Комбайн Нива СК 5

Регулировка и ремонт комбайнов СК-5 «НИВА», СК-6 «КОЛОС» И СКД-5 «СИБИРЯК»

На комбайне СК-5 «Нива» зазоры молотильного устройства в диапазоне, необходимом при работе на определенной культуре, регулируют из кабины комбайнера рычагом 6 (рис 27). Заводской регулировкой устанавливают зазоры: на входе — 18 мм, между передней планкой 3 основной деки 2 и бичами барабана — 14 мм, на выходе — 2 мм при положении рычага 6 на первом зубе сектора 7. Если указанные зазоры не соответствуют, то восстанавливают их следующим образом: устанавливают рычаг 6 на первом зубе сектора 7 и в зависимости от направления перемещения деки (на уменьшение или увеличение зазоров) отпускают нижние или верхние гайки регулировочных тяг 1, 4 и цапф 5. Подкручиванием неотпущенных гаек восстанавливают указанные выше зазоры.

Рис. 27. Регулировка зазоров молотильного устройства комбайна Нива, составные части, запчасти: 1 и 4 регулировочные тяги; 2 — основная дека; 3 — передняя планка основной деки; 5 — цапфа; 6 — рычаг; 7 — сектор; 8 — шкала; 9 — винт.

После регулировки тщательно затягивают все гайки, отпускают винт 9 и перемещением шкалы 8 совмещают цифры 18, 14 и 2 со стрелкой рычага 6.

Во избежание аварийной ситуации барабан прокручивают вручную, чтобы убедиться в отсутствии контакта бичей за планки деки. Диапазон регулирования деки рычагом 6 на входе до 48 мм, у передней планки основной деки до 46 мм, на выходе до 40 мм. Перемещению рычага 6 на один зуб сектора 7 соответствует изменение зазора на 1 мм.

На комбайне CK-6-II «Колос» подбарабанья в исходное (начальное) положение устанавливают следующим образом: рычаг регулировки 8 (рис. 28) фиксируют на первом вырезе сектора 7 (заднее крайнее положение рычага) и изменением длины тяг 5 к 6 устанавливают при помощи щупа зазоры на входе 14 мм, на выходе 2 мм.

Рис. 28. Регулировка зазоров молотильного устройства комбайна Колос, детали и запчасти: 1 — рычаг регулировки деки второго барабана; 2 и 7 — сектора; 3 — регулировочные болты; 4, 5 и 6 — тяги; 8 — рычаг регулировки деки первого барабана. При установке зазоров на втором подбарабанье рычаг 1 фиксируют на секторе 2 в крайнем переднем положении и изменением длины тяг 4 болтами 3 при помощи того же щупа устанавливают зазоры между бичами барабана и планками подбарабанья на входе надставки 18 мм, у первой планки основного подбарабанья — 14 мм, на выходе — 2 мм.

При регулировках нужно следить за тем, чтобы зазоры между бичами и планками деки были одинаковыми по обеим сторонам молотилки.

Во время работы комбайна зазоры регулируют перемещением рычагов 1 и 8 на соответствующие деления секторов 2 и 7.

В случае забивания барабанов рычаг 8 первого подбарабанья пускают в крайнее нижнее положение, а рычаг 1 второго подбарабанья подают на себя. Затем выводят из зацепления с сектором 2 и опускают до предела вниз. На комбайне СКД-5 «Сибиряк» подбарабанья в исходное положение устанавливают следующим образом: открывают смотровые люки на панелях молотилки и отсоединяют регулируемую тягу 4 (рис. 29 и 30) от рычага 3. Рычаги 6 эксцентриков, расположенные с правой стороны молотилки, установить для переднего подбарабанья вертикально вниз, для заднего — вертикально вверх. Рычаг 2 (рис. 29) переднего подбарабанья ставят на пятое отверстие сектора 1, считая сверху, а рычаг 2 (рис. 30) заднего подбарабанья — на пятое отверстие, считая снизу. Освобождают болты 7 (рис. 29) и, вращая гайки регулировочных винтов 5 (рис. 29 и 30), устанавливают подбарабанья со следующими зазорами: у переднего барабана 20± 1 мм на входе и 7— 1 ми на выходе; у заднего барабана 18±1 мм на входе и 1 на выходе. Проверяют, вертикально ли расположены рычаги эксцентриков с правой стороны молотилки. Присоединяют тягу 4 к рычагу 3, предварительно отрегулировав ее длину и, затягивают болты 7 (рис. 29). Зазор на входе у подбарабанья заднего барабана замеряют по четвертой планке: он должен быть на 1 мм меньше, чем при замере на первой планке.

Рис. 29. Регулировка зазоров переднего подбарабанья молотильного устройства комбайна Сибиряк, детали и запчасти: 1 — сектор; 2, 3 и 6 — рычаги; 4 — тяга; 5 — винт; 7 — болт.

При перемещении на одно отверстие по сектору 1 (рис. 29 и 30) рычага 2 зазоры между бичами барабана и планками подбарабанья изменяются следующим образом: на входе 1 мм, на выходе 0,5 мм.

По окончании регулировки необходимо убедиться в отсутствии перекосов подбарабаний. Чтобы проверить, не задевают ли бичи о планки подбарабаний, нужно по окончании регулировки провернуть молотилку вручную.

Рис. 30. Регулировка зазоров заднего подбарабанья молотильного устройства комбайна Сибиряк, составные части, запчасти: 1 — сектор; 2, 3 и 6 — рычаги; 4 — тяга; 5 — винт. Далее регулировка частоты вращения барабана и натяжение ремня вариатора привода барабана комбайна.

Устройство

Рассмотрим устройство комбайна Нива СК-5. Машина работает на дизельном двигателе ММЗ-Д.260.1, который имеет объем 7,12 л, применяется для выполнения разных сельхозработ. Мотор имеет высокую мощность и может работать в сложных условиях рельефа. ДВС имеет жидкостное охлаждение.

Схема ходовой части включает 2 моста. Коробка передач 3-ступенчатая имеет 3 вала и комплект шестеренок. После того как будет включена передача, шестерня блокирует механизм. Когда выключается сцепление, освобождается диск муфты и вращение идет на коробку передач. На всех моделях Нивы имеется клиноременной привод.

Момент от двигателя передается на шкив КПП при помощи ремня. Этот процесс регулируется посредством вариатора. Управление комбайном осуществляется золотником гидрораспределителя, рукоятка которого выведена в кабину оператора. Когда нужно дать полный ход, ручку переводят вперед до упора. Когда требуется сбросить скорость, ручку отводят назад.

В кабине использованы материалы для обивки высокого качества. В результате стала лучше шумоизоляция, была модернизирована система вентиляции. На новых моделях можно установить кондиционер. Сиденье регулируется по вертикали и горизонтали. Имеются указатели давления масла, амперметр, тахометр барабана и др.

Установлен блок управления комбайном, его узлами и системами:

  • барабаном;
  • кукурузной жаткой;
  • подборщиком сеялки;
  • сеялкой;
  • измельчителем соломы;
  • соломотрясом;
  • шнеком;
  • башмаками.

Управление ведущим мостом производится посредством гидравлики. Прямая связь между рулем и колесами отсутствует. В процессе принимает участие система патрубков и ГУР, по ним циркулирует топливо, которое подается насосом.

Жатка комбайна Нива СК-5 — одна из основных систем комбайна. Машина применяется для уборки кукурузы и других культур. Главными узлами жатки являются следующие:

  1. Корпус, на который фиксируют рабочие устройства. Он соединен с наклонной камерой при помощи подвесок и шарниров. К данной конструкции смонтирована телескопическая передача с выходом на ножи. Высота среза регулируется башмаками.
  2. Мотовило захватывает стебли и направляет их на шнек. Режущая кромка представляет собой ножевые пластины, которые двигаются в разные стороны. Сюда входят пластины трения и прижимные лопатки.
  3. Шнек представляет собой цилиндр со спиральными лентами, которые при вращении перемещают стебли в середину.
  4. Затем их подхватывает пальчик, направляющий все на плавающий транспортер. Конвейер с наклоном направляет зерно к молотилке.
  5. Там имеется 2 вала: ведущий и ведомый.
  6. Транспортировка осуществляется при помощи цепей.
  7. Подборщик убирает стебли и передает их на жатку.

Устройство и особенности эксплуатации

Ходовая часть Нива СК 5 имеет колесный тип с ведущими фронтальными (неуправляемыми) и ведомыми задними колесами (управляемыми). Отдельные модификации оснащаются полугусеничной ходовой частью. Мост ведущих колес включает коробку передач, бортовые редукторы, муфту сцепления и тормозную систему. Мост управляемых колес состоит из жесткой балки, обеспечивающей прочность конструкции, поворотных кулаков и трапеции с гидроцилиндром. Полуоси колес закрепляются при помощи шкворней и шарниров в торцах балки.

Все модификации серии Нива СК 5 оснащены клиноременным приводом – усилие от двигателя на вал коробки передач передается посредством вариатора (клиноременной передачи). Подобная система повышает возможности техники и позволяет менять передаточные числа. Процесс выполняется при помощи осевого смещения диска ведущего блока с использованием гидроцилиндра. В ходе перемещения диска в левую или правую стороны изменяется ширина ручья, что приводит к смещению ремня вглубь или выталкивании его к поверхности. Управление вариатором осуществляется из салона посредством ручки золотника гидрораспределителя. Заднее положение определяет минимальную скорость, переднее – максимальную скорость.

спецтехника оборудована 2 гидравлическими системами. Основная система обслуживает рабочие узлы комбайна. Она включает предохранительные клапаны, 2-сторонний гидроцилиндр вариатора ходовой, гидронасос типа НШ-32У, гидрораспределитель с 7 выходами, по 2 гидроцилиндра на подъем мотовила и жатки. В состав рулевой гидросистемы входят насос-дозатор, насос типа НШ-10Е, силовой цилиндр и гидрораспределитель. Системы имеют общий гидробак емкостью 14 л.

Рабочее оснащение представлено базовой жаткой, применяемой для скашивания и перемещения зерновой массы к молотилке. Доступна установка подборщика, для захвата скошенных стеблей из валков.

Жатка состоит из нескольких элементов:

  • корпуса с башмаками, к которому крепятся основные рабочие элементы. Корпус подвешивается к наклонной камере с использование специализированных подвесок и сферических шарниров;
  • мотовила, подводящего и поддерживающего стебли в процессе резки, а затем направляющего массу к шнеку. В основе элемента лежит вал с закрепленными на нем крестовинами, на которых установлены граблины (трубчатые валы с подпружиненными пальцами);
  • режущего аппарата, срезающего стебли в процесс работы. В его состав входят пальцевой брус с одинарными пальцами, дополненными противорежущими пластинами ножа, лопатки приводного и прижимных механизмов и пластины трения;
  • шнека, обеспечивающего сужение и подачу потока стеблей на транспортер. Элемент имеет форму цилиндра со спиральными лентами, приваренными к нему. При вращении ленты сдвигают массу в середину. По центру шнека установлен пальчиковый механизм, подталкивающий стебли к транспортеру;
  • плавающего транспортера, сопровождающего зерновую массу в молотилку от шнека. Транспортер находится в наклонном корпусе и включает валы со звездочками (ведущий и ведомый) и роликово-втулочные цепи со стальными планками;
  • подборщика, выполняющего подбор скошенной массы и перемещение ее на платформу жатки. Элемент применяется при раздельном комбайнировании. Перед его установкой предварительно демонтируют мотовило.

В ранних модификациях Нива СК 5 присутствует кабина оператора советского образца со «спартанскими» условиями работы. В салоне присутствует принудительная вентиляция, которая не спасает от сильной жары (кондиционера в таких кабина операторах не предусмотрено). Органы управления располагаются весьма удобно: рулевая колонка сразу перед оператором, рычаг переключения скоростей справа в полу. Педали выгрузки копны, тормоза, сцепления и стояночный тормоз опять же установлены в полу. Справа от кресла находятся переключатели и рычаги управления системами и механизмами машины (молотилкой, жаткой, выгрузкой бункера и другими элементами). Кресло оператора даже в ранних версиях подрессорено и имеет регулировки по росту и весу.

На современных версиях Нива СК 5 установлены более комфортные кабины оператора оператора. Шумо- и звукоизоляция здесь на порядок, допускается установка кондиционера.

Для чего применяется жатка?

Еще в прошлом веке людям доводилось собирать урожай с полей вручную. Это отнимало много времени и сил. Технический прогресс позволил облегчить человеческий труд, и теперь, вместо сотен рабочих достаточно иметь всего одну машину. Жатка является неотъемлемой частью любой сельхозтехники. Деталь представляет собой изделие из металла, которое закрепляется к машине и скашивает зерновые культуры.

Режущие механизмы изготавливают из нержавеющей стали или чугуна. Неподвижные части оснащены противорежущими пластинками. В состав основного ножа входят треугольные пластины. За счет вращательных движений и осуществляется резка растений. Основными функциями жатки являются:

  • скашивание выращенных культур;
  • транспортирование срезанных стеблей;
  • укладка урожая.

Дорогостоящие современные модели могут иметь дополнительные функции, которые значительно ускоряют и упрощают процесс собирания посевов. Одним из таких дополнений является обкос полей после сбора продукции. Жатку применяют для следующих культур:

  • подсолнух;
  • бобовые;
  • кукуруза;
  • свекла;
  • зеленый горошек и т.д.

Данное приспособление обеспечивает высокую производительность, автоматизацию и механизацию работ по сбору урожая, а также качественную укладку конечного продукта.

Для качественного среза жатки можно регулировать по высоте, частоте вращения вала, а также выдвигать назад или вперед режущие детали. Использование жатки позволяет сэкономить на оплате труда полевым рабочим, а также получить качественный продукт.

Описание модели

Новая Нива «Эффект» — это совсем не тот комбайн, к которому мы так давно привыкли. Несмотря на то, что «Эффект» по сути является прямым потомком СК 5, общего у них осталось относительно мало.

Он оснащен кабиной с абсолютно новым, современным дизайном: сюда включена шумоизоляция, анатомически правильное водительское кресло, кондиционер и отопление.

Кондиционер, кстати, включен во все комплектации комбайна по умолчанию, что не может не радовать будущих комбайнеров. Также им всегда приятно узнать, что количество шума, и пыли поступающих из вне уменьшено в разы, и они больше не влияет на здоровье трактористов так, как это было на старых комбайнах.

Удобное и главное правильное сидение позволит работать часами сидя в практически одном положении. Также, уменьшение вреда для водителя состоит в том, что все возможные последствия того, что водитель не двигается компенсируются правильностью, занимаемой им позы во время работы.

Ее удобность не зависит от того, чем именно в данный момент занимается водитель, поэтому все движения после длительной работы не вызывают дискомфорта, а нагрузка на спину и ее основание минимальны – больше не будет онемения и отеков. Улучшениям подверглись большинство узлов комбайна.

Старый способ соединения с помощью пайки был заменен на соединение с помощью врезных колец, что также позволило облегчить съем и монтаж этих частей.

Устройство

Устройство комбайна Нива СК 5 содержит ходовую часть, гидравлику и жатку. Ход комбайна обеспечивается мостом ведущих колес, мостом управляемых колес и вариатором. Для перемещения ведущих колес имеются такие основные узлы:

  •  коробка передач;
  •  муфта сцепления;
  •  дифференциал;
  •  КПП с тормозом;
  •  пара бортовых редукторов.

Коробка передач имеет три вала и систему шестерен. Коробка обеспечивает три передние передачи и одну заднюю. Водимые колеса соединены жесткой балкой. А также имеются поворотные кулаки и трапеция с цилиндром, работающим от гидропривода. Вариатор играет роль передатчика крутящего момента со шкива мотора на КПП. Происходит это за счет клиноременного механизма. Управление вариатором осуществляется оператором. Система гидравлики участвует в процессах управления основными элементами машины, опустошении бункера, осуществлении поворотных движений, наборе или снижении скорости. Система гидравлики делится на такие составляющие:

  •  насос;
  •  распределитель;
  •  насос для дозирования;
  •  поршневой цилиндр.

Зерноуборочный комбайн Нива СК 5м имеет основной элемент для уборки растений – жатку. Она содержит такие элементы:

  •  раму с башмаками;
  •  мотовило;
  •  аппарат резки;
  •  шнек;
  •  транспортерная лента плавающей разновидности;
  •  подборщик (используется при раздельном способе зерноуборки).

Схема комбайна Нива СК 5 подразумевает определенный ход работы:

  1.  наклоненные мотовилом растения срезаются и подаются в молотильно-сепарирующую систему после сужения;
  2.  в приемном битере происходит разделение на камни и основную массу зерновых культур;
  3.  в барабане зерна отделяются от колосьев;
  4.  полученная солома поступает на соломотряс;
  5.  после полного разделения зерно подается в бункер;
  6.  обработанная солома движется в копнитель, где уплотняется;
  7.  после набивки копнителя оператор выгружает копну;
  8.  копнитель закрывается.

СК 05 отличается высокой маневренностью и простотой контроля в непредвиденных обстоятельствах.

Жатка

Любой зерноуборочный комбайн содержит пять основных частей: жатку, молотилку, копнитель, ходовую часть и двигатель. Кроме того комбайн оснащается гидравлической системой, механизмами привода, органами управления и сигнализации.СК 5 «Нива»– это пример нестареющей классической схемы зерноуборочного комбайна, имеющей несущую молотилку и навесные жатку и копнитель.

Жатка скашивает хлебную массу и транспортирует ее в молотилку комбайна. Включает в свой состав корпус, мотовило, режущий аппарат, шнек и механизмы привода и регулировок. Корпус жатки шарнирным способом установлен на наклонной камере на центральном шарнире и подвесках. Подвеска регулируемая по длине служит для избежания перекосов жатки относительно молотилки. Основой жатки является сварной корпус. Сзади на нем имеются съемные опоры которые могут принимать рабочее или транспортное положение. Рабочее положение опор используют во время монтажа, ремонта и хранения. Внизу на корпусе расположены копирующие башмаки, которые служат передней опорой жатки в случае прямого способа уборки с копир. рельефа поля. Башмаки могут принимать любое из 4-х полож. тем самым регулируя высоту среза стеблей.

Кабина и рулевое управление

В старых моделях советского периода, условия в кабине комбайна были весьма, спартанские. Принудительная вентиляция хоть и присутствовала, была не способна спасти от жары, а о кондиционере тогда можно было только мечтать. Хотя нельзя не отметить что органы управления машиной располагались вполне удобно.

Рулевая колонка непосредственно перед оператором. В полу справа от колонки рычаг переключения передач, раздельные педали тормоза, педаль выгрузки копны, слева сцепление и стояночный тормоз. Справа от сиденья располагались рычаги и переключатели управления различными механизмами и системами комбайна: жаткой, молотилкой, выгрузкой бункера и т.д.

Сиденье подрессорено с регулировками по весу, в вертикальной и горизонтальной плоскости.

Стоит отметить, что в современных моделях комбайна кабина куда комфортнее. Обивка и звукоизоляция из современных, качественных материалов. Возможна установка кондиционера.

Рулевое управление.

Управляемые колеса на комбайне задние. Система управления полностью гидравлическая, с гидроцилиндром в рулевой трапеции.

История создания

Вся конвейерная «жизнь» этой машины связана с заводом «Ростсельмаш». Еще в конце 1950-х годов местные инженеры довели до конвейера самоходный СК-3. Для предприятия это был прорыв — до этого там выпускали только прицепные агрегаты. «Тройка» имела большие резервы, чем и воспользовались конструкторы, «выдавшие» в 1962 году более производительную модель СК-4. Она получилась на редкость удачной, собрав массу наград на различных агровыставках.

Столь успешное шасси и послужило основой для «пятерки». Ее разработка и обкатка заняли немало времени — первые серийные СК-5 выпустили лишь в 1970 году, и еще 3 года новинка выпускалась параллельно с уже знакомым комбайном.

Столько же времени понадобилось для доводки первого ходового экземпляра — «прототип» был готов еще в 1967 году.

Важно! Обкатка предусматривает два режима — без нагрузки (2,5 часа) и рабочий (60 часов). При первых холостых пусках дизелю дают поработать не более получаса. При более интенсивном цикле нагрузки постепенно увеличивают до 75 %, с обязательными осмотрами и обслуживанием по нормам ЕТО после каждых 10 часов

При более интенсивном цикле нагрузки постепенно увеличивают до 75 %, с обязательными осмотрами и обслуживанием по нормам ЕТО после каждых 10 часов.

Старания инженеров не минули даром — трудно найти человека, который бы хоть раз не видел этого «ветерана полей». Он выдержал множество модернизаций, а «свежие» экземпляры делают до сих пор. Комфортнее стала кабина, фирменный красный окрас заменили зеленым, а цифра в названии исчезла, сменившись словом «эффект». Но проверенная конструкция работает так же эффективно.

Переоборудование комбайнов «Нива» на гидростатику – вторая жизнь устаревших сельхозмашин

Ни для кого не секрет, что ходовой вариатор, которым оснащаются все из выше перечисленных модификаций «Нива» — наиболее уязвимая и изнашиваемая часть комбайна. При интенсивной уборке ресурса этой запчасти едва хватает на сезон, что создает неудобства в работе.

По последним оценкам, гидравлический ход имеет ряд «плюсов»:

  • большая скорость работы и передвижения;
  • плавность переключения коробки передач;
  • износостойкость.

В сравнении с приобретением нового комбайна, такая переделка «Нивы» обойдется в разы дешевле.

Для того, чтобы произвести капитальный ремонт ходовой части и установить гидростатику, понадобятся:

  • гидрокомплект – насос и гидромотор;
  • гидравлические шланги;
  • радиатор масляного типа;
  • фильтр с вакуумметром;
  • расходные материалы;
  • гидроемкость;
  • тросы;
  • первичный вал.

Ввиду сложности такого процесса лучше отказаться от переделки своими руками и обратиться к квалифицированным специалистам.

Общая информация

Самоходные зерноуборочные комбайны Нива впервые сошли с конвейера завода «Ростсельмаш» в 70-х годах прошлого века. Несмотря на прошедшие годы, этот комбайн до сих пор с успехом используется на полях нашей страны.

Принцип работы зернового комбайна прост. Основным рабочим инструментом является жатка. Она расположена впереди машины, через жатку скошенные колосья попадают в молотильный узел. Зерно очищается от грязи и отходов при помощи воздуха и решёток.

Кабина оператора расположена слева от молотилки. По анализу экспертов — это существенный недостаток конструкции. Оператор не может полностью контролировать шнек жатки.

За кабиной располагается бункер для зерна, а за ним двигатель. Зерновой комбайн работает на ременном приводе, то есть за движение всех узлов машины отвечают ремни.

Комбайн Нива СК-5

Колёса комбайна разного диаметра. За управление и поворот отвечают маленькие задние колёса. Передние колёса большого радиуса являются неуправляемыми. Соответственно для этой машины понадобятся шины разного радиуса.

Стоит отметить, что на зерновой комбайн советского образца, можно с успехом поставить шины от известных западных производителей.

Рассмотрим производительность зерноуборочных машин «Нива» на примере модели Ск-5.

Технические характеристики комбайна НИВА СК-5

Завод «Ростсельмаш» был основан в начале XX века. Это известное не только в родной стране, но и ближнем и дальнем зарубежье предприятие, когда-то выпускало комбайны Нива СК-5. Сейчас там производятся его модернизированные наследники.

Эта без преувеличений выдающаяся машина начала выпускаться с 1958 года в качестве модели СК-3. Производя ранее исключительно прицепные комбайны, завод сделал большой шаг вперёд, самостоятельно разработав первую самоходную уборочную машину. С того момента страна имела технику совсем иного уровня, современную и производительную.

1962 год был ознаменован следующим этапом развития машины. Началось производство усовершенствованной модели СК-4, которая отличалась на 25% увеличенной производительностью.

Последняя модель линейки — СК-5. Её начали изготовлять в 1973 году. Эта машина стала широко использоваться в качестве базы для различных узкоспециализированных и прочих модификаций. К примеру, она послужила основой для создания рисоуборочного комбайна, работающего на склонах до 30°.

Основные модификации модели:

  • СК-5А — с повышенной мощностью (до 120 л. с.).
  • СК-5АМ — мощность повышена до 140 л. с., трансмиссионная коробка смещена влево.
  • СК-5М-1 — на этот вариант установлена гидростатическая трансмиссия.
  • СКП-5М-1 — с опцией комплектования сменным полугусеничным ходом, чтобы работать на очень влажных почвах.
  • СКК-5 — является крутосклонной модификацией для возможности работы на склонах до 30°.

Комбайн Нива СК-5 — технические характеристики

Название уборочной машины расшифровывается как С – самоходный, К — комбайн и 5 — производительность в 5 килограммов в секунду. Другие характеристики:

  • Размеры комбайна Нива СК-5: 7607 мм в длину, 3930 мм в ширину, 4100 мм в высоту;
  • Вес — 7400 килограммов;
  • Мощность 114 киловатт/155 лошадиных сил;
  • Объём бака для топлива — 300 литров;
  • Камера наклонная — транспортер;
  • Ножи — 64 штуки;
  • Ширина жатки — 5 метров;
  • Соломотряс — 4 клавиши;
  • Длина элементов соломотряса — 3,6 метров;
  • Скорость выгрузки бункера — 40 л/сек, высота выгрузки — 2,9 метров;
  • Система очистки — двухрешетная;
  • Объём бункера — 3 тысячи литров;
  • Молотильный механизм представлен барабаном с вращением 2900 оборотов в минуту;
  • Диаметр молотильного аппарата — 0,6 метра.

Эксплуатация комбайна Нива СК-5

Удивительно, но в наше время, в эпоху высоких технологий и продвинутой электроники, всё больше аграриев останавливают свой выбор на простых и надёжных машинах. Они отличаются редкими поломками, доступностью запчастей, а отремонтировать их может любой сельский слесарь, не имеющий особых навыков и без специального оборудования. И, конечно же, самое главное преимущество Нива СК-5 — это цена и соотношение цены и качества. Это идеальный вариант для зон рискованного земледелия с полями низкой урожайности, в то время как дорогой комбайн будет в таком случае не в состоянии себя окупить.

Преимущества уборочной машины:

  • Компактные габариты и сравнительно небольшой вес, позволяющие работать на полях небольшого и среднего размера, где также может преобладать сложный рельеф.
  • Высокая производительность, обусловленная наклонной камерой и транспортером. Транспортер направляет зерно, неся минимальные потери.
  • Лёгкое управление и маневренность благодаря применению гидростатической приводной системы.
  • Комфорт для водителя. Современные модели оборудованы кондиционером, системой отопления, звуковой и вибрационной изоляцией.
  • Возможность установить различные элементы для операций с соломой, которая остаётся после уборки злаков.

Недостатки:

  • Приводные ремни быстро изнашиваются.
  • Жатка устанавливается довольно сложно, что делает процесс обслуживания достаточно трудоёмким.

Схема комбайна Нива СК-5

Уборочная машина состоит из: мотовила, режущего аппарата, шнека, пальчикового аппарата, наклонной камеры, приёмного битера, камнеуловителя, барабана, приставки деки, основной деки, отбойного битера, соломотряса, транспортной (стрясной) доски, пальчиковой (разравнивающей) решётки, верхнего решета, удлинителя верхнего решета, нижнего решета, скатной доски, зернового шнека, колосового шнека, зернового элеватора, колосового элеватора, верхнего (распределительного) колосового шнека, скатной доски удлинителя, половонабивателя, измельчающего барабана с ножами, противорежущего бруса, шнека измельчителя, вентилятора измельчителя, бункера, вентилятора очистки.

Покупка комбайна «Нива» СК-5: особенности выбора

Подавляющая часть этих комбайнов, уже довольно таки почтенного возраста, и это не может не отражаться на их состоянии. Поэтому в первую очередь смотрим на состояние рамы и прочих элементов конструкции, гнилая машина – это множество проблем в будущем.

Из механизмов осмотрите: состояние барабана, открыв боковые лючки он прекрасно просматривается на сквозь, можно оценить состояние бичей молотилки и подбарабанья; осмотреть снизу элеваторы, не должно быть значительной коррозии; оценить состояние двигателя и приводных ремней.

На вторичном рынке цена на комбайны «Нива» начинаются примерно со 100 тыс. все что ниже, так или иначе разукомплектовано. Цена свежего комбайна приблизительно 1,3-1,4 млн. руб.

Технические характеристики

Технические характеристики зерноуборочного комбайна Нива СК-5:

ХарактеристикиЕд. измеренияПоказатели
Габариты (размеры):
— длинамм7607
— ширинамм3930
— высотамм4100
Масса (вес)кг7400
Марка мотораММЗ/Д 260.1.36
МощностькВт/л.с.114/155
Объем топливной емкостил300
Частота вращения барабанаоб/мин2900
Количество ножейшт.64
Объем накопительного бункерал3000
Скорость разгрузкил/сек40
Высота разгрузким2,6
Система очисткидвухрешетная
Длина элементов соломотрясам3,6
Количество элементов соломотрясам4
Молотильный аппаратбарабан
Диаметр молотильного аппаратам0,6
Наклонная камератранспортер
Рабочая ширина жатким5

На видео комбайн в работе:

Двигатель

Двигатель комбайна, как и любой другой техники, это его сердце. Он обеспечивает работу всех систем машины и ее движение. СК-5 оснащался пятью различными двигателями: СМД-17К, СМД-18К мощностью 100 л.с. и СМД-19К, СМД-20К, СМД-21 мощностью в 120 лошадей.

Все модели – это четырехтактные, четырехцилиндровые дизеля, рядного исполнения. Последние три модели из представленных выше с наддувом. Воздух перед подачей в турбину принудительно охлаждается, что позволило качественно сжигать большее количество топлива в цилиндре, значительно повысив мощность.

Современные «Нива-Эффект» имеют более мощный, 155-и сильный Д-260. Этот двигатель обладает меньшим расходом топлива и увеличенным эксплуатационным ресурсом. Двигатель имеет хороший запас крутящего момента, что обеспечивает надежную работу даже при больших нагрузках.

Ходовая часть

Ходовая комбайнов «Нива СК-5» включает в себя мост ведущих и управляемых колес.

Мост ведущих колес. В него входят:

  • Коробка передач
  • муфта сцепления
  • дифференциал
  • КПП с тормозом
  • два бортовых редуктора
  • колеса.

Муфта сцепления установлена на приемном шкиве вала привода КПП. Ведомый диск муфты крепится на вал привада, а выжимной диск с помощью 12-и пружин прижимает его к внутренней поверхности шкива. При выключении сцепления специальная муфта надавливает на отжимные рычаги, освобождая тем самым ведомый диск, от выжимного и передает вращение на КПП.

Коробка передач. Снабжена тремя валами и набором шестерен. На приводном валу крепятся две подвижные шестерни(каретки). Первая включает 1-ю и заднюю передачи, а вторая шестерня 2-ю и 3-ю передачи. После того как передача включена, механизм блокировки фиксирует шестерни.

Мост управляемых колес представляет из себя: жесткую балку, поворотные кулаки, трапецию с гидроцилиндром, колеса

В торцах балки с помощью шарниров и шкворней крепятся полуоси колес. Ступицы крепятся к полуосям с помощью конических подшипников.

Трансмиссия

Все версии комбайна оборудованы клиноременным приводом. Это говорит о том, что момент от силового агрегата на вал КПП передается при помощи клиноременной передачи, так называемого вариатора. Это позволило улучшить возможность регулировки комбайна “СК-5 Нива”.

Вариатор используется для возможности изменения передаточного числа. Рабочий процесс осуществляется благодаря осевому смещению элемента с ведущего блока. В зависимости от положения дисков, изменяется ширина ручья, в зависимости от этого параметра изменяется радиус огибания ремня.

Управление осуществляется с кабины. В максимально выдвинутом положении ручки золотника – задается максимальная скорость, а когда он установлен в положение “назад” – минимальная.

Вариатор

Привод на комбайнах Нива клиноременный. Это значит, крутящий момент со шкива двигателя на шкив КПП передается посредством клиноременной передачи, при помощи вариатора.

Вариатор служит для изменения передаточного числа на ременной передаче. Осуществляется это с помощью осевого смещения диска ведущего блока, с помощью гидроцилиндра. При перемещении диска влево или вправо происходит изменение ширины ручья. Соответственно ремень либо смещается глубже, уменьшая диаметр, либо выталкивается к поверхности ручья, при этом диаметр его увеличивается.

Управляется вариатор из кабины, перемещением ручки золотника гидрораспределителя. До конца вперед максимальная скорость, назад минимальная.

Система гидравлики

В рулевой гидравлической системе: насос НШ-10Е, гидрораспределитель, насос-дозатор, силовой цилиндр. Гидробак на обе системы 14 л.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий