Особенности
Основными элементами экскаватора ЭО-3323 являются пневмоколесная платформа, рабочее оборудование и кабина оператора. Все используемые агрегаты способны совершать полные обороты. Благодаря этому была достигнуты высокие производительные качества машины, а также и многофункциональность. Экскаватор имеет специальный гидравлический привод, который как раз отвечает за все повороты самой машины при передвижении.
Конструкция экскаватора довольно прочная и надежная. Рама изготовлена из высокопрочной стали. По стандарту машина обладает полным приводом, что отлично сказывается на ее проходимости. Благодаря этому машина способна работать в довольно сложных условиях, что является большим плюсом для всей специальной техники. В задней части пневмоколесной платформы расположены откидные опоры, обеспечивающие высокую устойчивость при проделывании каких-либо работ. В передней части устанавливается прямой отвал, с помощью которого машина также способна создавать дополнительное усилие в целях повышения устойчивости.
Конструкция кабины усилена, что обеспечивает безопасные условия работы. А именно в передней части расположены две специальные стойки, изготовленные также из высокопрочной стали. Приборная панель выполнена довольно эргономично, а именно все необходимые приборы и датчики, отслеживающие состояние техники, находятся в одном месте.
Стоимость б/у экскаваторов ЭО-4225 и их возможные аналоги на рынке
На вторичном рынке специальной техники можно найти целый ряд предложений о продаже подержанных экскаваторов Э0-4225 различных модификаций. За единицу данной техники просят от 850 тысяч до 2,5 миллионов рублей, в зависимости от года выпуска и технического состояния каждого конкретного образца. Стоимость аренды экскаватора Э0-4225 за одну машиносмену может составить порядка 10-12 тысяч рублей.
Аналогичными данному экскаватору моделями спецтехники являются имеющие схожие с ним технические параметры и габариты, близкие по своей конструкции и производительности отечественные экскаваторы следующих моделей: ЕТ-26, МПТ-71, Э0-4121, Э0-4125. Разумеется, есть землеройные машины с аналогичными техническими характеристиками и у известных зарубежных производителей. В частности, у компаний Hyundai и JCB. Однако стоимость импортной техники, при схожих возможностях, будет не менее чем в 2-2,5 раза выше, чем цена отечественной. Цены на запасные части и техобслуживание – соответствующие.
Гидравлика
Используемые в системе гидропривода «ЭО-3322» сдвоенные насосы – регулируемые, аксиально-поршневые. Они способны создать максимальное давление в 250 килограммов на квадратный сантиметр. Этого достаточно «с запасом» для того, чтобы обеспечить стабильную работу стрелы и вспомогательных систем.
Гидравлика «ЭО-3322» надёжна, и, при регулярном контроле уровня рабочей жидкости, её эксплуатация не представляет проблемы. Стоит отметить, что даже при Советском Союзе в гидравлической системе «ЭО-3322» использовались качественные и долговечные комплектующие импортного производства.
«JCB»
Серия экскаваторной техники JCB включает более десятка моделей, эксплуатационная масса лежит в диапазоне от 11 до 47 тонн. Область применения машин довольно широка: от рытья траншей и котлованов до погрузочно-разгрузочных и других работ. Гусеничные экскаваторы JCB могут блокироваться при повышенных нагрузках. Техника может работать в условиях воздействия пыли и влаги, агрессивных сред и резких перепадов температур.
JS205LR
Компанией JCB India освоен выпуск нового гусеничного экскаватора марки JS205LR, агрегат может эксплуатироваться в разных климатических условия. Его особенность в том, что он оснащен удлиненной стрелой, длина которой составляет 8,7 м, а длина рукояти — 6,4 метров. Рабочий радиус составляет 15,6 м. Подобная техника может применяться в следующих сферах:
- добыча гайки и речного песка;
- уход за дном речных и морских их водоёмов;
- строительство каналов и систем водоотвода.
Двигатель имеет объём 5,9 л. Стрела и рукоять Stalker выполнены из высокопрочной стали и усилены внутренними распорками. Впечатляет усилие отрыва — 155 кН. В кабине эргономично расположены элементы управления. Есть звуковая и визуальная сигнализация, срабатывающая при низком уровне охлаждающей жидкости и высокой температуре гидравлического масла. Экскаватор прост в управлении. Все параметры отражаются на аналоговом дисплее. Комфортабельная кабина облегчает условия работы машиниста, что приводит увеличение производительности.
Достоинства:
- простота обслуживания;
- увеличенный рабочий радиус;
- многофункциональность;
- надежность.
Недостатки:
нет.
Экскаватор ЭО-5126: технические характеристики
Search results for ”
Универсальный экскаватор от главного российского производителя танков
ЭО-5126 «Тагил» – это гусеничный одноковшовый гидравлический экскаватор универсального назначения, с поворотной платформой и жёсткой подвеской рабочего оборудования. Продукция Научно-производственной Корпорации «Уралвагонзавод», город Нижний Тагил. Используется данная спецтехника для разработки немёрзлых грунтов 1-4й категорий – на разработке траншей и котлованов, с кусками величиной не более 5ОО мм. Может применяться и на мёрзлых и скалистых грунтах, после их предварительного разрыхления. ЭО-5126 производили также на Воронежском экскаваторном заводе, который в 2ОО9 году окончательно прекратил своё существование.
Технические характеристики
- Производительность – 40 куб.м/час;
- Радиус копания: 5 м — обратной лопатой; 4,7 м – прямой;
- Глубина копания – 3 м;
- Высота выгрузки: 3,3 м прямой лопатой, вилами и погрузочным ковшом; 2,2 м – обратной лопатой;
- Емкость штатного ковша – 0,25 куб.м;
- Усилие резания: 25 кН прямой лопатой и 26 кН обратной;
- Длительность рабочего цикла, не более – 15 с прямой лопатой; 18 с – обратной;
- Грузоподъемность при работе крюком – 0,5 т;
- Гидросистема – раздельная для экскаватора и бульдозера; рабочее давление – 10 и 7,5 МПа;
- Наибольшая высота подъема крюковой подвеской – 3,8 м;
- Вылет стрелы при наибольшей высоте подъема – 2,3 м;
- Базовое шасси – трактор «Беларусь» ЮМЗ-6АЛ/6АМ;
- Двигатель – дизельный, ДТ-65Н, 65 л.с.;
- Скорость передвижения максимальная – 19 км/ч;
- Преодолеваемый уклон – 10 градусов;
- Ширина колеи задних колес – 1550 мм;
- Клиренс – 450 мм;
- Габаритные размеры в транспортном положении, ДШВ – 6,48х2,2х3,8 м;
- Высота по кабине – 2460 мм;
- Масса со штатным навесным оборудованием – 6100 кг.
Двигатель
На экскаватор «ЭО-2621» установлен дизельный силовой агрегат «ДТ-65Н», имеющий мощность 65 лошадиных сил. Экскаватор оснащён механической девяти-ступенчатой коробкой передач с редуктором, удваивающим их число. В общей сложности, «ЭО-2621» имеет 17 передних и 4 задние передачи.
Для данной модели экскаватора характерно рулевое управление червячного типа, дополненное гидравлическим усилителем. Передовой секционный гидро-распределитель последней модели «ЭО-2621В-3» имеет антикавитационные клапаны «Гидроконтроль» и встроенные предохранители, что позволяет производить плавное совмещение операций и повышает точность работы.
Расход топлива
Двигатель экскаватора ЭО-2621, заставляющий работать всю конструкцию, рассчитан на 65 л.с. и в зависимости от возлагаемой на него нагрузки потребляет от 5,5 до 12 л/ч. При условии полного заполнения топливного бака ёмкостью 100 литров, такого запаса без проблем хватит на целую рабочую смену.
Гидросистема
В конструкции предусмотрены две самостоятельные гидравлические системы, но с единым баком для рабочей жидкости. Первая гидросистема приводит в движение рабочее оборудование от трёх шестерённых насосов типа «НШ32-3», жидкость подаётся через распределитель в гидроцилиндры ковша, рукояти и стрелы. Вторая система от насоса через распределитель подаёт рабочую жидкость в гидроцилиндр стрелы, в гидроцилиндры поворотного механизма, а через тракторный распределитель – в гидроцилиндры выносных опор и в гидроцилиндр бульдозера.
Все насосы приводятся в действие от коленвала дизельного мотора трактора посредством редукторов. В целях ограничения давления в запертой поршневой полости гидроцилиндра во время копания предусмотрен специальный разгрузочный клапан, перепускающий жидкость в штоковую полость гидроцилиндра, а избыток жидкости – в бак. Потеря жидкости в штоковых полостях гидроцилиндров компенсируются через обратный клапан. Плавное затормаживание в конце поворотов обеспечивается специальными демпферными устройствами, смонтированными в крышках гидроцилиндров.
Стрела экскаватора ЭО-2621
Стрела копательного ковша смонтирована на базе поворотной колонны. Такая конструкция не только позволяет использовать устройство и как прямую и как поворотную лопату, но и даёт поворот инструмента на угол до 160 градусов.
Устройство экскаватора
Спецтехника представляет собой первый экскаватор из гидравлических машин третьей размерной группы 2-го поколения.
Экскаватор ЭО-3323А — чертеж общего вида
Шасси экскаватора ЭО-3323 – прочная сварная рама. Спецтехника характеризуется высокой проходимостью, что определяется колесной формулой 4х4 (передние колеса – одинарные, задние – двойные). Гидравлический привод существенно упрощает управление машиной.
Устойчивость во время проведения работ обеспечивается откидывающимися опорами, которые установлены в заднем отсеке платформы. Дополнительный упор осуществляется расположенным впереди прямым отвалом.
Экскаватор имеет пневмоколеса. Полный поворот платформы производит поворотный механизм с помощью гидропривода, имеющего двухступенчатый планетарный редуктор.
Оснащение кабины
Спецтехника комплектуется кабиной с двумя усиленными вертикальными передними стойками. Она оснащена следующими элементами:
Кабина экскаватора ЭО-3323
- контрольные приборы;
- пульты управления;
- отопительная система;
- стеклоочиститель;
- козырек от солнца;
- амортизированное кресло, регулирующееся по вертикали и горизонтали.
Также в комплектацию входят: аптечка, огнетушитель, термос.
Экскаватор ЭО 2621. История модели и технические характеристики
Ярким представителем коммунально-строительной техники является экскаватор ЭО 2621, который известен не только на просторах бывшего Советского Союза, но и далеко за его пределами.
Такая популярность была завоевана за счет надежности и ремонтопригодности при невысокой стоимости как самого агрегата, так и запасных частей к нему.
Модель, объединяющая в себе экскаватор и бульдозер, выполнена на базе трактора «Беларусь», позволяет при сравнительно малых расходах топлива перемещать технику в течение дня между удаленными объектами для выполнения различного рода механизированных земляных работ.
История модели
Свою историю эта универсальная модель ведет от трактора Т-30 на базе которого, в начале 60-х годов, было смонтировано быстросъемное навесное оборудование, предназначенное для проведения земельных и погрузочно-разгрузочных работ небольшого объема. Называлась она Э-201.
Спустя некоторое время модель усовершенствовали и стали выпускать Э-221 уже на базе первых моделей трактора «Беларусь» МТЗ-5.
В 1974 году Златоустовский и Бородянский завод по выпуску экскаваторов освоили и приступили к изготовлению навесной конструкции под маркой ЭО-2621В, уже на шасси ЮМЗ-6КЛ.
В эту модель были внесены кардинальные изменения, которые коснулись компоновки кабины, что дало возможность значительно расширить ее и сделать более эргономичной, позволив установить поворотное кресло машиниста.
Модернизация коснулась манипулятора и механизма ковша, что за счет усиления конструкции и применения более мощной гидравлики удалось увеличить глубину прокопа до 3,4 м и увеличить силу разрезания грунта.
С 1986 года к конвейерному выпуску модернизированной модели ЭО-2621 В-2 на базе ЮМЗ-6АКЛ приступает Саранский завод. Механизм экскаватора уже имел угол поворота ковша 210 градусов и новый механизм колен стрелы, что уже позволило раскапывать грунт до глубины 4,25 м.
И только в конце восьмидесятых годов появилась, существующая на сегодняшний день хорошо проработанная версия экскаватора ЭО 2621 под индексом В-3.
Отличался ЭО-2621В-3 от предыдущих агрегатов гидравлическим приводом поворота колонки стрелы, до этого стоял не очень надежный цепной привод и кавитационными клапанами, которые исключили порыв напорных гидравлических рукавов (шлангов).
На сегодняшний день экскаватор ЭО 2621 выпускают более 12 предприятий на территории СНГ, кроме этого имеется ряд сборочных цехов в странах дальнего зарубежья.
Технические характеристики
В основном, одноковшовый экскаватор-бульдозер выпускают на базе колесного шасси тракторов «Беларусь» ЮМЗ-6АЛ/6АМ и МТЗ-82П и относят ко 2-ой размерной категории. Предназначается эта модель для механизированного производства земляных работ с грунтами 1-4 категории.
Популярность этой модели у потребителей основывается на универсальности и большой функциональности. Экскаватор ЭО 2621 оснащается основным рабочим оборудованием экскаваторного типа так и целым рядом дополнительного таким, как:
- бульдозерный отвал,
- погрузочный ковш объемом 0,5 м3,
- крановая подвеска вместо ковша,
- три вида погрузочных вил,
- телескопическая рукоять,
- грейфер,
- обратная лопата со смешенной осью копания,
- гидромолот,
- буровое оборудование.
Основные технические характеристики:
Наименование | Показатели | |
Базовая машина — трактор «Беларусь» | МТЗ-82П | ЮМЗ-6АЛ/6АМ |
Эксплуатационная масса, кг | 6300 | 5700 |
Мощность двигателя, кВт (л. с.) | 59,6 (81) | 44 (60) |
Габаритные размеры в транспортном положении, мм | ||
длина | 7700±100 | 6480 |
ширина | 2400 | 2200 |
высота | 3800 | 3800 |
Максимальная транспортная скорость передвижения, км/ч | 18,0 | 20,0 |
Минимальный радиус поворота с навесным оборудованием в транспортном положении, м | 6,3 | 5,7 |
Преодолеваемый уклон твердого сухого пути, º | 13 | 17 |
Дорожный просвет, мм | 190 | 400 |
Давление в гидросистеме, ограничиваемое предохранительными клапанами, Мпа | 16±1 | 7,5 или 10 |
Ширина захвата бульдозерного отвала, мм | 2290 | 2290 |
Навесное экскаваторное оборудование: | ||
Номинальная вместимость ковша, м3 | 0,1 – 0,28 | 0,1 – 0,28 |
Наибольшая глубина копания, мм | 3900 | 4150 |
Наибольший радиус копания, мм | 5200 | 5300 |
Наибольшая высота выгрузки, мм | 3500 | 3200 |
Угол поворота рабочего оборудования, º | 160 | 160 |
Продолжительность рабочего цикла (при наибольшей глубине копания), сек | 25 | 18 |
Работа экскаватора ЭО 2621 (видео):
Об истории модели и предприятия
Киевский экскаваторный завод относится к числу старейших машиностроительных предприятий нашей страны. Он был основан в 1898-м году как завод по производству сеялок и прочих сельхозмашин. Многие рабочие этого завода принимали участие в революционной деятельности, и после 1917 года активно участвовали в установлении Советской власти. С 1918 года завод назывался «Красный пахарь».
Первый экскаватор – карьерный многоковшовый, модели «МК-1», был выпущен заводом в 1934-м году. В 1935 году предприятие сменило специализацию, окончательно перейдя с выпуска сельхозтехники на производство экскаваторов, и стало называться «Красный экскаватор».
После начала Великой Отечественной завод был эвакуирован в Западную Сибирь, но сразу же после освобождения Киева от фашистов началось восстановление предприятия. Первый в истории СССР гидравлический экскаватор был выпущен именно здесь, в 1955 году, и в последующие годы завод переориентировали на производство именно такой техники.
После развала Советского Союза завод стал называться «Атек». Он регулярно анонсировал и пиарил выпуск новых, более современных моделей экскаваторов, но на деле приходил в упадок, его мощная материально-техническая база разбазаривалась и разворовывалась. Завод пережил несколько банкротств, рейдерских захватов – «масок-шоу» сотрудников УВД и «вооружённых людей в форме».
C декабря 2014 года на территории завода находится тренировочная база националистического полка «Азов», а оставшееся имущество разбирается, вывозится на металлолом и стройматериалы. Последней продукцией завода «Атек» стал единственный образец двухбашенного (!) танка «Азовец», сделанный из бульдозера на базе танка «Т-64».
Экскаватор ЭО-2626
Март 1, 2016
Экскаватор ЭО-2626 как один из представителей особого класса техники, широко применяется в строительных и хозяйственных работах.
Он имеет свои достоинства и недостатки, фиксируемые потребителями на основании длительного использования.
Некоторые из них заметны сразу же невооружённым глазом даже при просмотре технической документации и спецификаций, а некоторые известны лишь опытным пользователям.
Внешний вид экскаватора ЭО-2626
Устройство экскаватора-погрузчика ЭО-2626
Основу конструкции этой модели экскаватора составляет один из нескольких видов тракторов, распространённых и часто встречающихся на отечественном рынке. Их примерами являются МТЗ-82 и МТЗ-92. При этом также встречаются их модификации, которые отличаются видом тракторного шасси. Они имеют колёсную базу в формате 4х4, что даёт модели отличную проходимость в сложных условиях.
Основным направлением применения экскаватора ЭО-2626 и подобной техники является строительство, в частности, с её помощью выполняются следующие операции:
- Погрузка сыпучих стройматериалов;
- Подъём грузов;
- Монтаж конструкций;
- Расчистка территории и подготовка рабочих площадок;
- Рытьё траншей;
- Создание насыпей;
- Формирование котлованов.
Все эти операции возможны при условии применения рабочих узлов, входящих в базовую конструкцию, а именно: стрелы, ковша и фронтального погрузчика. Стрела работает благодаря телескопическому устройству со смещаемой осью копания. Она располагается в задней части экскаватора, и к ней крепится ковш.
Помимо этого, для экскаватора ЭО-2626 могут использоваться дополнительные приспособления, которые заменяются тем же оператором, который выполняет управление без привлечения спецтехники. К таким дополнениям относят:
- Грейфер;
- Бур;
- Грузовые вилы;
- Крановая подвеска;
- Обратная лопата;
- Однозубый рыхлитель;
- Гидромолот.
Условия эксплуатации экскаватора ЭО-2626 достаточно просты. Экскаватор применяется в любой сезон при любой погоде при соблюдении температурного режима в пределах от -40 до + 40 градусов. Категории грунтов при этом могут быть любыми из списка (I, II, III, IV). Другие категории могут обрабатываться только в качестве постобработки.
За мощность экскаватора отвечает дизельный двигатель без турбонаддува. Его конструкция 4-цилиндровая, 4-тактная с вертикальным расположением цилиндров.
Ходовая система базируется на пневматических шинах. Стоит учесть, что и передние и задние колёса выполняют ведущую функцию, но только передние выполняют направление устройства.
Экскаватор ЭО-2626 в работе
Расход топлива экскаватора ЭО-2626
Затраты топлива варьируются в зависимости от многих факторов. Часть из них связана с техническими особенностями, к примеру, используемой моделью двигателя.
Поэтому ввиду большого количества модификаций можно сделать лишь обобщённый вывод. В весенне-летний период потребляемый объём топлива может снижаться до 5 л/ч.
Но при максимальной нагрузке, увеличении скорости и выполнении работ в зимний период расход для экскаватора ЭО-2626 может превышать 10 л/ч.
Технические характеристики экскаватора ЭО-2626
- Базовое шасси – колесный трактор 4х4 «Беларусь» МТЗ 82.1 или 92П;
- Двигатель – дизельный, МТЗ, 82 л.с.;
- Количество передач – 17 вперед и 4 назад;
- Максимальная скорость передвижения, км/ч – 32 вперед и 25 назад;
- Снаряженная масса, т – 6,9 плюс/минус 0,100;
- Транспортные габариты, 7900х2400х3900 мм;
- Преодолеваемый уклон на сухом твердом пути – 13 градусов;
- Клиренс, не менее – 190 мм;
- Шины – 11.2/20 дюймов передние, 15.5 R38 задние;
- Рабочее давление гидросистемы – 16 плюс/минус 1 Мпа;
- Грузоподъемность номинальная – 800 кг;
- Объем перегрузочного ковша – 0,63 куб.м;
- Высота разгрузки перегрузочного ковша – не менее 2600 мм;
- Ширина режущей кромки перегрузочного ковша – 2000 мм;
- Тип экскаваторного ковша – обратная лопата;
- Номинальный объем лопаты – 0,25 куб.м;
- Ширина лопаты по режущей кромке – 550 мм;
- Глубина копания наибольшая – 4100 мм;
- Радиус копания наибольший – 5200 мм;
- Высота выгрузки наибольшая – 3500 мм;
- Продолжительность рабочего цикла – не более 16 с.
Технические характеристики
Описание трактора ЭО 26 21 условно можно разделить на 3 составляющие:
- техническая – конструкция, габариты, двигатель, трансмиссия, ходовая часть;
- условия работы и, как следствие производительность и исключение человеческого фактора при работе – организация рабочего пространства, эргономичность кабины и панели управления;
- экономическая составляющая – работоспособность и окупаемость, мобильность, соотношение выполняемых работ к стоимости.
В целом ЭО 2621 в 2 комплектациях – это среднемощный, компактный трактор с габаритами 2200х3800х6480 мм весом 6100 кг развивает скорость 2,1-19 км/час. Для высокой маневренности, поставлен на колесную базу шириной 2450 мм, клиренсом 400 мм и колеями колес:
- передние ведущие и направляющие – 1460 мм;
- задние ведущие – 1550 мм.
В зависимости от модификации, на технику устанавливается мотор:
- Д-65Н 40 л.с. (вариант А);
- Д-245 65 л.с. (вариант В).
Параметры навесного оборудования. Рабочие агрегаты состоят:
- из двух ковшей (сменяемых по необходимости) объемом 0,15 и 0,5 м³;
- обратной лопаты объемом 0,25 м³.
Максимальная производительность для работы ковшей 40 м³/час, с возможностью:
- максимально низкой точки копания 3000 (в поздней модификации 3500 мм);
- высотой погрузки погрузчиком в диапазоне 2200-3300 мм;
- с усилием резания 25-26 Кн.
Характеристики двигателя
Изначальная модификация компоновалась менее мощным двигателем Д-65 (41 л.с.), поэтому технические характеристики ЭО 2621А отличались от более поздней – ЭО 2621В 2 в которой мощность двигателя Д-243 составила 65 л.с. Это позволило увеличить глубину копания до 3500 мм и силу резания грунта.
Двигатель Д-245 – 4-тактный двигатель с водным охлаждением (принудительной циркуляцией жидкости), колен. валом 2200 об/минуту и V двиг 4,75 л.
Кабина
Кабина современного экскаватора максимально остеклена, соответствует отечественным стандартам, в ней уменьшено влияние негативных факторов: шума и вибрации. Установлен обогреватель, внешняя сторона оснащена омывателем и электрическими очистителями. Эргономичная панель с доступом к датчикам находиться на расстоянии 50 см, не создавая неудобств.
Расход топлива
Расход дизтоплива увеличивается в зависимости от прилагаемого усилия на двигатель. Примерный диапазон расхода:
- минимальный расход 5,5 л/час, потребляется при перевозках груза до 300 кг на средней скорости 10 км/час;
- максимальный 12 л/час при низких оборотах и работе с полной загрузкой, т.е. срезание почвы и возведения насыпей, работы лопатой вязкого грунта и т.д.
В любом случае, объем бака в 100 литров позволяет эксплуатировать трактор ЭО 2621 без дозаправки полный рабочий день.
Какие существуют виды гусеничных экскаваторов
Экскаваторы классифицируются по нескольким критериям: количество гусениц, привод, предназначение, принцип работы.
По количеству гусениц техника делится на:
- двух гусеничные;
- четырех гусеничные;
- восьми гусеничные.
Экскаваторы по типу привода делятся на:
- электрические;
- дизельные;
- гидравлические;
- комбинированные.
- для добычи ископаемых;
- для работы в карьерах;
- для стройки;
- для удаления горных пород.
Классификация экскаваторов по принципу работы
- использование гидравлического молота;
- погрузка для транспортировки;
- непрерывной работы;
- контролируемой работы.
В зависимости от сочетания этих критериев, экскаватор можно определить в конкретную категорию:
- Мини-гусеничные экскаваторы. Не занимают много места. Подходят для работы на небольших строительных площадках и в замкнутых пространствах.
- Самые распространенные модели- это экскаваторы среднего класса. Их спектр применения очень велик. Подходят как для незначительных работ, так и для самых крупномасштабных.
- Для самой тяжелой работы используют карьерные гусеничные экскаваторы. Настоящие гиганты, способные рыть самые глубокие фундаменты и раскапывать труднодоступные горные породы.