Популярная коммунальная техника на грузовом шасси ЗИЛ-431412

Спецмашины, выпускаемые на базе шасси ЗИЛ-431412

Автокран. Выпускается несколько видов автокранов, устанавливаемых на шасси ЗИЛ. Но наибольшее распространение получил КС2561К. Он отличается небольшими габаритами и простотой обслуживания. Кран снабжен решетчатой стрелой, длина которой составляет 8 метров. При использовании специальной вставки длина стрелы увеличивается до 12 метров.

КС2561К

Автовышка. Автовышки для автомобилей ЗИЛ разрабатывались и выпускались на Украине. Они выполнены в виде двухколенчатой стрелы с люлькой. Подъем стрелы обеспечивает гидравлический механизм. Вылет люльки составляет 10,5 м, а максимальная высота – 22 м.

Автовышка АГП-22 на шасси ЗИЛ 431412

Поливомоечная машина. Такие транспортные средства востребованы в дорожно-коммунальном хозяйстве. Их используют для полива насаждений, мытья и уборки дорог, смачивания строительных материалов. На поливомоечные машины, помимо самой цистерны, устанавливается дополнительное оборудование, подбираемое в зависимости от вида выполняемых работ.

Поливомоечная машина КО-829 на шасси ЗИЛ-431412

Автогудронатор. Автогудронаторы на базе ЗИЛ-431412 предназначены для доставки и раздачи смазочных материалов (битума, мазута, масел и т.д.). Выполнить такую работу позволяет установка битумного насоса.

Автогудронатор на шасси ЗИЛ-431412

Видео по теме: Краткий обзор учебного ЗИЛ 431610

Это интересно: Технические характеристики самосвала и других модификации грузовика ЗИЛ-4331: рассматриваем по полочкам

Обзор основных типов надстроек и спецмашин на шасси «ЗИЛ-433362»

Порядок в сложном, разветвлённом, безостановочно работающем муниципальном хозяйстве помогают поддерживать специальные автомобили. Как уже было отмечено, многие шасси «ЗИЛ-433362» использовались для монтажа машин и специального оборудования для городского коммунального хозяйства.

Среди них – машины илососные «КО-510» и «КО-510Д», которые предназначены для очистки колодцев ливневой канализации от ила. Спецмашины изготавливались в сотрудничестве Завода имени Лихачёва и арзамасского завода коммунального машиностроения «Коммаш» (Нижегородская область).

Илососная машина «КО-510» на шасси «ЗИЛ-433362».

Высокую эффективность машины обеспечивает мощный и производительный вакуумный насос. Грузоподъёмность цистерны составляет 4,6 тонн, полная масса автомобиля — 11 тонн. Данный вариант выпускался с 150-сильным мотором «ЗИЛ-508.10».

У комплексных дорожных машин (КДМ) на базе шасси «ЗИЛ-433362» – иные задачи: их дело – счистить снег и лёд до асфальта. Поэтому они оснащены специальными плугами-скребками, щётками, а в кузове у них — противогололёдные смеси.

Для поддержания чистоты асфальтового и бетонного покрытия на улицах городов и на аэродромах используются коммунальные поливально-моечные машины «АКМП-3» на базе «ЗИЛ-433362».

Комплексная дорожная машина на шасси «ЗИЛ-433362».

Летом они осуществляют очищение дороги от пыли, грязи и мелких камней. Зимой применяются для очищения дорожного покрытия от свежевыпавшего, ещё неслежавшегося снега. При необходимости «ЗИЛ-433362» с «АКМП-3» можно привлекать для тушения ландшафтных пожаров.

Основное назначение автогудронаторов «ЭРМЗ» на базе «ЗИЛ-433362» состоит в перевозке битумной смолы и её нанесение на дорогу в процессе ремонтных работ. Также «ЭРМЗ» могут применяться для транспортировки других смол, мазута, торфяных и каменно-угольных дёгтей, смазочных веществ.

Автогидроподъёмники «АГП 18.4» на шасси «ЗИЛ-433362» применяются при монтаже, обслуживании и ремонте городских систем энергоснабжения, транспортного электрооборудования, оснащения зданий, сооружений и объектов высотного размещения.

Автогидроподъёмник «АГП 18.4» на шасси «ЗИЛ-433362».

Пожарный автомобиль «АЦ-3,5-40» на базе «ЗИЛ-433362» доставляёт воду в цистерне (2 тонны) и боевой расчёт пожарной команды (7 человек) к месту возгорания. Оборудование на борту обеспечивает тушение пожаров водой не только из собственной цистерны, но также из близлежащих водоёмов и гидрантов.

Аварийки и «походки» на шасси «ЗИЛ-433362» получили довольно широкое распространение, и их нередко можно встретить на улицах городов и сейчас. Аварийно-ремонтные модификации «ЗИЛ-433362» оснащенные генераторной установкой с ремонтной мастерской и дополнительным запасом горючего. Уникальные возможности шасси «ЗИЛ-433362» позволяют размещать под дном дополнительные ящики с инструментом и сварочными аппаратами.

Кроме того, шасси «ЗИЛ-433362» специально разработано как база для удобного размещения автоцистерн различного назначения: бензовозов-топливозаправщиков, ассенизаторских вакуумных машин, мусоровозов и т.д.

Наряду с обычной бортовой грузовой платформой, шасси «ЗИЛ-433362» использовали также и для монтажа разнообразных фургонов, изготавливаемых из металла, фанеры, сэндвич-панелей и других материалов. Это и обычные «будки» для промтоваров, и изотермические фургоны для продуктов питания, и рефрижераторы с термоизоляцией из пенопласта и пенополиуретана. Таких автомобилей, по причине их неэкономичности и слишком громоздких для современных городов габаритов, осталось в ходу очень немного.

«ЗИЛ» после ЗИЛа

На новоуральском предприятии, кроме штатного 150-сильного бензинового двигателя ЗИЛ-508.10 (он же АМУР-456.10), на ЗИЛ-431410 (он же АМУР-53131) устанавливали ряд других силовых агрегатов. В частности, 108-сильный дизель Д-245.12 Минского моторного завода; V-образные 8-цилиндровые силовые агрегаты АМУР-0555 (7,6 л) и АМУР-5551 (6,28 л) собственной разработки, мощностью соответственно в 145 и 180 л.с. В 2006 г. модификацию АМУР-53131М оснастили 136-сильным дизелем Д-245.9Е2, соответствующим экологическим стандартам Euro-2.

Шасси ЗИЛ-431410 в сборочном цехе завода «АМУР» (за ним – индийские грузовики «Тата», также собираемые новоуральцами).

Все указанные двигатели работают в связке с механической 5-ступенчатой коробкой передач. В модельный ряд ЗИЛов новоуральского завода «АМУР» входил, кроме бортового автомобиля, также промышленный и сельскохозяйственный самосвалы, вакуумные машины, топливозаправщики и автоцистерны для перевозки топлива и пищевых жидкостей, автогидроподъемники, автобетоносмесители, пожарная техника, коммунальные машины различных типов и прочая спецтехника.

Впрочем, ЗИЛ-431410 нового времени не только переименовали в АМУР-53131, но и даже перестали наносить на его кабину (капот) издавна знакомые всем в нашей стране стилизованные буквы «ЗИЛ».

Поливомоечная машина

В муниципальном коммунальном хозяйстве практически всех городов России имеются в штате специальные поливомоечные машины.

Предназначены они для доставки воды, полива зеленых насаждений и дорожного покрытия в жаркое время года, подметания и уборки снега, а также смачивания материалов при проведении дорожных работ.

На ЗИЛ-431412 устанавливается цистерна для воды, а также крепится навесное оборудование. В зависимости от предназначения это может быть:

  • КО-713 — поливомоечное, щеточное, распределяющее, плужное оборудование;
  • КО-713-01 — то же самое, но без распределяющего оборудования;
  • КО-713-02 — без поливомоечного комплекта;
  • КО-713-03 — с поливомоечным и щеточным оборудованием;
  • КО-713-04 — только с поливомоечным оборудованием.

На авторынке много предложений автомобилей ЗИЛ с бочками (в быту их называют водовозками), еще есть маркировка КПМ. Одно несомненно — это востребованные машины, ведь вода людям нужна всегда.

Цена на такие бочки составляет 150-350 тысяч рублей, на автомобили со спецоборудованием, конечно же, выше — от 500 тысяч рублей.

Спецтехника на базе ЗиЛ 431412 до сих пор пользуется большим спросом

Киевский экспериментальный завод в 1969 году начал производство кранов КБА-22-15, которые сначала монтировались на шасси ЗИЛ-130, а затем и на новые модели автомобилей. Грузоподъемность автокранов ЗИЛ-431412 с телескопическим башенно-стреловым оборудованием и механическим приводом составляла 6300 кг, они монтировались на поворотную платформу с гидравлическим приводом. От опрокидывания автомобиль страховался выносными гидрофицированными опорами и стабилизирующим устройством.

Также на шасси ЗИЛ-431412 монтировалось башенно-стреловое оборудование АБКС-4 (Абаканского экспериментального завода) и Ивано-Франковского завода АБК-4 с вылетом стрелы 8,8 м и длиной башни 7,7 м. Такие автомобили нашли применение в малоэтажном строительстве, установке фундаментов на строительных объектах, погрузке – разгрузке габаритных грузов массой от 900 до 4000 кг.

Наибольшее распространение получили различные модели автовышек и гидроподъемников на базе этого шасси. Автовышка ЗИЛ-431412 АГП-22 предназначалась для подъема груза массой до 300 кг и людей на высоту до 30 метров. Она оснащалась двухколенчатой стрелой с максимальным вылетом на 10,5 метров. Более распространенной стала вышка АГП-22, имевшая двухколенчатую стрелу с вылетом на 22 метра.

Ее преимущества заключались в том, что она могла поднять груз на недоступную точку для других подобных установок из-за ограничений строительными конструкциями. В люльке автовышки могли одновременно работать два человека.

До сегодняшнего дня находят применение надежные подъемники МШТС 4МН на базе ЗИЛ-431412. Чаще всего они оборудовались двухсекционной 22 метровой стрелой с грузоподъемностью 300 кг, имеют такие же технические характеристики, как и все устройства подобной модификации: угол поворота стрелы 360 градусов, время подъема люльки от 3 до 6 минут.

Длина секций стрелы в 22 метра, при всех достоинствах этой модели, ограничивала возможность работы автовышки на пространствах тесных дворовых территорий. Более удобной при таких условиях эксплуатации была автовышка с трехсекционной стрелой с телескопическим соединением секций.

Все модификации автовышек могли работать при температуре от – 40 до + 40 С0 и умеренном ветре до 10 м/с. Благодаря секционному оборудованию стрел, автовышки могли опускать люльку на 7 метров ниже уровня опор автомобиля, а сами люльки, оборудованные электроизоляцией позволяли проводить ремонт электрических сетей с соблюдением правил безопасности рабочих – ремонтников.

Поскольку эти модели гидроподъемников и автовышек оказались очень удобны в эксплуатации из-за простого и надежного оборудования, то на рынке они пользуются спросом до сегодняшнего дня. Цены на эти автомобили варьируются от 70000 до 700000 рублей в зависимости от года выпуска и технического состояния.

Развитие городов требовало от автомобилестроителей создания удобной специализированной техники для обслуживания огромных городских территорий. На ЗИЛ-431412 монтировалось различное оборудование. Автоцистерны ЗИЛ 431412 КО 703 с рабочим объемом емкости для жидкости 7 м3 и водяным насосом были заняты в сельском хозяйстве и строительстве, перевозили горюче-смазочные материалы, работали в обслуживании коммунального хозяйства городов. ЗИЛ-431412 оснащался для всесезонного обслуживания дорожных покрытий специальным оборудованием.

Поливомоечное оборудование (ПМ) состояло из цистерны объемом 6,1 м3 , двух леек для распыления воды. Ширина рабочей зоны при поливке рассчитана на 20 метров, при очистке твердого дорожного покрытия щетками – 2,5 метра, при поливке дороги – 8 метров. При работающем поливомоечном оборудовании, оснащенном гидросистемой, пневмооборудованием, водяным насосом, как на всех автомобилях – цистернах, поливомоечная машина ЗИЛ-431412 максимально могла развивать скорость 50 км/ч.

Трансмиссия

Сцепление — однодисковое, с периферийными нажимными пружинами, привод выключения — механический. Коробка передач — 5-ступ. с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах, передат. числа: I-7,44; II-4,10; III-2,29; IV-1,47; V-1,00; ЗХ-7,09. Карданная передача-два последовательных вала с промежуточной опорой. Главная передача — одинарная гипоидная, передат. число 6,33. Может устанавливаться ведущий мост с двойной коническо-цилиндрической главной передачей с передат. числом 6,32.

Обзор основных типов надстроек и спецмашин на шасси «ЗИЛ-433362»

Порядок в сложном, разветвлённом, безостановочно работающем муниципальном хозяйстве помогают поддерживать специальные автомобили. Как уже было отмечено, многие шасси «ЗИЛ-433362» использовались для монтажа машин и специального оборудования для городского коммунального хозяйства.

Среди них – машины илососные «КО-510» и «КО-510Д», которые предназначены для очистки колодцев ливневой канализации от ила. Спецмашины изготавливались в сотрудничестве Завода имени Лихачёва и арзамасского завода коммунального машиностроения «Коммаш» (Нижегородская область).

Илососная машина «КО-510» на шасси «ЗИЛ-433362».

Высокую эффективность машины обеспечивает мощный и производительный вакуумный насос. Грузоподъёмность цистерны составляет 4,6 тонн, полная масса автомобиля — 11 тонн. Данный вариант выпускался с 150-сильным мотором «ЗИЛ-508.10».

У комплексных дорожных машин (КДМ) на базе шасси «ЗИЛ-433362» – иные задачи: их дело – счистить снег и лёд до асфальта. Поэтому они оснащены специальными плугами-скребками, щётками, а в кузове у них — противогололёдные смеси.

Для поддержания чистоты асфальтового и бетонного покрытия на улицах городов и на аэродромах используются коммунальные поливально-моечные машины «АКМП-3» на базе «ЗИЛ-433362».

Комплексная дорожная машина на шасси «ЗИЛ-433362».

Летом они осуществляют очищение дороги от пыли, грязи и мелких камней. Зимой применяются для очищения дорожного покрытия от свежевыпавшего, ещё неслежавшегося снега. При необходимости «ЗИЛ-433362» с «АКМП-3» можно привлекать для тушения ландшафтных пожаров.

Основное назначение автогудронаторов «ЭРМЗ» на базе «ЗИЛ-433362» состоит в перевозке битумной смолы и её нанесение на дорогу в процессе ремонтных работ. Также «ЭРМЗ» могут применяться для транспортировки других смол, мазута, торфяных и каменно-угольных дёгтей, смазочных веществ.

Автогидроподъёмники «АГП 18.4» на шасси «ЗИЛ-433362» применяются при монтаже, обслуживании и ремонте городских систем энергоснабжения, транспортного электрооборудования, оснащения зданий, сооружений и объектов высотного размещения.

Автогидроподъёмник «АГП 18.4» на шасси «ЗИЛ-433362».

Пожарный автомобиль «АЦ-3,5-40» на базе «ЗИЛ-433362» доставляёт воду в цистерне (2 тонны) и боевой расчёт пожарной команды (7 человек) к месту возгорания. Оборудование на борту обеспечивает тушение пожаров водой не только из собственной цистерны, но также из близлежащих водоёмов и гидрантов.

Аварийки и «походки» на шасси «ЗИЛ-433362» получили довольно широкое распространение, и их нередко можно встретить на улицах городов и сейчас. Аварийно-ремонтные модификации «ЗИЛ-433362» оснащенные генераторной установкой с ремонтной мастерской и дополнительным запасом горючего. Уникальные возможности шасси «ЗИЛ-433362» позволяют размещать под дном дополнительные ящики с инструментом и сварочными аппаратами.

Кроме того, шасси «ЗИЛ-433362» специально разработано как база для удобного размещения автоцистерн различного назначения: бензовозов-топливозаправщиков, ассенизаторских вакуумных машин, мусоровозов и т.д.

Наряду с обычной бортовой грузовой платформой, шасси «ЗИЛ-433362» использовали также и для монтажа разнообразных фургонов, изготавливаемых из металла, фанеры, сэндвич-панелей и других материалов. Это и обычные «будки» для промтоваров, и изотермические фургоны для продуктов питания, и рефрижераторы с термоизоляцией из пенопласта и пенополиуретана. Таких автомобилей, по причине их неэкономичности и слишком громоздких для современных городов габаритов, осталось в ходу очень немного.

Основные разновидности спецтехники

Основные виды навесного оборудования:

  • металлический отвал с резиновой губой;
  • цилиндрические щетки с приводом;
  • водяная рампа;
  • насадки для полива;
  • насадки для мойки;
  • водяные сопла высокого давления;

Конфигурация автомобиля может изменяться прямо перед выполнением определенного вида работ. Сопла высокого давления используются непосредственно для очистки дорожных лотков и различных ям, неровностей. При проведении ремонтных дорожных мероприятий, специалисты применяют поливомоечные машины для удаления грязи и пыли с выбоин и прочих повреждений дорожного полотна.

Шасси КамАЗ 4325 в качестве основы

Высокоэффективная поливомоечная машина на базе КамАЗ 43253 считается относительно популярной и применяется в основном в крупных городах.

На базе 43253 и 53212 поливомоечная установка работает одинаково. Изначально заводом производителем рама автомобиля КамАЗ никак не усиливалась и имела по большей части стандартную свою комплектацию, однако позже появились специальные металлические усилители, в тех местах, где устанавливается цистерна с водой. Также для крепления резервуара используются анкеры, жестко привязывающие резервуар к основной конструкции. Колесная база может состоять как из 2 мостов, так и из 3-х (в удлиненных версиях).

Особенности спецтехники на базе ЗИЛ

Универсальная поливомоечная машина на базе ЗИЛ представляет собой привычную конструкцию для всех типов техники, в частности на раму машины помещается резервуар для воды определенного объема, монтируется специальное навесное оборудование и подключаются насосы. Как и на КамАЗ, ЗИЛ оборудуется схожим типом устройств. Автомобиль ЗИЛ имеет один ведущий мост, что значительно упрощает его дальнейшую эксплуатацию, а также способствует экономии топлива. Грузоподъемность ЗИЛа на порядок меньше, чем у КамАЗ, поэтому данные автомобили обладают большей маневренностью в небольших и средних городах. Данные машины используют гораздо чаще, чем КамАЗ, дело в том, что на ЗИЛу устанавливаются бензиновые моторы, и в отличие от дизельных камазовских они не создают повышенный уровень шума и загрязнения воздуха, поэтому использование ЗИЛа в городских условиях более приемлемо, нежели КамАЗы.

Особенности конструкции

В целом, оборудование разных производителей, устанавливаемое на шасси автомобилей ЗиЛ, конструктивно очень схоже.

Бункер представляет собой емкость закрытого типа, в которую помещаются бытовые отходы. Для загрузки используются специальные люки в верхней части. Чтобы не производилось просыпание мусора при перевозке через загрузочный люк, он оборудован откидной крышкой.

Задняя часть бункера – открывающаяся, оснащенная гидравлическим приводом. При разгрузке отходов она открывается, бункер опрокидывается и производится выгрузка. Для удобства работ и исключения участия человека в процессе разгрузки, задняя часть оснащена автоматическими фиксаторами, а также возможно наличие разгрузочной плиты, которая при разгрузке производи выталкивание отходов из бункера.

Загрузка отходов выполняется манипулятором с гидравлическим приводом. Размещение манипулятора может быть как боковым, так и задним. Отличие по способу загрузки сводится к тому, что при задней загрузке используется еще один бункер – загрузочный, в который помещаются отходы, причем иногда вручную, и затем уже этим бункером производится выгрузка в основной бункер. Боковая же загрузка подразумевает наличие манипулятора, который оснащен захватом для контейнеров с отходами.

Пульт управления манипулятором зачастую размещается сбоку под бункером. Это позволяет оператору полностью контролировать процесс загрузки.

Все различия между разными моделями мусоровозов сводятся к модели применяемого шасси авто ЗиЛ, объем бункера и положение манипулятора для загрузки.

Используемые шасси

Что касается шасси, то первыми в качестве базы для мусоровозов стали использовать ЗиЛ-130, оснащенные оборудованием для самосвалов, то есть гидравлической системой поднятия кузова. Наличие этой системы обеспечило возможность применения гидравлического манипулятора, а также опрокидывание бункера для разгрузки.

Поскольку производителей оборудования для мусоровозов несколько, то каждый выбрал определенные шасси, появившиеся после ЗиЛ-130. В итоге это вылилось в появление мусоровозов на базе ЗиЛ с разными эксплуатационными показателями. На смену ЗиЛ-130 пришел ЗиЛ-431412, который являлся по сути той же моделью, но с другим обозначением и несколько улучшенными техническими характеристиками. Еще одна модель, которая неплохо себя показала в качестве мусоровоза, является ЗиЛ-4331.

На базе ЗиЛ-5301 «Бычок» выпускается мусоровоз с небольшим объемом бункера. Но эта модель считается эффективной, поскольку загрузка у нее выполняется сзади, что позволяет погрузить в бункер крупногабаритные отходы.

Фото мусоровоза на базе ЗИЛ-5301

Шасси грузовика ЗиЛ-433362 является одним из самых популярных у производителей мусоросборного оборудования. Эта модель обеспечила применение на авто данного производителя оборудование, оптимально подходящее по грузоподъемности.

Автокран на шасси базового автомобиля

Наибольшее распространение при производстве работ в малоэтажном строительстве или на рассредоточенных рабочих участках получили краны КС-2561К.

Простота конструкции, которая не обременена сложными механизмами, безотказность, быстрое время подготовки к работе и небольшие габариты делают несложным выбор в пользу этого агрегата.

Решетчатая ферма стрелы длиной 8 м может удлиняться до 12 м за счет вставки. Монтаж несложный, много времени не занимает. Привод у кранового комплекса механический – от двигателя через трансмиссию.

В механизмах подъема стрелы и груза установлены ленточные тормоза, которые обеспечивают безопасность при работе.

Поворотный механизм площадки тоже оборудован тормозом. Перед работой обязательно выставляются опоры для предотвращения кренов при манипуляциях с грузом:

  • Размер опорного контура 2,8х3,9 м.
  • Максимальная высота подъема 8 м со стандартной стрелой и 12 м — с удлиненной.
  • Возможно движение с грузом на крюке, в этом случае вес груза от 1,2 до 3 т, скорость передвижения 5 км/ч.
  • Максимальная глубина опускания груза 4,8 м.
  • Оптимальная скорость подъема или опускания 13 м/мин.

Важно! С целью безопасности имеется устройство, ограничивающее грузоподъемность с указателем веса, оно защищает от перегруза и опрокидывания. Установлены измеритель и сигнализатор опасного крена

Ограничитель натяжения троса в транспортном положении тоже играет важную роль. Имеются ограничители разного положения стрелы и крюка, а даже предохранитель от запрокидывания рабочего механизма

Установлены измеритель и сигнализатор опасного крена. Ограничитель натяжения троса в транспортном положении тоже играет важную роль. Имеются ограничители разного положения стрелы и крюка, а даже предохранитель от запрокидывания рабочего механизма.

Для строительно-монтажных работ в домостроении или при установке каких-либо сложных емкостей и необходимости размещения внутри них какого-либо громоздкого оборудования на заводах было разработано башенно-стреловое оборудование под маркировкой АБКС-4 (Абакан) и АБК-4 (Ивано-Франковск). Это оборудование устанавливалось на ЗИЛ-431412.

По техническим характеристикам эти крановые комплексы аналогичны КС-2561.

Главное конструктивное отличие – в наличии башни высотой 7,7 м. Это решетчатая ферма из прочных труб и уголка.

В свернутом состоянии она хранится на специальных упорах над кабиной автомобиля. Монтируется в рабочее положение с помощью лебедок.

Из-за конструкции механизма грузоподъемность несколько ограничена и составляет от 4,0 до 1,25 т в зависимости от вылета крюка. Скорость движения машины ограничена тридцатью километрами.

ЗИЛ-431412 может принимать участие и в строительстве трехэтажных домов или конструкций при условии установки на его шасси телескопического башенно-кранового оборудования с механическим приводом КБА 22-15, которое было разработано в Киеве.

Конструкция позволяет использовать его как башенный кран, так и стреловой без демонтажа каких-либо элементов. Максимальная грузоподъемность при работе в положении стрела выше равна 7,5 т.

Если он работает как башенный кран, то максимальный вес, который можно поднять, ограничен и составляет 4,75 т.

Цены на автокраны ЗИЛ-431412, несмотря на меньшую грузоподъемность по сравнению с КамАЗами и МАЗами, ничуть не уступают им и составляют 150 000–500 000 российских рублей, в зависимости от состояния, наличия документов и года выпуска.

Конструкция

Для постройки машин использовались грузовые шасси, оборудованные бензиновым или дизельным двигателем. Коробка передач 5-ступенчатая, оснащена синхронизаторами для всех скоростей, кроме первой. Запасное колесо расположено под рамой, оснащено тросовым подъемником.

Для монтажа дополнительного оборудования применяется отдельный надрамник, который устанавливается на лонжероны рамы базового шасси при помощи стремянок. Конструктивно надрамник представляет собой две продольные балки, соединенные поперечинами. Дополнительно установлены направляющие для монтажа узлов гидравлического манипулятора.

Кузов представляет собой четырехгранный контейнер, закрытый сзади откидным бортом. С другой стороны расположена толкающая плита, уплотняющая отходы. В конструкцию толкателя входит специальный разравниватель, равномерно распределяющий груз по объему кузова. Кузов сварен из стального листа, который усилен каркасом из швеллера. На нижней части установлены два шарнира, предназначенных для установки узла на надрамник.

Толкающая плита оснащена силовым каркасом из швеллера, на который приварен стальной лист. Для перемещения используется отдельный гидравлический цилиндр, расположенный на полу кузова. Сверху узел закрыт стальным кожухом, предотвращающим попадание мусора на рабочие поверхности штока.

Загрузка отходов осуществляется через распашной двухстворчатый люк, расположенный на передней части крыши кузова. Крышки установлены на шарнирных петлях, управление положением осуществляется гидравлическими цилиндрами. Подача контейнера с мусором выполняется гидравлическим манипулятором. Рычаги управления установлены на боковой части машины. Для раздачи потоков жидкости используется многосекционный золотниковый распределитель. Клапаны связаны с рычагами управления регулируемыми штангами.

Манипулятор состоит из рамы, на которой шарнирно смонтирована траверса. На стреле и захвате установлено несколько гидравлических цилиндров. Манипулятор мусоровоза с боковой загрузкой обеспечивает захват, подъем, опрокидывание и обратное возвращение емкости на место. Основание стрелы позволяет поворачивать узел на небольшой угол, что обеспечивает расширение рабочей зоны. Включение пресса осуществляется при помощи пульта. В зависимости от плотности исходного материала плита сжимает его в 1,5-6 раз.

Разгрузка осуществляется через задний борт, который удерживается двумя фиксаторами. Внутри борта имеется полость, используемая для укладки части полезной нагрузки. Управление углом установки борта при разгрузке выполняется гидравликой. По периметру установлен резиновый уплотнитель, предотвращающий выпадение мусора при трамбовке и перевозке. На задней части машины имеется фара, предназначенная для подсветки зоны разгрузки в ночное время. Подъем кузова осуществляется силовыми гидравлическими цилиндрами, установленными на поперечине надрамника.

Общие сведения

История создания автомобиля ЗИЛ 4331 начинается в 1970-х годах. Тогда в СССР наблюдался серьезный дефицит новой производительной техники с значительными эксплуатационными характеристиками. Ситуацию доверили исправлять специалистам завода имени Лихачева. Вместе с представителями Камского автомобильного завода они разработали принципиально новую модель, в основу которой легла одна из модификаций КамАЗа. Грузовую машину отличали улучшенное освещение, новый мотор и более современный дизайн. Результат совместной работы получился удивительным. Специалисты создали новый автомобиль с значительной надежностью и проходимостью.

Дебютный опытный образец был представлен в 1977 году. Ему суждено было стать родоначальником нового для завода семейства продуктов – дизельных грузовиков. В начале 1980-х годов транспорту присвоили индекс ЗИЛ 4331. Автомобиль дорабатывали до 1985 года, после чего утвердили окончательную конструкцию. В 1987 году семейство ЗИЛ 4331 встало на конвейер. Первые версии получили 150-сильный бензиновый агрегат ЗИЛ 508.10, дополненный 5-ступенчатой механической коробкой передач. Позднее появились дизельные модификации. Для модели разработали атмосферный дизельный 165-сильный агрегат ЗИЛ 165 с объемно-пленочным смесеобразованием. Работал он в паре с механической синхронизированной 9-ступенчатой трансмиссией.

Внешность автомобиля получилась довольно стандартной. Очертаниями он напоминал большой прямоугольник. Спереди красовалась необычная радиаторная решетка, расположенная достаточно высоко. Она занимала очень много места. По бокам установили брызговики, которые резко отходили от общего корпуса. В глубине прятались колеса. Бампер ЗИЛ 4331 немного выступал вперед и был выполнен из прочного металла, служа дополнительной защитой. Концы бампера охватывали весь корпус, предохраняя кабину оператора от случайных повреждений. Сама кабина оператора имела угловатые очертания.

Машина получила самосвальный отсек, который позволял перевозить многообразные грузы. Автомобиль легко управлялся с большим количеством удобрений, гравия, песка, щебня, камней, дерева и транспортировал даже тяжелые металлоконструкции. Позднее появились модификации, позволявшие перевозить жидкий бетон на некрупные дистанции. Подобными характеристиками на тот момент не обладал ни один автомобиль.

ЗИЛ 4331 несколько раз модернизировали, а количество многообразных модификаций на базе данной модели постоянно увеличивалось. Наиболее интересная версия вышла в 1992 году. Автомобиль с отдельным местом, позволяющим отдохнуть 2 пассажирам, быстро нашел своего покупателя. Модель комплектовалась новыми боковыми обтекателями и мощным 9,55-литровым агрегатом (200 л.с.). Последующие преобразования касались установки более совершенных кабин на шасси старого поколения.

Всего насчитывалось несколько десятков модификаций ЗИЛ 4331. Наиболее примечательные из них:

  • ЗИЛ 433100 – базовая версия с мотором ЗИЛ 645;
  • ЗИЛ 433102 – шасси базовой модели;
  • ЗИЛ 432900 – короткобазная модификация с дизельным двигателем;
  • ЗИЛ 433104 – шасси для пожарного автомобиля;
  • ЗИЛ 433116 – базовая модификация на экспорт;
  • ЗИЛ 4332А – длиннобазная версия с мотором ЗИЛ 645 (серийный выпуск модели не осуществлялся);
  • ЗИЛ 442100 – седельный тягач с мотором ЗИЛ 645 и колесной базой в 3800 мм;
  • ЗИЛ 442160 – седельный тягач с мотором ЗИЛ 645 и колесной базой в 3300 мм;
  • ЗИЛ 442300 – седельный тягач с агрегатом ЗИЛ 645, колесной базой в 4500 мм и спальной кабиной оператора.

ЗИЛ 4331 имел многофункциональный тип кузова, позволяющий перевозить многообразные сыпучие материалы, жидкости и твердые материалы. Благодаря этой способности автомобиль использовался в многообразных отраслях. Неприхотливость и значительная надежность сделали модель популярной в строительстве, сельском и лесном хозяйстве и у коммунальных служб.

Подводим итоги

Закончив производство «ЗИЛ-4331» в 2004 году, производитель не оставил автомобиль без средств существования. Благодаря этому грузовик остается популярным за счет простоты своего обслуживания. Конечно, силовые агрегаты довольно неэкономичны и грузоподъемность сравнительно мала, но это не мешает машине до сих пор оставаться популярной во многих сферах.

Бензовоз ЗИЛ-4331

При покупке этой модели придется раскошелится на сумму от 200 до 2500 тысяч рублей. При этом покупатель получает версию производства годов 1995-2004 с небольшим пробегом и в отличном состоянии. Все что остается — это следить за качественным уходом и использовать все положительные стороны этого автомобиля.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий