Технические характеристики МТЗ-952
В таблице приведены основные технические характеристики МТЗ-952.
11,2-20; 13,6-20; 360/70R20;13,6R20;
15,5R38; 16,9R38; 18.4R34; 9,5-42; 11,2R42
Как уже было сказано выше, МТЗ-952 отличается от трактора с индексом 82 механической двухдиапазонной синхронизированной КПП и синхронизированным механическим понижающим редуктором, который замедляет передачи в 1,32 раза (рычаг управления расположен под рулем). В качестве опции вместо редуктора трактор можно оснастить реверс-редуктором, благодаря которому появляется 9 передач вперед и 8 назад (максимальная скорость — 30 км/ч), и двухскоростным ходоуменьшителем (16 передач вперед и 16 назад).
Модернизировано также и гидрообъемное рулевое управление (насос-дозатор Danfoss, цельная тяга и гидроцилиндр двойного действия в рулевой трапеции). Рабочее давление поддерживается на уровне 10-14 МПа. Двухскоростной независимый задний ВОМ имеет более удобную внешнюю регулировку ленточных тормозов.
Гидросистема универсального трактора отличается доработанным силовым регулятором (управляет только цилиндром заднего оборудования) и новым трехзолотниковым секционным распределителем. Работа системы происходит в двух режимах: силовое и позиционное регулирование. По заказу машину можно дооснастить возможностью смешанного режима управления, а также джойстиком, который позволяет одновременно работать сразу с двумя секциями распределителя. Отметим, что любой режим имеет «подъем», «опускание», «автоуправление» и «нейтральное» положение.
Особенности модификаций
Спустя год после запуска производства МТЗ инициирует программу доработки базовой комплектации трактора, с целью улучшить показатели ттх машины. Так появился трактор МТЗ-5К, который был снабжен раздельно-агрегатной навесной гидросистемой.
После 1958 года линейку серии МТЗ-5 пополнили модели МТЗ-5Л и МТЗ-5М, конечные буквы в названиях которых указывали на тип пуска двигателя: с помощью пускового двигателя или электро стартера соответственно.
В след за ними конструктора создали модификацию с литерой «С», оборудованную одноместной кабиной закрытого типа. Трактора МТЗ-5МС и МТЗ-5ЛС в основном применялись при работе на сложных грунтах и нередко оснащались полугусеничным ходом.
Что же касается «Южмаша», то первое время выпускал классический вариант МТЗ-5. Однако, вскоре было налажено собственное производство тракторов, которые в дальнейшем сохранили широко известное название «Беларусь», но известны всему миру уже как трактора ЮМЗ.
Силовая установка
Классическая модель «Беларусь-5» поставлялась на рынок с двигателем «Д-40» мощностью 40 л.с. Этот четырехтактный дизель, оснащенный четырьмя цилиндрами, в дальнейшем обзавелся модификациями Д-40Л и Д-40М, которые устанавливались на трактора с соответствующими литерами в маркировке модели. Буквы Л и М обозначали тип запуска мотора: электрический стартер или пусковой двигатель, соответственно. Трактор МТЗ-5ЛС компоновался движком Д-48Л с пусковым бензиновым двигателем и вихрекамерным смесеобразованием. Двигатель Д-48М на модификации трактора МТЗ-5МС запускался посредством стартера. Обе модели Д-48 имеют увеличенное число оборотов коленчатого вала (по сравнению с Д-40) и обладают мощностью 48 л.с.
Конструктивные изменения двигателей трактора Беларус-5 по сравнению с его предшественником МТЗ-2:
- Уменьшение массы двигателя и повышение его эксплуатационных характеристик.
- Более совершенная электроника (в частности освещение, сигнализация и пр.).
- Генератор постоянного тока.
- Электрооборудование силой тока 12 В.
- Аккумуляторы на 135 Ам-ч.
Конструкция
Когда-то МТЗ-5 считался лучшим трактором современности за счет целого ряда оригинальных и передовых решений, которые были отражены в его модели. В частности техника получила более совершенную муфту сцепления, новую гидросистему и вал отбора мощности с независимым приводом.
С помощью поверхностной закалки деталей при нагреве токами высокой частоты инженеры ощутимо повысили эксплуатационные характеристики ходовой и элементов трансмиссии трактора. Ходовая система стала более устойчива к нагрузкам благодаря модернизации конструкции передней оси и увеличению диаметра малых колес с одновременным снижением давления в их шинах.
Была дополнена система освещения трактора, в результате чего он получил четыре фары. Общий же вес конструкции уменьшился на 1/4 тонны.
В результате получился гораздо более универсальный по сравнению с МТЗ-2 трактор, который отлично агрегировался со множеством разнообразных сельхозмашин и оборудованием, требующим привод органов от вала отбора мощности.
Из рабочего оборудования «МТЗ-5» комплектовался гидрофицированным крюком, полунезависимым приводом, гидравлической навесной системой, ВОМ и приводным шкивом.
Отдельно стоит отметить возможность не только менять ширину колеи и перемещать ступицы ведущих колес по полуосям, но и устанавливать полугусеницы, что значительно повышало характеристики проходимости по различным (в том числе сложным) грунтам.
Трактор МТЗ-50: история создания
Минский тракторный завод создан постановлением правительства СССР №1142 в 1946 году и уже через два года дал первую продукцию. Разработка модели МТЗ-50 «Беларусь» начата в 1956 году параллельно с проектированием дизельного двигателя. Техническая и технологическая документация была подготовлена в кратчайшие сроки и была одобрена отраслевым НИИ.
К предсерийному выпуску нового пропашного трактора экспериментальный цех завода приступил в 1958 году, после чего он поступил на государственные испытания. По результатам последних и с учетом замечаний комиссии была проведена доработка машины и на ее базе создана полноприводная версия МТЗ-52.
Трактор МТЗ-52. Полноприводная версия
В соответствии с постановление Совета Министров от 14.11.1959 начало выпуска основной модели трактора было запланировано на 1961 год, а модернизированной – на следующий. Предприятию было предписано к концу пятилетки, довести суммарные ежегодные объемы производства машин обеих марок до 75 тысяч единиц.
В 1960 году были проведены опытно-конструкторские работы по установке на МТЗ-50 полугусеничного привода. Трактора данной модификации поставлялись сельхозпредприятиям и другим организациям по отдельным заказам. Применение резинометаллических гусениц существенно повысило тягово-сцепные характеристики и экономические показатели машины.
В 1963 году закончена модернизация МТЗ-50 «Беларусь» специально для хлопководческих хозяйств. Принципиальное отличие от серийной модели — трехколесная схема, пригодная для работы по четырехрядной системе. На Минском заводе данный трактор выпускался в течение 8 лет до 1977 года, после чего его производство было развернуто в Ташкенте на вновь созданном заводе.
В1964 году с конвейера МТЗ сошла первая серийная версия в полноприводном варианте. Данная машина быстро стала популярной среди механизаторов и ценилась за высокую проходимость. На базе описываемой модели были созданы три гусеничных трактора Т-54В для работы на виноградниках. Модификация выпускалась с колеей в 950 мм и 850 мм. Трактор выпускался вплоть до 1985 года и всего произведено 1 256 800 экземпляров.
Устройство и особенности эксплуатации
В основе трактора лежит полурамная конструкция с передним расположением мотора и большими задними колесами.
Большинство модификаций Беларус 82 имеют колесную формулу 2 на 2, обеспечивающую высокие показатели проходимости. Передняя и задняя подвески техники различаются: спереди устанавливается полужесткая балансирная подвеска, сзади – жесткая. Подобное решение обусловлено функциями передних колес, одновременно управляющих поворотом и являющихся движущей силой. При транспортировочных операциях оператор может отключить передний ведущий мост, чтобы снизить износ шин и расход горючего.
Двигатель трактора соединяется с трансмиссией посредством однодискового сухого сцепления с механическим приводом. Трансмиссия подразделяется на 3 части: передний мост, задний мост и коробка передач. До 1985 года Беларус 82 оснащался исключительно механической коробкой передач с 22 скоростями (18 передних, 4 задних передачи). Большое количество скоростей обуславливалось наличием понижающего редуктора. Впоследствии появились трансмиссии с функцией блокировки заднего моста с использованием гидравлики.
Задний мост состоит из конической главной передачи и 2 конечных передач с цилиндрическими шестернями. В его конструкции также присутствует конический дифференциал с возможностью блокировки (автоматически или принудительно). Передний мост представлен разрезной раздвижной балкой с возможностью регулировки колеи.
Наличие вала отбора мощности расширяет линейку дополнительного оборудования, используемого с моделью. Рабочие тормоза – дисковые сухие (устанавливаются на задние колеса). В качестве стояночных тормозов также используются дисковые тормоза.
Полный привод расширяет возможности машины, но требует дополнительных усилий при управлении даже с использованием гидроусилителя. В связи с этим рулевое управление на старых модификациях Беларус 82 нередко переделывали, добавляя специальный дозатор с насосом. За счет этого обслуживание машины упрощалось, а необходимое усилие на руле сокращалось. В стандартном варианте техника оснащается рулевым механизмом «червяк-косозубая рейка», вынесенным в подкапотное пространство перед мотором.
На трактор устанавливается раздельно-агрегатная гидравлическая система нескольких видов со следующими основными механизмами:
- распределителем;
- гидравлическим насосом;
- гидроаккумулятором;
- арматурой, фильтрами и трубопроводами;
- гидроцилиндрами;
- гидравлическим баком;
- силовым регулятором;
- гидроувеличителем.
Основным элементом системы является насос НШ-32 с мощностью потока 45 л/мин.
Беларус 82 имеет 12-вольтовую систему электрооборудования с аккумуляторами, расположенными в специальной нише сзади кабины. Батареи имеют разную мощность. Напряжение в сети после пуска поддерживается генератором.
Трактор комплектуется кабинами 2 типов. Изначально на технику устанавливалась малая кабина, позволившая в короткие сроки освоить производство новой модели. Среди ее достоинств значились малая масса, компактность и простота конструкции. Кабину можно было снять без особых проблем и отремонтировать в сельских мастерских. Минусов у нее оказалось не меньше. О комфорте работы приходилось только мечтать. Обшивка у кабины практически отсутствовала, потому пыле- и шумоизоляция были на низком уровне. В базовой версии отопительная система не предусматривалась. Из-за малых размеров стекол обзор оператора оказался ограничен. Другим недостатком стало низкое качество щитка приборов, электросхема которого регулярно давала сбои. Оператору приходилось самостоятельно устанавливать отопитель, дворники и обивку.
В середине 1980-х годов появились модификации с большой кабиной, повысившей комфорт работы. Температурный режим внутри поддерживался за счет отопителя и вентиляции. Герметизированный салон не позволял проникнуть внутрь пыли. Еще одним плюсом стало удобное кресло с регулировками по весу и росту.
Беларус 82 – один из наиболее надежных тракторов. Однако и он нуждается в регулярном обслуживании. Для модели предусматриваются:
- первое ТО – 60 моточасов;
- второе ТО – 240 моточасов;
- третье ТО – каждые 960 моточасов.
Стоимость тракторов серии Беларус 82 начинается от 1,1 миллиона рублей. Специальные модификации предлагаются дороже на 150-400 тысяч рублей. На рынке б/у техники Беларус 82 в рабочем состоянии можно приобрести за 600-950 тысяч рублей.
Плюсы и минусы
Сейчас уже сложно узнать о преимуществах или недостатках машины у механизаторов, которые её эксплуатируют. Но, из доступных записей, можно выделить положительные стороны модели.
- Хороший запас моторесурса. Производители заложили срок эксплуатации двигателя в пределах 5000 моточасов. Однако, как утверждали пользователи техники, при должном уходе он работал гораздо больше.
- Доступность навесного оборудования.
- Высокая ремонтопригодность. Благодаря унификации на МТЗ-60 подходят узлы и детали с других моделей.
- Неприхотливость в обслуживании.
Наравне с плюсами, среди описаний, владельцами указан ряд недостатков.
- Тесная кабина. В стеснённом пространстве механизатору с комплекцией выше средней было уже тяжело чувствовать себя комфортно.
- Плохая герметизация и шумоизоляция. В кабину проникала пыль при работе на сухих грунтах, а звук работающего двигателя ничем не приглушался.
- Необходимость постоянно регулировать сцепление. Как правило, даже трепетное отношение к этому узлу и точно выверенные настройки, не могли продлить срок службы фрикционного диска больше, чем на сезон.
Технические характеристики
Габаритные данные:
- Длина – 3810 миллиметров.
- Ширина – 1970 миллиметров.
- Высота – 2470 миллиметров.
- Дорожный просвет – 460 миллиметров.
- Наименьшая ширина передней колеи – 1200 миллиметров.
- Наибольшая ширина передней колеи – 1800 миллиметров.
- Наименьшая ширина задней колеи – 1400 миллиметров.
- Наибольшая ширина задней колеи – 2100 миллиметров.
- Наименьший радиус поворота – 2500 миллиметров.
Эксплуатационные значения:
- Конструкционная масса машины – 3600 килограмм.
- Устанавливаемый двигатель – дизельный Д-50.
- Номинальная мощность на выходе – 40.45 киловатт/55 лошадиных сил.
- Предельная мощность на выходе – 44.13 киловатта/60 лошадиных сил.
- Максимальная скорость – 33 километра в час.
- Расход топлива при максимальной нагрузке – 8 литров в час.
- Тип запуска – электростартерный
- Тип стартера – электрический, СТ-212.
- Тип пускового двигателя – бензиновый, ПД-10У.
- Способ смесеобразования – вихревая камера.
- Рулевое управление – гидравлический усилитель руля.
Трансмиссия:
- Тип коробки переключения передач – механическая, двух диапазонная.
- Количество передач переднего хода – 9.
- Количество передач заднего хода – 2.
- Блокировка дифференциала – механическая, при помощи педалей.
- Расположение блокируемого дифференциала – задний мост.
Гидравлическая система:
- Тип гидравлической системы – раздельно-агрегатная.
- Количество гидравлических цилиндров – 1.
- Гидравлический распределитель – трех секционный золотниково-клапанный.
- Тип гидравлического насоса – шестеренчатый.
- Модель гидравлического насоса – НШ-32.
- Максимальная грузоподъемность – не более 800 килограмм.
Емкости:
- Количество масла в топливной системе – 200 миллилитров.
- Емкость гидравлического усилителя руля 6 литров.
- Система охлаждения – 20 литров.
- Топливный бак основного мотора – 100 литров.
- Топливный бак пускового мотора – 1900 миллилитров.
- Содержание масла в двигателе – 12 литров.
- Контур агрегатной гидравлической системы – 20.5 литров.
Трансмиссия
Силовая передача состоит из механизмов сцепления, коробки передач, заднего ведущего моста и интегрированного в него привода вала отбора мощности с редуктором включения планетарного типа. Все механизмы трансмиссии объединены своими корпусами в единую масляную ванную и смазываются разбрызгиванием , за исключением сухого отсека муфты сцепления, изолированного сальниками. В полноприводной версии трактор дополнительно оснащён раздаточной коробкой, передним ведущим мостом и передающим вращение карданным приводом.
Кинематическая схема трактора МТЗ 50
Муфта сцепления
Сцепление МТЗ 50 однодисковое, фрикционное сухое постоянно замкнутого типа с диаметром ведомого диска 325 мм. Механизм размещён в сухом отсеке промежуточной части трансмиссии и присоединён своим корпусом к задней плите дизеля.
КПП
Двухступенчатый редуктор механического типа с прямозубыми скользящими шестернями. Компоновка коробки обеспечивает девять передач переднего хода (с обеспечением прямой передачи) и две заднего хода. За счёт дополнительной ступени в конструкции КПП, находящегося в задней части картера узла, происходит удваивание числа передач. Предварительно перед началом движения водитель выбирает ступень – «пониженную или повышенную», а затем нужную передачу переключением одного рычага.
Передачи | Выдаваемая скорость трактором км./ч |
I | 1,56 |
II | 2,65 |
III | 5,60 |
IV | 6,85 |
V | 8,15 |
VI | 9,55 |
VII | 11,70 |
VIII | 13,85 |
IX | 25,80 |
Задняя пониженная | 3,31 |
Задняя повышенная | 5,62 |
Схема переключения передач МТЗ 50
Задний мост
Механизм размещён в отдельном чугунном корпусе соединённый воедино с корпусами КПП и сцепления. Вращение от КПП передаётся через коническую пару шестерён главной передачи со спиральными зубьями. Далее через конический дифференциал с четырьмя шестернями закрытого типа вращение передаётся на ведущие полуоси конечной передачи, выполненные за одно целое с цилиндрическими прямозубыми ведущими шестернями. Ведомые, цилиндрические, прямозубые шестерни конечной передачи расположены непосредственно на полуосях ходовой трактора — передают вращение на задние колёса.
Трансмиссия МТЗ-50 в сборе
- Количество зубьев шестерён конической пары главной передачи 13 и 41, передаточное число 3,42
- Количество зубьев шестерён цилиндрической пары конечной передачи 13 и 69, передаточное число 5,038.
Тормоза
Фрикционные дисковые тормоза установлены на ведущих шестернях конечной передачи заднего моста с правой и левой стороны трактора.
ВОМ
Основной планетарный редуктор ВОМ размещён в задней части корпуса ведущего заднего моста. Конструкция обеспечивает работу отбора мощности в двух режимах:
- синхронный — со скоростью вращения вала 3,5 об/ на метр пути
- независимый — со скоростью 562 об/мин при номинальных оборотах дизеля
Смена режимов осуществляется переключением положения кулачковой муфты в соединении привода. Дополнительно может устанавливаться редуктор бокового ВОМ на корпус КПП трактора.
Передний мост МТЗ 52
Привод моста осуществляется от раздаточной коробки, установленной в правом люке КПП трактора через пару карданных валов с промежуточной опорой. Раздатка представляет собой редуктор с цилиндрическими прямозубыми шестернями и муфтой свободного хода в отдельном корпусе. Привод узел получает через промежуточную шестерню от вторичного вала КПП. ПВМ в своей конструкции принимает вращение на главную коническую пару со спиральными зубьями и передаёт вращение через самоблокирующийся с фрикционными муфтами дифференциал на полуоси с ведущими коническими шестернями конечной передачи. Далее, вращение передаётся на бортовые редукторы с нижними коническими парами шестерён, которые осуществляют непосредственный привод передних колёс.
Особенности эксплуатации
Для гидросистемы тракторов МТЗ 50 и 52 используются масла моторные марки М-8Г и М-10Г, а для картера дизеля — М-8ДМ и М-10ДМ.
В качестве смазки используется Литол.
Обкатка
В случае долгого простоя трактора, необходимо провести его обкатку. При проведении данной процедуры все детали машины прирабатываются, а смазка поступает во все узлы.
Сама обкатка не требует значительных затрат усилий от механика, но благодаря этому значительно продлевается эксплуатационный ресурс деталей, а также предотвращается возникновение поломок.
В первое время, которое занимает около 20 моточасов, нагрузка на мотор не должна превышать 50 % от полной мощности.
Важно следить за тем, чтобы температура нагрева корпусных деталей не превышала 70 градусов. В течении всего времени проведения обкатки необходимо ежесменно проводить технический осмотр по всем правилам
В течении всего времени проведения обкатки необходимо ежесменно проводить технический осмотр по всем правилам.
После завершения обкатки необходимо выполнить ряд действий:
- Очистить трактор от загрязнений;
- Заменить масло во всех системах;
- Смазать узлы и механизмы;
- Заменить масляный фильтр мотора и гидросистемы навески;
- Промыть фильтр топливного бака;
- Проверить ход педалей сцепления и тормоза;
- Удостовериться в надежности всех креплений;
- Проверить давление в шинах
Основные неисправности
Трактора Беларусь МТЗ 50 и 52 отличается легкостью в ремонте и заменяемостью деталей.
Ниже представлены основные неисправности:
- Двигатель не запускается из-за присутствия воздуха в топливной системе или неисправности топливного насоса.
- Часто возникает засорение фильтрующих элементов.
- При использовании некачественного топлива, мотор может вести себя нестабильно.
- Не правильно отрегулированы зазоры между клапанами.
- Возникновение синего дыма при выхлопе происходит из-за попадания масла в камеру сгорания.
- Перегрев двигателя.
- При включении передач возникают шумы.
- В тормозной системе изнашиваются накладки соединительных дисков.
Особенности системы подачи топлива
Система подачи топлива на тракторе МТЗ-50 состоит из нескольких основных частей:
- топливопроводов (высокого и низкого давления);
- насоса, подающего топливо в двигатель;
- фильтров для тонкой и грубой очистки;
- бака для заправки топлива.
Основная рабочая часть системы подачи топлива – топливный насос. Он имеет следующие технические характеристики:
- число рабочих секций – 4;
- направление вращения вала – вправо;
- сухой вес – 14 кг;
- давление, создаваемое помпой при номинальных оборотах двигателя – 1,7 кг/см2;
- давление в верхней части насоса при номинальных оборотах двигателя – 1,2 кг/см2.
Технические характеристики
Колесная формула | 4х2 |
Масса снаряженная, кг | 2700 |
Габаритные размеры, мм | 3935х1970х2405 |
Радиус поворота, м | 3,7 |
Клиренс, мм | 640 |
Колесная база, мм | 2450 |
Колея, мм | 1200-1800 |
Двигатель | Д-50Л/ Д-50М |
Рабочий объем, см3 | 4750 |
Номинальная мощность, л.с. | 55 при 1600 мин |
Двигатель и ходовая часть
Беларус модели МТЗ-52 относится к полурамному типу. На передней полураме устанавливается силовая установка и полужёсткая подвеска переднего моста. Задний мост тоже является составляющей рамы машины, на него устанавливается кабина.
Задние колёса можно сдваивать и изменять ширину колеи. Это увеличивает проходимость машины и снижает давление на грунт. Поэтому задние колёса крепятся при помощи клеммных соединений, которые существенно упрощают замену колёс.
В качестве силовой установки устанавливается четырёхтактный дизельный двигатель Д-50. Как вариант может устанавливаться усовершенствованная модель дизеля Д-50Л. Эти силовые агрегаты выдавали мощность в 55 лошадиных сил при объёме двигателя в 4,75 литра.
Из особенностей можно отметить камеру сгорания полураздельного типа. Расход горючего при максимальных нагрузках составлял 8 литров в час при объёме топливного бака в 130 литров. В настоящее время, эти показатели могут показаться скромными, но в 60-х годах прошлого века, такая мощь считалась почти вершиной эволюции отечественного тракторостроения. Благодаря этим особенностям МТЗ-52 классифицируется как машина 1,4 тягового класса.
Ходовая часть
Задние колеса у МТЗ-50 – ведущие, установлены на ступицы. С помощью карданного вала происходит передача усилия на передние колеса. Трактор МТЗ-52 – полноприводной. Благодаря кулачковому механизму блокирования дифференциала закрытого типа, активация процесса происходит нажатием на педаль.
Все процессы движения – маневрирование, замедление, ускорение, осуществляются посредством рулевого управления и тормозной системы. Передние и задние колеса регулируются: 120-180 см (передние), 140-210 см (задние).
Высокий агротехнический просвет 46,5 см позволяет использовать трактор МТЗ-50 на специфических земледельческих работах – в овощеводстве, на бахче. Величина радиуса поворота – всего 2,5 м, что способствует хорошей маневренности и проходимости особенно на бездорожье и в ограниченном пространстве.
Трансмиссия и гидравлическая система
Схема трансмиссии у МТЗ-52 Беларус была механической. Схема включала в себя коробку передач, дифференциал заднего моста, муфту сцепления и тормозную систему. Коробка передач – двухдиапазонная, девятиступенчатая.
Чтобы переключение между режимами происходило без потери рабочих мощностей, КПП дополнялась редуктором ходоуменьшителя и увеличителем оборотов. Трактор имел девять передних и два задних режима движения.
Муфта сцепления однодисковая, сухая постоянно-замкнутого типа. Дифференциал заднего моста мог блокироваться из кабины тракториста, для этого в полу имелась специальная педаль.
Тормозная система была многодисковой, раздельной для прицепного оборудования. Чтобы управление машины не доставляло проблем, устанавливался гидроусилитель руля.
За работу навесного оборудования отвечала раздельно-агрегатная система гидравлики. Она состояла из шестеренчатой насосной станции НШ-32 и золотникового гидрораспределителя с тремя выходами.
Благодаря такой конструкции, трактор МТЗ-52 Беларус мог выполнять функции экскаватора и погрузчика. Бульдозерный отвал тоже устанавливался, но гораздо реже. В основном для уборки снега на улицах города.