Технические характеристики легендарного трактора ДТ-54 и его модификаций

Технические характеристики

Трактор «ДТ-54» сконструирован по классической для гусеничных тракторов схеме, которую можно разделить на следующие основные группы: ходовая часть, двигатель, силовая передача, механизмы управления, вспомогательное и рабочее оборудование.

Двигатель

Дизельный мотор марки «Д-54» (как и его модификация «ДТ-54А») представляет собой безкомпрессорный четырёхтактный дизель водяного охлаждения с вихрекамерным смесеобразованием.

  • Количество цилиндров – четыре, их расположение – рядное, вертикальное.
  • Рабочий объём мотора – 7,45 литров.
  • Номинальную мощность 54 лошадиных силы (39,7 кВт) данный двигатель развивает при 1300 оборотах в минуту.
  • Максимальный крутящий момент составляет 35кГм.
  • Сухая масса двигателя (без радиатора) равна 1100 кг.
  • Диаметр цилиндра составляет 125 мм, ход поршня – 152 мм.
  • Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2.
  • Степень сжатия – 16.
  • Минимальное устойчивое число оборотов холостого хода – 600 об/мин.
  • Распределение – клапанное. Расположение клапанов – верхнее вертикальное в головке цилиндров.
  • Ёмкость топливного бака – 185 литров (в последующем на «ДТ-54» стали также устанавливать 250-литровые баки). К баку прилагалась специальная мерная линейка.

Запуск дизеля происходит за счёт бензинового пускового двигателя «ПД-10» (затем «ПД-10М») – «пускача», который обладает мощностью в десять лошадиных сил. Объём дизтоплива, подаваемого в цилиндры, регулируется центробежным всережимным регулятором с корректором.

Топливо проходит через два фильтра под воздействием подкачивающей поршневой помпы. Ленточный металлический фильтр обеспечивает грубую очистку, а фильтр для тонкой очистки представляет собою сменные патроны, на которые намотана банкаброшная хлопчатобумажная нить.

В качестве материала для изготовления поршней был использован алюминиевый сплав. Силовой агрегат трактора «ДТ-54»отличается высокой надёжностью, исключительной неприхотливостью, достойными тяговыми характеристиками и, конечно же, солидным эксплуатационным ресурсом. Всё это также имеет большое значение при работе в сельском хозяйстве.

В целях увеличения долговечности работы двигателя была применена центробежная очистка масла при помощи специальных полостей, имеющихся в шатунных шейках коленчатого вала. Кроме того, на двигателе установлен масляный фильтр с реактивной центрифугой. Пробка сливного отверстия картера двигателя имеет магнит, очищающий картерное масло от металлических частиц.

В «ДТ-54» использован двухпозиционный декомпрессор. Декомпрессионное устройство представляет собой систему рычагов и валиков с лысками, приподнимающих впускные клапаны. Топливный насос – четырёх-плунжерный «4ТН-8,5Х10Т», без-отсечный, с дозированием на впуске.

Диапазон тяговых усилий трактора «ДТ-54» составляет до 2850 кг, диапазон рабочих скоростей – от 3,59 до 7,9 км/ч (назад – 2,43 км/ч), коробка передач имеет 5 передач вперёд и одну заднюю.

Трансмиссия, рулевое и тормозное управление

На тракторе «ДТ-54» установлена пятискоростная механическая коробка переключения передач. Предусмотрена установка ходоуменьшителя с двумя диапазонами. Он обеспечивает движение трактора дополнительно ещё на десяти замедленных скоростях.

Силовая передача трактора используется для передачи вращения валу отбора мощности и ведущим колесам. в целом, трансмиссия «ДТ-54» включает в себя муфту сцепления, коробку передач, задний мост, конечные передачи и соединительный вал.

Задний мост имеет раздельное управление муфтами поворота и тормозами, что облегчает управление трактором, создаёт удобство регулировки муфт и тормозов, а также позволяет работать более продолжительное время без их регулировки.

До 1956-го года раздельное управление не применялось. Тормоза на «ДТ-54» – бортовые, механические, ленточного типа, двухстороннего действия. Тип подвески трактора – с балансирными каретками. Каждая гусеничная лента приводится в движение ведущим колесом, установлено также направляющее колесо и два поддерживающих ролика. Сама гусеница состоит из сорока одного звена, которые имеют цевочное зацепление.

Ходовая часть

Жесткий каркас трактора ДТ-54 собран из 2-х прочных швеллерных балок, соединенных поперечинами. Спереди установлен передний брус. По обе стороны рамы имеются каретки с балансирами, опорными катками и подрессоренными пружинами. Гусеница состоит из 41 трека с цевочным зацеплением. Натянуто гусеничное полотно между звездочкой, ведущим и опорным катками.

Гидравлика

Для облегчения работы с навесным функциональным оборудованием используется гидравлическая система раздельно-агрегатного типа. Состоит гидросистема из гидронасоса и распределителя с тремя клапанами.

Технические характеристики Т 74

Благодаря техническим характеристикам, гусеничный трактор Т 74 не уступает аналогам 3 тягового класса. Он неприхотлив к условиям использования и качеству дизельного топлива. Технические характеристики модели:

Габариты и массовые параметры

  • Длина машины от переднего бампера до заднего края навесного устройства – 4.225 метра. ( при условии что навесное устройство находится в верхней мертвой точке);
  • Ширина по краям траков – 1.845 м;
  • Высота от почвы до верхнего края кабины – 2.325 м;
  • Клиренс под коробкой переключения передач – 280 миллиметров;
  • Вес снаряженной машины без дополнительного навесного оборудования – 5900 кг;
  • Давление на поверхность – 420 гр/см2;
  • База (расстояние между ведущими звездочками и опорными колесами) – 1.62 метра;
  • Колея по центру траков – 1.43 метра;
  • Грузоподъемность гидравлической системы – 2 000 кг;
  • Объем топливной емкости – 218 литров.

Двигатель трактора Т 74

Трактор оборудован четырехтактным дизельным двигателем СМД 14А. Мотор имеет 4 цилиндра, расположенных в один ряд.

Агрегат имеет комбинированную систему охлаждения (вода/масло). Охлаждение масла осуществляется при помощи радиатора трубчатого типа. Движение воды в системе охлаждения происходит с помощью помпы. Помпа имеет ременной привод.

Двигатель имеет следующие характеристики:

  • Количество цилиндров – 4;
  • Диаметр цилиндра 12 сантиметров;
  • Ход поршня от нижней до верхней мертвой точки – 14 см;
  • Объем силовой установки – 6.3 литра;
  • Номинальная частота вращения коленчатого вала 1800 об/мин;
  • Мощность 75 лошадиных сил;
  • Расход топлива – 252 г/кВт за один час работы;
  • Запуск двигателя – комбинированный.

Запуск силового агрегата осуществляется одноцилиндровым бензиновым двигателем. Мощность пускателя составляет 10 л/с. Бензиновый двигатель запускается электростартером, напряжение питания которого составляет 12 Вольт. Управление электростартером дистанционное из кабины водителя.

После срабатывания бензинового пускателя, шестерня привода входит в зацепление с маховиком дизельного двигателя. После запуска основного агрегата шестерня привода выходит из зацепления автоматически.

Благодаря комбинированной системе охлаждения, двигатель может работать как при низкой, так и при высокой температуре окружающей среды. Предусмотрена очистка воздушной массы от частиц пыли. Они выводятся вместе с отработанными газами в выхлопную трубу трактора Т 74.

Трансмиссия

На трактор ДТ 74 установлена механическая коробка переключения передач. Она имеет шесть передач и 4 режима для каждой из них.

Переключение передачи осуществляется после выключения сцепления и полной остановки первичного вала. Переключение режимов осуществляется гидравлическими муфтами, и может быть выполнено без разрыва потока мощности.

Передача крутящего момента от силового агрегата к коробке переключения передач осуществляется при помощи двухдискового сцепления сухого типа. Нормальное положение муфты сцепления – постоянно включенное. Выключение муфты осуществляется нажатием на педаль в кабине оператора. Привод сцепления механический.

Передача крутящего момента к заднему мосту трактора происходит через карданный вал. При помощи шестерен и поворотных муфт конечной передачи приводятся в действие ведущие звездочки. Поворот гусеничного трактора Т 74 осуществляется торможением одного из траков. Это позволяет выполнять разворот на участках с ограниченной площадью.

Машина оборудована валом отбора мощности. Он необходим для передачи крутящего момента к различному навесному оборудованию. Так же можете прочитать про Минитрактор Скаут Т 15 – Сборка и технические характеристики.

Кабина и пост управления

Производитель установил на гусеничный трактор Т 74 цельнометаллическую кабину. Она имеет систему вентиляции и обогрева салона.

В качестве отопителя используется горячий воздух, поступающий из моторного отсека во время работы трактора. Количество поступающего воздуха регулируется при помощи специальной заслонки.

В салоне установлено двухместное кресло для оператора и пассажира. Рядом с сидением тракториста расположены элементы управления машиной и гидравлической системой. Управление трактора осуществляется двумя рычагами. На полу расположены педали сцепления и раздельного тормоза.

На передней панели распложен щиток контрольно измерительных приборов. На нем расположены следующие приборы:

  • Температуры охлаждающей жидкости;
  • Давления масла в двигателе;
  • Амперметр.

Панель приборов имеет встроенные переключатели для управления предпусковым подогревателем, включения ближнего и дальнего света фар, звукового сигнала и т.п.

Ходовая часть

По сравнению с предшествующими моделями, ДТ54 получил модернизированную ходовую часть. Она состоит из:

  • Двух траков;
  • Две ведущие звездочки;
  • Направляющие колеса;
  • Поддерживающие ролики;
  • Предохраняющие накладки.

Гусеницы состоят из звеньев, соединенных между собой при помощи пальцев. Составляющие гусениц изготовлены из стали высокого качества. Это увеличивает ресурс траков.

Гусеничные ленты приводятся в действие ведущими звездочками. Для предотвращения провисания верхней части гусеницы предусмотрены поддерживающие ролики. Натяжение траков осуществляется направляющими колесами.

Для предотвращения трения траков о картер, производитель устанавливает предохранительные накладки. Одновременно с защитой картера они являются направляющими для гусеничной ленты.

Отличительной особенностью ДТ54 от предшествующих моделей тракторов является то, что все подшипники ходовой части закрыты крышками. Они предотвращают вытекание смазки и попадание пыли во время работы механизма. Некоторые пылезащитные крышки имеют места для установки тавотниц. Это позволяет осуществлять смазку узла, не демонтируя защитную крышку.

Память[ | ]

Трактор ДТ-54 — памятник труженикам Хабаровского района (находится между сёлами Краснореченское и Рощино) тракторы ДТ-54 и СТЗ-1 установлены в г. Ленинск Волгоградской области

Волгоградская область в хуторе Горский Урюпинского района установлен 1971 года выпуска на ходу ,подарил местный фермер

  • Трактор ДТ-54 производства Алтайского тракторного завода — экспонат коллекции сельскохозяйственной техники, находящейся на территории ГБПОУ «Большеболдинский сельскохозяйственный техникум» (село Большое Болдино Нижегородской области).
  • В селе Победа Нововаршавского района Омской области в 1968 году на пьедестале установлен трактор ДТ-54. Памятник в честь покорителей целины и труда первоцелинников.
  • В городе Змеиногорске, Алтайского края известном на всю страну женской тракторной бригадой Варвары Бахолдиной установлен памятник первоцелинникам ДТ-54 Алтайского тракторного завода. Также в Змеиногорском районе имеется ещё один подобный памятник (на 2014 год), однако его состояние оставляет желать лучшего.
  • В селе Целинное Омской области в 1979 году установлен памятник первоцелинникам (трактор ДТ-54 на постаменте) в честь 25-летия освоения целины.
  • На постаменте рядом со стелой совхоза «Декабрист» Ершовского района Саратовской области установлен трактор ДТ-54.
  • В станице Григориполиская Новоалександровского района Ставропольского края — трактор, установленный в 1970-х годах на постаменте перед ПТУ.
  • В 1974 году трактор ДТ-54 был установлен на постаменте в селе Акмурун.
  • В селе Половинное Курганской области установлен на постаменте при въезде в село со стороны областного центра. На тракторе работала Герой Социалистического Труда Екатерина Ивановна Родионова.
  • В городе Чистополь (Татарстан) установлен на постаменте перед организацией «Сельхозтехника»
  • В посёлке Тамбовский Романовского района Алтайского края установлен на постаменте трактор ДТ-54 в честь первоцелинников из Тамбовской области
  • В поселке Октябрьский Кулундинского района Алтайского края на постаменте установлен ДТ-54 в рабочем состоянии.
  • Трактор ДТ-54 в качестве монумента покорителям целины установлен 18 октября 1969 года в поселке Борец в Хакасии.
  • Государственный банк Вьетнама поместил трактор ДТ-54 в центр аверса купюры достоинством 5 донгов образца 1958 года.
  • В г. Тавда Свердловской области, Россия. установлен на постаменте, по адресу ул. Кирова, 1.
  • В городе Зерноград, Ростовской области на территории Азово-Черноморской государственной аграрной академии.
  • В 1999 году в память о трудовых подвигах земляков-механизаторов 1940–1970 годов в д. Городок Лесного района Тверской области по инициативе и на средства предпринимателя Сергея Васильевича Кудрявцева открыт памятник «Трактор».
  • В селе Толмачево, ЖК Пригородный простор, Новосибирского р-на, в честь работников совхоза «Пригородный», установлен в 2015 году.
  • В селе Асян Уфимского района Республики Башкортостан.
  • Установлен на постаменте возле деревни Русалевка,Чайковского района,Пермского края.
  • Установлен на постаменте на территории Тобольского многопрофильного техникума (отделение с. Вагай) в селе Вагай, Вагайского района, Тюменской области.
  • Установлен на постаменте на территории Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии, крупнейшего высшего аграрного учебного заведения Приволжского федерального округа, расположенного в Нижнем Новгороде на проспекте Гагарина, д.97
  • Установлен на постаменте в селе Новичиха Новичихинского района Алтайского края.
  • Трактор ДТ-54 входит в состав экспозиции выставочного комплекса «Салют, Победа!», расположенного в городе Оренбург.
  • В селе Дедилово Киреевского района Тульской области рядом со зданием управления сельхозпредприятия Заря на постаменте на вечной стоянке стоит трактор ДТ-54 .

Устройство

Трактор ДТ-54 имеет классическую компоновку с расположенным впереди двигателем, задним расположением трансмиссии и кабиной над ней. Стандартные гусеницы могут быть заменены на более широкие для применения в заболоченной местности.

Фото трактора ДТ-54

Двигатель

В тракторе применяется дизельный четырехцилиндровый двигатель Д-54, блок цилиндров и головка блока выполнены из чугуна, смесеобразование – вихрекамерное. После модернизации, при которой стали использоваться поршни из алюминиевого сплава, уменьшились значения угла опережения подачи топлива и начал использоваться генератор Г-46В переменного тока мощностью 180 Вт, двигатель получил обозначение Д-54А.

Для крепления на раму трактора двигатель имеет 3 опоры. Передняя, закрепляемая на переднем брусе рамы, является шарнирной, что позволяет компенсировать возможные перекосы рамы трактора во время движения и предотвратить поломку опор. С 1952 г. двигатель начал комплектоваться счетчиком моточасов.
Для запуска дизеля применяется пусковой двигатель ПД-10 (впоследствии – модернизированная версия ПД-10М) мощностью 10 л.с.

Трансмиссия

Установленная 5-ступенчатая КПП может быть дооснащена ходоуменьшителем с передаточными числами 6.79 и 2.20, позволяющим трактору двигаться со скоростями, начиная с 0.53 км/час. Используется сухое однодисковое сцепление, вал муфты вращается на 2-х шарикоподшипниках.

Задний мост, выполненный в отдельном от КПП корпусе, позволяет раздельно управлять муфтами поворота и тормозами. Он состоит из 3-х отсеков, в среднем расположена центральная передача. В боковых отсеках находятся сухие фрикционные многодисковые муфты поворота.

Такая конструкция облегчает регулировки и увеличивает интервалы между ними, а также упрощает управление трактором. Следует сказать, что разделенный на отсеки задний мост начал устанавливаться на ДТ-54 только в 1956 году.

Ходовая

Рама трактора изготовлена из двух швеллерных балок с поперечинами и передним брусом. С каждой стороны используются по 2 подрессоренные каретки с балансирами, цилиндрическими пружинами и двумя опорными катками.

Каждая гусеничная лента приводится в движение ведущим колесом, установлено также направляющее колесо и 2 поддерживающих ролика. Сама гусеница состоит из 41-го звена, имеющих цевочное зацепление. В 1956 году стали применяться специальные накладки, выполняющие одновременно две функции: в качестве направляющих для гусеницы и для предотвращения трения ее о картер коробки передач.

Кабина

На тракторе ДТ-54 применялась закрытая двухместная кабина, оснащенная мягким сиденьем, органами управления и щитком приборов. Впоследствии кабина начала оснащаться отопителем и питьевым бачком.
После перехода на раздельное управление тормозами и бортовыми фрикционами, в кабине начали устанавливать правую и левую тормозные педали.

Схема трактора ДТ-54

Гусеничные трактора СССР

Начиная с середины 60-х годов прошлого века в России активно проводились исследования по эффективности применения в сельском хозяйстве тракторов колесного типа.

В отличие от колесных, они не вызывают большого уплотнения почвы, влекущего снижение урожайности на 25%. Есть у гусеничных моделей и другие преимущества:

  • более высокая проходимость по рыхлым и вязким грунтам;
  • снижен риск пробуксовывания;
  • более высокие тяговые характеристики.

В связи с этим было принято решение о переходе крупнейших тракторостроительных заводов страны на производство машин на базе гусениц. К 80-м годам 20 века колхозы и совхозы России были полностью укомплектованы техникой этого типа.

Техника данного вида представлена следующими моделями.

Коммунар

Коммунар — первая модель гусеничного трактора, производство которой осуществлялось ХТЗ (Харьковским тракторным заводом) с 1924 по 1931 гг. В период Великой Отечественной войны эта техника использовалась в качестве тяговой для артиллерийских орудий. Всего было разработано 3 модификации базовой модели:

  • Г-50;
  • Г-75;
  • З-90.

Технические характеристики трактора Коммунар:

  • масса — 8,5 т;
  • мощность — 50 л. с.;
  • максимальная скорость — 7 км/ч;
  • коробка передач трехступенчатая (2 вперед и 1 назад).

Дт-54

В 50-х годах прошлого века было налажено производство первого дизельного гусеничного трактора Д-54. Его выпуск осуществлялся тремя крупнейшими заводами страны: Сталинградским, Харьковским и Алтайским. Эту мощную машину использовали для всех видов работ, где требовались выносливость, проходимость, большое тяговое усилие.

Д-54 был оборудован 5-ступенчатой механической коробкой передач, развивал скорость до 5,7 км/ч, обладал тяговой мощностью 2000 кгс.

Т-100 – знаменитая «сотка»

С 1963 по 1977 гусеничный трактор выпускался Челябинским тракторным заводом и имел большой модельный ряд. Был оборудован 4х-тактным двигателем Д-108, работающим на дизельном топливе. Кабина отличалась повышенной комфортностью за счет мягкого сиденья и вентиляции салона.

Первая модель была спроектирована для использования в составе бульдозера ДЗ-53, который имел канатную систему для управления навесного оборудования. В дальнейших модификациях система была заменена на гидравлику. Промышленный трактор использовался на стройках как шасси для подъёмного крана, трубоукладчика, свайного копра; в сельскохозяйственной отрасли популярностью не пользовался из-за малой скорости.

Дт-75 — самый массовый гусеничный трактор СССР

Д-75 — спецтехника общего назначения, выпускаемая в России с 1973 года. Первые машины были оснащены дизельными двигателями мощностью 75 л. с. Трактор имеет рамную конструкцию, в первоначальном варианте был оборудован кабиной автомобильного типа с регулируемым по высоте сиденьем.

Начиная с модификации Д-75М высота и оснащение кабины регулярно претерпевали изменения в сторону повышения комфортабельности.

Для эксплуатации в регионах с суровыми климатическими условиями предусмотрена возможность холодного запуска двигателя. Конструкция машины позволяет присоединять к ней полунавесное оборудование бокового типа. Это предоставляет возможность использовать трактор как бетоноукладчик и погрузчик. Таким образом спектр выполняемых спецтехникой задач был расширен. В него вошли бурильные, дорожные и строительные работы. По сей день тракторы этой модели востребованы сельским хозяйством и промышленностью, активно эксплуатируются в самых разных условиях.

Характеристики трактора ДТ-54

Начиная с пятидесятых годов был сконструирован трактор ДТ 54 технические характеристики которого не имели аналогов. Каждая деталь была продумана до мелочей:

  1. тип трактора: гусеничный;
  2. вес 5,4 тонны;
  3. высота 2,3 метра;
  4. тип двигателя: четырехтактный ДТ 54;
  5. номинальная мощность при 1300 оборотах в минуту — 54, л.с.;
  6. емкость бака — 150 литров.

Конструкция трактора

Внешние устройства трактора состоят из передней и задней части. В передней расположен двигатель, а в задней кабина. Рабочее оборудование находится в кабине. Она утеплена, оснащена мягким двухместным сидением с откидной спинкой. Также имеется стеклоочиститель ручного типа.

Техническое описание модели

В продольном разрезе трактора, видно все устройства, позволяющие работать этой технике:

  • масляный радиатор используется в летнее время, и служит охладителем масла двигателя. Он устанавливается впереди водяного радиатора, который в свою очередь представляет собой бачок. охлаждающий двигатель;
  • муфта сцепления дает возможность плавного соединения двигателя с передачей запуска трактора, а также быстрого отсоединения при его остановке. При усиленной работе двигателя муфты играют роль смягчителя нагрузок на него;
  • гусеничный ход трактора состоит из каретки, которая балансирует ось опорных катков. Они состоят из резиновых уплотнений, колец и пружин. При вращении катка кольцо вращается вместе с ним;
  • ходовая часть, включающая в себя раму, подвеску, передний и задний мост. Рама трактора имеет диагональные растяжки. Задний мост объединяет муфту и задний тормоз. Он имеет две независимые главные передачи — ведущую и ведомую шестерни;
  • вал отбора мощности предназначен для ее переключения.

Таким образом видно, что данная модель гусеничного трактора имеет многообразие конструкторских решений, которые обеспечивают широкий диапазон работ. Легендарный трактор ДТ 54 купить можно и в данный момент, хотя выпуск был приостановлен в 1979 году. Трактор ДТ 54 цена рыночная сегодня составляет до 120 тысяч рублей исправного, на запчасти такую модель можно найти до 50 тысяч рублей.

Трактор ДТ-74

Машина на гусеничном ходу, относится к тяговой категории 3,0 т, создана в конструкторском бюро Харьковского тракторного завода на основе тракторов моделей ДТ-54А и Т-75. Производство трактора велось с 1962 по 1983 год заводами в Харькове (под маркой ХТЗ) и Рубцовске (под маркой АТЗ). Всего было изготовлено более 880 000 машин.

Особенностью трактора стало применение 4-цилиндрового дизеля СМД-14А с системой жидкостного охлаждения.

Усовершенствование процессов сгорания топлива позволило поднять мощность до 75 л.с. Мотор оснащался оригинальным воздухоочистителем с циклонной камерой, соединяющейся трубопроводом с выпускным коллектором. При работе двигателя поток выхлопных газов создавал разрежение, которое вытягивало из фильтра скапливающуюся пыль.

Технические характеристики трактора удалось повысить с применением механической 6-скоростной коробки передач и усиленной муфты сцепления, оснащенной 2 дисками. На коробке по заказу устанавливался ходоуменьшитель. Поздние трактора ДТ-74 стали оснащаться модернизированной коробкой, имеющей 1 передачу заднего хода вместо 2. Вал привода навесного оборудования имеет привод от муфты сцепления.

Описание габаритов и вес машины:

  • длина — 4 225 мм,
  • ширина — 1 845 мм,
  • высота — 2 325 мм,
  • вес снаряженный — 5 910 кг.

Гидравлическая система оснащалась расходным баком, установленным под крылом на правой стороне. На поздних выпусках использовался модернизированный механизм навески, укомплектованный телескопическими нижними тягами и верхним амортизатором. Навеска собиралась по 2 и 3-точечной схеме.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий