ТОП-2 модификации армейского грузового автомобиля ЗИЛ-137 с повышенной проходимостью

И снова американцы

В конце 50-ых и в начале 60-ых происходил очередной эволюционный виток в развитии современного вооружения. Чтобы не отстать от заклятых врагов — американцев, советские военные ученые должны были не просто модернизировать уже имеющуюся технику, типа самолетов, баллистических ракет, ЗРК и т.д., но и создать абсолютно новые и уникальные модели и образцы, которые бы превосходили западных конкурентов если не во всем, то, по крайней мере, в большинстве параметров.

И, естественно, советские мастера все это делали. Примером этого можно считать наиболее смертоносную на то время систему РЗО “Точка”, которая могла накрывать противника градом смертоносного огня на расстояниях, превышающих десятки и сотни километров.

Подобное изобретение можно было считать настоящим прорывным успехом. Но вот незадача — ее тягач, или другими словами — автопоезд, ответственный за непосредственное передвижение “Точки”, уже был устаревший и солидно проигрывал аналогичным американским машинам. Так и родилась потребность в ЗиЛ-е -137.

Секретные автомобили Советской Армии

Войсковой автомобильный поезд ЗИЛ-137 с гидростатическим приводом колес полуприцепа являлся самым передовым достижением советской военно-автомобильной промышленности в этой области. По общей конструкции он представлял развитие первого экспериментального образца 1960 года с тягачом ЗИЛ-157В. В процессе доработок тягач будущего автопоезда, унифицированный с автомобилем ЗИЛ-131, носил индекс 2Э131, а два основных типа полуприцепов – 3Э131 и 4Э131. Впоследствии ему был присвоен собственный индекс ЗИЛ-137. Автопоезд состоял из специального седельного тягача ЗИЛ-137Т, выполненного на агрегатах серийной 150-сильной машины ЗИЛ-131В, и одного из двух типов двухосных 7,2-тонных полуприцепов-шасси – стандартного ЗИЛ-137А и варианта ЗИЛ-137Б с удлиненным на полметра задним свесом безбортовой грузовой платформы. От серийного седельного тягача ЗИЛ-137Т отличался двухдисковым сцеплением и установкой гидравлического насоса с приводом от коробки отбора мощности. Он обеспечивал передачу на полуприцеп по одному гибкому трубопроводу гидравлической жидкости высокого давления (до 150 кгс/см2). Рабочее масло подавалось на гидромотор, а от него крутящий момент через понижающий редуктор и карданные валы передавался на мосты полуприцепа на рессорной подвеске с барабанными тормозами, унифицированные с задней тележкой автомобиля. Обратно отработанная жидкость возвращалась к гидронасосу по второму шлангу. При помощи электропневматической системы гидропривод включался автоматически при разгоне и эксплуатации на местности, что соответствовало работе на двух низших ступенях коробки передач и включении понижающей передачи в «раздатке», а также при движении задним ходом. Все колеса автопоезда имели единую колею 1820 мм и оснащались объединенными тормозной системой и регулированием внутреннего давления воздуха во всех 10 шинах.

Автопоезд ЗИЛ-137 с гидроприводом колес полуприцепа и имитацией ракетного оружия. 1970 год Снаряженная масса тягача составляла 7000 кг, полуприцепа-шасси – 3800 кг, всего автопоезда без нагрузки – 10,8 т, со специальным оснащением – до 19,5 т. Его габаритная длина с коротким полуприцепом достигала 14 080 мм. Максимальная скорость движения пустого автопоезда по шоссе без привода полуприцепа – 80 км/ч, полностью загруженного – 60 км/ч, с включенным гидроприводом – 7,0 км/ч. Радиус поворота составлял 10,2 м, контрольный расход топлива – 52 л на 100 км. Глубина преодолеваемого брода – 1,4 м, запас хода – 730 км. Первый образец автопоезда ЗИЛ-137 был построен в Москве в 1963 году, затем долго испытывался и дорабатывался. В 1964 году он успешно прошел государственные испытания с пробегом 18 тыс. км и был рекомендован к производству и применению в армии. В 1966 году автопоезд приняли на вооружение, а с 1970 года его комплектацией и мелкосерийной сборкой занимался Брянский автомобильный завод (БАЗ). Тягачи для него поставляли из Москвы, полуприцепы собирали непосредственно в Брянске. К середине 1970-х ежемесячный выпуск автопоездов достигал 30 единиц. На этой машине впервые в советской практике воспитывалась культура серийного изготовления сложных гидравлических агрегатов, проходивших стендовые испытания, многократный контроль и промывку. До 1978 года в Брянске были собраны 1972 комплектных автопоезда. Наибольшее распространение получили поезда с удлиненными полуприцепами 137Б, которые применяли для транспортировки длинномерного вооружения новых ракетных комплексов и установки вместительных кузовов-фургонов со специальным оборудованием. В процессе их эксплуатации проявлялись многочисленные недостатки, относившиеся в основном к сложной и весьма капризной гидросистеме высокого давления, к рассогласованности работы колес под нагрузкой и при торможении. В первой половине 1970-х годов на БАЗе был разработан проект аналогичного автопоезда ЗИЛ-137М с механическим приводом колес полуприцепа, который впоследствии был переименован в БАЗ-3405-9366.

Вперёд>>

Неисправности

В дальнейшем, по мере эксплуатации автомобиля, стали провяляться различные недостатки. Чаще всего неполадки были связаны с достаточно сложной конструктивно и капризной к качеству масла гидравлике. Очень часто при эксплуатации можно было наблюдать рассогласования в работе колес под нагрузкой и в процессе торможения.


Как уже было замечено выше, в первой половине 70-х на Брянском заводе разработали взамен 137-му аналогичный автопоезд с индексом 137М. Среди отличий в этой модели был механический тип привода на прицеп, который отличался более высокой надежностью. Затем модель получила новое имя в БАЗ-3405.

Семейство ЗИЛ-132 (1960–1976 гг.)

Вариант трехосного автомобиля-вездехода ЗИЛ-132 на арочных шинах

ЗИЛ-132 с автоматичес­кой коробкой и 24-дюймовыми шинами. 1961 год

Вспомнили о семействе ЗИЛ-132 только в середине 1960-х, когда СКБ получило заказ на партию плавающих поисково-эвакуационных установок ПЭУ для поиска и доставки возвращаемых космических аппаратов. Тогда на агрегатах первой машины ПЭУ-1 была построена военная амфибия ЗИЛ-132П, которую предполагалось противопоставить плавающим грузовикам Уральского автозавода. Ее новинками являлись торсионная подвеска крайних колес, водоизмещающий корпус на сварной раме, стеклопластиковая кабина и бортовой кузов из алюминиевого сплава. Опытный четырехтонный плавающий автомобиль ЗИЛ-132П. 1969 год

Вид сзади на водоизмещающий корпус и алюминиевый кузов

Непривычный вид амфибии ЗИЛ-132П со снятым тентом (из архива автора)

На суше машина достигала 75 км/ч, на плаву при помощи водомета — 5–7 км/ч. Для облегчения выхода из воды на берег в ее кузове впервые смонтировали авиационный турбореактивный двигатель ВК-1А, создававший дополнительную тяговую силу. Испытания 180-сильного автомобиля-амфибии ЗИЛ-132П на Москве-реке

Первое применение вспомогательного газотурбинного силового агрегата

По этой же схеме в 1974 году собрали сухопутный бескапотный пятитонный грузовик ЗИЛ-132Р, задуманный как многоцелевой армейский автомобиль высокой проходимости и маневренности, способный впоследствии заменить серийный ЗИЛ-131. Его новыми узлами стали форсированный до 165 л. с. двигатель от автомобиля ЗИЛ-130, алюминиевая рама, вентилируемые дисковые тормоза, полноценная независимая рычажно-торсионная подвеска всех колес и гидравлическое следящее устройство для синхронного поворота задних колес. На испытаниях он развивал скорость 68 км/ч и преодолевал броды глубиной 1,3 м. Прототип пятитонного бескапотного грузовика-тягача ЗИЛ-132Р. 1974 год

Разворот автомобиля ЗИЛ-132Р с крайними управляемыми колесами

Испытания бортового грузовика ЗИЛ-132Р на пересеченной местности

Несмотря на достаточную мощность, по эксплуатационным качествам грузовик почти не отличался от ЗИЛ-131 и был условно одобрен военными с условием внесения серьезных доработок, что повлекло бы за собой существенную переделку всей конструкции. В конце 1975 года этот автомобиль появился в облике сельскохозяйственного грузовика ЗИЛ-132РС с мотором ЗИЛ-375 мощностью 180 л. с., который через год переделали в седельный тягач ЗИЛ-132РВ для работы в составе автопоездов полной массой 19 т. Он прошел испытания в 21 НИИИ, где буксировал активный полуприцеп ЗИЛ-137Б без привода колес, оснащенный макетным оборудованием транспортных машин ракетных комплексов. Несмотря на улучшенные показатели по сравнению с активным автопоездом ЗИЛ-137, дальнейшие работы по военному применению машин 132-й серии были прекращены. Опытный многоцелевой трехосный седельный тягач ЗИЛ-132РВ. 1976 год

Пятиосный автопоезд с габаритно-весовым макетом транспортной машины

Конструктивные особенности ЗИЛ-137

В своё время автопоезд 137 считался передовой разработкой отечественного автопрома. При его создании были реализованы следующие технические решения:

  1. Гидрообъемная передача, представлявшая собой гидронасос, установленный на тягаче, и гидромотор, установленный на прицепе. Для соединения узлов использовались гибкие шланги, обеспечивавшие прочное соединение даже при движении по пересечённой местности и сложных маневрах.
  2. Пятиступенчатая коробка передач с двухступенчатой раздаточной коробкой и с демультипликатором (также двухступенчатым), что позволяет делать ведущими все десять колёс. Также в сложных дорожных условиях задействуется система, автоматически включающая и отключающая гидропередачу к колесам полуприцепа.
  3. Система централизованного регулирования давления воздуха во всех десяти шинах, также имеющих общую систему пневмопривода тормозов.
  4. Для изготовления клапанных коробок управления гидроприводами впервые использовалась «светлая пайка» (с серебряным припоем). А очистка гидравлической системы осуществлялась посредством «светлого отжига».

ЗИЛ 137 обладает внушительными характеристиками Также инженерами был разработан вариант ЗИЛ-137 Б с удлиненным на полметра задним свесом безбортовой грузовой платформы.

При сборке первых тягачей также были реализованы особые требования к условиям сборки и испытаниям. Узлы и агрегаты собирались в специально подготовленных и очищенных от пыли помещениях, а после проходили стендовые испытания. В истории отечественного автопрома такой серьёзный подход к производству был реализован впервые.

Обязательно почитайте: Зерновозы МАЗ-6312: фото, характеристики

Фото «военного» тягача

На фотографиях ЗИЛ видно, что это надёжная и многофункциональная машина. В армии тягачи ЗИЛ использовались в первую очередь для транспортировки длинномерного вооружения новых ракетных комплексов и кузовов-фургонов со специальным оборудованием. Автопоезд рассчитан на эксплуатацию в условиях бездорожья. В частности, он способен преодолевать броды глубиной до 1,4 м (без специальной подготовки).

В военное время автопоезд перевозил ракетные сооружения

ЗИЛ-137-137Б

Перед нами автопоезд, состоящий из трехосного седельного тягача и двухосного полуприцепа. Тягач, на первый взгляд, мало отличается от ЗИЛ-131В со всеми ведущими колесами. У полуприцепа тоже все колеса ведущие, и автопоезд, таким образом, имеет колесную формулу 10X10.

Этому автопоезду повышенной проходимости (с так называемым активным полуприцепом) присвоен индекс ЗИЛ-137-137Б (первая цифра относится к тягачу, вторая — к полуприцепу). Машина предназначена для длинномерных грузов.

Чтобы осуществить привод на колеса прицепа, здесь, впервые в советском автомобилестроении, применена гидрообъемная передача. На тягаче ЗИЛ-137 установлен гидронасос, а на полуприцепе — гидромотор.

Оба соединительных шланга гибкие и потому не создают помех при маневрировании и движении по местности.

Приводимый от двигателя тягача через его трансмиссию гидронасос подает жидкость под давлением через трубопроводы к гидромотору, который связан с ведущими колесами полуприцепа.

И гидронасос и гидромотор сделаны без устройства для изменения подачи рабочей жидкости, поскольку гидропередача ЗИЛ-137 не служит для преобразования крутящего момента, а лишь передает его, заменяя сложную и малоэффективную трансмиссию из системы карданных валов и шарниров применявшуюся ранее на ряде экспериментальных конструкций.

Номинальное давление в гидравлической системе составляет 100 кгс/см2. Для сравнения укажем, что, например, при экстренном торможении «жигулей» давление в системе гидропривода тормозов составляет около 80 кгс/см2.

Конструкция трубопроводов в гидроприводе колес полуприцепа ЗИЛ-137Б имеет одну интересную особенность.

В разъемных соединениях гибких шлангов предусмотрены специальные устройства, герметически их запирающие и этим исключающие потери жидкости из гидросистемы при расцепке автопоезда.

При необходимости подпитать систему срабатывают два специальных клапана в клапанной коробке на гидронасосе. Они автоматически обеспечивают дополнительную подачу жидкости во всасывающую магистраль при движении автопоезда как вперед, так и назад. Жидкость поступает от насоса гидроусилителя руля, установленного на тягаче.

Насос гидрообъемной передачи приводится карданным валом от специальной коробки отбора мощности, установленной на раздаточной коробке тягача. Гидромотор же приводит колеса прицепа через понижающий редуктор (передаточное число — 4,0), карданные валы и ведущие мосты, которые, как и колеса с шинами и подвеска, унифицированы с соответствующими узлами тягача.

Тягач ЗИЛ-137 оснащен штатными пятиступенчатой коробкой передач и двухступенчатой раздаточной коробкой, а также двухступенчатым демультипликатором. Таким образом, в трансмиссии — двадцать передач.

Когда же сопротивление движению автопоезда возрастет значительно (преодоление крутых подъемов, тяжелых участков дороги), то включением привода на колеса полуприцепа можно дополнительно повысить проходимость автопоезда, сделав ведущими все его десять колес.

Управление включением гидропривода выполнено так, что он вступает в работу только при движении на первой или второй передачах, а также на пониженной передаче в раздаточной коробке или же при заднем ходе.

Для сложных дорожных условий предусмотрена система, которая посредством пневмопривода автоматически (в зависимости от положения рычагов управления трансмиссией тягача) включает и отключает гидропередачу к колесам прицепа.

Полуприцеп, как и тягач, оснащен системой централизованного регулирования давления воздуха во всех шинах. Они имеют также общую систему пневматического привода тормозов.

ЗИЛ-137 может быть использован и для буксировки обычных полуприцепов. В свою очередь, полуприцеп ЗИЛ-137Б может работать в пар с седельным тягачом ЗИЛ-131В.

  • Краткая техническая характеристика автопоезда ЗИЛ-137-137Б
  • Общие данные: грузоподъемность — 7200 кг; нагрузка на седло — 3750 кг; снаряженная масса тягача — 7000 кг; снаряженная масса полуприцепа — 3800 кг; максимальная скорость с полной нагрузкой — 80 км/ч на дорогах хорошего качества и 60 м/ч на грунтовых дорогах.
  • Размеры: длина — 14080 мм; ширина — 2500 мм; высота — 2480 мм; база тягача — 3975 мм; база прицепа (от оси сцепного устройства до оси балансирной тележки) — 7250 мм; база тележек тягача и прицепа — 1820 мм; минимальный радиус поворота (по колее наружного колеса) — 10,2 м; минимальный дорожный просвет — 330 мм.

машинки, из коллекции «За рулем»

ЗИЛ 130

Самым распространенным пожарным автомобилем можно по праву считать специализированное транспортное средство на базе модели ЗИЛ 130. Стоит отметить, что всего было выпущено и переоборудовано различными инженерными предприятиями порядка 10 вариантов этих автомобилей.

Наиболее популярной была модель пожарного автомобиля ЗИЛ 130 АЦ 40 – 63Б. Это транспортное средство предназначалось для доставки к месту тушения пожара расчета, специальных средств, а также дополнительного оборудования для оперативной локализации и устранения возгорания. В качестве основного вещества, которое применялось для тушения пожаров выступала либо вода, либо воздушно-механическое пенное вещество.

Описываемые автомобили оснащались вместительной цистерной, объем которой составляет 2360 литров, а также дополнительным баком, в который наполнялся пенообразователь в объеме 170 литров при общей массе в 187 кг.

Кабина, в которой размещается пожарный расчет, собрана в виде цельнометаллической конструкции и имеет два ряда посадочных мест. Четыре двери кабины обеспечивают быстрый выход пожарных из автомобиля. На крыше предусмотрены пеналы, где располагаются всасывающие рукава.

С каждой стороны кузова находятся металлические отсеки для размещения в них различных специализированных аксессуаров и оборудования. Кроме того, описываемый автомобиль оснащен центробежным насосом для тушения пожаров модели ПН 40УА. Насос расположен в задней части автомобиля и имеет одноступенчатый механизм работы.

Шасси автомобиля отличается повышенным уровнем надежности и выполнено в виде лонжеронной рамы. Сами лонжероны изготавливаются из низколегированной стали марки 30Т. Лонжероны усилены специальными вставками, которые обеспечивают целостность общей несущей конструкции при полной загруженности автомобиля.

Подвеска этой пожарной машины полностью зависима и предусматривает наличие рессор и телескопических амортизаторов. Двускатная комплектация задних колес пожарной машины ЗИЛ 130 обеспечивает устойчивое положение автомобиля и высокий уровень проходимости. Кроме этого, при использовании этого транспортного средства в сельской местности допускается установка на ведущую ось арочных шин.

Такая модернизация позволяет оперативно пребывать к месту тушения пожаров по дорогам с различным качеством и структурой поверхности. Также в подобных условиях допускается установка специальной лебедки на передний бампер автомобиля.

Механизм рулевого управления предусматривает наличие гидроусилителя. В качестве привода используется ременное соединение с коленчатым валом силового агрегата автомобиля. Тормозной механизм имеет конструкцию барабанного типа с двумя внутренними колодками для каждой из ступиц.

Это интересно: ТОП-2 модификации армейского грузового автомобиля ЗИЛ-137 с повышенной проходимостью — разъясняем нюансы

Дополнительное оборудование

Военные машины ЗИЛ 131 в отличие от своих гражданских собратьев комплектовались следующим дополнительным оборудованием:

  •  специальным обзорным люком в крыше кабины;
  •  средней стойкой укрепляющей лобовое стекло;
  •  светомаскировочной оптикой, а также специальным прожектором, установленным слева от водителя,
  •  крепежными элементами для различных видов транспортировки.

Кроме того, большинство машин специально оснащались комплектом, который включал в себя:

  •  прибор ночного обзора;
  •  крепеж для оружия;
  •  прибор химической разведки;
  •  отделение для карт и документов;
  •  противопожарные средства;
  •  инструмент для земляных работ;
  •  коллективную аптечку.

Интересные факты

В 1984 году был выпущен единичный опытный образец ЗИЛ-157КДМ, оснащенный кабиной и платформой от ЗиЛ-131. Периодически в продаже появляются грузовики ЗиЛ-157 без пробега, находившиеся на хранении на армейских складах.

Машину отличают передние крылья в стиле ЗиЛ-131 и решетка радиатора, аналогичная ЗиЛ-150.

ЗиЛ-157 стал первой советской машиной с системой централизованной подкачки шин. Созданные для грузовика покрышки использовались на других армейских автомобилях. Попытки усовершенствования машин 157-го семейства привели к разработке усовершенствованных трансмиссий и систем управления грузовиками с полным приводом.

Современные российские армейские автомобили созданы с учетом опыта эксплуатации предыдущих поколений автомобилей, в том числе и ЗиЛ-157.

Грузовики первых выпусков являются большой редкостью. Уцелевшие машины приобретаются в качестве коллекционных экземпляров для последующей реставрации. Более распространенные грузовики ЗиЛ-157КД благодаря своим техническим характеристикам используются в районах с плохими дорожными условиями по прямому назначению – для перевозки грузов.

Неисправности

В дальнейшем, по мере эксплуатации автомобиля, стали провяляться различные недостатки. Чаще всего неполадки были связаны с достаточно сложной конструктивно и капризной к качеству масла гидравлике. Очень часто при эксплуатации можно было наблюдать рассогласования в работе колес под нагрузкой и в процессе торможения. Как уже было замечено выше, в первой половине 70-х на Брянском заводе разработали взамен 137-му аналогичный автопоезд с индексом 137М. Среди отличий в этой модели был механический тип привода на прицеп, который отличался более высокой надежностью. Затем модель получила новое имя в БАЗ-3405.

Примерка кабины

Начинают с тюнинга кабины ЗИЛа-130. Поскольку в стандартном исполнении она не желает садиться на подготовленное место, потребуется существенная переделка элемента. Здесь необходимо вмешательство в днище детали, а также силовые конструкции. Блок крепления педалей выносят на 15 сантиметров вперед.

В результате реконструкции образуется своеобразный короб, который можно использовать для сабвуфера и прочих компонентов мультимедийной системы. Сверху отсек закрывают алюминиевой крышкой, на которой будет размещаться подлокотник, бардачок и подстаканник.

Щиток приборов подойдет от американского донора, после небольшой подгонки его под корпус панели отечественного грузовика. Монтаж приспособления осуществляется в штатное гнездо, отделывается защитой из плекса. Для основы бампера используют самодельную конструкцию из трубы квадратного сечения, которую обшивают листовым металлом. На полученную угловатую деталь крепятся подходящие клыкоподобные крюки. На внешнюю часть бампера приспосабливают декоративные молдинги. Для придания будущему пикапу соответствующего образа, фронтальную часть облицовки и крылья тщательно подгоняют, после чего соединяют между собой посредством сварки. Затем все швы и шероховатости шпаклюют и шлифуют.

Ghostbusters

Авто, как и окружающий его антураж, впечатляют, явно напоминая старый добрый мультсериал про охотников за привидениями. Во всяком случае, переделанный под американский пикап 50-х, ЗИЛ сильно смахивает на Лизуна, получив практически идентичную расцветку.

Если же отбросить всякие ассоциации, то можно заметить, что особым шиком среди мастеров считается практически нулевой клиренс, который можно наблюдать и у этого переделанного пикапа. Также стоит отметить, что добиться такого эффекта совсем несложно – правильно подобранные колеса малого радиуса непременно справятся с поставленной задачей.

Достоинства и недостатки

ЗИЛ 131 выпускался с 1966 по 1994 года на автозаводе имени Лихачева. За этот период создано практически один миллион экземпляров, что говорит о достаточно больших достоинствах этого грузового автомобиля. На основании многочисленных отзывов водителей, а затем и владельцев этой модели можно выделить следующие преимущества:

  •  высокую проходимость;
  •  многофункциональность;
  •  общую надежность;
  •  ремонтопригодность за счет широкой унификации и простой конструкции, позволяющая, например, выполнять ремонт двигателя ЗИЛ 131 по схемам и даже по фото;
  •  возможность изменения давления в колесах;
  •  устойчивость на любых дорогах;
  •  качественное рулевое управление;
  •  надежную ходовую часть;
  •  эффективные тормоза.

Кроме того, необходимо отметить, что в довольно большом количестве отзывов отмечается качественная сборка автомашины на заводе, что не совсем характерно для отечественного автопрома и, наверное, такой факт связан с военным назначением грузовика.

На основании рассмотрения уже указанных отзывов следует отразить основные недостатки ЗИЛ 131.

  1.  Главным является неимоверный, по нынешнем временам, расход топлива. На перевозку 6,0 т груза он составляет 40 л/100 км. Это данные при движении по трассам с твердым покрытием, на грунтовых дорогах расход увеличивается практически до 50 л.
  2.  Некачественная шумоизоляция и недостаточная виброзащита кабины усложняют управление автомобилем, прежде всего при работе силового агрегата в условиях максимальной мощности и высокой скорости движения ЗИЛ 131.
  3.  Слабая противокоррозионная защита кабины, явно несоответствующая требования автомобиля, эксплуатирующего в тяжелых дорожных условиях.
  4.  Сложный запуск двигателя в холодный период времени, связанный с использованием низкооктанового топлива А76.
  5.  Недостаточное качество резинотехнических сальников в мостах, приводящее к утечке трансмиссионной жидкости из картеров.

Несмотря на указанные недостатки, и в первую очередь малую экономичность перевозок, автомобили ЗИЛ 131 и сейчас эксплуатируются в районах, где главным фактором для грузовика является его уверенная проходимость.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий