Трактор ДТ-54

История создания

«ДТ-54» стал первым советским массовым гусеничный универсальным трактором общего назначения, который был оснащён дизельным двигателем. В таких сельхозмашинах активно восстанавливающийся и развивающийся в послевоенные годы Советский Союз очень нуждался.

Дизельный мотор для трактора на Сталинградском тракторном заводе был создан ещё в начале 1930-х годов. Однако тогда он тогда не смог стать заменой керосиновому двигателю.

Первые дизельные моторы испытывали на тракторах «СТЗ-НАТИ». Это был прообраз будущей «54-ки». Работа над усовершенствованием и «доведением до ума» тракторного дизеля продолжилась и во время войны. А после неё была поставлена задача завершить эту работу в предельно сжатые сроки.

Смысл данной замены был более чем очевидным: дизельный трактор, показывая гораздо более высокие показатели мощности, расходовал на 30-40% меньше горючего, которое было намного дешевле, чем керосин. Это позволяло в течение года экономить около десяти тонн топлива на одну машину.

Дизельный трактор обладал более высокой износоустойчивостью, долговечностью основных деталей, что давало возможность продлить срок его службы между ремонтами, сократить потребность в запасных частях и уменьшить простои во время ремонта.

Переход на выпуск новой модели дизельного трактора происходил на сталинградском заводе без остановки производства. В течение 8-10 месяцев было спроектировано и изготовлено около 2,5 тысяч приспособлений, сотни моделей точных и сложных холодных штампов, 5330 наименований всевозможного режущего, вспомогательного, мерительного инструмента.

А ещё – были реконструированы цеха, создан совершенно новый цех пусковых двигателей, введено в эксплуатацию новое здание безрельсового транспорта, второй механический корпус, отремонтировано сотни станков, введён в строй мощный котел на ТЭЦ, с полным комплексом механизированной углеподачи; дополнительно приобретено 320 специальных станков и 540 станков универсальных, 5 тысяч тонн металла.

Потребовалась также колоссальная организационная работа. Школы рабочей молодежи в вечернем техникуме и Сталинградском механическом институте готовили кадры. Для изучения конструкции дизельного трактора на заводе были организованы курсы руководящего состава цехов (для мастеров, начальников смен и участников), где преподавали инженеры-конструкторы и технологи. За 1949 год целевые курсы закончили 1872 человека.

К концу 1949 года подготовка к производству новой модели была успешно завершена. 7 ноября 1949 года народ встречал на главной площади города колонну новых тракторов «ДТ-54». Досрочно выполнив 25 ноября годовой план выпуска трактора «СТЗ-НАТИ», завод уложил на ленты конвейера рамы новых, более совершенных сельхозмашин.

Переход завода на выпуск дизельных тракторов нового образца был осуществлён без остановки производства. Подобного примера не знала история как отечественного, так и мирового тракторостроения.

Примерно также развивались события и на Харьковском тракторном заводе, который в том же году запустил в серию трактор «ДТ-54».

В Харькове данную модель производили с 1949-го по 1961-й годы;в Сталинграде – по 1963-й год.

Третьим стал Алтайский тракторный завод. Здесь данная модель трактора сходила с конвейера с 1952-го по 1979-й год. В общей сложности в Советском Союзе построили 957 900 единиц «ДТ-54».

ДТ-75

1963 – 2009

Перед вами легендарный гусеничный трактор ДТ 75 прямиком из Советского Союза, добравшийся до наших времен. Производством техники занимался Волгоградский завод, и за все время здесь было создано около 2 741 000 единиц, работающих даже сегодня в некоторых хозяйствах страны. Самый массовый трактор естественно неоднократно был модернизирован и улучшен, чтобы соответствовать современным требованиям. На самом старте в качестве силового агрегата использовался дизельный двигатель, выдающий мощность в 75 л.с., но потом появилась версия более мощная. Последний мотор развивает 95 лошадиных сил.

Далеко не все советские гусеничные трактора могут похвастаться кабиной с двумя мягкими сидениями, которые еще и можно регулировать как по весу, так и по своему росту. Уже в те времена о работниках думали и увеличили размеры кабины, установили в более удобной манере рычаги для управления. Многие не знают, что гусеничный трактор ДТ 75 также прозвали «Почтальоном». Все из-за расположенного с боковой стороны топливного бака.

  • Масса: 6 т
  • Длина: 3,48 м.
  • Высота: 2,65 м.
  • Ширина: 1,89 м.
  • Колея: 1330 мм.
  • Мощность: 75, 90 и 95 л.с.
  • Скорость: 12 км/ч
  • Бак: 240 л.

Технические характеристики

Трактор «ДТ-54» сконструирован по классической для гусеничных тракторов схеме, которую можно разделить на следующие основные группы: ходовая часть, двигатель, силовая передача, механизмы управления, вспомогательное и рабочее оборудование.

Двигатель

Дизельный мотор марки «Д-54» (как и его модификация «ДТ-54А») представляет собой безкомпрессорный четырёхтактный дизель водяного охлаждения с вихрекамерным смесеобразованием.

  • Количество цилиндров – четыре, их расположение – рядное, вертикальное.
  • Рабочий объём мотора – 7,45 литров.
  • Номинальную мощность 54 лошадиных силы (39,7 кВт) данный двигатель развивает при 1300 оборотах в минуту.
  • Максимальный крутящий момент составляет 35кГм.
  • Сухая масса двигателя (без радиатора) равна 1100 кг.
  • Диаметр цилиндра составляет 125 мм, ход поршня – 152 мм.
  • Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2.
  • Степень сжатия – 16.
  • Минимальное устойчивое число оборотов холостого хода – 600 об/мин.
  • Распределение – клапанное. Расположение клапанов – верхнее вертикальное в головке цилиндров.
  • Ёмкость топливного бака – 185 литров (в последующем на «ДТ-54» стали также устанавливать 250-литровые баки). К баку прилагалась специальная мерная линейка.

Запуск дизеля происходит за счёт бензинового пускового двигателя «ПД-10» (затем «ПД-10М») – «пускача», который обладает мощностью в десять лошадиных сил. Объём дизтоплива, подаваемого в цилиндры, регулируется центробежным всережимным регулятором с корректором.

Топливо проходит через два фильтра под воздействием подкачивающей поршневой помпы. Ленточный металлический фильтр обеспечивает грубую очистку, а фильтр для тонкой очистки представляет собою сменные патроны, на которые намотана банкаброшная хлопчатобумажная нить.

В качестве материала для изготовления поршней был использован алюминиевый сплав. Силовой агрегат трактора «ДТ-54»отличается высокой надёжностью, исключительной неприхотливостью, достойными тяговыми характеристиками и, конечно же, солидным эксплуатационным ресурсом. Всё это также имеет большое значение при работе в сельском хозяйстве.

В целях увеличения долговечности работы двигателя была применена центробежная очистка масла при помощи специальных полостей, имеющихся в шатунных шейках коленчатого вала. Кроме того, на двигателе установлен масляный фильтр с реактивной центрифугой. Пробка сливного отверстия картера двигателя имеет магнит, очищающий картерное масло от металлических частиц.

В «ДТ-54» использован двухпозиционный декомпрессор. Декомпрессионное устройство представляет собой систему рычагов и валиков с лысками, приподнимающих впускные клапаны. Топливный насос – четырёх-плунжерный «4ТН-8,5Х10Т», без-отсечный, с дозированием на впуске.

Диапазон тяговых усилий трактора «ДТ-54» составляет до 2850 кг, диапазон рабочих скоростей – от 3,59 до 7,9 км/ч (назад – 2,43 км/ч), коробка передач имеет 5 передач вперёд и одну заднюю.

Трансмиссия, рулевое и тормозное управление

На тракторе «ДТ-54» установлена пятискоростная механическая коробка переключения передач. Предусмотрена установка ходоуменьшителя с двумя диапазонами. Он обеспечивает движение трактора дополнительно ещё на десяти замедленных скоростях.

Силовая передача трактора используется для передачи вращения валу отбора мощности и ведущим колесам. в целом, трансмиссия «ДТ-54» включает в себя муфту сцепления, коробку передач, задний мост, конечные передачи и соединительный вал.

Задний мост имеет раздельное управление муфтами поворота и тормозами, что облегчает управление трактором, создаёт удобство регулировки муфт и тормозов, а также позволяет работать более продолжительное время без их регулировки.

До 1956-го года раздельное управление не применялось. Тормоза на «ДТ-54» – бортовые, механические, ленточного типа, двухстороннего действия. Тип подвески трактора – с балансирными каретками. Каждая гусеничная лента приводится в движение ведущим колесом, установлено также направляющее колесо и два поддерживающих ролика. Сама гусеница состоит из сорока одного звена, которые имеют цевочное зацепление.

Ходовая часть

Жесткий каркас трактора ДТ-54 собран из 2-х прочных швеллерных балок, соединенных поперечинами. Спереди установлен передний брус. По обе стороны рамы имеются каретки с балансирами, опорными катками и подрессоренными пружинами. Гусеница состоит из 41 трека с цевочным зацеплением. Натянуто гусеничное полотно между звездочкой, ведущим и опорным катками.

Гидравлика

Для облегчения работы с навесным функциональным оборудованием используется гидравлическая система раздельно-агрегатного типа. Состоит гидросистема из гидронасоса и распределителя с тремя клапанами.

Трактор т 20 технические характеристики — Спецтехника

Трактор ДТ-20, небольшой, аккуратный и маневренный, был очень популярным во времена СССР. Его изображение даже украшало несколько серий этикеток от спичек.

Так как он давно не выпускается, то уже стал раритетом, и сегодня можно встретить лишь единичные машины, да и то в основном в экспозициях музеев: в Чебоксарах, Тарту, Переславле-Хмельницком.

Харьковский тракторный завод производил данную модель трактора в течение двенадцати лет, прекратив ее выпуск в 1969 году.

За это время свет увидели без малого двести пятьдесят тысяч новеньких тракторов, причем часть из них отправились трудиться за рубеж: в Голландию, Францию и другие страны.

Машина эта (класса 0,6 тонн) предназначалась в основном для огородных и садовых работ.

Ее конструкцию отличает отсутствие рамы, тормоза педального типа, дизельный двигатель с водяным охлаждением (благодаря чему машина почти не греется даже в жару).

Добавляют функциональности большое разнообразие рабочего оборудования, регулируемая колея (как передних, так и задних колес), изменяемые просвет, сцепная масса и продольная база.

Фото трактора ДТ-20

Модификаций трактора было достаточно много. Они различались шинами задних колес, электрическим оборудованием, навесными механизмами:

  • ДТ-20-С1 с шинами 8-32 применяли для пропашки междурядий.
  • ДТ-20-С2 с шинами 10-28, обладающими великолепным сцеплением с землей, использовали для работ общего назначения и транспортных перевозок.
  • ДТ-20-С3, ДТ-20-С4 и ДТ-20-С5 с шинами 10-28 и расширенными крыльями – экспортные модели.
  • ДТ-20В – гусеничный вариант трактора для использования на виноградниках.
  • ДТ-20К с дорожным просветом 1,5 метра и широкой колеей (2,1 метра) – модель для работы с высокорослыми растениями.
  • ДТ-20У использовали там, где междурядья были узкими. Удобно было пользоваться этим трактором и на фермах.

Трактор ДТ-20

Трактор ДТ-20 — одна из легендарных машин, способная занять место в музее советского машиностроения. Сегодня ДТ-20 — это экспонат с длинной историей и узнаваемой «внешностью». Машина обросла интересными фактами, а один экземпляр даже сохранил трудоспособность по сей день.

Трактор ДТ-20: история

Трактор Харьковского Тракторного Завода (ХТЗ) ДТ-20 выпускался с 1958 по 1969 годы. За это время на свет появилось более 200 000 машин. Техника стала продуктом комплексной переработки модели ДТ-14Б. Были пересмотрены:

  • мощность мотора;
  • количество зубьев на шестернях передач;
  • конструкция кузовных деталей;
  • устройство картера основной передачи.

Для повышения трудоспособности машины была добавлена педаль, одновременно включающая оба тормоза.

Трактор ДТ-20: технические характеристики

ДТ-20 принадлежит к 0,6 тяговому классу малогабаритной специальной техники. На модели устанавливался заводской двигатель Д-20. 18-сильный мотор работал на 1600 об/мин и разгонял машину до 9,5 км/ч. При сравнительно небольшой массе почти в две тонны техника создавала удельное давление на грунт, равное 0,42 кг/см2.

Максимальный радиус поворота трактора ДТ-20 составлял 780 мм. Дорожный просвет 250 мм позволял преодолевать различные препятствия при проведении сельхозработ. Удельный расход топлива малогабаритной машины равнялся 200 г/л.с.*ч.

Габаритные размеры:

  • длина — 2818-3038 мм;
  • ширина — 1300 мм;
  • высота — 1231-1438 мм.

Трактор ДТ-20: двигатель

Заводской мотор ДТ-20 заслуживает отдельного упоминания. Базовая модель комплектовалась усовершенствованным силовым агрегатом Д-20. Стандартная мощность двигателя 18 л.с. при 1600 об/мин увеличивалась до 20 л.с.

при росте оборотов до 1800 в минуту. Как и сам трактор, двигатель стал продолжением модернизации своего предшественника Д-14В. Степень сжатия нового агрегата составляла 15. Запуск производился с помощью электростартера.

В сравнении с предыдущим мотором Д-20 получил:

  • новые боковые стенки картера. Пересмотреть конструкцию этой детали пришлось из-за измененного размера кривошипного механизма коленчатого вала;
  • новую головку и картер цилиндров. В картере увеличились габариты расточек под подшипники равновесия. Изменения были внесены из-за увеличенных оборотов двигателя, которые требовали новой конструкции прочих сопряженных деталей;
  • резиновый клапан сапуна.

Назначение машины

На протяжении 30 лет ДТ54 выпускался одновременно на трех тракторных заводах. Он предназначен для выполнения сельскохозяйственных работ на почвах различной степени твердости. Тяговые характеристики позволяли использовать трактор для выполнения следующих работ:

  • Вспашка. Машина может работать с пятикорпусным плугом;
  • Культивация;
  • Посев;
  • Уборка урожая;

Трактор оказывает минимальное давление на плодородные слои почвы. Это возможно, благодаря большой площади соприкосновения ходовой части с поверхностью. Дополнительно производители оснащали трактор широкими гусеницами. Это повышало проходимость машины и позволяло использовать ее в болотистой местности.

Сфера применения трактора «ДТ-54»

Основное предназначение трактора данной марки – это работа в сельском хозяйстве, в качестве пропашного трактора. Главным образом, с четырёх- или пятикорпусными плугами; с боронами и культиваторами; а также с широким спектром прицепного сельхозоборудования. В том числе и с приводом от ВОМ – вала отбора мощности.

Также существует модификация «ДТ-54А», которая предназначена специально для эксплуатации в заболоченных/торфяных районах и на рыхлых, неустойчивых почвах. Данный вариант трактора снабжён гусеницами повышенной ширины, которые помогают ему не увязнуть в грунте при выполнении всех необходимых задач.

Вспашка целинных земель

Обратите внимание: плуги 3-х корпусные (земля тяжёлая)

Наиболее распространённые сельхозмашины, с которыми успешно работал трактор «ДТ-54»:

  • Плуги «ПН-4-35», «ПРН-4-35», «ПБН-2-60».
  • Агрегаты для культивирования почвы «КРН-3», «КРН-5», «КРН-3К», «3КПН-3В».
  • Многофункциональная косилка «КН-14».
  • Оборудование для боронования:«ЗБДН-2»,«ЗРБН-3».
  • Сеялки «СРН-8» и т.п.
  • Поливальные машины «ДДА-100М».
  • Машина для посадки деревьев «СЛН-1».

Благодаря своему целевому предназначению (и полному соответствию этому предназначению), трактор «ДТ-54» хорошо показал себя при распахивании новых и целинных земель. Тяговая мощность обеспечивала глубокую вспашку даже тяжёлых грунтов. Низкое давление на почву и широкое гусеничное полотно, позволяли использовать машину на труднопроходимой местности.

Из особенностей данного трактора необходимо отметить простоту его конструкции, так как при поломке всегда можно легко и быстро найти неисправность и исключить её. Некоторые трактористы в шутку говорили, что проще «ДТ-54» может быть только лопата.

Трансмиссия

Трактор ДТ54 оснащен механической коробкой переключения передач. Она имеет 5 передач для движения вперед и 1 назад. Для увеличения тяговых характеристик коробка переключения передач оборудована ходоуменьшителем. Он имеет два режима работы.

Передача крутящего момента от силового агрегата к КПП осуществляется при помощи муфты сцепления сухого типа. Нормальное положение муфты сцепления включенное. Выключение сцепления осуществляется нажатием на педаль в кабине оператора.

Коробка переключения передач установлена отдельно от ведущего моста. Начиная с 1956 года, производители оснащали машину системой раздельного управления и тормозов. Так же можете прочитать про Минитрактор Уралец — Технические характеристики.

Особенности эксплуатации

Обслуживание

Для увеличения срока эксплуатации трактора, следует произвести его обкатку, чтобы притерлись все детали, она происходит на протяжении 8 часов.

Важно Принцип работы и технические характеристики башенного крана КБ-308

В это время не допускается сильно нагружать двигатель. По завершению этой процедуры необходимо замените моторное масло.

Если трактор ставится на хранение, то следует выполнить следующие действия: очистить агрегат, поставить его в сухое место, слить масло и бензин (они все равно за это время они наберутся влаги и придут в негодность), отсоединить провода свечей зажигания (чтобы не окислились) и смазать коробку передач.

Плановый технический осмотр включает в себя периодическую замену масла. Перед тем, как слить моторное масло, необходимо прогреть двигатель, чтобы оно стало более жидким и легче выходило из системы.

Затем подставляют поддон под картер и сливают отработку. Следует быть осторожным, чтобы горячее масло не попало на кожу.

Пока оно стекается можно произвести очистку центробежного масляного очистители и фильтров. После, в трактор ДТ-75К заливается свежее моторное масло М-10Г2к или М-10дм.

Также необходимо следить за давлением масла в гидравлической системе. Если оно не превышает 1 кгс/см3, то необходимо долить смазочный материал или прочистить фильтры, если давление свыше 2,5 кгс/см2, то масло сливают и промывают фильтры.

Для заправки рекомендуется использовать гидравлические масла. На форумах есть положительные отзывы о применении ТАП-15в или 15W-40 в гидравлической системе.

В инструкции по эксплуатации приведено подробное описание с фото проведения различных работ по обслуживанию.

Основные неисправности и ремонт

Каждый владелец гусеничных тракторов ДТ-75М должен знать способы ремонта основных неисправностей этих машин.

Двигатель не заводится:Нехватка масла или дизеля; Забитая или неправильно настроенная топливная система; Проблемы с системой зажигания; Образование компрессии в цилиндре из-за износа поршневых колец. Если двигатель работает с перебоями: Проблемы со свечами зажигания; Некачественное топливо; Заедает игла на форсунке.
Не срабатывают тормоза:Увеличился свободный ход педали (отрегулируйте ее положение); Износился тормозной диск или колодка (замените соответствующие детали).
Если перегревается коробка передач:Малый зазор шестерни или подшипника (отрегулировать); Недостаток масла или его низкое качество (добавить до необходимого уровня масло которое подходит под данную модель);
Если гидросистема не поднимает навесное оборудование:Недостаточно масла в гидравлике (необходимо довести его до нужной отметки); Насос гидросистемы находится в выключенном состоянии (следует включить его); Заедает предохранительный клапан (нужно разобрать его и почистить).

Самым уязвимым местом трактора ДТ-75 являются гусеницы. И многие владельцы сталкивались с их надрывом или разрывом.

Поэтому, рекомендуется один раз в три месяца проводить их техосмотр и, при необходимости, местный ремонт.

Особенности устройства

Трактор ДТ-54 укомплектовывался пятискоростной коробкой переключения передач. Кроме того, в наличии был ходоуменьшитель, имеющий пару диапазонов, которые, в свою очередь, обеспечивали передвижение транспортного средства на 10-ти более замедленных скоростях.

Повороты и муфты управлялись раздельно, а это, в свою очередь, значительно упрощало задачу управления трактором. При этом и муфты, и тормоза удобно регулировались, что значительно повысило их срок эксплуатации. Отметим, что до 1956 года раздельного управления не существовало как такового вовсе.

Машина имела ленточные тормоза двухстороннего действия. Специальные накладки предохраняли от трения гусеницы и картер передачи.

Машина имела сигнализацию в виде сирены на выхлопной трубе и бачок для питьевой воды емкостью 2,5 литра. В некоторых моделях устанавливали отопитель.

Раму трактора изготавливали из двух балок швеллерного типа с передним брусом и поперечинами. На каждой стороне использовались две подрессоренные каретки, оборудованные балансирами, опорными катками и цилиндрическими пружинами.

Особенности устройства

Трактор ДТ-54 укомплектовывался пятискоростной коробкой переключения передач. Кроме того, в наличии был ходоуменьшитель, имеющий пару диапазонов, которые, в свою очередь, обеспечивали передвижение транспортного средства на 10-ти более замедленных скоростях.

Повороты и муфты управлялись раздельно, а это, в свою очередь, значительно упрощало задачу управления трактором. При этом и муфты, и тормоза удобно регулировались, что значительно повысило их срок эксплуатации. Отметим, что до 1956 года раздельного управления не существовало как такового вовсе.

Машина имела ленточные тормоза двухстороннего действия. Специальные накладки предохраняли от трения гусеницы и картер передачи.

Машина имела сигнализацию в виде сирены на выхлопной трубе и бачок для питьевой воды емкостью 2,5 литра. В некоторых моделях устанавливали отопитель.

Раму трактора изготавливали из двух балок швеллерного типа с передним брусом и поперечинами. На каждой стороне использовались две подрессоренные каретки, оборудованные балансирами, опорными катками и цилиндрическими пружинами.

Видео рассказ о тракторе ДТ-20

Производство ДТ-20 завершилось в далеком 1969-ом году, но трактор и сейчас уверенно выполняет сельскохозяйственные функции, доступные ему. Модель используется в Запорожской области, Чувашской республики и Псковской области. Правда, работающих экземпляров ее осталось очень мало.

Трактор имел гусеничную модификацию ДТ-20В, отличающуюся от «базы» механизмом поворота и ходовой системой. Основная часть деталей и узлов навесной системы и трансмиссии модернизированного варианта были унифицированы с элементами стандартной модели. Главная передача ДТ-20В место дифференциала получила механизм поворота, в состав которого вошли 2 фрикционные многодисковые муфты, смонтированные на полуосях основных колес.

Наследие

Стоит заметить, что даже после того, как ДТ-54 перестали выпускать, трактор все же не прекратил свое существование. На его основе были разработаны такие известные модели, как Т-74, Т-75, ДТ-75. О степени популярности ДТ-54 можно легко судить, посмотрев многие советские фильмы. Трактор был участником съемок таких кинокартин: «Иван Бровкин на целине», «Дело было в Пенькове», «Первый эшелон», “Калина красная”, «Первый парень».

Также трактор был установлен в качестве памятника во многих городах и селах России. Стоит транспортное средство на постаменте и во дворе Азово-Черноморской государственной аграрной академии. А в 1958 году Государственный банк республики Вьетнам принял решение поместить изображение машины на аверсе купюры номиналом 5 донгов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий