Основные отличия Советского трактора МТЗ 50 от МТЗ 80
Самым интересным видом техники в Советском Союзе являлся трактор. Городские жители конечно видели этот транспорт, но все же не все самые знаменитые модели и не во всей так сказать красе. А там есть на что посмотреть, колесные и гусеничные разновидности тракторов незаменимы в сельском хозяйстве, они поднимали целину и внесли не малый вклад в эту отрасль. Этой техникой пользуются и сейчас, но уже с более современными и высокотехнологичными функциями. Но не вымерли ещё и наши, старые трактора марки МТЗ, которые по совместительству были самыми массовыми колесными тракторами СССР. Данные трактора выпускал Минский тракторный завод. Стало интересно чем отличаются друг от друга трактор МТЗ-50 и его последователь МТЗ-80. МТЗ-50 выпускался тракторным заводом с 1962 по 1985 год, а МТЗ-80 является долгожителем конвейерной линии, его производят с 1974 года по настоящее время. Внешних отличий у тракторов немного, даже размеры машины сохранены до сантиметра, мы все же будем говорить об отличиях. На трактора установлен одинаковый четырехтактный четырехцилиндровый двигатель объемом 4.75 литра, но с разной мощностью, МТЗ-50 оборудован 55 сильным дизельным агрегатом, который называется Д-50, а на МТЗ-80 стоит двигатель мощностью 80 л.с. под названием Д-240.
Кабина трактора МТЗ-80 существенно вместительнее чем у предшественника. Трансмиссия установленная на трактор МТЗ-50 механическая, у нее две передачи с помощью которых трактор движется назад и девять для переднего хода. У МТЗ-80 передач в два раза больше т.е. четыре назад и восемнадцать вперед. Масса тракторов тоже отличается 80-ка весит немного больше, МТЗ-50 3.6 тонны, а МТЗ-80 3.77 тонн. Конечно более современная модель МТЗ-80 больше привлекала пользователей в Советском Союзе, но МТЗ-50 стоила намного дешевле, а ее функционал полностью соответствовал 80-ки, поэтому они выпускались парралельно достаточно долгое время.
Источник
Компоновка, конструкция и технические параметры
Одним из принципов разработки техники марки МТЗ является большой коэффициент унификации разрабатываемых моделей. Обычно у тракторов МТЗ этот показатель составляет от 70 до 80%, а некоторые машины имеют в своем составе до 90% унифицированных элементов.
Этим подходом объясняется схожесть конструкций мини-тракторов. Конструкция оснащенных бензиновым двигателем моделей – шарнирно-сочлененное основание, имеющее возможность разворота заднего моста, на котором закреплены силовая установка, операторское кресло, трансмиссия, ходовая часть и гидравлическая система. Две последние машины – МТЗ 425 и 440 оснащены жёсткой рамой.
Все трактора компакт-класса модельного ряда МТЗ имеют одинаковое компоновочное решение – установленный спереди двигатель с легким доступом для технического обслуживания и ремонта, передние и задние колеса и расположенное позади силовой установки операторское место, а в МТЗ-440 кабина.
https://youtube.com/watch?v=sCHtHgN3cVs
Похожи и трансмиссионные модули машин – на всех компакт-моделях установлены коробки передач механического типа, имеющие у бензиновых версий четыре передних и три задних передачи, а у дизельных – восемь режимов переключения при движении вперед и четыре при перемещении задом.
Общий диапазон скоростей оснащенных бензиновым двигателем моделей при движении вперед – 2,96-14,8 км в час и при движении назад – 3,23-10,25 км в час.
Бензиновые компакт-тракторы имеют близкие технические характеристики – примерно одинаковый, около полутоны эксплуатационный вес, возможность трехпозиционного изменения колеи колес, схожие габариты и дорожный просвет.
Дизельные модели более габаритны. Так, габариты МТЗ-440 – 3047х1485х1565 мм превышают габариты 132 Беларуса – 2500х1000х2000 мм.
Все модели мини-тракторов снабжены устройствами отбора мощности, позволяющими использовать машины в качестве приводов различных механизмов и устройств.
Для повышения показателей проходимости белорусский трактор переломка 132Н может быть модернизирован до гусеничного минитрактора, что дополнительно расширяет возможности по работе в зимнее время и на слабонесущем грунте.
Гидравлическая система раздельно-агрегатного типа обеспечивает агрегирование моделей с большим количеством прицепных и навесных устройств, применяемых для сельскохозяйственных работ, транспортировки грузов, перемещения грунта и уборки мусора.
Более подробная информация о характеристиках минских мини-машин содержится в таблице, размещенное в конце статьи.
Преимущества тракторов компакт-класса производства МТЗ:
- многофункциональность;
- долговечность;
- более низкая в сравнении с зарубежными аналогами стоимость и небольшой срок окупаемости;
- приспособленность к условиям климата стран постсоветского пространства;
- неприхотливость к горючему и смазочным материалам;
- простота эксплуатации, доступность сервиса и приобретения запасных частей;
- высокие для этого класса машин технико-эксплуатационные характеристики и возможность использования в условиях бездорожья.
Недостатком всех тракторов МТЗ с мощностью двигателя до 30 лошадиных сил за исключением МТЗ-440 является отсутствие кабины оператора, делающее некомфортабельной работу на тракторе в зимний период и в ненастье.
Режимы работы трактора
Исходя из характера использования, трактор может выполнять работы в двух режимах: транспортном и технологическом.
Транспортное управление характеризуется движением трактора при выполнении переездов, как самой машины, так и транспортировки грузов в комплексе с прицепными транспортными средствами. А также транспортное движение в агрегате с технологическим прицепным или навесным оборудованием. При этом управление ограничивается выбором и переключением транспортных скоростей коробки передач и управлением направлением движения вращением рулевого колеса с применением всех навыков вождения.
МТЗ 82 на транспортных работах
Технологический режим управления связан с работой трактора в агрегате с навесными, прицепными устройствами, как в движении, так и стационарно. По характеру работы технологическое оборудование, используемое в агрегате с трактором, может быть, как не требующее привода, так и получающее привод от трактора. В данном режиме управление осуществляется в комплексе с агрегатом – трактором и используемой машиной. То есть трактористу кроме движения трактором необходимо контролировать работу используемой машины. При этом управление должно строго соответствовать технологическим требованиям обеспечивая безопасность, оптимальную производительность и качество выполняемой операции. Выполняя работу в агрегате, могут учитываться: скорость движения с конкретно рекомендуемой передачей КПП для выполнения операции, глубина обработки, высота среза, скорость вращения приводного вала, ширина захвата и другие параметры.
Технологический режим работы трактора
Для квалифицированного выполнения операций при агрегатировании трактора с тем или иным оборудованием существуют нормативные технологические карты с указанием всех параметров управления.
Выполнение технологической операции трактором МТЗ 82 с приводным агрегатом
Сам привод, используемого с трактором оборудования, может осуществляется:
- Механически — передачей мощности вращением ВОМ.
- Гидравлически — давлением рабочей жидкости гидронавесной системы.
- В редких случаях давлением — воздуха пневмосистемы или инерцией создаваемой выхлопными газами работающего дизеля.
Сектора управления
- Управление двигателем – запуск и остановка дизеля, регулирование рабочих оборотов и подачи топлива.
- Управление трансмиссией трактора в режиме езды – выбор скорости и направления движения переключением передач, управление рулевым механизмом с использованием световых сигналов поворотов, применение основных тормозов и стояночного тормоза в процессе движения и остановки машины, использование полного привода и блокировки дифференциала заднего моста.
- Управление трансмиссией в режиме привода рабочего оборудования – выбор скорости вращения вала отбора мощности, выбор режима работы ВОМ «независимый – синхронный», включение привода ВОМ.
- В управление гидронавесной системой входит: управление навеской трактора иеё настройка, применение силового и позиционного регулирования при использовании почвообрабатывающих устройств, использование гидравлики для привода гидроузлов оборудования работающего в агрегате с трактором.
- Управление приборами обогрева и вентиляции кабины трактора, наружным и внутренним освещением и сигнальными световыми приборами.
Модельный ряд МТЗ
Производителем предлагается больше сотни моделей тракторов МТЗ для различных условий эксплуатации. Все модели отличаются надежностью и долговечностью, экономичностью и универсальностью. Условно трактора производства МТЗ можно разделить на мини-трактора, малогабаритные агрегаты, универсальные колесные трактора, энергонасыщенные, спецтехника на базе тракторов.
Предлагаем Вам ознакомиться с фото, видео и техническими характеристиками наиболее популярных моделей тракторов МТЗ.
Трактор МТЗ-2
Один из первых тракторов, среди спроектированных и выпущенных МТЗ. Позиционировал себя как универсальный агрегат с экономичным дизельным двигателем. Относится к разряду универсально-пропашных тракторов. Стал основой для трактора МТЗ-5.
Оснащался двигателем Д-36 с водным охлаждением, декомпрессором и двухуровневой очисткой масла и горючего. Количество передач – 5 передних, 1 задняя. Блокируемый дифференциал и широкие колеса делали агрегат маневренным и увеличивали его проходимость.
Среди безоговорочных плюсов этой модели МТЗ – простота конструкции, возможность в случае ремонта взаимозаменять детали и связующие узлы (например, от трактора МТЗ-50 или трактора Т-16). Из недостатков – небольшая скорость и сложность запуска двигателя при температурах ниже 15°С.
Технические характеристики:
- мощность – 37 л. с.;
- расход горючего – 300 г*кВт/час;
- транспортная скорость – 13 км/час;
- вес – 3250 кг;
- габариты – 3678*1884*2423.
Трактор МТЗ-5
Имеет несколько модификаций, отличающихся способом запуска, электрическим оборудованием и конструкцией.
Двигатель на агрегате 4-тактный, с 4 цилиндрами. Запуск производится электростартером. Устройство трактора МТЗ данной модификации первое время не предусматривало кабину. Со временем было налажено производство одноместной каркасной кабины. Отличало данную модель также усовершенствованное сцепление и вал отбора мощности с независимым приводом. Передняя ось была также усовершенствована и дополнена колесами большего диаметра.
Технические характеристики:
- мощность – 40 л. с.;
- расход горючего – 200 г*кВт/час;
- вместительность бака для топлива – 90 л;
- транспортная скорость – 22 км/час;
- вес – 3190 кг;
- габариты – 1884*4095*2390.
Трактор МТЗ-40
Агрегат предназначен для разного рода сельскохозяйственных работ и транспортировки грузов. Оснащен дизельным двигателем с обновленной системой очистки воздуха и топливными фильтрами. Передние колеса были направляющими, задние имели больший диаметр и агрессивный протектор, что обеспечивало хорошую проходимость этого трактора МТЗ.
Технические характеристики:
- мощность – 40 л. с.;
- расход горючего – 182 г*кВт/час;
- транспортная скорость – 25 км/час;
- вес – 2595 кг;
- габариты – 2100*3660*1620.
Трактор МТЗ-50
Модель имеет ведущий задний мост и возможность регулировки ширины колеи для передней и задней оси. Двигатель – дизельный, 4-цилиндровый. Запускается вручную или от электрического стартера. Механическая коробка передач имеет 9 передних и 2 задние передачи. Расход топлива относительно небольшой, есть установленная система двойной очистки топлива. Сцепление замкнутого типа, сухое, однодисковое.
Технические характеристики:
- мощность – 55 л. с.;
- расход горючего – 8 л/час;
- вместительность бака для топлива – 130 л;
- вес – 3430 кг;
- габариты – 3815*1970*2550.
Трактор МТЗ-100
Относится к типу универсальных тракторов МТЗ. Имеет изолированную кабину, удобное управление с гидроусилителем. Ведущий мост – задний.
Трактор оснащен дизельным 4-тактным двигателем. Он достаточно экономно расходует топливо, рассчитан более на тяговое усилие, чем на скорость. Механическая коробка передач с ходоуменьшителем в общей сложности имеет 24 передние и 8 задних передач.
Технические характеристики:
- мощность – 105 л. с.;
- расход горючего – 242 г*кВт/час;
- вместительность бака для топлива – 156 л;
- транспортная скорость – 35 км/час;
- вес – 3750 кг;
- габариты – 4120*1970*2790.
Трактор Беларус-321
Достаточно миниатюрный и производительный агрегат. Подходит как для выполнения сельхоз работ, так и для различных обслуживающих операций в черте города. Экономный и мощный дизельный двигатель имеет малый уровень вредных выхлопов, что позволяет работать с ним даже в ограниченных пространствах (например, парники и теплицы). Количество передач – 16 вперед, 8 назад. Из недостатков – конструкционная невозможность разместить кабину на данной модели МТЗ.
Технические характеристики:
- мощность – 36 л. с.;
- вместительность бака для топлива – 26 л;
- транспортная скорость – 25 км/час;
- вес – 1450 кг;
- габариты – 3050*1300*2280.
Классы тракторов Челябинского Тракторного Завода ЧТЗ и Чебоксарского Завода
Исторически заводы специализируются на выпуске энергонасыщенных сверхмощных гусеничных тракторов промышленного назначения, предназначенных для выполнения бульдозерных работ в добыче полезных ископаемых и горно-рудной промышленности, при планировании грунта в строительстве и мелиорации, для выполнения трубоукладки и других работ со специализированным подъёмным оборудованием.
Бульдозер на базе Т-100
Класс | Марка | Мощность двигателя кВт/л.с. |
10 | Т-100, Т-100М | 73/100 |
6 | Т-130 | 118/160 |
75 | Т-800 | 603/820 |
35 | Т-500 | 353/480 |
10 | Т-170 | 160/180 |
25 | ДЭТ-320 | 257/350 |
25 | ДЭТ-400 | 272/370 |
25 | Т-330 | 243/330 |
10 | Т-10М | 132/180 |
25 | ДЭТ-250 | 238/323 |
Сверхмощный ЧТЗ Т-800 с тяговым классом 75 тс
Часть вышеуказанного модельного ряда техники (Т-170, ДЭТ- 250, Т-330, Т-500) параллельно выпускались на мощностях Чебоксарского завода под маркой ЧЗПТ.
Назначение транспорта
Универсальный и малогабаритный МТЗ Беларус МТЗ-320 применяется на небольших фермерских усадьбах или среди работников полей. Благодаря небольшим размерам техникой легко управлять и проводить необходимую работу. Однако использовать ее лучше на рыхлой земле, которая поддается быстрой обработке. Для чего еще применяют МТЗ-320:
- покос травы;
- перевозка грузов;
- удобрение почвы;
- погрузочные и разгрузочные процессы;
- сбор урожая;
- уборка территории от сорняков;
- культивация;
- пахотные работы.
Как видно, транспортное средство применяется на полях, для транспортировки небольших предметов, для коммунальных услуг. Не уступает по функциям транспорт в работе в строительстве и лесной промышленности.
Трактора тягового класса 1,4 КН
Машины данного тягового класса являются самым популярными в народном хозяйстве стран бывшего союза, составляют самую обширную линейку модельного ряда и успешно конкурируют на рынках дальнего и ближнего зарубежья. Трактора агрегатируется с различным навесным оборудованием с механическим и гидравлическим приводом, обеспечивая использование данных моделей в самом широком спектре работ. Первая техника вышеуказанного тягового класса МТЗ 50(52) стала основой для выпуска целой серии моделей.
Трактора МТЗ 80-82 с начала своего выпуска, включая свои специальные модификации МТЗ 80Х МТЗ 82Н, по сегодняшний день претерпели ряд технических обновлений, включая установку модернизированных двигателей Д 242, Д 243, Д 244, Д 245 и разновидностей конструкций КПП с постоянным зацеплением шестернёй и гидроуправляемым включением передач. Результатом глубокой модернизации МТЗ 80(82) является трактор марки МТЗ 100 и, МТЗ 102 соответственно, выпускаемый с 1984 года. Дальнейшее расширение модельного ряда тракторов данного класса обеспечило способность конкурировать на внешних рынках и соответствовать мировым стандартам учитывая развитие технологий.
№ | Модель трактора МТЗ | Мощность л/с | Двигатель | Диапазон скорости км/ч, КПП вперёд/назад |
1 | 80.1 | 82 | Д 243 | 1,9-34,5 18/4 |
2 | 82.1 | 82 | Д 243 | 1,9-34,5 18/4 |
3 | 90 | 90 | Д 243.1 | 1.94-34,3 18/4 |
4 | 92 | 90 | Д 243.1 | 1.94-34,3 18/4 |
5 | 92П | 89 | Д 245.5 | 2,15-15,5 9/8 |
6 | 92П газодизель | 78 | ГД 243-1321 | 8/8 |
7 | 100(102) | 100 | Д 245 | 1,9- 35 16/8 |
8 | 62,2 | Lombardini LDW 2204T | 1,23-36,8 16/8 | |
9 | 510 | 57 | Д-244 | 1,45-26,8 9/2 |
10 | 512 | 57 | Д-244 | 1,45-26,8 9/2 |
11 | 520 | 62 | Д-242 | 1,45-26,8 9/2 |
12 | 522 | 62 | Д-242 | 1,45-26,8 9/2 |
13 | 570 | 57 | Д-242 | 1,45-26,8 18/4 |
14 | 572 | 57 | Д-242 | 1,45-26,8 18/4 |
15 | 592.2 | 64.6 | Д-242С | 1,45-26,8 14/4 |
16 | 82 | Д-243.С | 1,9-34,3 18/4 | |
17 | 1220.1 | 122,4 | Д-245.2S2 | 2,19-40 16/8 |
18 | 1221.2 | 130 | Д-243.С | 2,1-33,8 16/8 |
19 | 1221.2 газодизель | 123 | МТ05.14-50(Sinomach) | 2,1-33,8 16/8 |
20 | 1221.3 | 131,7 | Д 260.2S2 | 1,54-35 16/8 |
21 | 1221.2 сжиженный газ | 140 | ГД 260.2-846 | 1,54-35 16/8 |
22 | 900 | 84,3 | Д245.43S2 | 2,78-39,9 14/4 |
23 | 1222.4 | 136 | Д-260.2S3А | 1,98-39,44 16/8 |
24 | 1222.5 | 136 | Д-260.2S2 | 2,02-36,6 16/8 |
25 | 921 | 89 | Д-245.5 | 1,8-35 18/4 |
26 | 920 | 81 | Д-243 | 2,4-34,3 14/4 |
27 | 920.3 | 84,3 | Д245.43S2 | 2,78-39,9 14/4 |
28 | 920.4 | 84,3 | Д245.43S3А Д245.43S3АМ | 2,78-39,9 14/4 |
29 | 923 | 95 | Д-245.5S2 | 1,8-38 14/4 |
30 | 952 | 89 | Д-245.5С | 2,1-30 14/4 |
31 | 892 | 89 | Д-245.5 | 2,6-33,8 18/4 |
32 | 820 | 81 | Д-243 | 1,9-33,4 18/4 |
33 | 1021 | 105 | Д-245 | 2,6-36,6 14/4 |
34 | 1021.3 | 110 | Д-245S2 | 2,6-36,6 14/4 синхронизированная 20/6 гидромеханическая |
35 | 1021.4 | 110 | Д245S3А Д245S3АМ | 2,6-36,6 14/4 синхронизированная 20/6 гидромеханическая |
36 | 1021.5 | 110 | Д245S3В | 2,6-36,6 14/4 синхронизированная 20/6 гидромеханическая |
37 | 1021.6 | 110 | Д-245S4 | 2,6-36,6 14/4 |
38 | 1025 базовая | 105 | Д-245 | 2,3-37 14/4 |
39 | 1025.5 | 110 | Д-245S3В | 2,3-36,6 16/8 |
Назначение и область использования
Трактор является машиной общего назначения, которая нашла широкое применение в сельскохозяйственной отрасли. Она незаменима во время выполнения пахотных работ, а также при необходимости транспортировки несамоходных агрегатов. Благодаря огромному количеству навесного оборудования, которое можно установить на эту модель, ее можно привлекать для выполнения следующих задач:
- различные виды работ по возделыванию почвы;
- посев и уборка сельскохозяйственных культур;
- опрыскивание полей;
- заготовка корма для животных;
- транспортировка древесины;
- выполнение широкого спектра задач во время дорожного строительства и ремонта дороги;
- земляные работы;
- мероприятия по уборке территории большой площади;
- доставка крупногабаритного тяжелого груза на прицепной платформе.
Основными потребителями, для восполнения нужд которых этот гигант и создавался, являются крупные организации, работающие в разных отраслях промышленности, дорожного хозяйства и сельскохозяйственной сферы.
Трактор полностью соответствует строжайшим европейским стандартам, он способен агрегатироваться широкозахватными агрегатами (как навесными, так и прицепными), поэтому может эксплуатироваться и в виде тягача, и в качестве технического средства, использующегося с погрузочными, землеройными и прочими устройствами.
Шасси
Ходовая часть выполнена по схеме 4х4. Колеса большого диаметра с широкопрофильной резиной обеспечивают полноценное сцепление со слабыми песчаными и переувлажненными грунтами. При разработке трансмиссии использованы преимущества планетарно-цилиндрических колесных редукторов и работающих в масляной ванне дисковых тормозов. Автоматическое блокирование дифференциала исключает пробуксовку колес, что позволяет эксплуатировать агрегат на слабых и переувлажненных грунтах, а также использовать трактор для транспортировки тяжелых грузов по размокшим полевым дорогам.