Характеристика и описание всех технических элементов большегрузного самосвала БелАЗ-540

Техническое оснащение

В базовой стандартной комплектации все самосвалы серии БелАЗ-7558 оснащены: предпусковым подогревателем охлаждающей жидкости двигателя; кондиционерно-отопительным блоком; системой комбинированного пожаротушения с дистанционным включением; автоматической централизованной системой смазки; системой видеообзора; системой предупреждения близости высоковольтных линий; системами контроля загрузки и дизтоплива; телеметрической системой контроля за давлением воздуха в шинах.

По отдельному заказу потребителя, есть возможность скомплектовать самосвал разными п объёму и по строению грузовыми самосвальными платформами – для обеспечения максимально возможного использования грузоподъёмности самосвала, в зависимости от плотности постоянно перевозимых грузов. Грузовые платформы могут быть оснащены футерованными днищами, которые защищены от износа – если перевозить предстоит в основном горные породы с высокими абразивными свойствами.

В перспективе, на карьерных самосвалах семейства БелАЗ-7558 можно будет использовать двигатели других производителей (не только фирмы «Камминз»), в том числе и моторов, которые работают не на дизтопливе, а на альтернативных источниках энергии (к примеру, на метане).

Белаз 75306 — отзыв владельца!)

Немного истории … На самосвалах марки БЕЛАЗ я работаю с 1991 года. Начинал на 40-ка тонниках ,потом 55-ки, затем 7 лет работал на 130-тонниках и вот теперь довелось поработать на 220-тоннике в качестве подменного, так что сравнивать его буду со 130-кой.

Итак, знакомьтесь! Это чудо называется БЕЛАЗ 75306 2012 г. в. . Машина собирается в Белоруссии , хотя ,белорусское там не все. Многие узлы и агрегаты в нем русские, импортные и еще непонятно, чьего происхождения.

Двигатель дизельный 16-ти цилиндровый марки «Cummins» . Он вращает тяговый генератор , который стоит позади него (обычно made in Татарстан или Новосибирск) , ток от тягового генератора поступает на тяговые эл. двигатели . Их два –левый и правый. Они в свою очередь через редуктора вращают задние колеса. Ну, вот примерно такой принцип работы.

Обратите внимание

Ход вперед и назад переключается обычным тумблером, который имеет 3 положения : вперед-нейтраль-назад. Все очень просто. Надо проехать вперед, щелкнул тумблер на положение «вперед» , снял с ручника , нажал на педаль газа и машина ,подождав примерно секунду, начинает ехать. Никаких переключений нет (что-то на вроде вариаторной коробки) . Уехать сможет любой , даже ребенок.

Остановить же данную «махину» немного сложнее. Для этого там есть две системы тормозов, т.е. две педали тормоза. Одна- это «динамика» т.е.

торможение производится электродвигателем (ей все время и пользуешься) и только когда скорость упадет до самого минимума , нажимаешь на другую педаль тормоза – гидравлический тормоз, как у всех обычных авто. Есть еще и стояночный тормоз-обычный ручник.

Кстати, на каждое колесо у этого «монстра» стоит по 4 суппорта, соответственно по 8 колодок. Такой же принцип управления и на 130-ти тоннике , только там все в размерах меньше и стоит по 2 суппорта на каждое колесо.

Панель приборов типа «оптитрон» имеет 2 положения подсветки «день» и «ночь» , что очень удобно.

Еще кабина оборудована радиостанцией , двумя камерами заднего вида и компьютером системы «Карьер», на котором отражается время, скорость, количество топлива в баке, количество сделанных рейсов, тоннаж и всякая прочая хрень.

Почти точно такая же кабина и на 130-ти тоннике . Есть штатное место для установки колонок и майфуня , но с завода они не идут, ставим сами.

Теперь по работе.

Важно

Работать на нем , на мой взгляд, полегче, чем на 130-ке. Меньше суеты , все размеренно и потихоньку. На 130-ти тонниках же летают, как на самолетах, поэтому , все время там в напряжении.

Но есть и особенности. Если 130-ти тонник в грязь или гололед еще хоть как-то управляется, то 220-тик – это как корова на льду. Очень трудно его славить при заносе , особенно на спусках. Учитывая, что в кузове везешь 220 тонн, а иногда и по 250 тонн груза, очко бывает «играет» и морщится так, что кажется, иголка туда не пролезет. Но все дело — привычка, ведь человек ко всему привыкает.

На данный момент у нас в автопарке 4 таких «монстра» , но говорят, что придёт еще 6 штук . Так что, будем работать дальше, до пенсии еще далеко.

Ну и на последок некоторые технические характеристики :

— Максимальная скорость 36 км/ч;

-Масса пустого самосвала 156 тонн;

-Полная масса – 376 тонн;

-Емкость кузова (без нашивок) 105 кубических метров;

-Топливный бак 2900 литров Д.Т.;

-Система охлаждения (тосол) 720 литров;

-Гидросистема 790 литров масла;

-Система смазки 290 литров масла;

-ТО-через 250-300 моточасов (примерно 1 раз в неделю).

Ну вот вроде бы и все , наверняка многое упустил… Спасибо, что дочитали до конца!

Источник

published on according to the materials

Запись взята с сайта .

Опубликовал: Инга Прознич

Технико-эксплуатационные параметры

Технические характеристики машины следующие:

Индекс модели 540 540А
Годы выпуска С 1965 по 1975 гг. С 1967 по 1975 гг.
Собраны Белорусский автозавод
Назначение Большегрузный карьерный самосвал
Геометрические параметры по крайним точкам ДхШхВ, м 7,25х3,48х3,58
Перевозимый груз, т 27
Вес готового к эксплуатации автомобиля, т 21
Вес загруженного автомобиля, т 48
База колес, м 3,550
Клиренс, мм 475
Размерность шин колес 18,00-25
Потребление горючего на пробег в 100 км, л 100
Скоростной параметр, км/ч 55
Силовой агрегат Д-12А ЯМЗ-240
Литраж цилиндровой группы, л 38,88 22,3
Параметр мощности при номинальных оборотах, л. с. 375 360
Сжатие смеси, степень 16,5 16,5
Разворот на диаметре, м 16
Объем бака для горючего, л 400

Двигатели грузовиков БелАЗ-75581 и других моделей серии БелАЗ-7558

На модели БелАЗ-75581 и БелАЗ-75585 устанавливают дизельные четырёхтактные дизельные двигатели фирмы Cummins, модель QST 30-C. У этих моторов V-образное расположение цилиндров, непосредственный впрыск дизтоплива, газотурбинный наддув и промежуточное охлаждение наддувочного воздуха.

  • Количество цилиндров двигателя – 12;
  • Рабочий объём цилиндров – 30 литров;
  • Диаметр цилиндра – 140 мм;
  • Ход поршня – 165 мм;
  • Наибольший крутящий момент – 4630 Н*м, при 1300 об/мин;
  • Удельный расход дизтоплива, при номинальной мощности – 199 г/кВт*ч;
  • Мощность силового агрегата – 783 кВт (или 1065 л. с.), при частоте оборотов 1900 об/мин.

БелАЗы-75583 также оснащают дизелями Cummins KTA 38-C – такой же мощности, что и мотор QST 30-C.

Все данные двигатели снабжены электростартерным пуском, сухими трёхступенчатыми воздушными фильтрами с автоматическим удалением пыли. Для облегчения запуска дизеля в холодные времена года к нему прилагаются предпусковой подогреватель охлаждающей жидкости и фильтр грубой очистки, с функцией предварительного подогрева дизтоплива. Это в значительной степени повышает рабочий ресурс и долговечность мотора.

Дизельные двигатели имеют электронное управление впрыском и центральную отключаемую крыльчатку системы охлаждения. Они создают высокую удельную мощность, а соответственно и скорость самосвала на подъёмах, а также отличную топливную экономичность.

Система смазки у двигателей БелАЗов 7558-й серии – циркуляционная, под давлением, с «мокрым» поддоном. Система охлаждения – жидкостная, с принудительной циркуляцией, одноконтурного типа. Охлаждение масла производится посредством водомасляного теплообменника. Система предпускового подогрева – жидкостная. Система запуска – электростартерная. Напряжение в системе электрического оборудования составляет 24 Вольта.

Двигатели Cummins QST 30-C и Cummins KTA 38-C соответствуют требованиям по выбросу вредных веществ «стандарт Tier-2».

Выпуск отработавших выхлопных газов производится через теплоизолированные трубопроводы и металлические рукава оригинальной конструкции в газоприёмник – в целях обогрева грузовой платформы.

Серьёзная удельная мощность дизельных силовых установок, а также применение на грузовиках электрического привода переменного тока четвёртого поколения дают данным самосвалам возможность свободно развивать скорость до шестидесяти километров в час.

Обзор карьерного самосвала БелАЗ-540

У этого термина существуют и другие значения, см. БелАЗ.

У этого термина существуют и другие значения, см. Торпедо-БелАЗ.

БелАЗ-540А
Производитель СССРБелорусский автомобильный завод, г. Жодино
Годы производства1967—1985
СборкаБелАЗ
Класс карьерный самосвал
Тип кузова грузовик
автоматическая, гидромеханическая, 3-ступенчатая
Длина7250 мм
Ширина3480 мм
Высота3580 мм
Клиренс 0,48 м
Колёсная база3550 мм
Колея задняя2400 мм
Колея передняя2800 мм
Масса 20,92 т
Грузоподъёмность 27 т

← БелАЗ-540

БелАЗ-7522 →

БелАЗ-540А — советский большегрузный самосвал для перевозки грунта, вскрышных пород и руды на стройках и карьерных разработках.

История

Работа над новым большегрузным самосвалом, призванным заменить устаревший МАЗ-525, началась в только что созданном КБ Белорусского автомобильного завода в Жодино в конце 1950-х годов. В это время в мировой практике начали появляться карьерные самосвалы особой компоновки, отличавшиеся от классических самосвалов наличием одноместной кабины, сдвинутой влево, большим моторным отсеком в правой части и более рациональным кузовом ковшёвого типа. Всё это позволяло значительно повысить грузоподъёмность таких машин, увеличить их производительность, манёвренность, а также создавать целый ряд самосвалов перспективной грузоподъёмностью до 75 тонн и выше. Оригинальный и запоминающийся дизайн будущего автомобиля был разработан художником-конструктором Валентином Сергеевичем Кобылинским. Первый опытный образец (имевший четыре головные фары) был построен на заводе в 1961 году. Его можно увидеть в известной советской кинокомедии «Королева бензоколонки» (1962). Успешно пройдя испытания, новый БелАЗ-540 был рекомендован к производству, которое началось в 1965 году. В 1967 году начался выпуск более совершенной модификации БелАЗ-540А. Автомобили эти были очень востребованы по всему СССР, а также отправлялись на экспорт. Производство модели 540А продолжалось почти два десятилетия, пока в 1985 году она не была заменена на более совершенную 30-тонную модель БелАЗ-7522.

Описание

Самосвал эксплуатируется на специально построенных дорогах. Это был грузовой автомобиль с гидропневматической подвеской колёс, объединёнными гидросистемами усилителя руля (ГУР) и подъёмника кузова, установлены винтовой рулевой механизм, гидромеханическая трансмиссия, пневмогидравлическая подвеска заднего и переднего мостов. В кузов загружалось до 15 кубометров груза.

Рабочие технические характеристики

  • радиус поворота (по колее внешнего переднего колеса) – 8,5 м.
  • угол опрокидывания кузова – 55°
  • время опрокидывания гружёного кузова – 25 сек.
  • запас топлива – 400 л.
  • число мест в кабине – 1

Это первый советский автомобиль, удостоенный Государственного знака качества.

Источник

Кузов и рама

Рама и различные кузовные элементы рассматриваемого самосвала – настоящее достижение завода, выпустившего модель БелАЗ-75710. Все детали выполнены из высокопрочной легированной стали.

Это позволяет не беспокоиться о том, что металл может прогнить. Элементы конструкции соответствуют стандартам ISO 3449, поэтому эксплуатировать данную технику можно без опасений.

Сам кузов, в котором осуществляется перевозка материалов, представляет собой сварную конструкцию, оснащенную системой безопасности FROPS, и имеет следующие рабочие характеристики:

  • давление в гидравлической системе – 26 МПа;
  • время подъема кузова с полной нагрузкой – 26 с;
  • время опускания – 20 с.

Данные параметры позволяют осуществлять довольно быстро не только транспортировку, но и разгрузку. Операция может быть выполнена менее чем за 30 с.

Также на кузове имеется специальный защитный козырек, который делает эксплуатацию грузовика безопасной. Это позволяет предотвратить возможные несчастные случаи.

Кузов оснащается устройством механической блокировки, что дает возможность зафиксировать его в одном положении на неограниченное время. Поднимается вся платформа с помощью специализированных телескопических цилиндров.

Они имеют в своей конструкции две ступени (присутствуют стадии двойного действия).

Кабина оснащается специальными ребрами жесткости, которые выполнены из высокопрочной стали. Они позволяют ей выдерживать довольно внушительную нагрузку. Присутствует система безопасности ROPS:

  • она активируется гироскопом, который осуществляет мониторинг крена самосвала;
  • при превышении допустимых значений раскидывается специальный надувной навес над водителем и пассажиром;
  • активируются специализированные преднатяжители ремней безопасности.

Даже если машина перевернется, водитель и пассажир будут в безопасности.

Сиденье оператора очень просто регулируется, достаточно одной рукой потянуть за рычаг под креслом.

Эксплуатационные характеристики кабины удовлетворяют всем требованиям, которые установлены для данного вида техники:

  • общий уровень вибрации на кузове самосвала составляет не более 115 дБ (А);
  • уровень вибраций и шумов в кабине составляет не более 80 дБ (А);
  • местный уровень вибрации равен 126 дБ (А).

Технические характеристики

БелАЗ-540
Производитель:Беларусский автомобильный завод.
Годы пр-ва:1965-75 гг.
Сборка:БелАЗ
Класс:Большегрузный.
Длина:7250 мм.
Ширина:3480 мм.
Грузоподъемность:27000 кг.
Масса в снаряженном состоянии:20925 кг.
Полный вес:48000 кг.
База:3550 мм.
Минимальный дорожний просвет:475 мм.
Размер шин:18,00-25
Расход топлива:100 л/100км.
Максимальная скорость:55 км/ч.
Двигатель:БелАЗ-540 А: ЯМЗ-240, дизельный, V-образный, четырехтактный, двенадцатицилиндровый
Объем двигателя:22.3 л
Степень сжатия:16.5
Максимальная мощность:360 л.с.
Степень сжатия:16.5
Главная передача:Центральная, одинарная и планетарные редукторы в ступицах колес
Рулевой механизм:Двухступенчатый: винт-гайка на циркулирующих шариках и рейка-зубчатый сектор; с гидроусилителем

Двигатель

540-я модель комплектовалась 12-цилиндровым четырехтактным дизельным мотором Д-12А (танковый В-2).

С 1967 г. на модели 540А появился четырехтактный V-образный агрегат Ярославского моторного завода ЯМЗ-240. Безнаддувный с 12-ю цилиндрами объемом 22,3 л, с системой питания из насосных агрегатов низкого и высокого давления.

Расход горючего сократился со 125 литров до 100 на пробег в 100 км, существенно уменьшилось потребление смазочных материалов. Унификация с ярославскими моторами 236 и 238 моделей создала условия более эффективной эксплуатации ЯМЗ-240.

Система охлаждения дизеля, работающего в нагруженном режиме, состоит из водяного и масляного радиаторов шестирядной конструкции, обдуваемых двумя производительными вентиляторами.

Подвеска

На самосвале применили гидропневматическую подвеску для переднего и заднего моста. Передняя балка оснащена 2 цилиндрами, ограничителями хода и набором продольных и поперечных штанг. Задняя подвеска включает в себя 2 цилиндра, продольные штанги и дополнительную вилку. Тяги воспринимают усилия, передаваемые осью на раму.

В состав пневмогидравлического цилиндра входит газовая рессора поршневого типа, гидравлический амортизатор и система клапанов. В качестве газа используется сжатый азот.

Трансмиссия и рулевое

Трансмиссия — гидромеханическая; число передач — 3+1, главная передача одинарная и планетарные редукторы в ступицах колес. Силовая передача тоже стала нововведением в советском автопроме. В ней применен промежуточный трёхвальный повышающий редуктор для привода гидротрансформатора, сам гидротрансформатор, гидромеханическая КПП и кардан к ведущему заднему мосту.

Рулевое управление облегчено гидроусилителем. ГИР – разделённого типа. Насос ГИР запитан в общую гидросистему, от которой запитаны и насосы кузовного подъёмника. При внеплановой остановке мотора есть запасной вариант привода насосов, он осуществляется от ведущих колёс грузовика. Рулевой механизм двухступенчатый: винт-гайка на циркулирующих шариках и рейко-зубчатый.

Гидротрансформатор – одноступенчатый, снабжен двумя реакторными колёсами с лопастями из алюминия. КПП 3-ступенчатая, на два вала, с фрикционным переключением передач. Для включения любого режима масло через насос с помощью золотникового механизма, от механического привода на рулевой колонке, передается к нужным фрикционам.Гидротрансформатор смягчает нагрузки, увеличивает срок службы шасси. Задний мост автомобиля обычный: с планетарными редукторами передающими движение на колеса и единой главной передачей.

Тормозная система

Тормозная система – пневматическая с тормозами барабанного типа на колесах. Устройство состоит из:

В качестве тормоза-замедлителя используется пара заслонок в трубе выпуска мотора.

Электрооборудование

Электрическая схема построена по 1-проводной схеме, с подключением отрицательных выводов батареи и потребителей на кузов автомобиля. На самосвале применялись 4 аккумуляторные батареи, соединенные попарно. При включенном моторе источником напряжения является генератор переменного тока, работающий совместно с реле-регулятором.

Самым мощным потребителем электроэнергии является система запуска силового агрегата. Мощность стартера составляет 15 л.с. (для мотора Д12А) и 9,5 л.с. (для ЯМЗ-240). В конструкции самосвала имеется несколько электродвигателей, используемых для привода насосов и вентиляторов системы отопления. На автомобиле установлены фары головного освещения, подфарники, указатели направления поворота и задние фонари.

Ходовая часть

БелАЗ-7555 всех модификаций оснащается ведущим мостом, который состоит из следующих основных деталей:

  • конической передачи, одноступенчатой;
  • дифференциала;
  • сателлитов (в количестве четырех штук);
  • планетарных передач колесного типа.

Также в конструкции грузовика присутствует карданная передача. Она состоит из:

  • карданных валов (открытого типа);
  • подшипников (игольчатого типа);
  • защитного ограждения;
  • упругой муфты.

Особенно интересна конструкция колес рассматриваемого карьерника. Они оснащаются шинами с агрессивным протектором, который позволяет с легкостью передвигаться даже в очень сложных условиях: при выпадении большого количества осадков, наличии толстого снежного покрова и корки льда.

Сами шины являются бескамерными, пневматического типа. Обозначаются как 24.00R35 (в соответствии со стандартом Евро 4). Номинальное давление внутри – 0,65 МПа.

С данными шинами используется обод, имеющий маркировку 17.00-35/3.5.

Задний мост механического типа. Он состоит из следующих основных частей:

  • главной передачи (имеет всего одну ступень);
  • дифференциала (конического типа);
  • планетарных передач (колесных).

Подвеска, применяемая в БелАЗе-7555, является зависимой как от переднего, так и от заднего моста.

Пневмогидравлические цилиндры заполняются маслом и азотом в равных долях. На переднем и заднем мосту находится по паре таких амортизаторов.

Величина хода поршня в цилиндрах:

  • передних – 300 мм.
  • задних – 270 мм.

БелАЗ оснащается гидромеханической трансмиссией, которая состоит из следующих основных составных частей:

  • гидротрансформатора;
  • коробки передач (четырехвальной);
  • микропроцессорной системы (обеспечивает защиту от перегрузок и управляет механизмами);
  • системы аварийного управления.

Коробка передач, устанавливаемая в грузовик, маркируется как ГМП 6+1.

Устройство

Основу конструкции БелАЗ 75131 составляет сварная рама из низколегированной стали. В местах наибольших нагрузок используются литосварные элементы. Кузов автомобиля имеет сварную ковшовую конструкцию и оборудован механизмом обогрева отработанными газами и защитным козырьком. Также присутствует система механического застопорения, камневыталкиватели и камнеотбойники. В начальной комплектации устанавливаются:

  •  система отопления и кондиционирования;
  •  система комбинированного пожаротушения, дополненная дистанционным включением;
  •  система видеообзора;
  •  сигнализация, оповещающая о приближении к высоковольтной линии;
  •  система контроля загрузки;
  •  система контроля давления в шинах.

БелАЗ 75131 – заднеприводный самосвал с 2 тяговыми электромоторами, воздействующими на ведущие колеса. Мотор и колесо фактически представлены одной конструкцией (неслучайно их называют электромотор-колесо). Задняя подвеска является зависимой с продольными рычагами с центральным шарниром. Передняя подвеска также зависимая с поворотными кулаками, закрепленными на передней балке посредством шкворней. В задней и передней подвеске присутствуют цилиндры-амортизаторы, но спереди они не взаимозаменяемые и отличаются по габаритам.

В сочетании с зависимым механизмом направляющего аппарата подвеска БелАЗ 75131 обеспечивает плавный ход и устойчивость на дороге. Используемая в конструкции кинематическая схема позволяет направлять усилие к ступицам колес сразу от первого и второго рядов редуктора, что сокращает нагрузки и увеличивает ресурс работы.

В автомобиле используется бесступенчатая электромеханическая трансмиссия, в состав которой входят электропривод переменно-постоянного тока, дополненный тяговым генератором, микропроцессорная система управления, редукторы связки электромотора и колеса (двухступенчатые с прямозубыми шестернями), элементы регулирования и приборы контроля. Конструкция трансмиссии исключает элементы и узлы, подвергающиеся механическому износу.

Гидравлическая система БелАЗ 75131 сочетает в себе гидросистемы рулевого управления, опрокидывающего механизма и тормозов. За счет этого удалось унифицировать гидропривод и уменьшить число узлов. Использование регулируемых насосов, оборудованных автоматами разгрузки, позволяет отказаться от радиаторов охлаждения. Эффективность работы гидросистемы впечатляет: опускание платформы выполняется за 18 секунд, поднятие – за 20 секунд.

На всех колес автомобиля установлены дисковые тормозные элементы с гидравлическим приводом. В системе присутствуют 2 раздельных контура и система авторегулировки величины зазора. Помимо традиционных тормозов, имеется вспомогательный электродинамический тормоз, где торможение выполняется системой «электромотор-колесо».

БелАЗ 75131 сделан в классическом для аналогичной техники форм-факторе, предусматривающем массивную головную часть, кабину с высокой посадкой, смещенную в левую часть, и объемный кузов.

Кабина БелАЗ 75131 оборудована каркасом безопасности и отвечает нормам стандарта ROPS, что позволяет использовать самосвал не только в России, но и в зарубежных странах. Двери открываются в обратную сторону. Водительское пневмо-подрессоренное кресло имеет несколько механизмов настройки и отличается высоким уровнем комфорта. Дополнительное кресло предельно простое с возможностью складывания. Рядом с сиденьем водителя находится столик, позволяющий принимать пищу. КПП в салоне отсутствует, но есть селектор выбора режима эксплуатации (реверсор). Также присутствует третья педаль, являющаяся электродинамическим тормозом. Рулевое управление – 2-контурное гидрообъемное.

Это интересно: ТОП-2 модели БелАЗа-7540 (Belaz) их технические характеристики и модификации: разбираем суть

Гидравлика грузовика БелАЗ-75581

Гидравлическая система привода рулевого управления, тормозной системы и опрокидывающего механизма – соединённая, позволяющая упростить и унифицировать гидропривод.

Привод гидравлического насоса переменной производительности производится от выходного фланца тягового генератора, без привлечения дополнительного редуктора, что снижает потери в мощности и исключает из конструкции радиатор для охлаждения гидропривода; способствует достижению ресурса гидронасосов до ремонта, с учётом внедрённой дополнительной системы фильтрации масла – не меньше 25-30 тысяч моточасов.

Цилиндры подъёма самосвального кузова – телескопического типа, трёхступенчатые, с одной ступенью двойного действия.

Масляный насос – аксиально-поршневой, переменной производительности.

Время подъёма самосвального кузова: 21 секунда; время опускания кузова – 19 секунд. Максимальное давление в гидравлической системе составляет 18 МПа. Наибольшая производительность гидронасосов при 1900 об/мин. равняется 474 дм3 в минуту. Степень фильтрации составляет 10 мкм.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий