конструкторским бюро Красноярского завода, не один год трудился солидный коллектив учёных Новосибирского государственного сельскохозяйственного института (ныне аграрный университет, НГАУ). Опытные образцы новой модели испытывались не в тиши кабинетов, а на полях опытно-производственных хозяйств «Тулинское» и «Элитное».

Разумеется, «Енисей-1200» создавался с оглядкой не только на продукцию ростовских коллег (комбайны «Нива»), но и на лучшие зарубежные образцы сельхозтехники того времени. Итогом кропотливой работы стало создание принципиально нового зерноуборочного комбайна третьего класса, использование которого позволяет значительно снизить потери зерна и эффективно делать обмолот даже в условиях повышенной влажности или при полеглых хлебах — меньше зависеть от капризов погоды.

По сравнению с «Сибиряком», значительно улучшились условия труда комбайнера: гораздо более комфортная кабина, лучший обзор и принципиально новое расположение рычагов и педалей позволило облегчить управление комбайном и снизить утомляемость хлебороба.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий