Общие правила регулировки
Плуг, устанавливаемый на сельхозтехнику, состоит из ножа, предплужника и корпуса. Дополнительными элементами считаются почвоуглубитель и углосним.
При установке на трактор основное значение имеет состояние корпуса и его составных частей:
- отвала;
- полевой доски;
- лемеха;
- боковины с пяткой;
- стойки.
Перед тем как настроить плуг, необходимо правильно установить сам трактор. Для этого машину помещают на ровный асфальтированный участок, под левые колеса подкладывают деревянные бруски. Для полноприводной сельхозтехники высота брусков под переднюю и заднюю пару должна быть одинаковой, для формулы 4×2 – высота переднего бруска на 3 см выше заднего. Размер таких «подкладок» зависит от необходимой глубины вспашки и считается на 10% меньше от этого показателя.
После того как бруски будут поставлены под колеса трактора, начинают регулировать сам плуг. Пахотное устройство ставят параллельно земле, хотя сама машина будет стоять под наклоном. Смещение вправо или влево относительно навески производят при помощи регулировочного винта. Это позволяет варьировать величину захвата первого корпуса. Все работы проводят в балансе с внутренней поверхностью колеса, выдерживая расстояние между колесом и носком захвата не более 30-32 см.
При настройке отвала обязательно проверяют равномерность расстояний между этим элементом на всех корпусах. Для этого вращают специальный винт, который позволяет менять угол наклона вперед или назад. От этих параметров зависит работа по укладке обернутого пласта земли. Если отвал будет выгнут вперед, то укладка будет более плоской.
Кроме регулировки плуга важно правильно подсоединить этот агрегат к самому трактору, чтобы обеспечить требуемую глубину вспашки. Для этого максимально укорачивают раскос правой тяги на навеске и меняют длину для центральной тяги
Клиренс под первым корпусом плуга делают от 25 см, а ограничительные цепи подтягивают в таком положении, чтобы боковое отклонение концов нижних тяг было до 2 см в обе стороны.
Глубину вспашки регулируют при помощи регулировочного винта опорного колеса.
Ориентируются на специальные метки, соответствующие определенному заглублению. После выравнивают раму плуга, что обеспечивает равномерную глубину вспашки с двух сторон. Для этого смотрят на положение лемехов относительно горизонтальной оси. Если завышена правая сторона, то удлиняют правый раскос для нижней тяги навески. Если левая, то регулируют левый раскос. Если завышена задняя часть, то работают с величиной длины центральной тяги.
Установка плуга на мотоблок через сцепку
Сцепка – это то, через что крепится плуг к фаркопу мотоблока. Они существуют двух видов: универсальная и стационарная. Универсальная более предпочтительна для работ, так как позволяет выполнить некоторые более точные настройки.
Совет: чтобы установка плуга была проще, поставьте мотоблок на подставки, в роли которых могут быть кирпичи, доски или камни.
Крепление плуга достаточно простое – сцепка для мотоблока занимает свое место на фаркопе и фиксируется одним шквонем.
Многие думают, что, надежно прикрутив плуг на мотоблок, работа пойдет легче и быстрее. На самом деле все как раз наоборот. За счет того, что во время распашки на плуг действуют силы, направленные перпендикулярно плоскости отвала, идет сопротивление, которое так и норовит увести весь агрегат в сторону. При жестком креплении рабочему приходится прикладывать усилия, буквально вдавливая мотоблок в землю. Поэтому необходимо оставить люфт в горизонтальной плоскости около 5 градусов.
Устройство плуга
Правильно сделать плуг можно только тогда, когда есть представление о процессе пахоты, а также о предназначении каждой из деталей плуга.
При пахоте клин плуга врезается в грунт под определенным углом, зависящим от мягкости и влажности почвы. Клин отделяет пласт, приподнимает и сжимает его, одновременно разделяя пласт на несколько частей. От угла вхождения зависит то, на сколько частей будет расколот пласт земли: чем больше угол — тем больше раскол. Но если угол вхождения больше сорока пяти градусов, то грунт перестает скользить по рабочей поверхности пахотного приспособления, и начинает накапливаться перед ним, затрудняя дальнейшую работу. Вертикальный плуг, то есть с более острым ведущим углом, отделяет почву от края пахотной борозды, и сжимает его горизонтально. Плуг с горизонтальным ведущим углом работает иначе: он отклоняет и переворачивает пласт грунта.
Обычный рабочий плуг состоит из:
- Лемеха, который подрезает почву,
- Отвала,
- Ножа,
- Полевой доски,
- Стойки,
- Предплужника.
Дополнительно плуг можно оснастить:
- Более прочной металлической рамой,
- Колесами,
- Механизмом, корректирующим работу плуга относительно трактора,
- Гидромеханизмами,
- Пневматической гидросистемой.
Отвал может иметь несколько видов рабочей поверхности:
- Винтовую,
- Цилиндрическую,
- Цилиндроидальную.
Цилиндрическая отлично измельчает грунт, но пласт образует плохо. Это не всегда удобно. Цилиндрическую рабочую поверхность обычно используют для работы с мягкой почвой. Наиболее же удобна и практична в работе цилиндроидальная поверхность, которая и хорошо крошит, и переворачивает грунт, а также справляется и с сухой землей, и с влажной.
Виды плугов для мотоблока
Благодаря мотоблоку могут выполняться разные работы на земельном участке: покос травы, вспахивание земли, выкапывание и посадка картофеля, посев различных культур и т. п. Для каждой работы предназначен специальный дополнительный «гаджет». При необходимости выполнения вспахивания земли возникает вопрос от том, купить инструмент заводского производства или сделать мотоплуг своими руками.
«Лопаты для мотоблоков» бывают нескольких видов, каждый из которых имеет специфическую конструкцию. Плуг можно даже сделать из газового баллона. В основном распространены такие виды плугов для вспахивания земли:
- роторные;
- однокорпусные (плуг Зыкова);
- поворотные.
Однокорпусные конструкции
Такие агрегаты имеют самую простую конфигурацию среди их «коллег». Подобные плуги оборудованы только одним лемехом, а использовать их можно исключительно на лёгких грунтах садовых участков. Для того чтобы вспахивать твёрдые почвы, эти плуги не подойдут, так как могут сломаться, а нужны будут более мощные конструкции.
Двухкорпусные ковши состоят из двух рам, каждая из которых имеет свой лемех. Предназначены для вспахивания более твёрдых грунтов, включая первичное вспахивание земли. При работе подобным агрегатом, кроме вспашки, грунт боронуется. Это обеспечивает очень хорошее качество обработки почвы.
Роторные аппараты
Такие конструкции существенно отличаются от своих «собратьев». Они оборудованы набором изогнутых лемехов. Эти детали размещены на оси, которая движется за счёт вращения колёс агрегата. А соединены валом. Земля при этом вспахивается на 25−30 сантиметров, что не является трудоёмким процессом.
Подобный аппарат позволяет вспахивать землю, меняя направление действия, что очень важно для участков с наиболее сложной проходимостью и твёрдой землёй. Роторные плуги предназначены для обработки почвы с наличием корней растений и других усложняющих процесс вспахивания предметов
Такие конструкции применяют вмести с тяжёлыми и средней тяжести мотоблоками.
Также плуги можно разделить ещё на два подвида: отвальные и безотвальные. Первые позволяют вспахивать землю, переворачивать её и разрыхлять. Безотвальные плуги предназначены для твёрдой почвы в засушливых регионах с ветреной погодой.
Описание работ по сборке
Чертеж простого плуга для минитрактора и мотоблока.
Основным несущим элементом рассматриваемого оборудования является рама, на которую крепятся остальные составляющие. Она изготавливается из металлического профиля круглого или прямоугольного сечения толщиной 2-3 мм. На рамную часть крепятся рабочие корпуса и вспомогательные элементы плуга. Форма рамы соответствует количеству рабочих инструментов плуга и выбранным управляющим элементам.
Геометрические особенности плуга
Схема лемеха плуга.
На представленном чертеже показано устройство лемешно-отвального корпуса плуга. Лемех (I) является самой нижней частью, производящей врезание в почву. Пласт земли двигается к отвалу (IV), который переворачивает, крошит и сдвигает грунт в борозду. Полевая доска (II) служит направляющей для движения плуга и не позволяет смещаться в сторону необработанной пашни. Стойка (III) крепит рабочий инструмент на несущей раме и жестко удерживает нож в рабочем состоянии. Лемех состоит из носка, лезвия и пятки (1, 2, 3), которые обеспечивают успешное проникновение в грунт. Верхний, бороздной и полевой обрезы (6, 4, 8) совместно с крылом (5) и грудью отвала (7) благодаря своим геометрическим параметрам обеспечивают правильное перемещение и рыхление пласта. Конструкция плуга с двумя корпусами выполняют оптимальную вспашку небольших земельных участков на минитракторах. В интернете можно найти множество видео, описывающих работу таких устройств.
Крепление стойки плуга
Стойка исполняется с регулировочными отверстиями для настройки необходимой глубины вспашки. Она выполняется из металлической пластины толщиной 8-12 мм для придания достаточной жесткости при сопротивлении высоким нагрузкам при работе. Стойка крепится на раме болтами, угол наклона корпуса должен обеспечивать нормальное вхождение режущей кромки лемеха в почву.
Изготовление дышла и крепление колеса
Соединение основных узлов плуга.
Рама крепится к минитрактору с помощью стандартного сцепного пальцевого устройства или самодельного дышла. Первые можно взять со старого изношенного оборудования и приварить к передней части несущей конструкции, вторые изготавливаются своими руками в виде дышла с ручкой (примеры можно посмотреть на разнообразных видео в интернете). Различают прямое и V-образное дышло, причем второе более предпочтительное. Оно гасит боковые колебания плуга и обеспечивает прямолинейное движение.
Одной их дополнительных и управляющих деталей самодельного земельного орудия является полевое колесо. Оно служит для обеспечения легкости хода и предотвращения погружения рабочего инструмента в почву. Данные задачи может выполнять одно колесо, но на продвинутых конструкциях разделяют эти функции на два элемента. Полевое колесо крепится к раме на регулируемый кронштейн для обеспечения требуемых настроек плуга.
Крепление и изготовление рабочего органа плуга
Для изготовления основного рабочего инструмента плуга своими руками нужно сделать лемех и отвал. Корпус плуга необходимо производить из легированной стали с улучшенными прочностными характеристиками. В советские времена методические центры сельскохозяйственного машиностроения советовали усиливать корпуса плугов накладками из рессорной стали при обработке иссушенных и целинных земель. Хорошей заготовкой для производства режущей части является использованный диск для циркулярной пилы, материал которого обладает повышенными показателями прочности и жесткости. Лемех имеет форму клина с рабочим углом 40-42º. Лемех рекомендуется крепить к отвалу на болтах или заклепках для возможности снятия и регулярной заточки.
Монтаж отвала
Отвал изготавливается из металлического листа толщиной 3-4 мм с последующим изгибанием газовой сваркой или на вальцевом станке. Более просто сделать самодельный отвал из трубы диаметром 500-600 мм. Сначала делается чертеж-шаблон, затем он накладывается на заготовку, отрезается газовым резаком и обрабатывается на наждаке. Отвал жестко монтируется к стойке плуга при помощи сварки.
Регулировка оборудования для минитрактора производится на ровной площадке с твердым покрытием. Полевое колесо устанавливается на подставку, выверенную под глубину вспахивания. Лемех опускается до упора с опорной плоскостью, причем пятка должна быть параллельна поверхности земли. Стойка закрепляется в выбранном положении и оснастка готова к использованию. Чтобы проверить правильность настройки плуга, нужно сделать контрольную вспашку.
Подробнее сборка плуга показана на видео:
Двухкорпусный плуг
Данный вид более эффективен для пахоты больших участков земли. Для изготовления необходима прочная стальная рама, сделанная из круглого или прямоугольного профиля, толщиной не менее двух миллиметров. Размер рамы зависит от количества необходимых рабочих деталей и управляющего элемента. В рабочем корпусе лемех обязательно располагают снизу, поскольку его роль — передвигать к отвалу пласт земли. Отвал же переворачивает почву, разрезает и сдвигает, образуя борозду.
Стойка необходима для крепления к раме рабочих инструментов и удержания ножа. В ней делают несколько регулируемых отверстий, которые позволят менять глубину пахоты. Обычно стойку сваривают из металлической пластины, толщиной не менее сантиметра, а к раме крепят при помощи болтов.
Рама со всеми рабочими инструментами крепится к мини-трактору или мотоблоку самодельным дышлом или сцепным устройством. Дышло обязательно должно иметь ручку, и иметь прямую или V-образную форму. Второй вариант формы более эффективен, поскольку делает плуг намного устойчивее. Также для большей устойчивости и прямолинейности движения можно установить полевые колеса. Крепятся они к раме при помощи регулируемого кронштейна.
Как отрегулировать плуг на минитрактор?
Чтобы оборудование, созданное своими руками, правильно работало, необходимо правильно его отрегулировать.
Настройка плуга на минитрактор осуществляется следующим образом.
- Сначала нужно проверить целостность всего устройства, при необходимости подкрутить все элементы, смазать подшипники.
- Проводится регулировка глубины обработки почвы, для чего используется специальный болт.
- Проверяется высота стоек рамы, при этом обе штанги должны быть на одной плоскости.
- Устанавливается ширина охвата, при этом изменяется длина тяги поперечного вала.
После проведения этих работ можно начинать обработку поля или огорода. С помощью данного дополнительного оборудования получится снизить собственные энергозатраты и быстрее осуществить все задачи.
Настройка плуга минитрактора и мототрактора
Качество работы плуга, напрямую зависит от правильности его настройки. В данной статье мы покажем ключевые пункты по настройке двух корпусного плуга для минитрактора или мототрактора.
На сегодня, существует довольно большое количство мототракторов и минитракторов, которые можно купить в Украине. Для примера, мы возьмем мототрактор DW 150, оснащенный специальным адаптером с 3-х точечным креплением и двух корпусным плугом. Настройка будет производиться из расчета глубины пахоты в 20 см.
Настройка плуга начинается с поиска ровной поверхности для минитрактора. Разместите на ней свой мототрактор с поднятым плугом. Далее, под переднее и заднее колесо слева, установите деревянные бруски, примерно 18 см высотой.
Важно помнить! Если у Вас минитрактор или мототрактор с приводом 4×4 (полный привод), то под переднее колесо следует установить брус на несколько сантиметров выше. Если трактор 4×2 (задний привод) – используются бруски одного размера
Давайте разберемся почему мы подставляем бруски по 18 сантиметров, если плуг настраивается на пахоту глубиной 20 сантиметров. Все очень просто, центр тяжести при пахоте будет смещен в сторону правого колеса. В это же время, левое колесо будет немного пробуксовывать и зарываться в грунт, так как будет идти по более мягкой земле.
Таким образом, для обеспечения пахоты в 20 см, следует учесть пару сантиметров на которые зароется левая сторона.
Настройка плуга на ровной поверхности
Следующий шаг – выставить плуг в строго вертикальное положение относительно поверхности, как показано на рисунке.
Таким образом, мы как бы имитируем процесс вспашки, где одно колесо едет по не обработанному грунту, а другое едет в борозде. При этом плуг расположен вертикально, по отношении к обрабатываемой поверхности.
Настройка первого корпуса плуга
Очень важно, правильно настроить положение первого корпуса плуга. Ведь в процессе работы, правое колесо минитрактора, а точнее его внутренняя часть, будет немного отступать от почвы, а не плотно к ней прилегать
Грамотная настройка плуга, поможет не потерять ни одного сантиметра ширины обработки.
На схеме показан правильный и не правильный вариант регулировки плуга. Необходимо сделать отступ от внутренней части правого колеса, до крайней точки лемеха. Отступ должен быть около 10% от общей ширины захвата плуга.
После этого, настраиваем плуг относительно поверхности. Следует отрегулировать положение лемеха.
Нужно опустить плуг, так, что бы его режущая часть плотно соприкасалась с грунтом, без просветов. Пятка и носок не должны задираться или утапливаться. При этом, крайняя часть полевой доски плуга должна находиться в нескольких сантиметрах над поверхностью. Если во время работы, полевая доска будет все время касаться дна борозды – она быстро износиться. Схема оптимального расположения плуга показана ниже.
Расположение полевой доски по отношению к оси трактора – также важный момент, который не стоит игнорировать. Если настройка плуга минитрактора или мототрактора производится впервые, то лучше это сделать непосредственно на поле, после того как пройдете десяток метров. Так вы точнее почувствуете навесное оборудование.
В процессе вспашки, плуг подвержен большому количеству внешних сил: сопротивление резанью, прижимная сила и т.д. Правильное расположение плуга способно облегчить или существенно усложнить работу.
На рис.1 показано расположение полевой доски, при котором переднюю часть мини-трактора будет постепенно уводить вправо, на Рис.2 – влево. Это приведет к дополнительным нагрузкам на трактор и на его оператора. Придется постоянно вертеть рулевым колесом, чтоб держать трактор ровно.
Оптимальное положение изображено на Рис.3. В этом случаи минитрактором будет легко управлять и не составит труда ехать прямо.
Очень надеемся, что наши не большие советы помогут начинающим фермерам быстрее освоить различное навесное оборудование и вырастить хороший урожай.
Общие характеристики
Плуг по своему предназначению бывает нескольких видов:
- ручной – для пахоты мягкой земли малой площади;
- конный – применяется в ситуациях, когда нужно обработать землю, доступ к которой ограничен для спецтехники;
- с канатной тягой – помогает обрабатывать почву в труднодоступных местах, например, в горах или на болоте;
- навесной – работает в связке со специальной техникой, позволяет снизить радиус разворота во время последовательного вспахивания;
- прицепной – плуг общего назначения.
Упомянутые виды плугов, в свою очередь, подразделяются на следующие подвиды:
- однокорпусный;
- двухкорпусный и более;
- дисковые – оборотные;
- роторные.
Общепринятая конфигурация инструмента для вспахивания, который можно сконструировать своими руками, отражена на рисунке 1.
Основные части конструкции корпуса имеют следующие детали:
- долото – накладка на режущую часть;
- лемех – съемный «нож»;
- крыло, грудь и перо отвала;
- углосним – срезает углы с пластов почвы;
- стойка – крепежный элемент.
Современные технологии позволяют изготовить плуг своими руками. Можно сконструировать его по своим чертежам или модифицировать готовый под свои нужды. Орудие труда, изготовленное самостоятельно, обладает рядом преимуществ и характерными конструктивными особенностями.
Необходимые инструменты и материалы
Чертеж деталей плуга.
А теперь перейдем к непосредственному изготовлению плуга. Начинать будем с математических расчетов с учетом технических характеристик вашего мотоблока. Если ваша техника обеспечена хорошим коэффициентом сцепления с почвой, то вы можете взять за основу любые чертежи навесного оборудования для мини техники. В противном случае не торопитесь делать плуг с широким захватом и большим углублением. Для обычного мотоблока необходимо соблюдать следующие пропорции: 8 кг веса техники на 1 см углубления и на 0,5 см ширины вспашки.
Для сборки плуга вам потребуются:
- готовый лемех или кусок прочной стали;
- электрическая дрель;
- сталь для изготовления отвала и полевой доски;
- электрическая сварка;
- болгарка;
- болты и гайки;
- металлическая стойка для изготовления основы.
Настройка однокорпусного плуга под гидравлику!
Доброго времени суток, нуждаюсь в вашей помощи. Суть вопроса такова: Имеется китайский трактор Forte T-161EL-HT Lux. Также стандартный однокорпусный плуг в комплекте. Как именно его нужно настраивать? В каком положении гидравлики нужно пахать? То есть гидравлику на плавающее положение ставить или же на максимальное, нужно ли заезжать на брус? Ниже прикрепляю фото самого трактора и плуга. З.Ы. Первый трактор.
Как именно его нужно настраивать?
Нужно заезжать на брус.
на плавающее положение ставить?
как пахать на плавающем,если нет опорного колёса на плуге
ак пахать на плавающем,если нет опорного колёса на плуге
Колесо ставить нужно. Или на неровностях гидравликой дергать постоянно придется.
и я того же мнения
как пахать на плавающем,если нет опорного колёса на плуге
Для однокорпусного плуга опорное колесо не обязательно, его роль в этом случае выполняет «пятка» на полевой доске.
Здесь используется тот же принцип как и на колесном конном плуге, типа такого:
Когда изменение глубины происходит по радиусу, тогда ход пятки полевой доски получается больше чем ход лемеха, и пятка не дает заглубляться плугу больше чем надо.
Работает все на «плавающем».
Всем спасибо за ответы.
как пахать на плавающем,если нет опорного колёса на плуге
Для однокорпусного плуга опорное колесо не обязательно, его роль в этом случае выполняет «пятка» на полевой доске.
Здесь используется тот же принцип как и на колесном конном плуге, типа такого:
Когда изменение глубины происходит по радиусу, тогда ход пятки полевой доски получается больше чем ход лемеха, и пятка не дает заглубляться плугу больше чем надо.
Работает все на «плавающем».
Дело в том что на плавающем не заглубляется на нужную глубину. Хотя при этом болт выкручен на максимум.
на плавающем не заглубляется на нужную глубину.
На заглубление плуга в землю (при правильной настройке) влияет: 1. Вес плуга 2. Острота лемеха 3. Плотность земли. При тяжелом плуге и остром лемехе плуг должен входит в землю как нож в масло. Его наоборот надо останавливать от лишнего заглубления. А может настройки такие на плуге (максимум) — что глубже не пойдет. Размеры бы указали, понятнее будет. На фото у вас: трактор и плуг стоят на ровной площадке, а настраивать надо при наклоне трактора (имитация борозды) — как советовали выше:
Нужно заезжать на брус.
Сделайте фото вашей настройки плуга при использовании «бруса» так, что бы было видно положение лемеха и полевой доски относительно площадки.
на плавающем не заглубляется на нужную глубину.
На заглубление плуга в землю (при правильной настройке) влияет: 1. Вес плуга 2. Острота лемеха 3. Плотность земли. При тяжелом плуге и остром лемехе плуг должен входит в землю как нож в масло. Его наоборот надо останавливать от лишнего заглубления. А может настройки такие на плуге (максимум) — что глубже не пойдет. Размеры бы указали, понятнее будет. На фото у вас: трактор и плуг стоят на ровной площадке, а настраивать надо при наклоне трактора (имитация борозды) — как советовали выше:
Нужно заезжать на брус.
Сделайте фото вашей настройки плуга при использовании «бруса» так, что бы было видно положение лемеха и полевой доски относительно площадки.
Высота бруса 20-22см
Передним нужно тоже на брус заехать иначе регулировка будет неправильна.
Передним нужно тоже на брус заехать
Совершенно так, а после этого добейтесь, чтобы:
1. Все три красные точки лемеха и полевой доски были в одной плоскости — на площадке в данном случае. А это будет в том случае, когда стойка плуга будет стоять вертикально относительно площадки.
2. Желтая линия — линия борозды (внутренняя сторона переднего и заднего колеса) и красная линия (линия полевой доски) — должны быть параллельны (оранжевая линия). Плуг надо довернуть. Расстояние между оранжевой и желтой линией — есть ширина захвата вашего плуга. Внешний край лемеха (от полевой доски) должен касаться желтой линии.
3. И уже в борозде винтом (желтый) выставляете нужную глубину.