МАЗ 642205, 6422А5, 642208, 6422А8, 630303, 6303А3, 630305. Руководство – часть 15
57
Порядок регулировки положения рычага 1 в продольном и поперечном
направлении следующий:
– установить рычаг 7 в нейтральное положение;
– продольным перемещением промежуточного механизма 4 относи-
тельно хвостовика 6 при отпущенных болтах 5 установить угол a равным
80°±2°;
– угол равный 90°±2° регулируется изменением длины тяги 10;
– при недостаточном диапазоне регулировки тяги 10 отпустить болты 5,
повернуть промежуточный механизм 4 относительно хвостовика 6, затя-
нуть болты 5 и повторить регулировку угла тягой 10.
Регулировка блокировочного устройства телескопического механизма
аналогична КП (рисунок 23).
Не следует допускать изгиба и погнутости тяги привода и телескопи-
ческих ее составляющих.
Регулировку привода коробки передач производить при неработаю-
щем двигателе.
Возможна установка 12-ступенчатой коробки передач (КНР). Переклю-
чение основной коробки производится рычагом 1 механизма дистанци-
онного управления. Демультипликатор управляется переключателем ди-
апозоном, расположенным на рычаге 1. Схема переключения 12-ступен-
чатой коробки показана на рисунке 26.
Регулировка привода 12-ступенчатой коробки аналогична 9-ступенча-
той.
НА АВТОМОБИЛЯХ С НЕСИНХРОНИЗИРОВАННОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ
ПРОИЗВОДСТВА КИТАЙ (9JS135А, 9JS180А) В СЛУЧАЕ ЗАТРУДНЕНИЯ
ПРИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИИ ПЕРЕДАЧ НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДВОЙ-
НОЙ ВЫЖИМ СЦЕПЛЕНИЯ.
ПЕРЕХОД С МЕДЛЕННОГО ДИАПОЗОНА ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРА НА
БЫСТРЫЙ НА ДАННЫХ КОРОБКАХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДВИЖЕНИЕМ
РЫЧАГА В НЕЙТРАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ В НАПРАВЛЕНИИ ОТ СЕБЯ (ВПРА-
ВО), ПРЕОДОЛЕВАЯ УСИЛИЕ ФИКСАТОРА, С БЫСТРОГО НА МЕДЛЕННЫЙ
— В НАПРАВЛЕНИИ К СЕБЕ (ВЛЕВО).
58
1
—
р
ы
ч
а
г;
2
,
5
—
б
о
л
т
3
—
п
л
а
с
т
и
н
а
4
—
п
р
о
м
е
ж
у
т
о
ч
н
ы
й
м
е
х
а
н
и
зм
6
—
х
в
о
с
то
в
и
к;
7
—
р
ы
ч
а
г;
8
—
м
е
х
а
н
и
з
м
п
е
р
е
кл
ю
ч
е
н
и
я
9
,
1
1
—
н
а
ко
н
е
ч
н
и
к;
1
—
т
я
га
В
—
б
л
о
ки
р
о
в
о
ч
н
о
е
у
с
т
р
о
й
с
т
в
о
Ри
с
у
н
о
к
2
6
—
П
р
и
в
о
д
у
п
р
а
в
л
е
н
и
я
к
о
р
о
б
ко
й
п
е
р
е
д
а
ч
К
Н
Р
К
и
та
й
59
4.24 Раздаточная коробкаРаздаточная коробка автомобилей МАЗ-651705, 6517А5 показана на
рисунке 27.
Раздаточная коробка предназначена для распределения и передачи
крутящего момента, подводимого от коробки передач, между передним
ведущим мостом и ведущими мостами тележки.
Управление раздаточной коробкой — электропневматическое, из ка-
бины водителя.
К механизмам управления относится механизм блокировки межосе-
вого дифференциала (рисунок 28).
Раздаточная коробка на автомобиле МАЗ-651705 и МАЗ-6517А5 по-
стоянно включена. Механизм блокировки межосевого дифференциала
раздаточной коробки следует включать только в тяжелых дорожных ус-
ловиях. При выезде на хорошую дорогу необходимо выключить меха-
низм блокировки межосевого дифференциала. Включение блокировки
дифференциала раздаточной коробки производится с помощью выклю-
чателя 17 (рисунок 10).
60
1 — вал первичный; 2 — фланец; 3, 14 — кольцо уплотнительное; 4, 5, 9, 15 —
крышка; 6, 24 — муфта; 7 — втулка распорная; 8 — картер; 11 — червяк; 12 —
шестерня привода спидометра; 13 — гайка; 16, 25 — прокладки регулировочные;
17 — стакан; 18 — картер; 19 — вал привода тележки; 20, 21, 22 — болт; 23 — вал
привода переднего моста; 26, 29, 30 — шестерня; 27 — дифференциал; 28 — вал
промежуточный.
Рисунок 27 — Раздаточная коробка
Особенности и эксплуатация
Несмотря на то, что кабина МАЗ 6303 разрабатывалась давно и уступает в части дизайна многим западным конкурентам, в целом получилась удачной. Специалистами отмечается низкий уровень шума и вибраций, хорошая обзорность со всех сторон. Пневмоподвеску имеет не только водительское сидение, но и сидение пассажира. В условиях пониженных температур комфортное пребывание в кабине обеспечивается основной и дополнительной системой отопления. Однако, расположение крана отопителя под кабиной не добавляет комфорта в сильные морозы. Нарекания водителей также вызывает и крышка воздушного фильтра на шпильках с гайками (вместо защелок), что затрудняет быструю замену фильтрующего элемента. Претензии часто и высказываются и к расположению гидроподъемника кабины в незащищенном от грязи месте. Однако, несмотря на мелкие недостатки, отзывы о машине среди автомобилистов в основном положительные. В базовой комплектации МАЗ 6303 оснащается:
- Спойлером и защитным устройством сзади;
- Беззазорной сцепкой;
- Электро-пневмовыводами на прицеп;
- Ремнями безопасности;
- Предпусковым подогревателем мотора;
- Системой ABS.
Не вызывают особых нареканий и установленные на МАЗ 6303 двигатели Ярославского механического завода 238-й серии. В зависимости от целевого назначения могут устанавливаться силовые установки мощностью от 170 до 400 л.с. В целом автомобиль надежен, прост в обслуживании и ремонте и привычен для отечественных водителей. Нет проблем и с наличием расходных материалов и запасных частей, цена на которые значительно ниже, чем на европейские и американские аналоги МАЗ 6303.
Модификации
У всех моделей есть общие характеристики. Это круиз контроль и электроподогрев зеркал. Рассмотрим каждую модель более подробно.
МАЗ 6312А8
Усовершенствованный вариант базового грузовика. Но по сегодняшним меркам он устарел, так как относится к классу Евро 3.
Такие модели понемногу вытесняются. Это связано с тем, что их не пускают в центральную часть ряда городов и со временем безусловно запретят. Однако уже выпущенные автомобили разрешены к эксплуатации.
Грузовик оснащен экономичным дизелем ЯМЗ-6581.510. Причем двигатель отвечает требованиям TIR и подходит к движению в колонне. Главным преимуществом модификации А8 является более низкая цена. В продаже на вторичном рынке огромное количество грузовиков и спецтехники семейства А8. Их стоимость невысока, хотя они неприхотливы и выгодны в экономическом плане.
МАЗ 6312В9
Семейство автомобилей с индексом 6312В9 представляет собой модернизацию основной модели 6312.
Основное отличие — применение более современного двигателя ЯМЗ 651.10. Переход на этот силовой агрегат обусловлен тем, что старые грузовики экологического класса Евро 3 и ниже повсеместно уходят с рынка. А в ряде стран их эксплуатация попросту ограничена.
Например, в России автомобили класса Евро 3 и ниже уже не могут ездить по некоторым дорогам и улицам отдельных городов. Хотя эксплуатация выпущенных ранее моделей в целом пока еще не запрещена.
Новые грузовики, выпускаемые в России или ввозимые в Россию, должны соответствовать Евро 4. Получается, что МАЗ 6312В9 полностью соответствует требованиям Евро 4, на его базе создано большое количество модификаций. В основном это специализированные автомобили — сортиментовоз, бетономешалка, контейнеровоз, автомобиль с манипулятором, автоцистерны и т.п.
Модификации МАЗ 6312В9 обозначаются двумя трехзначными индексами, записанными через дефис. Например, МАЗ-6312В9-426-012 оборудован гидравлическим манипулятором VM 10L74 от компании «ВЕЛМАШ» по лицензии фирмы Palfinger.
Также предусмотрена установка различных двигателей. В том числе разрабатываются перспективные, еще более экологичные и экономичные моторы. Все это ради повышения конкурентоспособности.
МАЗ 6312В9 420 015
Усовершенствованная модификация основной модели. Она соответствует экологическому классу Евро 4. Основное отличие — здесь используется немецкий силовой агрегат Mercedes OM501LA. Краткие конструктивные данные:
- три оси;
- шесть колес, четыре из которых ведущие;
- масса перевозимого груза 14750 кг;
- длина, ширина, высота кузова, мм 7300x2480x660;
- полная масса грузовика, кг 26500;
- масса грузовика с прицепом, кг 56500;
- марка силового агрегата ЯМЗ-651.10;
- мощность 412 л.с.;
- запас топлива, л 500;
- наибольшая скорость 90 км/час;
- кузов бортовой;
- кабина двухместная, с двумя спальными местами.
Гарантийный пробег 100 000 километров для обычного грузовика или 40 000 километров для специализированного автомобиля. Заводская гарантия 24 месяца.
Другие модификации грузовика
- МАЗ 6312А9 — тентованный экземпляр для междугородних перевозок. Экологический класс Евро 3. Сюда встроен силовой агрегат ЯМЗ-650-10 с особой системой размещения цилиндров. Система позволяет экономить до 3 процентов топлива. Объем кузова увеличен на 15 процентов;
- МАЗ 6312В3 — автомобиль с мультилифтом. Он применяется, например, для перевозки контейнеров;
- Шасси для работы со специализированным оборудованием под номером 6312В5. Подходит для монтажных и аварийных бригад. Прекрасно подходит для установки коммунальной, пожарной и другой техники;
- МАЗ 6312С9 — шасси для монтажа строительных установок. Этот автомобиль имеет систему ограничения скорости для защиты от опрокидывания.
Это интересно: Технические характеристики советского бортового грузовика МАЗ-6317 и список модификаций: освещаем по порядку
История модели и назначение
МАЗ 6303 имеет богатую историю, хотя производство модели началось лишь в 1990-х годах. Автомобиль стал базовым для категории 3-осных продуктов Минского автозавода. На основе данной машины впоследствии появилось множество различных модификаций.
Разработка автомобиля началась в не самое благополучное для завода время. После распада СССР предприятие стало испытывать серьезную нехватку средств, чем попытались воспользоваться конкуренты, активно вошедшие в сегменте тяжелых грузовиков. Минскому автозаводу требовался «свежий» продукт, который понравился бы клиентам. В итоге началась разработка новой модели, и вскоре публике был представлен МАЗ 6303. Автомобиль оказался весьма удачным, став родоначальником огромного семейства.
На базе МАЗ 6303 в дальнейшем начали изготавливать различные грузовики. В семейство вошли:
- МАЗ 630168 с колесной формулой шесть на два;
- МАЗ 6317 с колесной формулой шесть на шесть;
- лесовоз МАЗ 630326;
- крупный тягач на базе МАЗ 6303, способный в составе автопоезда перевозить до 67000 кг груза.
Позднее появились и другие версии. Дополнительно изготавливались специальные модификации для суровых условий эксплуатации.
Шасси МАЗ 6303 используется для установки различных надстроек, потому сфера использования модели очень широка. Наибольшее распространение получили стандартные версии автомобиля, которые применяется для перевозки груза большой массы на дальние дистанции. Манипуляторы на основе МАЗ 6303 эксплуатируются в промышленности, строительстве, добывающей отрасли и других сферах, одновременно выполняя роль перевозчика и погрузчика. Лесовозы МАЗ 630326 используются в сельском, лесном хозяйстве и частными компаниями. Существуют и другие версии автомобиля.
Это интересно: Технические характеристики и устройство грузового самосвала маз-555102: описываем детально
Технические характеристики МАЗ-6303
Стремясь создать тяжеловозный транспорт с высокими показателями проходимости, конструкторы автозавода сделали невозможное – их творение соответствует всем характеристикам современного тяжеловоза, имеет отличные показатели эксплуатации, и может проходить по грунтовым дорогам и бездорожью, несмотря на внушительные размеры.
Двигатель МАЗ-6303
Последние модификации машины оснащены дизельным двигателем ЯМЗ-238 с восемью цилиндрами и мощностью до 400 л.с. Мотор традиционно располагается в передней части автомобиля, снабжен жидкостной системой охлаждения и эффективным подогревом, позволяющим авто оставаться на ходу при температуре -40 градусов и даже ниже.
Двигатель соответствует экологическому стандарту Евро-3, при этом отличается небольшим потреблением топлива – около 25-27 л на 100 км на трассе и примерно 40 л в условиях городского движения. Максимальная скорость движения грузовика с ЯМЗ-238 на 400 л.с. достигает 100 км/ч.
Трансмиссия
Коробка передач на автомобили устанавливается того же производства, что и двигатель. 8 ступеней гарантируют комфортное управление при любых условиях поездки.
КПП разбита на две части. Помимо основной есть дополнительная, необходимая для повышения крутящего момента, что дает возможность тяжеловозу исправно работать даже в трудных дорожных условиях.
Грузовая платформа МАЗ-6303
Модель грузового автомобиля МАЗ-6303 считается универсальной, поскольку на одну и ту же колесную базу можно поставить различные грузовые платформы, в зависимости от пожеланий заказчика. Транспортное средство выпускают с платформами в таких вариациях как:
- Открытая бортовая;
- Тентовая;
- Шторная;
- Фургон;
- Автокран;
- Мультилифт;
- Эвакуатор;
- Сортиментовоз;
- Самосвал.
Выбрать конструкцию приобретаемой единицы техники можно, обратившись к официальному дилеру МАЗ в Вологде, представленному компанией ООО ПК «Русский Грузовик». Опытный специалист предложит множество вариантов модификаций и поможет определиться, какая именно платформа лучшим образом подойдет для выполнения поставленных задач. Далее грузовую машину соберут на Минском автомобильном заводе под заказ и доставят к месту, обозначенному в договоре.
Изменяемые характеристики
На данный момент существует 9 современных модификаций МАЗ-6303, поэтому весь список технических характеристик автомобиля неоднозначен. Основные параметры заключены в следующих пределах:
- Высота от 3,16 до 4 м;
- Длина от 7,6 до 10,23 м;
- Ширина неизменна 2,5 м;
- Максимальная грузоподъемность от 12,5 до 17 т;
- Топливный бак стандартно 350 л, на единичных моделях 200 л, под заказ 500 л для перевозок на дальние расстояния.
История создания
История модели МАЗ-6303 началась еще в 1965 году. Именно тогда белорусские конструкторы начали делать первые шаги на пути к созданию полноценных трехосных грузовиков повышенной грузоподъемности. Необходимость создания таких автомобилей обуславливалась интенсивно увеличивающимися объемами грузоперевозок, а также плохим качеством и недостаточной разветвленностью дорог того времени.
Свои первые наработки в сегменте трехосных большегрузов инженеры воплотили в бортовом МАЗ-516 с вывешиваемой задней осью, седельных тягачах МАЗ-520 и 515, а также в бортовом магистральном тягаче с проходным средним мостом МАЗ-514.
Как показали испытания, эти экспериментальные модели были еще очень далеки от совершенства, несмотря на свою перспективность. В частности, увеличение грузоподъемности автомобилей требовало использования более мощных двигателей, усовершенствования задней подвески, перекомпоновки шасси и т.д.
В течение последующих лет эти модели претерпели множество изменений, но судьба каждой из них сложилась по-разному. Так, например, первая партия усовершенствованных МАЗ-516 сошла с конвейера в 1969 году. С 1970 по 1981 год продолжался выпуск модернизированных МАЗ-516А и 516В. МАЗ-515 и 520 так и не вышли в серийное производство, зато концепция рулевого управления последнего была позже использована конструкторами при создании МЗКТ-6515. Испытания МАЗ-514 прошли в 1969 году, но мощности шестицилиндрового двигателя ЯМЗ-236 для модели, которая должна была работать в составе автопоезда, оказалось недостаточно, поэтому первая промышленная партия с 270-сильным мотором ЯМЗ-238Е была выпущена только в 1974 году.
В последующие 10 лет конструкторы МАЗ плодотворно работали над созданием мощных и многофункциональных грузовиков, и к началу 90-ых годов предприятие уже имело в запасе несколько довольно удачных моделей нового поколения большегрузных автомобилей. Именно этот факт помог автозаводу не только более-менее спокойно перенести экономический кризис, вызванный распадом СССР, но и продолжить разработку и выпуск новых автомобилей, которые так требовались в то время для поддержания конкурентоспособности МАЗ.
Бортовой МАЗ-630305
Одной из таких ярких и свежих моделей стал мощный бортовой трехосник МАЗ-6303, выделившийся оригинальным техническим решением в виде колесной формулы 6х4. Данный автомобиль изначально создавался под европейские требования, поэтому был, что называется, обречен на успех. Новинка оказалась настолько успешной, что практически все последующие трехосные большегрузы Минского автозавода имели определенную «родственную связь» с МАЗ-6303.
На базе этой модели были созданы такая автоспецтехника, как МАЗ-630168 (6х2), МАЗ-6317 (6х6), мощный МАЗ-630326 лесовоз, крупный тягач для работы в составе автопоезда грузоподъемностью до 67 тыс. кг и прочие версии.
Это интересно: Технические характеристики и инструкция по ремонту МАЗа сельхозника: разбираем по пунктам
Инструкция по эксплуатации
Приборная панель и органы управления
Грузовик запускается поворотом ключа в замке, расположенном снизу на рулевой колонке.
Под левой рукой находится переключатель поворотов и фар ближнего/дальнего света. Указатели поворота переключаются в горизонтальной плоскости. Возможно постоянное или кратковременное включение. Управление светом фар производится в вертикальной плоскости. При нажатии на ручку с торца включается звуковой сигнал.
Справа от рулевой колонки располагается переключатель стеклоочистителя и омывателя.
Спидометр, тахометр и комбинированный прибор, показывающий уровень топлива, температуру охлаждающий жидкости, давление масла и напряжение находятся на приборном щитке перед водителем.
Рядом на приборном щитке находятся сигнальные лампы:
- температуры охлаждающей жидкости (загорается при температуре 105±5°С),
- аварийного давления масла,
- уровня топлива (загорается при заполненности топливного бака на 16-20% и ниже),
- давления воздуха в тормозной системе,
- загрязнения масляного фильтра и другие.
Приборная панель
Управление автомобилем
Для прогрева двигателя или накачки шин необходимо нажать на педаль подачи топлива, зафиксировать защелкой и отпустить. Прогревать двигатель следует на минимальных оборотах с постепенным повышением до средних. Начинать движение можно только, когда охлаждающая жидкость нагрета не менее 40°С.
При движении использовать постоянную подачу топлива нельзя!
Стояночный тормоз включается приведением рычага в заднее положение. При возвращении в переднее положение – выключается. В промежуточных позициях подключается дополнительный тормоз.
Коробка передач ЯМЗ-236П – пятиступенчатая с синхронизаторами на 2-3 и 4-5 передачах. Переключение передач происходит по следующей схеме:
При трогании на скользком участке, прохождении трудных участков дороги следует включать блокировку дифференциала. Делать это нужно на стоящем автомобиле или на скорости до 10 км/ч.
Вхождение в поворот с заблокированным дифференциалом опасно. Это снижает управляемость и ведет к повышенному износу силового привода! При заблокированном дифференциале соответствующий значок на приборной панели горит оранжевым.
Управление автомобилем
Безопасность
Работа с самосвалом связана с опасностью травм и несчастных случаев. Для снижения этих рисков и вероятности поломок следует соблюдать ряд правил безопасности. Вот некоторые из них.
- Запрещается находиться перед кабиной при подъеме и опускании, а также движение без фиксации кабины тросом и при открытом механизме откидывания.
- Во время движения не следует проводить регулировку сиденья водителя.
- Запрещено движение с поднятой платформой и опускание груженой платформы.
Подробные указания по безопасной работе и содержит инструкция по эксплуатации МАЗ-5551. Там же, помимо детального описания конструкции и узлов самосвала, можно найти требования к техническому обслуживанию и основные рекомендации по устранению неисправностей.
Особенности и назначение
Модель марки выпускается в трехосном исполнении. Чаще всего машина используется для перевозки грузов на дальние расстояния. При необходимости автомобиль кроме груза в кузове также может перевозить товары или продукцию и в прицепе. Использование прицепа может увеличить экономическую эффективность.
На сегодняшний день модель универсальна, на нее можно устанавливать разные варианты кузова. Машины, выпускаемые на основе этой платформы, характеризуются колесной формулой 6х4.
Наиболее популярные типы платформы МАЗ-6312:
- 6312В3;
- 6312В5;
- 6312В7;
- 6312В9.
Автомобили, выпускаемые на основе разных типов платформы, различаются силовыми агрегатами, коробками передач, а также и другим оборудованием. Машина пользуется спросом у покупателей в разных странах мира из-за хорошего качества и надежности.
Объем грузового отсека машины составляет 46 куб. м. На сегодняшний день объем кузова один из самых больших среди представленных на рынке аналогичных ТС. Машина может перевозить в кузове груз общей массой до 14,3 тонны. Максимальная скорость достигает 100 км/ч.
Кроме бортовой версии также пользуются хорошим спросом и другие модификации автомобиля, в частности:
- Тягач (шасси);
- Зерновоз;
- Автомобиль с установленным изотермическим фургоном.
Кроме этого на шасси также устанавливаются цистерны для перевозки наливных грузов. Часто такие машины работают как автозаправщики.
На сегодняшний день для модели МАЗ-6312 на Минском заводе выпускается прицеп МАЗ-870110. В этом прицепе есть возможность перевозить грузы общим объемом до 47,3 куб. м. Автопоезд, в состав которого входит бортовой автомобиль с тентом и прицеп МАЗ-870110 может суммарно перевезти грузы объемом до 93 куб. м. и общей массой до 27 тонн.
Это интересно: ТОП-5 модификаций грузового автомобиля МАЗ-6303 Минского автомобильного завода: теория и практика
Привод грузовой платформы
Устройство подъема кузова МАЗ-5551 расположено под платформой. Механизм опрокидывания, как и у большинства современных самосвалов, гидравлический с пневматическим управлением.
Телескопический гидроцилиндр с переменным рабочим объемом состоит из трех последовательно выдвигающихся звеньев – такая конструкция позволяет развивать достаточные рабочие усилия при небольшой массе и размерах в сложенном состоянии. Основным ее недостатком является значительная сложность, а также риск засорения плотно прилегающих звеньев.
Для повышения безопасности выгрузки в управляющем клапане гидроцилиндра предусмотрено предохранительное устройство. Оно не допускает полного подъема платформы при перегрузке более 1,5 т.
Цапфы заднего борта контролируются пневмоцилиндром, срабатывающим при приведении рукоятки устройства в положение «Подъем».
Грузовая платформа
Устройство и технические параметры
Грузовик МАЗ-6303, технические характеристики которого позволяют использовать машину в сложных условиях, выпускается на Минском заводе автотранспорта. Грузовик оснащен прочной рамой из стали. Накладки могут выходить из строя, но их замена является несложной. Средний мост находится между основными узлами машины. При возникновении шума необходимо менять шестерни или подшипники.
Грузовик оснащен 8-ступенчатой трансмиссией. Коробка передач высокого качества, переключение скоростей происходит без помех. На автомобиль установлена кабина старого образца: малая или большая. Она имеет отличную шумоизоляцию. В некоторых моделях имеется водительское сиденье на рессорах.
Кабина почти не имеет вибрации. Дизайн кабины и эргономичность, как и раньше, не на самом высоком уровне.
Кран отопителя сложно найти. Часто возникает вибрация колес. Расположение домкрата и другого оборудования не совсем удобное. Крышка фильтра закреплена не защелками, как в современных моделях, а шпильками и гайками. Но все равно автомобиль пользуется популярностью из-за высокой проходимости и небольшой стоимости. Автомобиль имеет:
- подогреватель двигателя;
- ABS;
- пневмовыводы прицепа;
- звукоизоляцию кабины;
- ремни безопасности;
- защитное устройство.
Описание характеристик:
- Вес в составе автопоезда — 44000 кг.
- Вес машины — 24500 кг.
- Расход горючего — 25 л/100 км.
- Объем топливного бака — 350 л.
- Габариты — 10230х2570х4000 мм.
- Площадь платформы — 18,14 м².
- Длина грузового отсека — 7560 мм.
- Колея — 2032 мм.
- Колесная формула — 6х4.
- Грузоподъемность — 13100 кг.
- Воздействие на переднюю ось — 6500 кг.
- Воздействие на заднюю ось — 18000 кг.
Двигатель
У грузового автомобиля МАЗ-6303 двигатель дизельный четырехтактный 8-цилиндровый, изготавливается на Ярославском моторном заводе. Двигатель имеет большой запас прочности, отличается надежностью и длительным сроком эксплуатации. Каждый цилиндр оснащен двумя клапанами. В автомобиле мотор расположен продольно.
Технические характеристики двигателя:
- Объем — 11,15 л.
- Мощность — 184 кВт.
- Стандарт качества Евро-3.
- Мотор оснащен подогревателем, с помощью которого легче запускать его в мороз.
- Крутящий момент — 1225 Нм.
- Мотор оснащен жидкостным охлаждением.
Расход топлива
Для МАЗ-630305-250 расход топлива на 100 км равен 27,5 л. Объем топливного бака — 350 л. Чаще всего во время движения грузовика на трассе расход топлива уменьшается до 24,3 л/100 км. В городе это значение увеличивается до 40 л/100 км.
Тормозная система
Грузовик оснащен рабочей, стояночной тормозной системой, а также имеется запасная и вспомогательная система тормозов. Машина снабжена приборами для подключения тормозов, полуприцепа с пневматическим приводом и питанием сжатым воздухом. Рабочая тормозная система воздействует на механизм торможения всех колес. Схема системы торможения МАЗ 630308 раздельная с пневмоприводом.
Стояночная тормозная система нужна для торможения машины при отказе рабочей системы. При ее включении ручка крана управления поворачивается в крайнее положение. Сжатый воздух, который сжимает пружины аккумуляторов, выходит наружу и пружины запускают тормозной механизм.
При активации запасной системы ручка крана управления стояночным тормозом находится в промежуточном не зафиксированном положении. Вспомогательная система оказывает воздействие на трансмиссию, создавая противодавление системе выпуска газов посредством дроссельной заслонки, оснащенной пневмоприводом.
Электронное управление тормозными системами подает воздух на цилиндр ограничения подачи топлива через пропорциональный клапан, он регулируется противобуксовочной системой и узлом ограничения скорости. При торможении грузовика одновременно осуществляется торможение прицепа.
Грузоподъемность
Грузоподъемность автомобиля равна 12700 кг при допустимой полной массе машины в 24,7 т. На заднюю ось приходится нагрузка в 18 т, на переднюю ось — 6700 кг. Полный вес агрегата в составе автопоезда — 44 т. Чтобы увеличить сцепление с дорожным полотном ставят шины 11,00R20. Максимальная скорость — 100 км/ч. Длина грузового отсека составляет 7560 мм. Высота — 2250 мм. Ширина — 2430 мм.
Модификации
Имеется несколько моделей этого грузового автомобиля. Различные модификации имеют свои технические характеристики, которые позволяют использовать средства для тех или иных задач.
МАЗ-6303А3
Грузовой автомобиль МАЗ-6303А3-347 имеет такие характеристики:
- Грузоподъемность — 15350 кг.
- Колесная формула — 6х4.
- Вес — 24,7 т.
- Нагрузка на переднюю ось — 6700 кг, на заднюю — 18000 кг.
- Двигатель марки — ЯМЗ-6562.10.
- Мощность двигателя составляет 183 кВт.
- КПП имеет 8 передач и рессорную подвеску.
- Максимальная скорость — 85 км/ч.
- Объем топливного бака — 200 л.
- Машина оснащена кабиной малых габаритов.
МАЗ-6303А5
Бортовой грузовик с гидроманипулятором МАЗ-6303а5-321 имеет такие параметры:
- Габариты — 10230х2500х3500 мм.
- База грузовика имеет размеры 4590/1400 мм.
- Колесная формула — 6х4.
- Полная масса — 24,5 т.
- Допустимая масса груза — 11550 кг.
- Внутренние размеры платформы: длина — 6500 мм, ширина — 2400 мм, высота — 700 мм.
- Погрузочная высота составляет 1400 мм.
МАЗ-6303А8
Грузовик МАЗ-6303А8-328 имеет допустимую полную массу, равную 28,7 т. При этом допустимая полная масса в составе автопоезда равна 52 т. Допустимое давление на переднюю ось составляет 6700 кг. Допустимое давление на заднюю ось — 22 т. Масса автомобиля — 11,7 т. Максимальная скорость — 90 км/ч. Грузоподъемность — 17000 кг.
На машину установлен двигатель ЯМЗ-6581.10. Мощность двигателя составляет 294 кВт. Коробка передач — ЯМЗ-239. Количество передач КПП — 9. Передаточное число ведущих мостов составляет 5,33. Имеется рессорная подвеска. Вместимость топливного бака — 300 л. Установлена большая кабина, оборудованная спальным местом, кресло водителя оснащено рессорами.
МАЗ-630305
Сортиментовоз МАЗ-630305-250 имеет трехосное шасси. Колесная формула — 6х4. Вес машины составляет 24,7 т. Распределение полной массы на переднюю ось составляет 6700 кг. Распределение веса на заднюю ось — 18 т.
Технические характеристики:
- Масса снаряженного автомобиля — 9350 кг.
- Двигатель дизельный с турбонаддувом ЯМЗ-238ДЕ2.
- Количество цилиндров — 8.
- Объем двигателя — 14860 см³.
- Мощность двигателя — 243 кВт.
- Крутящий момент — 1274 Нм.
- Передаточное число — 6,59.
- Передняя подвеска рессорная, задняя рессорно-балансирная.
- КПП 8-ступенчатая.
- Объем топливного бака — 350 л.
- Максимальная скорость — 85 км/ч.
- Расход топлива — 29,6 л/100 км.
- Грузоподъемность — 15,2 т.
МАЗ-630308
Бортовой автомобиль МАЗ-630308 выпускается Минским автозаводом. Грузовик используется для транспортировки грузов в системе транзитных перевозок в составе автопоезда.
Технические показатели:
- Масса автопоезда — 44 т.
- Вес автомобиля — 24,5 т.
- Давление на переднюю ось — 6500 кг, на заднюю — 18000 кг.
- Грузоподъемность — 13,2 т.
- Объем платформы — 12,7 м³.
- Потребление горючего — 23,2 л/100 км.
Подводим итоги
Приобрести подобный грузовик можно с пробегом в очень годном состоянии. Цена будет варьироваться в диапазоне от 1,2 миллиона до 3,2 миллиона российских рублей. Главным образом цена зависит от начинки МАЗ-6312 и типа рабочих систем. В конечном итоге, на заводе в Минске можно насчитать порядка 350 различных модификаций. Это наводит на мысль руководство о том, чтобы проводить унификации.
Представленная модель, как раз, демонстрирует, что одно шасси может нести на себе множество модулей без потребности разработки ответвленных модернизаций. Прогресс двигается, и приятно видеть, что вместе с ним растут отечественные предприятия, а МАЗ занимает среди них далеко не последнее место.