Двигатель Д-242: технические характеристики

Кривошипно-шатунный механизм

Основные детали кривошипно-шатунного механизма – это коленвал, поршни с поршневыми кольцами и пальцами, шатуны, коренные и шатунные подшипники, маховик.

Коленчатый вал изготовлен из стали, имеет 5 коренных и 4 шатунные шейки. В шатунных шейках коленвала есть полости для дополнительной центробежной очистки масла. Полости шеек прикрыты резьбовыми заглушками.

Осевое усилие коленвала воспринимается 4-мя полукольцами, которые установлены в расточках БЦ и крышки 5-го коренного подшипника. Для уменьшения нагрузок на подшипники от сил инерции на 1-й, 4-й, 5-й и 8-й щеках коленвала имеются противовесы. Спереди и сзади коленчатый вал уплотнён манжетами. На передний конец вала установлены шестерни привода газораспределения, масляного насоса; шкив привода водяного насоса и генератора. На заднем фланце вала закреплён маховик.

Поршень сделан из алюминиевого сплава. В его днище сделана камера сгорания. В верхней части поршень снабжён 4-мя канавками (поршень Д-245 – тремя).

Поршневой палец – полый, изготовленный из хромоникелевой стали. Осевое перемещение пальца в бобышках поршня ограничено стопорными кольцами. Шатун – из стали, двутаврового сечения. В верхнюю его головку запрессована втулка. Для смазки поршневого пальца в верхней головке шатуна и втулке имеются отверстия.

Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленвала сделаны из биметаллической полосы. На дизелях использованы вкладыши коренных и шатунных подшипников 2-х размеров, в соответствии с номиналом шеек коленчатого вала.

Маховик сделан из чугуна, прикреплён к фланцу коленвала болтами. На маховик напрессован стальной зубчатый венец.

Дизельный двигатель Д-242

Прежде чем рассмотреть технические характеристики двигателя Д 242, следует более подробно ознакомиться с характерными особенностями моторов этой модели. Они были разработаны Минским Моторным Заводом и предназначены для использования в конструкции популярных видов тракторной техники, например, МТЗ или ЮФЗ.

Агрегаты относятся к категории дизельных, отличаются низким уровнем потребления топлива, что позволяет значительно снизить затраты на эксплуатацию. На территории РФ, а также стран СНГ можно без особых проблем приобрести запчасти для этой модели, а их цена позволяет свести к минимуму расходы на ремонт изделия.


Двигатель используется на различных видах техники

Описание

Если ознакомиться с фото подобного механизма, можно сделать вывод, что дизельный двигатель МТЗ модификации Д-242 представляет собой переработанную версию базовых моделей, которых в линейке сразу 2 — Д-243, а также Д-245. К числу основных отличий рассматриваемой модификации от базовых аналогов целесообразно отнести следующие особенности:

  • коленвал лишен противовесов;
  • вентилятор диаметром 45 см;
  • шкив коленвала обладает диаметром 17см.

Помимо стандартной 242-ой модели, широкое распространение получила её «Л» версия, которая несколько отличается по своему техническому устройству. Главным отличием представляется наличие пускового двигателя, который используется для более стабильного, уверенного запуска силового агрегата в условиях низких температур.

Нередко встречается модель 71Т, которая предусматривает наличие турбонаддува, что делает устройство значительно более эффективным, технически совершенным и надежным.

Устройство Д-242

Изучая ДВС д242, необходимо рассмотреть основные элементы его конструкции. Он представляет собой 4-х тактный мотор, работающий на дизельном топливе, предусматривающий рядное расположение цилиндров. Устройство работает по принципу непосредственного впрыска топлива, а для его последующего воспламенения используется сжатие.

Стандартная версия мотора лишена механизма турбонаддува, ввиду чего несколько уступает по рабочим показателям более продвинутой турбированной версии. Поскольку силовой агрегат был спроектирован для эксплуатации в конструкции популярных моделей тракторной техники, он рассчитан на интенсивный режим работы.

Основными элементами конструкции является:

  • корпус;
  • коленвал;
  • стартер;
  • блок цилиндров;
  • поршневая группа;
  • маховик;
  • вентилятор.


Двигатель имеет несколько модификаций

С целью предотвращения перегрева, который является острой проблемой, особенно в жаркое время года, конструкция изделия предусматривает наличие системы жидкостного охлаждения. Необходимо отметить, что мотор Д 242а прослужит длительное время при условии надлежащего обслуживания.

Оно предусматривает выполнение ряда действий:

  • контроль уровня масла каждую рабочую смену с помощью специального масломера;
  • удаление загрязнений из фильтра грубой очистки — выполняется каждые 125 рабочих часов;
  • проверка степени натяжения ременного механизма вентилятора — через 125 часов работы;
  • качество и количество масла в системе воздухоочистителя;
  • очистка центробежного фильтра.

Трактор МТЗ-80: технические характеристики

Тракторы МТЗ-80 доступны в нескольких модификациях, различных по характеристикам устойчивости на крутых склонах, типом пневматических шин, передаточными числами коробки переключения передач и другими деталями. По данным статистики, МТЗ-80 являются, наряду с тракторами Т-40 и бульдозером ДТ-75, самыми массовыми машинами на постсоветском пространстве.

Двигатель трактора МТЗ-80

В новой разработке Минского тракторного завода подошли к вопросу замены двигателя серьезно. МТЗ-80 получил принципиально отличный от предшественников силовой агрегат заводского производства Д-240. Это четырехтактный четырехцилиндровый дизельный мотор типа 4Ч11/12,5. К особенностям агрегата относится полуразделенная камера сгорания в поршне.

Д-240 охлаждается жидкостной системой и в некоторых моделях тракторов дополняется предпусковым подогревателем марки ПЖБ-200Б. В первоначальном варианте исполнения мотор выдавал 75 л.с./55,16 кВт мощности. В доработанной версии двигатель получил 80 л.с./59,25 кВт. Рабочий объем четырех цилиндров равняется 4,75 литрам.

Силовой агрегат запускается электростартером или пусковым двигателем марки ПД-10 с рабочей мощностью 10 л.с. Запуск осуществляется при заблокированном пуске или включенной передаче. Система питания трактора МТЗ-80 представлена комплексом из топливного бака, топливных фильтров тонкой и грубой очистки, топливоподающих насосов высокого и низкого давления. Система дополняется топливными проводами низкого и высокого давления, а также форсунками системы подачи и очищения воздуха.

Номинальная частота вращения коленвала двигателя достигает 2200 оборотов в минуту. Диаметр цилиндра Д-240 равен 110 мм, ход поршня 125 мм. При максимальной мощности силовой агрегат расходует 242 г/кВт*ч топлива. Снабжение мотора обеспечено 130-литровым топливным баком. Для обеспечения работоспособности трактора производитель предусмотрел запас крутящего момента в 15 %.

Трансмиссия

Коробка передач трактора МТЗ-80 доступна только в механическом исполнении. КПП девятиступенчатая, двухдиапазонная, оснащается понижающим редуктором. В результате трактор может двигаться на 18 скоростях вперед и на четырех назад. Сцепление трактора МТЗ-80 работает на однодисковой сухой муфте постоянно замкнутого типа.

Допускается установка ходоуменьшителя опционально. Часть машин, сошедших с конвейера после 1985 года, оснащается гидроуправляемой коробкой передач с функцией переключения под нагрузкой. Особенностью такой коробки является возможность выбора любой из четырех передач в каждом из четырех диапазонов без активного использования муфты сцепления.

МТЗ-80 — заднеприводная модификация. Зданий мост оснащается антиблокировочным дифференциалом с функцией отключения. Тракторы старого образца управляются с помощью механической ножной педали. Более поздние версии получили гидравлическое управление блокировкой. Переключатель режимов располагается на приборной панели. Диапазон скоростей движения МТЗ-80 на девятиступенчатой КПП составляет 1,89-33,4 км/ч.

Тормозная система трактора МТЗ-80

Управление тормозами МТЗ-80 представляет собой комплексную систему из:

  • рабочей;
  • вспомогательной;
  • стояночной;
  • запасной тормозных систем.

Рабочая отвечает за замедление и полную остановку машины. Стояночная — гарантирует устойчивость на уклонах. Длительное поддержание скорости на уклоне осуществляется посредством вспомогательной тормозной системы. Запасная предусмотрена для использования при возникновении неисправностей в рабочей тормозной системе. МТЗ-80 комплектуется управлением тормозами с механическим приводом и пневматическим тормозом прицепного устройства.

1 Устройство двигателя МТЗ

Первые двигатель МТЗ поступили на Минский тракторный завод в 1948 году. В процессе модернизации конструкцию и функциональность двигателя удалось улучшить. При этом производство агрегатов помимо Белоруссии было налажено в соседних России и Украине.

Двигатель от МТЗ 80

Продукцию завода представляет двигатель на трактор и двигатель для минитрактора. Исходя из этого, определяются габариты, мощность и конструкция агрегатов. Независимо от модели двигателя МТЗ, корпус всех агрегатов выполняется из чугуна. Продукция минского завода работает на дизельном топливе.

Цилиндры фиксируются в четыре гильзы, установленные в корпус в вертикальной плоскости. Эти гильзы сделаны из прочного чугуна, который не подвержен коррозии и стачиванию в процессе работы. Низ гильз выстилается резиновыми прокладками. Между корпусом блока цилиндров и гильзами есть небольшой промежуток. В этой полости к каждому цилиндру выходит канал, через который туда поступает охлаждающая жидкость.

Полость каждой гильзы отделяется от остальных вертикальной перегородкой. Таких перегородок в двигателе – 3. В каждой из них и в противоположных стенках блока цилиндров расположены отверстия с подшипниками. Через эти подшипники проходит коленчатый вал.

Внизу блока цилиндров расположен картер из сплава алюминия, который предназначается для сбора отработанного масла. Над картером справа и сверху есть отверстия. Они служат для установки втулок распределительного вала. Через двигатель на минитрактор проходят подводящие каналы для транспортировки масла из бачка в подвижные органы.

Двигатель МТЗ 245

Поверх корпуса двигателя устанавливается специальная головка цилиндров со специальной прокладкой. В верхней части располагаются гнезда под механизм клапанов, отвечающих за впуск топлива и выпуск отработанных газов. Сверху головка накрыта специальной крышкой.

Щуп, в свою очередь, отвечает за подачу топлива в цилиндры. На задний лист размещены два фланца, один отвечает за фиксацию муфты сцепления, второй проводит коленчатый вал.

Передняя часть блока цилиндров оборудована крышкой и щитом распределения. Последний отвечает за правильную фиксацию масляного и топливного насосаи за расположение других составляющих. И крышка, и щит фиксируются на блоке двумя штифтами, исключающими смещение и шатание.

В некоторых моделях агрегата, предназначенных для трактора МТЗ, также установлен подогреватель двигателя. Подогрев двигателя необходим для безопасной работы в зимний период.

Д-240 двигатель МТЗ-80 в разрезе

1.1 Схема

Состоит такая система из:

  • котла с радиатором и камерой сгорания топлива;
  • специального насоса, который перекачивает подогретую охлаждающую жидкость;
  • дополнительного топливного насоса и каналов, подводящих топливо в камеру сгорания котла;
  • механизма активации, состоящего из термореле или тумблера.

Кремниевые выпрямительные диоды Д242, Д242А, Д242Б Д243, Д243А, Д243Б Д244, Д244А, Д244Б Д245, Д245А, Д245Б Д246, Д246А, Д246Б Д247, Д247Б Д248Б

Диоды кремниевые
диффузионные.
Предназначены для преобразования
переменного напряжения с частотой
до 1,1 кГц в постоянное.
Корпус металлостеклянный с
жесткими выводами.
Обозначение типа и схема
соединения электродов с выводами
приводятся на корпусе.
Масса диода не более 12 г. (Масса с
комплектующими деталями 18 г.).

Электрические параметры:

Тип
прибора
Предельные
значения
параметров при Т=25С
Значения
параметров
при Т=25С
Тк.макс
(Тп.)
С
Uобр.макс.
(Uобр.и.макс.)
B
Iпр.макс.
(Iпр.и.макс.)
A
Iпрг.
A
fраб.
(fмакс.)
kГц
Uпр.
B
при
Iпр.
A
Iобр.
mA
Д242(100)10,02 (10)1,2510,03,0130
Д242 А(100)10,02 (10)1,010,03,0130
Д242 Б(100)5,02 (10)1,55,03,0130
Д243(200)10,01,11,2510,03,0130
Д243 А(200)10,01,11,010,03,0130
Д243 Б(200)5,01,11,55,03,0130
Д244(50)10,01,11,2510,03,0130
Д244 А(50)10,01,11,010,03,0130
Д244 Б(50)5,01,11,55,03,0130
Д245(300)10,01,11,2510,03,0130
Д245 А(300)10,01,11,010,03,0130
Д245 Б(300)5,01,11,55,03,0130
Д246(400)10,01,11,2510,03,0130
Д246 А(400)10,01,11,010,03,0130
Д246 Б(400)5,01,11,55,03,0130
Д247(500)10,01,11,2510,03,0130
Д247 Б(500)5,01,11,55,03,0130
Д248 Б(600)5,01,11,55,03,0130

Uобр.макс.максимально-допустимое
постоянное обратное
напряжение диода;
Uобр.и.макс.максимально-допустимое
импульсное обратное
напряжение диода;
Iпр.макс.максимальный средний
прямой ток за период;
Iпр.и.макс.максимальный импульсный
прямой ток за период;
Iпрг.ток перегрузки
выпрямительного диода;
fмакс.максимально-допустимая
частота переключения диода;
fраб.рабочая частота
переключения диода;
Uпр. при Iпр.постоянное прямое
напряжения диода при токе Iпр;
Iобр.постоянный обратный ток
диода;
Тк.макс.максимально-допустимая
температура корпуса диода.
Тп.макс.максимально-допустимая
температура перехода диода.

Предельные
эксплуатационные данные:

Примечания:

1. Допускается
трехкратная перегрузка по среднему
току в течение 0,5 сек.

2. При креплении диодов к
теплоотводу усилие затяжки должно
быть не более 1,96 Н*м. Категорически
запрещается при монтаже прилагать
к изолированному выводу усилие,
превышающее 9,8 Н, что может привести
к нарушению целостности
стеклянного изолятора.

3. Теплоотводящий
радиатор может быть рассчитан из
условия, что диод является точечным
источником тепла, рассеивающим
мощность 2Uпр.,ср. * Iпр.,ср.

4. При последовательном
соединении диодов с целью
увеличения выпрямленного
напряжения рекомендуется
применять диоды одного типа и
шунтировать каждый прибор
сопротивлением 10-15 кОм на каждые 100
В амплитуды обратного напряжения.

Графики:

Для диодов:
Д242, Д242 А, Д242 Б, Д243, Д243 А, Д243 Б,
Д245, Д245 А, Д245 Б, Д246, Д246 А, Д246 Б,
Д247, Д247 Б, Д248 Б
 
Для диодов: Д242, Д242 А,
Д242 Б

Возврат к оглавлению
справочника
На Главную страницу
www.5v.ru

Технические характеристики двигателя Д-242

Выдающиеся технические параметры подобного рода устройства сделали его оптимальным решением для использования в качестве мотора тракторной техники МТЗ, которая является одной из самых популярных в сельскохозяйственной сфере. К числу основных рабочих показателей этого легендарного двигателя стоит отнести:

  • число цилиндров, диаметр — 4 шт., 11 см;
  • схема расположения цилиндров — L;
  • рабочий объем — 4,75 л;
  • мощность — 60 л.с.;
  • масса — 430 кг;
  • ход поршня — 12,5 см.

Как и другие дизельные силовые агрегаты, рассматриваемая модель отличается повышенной частотой вращения, которая достигает 1800 об/мин, что позволяет транспортному средству успешно передвигаться по плохим дорогам и бездорожью.

Дизельный двигатель Д-242

Прежде чем рассмотреть технические характеристики двигателя Д 242, следует более подробно ознакомиться с характерными особенностями моторов этой модели. Они были разработаны Минским Моторным Заводом и предназначены для использования в конструкции популярных видов тракторной техники, например, МТЗ или ЮФЗ.

Агрегаты относятся к категории дизельных, отличаются низким уровнем потребления топлива, что позволяет значительно снизить затраты на эксплуатацию. На территории РФ, а также стран СНГ можно без особых проблем приобрести запчасти для этой модели, а их цена позволяет свести к минимуму расходы на ремонт изделия.

Двигатель используется на различных видах техники

Описание

Если ознакомиться с фото подобного механизма, можно сделать вывод, что дизельный двигатель МТЗ модификации Д-242 представляет собой переработанную версию базовых моделей, которых в линейке сразу 2 — Д-243, а также Д-245. К числу основных отличий рассматриваемой модификации от базовых аналогов целесообразно отнести следующие особенности:

  • коленвал лишен противовесов;
  • вентилятор диаметром 45 см;
  • шкив коленвала обладает диаметром 17см.

Помимо стандартной 242-ой модели, широкое распространение получила её «Л» версия, которая несколько отличается по своему техническому устройству. Главным отличием представляется наличие пускового двигателя, который используется для более стабильного, уверенного запуска силового агрегата в условиях низких температур.

Нередко встречается модель 71Т, которая предусматривает наличие турбонаддува, что делает устройство значительно более эффективным, технически совершенным и надежным.

Технические характеристики двигателя Д-242

Выдающиеся технические параметры подобного рода устройства сделали его оптимальным решением для использования в качестве мотора тракторной техники МТЗ, которая является одной из самых популярных в сельскохозяйственной сфере. К числу основных рабочих показателей этого легендарного двигателя стоит отнести:

  • число цилиндров, диаметр — 4 шт., 11 см;
  • схема расположения цилиндров — L;
  • рабочий объем — 4,75 л;
  • мощность — 60 л.с.;
  • масса — 430 кг;
  • ход поршня — 12,5 см.

Как и другие дизельные силовые агрегаты, рассматриваемая модель отличается повышенной частотой вращения, которая достигает 1800 об/мин, что позволяет транспортному средству успешно передвигаться по плохим дорогам и бездорожью.

Ремонт двигателя Д 240

Ремонт двигателей ЯМЗ 240 и МТЗ 240 рекомендуется проводить исключительно в спецмастерских.

Поршневая группа

Детали заменяются, когда замечают увеличенный расход картерного масла или повышенное проникновение газов в картер. Наиболее сильно подвержены износу такие детали как кольца, поршень, втулки шатуна, гильзы, а также вкладыши шатунных подшипников.

Блок цилиндров

К основным проблемам блока относят коробление плоскости разъёма, износ фасок клапанов и гнёзд, наличие трещин в перемычках, прогар посадочных мест под уплотнения форсунок.

Если выступание стержня клапана превышает 57,2мм, то это свидетельствует про серьёзный износ тарелок клапанов и их сёдел. Если же утопание тарелок клапанов превышает 0,7мм, то ГБЦ заменяют.

Водяной насос

Большое количество пара, протекание воды или масла, шум и частые стуки указывают на отказ нормальной работы системы охлаждения. Её степень зависит от количества жидкости, степени износа лопастей крыльчатки и стенок помпы, состояния радиатора и других факторов.

Шум и стуки свидетельствуют об износе подшипников насоса или ослабление посадочного места под приводной шкив. Поэтому рекомендуется замена подшипников и уплотняющей шайбы.

Топливный насос высокого давления

Если дизель не запускается или не развивает нужной мощности, то причиной выступает неисправность топливной системы. Сопутствующими факторами при этом является наличие воздушных пробок в топливопроводах и фильтрах, износ элементов насоса и форсунок, неправильная установка ТНВД.

Точным определением неисправной детали служит цвет дыма из выхлопной трубы. Если дым белый, то причина определённо не в топливном насосе, а в работе системы охлаждения. Если же дым серый или чёрный, то это свидетельствует о попадании масла в камеру сгорания, пропуски вспышек в цилиндрах, заедание иглы в корпусе распылителя.

Для замены деталей насоса его частично разбирают.

Распылитель подлежит замене, если на нём имеются трещины, изломы.

Заключение

Дизельный Д-242 представляет собой отличный силовой агрегат, сконструированный специально для использования в различной спецтехнике. Благодаря своим рабочим показателям он повсеместно используется в тракторах МТЗ до сих пор, а низкая стоимость запчастей делает обслуживание мотора малозатратным.

Читайте еще:

Технические характеристики двигателя СМД-14

Технические характеристики двигателя СМД-18

Технические характеристики двигателя УД-2

Технические характеристики РОУ-6

ММЗ Д-245: устройство и ремонт дизельного двигателя

Технические характеристики Д-240

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий