Модификации
Имеется несколько моделей этого грузового автомобиля. Различные модификации имеют свои технические характеристики, которые позволяют использовать средства для тех или иных задач.
МАЗ-6303А3
Грузовой автомобиль МАЗ-6303А3-347 имеет такие характеристики:
- Грузоподъемность — 15350 кг.
- Колесная формула — 6х4.
- Вес — 24,7 т.
- Нагрузка на переднюю ось — 6700 кг, на заднюю — 18000 кг.
- Двигатель марки — ЯМЗ-6562.10.
- Мощность двигателя составляет 183 кВт.
- КПП имеет 8 передач и рессорную подвеску.
- Максимальная скорость — 85 км/ч.
- Объем топливного бака — 200 л.
- Машина оснащена кабиной малых габаритов.
МАЗ-6303А5
Бортовой грузовик с гидроманипулятором МАЗ-6303а5-321 имеет такие параметры:
- Габариты — 10230х2500х3500 мм.
- База грузовика имеет размеры 4590/1400 мм.
- Колесная формула — 6х4.
- Полная масса — 24,5 т.
- Допустимая масса груза — 11550 кг.
- Внутренние размеры платформы: длина — 6500 мм, ширина — 2400 мм, высота — 700 мм.
- Погрузочная высота составляет 1400 мм.
МАЗ-6303А8
Грузовик МАЗ-6303А8-328 имеет допустимую полную массу, равную 28,7 т. При этом допустимая полная масса в составе автопоезда равна 52 т. Допустимое давление на переднюю ось составляет 6700 кг. Допустимое давление на заднюю ось — 22 т. Масса автомобиля — 11,7 т. Максимальная скорость — 90 км/ч. Грузоподъемность — 17000 кг.
На машину установлен двигатель ЯМЗ-6581.10. Мощность двигателя составляет 294 кВт. Коробка передач — ЯМЗ-239. Количество передач КПП — 9. Передаточное число ведущих мостов составляет 5,33. Имеется рессорная подвеска. Вместимость топливного бака — 300 л. Установлена большая кабина, оборудованная спальным местом, кресло водителя оснащено рессорами.
МАЗ-630305
Сортиментовоз МАЗ-630305-250 имеет трехосное шасси. Колесная формула — 6х4. Вес машины составляет 24,7 т. Распределение полной массы на переднюю ось составляет 6700 кг. Распределение веса на заднюю ось — 18 т.
Технические характеристики:
- Масса снаряженного автомобиля — 9350 кг.
- Двигатель дизельный с турбонаддувом ЯМЗ-238ДЕ2.
- Количество цилиндров — 8.
- Объем двигателя — 14860 см³.
- Мощность двигателя — 243 кВт.
- Крутящий момент — 1274 Нм.
- Передаточное число — 6,59.
- Передняя подвеска рессорная, задняя рессорно-балансирная.
- КПП 8-ступенчатая.
- Объем топливного бака — 350 л.
- Максимальная скорость — 85 км/ч.
- Расход топлива — 29,6 л/100 км.
- Грузоподъемность — 15,2 т.
МАЗ-630308
Бортовой автомобиль МАЗ-630308 выпускается Минским автозаводом. Грузовик используется для транспортировки грузов в системе транзитных перевозок в составе автопоезда.
Технические показатели:
- Масса автопоезда — 44 т.
- Вес автомобиля — 24,5 т.
- Давление на переднюю ось — 6500 кг, на заднюю — 18000 кг.
- Грузоподъемность — 13,2 т.
- Объем платформы — 12,7 м³.
- Потребление горючего — 23,2 л/100 км.
Кабина МАЗ-6303: обзор рабочего места
Грузовики МАЗ 6303 могут быть оборудованы одним из двух типов кабин – малой или большой вместимости. В первом варианте спальное место не предусмотрено, поэтому автомобили с малой дневной кабиной обычно используются для транспортировки грузов на небольшие расстояния.
Большими кабинами с двумя спальными местами комплектуются машины, предназначенные для эксплуатации на дальних дистанциях. Такие «комнаты» на колесах имеют все условия для полноценного отдыха водителей во время многодневного пути.
Оба варианта кабин относятся к бескапотному типу, т.к. располагаются над двигателем. Доступ к двигателю обеспечивает гидравлическая система откидывания кабины.
Салон автомобиля довольно просторный, но, к сожалению, не отличается изысканным интерьером, да и в плане эргономики оставляет желать лучшего. Однако есть в кабине МАЗ 6303 и несколько важных плюсов, которые сглаживают неприятное впечатление от отсутствия в ней комфорта. По достоинству оценить эти преимущества можно только в дороге.
Так, например, кабина характеризуется прекрасной обзорностью спереди, сзади и с правого боку вниз, что дает возможность водителю чувствовать себя уверенно при движении в насыщенном городском потоке, а также при приближении к бордюру справа. Позаботился производитель и об эмоциональном состоянии водителей – в салоне автомобиля практически полностью отсутствуют вибрации и шум, являющиеся главными раздражающими и утомляющими факторами, особенно в дальних поездках.
Стандартная комплектация салона включает два сидения – водительское и пассажирское. Водительское сиденье – подрессоренное, с педалью для регулировки высоты, оборудованное ремнями безопасности. При этом, комфортная посадка обеспечена не только водителю, но и пассажиру, т.к. его кресло оборудовано пневмоподвеской. Стоит отметить, что далеко не во всех грузовиках предусмотрена данная опция.
Что касается функций управления автомобилем, то переключение передач, повороты руля или нажатие на педали каких-либо дополнительных усилий не требуют, поэтому даже при долгих переездах водитель не будет чувствовать физической усталости в конечностях.
Некоторые трудности при управлении автомобилем могут возникнуть у водителей без опыта общения с моделями МАЗ 6303 из-за неудобной схемы включения передач и отсутствия ее графического отображения. Следует заметить, что данный недостаток существенно замедляет процесс привыкания к машине.
Кабина автомобиля оборудованаосновной и автономной системами отопления, обеспечивающими даже в самые сильные морозы комфортную температуру в салоне. Только, к сожалению, добыча этого самого тепла – дело весьма хлопотное.
Как ни странно, за несколько десятилетий существования модели МАЗ 6303 конструкторы так и не удосужились перенести функцию открытия крана отопителя в салон, и он по-прежнему располагается под кабиной, но этот «секрет» знают только бывалые водители, а новичкам придется долго померзнуть, пока будут искать заветный вентиль.
Безусловно, в этом случае речи о каком-либо удобстве для водителя быть не может, т.к. вместо того чтобы быстро согреться, ему придется выйти на холод и поднять кабину, чтобы запустить печку.
Кран отопителя располагается снизу на блоке цилиндров, в непосредственном соседстве с краном слива охлаждающей жидкости.
Поморозить руки придется и при замене воздушного фильтра, потому что его крышка закрывается не на удобные защелки, а посредством многочисленных шпилек с гайками.
Совокупность подобныхнелепых недостатков,конечно же, не самым лучшим образом сказывается на имидже легендарной модели МАЗ 6303. Несмотря на это, грузовик соответствует требованиям системы TIR и продолжает пользоваться огромной популярностью у крупных транспортных компаний, различных предприятий и среди частных перевозчиков.
Ходовая часть
Рычажно-балансирная система подвески автомобиля МАЗ
Во всех машинах модельного ряда МАЗ-6303 на передних колесах применена рессорная подвеска с двумя полуэллиптическими рессорами. Кроме этого, в состав передней подвески входят два гидравлических амортизатора двойного действия. Для поддержания поперечной устойчивости используется специальный стабилизатор.
На задних мостах машины используется рессорно-балансирная подвеска. Рессоры в такой подвеске свободно опираются на спецопоры мостовых балок, а средняя часть рессоры крепится к балансиру. Этот балансир качается на оси, входящей в кронштейн, закрепленный на раме автомобиля.
В машинах используется двухступенчатый рулевой механизм, имеющий зубчатую пару, винтовую передачу. В состав рулевого механизма входит также встраиваемый в него распределитель. Что касается колес, то все они оборудованы барабанными тормозными механизмами.
При этом задняя ошиновка колес выполнена по спаренной схеме – двойная. Пневматическая тормозная система основного контура имеет раздельный привод на все колеса. Пневмопривод стояночного тормоза на задние колеса использует пружинный аккумулятор энергии. В системе выхлопных газов двигателя установлены заслонки компрессионного вспомогательного тормоза.
МАЗ 642205, 6422А5, 642208, 6422А8, 630303, 6303А3, 630305. Руководство – часть 15
57
Порядок регулировки положения рычага 1 в продольном и поперечном направлении следующий: – установить рычаг 7 в нейтральное положение; – продольным перемещением промежуточного механизма 4 относи- тельно хвостовика 6 при отпущенных болтах 5 установить угол a равным 80°±2°; – угол равный 90°±2° регулируется изменением длины тяги 10; – при недостаточном диапазоне регулировки тяги 10 отпустить болты 5, повернуть промежуточный механизм 4 относительно хвостовика 6, затя- нуть болты 5 и повторить регулировку угла тягой 10.
Регулировка блокировочного устройства телескопического механизма
аналогична КП (рисунок 23).
Не следует допускать изгиба и погнутости тяги привода и телескопи-
ческих ее составляющих.
Регулировку привода коробки передач производить при неработаю-
щем двигателе.
Возможна установка 12-ступенчатой коробки передач (КНР). Переклю-
чение основной коробки производится рычагом 1 механизма дистанци- онного управления. Демультипликатор управляется переключателем ди- апозоном, расположенным на рычаге 1. Схема переключения 12-ступен- чатой коробки показана на рисунке 26.
Регулировка привода 12-ступенчатой коробки аналогична 9-ступенча-
той.
НА АВТОМОБИЛЯХ С НЕСИНХРОНИЗИРОВАННОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ
ПРОИЗВОДСТВА КИТАЙ (9JS135А, 9JS180А) В СЛУЧАЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИИ ПЕРЕДАЧ НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДВОЙ- НОЙ ВЫЖИМ СЦЕПЛЕНИЯ.
ПЕРЕХОД С МЕДЛЕННОГО ДИАПОЗОНА ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРА НА
БЫСТРЫЙ НА ДАННЫХ КОРОБКАХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДВИЖЕНИЕМ РЫЧАГА В НЕЙТРАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ В НАПРАВЛЕНИИ ОТ СЕБЯ (ВПРА- ВО), ПРЕОДОЛЕВАЯ УСИЛИЕ ФИКСАТОРА, С БЫСТРОГО НА МЕДЛЕННЫЙ — В НАПРАВЛЕНИИ К СЕБЕ (ВЛЕВО).
58
1
—
р
ы
ч
а
г;
2
,
5
—
б
о
л
т
3
—
п
л
а
с
т
и
н
а
4
—
п
р
о
м
е
ж
у
т
о
ч
н
ы
й
м
е
х
а
н
и
зм
6
—
х
в
о
с
то
в
и
к;
7
—
р
ы
ч
а
г;
8
—
м
е
х
а
н
и
з
м
п
е
р
е
кл
ю
ч
е
н
и
я
9
,
1
1
—
н
а
ко
н
е
ч
н
и
к;
1
—
т
я
га
В
—
б
л
о
ки
р
о
в
о
ч
н
о
е
у
с
т
р
о
й
с
т
в
о
Ри
с
у
н
о
к
2
6
—
П
р
и
в
о
д
у
п
р
а
в
л
е
н
и
я
к
о
р
о
б
ко
й
п
е
р
е
д
а
ч
К
Н
Р
К
и
та
й
59
4.24 Раздаточная коробкаРаздаточная коробка автомобилей МАЗ-651705, 6517А5 показана на
рисунке 27.
Раздаточная коробка предназначена для распределения и передачи
крутящего момента, подводимого от коробки передач, между передним ведущим мостом и ведущими мостами тележки.
Управление раздаточной коробкой — электропневматическое, из ка-
бины водителя.
К механизмам управления относится механизм блокировки межосе-
вого дифференциала (рисунок 28).
Раздаточная коробка на автомобиле МАЗ-651705 и МАЗ-6517А5 по-
стоянно включена. Механизм блокировки межосевого дифференциала раздаточной коробки следует включать только в тяжелых дорожных ус- ловиях. При выезде на хорошую дорогу необходимо выключить меха- низм блокировки межосевого дифференциала. Включение блокировки дифференциала раздаточной коробки производится с помощью выклю- чателя 17 (рисунок 10).
60
1 — вал первичный; 2 — фланец; 3, 14 — кольцо уплотнительное; 4, 5, 9, 15 — крышка; 6, 24 — муфта; 7 — втулка распорная; 8 — картер; 11 — червяк; 12 — шестерня привода спидометра; 13 — гайка; 16, 25 — прокладки регулировочные; 17 — стакан; 18 — картер; 19 — вал привода тележки; 20, 21, 22 — болт; 23 — вал привода переднего моста; 26, 29, 30 — шестерня; 27 — дифференциал; 28 — вал промежуточный.
Рисунок 27 — Раздаточная коробка
Коммунальная техника
Автомобили МАЗ – коммунальная техника.
К сожалению, коммунальную технику в большинстве наших городов можно занести в красную книгу. Исключением, конечно, являются крупные областные города, а так в обычном городе, кроме бедных дворников с лопатами практически не увидишь.
И еще больше удивляешься этому моменту, когда узнаешь, что существует модификаций такой техники огромное количество. Только на Минском автозаводе производится около семи основных модификаций, не считая попутных.
Только мусоровозов существует четыре типа, которые отличаются между собой способом загрузки мусора.
Ниже представлены фото некоторых модификаций коммунальной техники от Минского автозавода.
Вакуумная машина КО-523В.
Мусоровоз МКМ-35 с боковой загрузкой.
Лесовозы МАЗ: технические характеристики, устройство, фото и видео
Компания МАЗ является одним из старейших производителей лесовозов на всем постсоветском пространстве и даже в наши дни можно встретить на дорогах самые первые модели. Техника производителя отличается высокой проходимостью, хорошей надежностью, а также широким ассортиментом, благодаря чему можно подобрать оптимальную модель для любых задач.
Минский автомобильный завод начал свою историю с 1944 года, чтобы собирать и производить грузовики для военных нужд СССР. Позже, после завершения войны, начался серийный выпуск большегрузных машин для гражданского рынка, а через определенное время модельный ряд пополнили автобусы, троллейбусы и различная прицепная техника.
Конструктивные особенности
Минский автомобильный завод может похвастаться широким ассортиментом разнообразной техники для перевозки леса:
- Длиннорамные тягачи, которые называются сортиментовоз, со специальным кузовом для перевозки леса небольшой длины. Такие модели характеризуются хорошей проходимостью, чему способствует короткая база, а также способны перевозить груз на средние и дальние дистанции;
- Тягачи с поворотным коником, который работает в паре с прицепом-роспуском. Такая конструкция позволяет перевозить лес большой длины и обеспечивает отличную маневренность, однако лучше всего такая конструкция подойдет для локальных перемещений, а именно от места заготовки леса до базы сбора. Грузовики имеют хорошую проходимость;
- Полуприцеп, который можно использовать в паре с седельным тягачом, что будет наилучшим решением для дальних перевозок леса любой длины;
- Прицепы бывают различной длины, однако в большинстве своем уступают полуприцепам. Однако их можно использовать с сортиментовозом либо же вовсе в составе автопоезда;
- Также стоит отдельно упомянуть манипуляторы, которые выполнены в виде руки крана с грейферным ковшом для работы с деревом и трубами. Такая конструкция дополнительно оснащена гидравлическими подпорками для обеспечения устойчивости во время работы.
Самые новые модели лесовозов МАЗ имеют телескопическую стрелу и Z-образный тип складывания, что позволяет в рабочем положении достигать вылета стрелы около 7 метров. А при транспортировке, напротив, вся конструкция становится невероятно компактной, что дает множество преимуществ.
Преимущества и недостатки
Преимущества лесовозов МАЗ:
- Отличная проходимость всей техники для перевозки леса;
- Широкий модельный ряд, который позволит выбрать оптимальный вариант для перевозки леса;
- Высокое качество изготовления;
- Хорошая унификация деталей;
- Широкий выбор машин на вторичном рынке;
- Использование современных технологий сборки, а также последних наработок при конструировании всех узлов и агрегатов;
- Относительно невысокая цена;
- Широкая дилерская сеть в России.
Среди недостатков можно ответить то, что машины уступают по уровню комфорта и оснащения зарубежным аналогам, однако невысокая цена, надежность и простота обслуживания делают их прекрасным выбором в своем ценовом диапазоне.
Устройство
Устройство данных агрегатов довольно простое. За основу берется обычный грузовик МАЗ, который может использоваться и для другой спецтехники. Итак, что же из себя представляют различные виды техники:
- Сортиментовозы представляют собой базовое шасси, на которое установлен специальный решетчатый кузов для удержания бревен. Между кузовом и кабиной может размещаться манипулятор, который представляет собой ничто иное, как экскаваторную руку с грейферным оборудованием. Такие грузовики могут быть как полноприводными, так и заднеприводными и имеют колесную формулу 6х4 или 6х6.
- Грузовики с поворотным коником имеют короткую базу и представляют собой обычный тягач, к которому цепляется прицеп-роспуск с вторым коником. Между ними и закрепляются бревна, а поворотная конструкция необходима для того, чтобы было возможно совершить поворот. Также сразу за кабиной может размещаться гидроманипулятор. Прицеп для более удобной транспортировки поднимается на грузовик с помощью лебедки.
- Для прицепа берётся обычная рама, на которую просто устанавливается специальный кузов для удержания брёвен. А так как сыпучие материалы перевозить не надо, то его можно сделать решетчатым, для экономии материала и уменьшения веса. По тому же принципу выполнен и полуприцеп.
Модельный ряд
Компания МАЗ производит разнообразную технику для перевозки леса, однако благодаря превосходной надежности наибольше популярностью пользуются старые модели, которые имеют низкую стоимость и по-прежнему способны эффективно выполнять работу. Разберём наиболее популярные и распространенные модели:
Устройство
На все версии МАЗа-6303 установлена кабина старого формата, доступная в двух вариантах:
- дневная малая без спальника;
- большая, оборудованная двумя спальными местами.
Производитель особо подчеркивает, что шумоизоляция кабины улучшена в сравнении с предшественниками. При этом от аналогов ведущих брендов по данному параметру кабина особо не отличается. Подрессоренное пассажирское кресло также является большой редкостью, несмотря на то, что Минский автозавод изначально заявлял его в качестве базового параметра. Ремни безопасности появились на всех модификациях.
Грузовик оборудуется 8-ступенчатой механической коробкой передач модели «ЯМЗ-238А».
Комплектация стандартной версии МАЗа-6303 включает:
- электропневмовыводы на прицеп;
- спойлер;
- заднее защитное устройство;
- подогреватель двигателя, помогающий запускать агрегат в холодное время года;
- водительское подрессоренное сиденье;
- ABS;
- ремни безопасности;
- шумоизоляция кабины.
Опционально доступна широкая линейка дополнительного оборудования (специальный обогрев).
К минусам модели можно отнести не слишком удобное расположение крана отопителя печки. Он находится на том же месте, где появился еще полвека назад. Для его открытия водителю придется поднять кабину. Среди других недостатков следует выделить неудобное расположение дополнительного оборудования (ключи, домкрат и другое) и неудачное крепление крышки воздушного фильтра, которая вместо защелок получила шпильки с гайками. Несмотря на недостатки, МАЗ-6303 соответствует требованиям TIR и успешно эксплуатируется в транспортных компаниях.
Особенной популярностью среди спецтехники на основе МАЗа-6303 пользуется сортиментовоз с КМУ, имеющий грузоподъемность в 13200 кг. Он традиционно комплектуется большой кабиной с двумя спальными местами.
История модели и назначение
МАЗ 6303 имеет богатую историю, хотя производство модели началось только в 1990-х годах, автомобиль стал базой для 3-х осной категории продукции Минского автозавода. На базе этой машины впоследствии появилось множество различных модификаций.
Разработка автомобиля началась в не самое благоприятное для завода время. После распада СССР компания начала испытывать серьезную нехватку средств, чем пытались воспользоваться конкуренты, активно выходившие в сегмент большегрузных автомобилей. Минскому автозаводу нужен был «свежий» продукт, который нравился бы покупателям. В результате началась разработка новой модели, и вскоре публике был представлен МАЗ 6303. Автомобиль имел большой успех и стал родоначальником большого семейства.
На базе МАЗ 6303 позже стали изготавливать различные грузовики. В состав семьи входили:
- МАЗ 630168 с формулой «шесть на два колеса;
- МАЗ 6317 с колесной формулой шесть на шесть;
- лесовоз МАЗ 630326;
- большой тягач на базе МАЗ 6303, способный перевозить до 67 000 кг груза в составе автопоезда.
Другие версии появились позже. Кроме того, были изготовлены специальные модификации для тяжелых условий эксплуатации.
Шасси МАЗ 6303 используется для установки различных надстроек, поэтому область применения модели очень широкая. Наибольшее распространение получили стандартные версии автомобиля, которые используются для перевозки больших грузов на дальние расстояния. Погрузчики на базе МАЗ 6303 используются в промышленности, строительстве, горнодобывающей и других сферах, одновременно выполняя функции транспортера и погрузчика. Лесовозы МАЗ 630326 используются в сельском, лесном хозяйстве и на частных предприятиях. Есть и другие версии автомобиля.
Модификация МАЗ-6303
Первоначальная версия является универсальным шасси, при использовании которого есть возможность установить разные типы оборудования. К примеру, кузов можно использовать с открытым либо закрытым тентом бортом, а также самосвальный вариант. Существует возможность смонтировать площадку, позволяющую перевозить цистерны, зерновоз, а также кран. Каждый вариант создаваемой модификации получал свой уникальный индекс, указывающий на тип конструкции:
- МАЗ-630326 – представляет собой лесовоз;
- МАЗ-630308 – используется с целью транспортировки автоцистерн;
- МАЗ-630305 – применяется для перевозки грузов в закрытой кабине и дополнительно подключенным прицепом;
- МАЗ-630168 – модель, использующаяся для осуществления транзитных перевозок;
- МАЗ-630303 – предназначена для установки на шасси различных механизмов для дорожного строительства;
- МАЗ-6317 – является вездеходной версией.
Обязательно почитайте: Характеристики Мерседес Атего
Указанные выше ТТХ разных типов грузовика представляют собой условные описания моделей.
Технические параметры, фото
На фото МАЗ 6303 можно рассмотреть только внешние параметры такого грузовика. В течение более 20 лет производства модели, её параметры были улучшены и внедрена новая электросхема и тормозная система. Пневмосистема (в бюджетных версиях применяется передняя рессора), а также наличие колесной формулы 6х4 обеспечивает возможность транспортировки различных грузов по плохому дорожному покрытию, а в некоторых случаях даже по легкому бездорожью.
На шасси грузовика можно устанавливать любое навесное оборудование
Мощностью силовой установки позволяет разгонять грузовик даже при полной загрузке до 100 км/ч. Средний расход топлива подобной машины на трассе составляет 25 л/100 км, что является средним показателем в классе. В случае движения по городу, этот показатель повышается до 40 л/100. В зависимости от типа модификации на модель устанавливается топливный бак, обладающий емкостью 200-500 л. Что касается габаритов автомобиля, то они имеют следующие значения:
- Длина кабины, а также кузова – 10,230 м.
- Ширина – 2,57 м.
- Высота – 4 м.
Назначение
Изначально МАЗ 6303 создавался под европейские требования, что и определило его дальнейший успех. Работа на средних и дальних расстояниях является основной специализацией многофункционального грузовика-шасси. Если автомобиль создавался под европейские дороги в соответствии с требованиями международных транзитных перевозок TIR, то запас прочности позволяет успешно использовать его и в тяжелых дорожных условиях. Изначально МАЗ 6303 проектировался как магистральный тягач для работы как самостоятельно, так и в составе автопоезда. Позднее, на его базе были созданы сортиментовозы, автокраны и автоподъемники, топливозаправщики и автоцистерны, эвакуаторы и другая техника. В зависимости от надстройки, МАЗ 5303 используется практически во всех сферах народного хозяйства, от нефте- и газодобычи, до сельского хозяйства. Даже базовые комплектации машины превосходно показывают себя как в северных широтах, так и в районах с жарким климатом. Есть машины, специально адаптированные для специальных условий работы.
История создания
История модели МАЗ-6303 началась еще в 1965 году. Именно тогда белорусские конструкторы начали делать первые шаги на пути к созданию полноценных трехосных грузовиков повышенной грузоподъемности. Необходимость создания таких автомобилей обуславливалась интенсивно увеличивающимися объемами грузоперевозок, а также плохим качеством и недостаточной разветвленностью дорог того времени.
Свои первые наработки в сегменте трехосных большегрузов инженеры воплотили в бортовом МАЗ-516 с вывешиваемой задней осью, седельных тягачах МАЗ-520 и 515, а также в бортовом магистральном тягаче с проходным средним мостом МАЗ-514.
Как показали испытания, эти экспериментальные модели были еще очень далеки от совершенства, несмотря на свою перспективность. В частности, увеличение грузоподъемности автомобилей требовало использования более мощных двигателей, усовершенствования задней подвески, перекомпоновки шасси и т.д.
В течение последующих лет эти модели претерпели множество изменений, но судьба каждой из них сложилась по-разному. Так, например, первая партия усовершенствованных МАЗ-516 сошла с конвейера в 1969 году. С 1970 по 1981 год продолжался выпуск модернизированных МАЗ-516А и 516В. МАЗ-515 и 520 так и не вышли в серийное производство, зато концепция рулевого управления последнего была позже использована конструкторами при создании МЗКТ-6515. Испытания МАЗ-514 прошли в 1969 году, но мощности шестицилиндрового двигателя ЯМЗ-236 для модели, которая должна была работать в составе автопоезда, оказалось недостаточно, поэтому первая промышленная партия с 270-сильным мотором ЯМЗ-238Е была выпущена только в 1974 году.
В последующие 10 лет конструкторы МАЗ плодотворно работали над созданием мощных и многофункциональных грузовиков, и к началу 90-ых годов предприятие уже имело в запасе несколько довольно удачных моделей нового поколения большегрузных автомобилей. Именно этот факт помог автозаводу не только более-менее спокойно перенести экономический кризис, вызванный распадом СССР, но и продолжить разработку и выпуск новых автомобилей, которые так требовались в то время для поддержания конкурентоспособности МАЗ.
Бортовой МАЗ-630305
Одной из таких ярких и свежих моделей стал мощный бортовой трехосник МАЗ-6303, выделившийся оригинальным техническим решением в виде колесной формулы 6х4. Данный автомобиль изначально создавался под европейские требования, поэтому был, что называется, обречен на успех. Новинка оказалась настолько успешной, что практически все последующие трехосные большегрузы Минского автозавода имели определенную «родственную связь» с МАЗ-6303.
На базе этой модели были созданы такая автоспецтехника, как МАЗ-630168 (6х2), МАЗ-6317 (6х6), мощный МАЗ-630326 лесовоз, крупный тягач для работы в составе автопоезда грузоподъемностью до 67 тыс. кг и прочие версии.
Это интересно: Технические характеристики и инструкция по ремонту МАЗа сельхозника: разбираем по пунктам